Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Как камеры на дорогах видят непристегнутый ремень и другие нарушения
Известно, что современные дорожные камеры умеют фиксировать множество различных нарушений: от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику. А некоторые комплексы, распознающие до 10−15 нарушений за раз, и вовсе способны «осчастливить» водителя целой пачкой штрафов.
Эксперты компании «МВС Груп», отвечающей за установку и обслуживание комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье, рассказали Авто Mail.ru, как работают такие «камеры-многостаночники». А еще — почему в одном месте может висеть сразу несколько дорожных камер и как отличить настоящие от муляжей.
Как фиксируются несколько нарушений
Бывают ситуации, когда водитель в один момент пренебрег сразу несколькими правилами дорожного движения. Например, проехал на красный сигнал светофора, будучи непристегнутым, и при этом разговаривал по телефону. Используемые сейчас комплексы фотовидеофиксации могут запечатлеть сразу все эти нарушения. Водителю в итоге придут постановления о штрафе за каждое из них по отдельности.
При том, что их зафиксировал один и тот же комплекс и на снимках один и тот же автомобиль, каждый состав нарушения будет рассматриваться отдельно. И даже разными инспекторами ГИБДД. Чтобы свести к минимуму ошибки при вынесении постановлений о штрафах, за каждым инспектором закрепляется определенный состав нарушений ПДД, с которым он работает в течение дня. Ротация бывает, но это происходит редко — не в один день. Такой подход позволяет «набить глаз».
Как камеры распознают нарушения ПДД
Есть ли в действиях водителя состав нарушения, на первом этапе работы комплекса определяют нейросети, чьи алгоритмы постоянно совершенствуются, а сами они обучаются на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий. И лишь потом снимки с претендующими на штраф водителями попадают к инспектору ГИБДД для принятия окончательного решения и вынесения постановления о штрафе. Так, например, фиксируется непристегнутый ремень безопасности, и за него потом приходит «письмо счастья».
Впрочем, при рассмотрении состава нарушения ПДД для водителей существуют и некоторые послабления. Бывают же на дороге ситуации, когда для безопасного движения приходится пересекать дорожную разметку чтобы объехать большую яму или другое препятствие. Поэтому комплексы фотовидеофиксации считают нарушением момент пересечения сплошной линии номерным знаком автомобиля, а не заезд на нее колесом, как думают многие водители. Кстати, усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение новых решений с каждым годом позволяет фиксировать больше видов нарушений ПДД.
Почему водители в России не любят пристегиваться за рулем и к чему это нарушение ПДД может привести
«Оказывается, ремень пачкает и мнет одежду, сковывает движения и вообще вызывает неудобства. Многие водители и вовсе считают, что профессионалам их уровня ремень не нужен, — в стиле «тормоза придумали трусы». Профессиональные пилоты, участвующие и побеждающие в соревнованиях, пристегиваются, а наш отечественный водитель — нет. Ему не надо. В результате подобная логика всегда приводит к одному и тому же — к плачевным последствиям. Всегда. Между тем, по данным ВОЗ, использование ремня безопасности на 45-50% снижает вероятность гибели водителя и переднего пассажира, а также на 25% — пассажиров второго ряда. Но это ведь просто слова, да?» — отмечает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации «Союз безопасности дорожного движения».
Использование камер в истории с непристегнутым ремнем безопасности началось в 2020 году, когда появились первые комплексы, способные распознавать это нарушение. Сегодня, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, более половины из 27 000 установленных комплексов способны запротоколировать непристегнутый ремень безопасности. Но нарушители об этой «инновации» начнут узнавать только сейчас: система сначала тестировалась в некоторых регионах и обучалась и лишь начинает выходить на полную мощность.
«Чтобы нейросеть корректно работала, ее длительное время обучали на полумиллионе примеров ради исключения возможной ошибки. Ведь первичную обработку полученной информации делает именно искусственный интеллект, и только после отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении постановления. За время тестирования система показала минимальное количество ошибок: это были разовые несистемные сложности, которые в итоге были использованы для дообучения нейросети», — комментирует Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения «МВС Груп».
История ремня безопасности началась в 1885 году, в США был выдан первый патент на это мудрое приспособление Джорджу Кейли. В процессе эксплуатации транспортных средств выяснилось, что двухточечный ремень от Кейли, фиксирующий человека к сиденью параллельно ремню брючному, — так себе: при стечении определенных обстоятельств он разрубал «седока» надвое.
В пятидесятых швед Нильс Болин, работавший на Volvo, создал трехточечный ремень безопасности, который мы используем и по сей день. Кстати, американцы пошли альтернативным путем: они пытались заменить ремень безопасности подушками, но непристегнутый пассажир в случае аварии получал от них лишь дополнительные травмы. Прорыв случился в восьмидесятых, когда инженеры решили объединить ремень и подушки безопасности в единую систему SRS — Supplemental Restraint System, или «систему дополнительного удерживания». С тех пор даже самые бюджетные автомобили в обязательном порядке оснащаются системой SRS, а отечественный водитель продолжает ездить по своим выдуманным канонам: чтобы автомобиль не издавал мешающий звук, замок затыкают обманкой-заглушкой или продевают сам ремень за креслом.
