Что говорит штурман на ралли
Перейти к содержимому

Что говорит штурман на ралли

  • автор:

Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?!

Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.

Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.

Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».

Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.

Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)

Для иллюстрации приведу видео Российского экипажа который уже засветился на мировой арене своей скоростью. И хорошо известен в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)

Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.

Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!

И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.

В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)

Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))

3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.

Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.

Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.

Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!

Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.

Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.

Привязка к передачам условна… как метроном написанное под фиесту на псковские грунты где я чаще всего езжу… она здесь просто для орентира здесь большую часть позаимствовал у Лукаса

Хочу так же сказать, что стенограмма это система которая с накоплением опыта развивается и изменяется, это не константа.

Если статья была вам интересна – делитесь.

с недавней нашей гонки)

Что говорит штурман на ралли

27
1
2
2
2
2
2
1
1

Стенограмма

Впервые, метод скоростной стенограммы в нашей стране был применен в 1967 г.

1891 г.- В России появился первый автомобиль. И в 1898 г были проведены первые автомобильные соревнования

За 70 лет был накоплен гигантский опыт в описании дорог спортсменами что и вылилось в скоростную стенограмму. К. Сочнов стал инициатором широкого внедрения этого метода в СССР

Большой вклад в это дело внесли гонщики довоенных и после военных лет.

1955 г. — Первое ралли в СССР

После армии в 1970 г. я начал учиться в МАДИ Ректором института был Л. Афанасьев. Он же тогда был и председателем ФАС СССР, да и Мамлеев, бывший гл. конструктор АЗЛК работал преподавателем и мы, студенты узнали от них о скоростной стенограмме 1967 г.

1976 г.- FIA ввело новые правила в ралли. И стенограммы стали более активно совершенствоваться.

1978 г. — лекция по новой стенограмме Зайцева А

1982 г — Сингуринди Э. Г. — тренер сборной СССР, автор многих книг рассказывал, писал о стенограмме и сам садился в спортивный автомобиль и помогал нам писать стенограмму.

1985 г. — Финляндия. Ралли 1000 озер. У меня сложился свой, заводской стиль записи стенограммы, на основе своего опыта и опыта сотен заводских гонщиков и тренеров. Это была могучая раллийная школа АЗЛК, которая была разрушена вместе с распадом СССР, но сохранившаяся в некоторых местах и в головах и в сердцах некоторых людей. С 1994 г. работаю профессиональным тренером в ралли. Занимаюсь подготовкой водителей и штурманов к гонкам. Пишу сам стенограмму для экипажей, обстрелливаю ее скоростью и отдаю штурману для гонки. Нахожу наилучшую линию движения, показываю, тщательно объясняю. Наблюдаю во время гонки, кто как едет, засекаю секундомером участки, помогаю, если надо. После гонки подводим итоги и двигаемся дальше.

Для записи стенограммы используем геометрию, физику 7 — 8 классов и математику начальных классов. С собой постоянно вожу линейку, транспортир, циркуль и маленькие и большие по размеру, бумагу. Начертите окружность с любым радиусом. Проведите вертикальную линию через центр этой окружности. Справа -правые повороты, слева -левые повороты.

Направление поворота пишем : правые — P или Пр или указываем стрелкой. Я пишу P латинское в стенограмме

Левые — L или Лв или указываем стрелкой. Я пишу L латинское в стенограмме.

Использую все цифры от 0 до 9 Итак 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 получается 10 цифр

180 градусов делим на 10 цифр (градаций) получаем 18 градусов. Итак, на одну единицу приходится 18 градусов. Делим еще пополам — получаем 9 градусов на одну единицу.

Ширина дороги для ралли бывает от 2-ух до 12 метров и более. В горах у меня было 1 м. 70 см. На кольцевых трассах бывало и больше 12 м.

