Пользование автоматической коробкой передач (АКП, CVT, вариатор)
В вариантном исполнении на автомобили устанавливаются автоматические бесступенчатые коробки передач (CVT).
Примечание:
Начало движения и особенности езды на авто с АКП см. тут;
Пользование стояночным тормозом на авто с АКП см. тут
См. также Пользование МКП и Пользование АМТ
Все режимы автоматической коробки передач индицированы буквенными обозначениями на декоративной облицовке рычага переключения передач (селектора) и продублированы в цифровом виде на электронном табло комбинации приборов. При включении наружного габаритного освещения буквенные обозначения положения селектора одновременно подсвечиваются белым светом.
Рис. 20. Рычаг переключения передач автоматической коробки передач
Переключение режимов автоматической коробки передач осуществляется перемещением рычага переключения передач в направлении согласно схеме режимов переключений (рис. 20), в зависимости от желаемого направления движения. Для разблокировки рычага необходимо нажать кнопку фиксации 1 на рукоятке рычага переключения передач. При перемещении рычага из положения N в положение D, М, «+», «-» и обратно кнопку фиксатора можно не нажимать. Выбранный режим индицируется на жидкокристаллическом индикаторе в комбинации приборов.
Схема положений рычага переключения передач в автоматической коробке передач нанесена сверху на накладке и имеет две линии для переключения режимов работы.
Одна линия для переключения из положения Р (стоянка) в нейтральное положение N, на задний ход R или автоматический режим движения D, и другая линия для переключения на более высокую или низкую передачу в режиме ручного управления М:
«+» — для включения повышенной передачи;
«-» — для включения пониженной передачи.
Две линии соединены для переключения между автоматическим режимом D и режимом ручного управления М.
Режим ручного управления М может быть включен только из автоматического режима D.
Режим заднего хода R можно включать только из нейтрального положения N.
Переключение на более высокую «+» или низкую передачу «-» возможно только в режиме ручного управления М.
Положения Р, N, R, D, М являются фиксированными, положения «+» и «-» — нефиксированные.
Положения рычага:
Р (стоянка) — используется для исключения качения автомобиля на стоянке либо при пуске двигателя. При этом стояночный тормоз может быть включен или выключен.
R (задний ход) — передача заднего хода. Может быть включена только после полной остановки автомобиля, при работе двигателя на холостом ходу.
N (нейтральная передача) — используется при пуске двигателя на стоянке одновременно с включенным стояночным тормозом или при буксировке автомобиля. Кроме того, данное положение рычага переключения можно использовать для пуска двигателя при внезапной его остановке во время движения, но без использования стояночного тормоза.
Если, находясь в движении, Вы случайно перевели рычаг переключения передач в положение N, дайте двигателю сбавить обороты, прежде чем включить режим D (включается без нажатия кнопки фиксатора), и вновь разогнаться.
D (вождение) — используется для трогания и вождения в автоматическом режиме переключения передач.
Особенности эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач
Если необходимо проводить работы с автомобилем при работающем двигателе, включите стояночный тормоз и переведите рычаг переключения в положение Р.
Трогание и движение в автоматическом режиме
Нажмите на педаль тормоза и, нажав на кнопку фиксации, переведите рычаг переключения передач в положение D, при этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тормоза и, медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение. В большинстве случаев, при обычных условиях движения Вам больше не потребуется пользоваться рычагом переключения передач: переключение передач будет проходить автоматически в нужный момент и при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, так как автоматика учитывает нагрузку автомобиля, профиль дороги и выбранный Вами режим вождения.
Для того, чтобы совершить обгон, Вам нужно до упора нажать педаль акселератора. При этом коробка передач автоматически переключится на низшую передачу в зависимости от текущей скорости движения автомобиля. Автомобиль начнет ускоряться, используя всю мощность двигателя.
Трогание и движение задним ходом
Нажмите на педаль тормоза и, нажав кнопку фиксации, переведите рычаг переключения передач в положение R, при этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тормоза. Медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение.
Остановка автомобиля
После полной остановки автомобиля, удерживая ногу на педали тормоза, переведите рычаг переключения передач в положение Р, при этом в коробке передач будет включена нейтральная передача, а ведущие колеса механически заблокируются трансмиссией.
Никогда не пытайтесь перевести рычаг переключения передач в положение Р во время движения автомобиля. Это приведет к серьезным механическим повреждениям и к потере управляемости автомобиля.
Кратковременные остановки
При кратковременной остановке, например, перед светофором, необязательно переходить на позицию N и, тем более, Р. Достаточно удерживать автомобиль с помощью педали тормоза. Двигатель при этом будет работать в режиме холостого хода.