Но не все знают, что подушка безопасности в случае срабатывания летит в лицо со скоростью 300 км/ч, ее активирует взрыв пиропатрона. А инженерный расчет сделан с учетом пристегнутого по правилам ремня безопасности, который удерживает тело в таком положении, чтобы оно не получило травм от столкновения с элементами машины, а также с той самой подушкой. Кстати, «эйрбэг» не связан с ремнем безопасности и срабатывает всегда, пристегнут «седок» или нет, но открывается только при столкновении на скорости более 40 км/ч. Если скорость ниже, то непристегнутый летит на встречу с лобовым стеклом, рулем и торпедо автомобиля. Эффект — как от падения с девяти поставленных друг на друга стульев.
Однако иногда встречаются случаи, когда постановления о непристегнутом ремне выносятся ошибочно. Где-то ремень был закрыт капюшоном. Где-то он сливался по цвету с одеждой. Некоторые автовладельцы даже предлагают надевать на него яркие накладки, чтобы камеры легче его распознавали.
Впрочем, были и другие случаи. Например, в Екатеринбурге водитель «Газели» получил «письмо счастья» с уведомлением о нарушении пункта 5.1 ПДД РФ, то есть оштрафовали его за перевозку непристегнутого пассажира. Вот только в машине автомобилист находился один, а за второго седока камеры приняли плюшевого кота, приклеенного присоской к лобовому стеклу. Позже в ГИБДД признали, что штраф выписан по ошибке, и отменили взыскание. Очевидно, что нейросети еще не совсем совершенны.
Как считают в «МВС Груп», в накладках на ремни безопасности нет необходимости. Качество и возможности технологий растут. Идентификацией непристегнутого ремня безопасности на первом этапе занимается нейросеть. Более того, в комплексах фотовидеофиксации Московской области она обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя, — если ремень пристегнут, то нейросеть это «увидит» совершенно точно. А после нейросети это еще раз проверяют сотрудники ГИБДД.
Кстати, в ГИБДД для анализа, как правило, поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля. Особенно это касается сложных составов нарушений правил, к которым относится езда с непристегнутым ремнем безопасности. Следовательно, у инспектора гораздо больше возможностей детально их рассмотреть. Кроме того, качество разрешения фотоматериалов, которые он изучает, лучше, чем в распечатанном постановлении. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.
Автовладелец вправе обратиться в ГИБДД с письменным или личным запросом предоставить ему оригиналы материалов, сделанных комплексом фотовидеофиксации, на которых хорошо различимы все детали. Они хранятся в ГИБДД, получить их можно, направив письменное обращение. Полученные снимки следует прикрепить к жалобе на постановление, если будет принято решение его обжаловать. Обжаловать сейчас можно и на «Госуслугах» — это проще сделать.
Ликсутов рассказал о фиксации непристегнутых пассажиров в машине
Детали о работе дорожных камер, которые начали распознавать непристегнутых пассажиров, раскрыл глава Дептранса Москвы Максим Ликсутов. Отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru во время пресс-конференции о работе таких камер, Ликсутов сообщил, что в столице около 500 комплексов уже умеют распознавать отсутствие ремней безопасности у водителей во время движения — 206 из них уже определяют непристегнутые ремни и у пассажиров.
«Никакой модернизации этих камер не потребовалось. Камеры способны были решать эти задачи с того момента, как мы их установили», — сообщил Ликсутов.
Также чиновник отметил, что все съемка проводится в соответствии с законодательством.
«Есть федеральное законодательство, которое четко регулирует приятие решений и то, какие фотографии должны быть публиковаться на документах, которые получает владелец машины в случае, если пассажир не был пристегнут. В ЦОДД [Центр организации дорожного движения Москвы] выполняют эти требования. Сотрудники ЦОДД начали рассмотрение 21 сентября. Они рассматривают каждый случай с признаками нарушения, а любые сомнения всегда трактуются в пользу собственника транспортного средства», — сказал чиновник.
По словам Ликсутова, если собственник автомобиля не согласен с тем, что его пассажир был не пристегнут, постановление можно обжаловать в установленном порядке. А также, при необходимости, если у водителя есть сомнения, можно получить фотографию более высокого качества.
«Важно обязательно пристегиваться. Это вопрос более серьезный с точки зрения последствий и возможных ДТП. Это поддержано коллегами из полиции и экспертного сообщества. Такие нарушения влияют на смертность на дорогах», — отметил глава Дептранса.
Фиксировать непристегнутых пассажиров дорожные камеры в Москве начали 21 сентября 2023 года. В этом комплексам помогают нейросети. Штраф за такое нарушение предусмотрен ст. 12.6 КоАП России и составляет 1000 руб.
Ранее в России начали контролировать застегнутые ремни безопасности у водителей — в декабре 2020 года такую фиксацию впервые запустили в Москве. Как объясняли тогда в ЦОДД, нейросеть делает это даже лучше, чем глаз человека.
«Когда нейросеть понимает, что у материала есть признак нарушения, именно такие материалы уходят на обработку в ЦОДД. Там проверяют, корректно ли определился номер, марка автомобиля, и так далее. Если все точно — данные уходят в ГИБДД для вынесения постановления — именно в ГИБДД принимают окончательное решение, наказывать ли автовладельца», — рассказывали в ЦОДД.