Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Mercedes-Benz подвел итоги продаж в России за 2020 год
Российские дилеры Mercedes-Benz в 2020 году реализовали 38815 легковых автомобилей и внедорожников с трехлучевой звездой – это на 8% меньше, чем годом ранее. В результате Mercedes-Benz сохранил долю рынка в России, в том числе в премиум-сегменте, сообщает пресс-служба штутгартской марки. Как отмечается, незначительное снижение общего объема продаж по большей части явилось следствием непростой ситуации во всем мире, повлекшей остановку производства на всех производственных площадках, что привело к значительной недопоставке основных моделей в сравнении с запланированным объемом.
Благодаря активной цифровизации в сфере продаж и сервисного обслуживания, «Мерседес-Бенц Рус» и дилерская сеть смогли оперативно отреагировать на значительно изменившиеся условия. В результате доля онлайн-продаж легковых автомобилей в общем объеме составила 8%, что внесло существенный вклад в общий итог.
Наилучшие показатели продаж продемонстрировал Mercedes-Benz E-Класса (вкл. CLS), разошедшийся в количестве 7240 единиц, за ним идут кроссоверы GLE, GLC и GLS. Премиальный минивэн V-Класс стал безусловным лидером рынка среди люксовых среднегабаритных малотоннажных автомобилей. Кроме того, премиальный пикап Х-Класса, производство которого было завершено в мае 2020-го, нашел 219 покупателей.
Завод «Мерседес-Бенц» по производству легковых автомобилей в Подмосковье продолжал работу на протяжении всего периода пандемии, за исключением короткого перерыва в соответствии с регулирующими ограничениями. В итоге с начала производства в мае 2019 года с конвейера предприятия сошло более 10 тыс. легковых автомобилей, что внесло существенный вклад в общий результат продаж в 2020 году. Напомним, российский завод Mercedes-Benz выпускает седан Е-Класса, а также кроссоверы GLE, GLC и GLS. Инвестиции в проект составили в общей сложности свыше 250 млн евро.
По состоянию на конец 2020 года дилерская сеть Mercedes-Benz в России объединяет 69 полноформатных дилерских центра, 4 городских шоу-рума и 8 сервисных станций.
Как заявил генеральный директор «Мерседес-Бенц Рус» Хольгер Зуффель, по итогам 2020 года компания ставит перед собой цель на 2021 год – превзойти конкурентов во всех рентабельных для Mercedes-Benz сегментах.
Напомним, в декабре российские дилеры Mercedes-Benz начали прием заказов на новый S-Класс, который поступит в продажу в начале февраля 2021 года. Позже – летом 2021 – состоится выход на российский рынок Mercedes-Maybach S-Класс.
Чем торгуют дилеры Mercedes-Benz после ухода немцев из России
После прекращения официальных поставок «Мерседесов» в Россию (и остановки конвейера завода в Подмосковье) дилеры немецкой марки начали искать новые методы выживания — следом за экстремальным повышением цен на ввезенные до марта прошлого года машины на помощь пришел параллельный импорт, который позволил наладить штучные поставки автомобилей по альтернативным каналам. Но скромные объемы ввоза из-за рубежа не справлялись с отложенным спросом, поэтому дилерам пришлось искать новых партнеров.
Из числа автопроизводителей, которые готовы официально работать в России и развивать дилерскую сеть, кандидатов осталось не так много — и подавляющее большинство, разумеется, оказалось родом из Китая. Серьезным стимулом двигаться дальше для российских дилеров Mercedes-Benz стало решение руководства немецкой компании продать все местные активы и уйти с рынка, принятое в конце октября прошлого года.
Спустя полгода стало известно о закрытии сделки: все российские подразделения «Мерседеса», включая пресловутый завод в Подмосковье, дистрибьюторскую организацию, лизинговые и страховые компании, перешли группе компаний «Автодом», которой принадлежали десятки дилерских центров в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. А что стало с другими дилерами?
Большинство из них продолжают работу в обновленном формате. К примеру, дилерский центр в ближнем Подмосковье не снимает вывески Mercedes-Benz с фасада здания, однако ассортимент предложенных автомобилей в общей сложности представлен уже шестью брендами: Voyah, Hongqi, Avatr, HiPhi, Evolute и, собственно, Mercedes-Benz. Но если экзотичные электрокроссоверы Avatr 011 и HiPhi X (за 9,4 млн и 15,8 млн рублей соответственно) с нерусифицированными интерфейсами в салон попали по «серым» каналам, то Voyah и Hongqi подмосковный центр продает на правах официального дилера.
