Борьба за дизель: нехватка топлива делает российскую нефть золотой
МОСКВА, 23 сен — ПРАЙМ, Наталья Дембинская. Мир на пороге очередного топливного кризиса: стоимость дизеля достигла рекордных 140 долларов за баррель, запасы упали почти вдвое. В Европе нехватка ощущается особенно остро. При этом Россия ограничила вывоз топлива, чтобы стабилизировать внутренний рынок. А Китай уже отказался от дисконта и доплачивает за российскую нефть, пригодную для переработки в дизель.
Слишком дешевые. В Европе нашли нового врага из Китая
Дисконт испарился
Китайцы первыми поняли, куда ветер дует: еще в начале июля компании страны начали заключать контракты на российскую легкую малосернистую нефть ВСТО (ESPO) практически без дисконта. В июле-августе в КНР отправили более десяти партий легкой ВСТО со скидками от двух до двух с половиной доллара за баррель. Сентябрьские поставки шли уже со скидкой менее двух долларов. Для сравнения, еще в марте дисконт на такую нефть достигал восьми долларов с барреля.
Теперь речь идет уже о доплате — правда, пока лишь за сорт ВСТО. Он особенно ценен, потому что из него получается больше дизельных фракций, чем бензиновых, отмечает замдиректора компании «Гэйнфул» Анастасия Бунина.
«Глобальный рост спроса на дизельное топливо приносит пользу одному из ключевых экспортных видов сырой нефти России: нефть, перекачиваемая с Дальнего Востока страны, продается с премией к мировому эталонному сорту Brent», — констатирует Bloomberg.
Как уточняет агентство со ссылкой на сырьевых трейдеров, речь идет о поставках российской ESPO в октябре — премия составляет примерно 50 центов к баррелю Brent. Раньше такое соотношение было не редкостью, поскольку восточносибирская нефть относится к легкой, а она всегда дороже среднетяжелой (Brent и Urals).
Однако после утверждения нефтяного потолка в декабре прошлого года дисконт ESPO к Brent доходил до 15 долларов за баррель. Сегодня же он сократился практически до нуля, а в отдельных поставках цена восточносибирской нефти действительно может превышать стоимость эталонной марки.
«Поставки нефти ESPO осуществляются в основном на основании долгосрочных контрактов по формулам цены с учетом договорных дифференциалов. При этом существует практика реализации танкерных партий нефти на спотовом рынке. По состоянию на 20 сентября 2023 года цена партий, транспортируемых по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий Океан» на условиях FOB в порту Козьмино, доходила до 89 долларов за баррель при цене эталонного сорта Brent 97 за баррель», — указывает Тамара Сафонова, гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора.
Дизеля на всех не хватает
Причина такой динамики — в глобальном дефиците дизеля, что обострило конкуренцию за российскую нефть: дорожает и Urals, и другие отечественные сорта. Это, прежде всего, обусловлено резким спадом добычи ОПЕК+, а также дополнительными масштабными сокращениями со стороны России и Саудовской Аравии.
Есть еще одна причина — нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) не хватает мощностей, чтобы произвести дизтопливо в нужном объеме. Европа, которая сейчас полностью зависит от импорта — в зоне повышенного риска. Она лишилась прямых поставок российских нефтепродуктов, остается только покупать у Китая, Индии и других стран, резко нарастивших поставки нефти из России. Причем покупать втридорога.
В России нашли новый источник денег
Еще в начале года Китай стал быстро наращивать экспорт дизельного топлива в Европу, рост поставок совпал по времени с введением ограничений на экспорт этого сырья из России. Предполагалось, что «китайский» дизель поможет Европе справиться с отсутствием российских нефтепродуктов. Вопрос в том — по какой цене.
«Хитрый ход с надбавкой связан в том числе и с политическими играми. Европа будет покупать и переплачивать, так как больше не у кого», — отмечает Бунина.
Внутренний рынок
Эта доплата будет идти на компенсацию низкой стоимости внутри России. Дело в том, что в пересчете на доллары дизельное топливо в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Это приводило к тому, что компаниям выгоднее продавать топливо за рубеж, чем внутри страны. Так, запасы дизеля за последнее время упали почти вдвое. Как следствие — дефицит на бензоколонках и рост цен, что мы могли наблюдать в последние месяцы.
Закономерная мера для стабилизации внутреннего рынка — ограничение экспорта бензина и дизтоплива из России, которое было введено правительством на этой неделе. По словам экономиста Марселя Салихова, это решение снизит цены внутри России, но еще сильнее увеличит дефицит дизеля на мировом рынке.
Они в доле: китайцы завалили российские банки деньгами
«В сентябре, судя по планам отгрузок, морской экспорт дизеля из России сократится на 25 процентов. В настоящее время ключевые экспортные рынки для российского дизельного топлива — Турция и Бразилия. «Перепродажа» российского топлива в Европу, по всей видимости, осуществляется в первую очередь через Турцию из-за короткого транспортного плеча», — отмечает экономист.
Сдержать рост цен
Серый экспорт, сезонный спрос, геополитика и логистические проблемы приводят к подорожанию топлива во всем мире. И если европейские проблемы понятны — нефтепродукты, которых не хватает, приходится покупать, то нам дефицит дизеля не грозит: Россия производит его в два раза больше, чем нужно внутреннему рынку. Однако рост цен на дизель в Европе — почти до 140 долларов за баррель — давит и на стоимость в России.
Ограничение введено бессрочно, его длительность будет зависеть от реакции рынка и темпов его насыщения. Бензин уже начал дешеветь — в пятницу марки Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упали в цене почти на 10 и 11 процентов соответственно, дизельное топливо подешевело на 14,5 процентов.
Кабмин пытается сбалансировать ситуацию на оптовом рынке и при необходимости готов принять более кардинальные меры, заявил глава Минэнерго Александр Новак. Министерство уже внесло в правительство и администрацию президента проект указа, согласно которому право экспортировать нефтепродукты остается только у производителей.
Нефть дешевеет — перспектива высоких ставок перевешивает ограниченное предложение
ТОКИО/ПЕКИН, 26 сен (Рейтер) — Цены на нефть снижаются во вторник несмотря на ожидаемое ограниченное предложение — рынки опасаются, что спрос на топливо будет сокращаться из-за сохранения высоких процентных ставок крупнейшими центральными банками.
Фьючерсы на нефть марки Brent к 08:07 МСК снизились на 0,41% до $92,91 за баррель, марки WTI — подешевели на 0,38% до $89,34 за баррель.
«Опасения о рецессии могут вновь начать доминировать в движениях нефтяного рынка из-за роста доходности американских облигаций после ястребиной риторики ФРС на прошлой неделе», — говорит Тина Тэн из CMC Markets.
Федеральная резервная система США и Европейский центральный банк в последние дни вновь подтвердили свою приверженность борьбе с инфляцией. Это говорит о том, что жесткая денежно-кредитная политика может сохраняться дольше, чем ожидалось ранее. Более высокие процентные ставки замедляют экономический рост, что сдерживает спрос на нефть.
По словам Тэн из CMС, проблемы с недвижимостью в Китае также сказались на настроениях — сообщение China Evergrande о том, что компания просрочила выплату по облигациям, в понедельник вечером вновь усилило пессимизм инвесторов в отношении этого сектора.
Между тем правительство РФ внесло несколько поправок в постановление о запрете на вывоз из России бензина и дизтоплива, показал документ, размещенный на портале официальных правовых актов.
Российские власти на прошлой неделе ввели временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Катя Голубкова в Токио и Эндрю Хейли в Пекине)
Эксперт рассказал, почему рухнули цены на нефть и как это скажется на курсе рубля
Как сообщило издание ria.ru, днем 3 мая июльские фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на 2,31%, цена опустилась до 73,56 доллара за баррель, достигнув такого значения впервые с 24 марта. Также сообщается, что цена июньских фьючерсов на нефть марки WTI упала на 2,39%, до 69,97 доллара за баррель, опустившись до этого значения впервые с 27 марта. Мы обратились к аналитикам с вопросом, с чем связано резкое падение мировых цен на нефть, как это скажется на экономике России и курсе рубля и что ждет цены на нефть в дальнейшем.
Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам»:
«С начала этой недели котировки Brent уже потеряли около 8%. В начале мая стоимость нефти приблизилась к минимумам с конца марта. Помимо ожиданий прихода рецессии из-за повышения процентных ставок ФРС и ЕЦБ (Федеральная резервная система и Европейский центральный банк — прим.), на этой неделе вышли довольно слабые экономические данные из Китая. Данные по КНР показали неожиданное сокращение производственной активности, что вызвало опасения по поводу спроса на нефть.
При этом рынок нефти проигнорировал новость о том, что добыча нефти ОПЕК с начала мая начала сокращаться, поскольку страны, находящиеся под санкциями, Россия и Иран, продолжали активно сбывать свою нефть на внешних рынках.
Но все-таки ключевой причиной снижения стоимости нефти сейчас считается повышение процентных ставок центральными банками, которые борются с остаточной инфляцией. По итогам сегодняшнего заседания ФРС большинство участников рынка ждет повышения ключевой ставки на 25 б. п. до 5-5,25%. Центральный банк Австралии во вторник неожиданно поднял свою процентную ставку. Ожидается, что ЕЦБ также повысит ставки на очередном заседании в ближайший четверг.
На фоне роста ставок по кредитам есть высокие риски замедления экономики, а значит и спроса на нефть. В США и ЕС он может снизиться примерно на 1 млн барр./сутки. Соответственно, рынок нефти останется в профиците примерно до середины лета, что продолжит оказывать давление на цены на нефть. Ближайшие цели снижения котировок Brent просматриваются в районе $71-72/барр.
Для курса рубля это несет умеренный негатив, поскольку падение мировых цен на нефть в последний месяц было компенсировано повышением стоимости российской экспортной нефти марки Urals. Минфин РФ накануне опубликовал оценку цены нефти Urals: в апреле она составила $58,63/барр., что выше на 22,5% относительно цен за март ($47,85/барр.). В худшем сценарии курс доллара в мае вернется на те максимумы, которые ранее были показаны в апреле (83,5 руб.)».
Нефть дешевеет из-за растущей стоимости кредитования
Предполагалось, что этот год откроет для быков по не нефти блестящие возможности, но он оказался таким же непростым для торговли, как и другие. Восстановление Китая после карантинов и прекращение использования стратегических запасов нефти западными правительствами должны были способствовать росту цен. Вместо этого к середине года цены просели более чем на $10 за баррель.
Снижение цен на нефть часто объясняют слабым спросом. Спад производства на Западе и вялый рынок недвижимости в Китае также подрывают настроения. Однако нельзя сказать, что спрос на нефть упал. Официальные данные правительственных агентств и аналитической фирмы OilX говорят о том, что с начала года мировой спрос на нефть вырос на 2.5 млн баррелей в сутки в годовом исчислении, превысив прогноз на 0.3 млн баррелей в сутки.
Несмотря на снижение спроса на некоторые промышленные нефтепродукты, потребители продолжают покупать в больших объемах, отчасти благодаря фискальным стимулам, таким как американский Закон о снижении инфляции. Разочарование среди быков нарастает, поскольку производители ОПЕК+ снова и снова сокращают добычу, при
этом о последних сокращениях было объявлено в понедельник.
Почему же цены не растут? Одна из причин — высокие процентные ставки, которые увеличили стоимость привлечения капитала, тогда как опасения по поводу глобальной рецессии заставляют компании сокращать запасы.
Нефтеперерабатывающим заводами и торговым компаниям стало намного дороже хранить нефть в резервуарах. Причем рост затрат на финансирование также означает более высокие потери, если продукты не будут распроданы (если рецессия все же приведет к замедлению спроса). Подобная реакция компаний на повышение процентных ставок, хотя и вполне объяснима, делает рынок уязвимым перед потрясениями, особенно на фоне устойчивого спроса.
Мир отказывается от политики нулевых процентных ставок, которая просуществовала более десяти лет и породила чувство самоуспокоенности. У торговых компаний, которые быстро росли в течение последнего десятилетия, просто нет опыта работы в условиях ненулевых процентных ставок.
Рынок в опасности
История преподносит наглядные уроки. В течение двадцати лет, предшествовавших финансовому кризису, существовала четкая взаимосвязь между процентными ставками и структурой нефтяного рынка. При каждом повышении процентных ставок на 1% запасы нефти в развитых странах сокращались в среднем на 10 млн баррелей в годовом исчислении — это примерно столько же, сколько потребляется бензина за целый день в США, при этом мировое потребление было намного ниже.
В периоды бэквордации нефтяных контрактов — структура рынка, свидетельствующая о более высоких ценах на немедленные поставки из-за высокого спроса, — сокращение запасов заметно ускорялось при повышении процентных ставок.
Вероятно, наиболее близок к сегодняшнему дню период на рубеже тысячелетий. С января 2000 года США начали повышать ставки, а позднее в том же году ОПЕК начала сокращать добычу. Даже фондовые рынки сначала продемонстрировали ралли, которое возглавили некоторые технологические компании, до рецессии 2001 года.
За тот же период запасы нефти в ОЭСР, информация о которых поступила Международному энергетическому агентству, резко снизились: в развитых странах они за год сократились на 6%. Это значительный спад в отрасли, которая предпочитает сохранять значительные объемы предложения.
На этот раз процентные ставки в США выросли более чем на 5% с марта прошлого года после того, как они оставались в районе в течение 12 лет. А запасы нефти сейчас ниже, чем до пандемии, на фоне попыток ОПЕК контролировать поставки.
Запасов нефти в странах ОЭСР, которые фактически доступны рынку (с поправкой на 280 млн баррелей нефти в новых трубопроводах и инфраструктуре), в настоящее время хватит только примерно на 22 дня спроса, что на три дня меньше среднего показателя за 2010-19 годы.
Рынок оказался в опасном положении. Судя по некоторым признакам, нефтеперерабатывающие заводы в Азии обеспокоены тем, что сокращение запасов уже зашло слишком далеко, и стремятся пополнить запасы. Они продолжают покупать нефть у Саудовской Аравии даже после того, как королевство повысило официальные отпускные цены на этот месяц, а также несмотря на доступность боле дешевой иранской и российской нефти.
Однако к концу года мировые коммерческие запасы нефти могут достичь одного из самых низких уровней за последнее десятилетие. В то же время правительство США только начнет закупать 180 млн баррелей нефти, чтобы пополнить стратегические запасы нефти, израсходованные в прошлом году. Все это повысит уязвимость рынка перед потрясениями и неожиданными политическими маневрами ОПЕК+ к концу года. Нужно быть готовыми ко всему!