Почему омское топливо в Казахстане стоит дешевле, чем в Омске?
Прошу прощения за налоговую ставку в 18%. Так же прошу обратить внимание на саму суть ценообразования. Текс копипаста, читал его в прошлом году. Для многих будет интересно.
Среди прочих вопросов, который задают мне читатели, есть тема о том, что бензин в Казахстане, в том числе омский, стоит дешевле, чем у нас. Многих это удивляет, они, соответственно, валят на наши АЗС, мол, когда эти уроды нажрутся уже и т.п.
Да, действительно, омский бензин в Казахстане стоит дешевле. Это правда. Но причина этого — не в «жадности» АЗС в РФ и «доброте» АЗС в Казахстане, а в фундаментальных различиях, в частности, косвенного налогообложения топлива у нас и в РК.
Два основных косвенных налога в России и Казахстане — это НДС и акцизы. Бензин и дизель — подакцизные товары и у нас, и там.
Основная ставка НДС в России=18%. Ставка НДС в Казахстане = 12%.
Акциз на бензин в РФ в первом полугодии 2018 года = 11213 руб/тонна, на соляру=7655 руб./т
Акциз на импортный бензин в Казахстане в 2018 году=4500 Тг (по курсу это 820 руб), на дизель=540 Тг (по курсу это 100 руб.)
По закону, когда бензин или дизтопливо продаются в другую страну, то экспортер имеет право на возмещение из бюджета НДС, если он является плательщиком НДС и акцизов, если он является плательщиком акцизов. Таким образом, цена топлива для Казахстана и любой другой страны, куда вывозится омский бензин уменьшается. На сколько конкретно?
Предположим, цена бензина в России с НДС = 50000 рублей/тонна. НДС в этой цене в том числе 7627 рублей. Да акциза 11213 рублей. Если бензин продает в Казахстан переработчик или производитель, то и НДС и акциз из стоимости вычитаются, и для покупателя из Казахстана тот же омский бензин стоит уже 50000-7627-11213=31160 рублей.
Да, в Казахстане к этой ввозной цене прибавится казахский акциз и казахский НДС. (31160+820)*1,12=35818 рублей. Ну, пусть транспортировка обойдется в 5% стоимости. Итого 37609 руб.
Таким образом, себестоимость омского бензина в Казахстане будет почти на 13 тыс. рублей за тонну меньше, чем продажная цена в Омске. Исключительно за счет разных налогов в наших странах, а не из-за чьей-то жадности.
С дизелем разница не такая большая получается, но она тоже приличная. Пусть ДТ стоит в РФ 45000 руб/т. НДС 6864 рубля, акциз 7655 руб. На экспорт цена будет 45000-6864-7655=30481 руб.
В КЗ себестоимость ДТ будет (30481+100)*1,12=34251 руб. Накинем 5% на транспорт. Получим. 35964 руб. Почти на 10 тыс. дешевле, чем в РФ. Исключительно за-за налогов. Понятно, что к этой цене прибавится наценка, но итоговая цена на АЗС, очевидно, все равно будет дешевле.
Почему дешевые бензин и дизель стали дорогими в Казахстане, рассказали аналитики
Стоимость производства бензина и дизеля в стране рекордно низкая. Однако для потребителя окончательная цена оказывает выше. На этот процесс влияют и возникающие дефициты топлива. О том, почему сложилась подобная ситуация и что будет с рынком топлива в Казахстане, читайте в материале NUR.KZ.
Производство бензина за 10 месяцев 2021 года в Казахстане достигло 3,89 млн тонн. А дизеля – 4,2 млн тонн.
Это превышает аналогичные показатели прошлого года на 6,1% и 7% соответственно.
Всего в Казахстане работают три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), которые прошли процесс модернизации и фактически покрывают весь внутренний спрос.
Однако все равно в стране регулярно возникает проблема с дефицитом топлива и его подорожанием. О причинах этого явления рассказал аналитический портал Ranking.kz.
Почему дешевое топливо становится дорогим
Несмотря на пандемию и кризисную ситуацию, производство топлива за 2020 год в стране практически не сократилось (всего на 1% меньше, чем в 2019 году).
Динамика производства топлива в Казахстане. Источник: Ranking
Однако на потребительском рынке возникает ситуация с острой нехваткой дизеля и бензина.
То есть, с одной стороны НПЗ полностью покрывают внутренний спрос по уровню производства. При этом производимое топливо оказывается значительно дешевле, чем в других странах.
А с другой – ежегодно возникает нехватка этого топлива.