Большинство по-прежнему за немецкими моделями: как и раньше, в выставочной зоне можно найти новенькие седаны C-, E- и S-класса, лифтбеки Mercedes-AMG GT, кроссоверы GLE и GLS, «Майбахи» и AMG-модификации, а также машины с пробегом. При этом в салоне есть и дизельный Mercedes-Benz GLC нового поколения, и даже кабриолет Mercedes-AMG SL 63 с битурбомотором V8 4.0 (585 л.с.) за 28 миллионов рублей.
Второе место удерживают автомобили марки Voyah: разнообразие в массу кроссоверов Free вносят минивэн Dream и седан Passion. Третье место за Hongqi и одним-единственным электрическим кроссовером E-HS9, для которого, к слову, организована отдельная зона.
А вот для электромобилей Evolute липецкой сборки места в зале с дорогими немецкими и китайскими машинами не нашлось — группа одинаковых белых седанов i-Pro стояла снаружи в дальнем углу территории дилерского центра подальше от посторонних глаз. Не исключено, что после начала сотрудничества с другими китайскими брендами простенькие «Эволюты» здесь больше продавать не будут — да и истекший контракт с представителями молодой отечественной марки дилер, похоже, продлевать пока не спешит.
Но если с запчастями на официально продаваемые китайские новинки все более-менее в порядке, то с «Мерседесами» все не так гладко — цепочки поставок через третьих лиц из-за ряда проблем постоянно приходится менять, поэтому с оперативным обслуживанием и ремонтом относительно свежих немецких иномарок есть некоторые сложности. А вот с набором запчастей и расходников на более старые модели все не так плохо: запасы завезенных еще до прошлой весны позиций до сих пор не иссякли — по всей видимости, из-за того, что желающих обслуживать немолодые «Мерседесы» у официального дилера становится все меньше и меньше.
Словом, купить новый Mercedes-Benz можно без проблем — как говорится, любой каприз… Но после ухода компании из России сеть официальных дилеров Mercedes-Benz больше не имеет к ней прямого отношения: гарантия на новые машины носит скорее формальный характер, фирменная аппаратура в сервисных центрах работает с усеченным функционалом (приложение Mercedes me и вовсе отключено), сказывается и дефицит некоторых запчастей.
Да и сотрудники салона то и дело подливают масла в огонь сомнений, как бы невзначай подчеркивая, что за Китаем — будущее. Для осиротевшей сети официальных дилеров Mercedes-Benz — несомненно. А вот владельцы стареющих «Мерседесов», кажется, еще колеблются.
Автоэксперт Сергей Асланян* объясняет, что автоконцерн на самом деле никуда не ушел и даже во времена СССР уходил только во время войны
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ И АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ И АСЛАНЯНА СЕРГЕЯ СТЕПАНОВИЧА.
Концерн Mercedes-Benz AG, как было сказано, окончательно ушел из России. Завод в подмосковном Есипове остановился еще в марте 2022 года, а там с 2019-го собирали cеданы E-класса и три разновидности кроссоверов. Тогда же завод в Германии прекратил экспортировать в Россию остальные модели, и компания объявила, что уходит из России. У дилеров стали заканчиваться запчасти. Минпромторг внес их в перечень для «параллельного импорта», но Евросоюз принял очередной пакет санкций, включающий эмбарго на ввоз в Россию автозапчастей, хотя они все-таки стали как-то появляться.
Через полгода после закрытия завода, в октябре, Mercedes-Benz еще раз объявил, что ушел из России, и выставил на продажу акции дочерних предприятий. Еще через полгода он их продал компании «Автодом», но оговорил возможность вернуться при случае, а именно — после отмены санкций. Договор с «Автодомом» предполагает опцион на выкуп акций.
На днях Mercedes опять ушел, на этот раз — уже очень сильно ушел. Он объявил, что отключает программное обеспечение бывшим своим дилерам, а владельцам «Мерседесов» — приложение Mercedes Me, теперь они не смогут управлять полезными функциями машины со смартфона и дистанционно присматривать за ней. Автоэксперт Сергей Асланян рассказывает, насколько далеко в четыре приема ушел Mercedes. Спойлер: он вернулся в СССР.