ТРАЕКТОРИЯ В СТЕНОГРАММЕ

У автомобиля есть центр тяжести. И на повороте автомобиль участвует в двух движениях сразу, одновременно вращается вокруг вертикальной оси, проходящей через этот центр тяжести и по дуге вокруг центра, который находится вне дороги. Стенограмма описывает движение центра тяжести, то есть линию движения автомобиля. Радиус поворота дороги не совпадает с радиусом своей траектории. Почему? У автомобиля нет глаз. А своя траектория (профессиональная) имеет 2 основных радиуса и 3 радиуса переходных. У одиночного поворота на дороге только 1 радиус и все. В теме повороты рассмотрим это подробно. Путать нельзя эти дуги.. Дуга с радиусом поворота и дуга с радиусом своей траектории — это разные дуги. На скорость езды и безопасность движения траектории влияют конкретно и очень серьезно. Ошибка в траектории на входе в поворот на 5 см. дает ошибку на выходе из поворота 1 метр.

Очень узкая дорога, если ехать по ней, шириной примерно (2 -3 ) м. и является самой траекторией.

Если ехать по очень широкой дороге (10 — 12) м. и более, то можно выбрать для езды разные траектории.

Возьмите линейку, транспортир, циркуль и листы бумаги размером А-4 или А-3 миллиметровку. Начертите окружность с любым радиусом, проведите 2 диаметра под углом 90 градусов друг к другу. Начертите дороги разной ширины и автомобиль в масштабе. Начертите очень узкую дорогу поворачивающую на 70 градусов. Сама эта дорога и есть траектория. Теперь начертите очень широкий поворот под углом 90 градусов. Впишите очень узкую дорогу с поворотом 70 градусов в очень широкий поворот под углом 90 градусов. Можно использовать изогнутую скрепку, как шаблон. Хотя разница в углах этих дорог большая -20 градусов, но узкая дорога (траектория) легко впишется в широкий поворот — 90 градусов. В стенограмме мы пишем свою траекторию, а не траекторию дороги. Такое понимание дает большое преимущество в скорости, особенно на трудных, трехмерных дорогах. Это первый волшебный ключик к правильной стенограмме.

Вот этот первый ключик. Была проделана большая работа по замерам дорог, поворотов, траекторий, скоростей на них и на тренировках и в гонках. Выяснилась закономерность между шириной дороги и градусами, которые приходятся на 1 единицу в стенограмме. Например, если ширина дороги 3 м.,то на 1 единицу в стенограмме приходится 12 градусов, если 4 м.,то 14 градусов, если 5 м. то -16 градусов, если 6 м., то на 1 единицу в стенограмме приходится 18 градусов, если 7 м., то — 20 градусов, если 8 м. то — 22 градуса, если 2 м., то только 10 градусов приходится на 1 единицу в стенограмме. Какая польза от этого? Например, мы стоим на старте СУ для записи стенограммы. Видим, что ширина дороги 6 метров, впереди через 100 м. какой-то поворот. Подъезжаем ближе и видим, что дорога повернула направо на 90 градусов. Мы знаем, что при такой ширине дороги на 1 единицы в стенограмме приходится 18 градусов. 90 градусов поворота дороги делим на 18 и получаем цифру 5 Спокойно пишем в стенограмме 100 P5

Теперь, через несколько дней, во время гонки мы приезжаем сюда же. Стартуем. Штурман читает 100 P5 Ширину дороги мы видим. Закономерность знаем. Автоматически 18 градусов умножаем на 5 и получаем 90 градусов. И уже, находясь на старте, мы точно знаем, где выход из поворота. Каждые 0,5 м. ширины дороги -это 1 градус поворота траектории. Существуют соответствующие таблицы, помогающие правильно писать стенограмму. Зная ширину дороги и угол поворота дороги можно уверенно и правильно поставить цифру в свою стенограмму.

Расстояния в стенограмме в метрах мы используем следующие: 10, (15 — редко), 20, 30, 40, 50, 70, 100, 120, 150, 170, 200, 220, 250, 270, 300 и далее по прибору. Расстояние до 250 метров необходимо определять сразу, с одного взгляда и с точностью до 10%. Расстояние начинается в 1-ой половине поворота, там, где начинается разгон автомобиля и заканчивается расстояние на плацдарме, перед входом в следующий поворот, или в том месте, где надо изменить скорость или что — то сделать еще (перед ямой или перед прыжком) На плацдарме необходимо иметь нужную скорость, передачу, положение продольной оси автомобиля, правильное состояние водителя и др. Итак. В первой половине поворота нажимаем на педаль газа для полного ускорения и сразу же, с этого момента, идет расстояние до следующего плацдарма. Другими словами — расстояние, это команда к действию. Это второй волшебный ключик к правильной стенограмме. Где конкретно и как использовать педаль газа расскажу в теме повороты.

ДЛИНА КРИВОЙ В ПОВОРОТЕ

Возьмите лист бумаги А — 4 и циркуль и начертите окружность. Проведите оси координат. Четверть такой окружности и будет нормальной длиной дуги для поворотов типа 5 Найдите обыкновенный четырех сторонний перекресток с шириной дорог примерно 6 метров. Дороги под углом 90 градусов, радиус обычный, тот что построили дорожники. Это и будет настоящий, нормальный поворот Пр5 или Лв 5 Учитывая стиль езды и практику длина дуг таких поворотов составляет примерно 25 метров. Если длина дуги 50 м., то это будет двойной поворот. P5 — 5 Теперь половину этой окружности разделим на равномерные части. И дадим названия этим частям. Получатся разные дуги поворотов: острый, резкий, короткий, нормальный, длить, длинный, долгий (длиннющий), двойной. В зависимости от мастерства и спортивной формы используем только некоторые или все названия дуг. Итак. Для пояснения. Длину дуги нормального поворота Пр 5 или Лв 5 примем за 1 единицу. то есть — 25 метров, это 1 единица. Тогда: острый — 0,25 от единицы; резкий — 0,5 от 1; короткий — 0,75 от единицы длины; нормальный поворот — 1 единица дуги или 25 метров; длить — 1 + одна четверть; длинный — 1 единица +пол единицы; долгий — 1 единица + три четверти; двойной поворот — 2 единицы, то есть 2 четверти круга или пол окружности. Это ноты музыки. Это третий волшебный ключик к стенограмме. Гонщик может очень точно в стенограмме написать длину кривой. Например P 5 дл. Правый 5 длинный — это 25 м. + 12-13 м. = 37 — 38 метров. Округляем и получаем примерно 40 метров дуги, с радиусом на дороге примерно — 48 метров — это Пр 5 дл. Скорость езды такого поворота будет составлять 55 — 60 км. в час на гравии, на мокром асфальте и на льду с шипами 4, 5 мм. Также легко определяются параметры всех остальных поворотов. Имеются все необходимые таблицы. Все заводские гонщики знают все о каждом повороте.

ПОЛОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГЕ

На любой дороге можно провести осевую линию или продольную линию, то есть вдоль дороги параллельно обочинам. хоть на гравии хоть на снегу (воображаемую). На любой кривой то же самое делаем, и тогда продольная линия будет кривой.

Продольную линию можно провести и в автомобиле через центр тяжести.

Итак, мы имеем две продольных линии : одну на дороге, другую в автомобиле.

Чтобы показывать высокие результаты на СУ необходимо ехать быстрее вдоль дороги, а не поперек. Хороший гонщик максимально долго совмещает продольную линию дороги и продольную линию автомобиля. Этот прием помогает ехать быстро и безопасно еще и в закрытых местах (там, где дорога не видна).

Автомобиль на дороге (СУ) может находиться слева (сл), левее (лев), серединой (сер), правее (пр), справа (спр) Свою линию движения на СУ мы не пишем. Это стиль езды.

Траектории в повороте могут быть разные: внутри (в — ри) снаружи (с — жи) внутрь (в — рь), серединой (сер ) резать, чуть резать, не резать и другие, что штурман и записывает в стенограмму, а потом читает.

Трехмерные дороги (холмистая местность и горы ) также легко и точно описываются заводской, а значит, профессиональной стенограммой, как и любые другие дороги на планете Земля. Делается это так.

Например, стоим на старте СУ. Что мы видим с водительского места? На высоком джипе писать стенограмму не следует, если мы гонку едем на обычном легковом автомобиле, будут ошибки. Итак, смотрим вперед. Взгляд в меру расслабленный. Видим 100 метров, а дальше ничего не видим. Такие места на дороге могут быть либо трамплином (Т), либо джампом (J), либо прыжком (V), либо прыжком (V) с ограничением скорости, скорость ставится в кружочке над V. От того, как ведет себе автомобиль на соревновательной скорости в этом месте, водитель и ставит соответствующую букву. Т — если изменений в подвеске нет. J — подвеска распускается, или даже колеса отрываются от земли до 3 — 5 метров, V — автомобиль летит в воздухе до 15 — 20 метров и дальше, если позволяет подвеска. V с ограничением скорости — чтобы после прыжка остаться на дороге и не разбить автомобиль. Т, J, V, V с ограничением скорости — это линия поперек дороги, как линия стоп.

Если в невидимом месте дорога поворачивает и выход из поворота не виден, то существует система записи, когда по видимой части поворота точно определяется невидимая часть поворота.

Что такое на дороге шириной 6 метров Пр 5 мы уже знаем. Это нормальный, стандартный, единичный поворот. Приведу для понимания этой системы примеры.

100 ПР 5 200 — Такая запись, когда поворот Пр 5 виден.

100 Т Пр 5 200 — Т находится на плацдарме и поворот не виден с прямой. Поворачиваем руль в Пр 5 прямо на Т

100 Пр 5 Т 200 — Т находится на выходе из поворота, закрывает 200 метров, и никак не мешает езде.

100 Пр 5 с Т 200 — Такая запись, когда Т находится посередине поворота, на биссектрисе, которая делит угол пополам.

100 Р4 Т — 5 200 или 100 Пр 3 Т — 5 200 или 100 Пр 2 Т — 5 200 — Такая запись, когда Т находится в разных местах первой части поворота. Большая цифра означает крутизну поворота, а первая цифра показывает, какая часть поворота видна до Т ( сколько единиц) и на сколько единиц довернуть руль до 5, не думая, а сразу, еще на входе в поворот. Например, первая запись 100 Пр 4 Т — 5 200 Едем по дуге Пр 4 до Т эта дуга видна, и помним, что сказал штурман на прямой про Т — 5 И на Т доворачиваем руль на 1 единицу. 5 — 4 = 1 И знаем, что на 1 единицу при ширине дороги 6 метров приходится 18 градусов. Можно ездить с закрытыми глазами.

Тоже самое делаем, если вместо Т будет J или V или V с ограничением скорости.

Существует и применяется короткое слово «на» Это слово «на» ускоряет предстоящее действие водителя. Например, Пр 1 Т — 1 и другая запись Пр 1 Т х 1 Это один поворот в середине которого Т Первая запись читается. Правый один трамплин один. И другая запись читается Пр 1 Т на 1 Во 2 — ом случаи водитель должен руль повернуть чуть до Т, потому что выход из поворота чуть приближен к вершине поворота. Это нюанс, но важный. Скорость в «1» — примерно 180 км/час, это 50 м/сек Вот и нюанс ! Кто ездил, тот знает. Из нюансов и состоит водительское мастерство и мастерство будет разных уровней.

Итак, стенограмма учитывает и описывает ширину дороги, расстояния, характер дорог, угол поворота автомобиля, длину кривой, сцепление колес с дорогой, скорость в повороте и на прямой, мастерство экипажа, его тренированность, стиль вождения, возможности автомобиля и др. При этом, стенограмма — это только подсказка. Стенограмма описывает примерные действия водителя. Остальное делает стиль вождения. Одна цифра в стенограмме описывает и мгновенно заставляет действовать водителя и штурмана. Поэтому писать абы какую цифру в стенограмму просто нельзя.