Примечание. С целью снижения расхода топлива, в комплектации автомобиля с автоматической бесступенчатой коробкой передач (CVT), после остановки автомобиля, при определенных условиях (скорость — 0 км/ч; рычаг селектора выбора режимов в положении D; удержание педали тормоза; ровное, без уклонов дорожное покрытие; отсутствие включения ламп указателей поворотов и т. д.), реализована функция внутреннего перехода систем коробки передач в режим N, при переходе в состояние данного режима происходит снижение нагрузки на двигатель, воспринимаемое как слабо ощутимый толчок.
Стоянка
Автомобиль должен быть остановлен полностью. Включите стояночный тормоз и после этого поставьте рычаг переключения передач в положение стоянки Р. Благодаря такому порядку операций, особенно на уклонах, блокировочный механизм не будет слишком нагружен и впоследствии можно будет легко вывести рычаг переключения передач из этой позиции.
Снятие блокировки рычага переключения передач коробки передач
При разряженной аккумуляторной батарее рычаг переключения передач нельзя перевести из положения Р, даже если нажать кнопку на рычаге, при нажатой педали тормоза.
Рис. 21. Снятие блокировки рычага переключения передач
Для перевода рычага переключения передач нужно нажать на кнопку принудительной разблокировки 4 (см. рис. 21), находящуюся под чехлом рычага, и одновременно нажать на кнопку 1 (см. рис. 20) на рукоятке.
Чтобы получить доступ к кнопке разблокировки:
1. Необходимо отсоединить верхнюю часть чехла 2 (см. рис. 20) от рукоятки рычага переключения передач. Для этого требуется повернуть по часовой стрелке нижний хромированный колпачок 3 (см. рис. 21) рукоятки на угол 45° и сдвинуть колпачок с чехлом вниз вдоль оси рычага.
2. Нажать вниз через сложенный чехол на кнопку разблокировки 4, согласно ее расположению (см. рис. 21). Теперь Вы сможете перевести рычаг переключения передач из положения Р в положение N.
В целях обеспечения безопасности, во время проведения этой операции, включите стояночный тормоз и удерживайте нажатой педаль тормоза.
При возврате чехла на место, рукоятку рычага переключения передач необходимо придерживать рукой, чтобы избежать спадания рукоятки с рычага и исключить риск повреждения пластиковых компонентов рычага переключения передач.
Если Вы сталкиваетесь с проблемами при переводе рычага переключения передач автоматической коробки передач из положения Р (стоянка), выполнив все вышеуказанные операции, обратитесь к дилеру LADA.
Перегрев АКП
Известно, что сильный перегрев вредит АКП. Больше всего достается рабочей жидкости. При нагреве выше 115-120 °С её ресурс сокращается. От перегрева также страдают клапаны управления, фрикционы и другие неметаллические элементы. Больше всего коробка греется при частых переключениях при большой нагрузке — виноват псевдоспортивный, дёрганый стиль езды с резкими ускорениями. А вот на больших скоростях при движении по трассе, хотя агрегат передает большую мощность, потери в нём невелики, а обдув, снижающий температуру, хороший. Поэтому перегрева не наблюдается.
Влияние температуры жидкости на срок службы АКП
Как продлить ресурс АКП:
— При вынужденной долгой остановке (ж/д переезды, глухая пробка и тому подобное) ставьте селектор на нейтраль.
— В ползучей пробке фиксируйте первую передачу, чтобы уменьшить число переключений.
— Избегайте буксования и буксирования.
— Следите за уровнем жидкости.
— Мойте радиаторы.
Вариатор — первые впечатления и ощущения от его работы.
Я никогда не ездил до этого на двухпедальных машинках, поэтому может излишне где приукрашу, потому что не искушен ещё, но попробую рассказать как мне все видится.
Jatco JF015E, немного доработанный, как заверили меня в салоне, и очень надежный агрегат, который точно проедет без проблем до конца гарантии. Это 100 тысяч км, или 3 года. Причем даже масло менять не надо. Ну ну, сказал я про себя. Я, конечно, вряд ли на машине проеду 100 тысяч, а продам пораньше, но как то не хочется, чтобы коробка отрыгнула через 120 тысяч км у следующего хозяина. Поэтому масло все таки менять на ней нужно, вместе с заменой фильтров и магнитиков на поддоне (избавлением от стружки), но это позже, через тысяч 50 пробега. Стоимость удовольствия около 15 т.р. Эксплуатировать вариатор тоже советуют бережно, без резких стартов и торможений, высоких бордюров и глубоких сугробов и с хорошим прогревом в зимнее время, с минимумом перегревов (кстати, дополнительного радиатора он не имеет, но общая система охлаждения двигателя подключена к коробке, сам я тестировать на перегрев коробку ни за что не буду, но судя по экспериментам в интернете – перегреть её задача не простая). Если заглохнет, то нельзя тащить на тросе, только эвакуатор, а если не заглохла, но ехать сама не может – то тащить в режиме N не больше 50 км. Вроде как набор условий не самый приятный, но с вариатором менее надежным продавалось большое количество машин на нашем рынке – это и жуки, и кашкаи и флюенсы – у кого то были проблемы с ними, кто то отъездил без проблем не одну сотню тысяч км. Да и когда я ездил на механике, в принципе, эксплуатировал авто так же бережно, мой стиль вождения очень спокойный и я никогда не насилую автомобиль.
Езда на вариаторе крайне приятная – машина очень плавно ускоряется, в пробке ведет себе максимально комфортно, вообще без дерганий. Шум коробки и вибрации теперь в прошлом, разве что слышен тихий тихий гул, он появляется на скорости примерно в 60 км/ч, и пропадает на 75 км/ч. Ещё вариатор не дает возможности сделать резкий старт с места, то есть резко "перепрыгнуть" из одного ряда в другой больше не получится, это надо сразу знать, чтобы не раскорячиться в городе в первый же день эксплуатации. Размеренный характер вариатора, в целом, мешает хулиганить на дороге, располагает к спокойному и плавному вождению. Есть ручной режим, для этого надо сдвинуть влево рычаг на режиме D, тогда виртуальные передачи будут переключаться либо на максимальных оборотах, либо принудительно, если дергать рычаг вверх-вниз, но коробка не дает самостоятельности водителю, если ей не нравится передача, которую хочет получить водитель — она просто её отменяет сама. Поэтому такой режим может быть полезен разве что на трассе, во время быстрого обгона, чтобы чуть быстрее повысить обороты двигателя, либо во время динамичного ускорения, например в гору, когда нужно посильнее раскрутить двигатель. Но сама по себе работа коробки происходит таким образом, что входить в режим ручного управления даже не хочется. На трассе все предельно правильно и так, как нужно. По городу, если с места ускориться на светофоре, то чувствует ощутимый провал в тяге где то на 50-60 км/ч — одновременно с этим мотор начинает резко повышать обороты, и кажется, будто в холостую. Если ехать пассажиром и не знать, что коробка автоматическая, то ощущение такое, что водитель зачем то выжал сцепление и придавил на газ в холостую)). Это все происходит 2-3 секунды, просто коробка переходит с первой передачи на вторую, основную, и начинает уже нормально ускоряться. Все это относится именно к динамичному старту, при спокойном трогании переход на вторую передачу проходит незаметно.
Один раз уже успел попасть на бездорожье, сидел на рыбалке и резко пошел хороший ливень, а дорога была глиняная. Ну, приятного конечно мало. Резина заводская через 2 минуты уже потеряла сцепление с дорогой абсолютно, ехал как кусок масла, который ползет по раскаленной сковородке (можно подобрать и менее лицеприятные аналогии). В конце плохой дороги появилась приличная горка, антибукс не дал подняться с первого раза — обороты застыли на отметке в 1500 и машина медленно и уныло, несмотря на "газ в пол" начала спускаться обратно вниз)) Отключать электронику кнопкой не хотелось, потому что я не прошел ещё обкатку, поэтому пришлось брать приличный такой разгон, чтобы форсировать таки препятствие))
Что касается переключения режимов вперед-назад — то все происходит очень быстро. Машина дает поехать назад уже через секунду, после полной остановки. Разворачиваться на узкой дороге на ней очень удобно (у многих на механике задняя втыкается очень долго). Кстати, нежелательно на уклоне ставить в режим Р сразу — небольшой откат, который происходит в это время сильно нагружает и опоры двигателя и ремень вариатора. В результате, если потом начинать движение, ощущается приличный "пинок". Чтобы это не допустить, нужно перед тем, как поставить Р, поднять ручник. А в самом конце уже отпустить педаль тормоза. Некоторые ставят ещё сначала N, и потом только Р. Я вроде не заметил разницы, пинка и без N потом не ощущается.
В общем, первые впечатления от неё максимально приятные. Посмотрим, как будет дальше, пока я доволен полностью.
Как пользоваться вариатором — инструкция и полезные советы
Вариатор (CVT JATCO) в настоящее время устанавливается на Lada XRAY. В дальнейшем эта автоматическая бесступенчатая коробка передач будет устанавливаться на Lada Vesta. Вариатор конструктивно отличается от АМТ (автоматизированной трансмиссии) и АКПП, поэтому в ходе эксплуатации автомобиля с этой трансмиссией следует помнить о ряде правил, которые позволят продлить срок службы этой трансмиссии.
