Грозит ли России дефицит автозапчастей и расходников, рассказали в «Автодоке»
Российские автолюбители должны готовиться к росту цен на автозапчасти, однако они точно не пропадут с рынка. При этом масла уже сейчас можно смело закупать у отечественных производителей. Об этом заявил коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов, который рассказал «Российской газете», что происходит с рынком запчастей в России.
Полтора года назад на рынок стабильно и в больших количествах шли поставки оригинальных европейских автозапчастей. При этом часто предусматривались скидки за закупку комплектующих в больших объемах, а логистические цепочки были хорошо отлажены. Сегодня же, помимо отсутствия прямых продаж и практически полного исчезновения групповых скидок от поставщиков, мы сталкиваемся еще и с тем, что в цепочке поставок появляются новые игроки, каждый из которых хочет получить свою долю прибыли — 20–30% минимум.
Складывается следующая картина: каждый из участников логистической цепочки забирает свой процент прибыли, а в случае с товарами дефицитных брендов продавцы стремятся заработать еще 40–60% сверх, поскольку доставить такой товар в Россию сложно. Если суммировать все логистические расходы, получается, что цена на конечный товар вырастает в 2–5 раз, в зависимости от производителя и числа посредников в логистической цепочке.
Фото: Сергей Бобылёв / ТАСС
По словам Колисова, ситуация с азиатскими брендами выглядит куда более оптимистично: они продолжают поставлять товары как раньше, часто в больших объёмах. Цены изменились незначительно, в основном из-за падения рубля.
Клиентам не стоит сильно переживать насчёт ходовых запчастей — фильтров, колодок и масел — они в любом случае останутся на рынке, возможно под другими брендами. Проблемы могут возникнуть с редкими комплектующими: они будут стоить дороже и их вероятно придется долго ждать, поскольку эти запчасти не пользуются массовым спросом. Масла и радиаторы можно смело закупать у отечественного производителя — они не уступают по качеству зарубежным и доступнее по цене.
Эксперт объяснил, что происходит с запчастями на иномарки
Россиянам объяснили, что происходит на рынке запчастей для автомобилей. Сегодня на рынке автозапчастей сложилась достаточно непростая ситуация. Однако, в зависимости от бренда, доступность деталей для машин отечественных, европейских и азиатских производителей будет заметно отличаться. Об этом в беседе с Quto.ru рассказал коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов.
Эксперт объяснил, что сегодня все автомобили можно разделить на две группы: в первую входят европейские и японские транспортные средства, во вторую — корейские, китайские и российские.
«За прошедшие полтора года валовый объём продукции из первой группы уменьшился в 3–10 раз в зависимости от конкретного бренда. При этом количество предложений от поставщиков возросло примерно в 3 раза, поскольку в цепочке поставок появились новые игроки», — отметил Колисов.
Так, если в начале 2022 года поставками запчастей занималось, условно, 1 000 поставщиков, которые продавали 1 000 000 единиц товара, то сегодня картина другая — это 10 000 поставщиков, на которые приходится 100 000 единиц. Иными словами, продавцов на российском рынке стало больше, но товара — заметно меньше.
Есть в сложившейся ситуации ещё один существенный минус.
«Рост числа поставщиков повышает риск поставок поддельной или некачественной продукции. Не для всех игроков характеристики поставляемых автозапчастей имеют значение: по сути, это относительно новая и прибыльная ниша. Параллельный импорт, безусловно, открывает доступ товарам на рынок, но контроль качества из-за длинных цепочек поставок в значительной степени ослабевает», — предупредил специалист.
Сообщается, что порядка двух третьих новых поставщиков, которые начали сотрудничать с «Автодоком» за последний год, пытались поставить некачественные запчасти. В результате такие компании были отключены от системы. Тем не менее, сама по себе ситуация на рынке близка к катастрофической: количество контрафакта превышает 50%.
«При этом комплектующие из второй группы — корейского, китайского и российского производства — показывают хороший рост и расширение ассортимента. Число поставщиков практически не изменилось. Здесь основные цепочки поставок сохраняются в прежнем виде, либо растут и расширяются», — заключил Виталий Колисов.