Одной из причин этого явления аналитики называют транзитный поток транспорта, который закупает бензин в Казахстане и вывозит его за границу.
В результате государство вынуждено закупать бензин или дизель в тех же странах, куда они были вывезены.
То есть изначально дешевые и вывезенные из Казахстана продукты НПЗ закупаются обратно в страну уже по более высоким ценам. Это приводит к подорожанию топлива на внутреннем рынке.
Другими словами, бензин и дизель в Казахстане дорожают, так как являются дешевыми.
Сравнение цен в Казахстане и других странах
При этом во всех приграничных странах топливо намного дороже, чем на казахстанском рынке.
Сравнение цен на топливо в Казахстане и приграничных странах. Источник: Ranking
Так, данные GlobalPetrolPrices на 22 ноября 2021 года указывают, что:
- в России бензин в среднем на 47,9% дороже, чем в Казахстане, а дизель – на 20,8%;
- в Кыргызстане разница достигает 63,9% и 15,7% соответственно,
- в Узбекистане — бензин более чем вдвое, а дизель на 54,1% дороже, чем в Казахстане.
И это не считая Китая, где бензин дороже почти втрое, а дизель почти в два раза.
Поэтому транзитный транспорт из соседних стран активно заправляется в Казахстане и фактически вывозит топливо, сокращая его запасы на внутреннем рынке.
Рост цен неизбежен
А дешевое топливо скупается и вывозится транзитным транспортом или другими способами и продается за границей (и даже обратно в Казахстан).
В итоге создаваемый дефицит приводит к высокому спросу и росту цен внутри страны.
Как отмечают аналитики, выходом из сложившейся ситуации может стать только увеличение стоимости топлива на отечественном рынке.
При этом подорожание бензина и дизеля до 1 января 2025 года будет неизбежным в рамках уравнивания цен на общем рынке нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Эксперт объясняет, почему в России бензин дороже, чем в Казахстане
Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 1 апреля 2020. Время чтения 7 мин.
Один литр бензина марки А-95 стоит в Казахстане 28,74 руб. Разница с РФ очевидна. Она оправдана не только размером акцизов, но и модернизированным в Республике нефтеперерабатывающим производством. Кроме этого, производители обязаны поставлять до 50% сырья на внутренний рынок практически по себестоимости.
Цена за баррель нефти влияет на экономику многих государств. Однако при анализе этого воздействия в соседних странах выясняется любопытная деталь: в Казахстане бензин дешевле, чем в России. Интересны прогнозы на стоимость топлива в РК в обозримом будущем.
Общее понимание вопроса
Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.
Фото: россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива. Источник: pbs.twimg.com
Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.
Автомобилист сравнил цены на бензин в Казахстане и России.Выяснилось, что стоимость «АИ-92» горючего на момент съёмки, а именно 7 марта, в казахстанском Павлодаре на АЗС «Газпром» — 26 рублей в переводе по курсу.В то время, как цена на бензин в России превышает сумму в 40 рублей pic.twitter.com/KDaox4XAiG
— Me llamo Oleś Filonenko (@taxfreelt) March 10, 2019
Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.
Цены 2020 года на бензин в РК
Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.
График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.
Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.
Разница с РФ является довольно ощутимой.
Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России
Марка продукта | В Казахстане, руб. | В РФ, руб. |
А-76/80 | 15,47 | – |
АИ-92 | 25,34 | 42,52 |
АИ-95 | 28,74 | 45,93 |
АИ-98 | 36,95 | 52,02 |
Источники: Яндекс Район, Росстат за период 5–19 марта 2020 г.
Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.
В России акциз представлен так:
- за автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, – 13 100 руб., соответствующий – 12 752 руб.;
- 8 835 руб. – за дизельное топливо (ДТ).
В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.
Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны
Цель реализации | Бензин | Дизельное топливо | |
декабрь-июнь | июль-ноябрь | ||
Оптовая производителями своего продукта | 4 363 | 96,4 | 1 660 |
Розничная производителями собственного продукта | 4 452 | 107 | 1 671 |
Розничная физическими и юрлицами | 89,2 | 10,7 |
Отдельно стоит сказать о ставках для импорта «автоеды»:
- 4 363 руб. – для бензина;
- 96,4 руб. – для дизтоплива.
По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.
Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.
Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92
Государство | Цена за л, руб. |
Казахстан | 25,34 |
Кыргызстан | 38,5 |
Россия | 42–47,17 |
Украина | 68,41 |
Источник: nur.kz, по данным на 11 марта 2020 г.
Правдивы ли «обвинения»
До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.
«Раньше мы зависели от России. Если помните, в 2016 году, когда цена упала на нефть, критика была, почему цена на нефть падает, а бензин в цене вырос. Тогда мы зависели от России: закупали часть бензина, авиакеросин, зимнее дизтопливо. А сейчас Казахстан полностью обеспечил внутренний рынок, и, соответственно, цены, по логике, должны держаться на одном уровне»
Нурлан Жумагулов, Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстан
Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.
Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.
Объяснение казахстанской стороны
Законодательство РК обязывает нефтедобывающие организации поставлять продукт, в том числе, и на внутренний рынок. Этот объем составляет 30–50% от всего добываемого сырья. Поставка в самой стране покрывает только транспортные нужды.
«В среднем на внутреннем рынке государства цена нефти оказывается в 2-3 раза ниже экспортных. Так в РК субсидируется политика горюче-смазочных материалов».
Нурлан Жумагулов, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService). Источник: informburo.kz
Причина стабильности цен на ГСМ в том, что средняя отпускная стоимость нефти на внутреннем рынке государства не поднимается выше 25–30 $ за баррель. А это уже ниже мировых стандартов. Вот почему внутренний рынок ГСМ РК может пока не бояться существенных изменений.
Возможность будущего снижения стоимости
Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.
Фото: даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России. Источник: livejournal @ hyarahani
Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.
Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.
После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:
Ближайшие прогнозы
Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.
Фото: НПЗ. Источник: сайт «Новости энергетики»
Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.
«Если сейчас нефть будет стоить 100 $ за баррель, недропользователи также будут поставлять нефть на внутренний рынок по себестоимости – 25-30 $. Если мировая цена на нефть опускается ниже 25 $в, то экспортные таможенные пошлины обнулятся. То есть сейчас, когда компании экспортируют нефть, они уплачивают экспортные таможенные пошлины в зависимости от цены на нефть. Есть механизм, если цена ниже 25 $, то по нулевой ставке они вывозят нефть. НПЗ сами имеют обязательства перед кредиторами. Соответственно, если девальвация произойдет, то они будут увеличивать стоимость. Если тенге подешевеет, допустим, на 10 %, то цена на бензин увеличится на меньший процент»
Нурлан Жумагулов
Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.
А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.
Ожидать ли в Казахстане дефицит топлива, рассказали в Минэнерго
Вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов на брифинге в ведомстве рассказал, что будет с бензином в стране, передаёт корреспондент BaigeNews.kz.
Ерлан Аккенженов заверил, что цены на топливо не планируется пересматривать.
«Бензин марки 92 мы не планируем менять, 95 — тоже не планируем менять. Вообще если говорить про бензины, то 92 — у нас регулируется государством, на данный момент предельная цена — 205 тенге за литр, 95 — у нас не регулируется государством, он регулируется рынком, поэтому игроки на рынке вправе устанавливать цены самостоятельно, но есть одно, но — это себестоимость товара. По правилам установления цен, которые смотрит Агентство по защите и развитию конкуренции и, основывается на себестоимости», — сообщил он.
Себестоимость казахстанского бензин, по его словам, ясна — это те цены, по которым продают наши местные компании.
«Если же мы говорим про российский бензин, то здесь надо уже учитывать себестоимость поставок российского бензина сюда в РК. Поэтому здесь нужно смотреть на дату заключения договора и туда прибавлять соответствующие налоги и сборы, которые присутствуют нас в стране… Если говорить о себестоимости, то порядка 390−400 тенге возможно уже будет себестоимость, это приблизительно, не нужно ее брать за основу. Он не может быть дешевле, потому что у них есть своя цена реализации, плюс к ней нужно добавить соответствующие налоги и сборы и стоимость транспортировки, поэтому дешевле он, конечно, быть не может», — отметил спикер.
При этом он подчеркнул, что топлива в Казахстане достаточно.
«Я хотел отметить, что в соответствии с нашими расчетными данными, и накопленными запасами, которые будут на конец сентября, плюс ремонтный период октябрь мы рассчитываем. Что Казахстан пройдет без каких-либо потрясений — бензин будет. Если говорить о запасах на сегодня, то у нас бензина достаточно, авиационного топлива — около двух месяцев, 92 бензина — больше чем месяц запас, ДТ — 36 дней, 95 — 24 дня, если не ошибаюсь. То есть нам может и не потребоваться российский бензин, я и говорю. Но такая возможность у нас есть», — резюмировал вице-министр.