В этой трансмиссии работает и клиноременная передача, так и двухступенчатый планетарный редуктор с шестернями, а еще гидротрансформатор. Учитывая это сочетание, АВТОВАЗ называет эту коробку: бесступенчатая автоматическая трансмиссия, но далее по тексту мы будем использовать слово «вариатор».
Инструкция по эксплуатации вариатором есть в руководстве автомобилем. Вот что там пишется:
Пуск двигателя
В положении P пуск двигателя возможен без нажатия педали тормоза. В положении N пуск двигателя возможен только при нажатии педали тормоза. Включите зажигание и пустите двигатель.
Нажмите педаль тормоза и, нажав на кнопку фиксации, переведите рычаг переключения передач из положения P в положение R или D (в зависимости от желаемого направления начать движение). При этом нога должна находиться на педали тормоза, педаль акселератора должна быть отпущена.
Управление вариатором
Переключение режимов вариатора осуществляется перемещением рычага переключения передач в направлении согласно схеме режимов переключений (см. рис.), в зависимости от желаемого направления движения. Для разблокировки рычага необходимо нажать кнопку фиксации 1 на рукоятке рычага переключения передач.
При перемещении рычага из положения N в положение D, М, «+», «–» и обратно кнопку фиксатора можно не нажимать.
Выбранный режим индицируется на жидкокристаллическом индикаторе в комбинации приборов.
Схема положений рычага переключения передач в автоматической коробке передач нанесена сверху на его рукоятке и
имеет две линии для переключения режимов работы.
- Одна линия для переключения из положения P (стоянка) в нейтральное положение N, на задний ход R или автоматический режим движения D
- Другая линия для переключения на более высокую или низкую передачу в режиме ручного управления M: «+» – для включения повышенной передачи; «–» – для включения пониженной передачи.
Две линии соединены для переключения между автоматическим режимом D и режимом ручного управления M.
Режим ручного управления M может быть включен только из автоматического режима D. Режим заднего хода R можно включать только из нейтрального положения N.
Переключение на более высокую «+» или низкую передачу «–» возможно только в режиме ручного управления M.
Положения P, N, R, D, M являются фиксированными, положения «+» и «–» – нефиксированные.
- P (стоянка) – используется для исключения качения автомобиля на стоянке либо при пуске двигателя. При этом стояночный тормоз может быть включен или выключен.
- R (задний ход) – передача заднего хода. Может быть включена только после полной остановки автомобиля, при работе двигателя на холостом ходу.
- N (нейтральная передача) – используется при пуске двигателя на стоянке одновременно с включенным стояночным тормозом или при буксировке автомобиля. Кроме того, данное положение рычага переключения можно использовать для пуска двигателя при внезапной его остановке во время движения, но без использования стояночного тормоза.
ВНИМАНИЕ! Если, находясь в движении, Вы случайно перевели рычаг переключения передач в положение N, дайте двигателю сбавить обороты, прежде чем включить режим D (включается без нажатия кнопки фиксатора) и вновь разогнаться.
- D (вождение) – используется для трогания и вождения в автоматическом режиме переключения передач.
Включенная передача и положение паркинг (1, 2, 3, 4, 5, 6, D, R, N, P) отображаются на дисплее в комбинации приборов.
ВНИМАНИЕ! Никогда не пытайтесь перевести рычаг переключения передач в положение P во время движения автомобиля. Это приведет к серьезным механическим повреждениям и к потере управляемости автомобиля.
При кратковременной остановке, например, перед светофором, необязательно переходить на позицию N и, тем более, Р. Достаточно удерживать автомобиль с помощью педали тормоза. Двигатель при этом будет работать в режиме холостого хода.
Стоянка. Автомобиль должен быть остановлен полностью. Включите стояночный тормоз и после этого поставьте рычаг переключения передач в положение стоянки Р. Благодаря такому порядку операций, особенно на уклонах, блокировочный механизм не будет слишком нагружен и впоследствии можно будет легко вывести рычаг переключения передач из этой позиции.
Снятие блокировки рычага
При разряженной аккумуляторной батарее рычаг переключения передач нельзя перевести из положения Р, даже если нажать кнопку на рычаге, при нажатой педали тормоза и, следовательно, ведущие колеса останутся механически заблокированными трансмиссией.
Для перевода рычага переключения передач из положения Р необходимо провести демонтаж декоративного чехла рычага от облицовки туннеля пола, который фиксируется на четырех защелках по углам рамки чехла, затем поднять его вверх в положение А (см. рис.), и в месте, показанном стрелкой. В посредством гибкого стержня от пишущей ручки, нажать вниз на кнопку С принудительной разблокировки, находящуюся в отверстии в корпусе селектора впереди от рычага и одновременно нажать на кнопку 1 (см. рис) на рукоятке рычага. Теперь Вы сможете перевести рычаг переключения передач из положения Р в положение N.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В целях обеспечения безопасности, во время проведения этой операции, включите стояночный тормоз и удерживайте нажатой педаль тормоза.
ВНИМАНИЕ! Если Вы сталкиваетесь с проблемами при переводе рычага переключения передач автоматической коробки передач из положения Р (стоянка), выполнив все вышеуказанные операции, обратитесь к дилеру LADA.
Условия начала движения
На автомобиле с вариатором не рекомендуется начинать движение сразу после пуска двигателя, особенно в зимний период.
Для предотвращения интенсивного износа комплектующих коробки передач рекомендуется после пуска двигателя дать время (не менее 30 секунд), чтобы масло в вариаторе под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
В течение нескольких минут после начала движения следует избегать резких ускорений.
ВНИМАНИЕ! При движении на автомобиле с вариатором рекомендуется избегать пробуксовки, резкого ускорения и торможения, это небезопасно для агрегата и обеспечивает повышенный износ коробки передач.
При остановке на подъеме не следует держать ногу на педали акселератора. Это создает риск перегрева вариатора.
В очень холодную погоду система может блокировать переключение передач вручную, пока коробка передач не прогреется до рабочей температуры.
ВНИМАНИЕ! Для автомобилей с вариатором буксировка автомобиля для пуска двигателя запрещена.
Буксировка
При выключенном двигателе система смазки вариатора не работает, поэтому буксировку автомобиля необходимо производить на грузовой платформе эвакуационного автомобиля или с вывешенными передними колесами.
В исключительных случаях возможна буксировка автомобиля на четырех колесах, но только передним ходом при работающем двигателе, с рычагом в нейтральном положении N со скоростью не более 48 км/ч и на расстояние не более 50 км.
ВНИМАНИЕ! Буксировка автомобиля на четырёх колесах с выключенным двигателем запрещена.
Транспортировка прицепов
Транспортировка прицепов или буксировка других автомобилей для вариатора крайне нежелательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ.
ВНИМАНИЕ! Первые 2 тысячи километров, пока не будет проведена полная обкатка двигателя и трансмиссии, буксировать другие автомобили или прицепы запрещено.
А какие советы по эксплуатации автомобиля с вариатором можете оставить вы? Напомним, ранее мы рассказывали про основные проблемы и неисправности вариатора Jatco.
Как правильно ездить на вариаторе лада веста
К вариаторной коробке передач на Весте у многих водителей сложилось неоднозначное отношение. Распространено мнение, что такая трансмиссия, часто «зависает», а также требует особых навыков вождения и особых условий эксплуатации. Об особенностях эксплуатации вариатора на Весте рассказал один из дилеров АВТОВАЗа.
Избавляемся от «зависаний»
На определенных оборотах в большинстве автомобилей с вариаторнй коробкой передач двигатель зависает. Более того он даже на высокой скорости продолжает наращивать обороты. С такой проблемой на Весте справиться помогут простые правила. Следует избегать длительных пробуксовок, а также стояния в пробках и на светофорах при включенном режиме «драйв». В таких случаях рекомендуется переключаться в режим «паркинг» или использовать нейтральную передачу.
Заливать в коробку передач качественное трансмиссионное масло
Масло служит для охлаждения коробки передач. Вариатор на Весте очень требователен к охлаждению. Поэтому рекомендуется использовать только хорошее масло, которое рекомендует АВТОВАЗ. Низкокачественное масло при нагреве теряет свои свойства. В результате вариатор может выйти из строя.
Понижать скорость авто постепенно
Не рекомендуется резко глушить LADA Vesta после длительной езды на скорости свыше 100 км/ч. Мотор автомобиля должен остывать постепенно. В ином случае в вариаторе масло перегреется, что может привести к поломке этого узла. Сначала рекомендуется снизить скорость на 10-20% и проехать на такой скорости пару минут. После этого следует продолжать снижение скорости и выполнять останов автомобиля.
Выполнять регулярную замену масла
Пока LADA Vesta на обкатке, уровень масла рекомендуется держать на максимуме. Каждые 30-40 тысяч км следует производить замену масла. Если машина работает в такси или эксплуатируется в тяжелых условиях – то замену масла следует проводить чаще.