Автозапчасти в России подорожают на 5–7%. Какие бренды чинить дороже
Основные поставщики автомобильных запчастей начали поднимать оптовые цены на 5–7%, рассказали Autonews.ru в российском Союзе автосервисов. Причиной повышения цен стало ослабление рубля. Это неминуемо скажется и на розничных ценах: в интернет-магазинах они уже пошли вверх, на сервисах и в обычных магазинах подорожание можно ожидать с сентября, рассказали эксперты, опрошенные Autonews.ru.
В первом полугодии дорожало не все
После того, как весной 2022 года в России автомобильные запчасти подорожали на 50-70%, их стоимость стабилизировалась. В первой половине 2023 года цены на автодетали существенно не менялись, отмечает глава ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, в 2022 году нарушились традиционные каналы поставок, а после ухода мировых автоконцернов их официальные дилеры просто не знали, где теперь брать детали.
Однако к 2023 году ситуация нормализовалась, появились альтернативные каналы поставок, с которыми научились работать как автосервисы, так и магазины. Сейчас дефицита запчастей фактически не наблюдается, любую деталь можно достать, хотя сроки ожидания редких комплектующих из-за усложнившейся логистики выросли с одного до нескольких месяцев, констатирует Подщеколдин.
Его слова подтверждаются и статистикой, подготовленной для Autonews.ru сервисом Drom.ru. Там проанализировали цены на ходовые запчасти в разных городах России на автомобили пяти марок: Lada, Volkswagen, Toyota, Hyundai и Audi.
Некоторые позиции, в частности все еще немного дефицитные блоки управления двигателями или датчики расхода воздуха, существенно подорожали: на 12,5% и 16,8%. Зато свечи зажигания и масляные фильтры — те самые детали, которые весной 2022 года многими скупались впрок, — наоборот подешевели. Правда, это справедливо не для всех марок: оригинальные свечи на Volkswagen и Audi растут в цене.
Динамика средних цен на ходовые автомобильные запчасти Lada, VW, Toyota, Hyundai и Audi, руб. | |||
07.01.23 | 15.07.23 | Изменение | |
Свеча зажигания | 929 | 860 | -8.0% |
Тормозные колодки | 1670 | 1795 | +7.0% |
Тормозной диск | 2899 | 3050 | +5.0% |
Амортизатор | 3474 | 3358 | -3.5% |
Оригинальные | 2400 | 2400 | 0.0% |
Аналоги | 3810 | 3590 | -6.1% |
Лампа | 352 | 370 | +4.9% |
Фильтр масляный | 607 | 576 | -5.4% |
Оригинальные | 1044 | 1000 | -4.4% |
Аналоги | 589 | 550 | -7.1% |
Фильтр воздушный | 703 | 700 | -0.4% |
Оригинальные | 1450 | 1460 | +0.7% |
Аналоги | 700 | 697 | -0.4% |
Стекло лобовое | 5570 | 5700 | +2.3% |
Оригинальные | 7000 | 7650 | +8.5% |
Аналоги | 5500 | 5500 | 0.0% |
Фара | 5432 | 6000 | +9.5% |
Капот | 7700 | 8829 | +12.8% |
Датчик расхода воздуха | 2090 | 2500 | +16.4% |
Блок управления ДВС | 2100 | 2400 | +12.5% |
По данным сервиса, стоимость запчастей для регулярного технического обслуживания автомобиля почти не изменилась, а для отечественных машин еще и снизилась. При этом для немецких марок подорожали масленные фильтры, а для японских — тормозные колодки и диски.
Наблюдается и рост цен на кузовные запчасти, в первую очередь на оригинальные фары, капоты и лобовые стекла.
Сеть автосервисов EuroAuto предоставила Autonews.ru данные по динамике цен на оригинальные запчасти для конкретных марок автомобилей за 2022 и 2023 годы. Из них следует, что детали большинства машин в первом полугодии текущего года дешевели.
Стоимость запчастей по производителям автомобилей. Данные EuroAuto
Концерн | Динамика цен в 2022 г. | Динамика цен в 2023 г. |
---|---|---|
Hyundai Kia | +17% | -6% |
Группа Volkswagen | +14% | 0% |
Mercedes | +78% | -26% |
General Motos | +15% | -5% |
Toyota | +50% | -16% |
Nissan | +25% | +28% |
BMW | +88% | -9% |
Ford | +46% | +3% |
Renault | +38% | -2% |
Lada | -14% | +15% |
Осенью все будет дорожать
Во втором полугодии цены будут неминуемо расти. Это связано с ослаблением курса рубля. Утром 31 июля за один американский доллар давали 92,5 руб. против 75-77 руб. весной 2023 года.
Сейчас существенная доля запчастей закупается не за доллары, а за юани, говорит Подщеколдин, но это не меняет ситуацию, так как рубль ослаб и по отношению к китайской валюте тоже.
Правда, по мнению главы РОАД, рост цен удастся отложить на несколько месяцев за счет того, что основные игроки уже собрали достаточное количество деталей на своих складах и могут не повышать их стоимости для клиентов.
«В августе, приехав на сервис, подорожание вы не ощутите, так что спешить с ремонтом или техобслуживанием не надо. Но в осенние месяцы цены несколько подрастут», — заявил Подщеколдин, отметив, что этого не случится только если рубль начнет существенно укрепляться.
При этом глава РОАД напомнил, что гораздо большего подорожания стоит ждать не на рынке запчастей, а на рынке новых машин. Это связано с повышением с 1 августа утилизационного сбора.
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов оценил повышение цен в 5-7%, также связав его с валютными курсами. По его мнению, избежать переписывания ценников не удастся, так как запаса по рентабельности у участников рынка нет.
«Практически все оптовики скорректировали рублевую цену вверх на 5-7% в последний месяц. Розничные цены двигаются вслед за оптовыми, при этом первыми отреагируют маркетплейсы, поставки на которые обеспечивают сами импортеры. Также цены поднимаются сразу в автосервисах, не имеющих собственных складов, затем, при обновлении ассортимента, цены меняют и розничные магазины», — говорит Плисов.
При этом Плисов соглашается с Подщеколдиным в том, что нынешнее подорожание надо принять как должное, и что закупать запчасти впрок нет особого смысла.
«Использовать автозапчасти, как инвестиционный инструмент можно только если вы владелец автопарка с большим пробегом и высокой унификацией автомобилей. Однако, в случае отката курса валют, даже он может оказаться в ситуации, когда запчасти пролежали на складе полгода, а цена их упала. Учитывая, что по основным товарным группам дефицита нет больше полугода, вкладывать деньги в запчасти может быть неэффективно», — считает эксперт.
Доля оригинальных запчастей снижается
Участники рынка констатируют, что доля неоригинальных запасных частей существенно увеличилась. Причем речь не идет о контрафакте, такие детали ничем не хуже, а порой и лучше фирменных, говорит Подщеколдин.
По его словам, сейчас многие автосервисы переориентируются на закупки запчастей в Китае, где уже налажен выпуск деталей не только собственно к китайским машинам, но и к автомобилям мировых брендов. При этом, по словам эксперта, оборудование на новых заводах в КНР как правило лучше, чем на предприятиях именитых фирм в Европе, Корее или Японии.
Тенденцию к переходу на неоригинальные запчасти констатируют и в Drom.ru. Именно этим там объясняют снижение цен на ряд товаров в первой половине 2023 года. В частности, очень заметно увеличение доли неоригинальных амортизаторов и рост популярности марок с бюджетной продуктовой линейкой.
Отметим, что 1 сентября 2023 года должен был закончиться срок действия постановления правительства, временно разрешающего поставки в Россию автомобильных запчастей без проведения дорогостоящих сертификационных испытаний. Однако 10 июля, по просьбе дилеров и автосервисов, правительство продлило срок действия данного постановления еще на год.
Только «китай»: владельцев Kia и Hyundai ждут большие проблемы с запчастями
В среднем за год стоимость автозапчастей, произведенных в Корее, выросла примерно на четверть. Однако в последние месяцы цены начали снижаться: по данным агрегаторов розничных предложений, «оригиналы» подешевели на 10—15%, если сравнивать текущие прайсы с теми, что действовали в октябре. И это, как порталу «АвтоВзгляд» объяснил Михаил Мартынов, директор по развитию сети «Кореана», связано исключительно с корректировками курса валют. Кроме того, на рынке подросла конкуренция, поскольку вернулись крупные игроки, что тоже сказалось на ценообразовании.
Как сейчас сервисные центры и магазины автозапчастей достают комплектующие из Страны утренней свежести? Независимые мастерские заказывают их напрямую у корейских поставщиков, а официальные дилеры в основном — у представительств автобрендов. Как нам рассказали в «Ключ Авто», российские офисы Hyundai и Kia работают в прежнем режиме, а сервисный коэффициент их складов составляет на сегодняшний день более 90%.
Казалось бы, никаких проблем — и цены адекватные, и каналов поставок предостаточно. Однако сложности все же есть.
ЖДАТЬ У МОРЯ ЗАПЧАСТИ
По словам Сергея Демидова, вице-президента по автострахованию компании «Ренессанс страхование», за последнее время ощутимо выросли сроки поставок запчастей — некоторые детали приходится ждать до трех месяцев. Причем это касается не только редких автомобилей, но и вполне себе распространенных — таких, как Hyundai Solaris или Kia Ceed. Остро не хватает «кузовщины», оригинальных корейских масел. И ряда других, «слесарных» позиций.
Скажем, даже официальные дилеры уже не могут раздобыть вариатор на Kia Seltos, поскольку их просто не осталось на центральном складе автопроизводителя. И параллельный импорт в такой ситуации тоже не спасает, говорит директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько — логистическая цепочка становится слишком длинной, что негативно сказывается на итоговой цене агрегата и сроках поставки.
КИТАЕМ ЕДИНЫМ
— Чтобы решить эту проблему, многие российские компании прибегают к импорту автозапчастей из третьих стран — в том числе Китая и Белоруссии. И хотя на первый взгляд это может показаться хорошей идеей, зачастую возникают трудности — из-за различий между российскими, корейскими и китайскими деталями. Последние могут просто не подойти, если они не совместимы с машиной, — говорит наш собеседник.
Можно ли использовать российское моторное масло вместо резко подорожавшего «импорта»
Турция готова заменить всех ушедших из России производителей машин и запчастей
Впрочем, по словам директора по развитию сети «Кореана» Михаила Мартынова, в большинстве случаев китайские запчасти все же не «конфликтуют» с корейскими автомобилям, «бегающими» по российским дорогам. Другой вопрос, что «оригиналы» из КНР не импортируешь — их там производят, но вывозить детали за пределы страны запрещено. Так что рассчитывать можно только на аналоги: их предостаточно, да и качество уже не вызывает у сервисменов сомнений.
БУДЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО
Что же касается введенного Министерством торговли Южной Кореи усиления экспортного контроля в отношении России и Белоруссии, по которому список «ограниченных» товаров расширился с 57 до 798 позиций, захватив комплектующие для авто стоимостью свыше 50 000 долларов, то глобально оно не повлияет на отечественный рынок запчастей, считают эксперты. Хотя некоторых изменений ждать все же стоит.
Так, например, в «Ключ Авто» предполагают, что ужесточение контроля даст очередной толчок к развитию поставок по схеме параллельного импорта, вследствие чего стоимость корейских автозапчастей может подрасти, поскольку в конечную цену будут закладываться издержки на логистические услуги.
ЕЩЕ ДОРОЖЕ И ДЕФИЦИТНЕЕ
Того же мнения придерживаются в компании «КарданБаланс». Там прогнозируют, что прайсы на некоторые позиции могут увеличиться на 40—50%. Хотя, казалось бы, куда еще-то? Скажем, за лобовые стекла на кроссоверы Kia и Hyundai официальные дилеры уже просят от 110 000 рублей. И это — без учета стоимости работ. Неудивительно, что все больше россиян отказывается от «оригиналов» в пользу аналогов.
Многие владельцы бюджетных «корейцев» уже давно перешли на более доступные китайские альтернативы, подтверждают в «Кореане». И объемы поставок деталей из КНР будут только расти. Так что глобально отечественный рынок автозапчастей никак не ощутит последствий ужесточения контроля со стороны Южной Кореи. То, что попадает под запрет в республике, привезут из Поднебесной.
С тем, что тренд на поставки китайских запчастей усилится, согласны и в компании «Ренессанс страхование». Причем там предполагают, что в обозримом будущем корейский сегмент с рынка вообще вытеснят. Глобально — не только в контексте комплектующих. Ведь за те же деньги китайцы уже предлагают более интересные с точки зрения оснащения автомобили, да и уровень доверия к «поднебесному» автопрому мало-помалу растет.