Сергей Асланян. Фото: Википедия
— Новость о том, что Mercedes-Benz унес с собой даже программное обеспечение, означает, что все, ушла эпоха? «Мерседесы» в России теперь не смогут ремонтироваться и вообще встанут? Что с ними дальше будет?
— Вы помните, что Советский Союз был создан ради равенства всех на свете, ради того, чтобы рабочие и крестьяне получили наконец-то орудия производства в руки и начали строить счастливое будущее для всех?
— Еще для того, чтобы богатых не было.
— Да-да, и чтобы не было богатых. И дедушка Ленин, который как раз был олицетворением справедливости и честности, переселился жить в Кремль и купил себе Rolls-Royce.
— У него был хороший вкус.
— Так вот, с тех пор ничего не изменилось. В 1924 году Москва закупила у «Мерседеса» первую партию легковых автомобилей, в том числе и в комплектации «скорая помощь». И на протяжении всей жизни советской власти «Мерседес» был главным придворным объектом вожделения. Советская власть без «Мерседеса» не жила ни дня. Как в 1924 году начала, так и продолжила.
В 1926 году с Торгово-промышленной палатой Германии был подписан договор о «Мерседесе» в России. В 1928-м в СССР началось производство «Мерседесов» на заводе в Ярославле. О чем, конечно же, никто не знает.
Прервалось присутствие «Мерседеса» в Советском Союзе» только в 1941 году, а в 1945-м возобновилось. И то были трофеи.
Официально «Мерседесы» в России были всегда, потому что советская власть без них — ну не умеет. При Хрущеве, при Брежневе «Мерседесы» в Россию поставлялись официально.
Это были не какие-то тайные кулуарные экспресс-методы КГБ по добыванию «Мерседесов». Это были официальные покупки. Советский Союз за валюту их покупал, при этом декларировал, что борется с империализмом, что эти ужасные люди злоумышляют против СССР и не дают нам построить счастливое будущее всего на свете человечества. А «Мерседесы» они тем временем покупали.
— Когда у Владимира Высоцкого появился «Мерседес», об этом узнали его поклонники, это обсуждалось как еще одно невероятное достоинство великого артиста.
— Сначала у Высоцкого все-таки появилась Марина Влади.
— Это правда.
— Вот это было совсем невероятно, запредельно и недопустимо. А потом уже у него появились и BMW-пятерка, и «Мерседес-Е», и даже менты отдавали ему честь, потому что это был Высоцкий. Он был олицетворением страны.
У Высоцкого машины появлялись благодаря Марине Влади, это были не прямые поставки через государственные каналы. Ну и все, конечно, соглашались, потому что это Высоцкий.
Официально его партия не любила, но народ его обожал. Его все обожали, поэтому ему было можно то, что нельзя остальным.
Но «Мерседесы» в СССР поставлялись официально. Причем проклятый Запад для советской власти олицетворяла как раз Германия, она была главным антагонистом: вот у нас ГДР, а у них ФРГ, и Бонн злоумышляет, а американцы размещают свои военные базы в Европе, все это блок НАТО. Этот блок во все времена был очень плохо настроен к Советскому Союзу, всегда строил козни, и только Варшавский договор его сдерживал. И вот посреди всего этого пейзажа под риторику политической борьбы с Западом в 1973 году в Москве на проспекте Вернадского, дом 10/8, открылось представительство Mercedes-Benz.
Владимир Высоцкий рядом со своим легендарным «Мерседесом». Фото: rally36.ru
— Официальное?
— Представьте себе. Офис, немцы, советские специалисты, кагэбэшники под прикрытием. И официальные продажи «Мерседеса». Кроме того, была открыта техстанция по обслуживанию автомобилей «Мерседес» на Мосфильмовской улице.
— Сколько автомобилей они обслуживали? И сколько продавали? Или все это — ради членов Политбюро?
— Речь, конечно, не идет о тысячах экземпляров, нет. Просто сам по себе факт наличия официального мерседесовского представительства в Москве в 1973 году — это очень показательно. Это говорит о том, что советская власть без «Мерседесов» не умела. Ну никак.
Каналы, конечно, были разные. Например, была знаменитая история с офтальмологом Святославом Федоровым. Он был молодым хирургом, когда прогремел на весь мир: спас зрение очередному американскому миллиардеру. Его специально выпросили у советской власти, они прилетел в Америку, сделал операцию. И счастливый прозревший миллиардер сказал, что хочет отблагодарить его. Я, говорит, хочу подарить тебе «Мерседес».
Молодой Святослав Федоров побежал в посольство: представляете, говорит, какую провокацию затеял, «Мерседес» хочет мне подарить! Ему отвечают: ты ему скажи, что у нас тройная растаможка. Это правда было в три конца: есть инвойс — и плюс три цены сверху.
Федоров приходит к миллиардеру и говорит: ну вот — тройная растаможка. Миллиардер: «Я плачу́!» Федоров бежит обратно в посольство: совсем обезумел американец. Ему говорят: «Ну, он все равно не отвяжется, поэтому давай так. Пусть он подарит советской власти десять «Мерседесов». Сам их доставит в Москву, сам растаможит, тогда один твой, а девять — наши». Фёдоров приходит к миллиардеру, а тот ему: «Десять? Не проблема!»
И в Москву была сделана поставка. Может быть, она была такая единственная.
Поставили десять «Мерседесов» S-класса, 116-х, самых дорогих, самых шикарных. Один был у Святослава Федорова, он ездил на нем по Москве и пугал гаишников. Остальные — один у Громыко, министра иностранных дел, ну и как-то распихали еще восемь по ведомственным гаражам.
Другие поставки были, конечно, официальные. Численность их была небольшая. В 1950–1960-е годы — порядка 600 машин. И это за 20 лет. Но даже если 600 разделить на 20, то все равно получается, что поставки были регулярные. Конечно, они были не вопиющими, потому что советская власть все-таки…
Владимир Высоцкий на таможне пограничной заставы «Варшавский мост». Фото: Николай Сухов
— В каких-то рамках она все-таки себя держала?
— Как сказать… Сам факт, что вы завели у себя официальное представительство «Мерседеса», говорит о том, что ничего вы не соблюдаете. Но перед народом, по крайней мере, какую-то маску с доброй улыбкой пытались держать. Так что «Мерседес» в Советском Союзе был всегда. Во все времена. Потом началась перестройка, «Мерседес» пришел официально.
— А знаете, я пытаюсь вспомнить «членовозы» советского времени. В Питере были жалкие «Волги» или что-то еще крокодилоподобное. «Мерседесов» не могу вспомнить, а я в детстве любила машины, обращала на них внимание.
— Потому что ваш Питер — это хоть и столица, но все-таки вторая. А столица первая позволила себе такую роскошь, как «Мерседес» в ГАИ. Да, в Москве была парочка гаишных «Мерседесов». И вот они ехали с мигалками! Причем это был 116-й «Мерседес», S-класса, то есть самый дорогой, смотришь на него — и падаешь в обморок, а это гаишники едут по своим гаишным делам.
— И BMW были?
— Да, и если вы в Яндексе забьете «иномарки в ГАИ в СССР», то увидите их фотографии со старыми черными номерами. И это еще до Олимпиады, 1970-е годы. И «Мерседесы» точно так же, все фотографии есть в открытом доступе.
— А BMW как попадали в Советский Союз? Тоже официально?
— У BMW представительства не было, приходилось покупать разными окольными путями. Так же, как комплектовать гараж Брежнева. У него был переводчик, Брежнев вызывал его к себе в кабинет: вот тебе каталог запчастей, садись, работай, ты знаешь, что надо. И переводчик заказывал лично для Брежнева: масло моторное, масло для коробки, тормозные колодки, приводные ремни и прочее. Ну а КГБ с Министерством иностранных дел и Внешторгом все это дело организовывали. Да, BMW тоже были. Но «Мерседес» был все-таки объектом гораздо бо́льшего вожделения.
иномарки в Советском Союзе были, только все добывали их по-разному. Например, Министерство иностранных дел проворачивало такой трюк: в посольствах за рубежом на балансе были машины, где-нибудь в условном Алжире — какой-нибудь условный Peugeot-504. Его списывали, и дальше было два варианта: продать на местном рынке или привезти в Москву.
Сегодня Германия поддерживает санкции, она их и продвигает, поэтому в конце февраля — начале марта 2022 года Mercedes-Benz прекратил поставки автомобилей, потом отключил сервисы от международной системы поддержки.
Леонид Брежнев и Иосип Броз Тито приветствуют толпу из салона «Мерседеса». Фото: fotostrana.ru
— Вы имеете в виду приложение Mercedes Me?
— Да-да, отключил его в России. Он отключил и тот протокол обмена, с которым можно было новую прошивку в машину установить, подключиться к «розетке» и залить свежую картографию в навигатор и так далее. Вот это все прекратилось. «Мерседес» уже год не торгует, свой завод продал «Автодому», его здесь нет. Это официальная картинка для тех, кто не в курсе.
— А на самом деле не так?
— На самом деле все это время, пока Германия борется с Путиным, Mercedes-Benz ни с кем не борется. Он спокойно поставляет машины в Россию.
— Как это?
— Автовозы приходят, разгружаются, машины обслуживаются.
— Так они ушли или нет? Или как в старом анекдоте: прощаются, но не уходят?
— Германия ушла, а «Мерседес» — нет.
— Не понимаю.
— В 2010 году был шикарный скандал. Американцы поймали Mercedes-Benz за руку и возбудили уголовное дело по факту дачи взяток в 22 странах «Мерседесом» — чтобы везде выиграть тендеры на поставку по госзакупкам для официальных госструктур. И «Мерседес» признался.
— Немцы? Взятки?!
— «Мерседес» признался в 22 странах, он признался и в России. Глава представительства Mercedes-Benz в Москве господин Зауер сказал: да, отрицать нельзя, мы давали взятки, чтобы Министерство внутренних дел России покупало у нас «Мерседесы», Министерство обороны покупало у нас «Мерседесы», администрация президента покупала у нас «Мерседесы». Сумма взяток — три миллиона евро. Не буду, говорит, отрицать, мы заплатили силовикам в Российской Федерации, чтобы они нас сделали победителями тендеров.
Уголовное дело возбуждено не было, потому что прокуратура Российской Федерации сказала: ну, немцы, конечно, давали, но мы же не брали.
— А куда делись три миллиона?
— Мы не брали. Ну… не брали. Всё. При таком бизнес-климате, как вы понимаете, грех уходить из России. Как же можно отсюда уйти?
— Им это так выгодно? Им важно само присутствие? Или им так нравится?
— Всё вместе. Ну и потом,
в нашей стране все меняется через пятилетку, кроме президента. Все начальники полетели со своих мест, те, кто брали откаты, сегодня уже сидят, уже на их месте новые. А «Мерседес» — это навсегда.
Какой ему смысл уходить? У него горизонт планирования — как у китайцев, столетия. Он пришел в 1924 году и делал перерыв только с 1941-го по 1945-й. Потом вернулся.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
— То есть нельзя сказать «ушла эпоха» и все такое? Что тогда изменилось?
— А ничего не изменилось. Никто никого ниоткуда не отключил, никто не прекратил продавать, поставлять, привозить, обслуживать.
— А для народа?
— Знаете, дурака держат в дураках до тех пор, пока он этого желает. Люди, которые потребляют информацию об уходе «Мерседеса», — не его клиенты. Они узнают из телевизора: «Мерседес» гордо встал и ушел навсегда! Бросил на произвол судьбы. На самом деле он как продавал, как поставлял, как обслуживал, так и продолжает — ничего не изменилось. И не изменится.
— Если говорить не о руководстве и вообще лучших людях страны, а о каких-нибудь жалких пользователях «Мерседесов» А- или В-класса, их тоже обслуживают, как раньше?
— Конечно, все обслуживается. Вы приезжаете к тому дилеру, у которого любите обслуживать свой «Мерседес». И ваши проблемы спокойно решают. Там есть запчасти, там есть прошивки, есть подключение к глобальной сети, там есть всё. Хотя на вывеске может быть написано любое китайское слово. «Мерседес» может значиться как дилер какого-нибудь «Хавала».
— И приложение Mercedes Me в смартфоне работать будет?
— Может быть, вам предложат какой-то вариант. Какую-нибудь отдельную версию. Давайте, скажут, это будет так, будто вы это приложение сперли, а не мы его вам поставили. Как-то так. Но работать будет.
— Зачем тогда все эти заявления? Они же за год раза четыре объявили, до какой степени они ушли. Только что дверью не хлопали.
— А это уже политика. Мы же германская контора? Конечно, мы вместе со своим правительством, которое вводит санкции пакет за пакетом, мы же немцы, мы безукоризненно честные!
— Когда мы с вами говорили в прошлый раз, вы рассказали про концерн Volkswagen, который после ухода из России обнаружил, что у него вдруг выросли прибыли. Сейчас Honda объявила о таком же открытии. То есть они все в России что-то теряли. А «Мерседес»? Ему тут ничего не жмет?
— А этого мы никогда не узнаем в абсолютных цифрах. Но «Мерседес» спокойно, легко, не теряя присутствия духа, говорит: «МВД? Ну занесли мы туда три миллиона, подумаешь». И он непотопляем, потому что финансово он неуязвим. И значит, у него запас прочности просто невероятный.
сам по себе факт признания таких грехов — это уже сильнейший удар по репутации во всем мире. Немцы — взяточники?! И что? Даже американцы их тут же простили.
Они возбудили уголовное дело, «Мерседес» моментально договорился об официальном откате в казну 183 миллионов долларов, заплатил все штрафы — и пожалуйста. Минуточку, уголовное дело о даче взяток… Ну какое это преступление? Ну дали взяточку, ничего страшного. Вот вам штрафчик — и пожалуйста, торгуйте дальше!
— Почему «Мерседесу» так можно?
— Наверное, потому, что он самый главный на земле.
— Это объективно? То есть это просто имидж или это действительно такая машина?
— Машина — нет. Это как раз игра в имидж. Очень грамотно выстроенная стратегия: репутация незыблема, с гуся вода, об стенку горох.
— А как ведет себя их главный и ужасный конкурент BMW? Он может такое себе позволить?
— Нет. У BMW, если он поведет себя так, будут трудности, его заклюют. И BMW именно поэтому лезет во все ниши, создавая какие-то дикие машины — X1, А1, В1, С1… Чтобы быть везде. Иначе они упустят рынок. У них не настолько весомая репутация, чтобы не пытаться завоевывать рынок. «Мерседес» может себе позволить ошибки, он может себе позволить репутационные потери, а может наплодить какое-то количество уродов типа А- и В-класса. И при этом во всем мире репутация «Мерседеса» абсолютно незыблема.
— Сколько репутаций рухнуло просто из-за среднего качества какого-то отдельного товара! BMW в Германии сейчас страшно любят ругать. Почему для «Мерседеса» с гуся вода и об стенку горох?
— Трудно сказать. Наверное, дело в выражении лица: на нем — непоколебимая уверенность в собственном превосходстве. Такая чисто арийская физиономия. Как эсэсовцы в черной форме в «Семнадцати мгновениях весны»:
Штирлица нельзя не любить. Этот фильм, юбилей которого мы отмечали 11 августа, 50 лет, показал другую войну. До Штирлица советские дети играли в русских и немцев, и немцем никто не хотел быть. После Штирлица уже было можно.
Кадр из многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны»
— Олег Табаков любил рассказывать, как потомки Шелленберга благодарили его за созданный образ интеллектуала.
— Да, мы эту историю слышали неоднократно, и нет дыма без огня, потому что в кадре были фашисты — лощеные красавцы.
— Но российские чиновники, которых теперь хотят пересадить на отечественный автопром, ездили до сих пор не только на «Мерседесах», но и на машинах подешевле, и эти марки ушли так ушли. То, что вы сейчас рассказали, означает, что теперь начальство будет ездить только на «Мерседесах»?
— Ну да, с ними мало кто остался, поэтому они будут вынуждены ездить на «Мерседесах».
— А как же отечественный автопром?
— Чиновники — они держат нос по ветру. Конечно, иногда они попадают под гильотину, поэтому должны быть особенно прозорливы. «Мерседес», в конце концов, будет стоять в гараже. Это как айфон: сколько ни сдавай его по требованию партии и правительства, он все равно будет.
Советская власть — она же всю жизнь была двуличная. Боролась с Западом — и обожала Запад. Боролись с джинсами — и покупали себе в «Березке» джинсы пачками. Ненавидели империализм — и мечтали съездить за границу в любую командировку. С тех пор ничего не изменилось.
Двуличие и лицемерие остаются признаками власти. И в Советском Союзе, и в России. Так что все атрибуты «престижа» останутся на своих местах.