Слишком взволнованный или драматичный голос штурмана привлекает внимание сознательного разума пилота и ум пилота остается активным. Такой голос препятствует попыткам достичь глубокого расслабления и подсознания, на котором необходимо вести гонку.

Стенограмму читает штурман на безопасное расстояние. Чтение заканчивают на расстоянии. Водитель может воспринимать 1 — 8 позиций (и больше) из стенограммы, которые озвучивает штурман, и по ним строить линию движения. Например. Пр 3 -2 Т Т Лв 1 Т Пр 2 V Лв 2 120 Лв 2 Т J х Р 3 250 Разберем этот участок гравийной дороги. Нарисуем его в масштабе на бумаге. Отметим Т, J, V черточками. Сколько позиций в голове держит водитель? Штурману надо знать. Пр 3 — 2 уже две позиции. V — это 8 — ая позиция. Расстояние от 3 до V около 300 м. И что делать штурману? Как читать? Тут расстояния 120 м. и 250 м. Итак, входим в Пр 3 на скорости 105 км/ час Длина дуги «3» 60 метров. Из них 15 — 20 метров уходит на разворот автомобиля. Длина дуги «2» составляет 80 метров и скорость может быть 140 км/час Лв 1 имеет длину дуги чуть больше 100 метров. И скорость перед прыжком может быть около 140 км/час , где автомобиль может лететь в воздухе 15 — 20 метров. Еще 120 м. ускорения и скорость может увеличиться до 160 км/час и приближается Лв 2 Т J х Пр 3 200 И скорость в «3» 105 км/час Как проехать этот участок быстрее? Вот гонки и проигрываются именно в таких местах, там, где дорога не видна, дорога петляет по холмам, идет то вверх, то вниз. Наизусть дорогу учить? Если ехать на гонку в первый раз и в последний, то и стенограмма не нужна, проехал по СУ как обычный водитель, приехал на финиш ралли и молодец. А если хочешь войти в десятку, в пятерку или выиграть гонку? Тогда нужна кропотливая, длительная и творческая работа, и в основном на дороге и с профессиональным тренером.

«Левая шпилька» — что говорит штурман пилоту в Ралли?

Если вы хоть раз смотрели ралли по телевизору, то, наверняка, задавались вопросом о том, что говорит штурман пилоту во время соревнований? Это называется стенограмма и штурман зачитывает ее пилоту на протяжении всей трассы.

Среди автогонщиков стенограмму принято называть “стенкой”. Она представляет собой небольшую тетрадь с “каракулями”, в которых штурман зачитывает информацию и передает ее пилоту в слух.

Под этими странными буквами и цифрами скрывается весь маршрут, который нужно проехать пилоту за минимально возможное время.

Стенограмма у каждой команды своя. Она делается так, как удобно штурману и пилоту, потому нет единых обозначений и стандартов. К примеру, “прямик 500” означает, что перед автомобилем будет участок протяженностью 500 метров без поворотов, но затем штурман может сказать “левая шпилька” – это означает такой поворот:

Как правило, это очень резкий поворот налево, который может менять траекторию почти на 180 градусов.

От работы штурмана зависит очень многое. Только он влияет на то, что будет делать пилот, а значит, его ошибки могут дорого стоить экипажу.

Как составляется стенограмма?

Как правило, штурман и пилот проезжают участок два раза не спеша на гражданском автомобиле. Во время движения, пилот изучает дорожное покрытие, повороты и места, где можно надавить на газ, а где нельзя.

Пилот диктует штурману – где, какой поворот и как он хочет о нем узнать. Штурман записывает эти пометки в виде специальных символов, букв и цифры в тетради, затем во время заезда диктует пилоту через гарнитуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *