Сбор за проезд по дорогам кто устанавливает
Перейти к содержимому

Сбор за проезд по дорогам кто устанавливает

  • автор:

Особенности оплаты дорожных сборов

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.

Вы не поверите — кому мы платим за платные дороги. Это интересно. ⁠ ⁠

Оплачивая проезд по платным дорогам, мы справедливо полагаем, что деньги идут в доход государства, в бюджет. Наивные все-таки мы люди!

Эффективные менеджеры не для того сидят в уютных кабинетах, чтобы финансовые реки текли в казну, не принося прибыли в их личные карманы. Но это же вопиюще несправедливо и должно преследоваться по закону. Чтобы этого не происходило изобретены изящные (с точки зрения авторов) юридические схемы.

В XXI веке в современной России напрямую в бюджет идут только налоговые платежи. Все остальные платежи обязательно собирают уполномоченные организации. Найти открытые сведения по вопросу платежей за платные участки дорог практически невозможно. Эта информация от рядовых налогоплательщиков скрыта под предлогом государственной и коммерческой тайны.

Вы не поверите - кому мы платим за платные дороги. Это интересно. Дорога, Аркадий Ротенберг, Проезд, Стоимость

Автомобильные дороги общего пользования федерального значения (более 50 тыс. км) находятся в управлении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), за исключением 3,7 тыс. км, которые переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

Критерии определения дорог, подлежащих передаче Росавтодором под управление ГК «Автодор», в явном виде не определены. Однако исходя из списка дорог, уже находящихся под её управлением, можно предположить, что это в первую очередь дороги, трафик которых относительно легко можно «коммерциализировать». Это наиболее лакомые участки дорог, построенные за счет федерального бюджета, в том числе трасса М4 Дон.

Для сбора дорожного оброка на платных участках госкомпания «Автодор» легко могла бы создать подведомственные подразделения, но это случилось только на трети ее дорог, где за сбор платы отвечает ООО «Автодор – Платные Дороги» (учредители – ГК «Автодор» и приближенные частные лица).

На большинстве платных участков Автодора оператором по сбору платы выступает ООО «Объединенные системы сбора платы» (ООО «ОССП») – собственник через цепочку компаний — Аркадий Ротенберг.

Сбор платы на участке М4 Дон, проходящем по Ростовской области и Краснодарскому краю осуществляет ООО «Объединенный оператор» — среди собственников которой через цепочку компаний – Александр Чистяков, муж известной певицы Глюкозы

Однако это не все платные дороги в России принадлежат государству. Есть еще участок с 15 по 58 километров трассы Москва-Петербург управляется ООО «Северо-западная концессионная компания». Это лакомый участок, проходящий мимо аэропорта Шереметьево. Так вот эта компания через цепочку учредителей также принадлежит Аркадию Ротенбергу.

Сбором платы за проезд по этой дороге также осуществляет ООО «ОССП» Аркадия Ротенберга. Здесь все отдано на откуп концессионера, размер платы он устанавливает по своему желанию. Проезд по этому участку в 43 км стоит 750 рублей (17 рублей за км), что почти в 10 раз больше, чем в среднем стоит проезд по М4 Дон. И скидок по транспондеру Автодора вы там не дождетесь! Возмущенным россиянам такую жадность приписывают несчастным французам, которые оказались среди учредителей вместе с Аркадием Ротенбергом. И все протесты натыкаются на так называемую «защиту частного инвестора».Вот такая арифметика!

Штрафы, налоги, акцизы и сборы: сколько денег в бюджет приносят автомобилисты

Люди покупают машины, топливо и масла, платят налоги, меняют водительские удостоверения и уплачивают штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Мы посмотрели, сколько денег получает за счет этого бюджет и как они потом тратятся.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Сколько денег в бюджет приносят автомобилисты

Согласно отчету об исполнении бюджета России за 2021 год, 3,4% доходов федерального и 6,9% доходов региональных бюджетов тесно связаны с автовладельцами.

Часть денег, например транспортный налог, платят сами автомобилисты. Другую часть, например акцизы, платят производители автомобилей, бензина, дизтоплива и автомасел. Но мы исходим из того, что все подобные налоги и сборы в конечном счете включаются в розничную цену автотоваров. Получается, их компенсируют покупатели.

Совокупно бюджетная система страны получила от «автомобильных» платежей минимум 1,8 трлн рублей. Расскажем, из чего складывается эта сумма.

Акцизы на бензин и дизтопливо — 842,6 млрд рублей. В стоимость топлива заложены акцизы: в 2022 году это около 18,7 ₽ за литр бензина пятого класса и около 11,3 ₽ за литр дизельного топлива. Акцизами облагается как произведенное в России, так и импортное топливо. Правда, у нас оно в основном отечественное: акцизы с импортного топлива в 2021 году составили меньше 0,04% от всех таких поступлений в бюджет.

Утилизационный сбор — 515,9 млрд рублей. Его ввели только в 2012 году, но он уже находится на втором месте по поступлению средств в бюджет. Сбор платится практически с каждого произведенного или импортированного автомобиля — кроме редких случаев вроде отреставрированных раритетов в оригинальной комплектации. Обычно сбор платят импортеры и производители автомобилей, закладывая расходы в цену.

Условный «Автоваз» за произведенную Ладу Гранту с объемом двигателя 1,6 л заплатит 178 400 ₽. Обычный человек столкнется с необходимостью платить этот сбор, если решит ввезти автомобиль в Россию самостоятельно. За машину старше трех лет нужно будет заплатить 5200 ₽, за новую — 3400 ₽.

Транспортный налог — 195,9 млрд рублей. Граждане заплатили за 2021 год 154,2 млрд рублей, или 78,2% всего транспортного налога, организации — 41,6 млрд. Учитывая, что в стране около 64 млн транспортных средств, средний налог на одну машину получается около 3060 ₽ в год.

Обложка статьи

Штрафы — 93,6 млрд рублей. В 2021 году ГИБДД возбудила 182,9 млн дел о нарушении правил дорожного движения — примерно по три нарушения в год на среднестатистическую машину. Около 73% правонарушений приходится на превышение скорости, выявленное камерами видеонаблюдения. Причем 95% таких нарушений — на 21–40 км/ч . Можно предположить, что именно этот проступок приносит в казну больше всего денег.

Акцизы на транспортные средства — 66,4 млрд рублей. Акциз на новую Ладу Гранту с двигателем мощностью 90 л. с. в 2022 году — 4770 ₽, по 53 ₽ за каждую лошадиную силу. Но чем мощнее машина, тем выше ставка акциза. Например, акциз на Порше Кайен с двигателем мощностью 340 л. с. — 484 500 ₽: по 1425 ₽ за лошадиную силу.

Платежи в систему «Платон» — 39,6 млрд рублей. В 2015 году в России появился новый вид сборов: нужно платить за проезд грузовиков массой более 12 тонн по дорогам федерального значения, потому что тяжелые машины разрушают дороги. Этот сбор так и называется: «Платеж, уплачиваемый в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам». Ставка сейчас — 2,54 ₽ за километр пути.

Госпошлины — 27,9 млрд рублей. Например, за выдачу водительского удостоверения полагается уплатить 2000 или 3000 ₽ в зависимости от формата документа. За выдачу ПТС — 800 ₽. Есть и другие виды госпошлин. В сумме за год набегает 26,6 млрд рублей. Еще 1,3 млрд приходится на госпошлины за специальные разрешения на проезд тяжеловесного или крупногабаритного транспорта.

Плата за парковки — 10,2 млрд рублей. В 2012 году стартовал пилотный проект по внедрению платной парковки на улицах Москвы. Сегодня платные парковки есть во многих крупных городах. По информации «Газеты-ру» , Минтранс исследует вопрос о распространении проекта по всей стране.

Обложка статьи

Акцизы на моторные масла — 3,8 млрд рублей. На пятилитровую канистру масла акциз составляет около 30 ₽, это 6,075 ₽ за килограмм. Акцизы на моторные масла распределяются между федеральным и региональным бюджетами примерно поровну.

Прочее — 4,2 млрд рублей. Мы не знаем, кто и почему перечислил в бюджет 2,8 млрд рублей по статье «Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности», но решили учесть и эти доходы.

Еще 1,3 млрд рублей принесло использование имущества государственных автодорог, например сдача в аренду земель в полосе отвода. Также в группу «Прочее» мы отнесли небольшие поступления: например, по отмененному еще в 2003 году налогу на пользователей автомобильных дорог бюджет за год получил 11,8 млн рублей, а по итогам взимания сборов за проезд иностранных автомобилей — 3,5 млн.

Что мы не учли. Например, в 2017 году ввели экологический сбор на шины: 7109 ₽ за тонну, или около 240 ₽ за комплект на четыре колеса, если считать массу средней шины равной 8,5 кг . По расчетам Счетной палаты, этот сбор принес 3,57 млрд рублей за 2017—2019 годы . Сейчас он приносит, видимо, не меньше — то есть как минимум 1,2 млрд рублей в год, но данных, чтобы точно рассчитать его долю, мы не нашли.

Доходы бюджета, которые связаны с автомобилями опосредованно, не поддаются оценке. Допустим, процесс заправки машины на АЗС: известна сумма поступивших в бюджет акцизов на бензин, возможно — доходы от аренды земельного участка, если он находится в государственной собственности. Но НДС, налог на прибыль и тому подобные косвенные доходы с бензина и купленного на заправке кофе учесть сложно.

Наконец, отдельного упоминания заслуживают платные дороги. За проезд по российским платным дорогам в 2021 году автовладельцы заплатили 40,1 млрд рублей. Однако сама по себе госкомпания «Автодор», которая управляет этими дорогами, убыточна: на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог за тот же период потратили 427,9 млрд рублей.

Разницу компенсируют субсидии из бюджета и частные инвестиции. Вероятно, какие-то деньги в бюджет приносят компании вроде ОССП — подрядчики «Автодора», но подсчитать эти суммы также невозможно.

Сбор за проезд по дорогам кто устанавливает

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. N 257 “О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с частями 5 — 7 статьи 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

методику расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение);

максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение);

предельное значение максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. N 47 "О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 6, ст. 843);

абзац третий пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 г. N 995 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. N 47 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. N 47, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 г. N 995 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. N 47 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 23, ст. 3823).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 февраля 2023 г. N 257

Методика
расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение)

1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение) (далее соответственно — плата за проезд, платная автомобильная дорога, платный участок).

2. Расчет платы за проезд осуществляется владельцем платной автомобильной дороги, владельцем платного участка, а в отношении платной автомобильной дороги и дороги общего пользования федерального значения, содержащей платный участок, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", — указанной Государственной компанией (далее — оператор).

3. Размер платы за проезд может дифференцироваться в отношении категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года, направления движения, выбранного пользователем платной автомобильной дороги или платного участка (далее — пользователь) способа внесения платы за проезд из установленных договором, предусмотренным частью 1 статьи 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Федеральный закон).

При этом размер платы за проезд, дифференцированный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, должен быть равным для транспортных средств одной категории.

В случае если оператор для привлечения пользователей предоставляет скидки по оплате проезда в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок, размер таких скидок должен быть равным для транспортных средств одной категории при одинаковой частоте или регулярности поездок.

4. Плата за проезд (П i,N ) определяется по формуле:

П i,N = L ? Ро i,N ? A ? B ? C,

L — общая протяженность платной автомобильной дороги или платного участка (километров);

Ро i,N — устанавливаемый оператором размер платы за проезд одного километра платной автомобильной дороги или платного участка для транспортных средств соответствующей категории без учета скидок по оплате проезда в i-м году (рублей за километр);

A, B, C — коэффициенты, учитывающие предусмотренную пунктом 3 настоящей методики дифференциацию размера платы за проезд.

5. Значение Ро i,N для платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате реконструкции, комплексного обустройства, должно удовлетворять следующему условию:

Ро i,N ? Рmax Р i,N ,

где Рmax Р i,N — максимальный размер платы за проезд транспортных средств соответствующей категории, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона в отношении платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате реконструкции, комплексного обустройства, для i-го года (рублей за километр).

6. Значение Ро i,N для платного участка, являющегося отдельным искусственным дорожным сооружением, должно удовлетворять следующему условию:

Ро i,N ? Рmax ОС i,N ,

где Рmax ОС i,N — максимальный размер платы за проезд транспортных средств соответствующей категории, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона в отношении платного участка, являющегося отдельным искусственным дорожным сооружением, для i-го года (рублей за километр).

7. Значение Ро i,N для платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате строительства, должно удовлетворять следующему условию:

Ро i,N ? (Рmax С i,N ? L С1 + Рmax ОС i,N ? L ОС ) / L С ,

Рmax С i,N — максимальный размер платы за проезд транспортных средств соответствующей категории, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона в отношении платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате строительства, для i-го года (рублей за километр);

L С1 — протяженность платной автомобильной дороги или платного участка, не являющегося отдельным искусственным дорожным сооружением, созданных в результате строительства (километров);

L ОС — протяженность платного участка, являющегося отдельным искусственным дорожным сооружением, созданного в результате строительства (километров);

L С — общая протяженность платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате строительства (километров), определяемая в соответствии с пунктом 8 настоящей методики.

8. Общая протяженность платной автомобильной дороги или платного участка, созданных в результате строительства (L С ), определяется по формуле:

L С = L С1 + L ОС .

9. При необходимости установления единого размера платы за проезд по автомобильной дороге, включающей 2 и более платных участка, не менее чем один из которых создан и (или) реконструирован на основании концессионного соглашения, размер платы за один километр платного участка такой автомобильной дороги для проезда транспортных средств соответствующей категории (Ро i,N ) должен удовлетворять следующему условию:

Ро i,N ? (Рmax С i,N ? L С + Рmax Р i,N ? L Р + Рmax К i,N ? L К ) / L общ ,

L Р — общая протяженность платного участка, созданного и (или) реконструированного не на основании концессионного соглашения (километров);

Рmax К i,N — предельное значение максимального размера платы за проезд, установленное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона в отношении платного участка, созданного и (или) реконструированного на основании концессионных соглашений, для i-го года (рублей за километр);

L К — общая протяженность платного участка, созданного и (или) реконструированного на основании концессионного соглашения (километров);

L общ — общая протяженность платных участков, в отношении которых устанавливается единый размер платы за проезд транспортных средств (километров).

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 февраля 2023 г. N 257

Максимальный размер платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение)

Категория транспортного средства (N) Описание категории транспортного средства Максимальный размер платы за проезд транспортных средств, без учета НДС (рублей за километр)*
в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог, созданных в результате реконструкции, комплексного обустройства в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог, созданных в результате строительства в отношении платных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, являющихся отдельными искусственными дорожными сооружениями
1. Транспортные средства с 2 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой не более 2 м 5 8 29
2. Транспортные средства с 2 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой от 2 м до 2,6 м 6,75 12 43,5
3. Транспортные средства с 2 осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой 2,6 м и более 9 16 58
4. Транспортные средства с 3 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой 2,6 м и более 14,25 25 91,5

* Подлежит ежегодной индексации на каждый текущий год путем умножения на накопленный с 2022 года к текущему году индекс потребительских цен, определяемый в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, и рассчитывается по формуле:

Рmax i,N = Pmax 2022,N ? ИПЦ 2022 ? . ? ИПЦ i-1 ,

Рmax i,N — максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), для i-го года (рублей за километр);

ИПЦ — индекс потребительских цен начиная с 2022 года.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 февраля 2023 г. N 257

Предельное значение
максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений

Категория транспорт-ного средства (N) Описание категории транспортного средства Предельное значение максимального размера платы за проезд транспортных средств, без учета НДС (рублей за километр)*
в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких автомобильных дорог в отношении платных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, являющихся отдельными искусственными дорожными сооружениями
1. Транспортные средства с 2 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой не более 2 м 16,5 115,5
2. Транспортные средства с 2 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой от 2 м до 2,6 м 25 173,5
3. Транспортные средства с 2 осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой 2,6 м и более 33 231
4. Транспортные средства с 3 и более осями, включая транспортные средства с прицепом, высотой 2,6 м и более 53 370

* Подлежит ежегодной индексации на каждый текущий год путем умножения на накопленный с 2022 года к текущему году индекс потребительских цен, определяемый в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, и рассчитывается по формуле:

Рmax i,N = Pmax 2022,N ? ИПЦ 2022 ? . ? ИПЦ i-1 ,

Рmax i,N — предельное значение максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений, для i-го года (рублей за километр);

ИПЦ — индекс потребительских цен начиная с 2022 года.

Обзор документа

Утверждена новая методика расчета платы за проезд по платным дорогам. Она заменит методику 2016 г.

Закреплено, что методика не касается дорог, которые созданы и (или) реконструированы на основании концессионных соглашений.

Плата рассчитывается владельцем дороги, участка либо управляющей компанией в лице Автодора. Ее размер может дифференцироваться в отношении категорий ТС в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года, направления движения, способа внесения платы.

Также заново установлены максимальный размер платы и его предельное значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *