Общие сведения
Ни в традиционной книжно – журнальной литературе, ни в обширных залежах интернет – сайтов нет серьезных и развернутых исследований в отношении такой перспективно продуктивной области технических устройств как роторные двигатели. Настоящий сайт усилиями его автора попытается заполнить этот пробел в истории техники и в сфере её нынешнего развития.
Безраздельно властвующие сегодня в мировой технике поршневые двигатели с линейным возвратно — поступательным движением поршня имеют огромные недостатки, которые невозможно преодолеть в принципе никакими конструкционными ухищрениями, никакими «электронными обвесами», никаким тюнингом. Поэтому мировая техническая мысль не менее ста лет пытается найти достойную альтернативу поршневым двигателям внутреннего сгорания. Надо сказать, что в области машин с выводом мощности на вал вращения (не реактивные двигатели) поршневой мотор уже давно вытеснен из многих сфер применения. В стационарных установках это место давно и прочно занял электрический мотор, а в авиации — газотурбинный двигатель, в энергетических установках больших мощностей – на крупных электростанциях и в быстроходных судовых силовых машинах надежно работают паровые турбины. Надо сказать, что все эти типы двигателей относятся к роторным машинам – в них главный рабочий орган совершаетпростое вращательное движение. С точки зрения кинематики механической схемы и динамики термодинамических процессов – это самый простой, эффективный тип движения. Но вот в области поршневых двигателей внутреннего сгорания, которые безраздельно господствуют в области мобильных моторов малой и средней мощности, все еще безальтернативно применяется малоэффективный метод движения главных рабочих органов – поршней в цилиндрах по типу возвратно – поступательного движения. При этом подобные моторы для преобразования возвратно – поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала используют кривошипно — шатунный механизм. Главные характеристики такого механизма- высокая динамическая нагруженность знакопеременными нагрузками от возвратно – поступательных движений, значительные размеры и сложность в изготовлении. Именно несовершенный способ организации технологических процессов в поршневом двигателе и своеобразный режим работы кривошипно-шатунного механизма, приводят к плохому (пульсирующему) режиму крутящего момента поршевых моторов. Именно обладание таким некачественным типом крутящего момента требует от поршневых ДВС обязательногоприменения на транспортных средствах коробки передач.
Массовый потребитель неудовлетворён тяговыми и стартовыми возможностями традиционных поршневых двигателей, поэтому многие из владельцев автомобилей прибегают к разным типам «тюнинга двигателя«, чтобы повысить мощность и приемистость своих моторов.
Надо сказать, что подобная организация рабочих процессов и типов движений досталась современным двигателям внутреннего сгорания от паровых машин 19-го века, которые по своей сути были крайне малоэффективными машинами, а первые двигатели внутреннего сгорания в 60-х и 70-х годах позапрошлого века были именно копиями паровых машин, которые унаследовали от паровиков очень многие их родовые недостатки…
Выражаясь современным языком — создатель первого ДВС французский техник Ленуар в 60-х годах 19-го века совершил средней сложности тюнинг парового поршневого двигателя и у него получился поршневой атмосферный ДВС, работающий без сжатия.
Постараемся ответить на трудный вопрос — почему же наиболее массовая область техники – транспортное двигателестроение до сих пор оказывается в положении заповедника устаревших инженерных решений и архаических конструкций? И возможно ли мировому техническому прогрессу выбраться из этого более чем векового застоя?
Ответ на такие сложные вопросы таков – выбраться из такого незавидного положения возможно, но сложно. Именно такая изначальная сложность инженерной задачи и объясняет причину, по которой более ста лет в этой области массовой техники применяются устаревшие и малоэффективные, но технологически легко исполнимые и конструктивно надежные технические решения.
Возможность совершить технический прорыв, и выйти на новый уровень инженерных решений, возможен в области все тех же роторных машин, то есть использовать принцип простого вращения главного рабочего органа, как это используется в электродвигателях или в силовых турбинах. Но вся сложность заключается в том, что организовать рабочий цикл из четырёх тактов полноценного двигателя внутреннего сгорания вокруг простого вращения главного рабочего органа очень сложно. И именно вокруг этой сложной инженерной задачи вращались все усилия и творческие порывы конструкторской мысли не один десяток лет. Но сложность темы оказалась настолько велика, что до сегодняшнего дня массового вывода на рынок роторных двигателей и достойной их конкуренции с традиционными поршневыми двигателями так и не произошло. Сверх прогрессивной конструкции роторного двигателя внутреннего сгорания, которая бы по всем параметрам превосходила традиционные поршневые моторы до сих пор так и не создано.
Задачу настоящего сайта его автор видит как раз в том, чтобы исследовать саму возможность решения такой задачи, ввести читателя в круг уже имеющихся разработок и перспективных инженерных изысканий. Познакомить посетителей сайта как с мировыми новациями на эту тему, так и представить собственные разработки в этой области.
Классификация роторных двигателей
Классификация роторных двигателей весьма важна, так как она сразу очерчивает весьма обширный круг потенциально возможных конструкций, и главное — позволяет с первого шага выбрать наиболее перспективные и эффективные конструкции среди прочих мало работоспособных и не технологичных типов роторных машин.
Классификация роторных двигателей будет излагаться на основе авторского понимания этой схемы, которое опирается на систематизацию роторных машин, изложенную в разных аспектах в двух весьма обстоятельных книгах, которые, к сожалению, выходили мизерными тиражами, очень давно и не имели переизданий. Это Акатов, Бологов «Судовые роторные двигатели», Ленинград, 1967г. и Н.Ханин, С.Чистозвонов «Автомобильные роторно – поршневые двигатели», Москва, 1964г.
1) Роторные двигатели с неравномерным разнонаправленным (возвратно-вращательным) движением главных рабочих элементов.

Данный тип двигателя характеризуется тем, что в нем нет вращения ротора, а происходит его возвратно — дуговые качания вокруг оси. Процессы сжатия и расширения происходят между неподвижными лопатками ротора и статора, которые и не позволяют совершать ротору непрерывное вращение. По своим очертаниям этиот двигатель выглядит роторным, но по организации кинематики движения он по сути дела ближе к поршневым машинам с кривошипным механизмом, так как требует применения для преобразования колебательных движений вала во вращетельные особых сложных механизмов. В этом заключен главный недостаток его конструкции, поэтому данная схема не получила распространения. Кроме того в этой схеме возможны ударные столкновения лопастей между собой.
2) Роторные двигатели с неравномерным однонаправленным (пульсирующе-вращательным) движением главного рабочего элемента.
Внутри корпуса вращаются два ротора с неравномерным вращением, которые пульсируя как бы «догоняют друг друга». Такты сжатия и расширения происходят меджу лопастями этих двух роторов во время их сближения и удаления. Главный недостаток этой роторной схемы — два вала двух роторов вращаются неравномерно — рывками, толчковыми импульсами. Поэтому требуется применение сложного, нагруженного знакопеременными нагрузками механизма для выравнивания скорости вращения валов мотора. Кроме того в этой схеме возможны ударные столкновения лопастей между собой.
3) Роторные двигатели с уплотнительными заслонками — лопастями, которые движутся роторе совершая возвратно-поступательные или качающиеся движения. Частный случай – с заслонками – лопастями, отклоняющимися на шарнирах на роторе;
Надо сказать, что подобная схема роторных машин давно и широко применяется в пневмомоторах, где сжатый воздух вращает лопатки таких устройств.Поэтому у многих инженеров и изобретателей при взгляде на такие роторные пневмомоторы появляется понятная мысль приспособить такую машину под двигатель внутреннего сгорания. Для этого нужно лишь встроить такт сжатия в кинематическую схему такой машины. И пытливые умы меняют форму внутренней камеры мотора — получается теоретическая схема, которая на бумаге вполне может качественно работать…. Но на практике все не так просто, реализация в жизнь этой схемы сталкивается с огромными сложностями. Первая трудность — в условиях высоких температур и давлений в ДВС очень сложно обеспечить подвижность лопаток ротора и практически невозможно обеспечить герметичность линий их контакта с корсусом…
При этом лопатки должны постоянно двигаться — под действием центробежной силы вращения и пружин или приводом от специального механизма — но оба варианта реализовать очень сложно. Поэтому в технике до сих пор нет работоспособных образцов этого типа роторных двигателей внутреннего сгорания.
Ниже приведены две различные теоретические схемы роторных ДВС этого типа, взятые из патентной литературы.
4) Роторные двигатели с уплотнительными заслонками, которые движутся в совершая возвратно — поступательные или качающиеся движения корпусе.
Данная схема по принципу работы похожа на предыдущую, только заслонки — лопасти, разделяющие камеры двигателя выдвигаются не из ротора, а из корпуса. При этом ротор должен иметь сложную форму с лопастями — лопатками, которые и будут воспринимать на себя давление газов, которые должны отсекать от других объемов рабочей камеры лопатки- заслонки в корпусе. Эта схема имеет примерно те же принципиальные недостатки, что и предыдущая схема.
5) Роторные двигатели с простым и равномерным вращательным движением главного рабочего и всех иных элементов.
По своей концепции такие схемы двигателей — наиболее перспективные и наиболее технически совершенные. В таких конструкциях нет ни одной детали совершающей возвратно — поступательные, качательные или планетарно- вращательные движения. Поэтому двигатели этого типпа могут без труда достигать скоростей вращения в десятки тысяч оборотов в минуту с соотвествующим набором мощности. В 19-м веке были созданы несколько типов роторных паровых двигателей этой схемы и они показывали значительно лучшие характеристики, чем поршневые паровые двигатели.
Но вот работоспособных двигателей внутреннго сгорания этой схемы построено не было, даже на уровней идей, отраженных в патентных заявках обнаружено буквально несколько единиц, да и те — малореализуемых конструкций.
6) Роторные двигатели с планетарным вращательным движением главного рабочего элемента.

Наиболее известные широкой общественности роторные двигатели Ванкеля относятся именно к последней классификационной группе. О нем речь пойдет на отдельной страничке этого сайта.
Что такое роторные двери?
У моды есть особые тенденции. Она постоянно преподносит новые веяния и возвращает хорошо забытое старое. На сегодняшний день специалисты отмечают рост популярности роторных дверей. Изначально полотна данного типа использовались исключительно для общественных мест с высокой проходимостью, таких как рестораны, поликлиники, гостиницы, торговые центры и многие другие. Сейчас их устанавливают в жилых помещения, домах и квартирах.
Современных покупателей привлекает практичность, надежность и универсальность данных дверных полотен.
Особенности
Когда покупателя слышат слово «ротор», данный термин у них ассоциируется с каким-либо динамичным элементом. Однако, это никак не связано с одноименной дверной системой. Впрочем, одна особенность на двоих у них все-таки имеется: поворотно-сдвижной механизм, за счет которого двигается дверное полотно.
По внешним признакам модель двери с роторным механизмом выглядят практически так же, как изделия распашного типа. Еще одна уникальность рото-дверей, кроме движущего элемента, это функция сдвига, во время которой двери поворачивается вокруг своей оси. За счет особого строения такие модели идеально подходят для установки в компактных помещениях.
Роторная дверь совмещает в себе одновременно несколько принципов действия: маятниковый, раздвижной и распашной. Механизм рото-дверей удачно объединил все лучшие стороны вышеуказанных систем. Стоит отметить, что механизм дверных полотен состоит из двух частей, которые работают сообща. В результате чего одновременно выполняется раздвижная и поворотная функция.
Совет от специалистов: если вы планируете установить у себя дома роторные межкомнатные двери, покупайте их до начала ремонта.
Это позволит оформить проем необходимых размеров, в который идеально впишется новая конструкция.
Все рото-двери, имеющиеся в продаже, можно поделить на 2 типа: автоматические и механические.
Этот параметр существенно влияет на окончательную стоимость изделия. Несложно догадаться, что автоматические двери стоят дороже, но в то же время, пользоваться ими удобнее, по сравнению с механическими моделями.
За счет особенной конструкции дверь может открываться в любую из сторон, вправо или лево. При помощи маятникового механизма пользователь имеет возможность перемещать створку по желанию. Во время поворота дверное полотно останавливается перпендикулярно коробке и не заходит целиком за его пределы. Таким образом, половина двери остается в одной комнате, а вторая – в другой.
Если изделие качественное, открытие будет плавным и легким, без усилий. Плотная стыковка обеспечивается за счет магнитного замка.
К тому же, это повышает безопасность открытия, уровень шумоизоляции и сохраняет тепло.
Материалы
Компании-производители, занимающиеся изготовлением роторных дверей, используют разнообразные материалы, как искусственные, так и натуральные. Особо распространены: ПВХ, МДФ, натуральный массив, закаленное стекло. Также можно встретить модели из пластика.
Полотно
Специалисты отмечают, что практически любое полотно можно оснастить механизмом роликового подвеса. Главное при выборе, подобрать базу без выразительного и объемного декора, который может усложнить процесс установки и размещение уплотнителей. В специализированных магазинах можно найти комплекты для стеклянных межкомнатных дверей.
Важно учесть, что механизм работы рото-двери можно присоединить только к деревянным деталям. Таким образом, полотна из стекла и прочих материалов дополняются элементами из дерева.
Фурнитура
На полотна вышеуказанного типа устанавливается такая фурнитура:
- лента для уплотнения стыковки;
- магнитный замок;
- поворотно-сдвижной механизм.
Как правило, все необходимые дополнительные элементы устанавливаются на дверное полотно еще на заводе, во время изготовления товара. Ведь для работы необходимо специальные оборудование, инструменты и конечно, умелые руки мастера.
Дизайнеры отмечают, что рото-фурнитура имеет привлекательный внешний вид, который, кроме основной функции, дополнит интерьер, сделав его выразительнее.
Размеры
Двери могут иметь различные габариты. Учитывая различные планировки, особенно в современных квартирах многоэтажных домов, широкая размерная сетка необходима. Некоторые фирмы предоставляют услугу – продукцию на заказ. Также в продаже имеются как одностворчатые, так и двухстворчатые роторные двери.
Преимущества и недостатки
Преимущества роторных дверей делает их привлекательными для потребителей.
- Универсальный внешний вид. Полотна вышеуказанного типа будут замечательно смотреться в помещениях с различными габаритами, будь то просторные апартаменты или маленькая квартира. К тому же, кроме размещения в спальне, зале или гостиной, они подойдут для установки на кухню или в ванную комнату.
- Монтаж. Процесс установки рото-дверей несложный. Работу можно выполнить своими силами при наличии инструментов и определенного опыта. Как правило, дверная система доставляется покупателю в готовом виде. После распаковки элементы двери нужно только закрепить на новом месте.
- Шумо- и теплоизоляция. Двери прекрасно уберегут от лишних звуков, создав в помещении комфортную и умиротворяющую атмосферу. Это функции достигается за счет щеточных уплотнителей. К тому же, полотна прекрасно сберегут тепло, что особенно важно в холодное время года.
- Поддержка чистоты. Благодаря плотной стыковке рото-двери будут препятствовать проникновению частиц пыли и прочих загрязнений в комнату. Установите их в комнату, которая выходит в прохожую, чтобы грязь с улиц не проникала дальше в дом.
- Экономия пространства. За счет специального механизма, совмещающего различные системы открывания, роторные двери сохранят ценное пространство в помещении. Для компактных квартир это не только красивое, но и практичное решение.
Из минусов можно отметить следующие позиции:
- Цена. Стоимость роторных дверей высока по сравнению со стандартными моделями. Стоит отметить, что кроме полотна, покупатель платит за многочисленную фурнитуру и, конечно же, специальный механизм, который и отличает рото-двери от прочей продукции на современном рынке. Как было отмечено выше, сборка конструкции проводится непосредственно на заводе-изготовителе, что повышает стоимость изделия.
На окончательную стоимость модели влияет множество факторов: материалы для изготовления (самым дорогим является массив), наценка магазина, популярность бренда, качестве фурнитуры.
- Небольшой вес изделия. Производители в процессе изготовления придерживаются строгих ограничений по весу полотна. Можно смело заявить, что почти все изделия с роторными механизмами используют материалы небольшого удельного веса. Чаще всего используют МДФ. Это вынужденная мера, которой следует придерживаться из-за особенности конструкции работающего механизма.
Чтобы он работал долго и слаженно, нужно отказаться от тяжелого полотна. В противном случае, система быстро придет в негодность.
Большинство покупателей делают выбор в пользу более весомых конструкций, которые ассоциируются с надежностью и защитой.
Самостоятельно изготовление
Многие интересуются – можно ли самостоятельно изготовить рото-двери, изменив и разместив на стандартную модель специальный механизм. Однако, специалисты отмечают, что изготовить изделие данного типа своими руками очень сложно. В процессе работы может возникнуть множество проблем, связанных с работой системы. Несмотря на то, что любой желающий имеет возможность купить ротационный механизм, установит его на полотно и добиться слаженной работы непросто.
Чтобы дверь работала без проблем, процесс открывания был плавным и мягким, а изделие радовало стильным внешним видом – покупайте готовую конструкцию, созданную на фабрике опытными мастерами.
О том, как установить роторную межкомнатную дверь, вы можете узнать, посмотрев видео.
Лекция 2. Основные элементы механизмов роторного типа
В технике ротор – это вращающаяся часть двигателей и рабочих машин (рисунок 4). На нём расположены органы, получающие энергию или отдающие её. Ротор выполняется в виде барабанов, дисков, колёс. Ротор — это вращающаяся часть паровой турбины, компрессора, гидронасоса, гидромотора и т. д. В теории балансировки ротор — это любое вращающееся тело. В электротехнике ротор — это вращающаяся часть электрической машины (генератора или двигателя переменного тока) внутри неподвижной части — статора. Ротор в электромашинах постоянного тока называется якорем.
Ротор в статоре электродвигателя
Ротор паровой турбины
Ротор генератора ВАЗ 2110
Рисунок 4 — Ротор
Механизмы роторного типа получили наиболее широкое применение в промышленности. В основе механизмов роторного типа лежит ротор, имеющий консольное или межопорное расположение относительно подшипниковых опор (рисунок 5). Обычно используется две опоры, но существуют трёхопорные механизмы. Расположение валов — горизонтальное, вертикальное, реже — наклонное.
Два консольно расположенных ротора
Ротор, расположенный между опорами
Ротор в сборе осевого вентилятора ВОКД
Центробежный вентилятор ВРЦД-4,5СМ
Центробежный вентилятор главного проветривания ВЦД47 «Север»
Вертикальная прокатная клеть
Универсальная прокатная клеть
Скиповая лебедка модели ЛС-39-1:
1 – станина; 2 – электродвигатель; 3 – зубчатая муфта; 4 – тормоз; 5 – быстроходный редуктор; 6 – тихоходный редуктор; 7 – барабан; 8 – командоаппарат
Схема механизма главного подъёма разливочного крана:
1 – редуктор; 2 – открытая передача; 3 – барабан; 4 – зубчатое колесо с храповым механизмом; 5 – крюк; 6 – блоки; 7 – траверса; 8 – канат
Рисунок 5 – Механизмы роторного типа
Практически все энергетические механизмы, представлены механизмами роторного типа: насосы, генераторы, турбины, компрессоры, вентиляторы, воздуходувки, дымососы, эксгаустеры, двигатели. Схема двух опорного ротора является основным конструкторским решением для механизмов с редукторным приводом, используемого для согласования механических параметров двигателя и рабочего органа. Редукторный привод используется в грузоподъемных механизмах, приводах транспортирующих машин, в некоторых энергетических машинах и др.
Основными элементами механизмов роторного типа являются.
Валы, оси
Валы (коленчатые, кривошипные и эксцентриковые) — служащие для передачи крутящего момента и поддерживания вращающихся деталей. Оси служат только для поддерживания вращающихся деталей.
Широко распространены прямые валы: гладкие не имеющие уступов, фасонные или ступенчатые имеющие участки различного диаметра, сплошные и полые. Ступени на валу предназначены для закрепления деталей или самого вала в осевом направлении. Полыми, валы изготовляют для уменьшения веса или в тех случаях, когда через вал проходит другая деталь. Различают: шлицевые валы с участком шлицевого профиля для установки неподвижных или скользящих вдоль вала деталей; фланцевые валы, имеющие выполненные заодно с валом фланцы; валы со шпоночными канавками, валы с резьбой; валы с коническими поверхностями; валы-шестерни и валы-червяки — представляющие собой валы, выполненные заодно с шестерней или червяком. Валы подразделяют также на жёсткие и гибкие.
На валах и осях размещают вращающиеся детали: зубчатые колеса, шкивы, барабаны и т.д. Оси представляют собой прямые стержни (рисунок 6).
Рисунок 6 – Основные виды валов и осей:
а) ступенчатый вал; б) вал-шестерня; в) эксцентриковый вал; г) полый вал-шестерня; д) коленчатый вал; е) ось гладкая
Основные элементы вала
Опорные части валов, воспринимающие радиальные нагрузки, называют цапфами, а воспринимающие осевые нагрузки – пятами (рисунок 7а). Концевые цапфы в подшипниках скольжения называют шипами (рисунок 7б), а промежуточные – шейками (рисунок 7в). Шипы бывают цилиндрическими, коническими и сферическими.
![]() |
![]() |
![]() |
Рисунок 7 – Опорные части валов:
а) пята; б) концевая цапфа ‑ шип; в) промежуточная цапфа – шейка
Поломки валов могут происходить по следующим причинам:
- концентрация напряжений в местах установки шкива или полумуфты;
- концентрация напряжений в галтелях – для снижения напряжений галтели выполняют с радиусом, равным 0,06…0,1 диаметра шейки вала;
- концентрация напряжений от трещин на острых гранях, поэтому края отверстий для подачи смазки на шейках вала должны быть тщательно скруглены;
- из-за усталости метала.
Поломка вала, как правило, приводит к выходу из строя подшипниковых узлов, торцовых уплотнений, соединительной муфты, корпусных деталей. Вал при работе машины косвенно диагностируется по изменению уровня вибрации корпусов подшипников. Причиной роста вибрации могут быть трещины в материале вала, изгиб, овальность цапф. При ремонте оборудования с его разборкой вал подвергается визуальному и инструментальному контролю, а также дефектоскопическому с применением методов и средств ультразвукового, вихретокового, магнитопорошкового, капиллярного контролей.
Валы и оси имеют гладкие цилиндрические или конические поверхности (шейки), шлицы, шпоночные пазы, бурты, лыски и резьбовые поверхности. В процессе эксплуатации машин и механизмов на этих поверхностях могут появляться различные дефекты: изгиб и скручивание, износ и смятие опорных и посадочных шеек и буртов; износ шпоночных пазов и шлицев; износ и повреждение резьбы и центровых отверстий; трещины и поломки в различных местах.
Основные требования для жёстких валов: прямолинейность, проектное расположения вала в пространстве, постоянное положение установленных на нём деталей, отсутствие внутренних дефектов, отсутствие износа посадочных мест, совпадение оси вращения и оси инерции.
Подшипники
Подшипники служат опорами для валов, вращающихся осей или вращающихся деталей, установленных на неподвижных осях, обеспечивая вращение с минимальным коэффициентом трения. Подшипники обеспечивают передачу силовых воздействий на корпусные детали и далее на фундамент.
Основные типы подшипников: качения, скольжения, газостатические, газодинамические, гидростатические, гидродинамические, магнитные. В механизмах в основном используются подшипники качения и скольжения. Опора с упорным подшипником называется подпятником.
Подшипники качения
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (роликов или шариков) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
Примеры различного конструктивного исполнения подшипников качения показаны на рисунке 8.
Радиально-упорный шариковый подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник
Радиальный шариковый подшипник для корпусных узлов
Радиальный роликовый подшипник
Радиально-упорный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)
Упорный шариковый подшипник
Упорный роликовый подшипник
Ролики и сепаратор упорного игольчатого подшипника
Рисунок 8 — Примеры различного конструктивного исполнения подшипников качения
Подшипники скольжения
Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш, или втулка из антифрикционного материала (бронзы, баббита, текстолита, фторопласта) и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу (рисунок 9).
Рисунок 9 – Общее устройство подшипника скольжения
Преимущества подшипников скольжения:
- работают при высоких нагрузках и низкой частоте вращения;
- работают при низкой нагрузке и высокой частоте вращения;
- работают в воде, при вибрационных и ударных нагрузках;
- имеют малые радиальные размеры;
- возможность установки разъёмного подшипника.
Подшипники скольжения легче и проще в изготовлении, чем подшипники качения, бесшумны, обладают постоянной жёсткостью и способностью работать практически без износа в режиме жидкостной смазки, хорошо демпфируют колебания. К недостаткам подшипников скольжения можно отнести сложность системы смазки для обеспечения жидкостного трения, необходимость применения цветных металлов и сплавов, повышенные пусковые моменты.
Для снижения трения скольжения используется смазка. В физике взаимодействия контактирующих деталей трение принято разделять на:
- сухое — взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями смазками;
- жидкостное — взаимодействующие тела разделены слоем жидкости;
- граничное — соединяющее в области контакта сухое и жидкостное трение.
Качественная смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает: низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод (в случае жидкой смазки), защиту от вредного воздействия окружающей среды. Смазка бывает: жидкая (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников), пластичная (на основе металлического мыла: кальциевого, натриевого, литиевого и др.), твёрдая (графит, дисульфид молибдена и др.) и газообразная (различные инертные газы, азот и др.).
Повреждения подшипников качения
Основные причины и виды отказов подшипников качения – осповидный, окислительный и абразивный износ, поломки сепаратора, тел качения, наружного и внутреннего колец, дефекты монтажа.
Ход правильно собранного узла с подшипниками качения должен быть лёгким ход, без заедания, при незначительном, ровном шуме. Глухой, прерывистый звук указывает на загрязнение подшипника; звенящий, металлический ‑ об отсутствии смазки; скрежет и резкое частое постукивание свидетельствуют о разрушении сепаратора или тел качения.
Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из повреждений или видов неисправности: отслаивание или оспины усталостного выкрашивания на телах качения или беговых дорожках колец; коррозионные раковины на дорожках и телах качения; трещины, сколы бортов, колец; трещины колец, роликов, шариков; трещины, излом сепаратора; задиры на рабочих поверхностях колец и тел качения; износ и обрыв заклепок сепаратора; забоины на сепараторе; рифление на рабочих поверхностях колец и тел качения; выработка на рабочих поверхностях колец и тел качения; вмятины на рабочих поверхностях; поверхностная коррозия на рабочих поверхностях подшипника; цвета побежалости на рабочих поверхностях; увеличение радиального зазора; прочие дефекты; увеличение радиального зазора (вследствие износа) в подшипниках качения ответственных машин свыше 0,5 мм, в менее ответственных механизмах (рольгангах, блоках и др.) – более 0,8…1,0 мм.
Основные требования для подшипников качения: отсутствие дефектов в кольцах, сепараторах и телах качения, отсутствие проворачивания колец подшипника на валу и в корпусе, значения зазоров в соответствии с нормативными документами, качественное смазывание.
Зубчатые передачи
Зубчатые передачи предназначены для изменения частоты вращения и крутящего момента.
Цилиндрические зубчатые передачи передают вращающий момент между параллельными валами (рисунок 10а, 10б, 10в). Прямозубые колёса применяют при невысоких и средних скоростях, когда динамические нагрузки от неточности изготовления невелики или при необходимости осевого перемещения колёс. Основные виды цилиндрических зубчатых передач: прямозубая; косозубая; шевронная; внутренняя.
Косозубые колёса (рисунок 10б) имеют большую плавность хода и применяются для ответственных механизмов при средних и высоких скоростях. Недостаток косозубых колёс ‑ наличие осевых усилий, влияющих на работу подшипников, компенсирующих данные осевые нагрузки.
Шевронные колёса (рисунок 10в) обладают повышенной плавностью работы, но не вызывают осевых усилий, которые взаимно уравновешиваются и не передаются на подшипники. Пригодны для передачи больших мощностей с возникающими во время работы толчками.
Колёса внутреннего зацепления (рисунок 10е) вращаются в одинаковых направлениях и применяются обычно в планетарных передачах.
В передачах вращения между пересекающимися валами зубчатые колеса имеют коническую форму. Работу передачи можно сравнить с качением без проскальзывания двух конусов с вершинами в общей точке (рисунок 10г, 10д). Конические зубчатые колеса могут иметь прямые, косые и криволинейные зубья, последние обеспечивают большую плавность работы передачи.
Рисунок 10 – Виды зубчатых передач:
а) цилиндрическая прямозубая; б) цилиндрическая косозубая; в) шевронная; г) коническая прямозубая; д) коническая с криволинейным зубом; е) цилиндрическая прямозубая передача с внутренним зацеплением
Передачи между скрещивающимися валами выполняются винтовыми и гипоидными колёсами, червячной парой, глобоидной червячной парой (рисунок 11).
Основные особенности и преимущества роторного механизма для дверей
Дверь – необходимая составляющая интерьера, которая сегодня представлена широким разнообразием вариантов. Межкомнатные конструкции классифицируют по материалу, из которого они изготовлены, внешнему виду, цвету и механизму функционирования. Востребованным и эргономичным вариантом выступает роторный механизм. Его отличительной чертой становится и неординарный внешний вид, дополняющий современный интерьер.
Рото-двери – это раздвижные или откидные конструкции, удобные в эксплуатации
Рото-механизм – универсальный вариант, который легко впишется в любое помещение. Смело отдавайте предпочтение такой конструкции, если вам важна неординарность и комфорт. Сдвижной механизм практичнее, чем распашные двери, поэтому сегодня рото-модели пользуются спросом.
Что такое рото-дверь?
Двери с роторным механизмом – конструкция с действием, напоминающим одновременно и распашное, и раздвижное. Главным преимуществом становится возможность открывать дверь сразу в обе стороны. При этом удается сэкономить полезную площадь помещения, что важно в условиях тесной квартиры.
Ротационный механизм для дверей сразу установлен, поэтому такие двери продаются комплектом, готовым к процессу монтажа. Это удобно, так как нет необходимости в самостоятельном поиске соответствующих комплектующих. Монтаж механизма прост, если придерживаться инструкции, поэтому выполняется своими руками, что экономит средства.
Рото-модели – своеобразный гибрид других конструкций.
Они напоминают маятниковые двери, так как открываются в обе стороны. Створка рото-двери сдвигается вбок, делая проход в дверном проеме максимально широким и свободным. Это прерогатива моделей-книжек и раздвижных механизмов. В закрытом положении такие изделия легко спутать с распашными. При этом они обеспечивают высокий уровень звуко- и теплоизоляции.
Поворотный механизм работает легко и бесшумно, а монтаж осуществляется своими руками. Это достигается благодаря наличию роликов, двигающихся по специальному верхнему пазу. Сам принцип эксплуатации предполагает, что при открывании дверь поворачивается вокруг своей оси, сдвигается в сторону, но при этом не выходит за рамки внутренней коробки.
В конструкцию двери входят магнитный замок, направляющие полозья, поворотный шарнир, опорный стержень, рычаг и верхняя планка с кареткой.
Готовые модели продаются в стандартных размерах. Это позволяет легко установить их в требуемый проем. Если требуется, можно оставить индивидуальный заказ на конструкцию и получить модель, изготовленную по личным предпочтениям. Конструкции делятся на двустворчатые и одностворчатые. Конкретный выбор подбирают по ширине дверного проема.
По способу открывания двери бывают механическими и автоматическими. Механические открываются привычным ручным способом, а автоматические модели открываются самостоятельно, реагирую на приближение человека, за счет датчика.
По количеству створок они могут быть:
- однопольными;
- двупольными.
Подобные двери применяются в любых типах помещения, начиная от коридоров, и, закачивая ванными и туалетом.
Преимущества и недостатки рото-моделей
Поворотно-складной механизм для рото-дверей имеет и достоинства, и недостатки. Первых гораздо больше, поэтому подобные конструкции и ценятся. Среди достоинств выделяют следующие:
- Возможность установки своими руками без сложностей или подводных камней в процессе монтажа.
- Практичность конструкции. В распахнутом состоянии рото-дверь выходит за рамки коробки не более чем на 30 см, что удобно при нехватке площади.
- Универсальность применения. Модели уместно смотрятся и в квартирах с нехваткой свободного пространства, и в загородных домах.
- Удобство использования. Оно проявляется возможностью конструкции открываться в обе стороны, а без этого иногда не обойтись.
- Высокие показатели теплоизоляции. Это гарантирует сохранность микроклимата в конкретном помещении.
- Отличная звукоизоляция. Она позволяет наслаждаться комфортом и тишиной, поэтому такие модели дверей устанавливаются в спальне или детской.
- Стойкость к сквознякам. Благодаря магнитному замку дверь исключает самопроизвольное открывание, обеспечивает отличную плотность притвора.
- Отсутствие провисания даже при монтаже своими руками. Это распространенная проблема распашных моделей, которая здесь решена на высоком уровне.
- Простота открывания и для правшей, и для левшей.
- Возможность с комфортом использовать дверь людям с ограниченными возможностями.
- Рот-модель рекомендуется монтировать в узких помещениях, где установка других дверей невозможна или затруднительна.
У конструкции есть и ряд минусов. Главный из них – высокая стоимость. Этот показатель определяется качеством сборки, материалом и наличием декора. Однако в любом случае модель стоит недешево. Если планируется установка рото-механизма на тяжелые двери, это не всегда просто. Может возникнуть необходимость в усилении механизма для гарантии нормальной и полноценной эксплуатации.
Внимание! Двери можно самостоятельно устанавливать только тогда, когда соблюдается геометрия. Створка должна иметь одинаковые зазоры по всему периметру. В противном случае механизм не будет работать. Коробка должна полностью соответствовать по ширине дверному проему.
Помимо этого, обязательно присмотритесь к эстетической стороне модели. Далеко не во всех случаях она станет гармоничным дополнением интерьера по стилю. В классических интерьерах рото-дверь может смотреться несуразно, если халатно отнестись к вопросам выбора дизайна.
Идеально механизм подходит для современных интерьеров, оформленных в стилях модерн и минимализм
Внимание! Несмотря на кажущуюся сложность дверного механизма, он прост в процессе монтажа. Установка легко выполняется своими руками, если подготовить минимум инструментов. Никаких специальных навыков или знаний для этого не требуется.
Выбираем материал
Одним из важных показателей выбора рото-механизма становится материал двери. Такой механизм устанавливается на двери из следующих материалов:
- Стекло.
- Дерево.
- МДФ или ДСП.
- ПВХ.
- Комбинированные варианты.
Разумеется, каждый из них имеет собственные недостатки и достоинства, что важно учитывать в процессе выбора предпочтительного варианта.
Рото-двери выбирают в соответствии с дизайном помещения. важно учесть внешний вид, форму, материал и дизайн
Деревянные двери изготавливаются из массива или шпона. Они могут быть представлены глухим вариантом или остекленным. Выбор внушителен и и подбирается по личным предпочтениям. Среди плюсов деревянных дверей выделяют экологичность, чистоту, безопасность, высокую тепло- и звукоизоляцию, роскошный внешний вид. Однако материал подвержен гниению, появлению насекомых и влаге, если отсутствует соответствующая обработка пропитками.
МДФ – своеобразный аналог древесины, доступный по цене. Он имеет высокие эксплуатационные показатели и гарантирует долговечность службы. ПВХ – бюджетный вариант, который лучше не использовать для установки в детских или спальнях. Объясняется это его токсичностью при покупке у непроверенных производителей. Стекло смотрится роскошно и интересно. Оно надежно, долговечно и практически не имеет недостатков.
Совет: при планировании ремонта в помещении двери с роторным механизмом стоит покупать заранее, измерив изначально размеры дверного проема, чтобы в дальнейшем не ошибиться с выбором.
Древесина – один из лучших вариантов выбора
Выбирая рото-механизм для дверей, учитывайте собственные предпочтения и пожелания. Несмотря на удобство применения, конструкция стоит недешево. Поэтому мелкие ошибки могут испортить впечатления от купленной двери и разочаровать при эксплуатации. Правильный выбор гарантирует, что конструкция будет смотреться интересно и обязательно вас порадует.