Можно ли использовать шуруповерт как динамометрический ключ
Перейти к содержимому

Можно ли использовать шуруповерт как динамометрический ключ

  • автор:

Как сделать динамометрический ключ своими руками!

Собственно вот:
1)Берем весы домашние (до 10кг вполне хватит)
2) ключ трещетку
3) трубу, что поможет нам удлинить этот самый ключик ( как можно больше, чтоб в итоге между осью ключа и весами было около 0.5 метра, этого вполне хватит и будет проще в расчетах )

Собираем:
1) берем ключ, плотно надеваем на него трубу, если не плотно, то наматываем на ключ изоленту, чтоб труба входила впритирку
2) делаем на конце трубы выемку под весы (можно дырочку можно как я намотать изоленту по краям от углубления для весов
3) делаем замер от ОСИ КЛЮЧА до МЕСТА СОПРИКОСНОВЕНИЯ С ВЕСАМИ
(в общем между осями)
4) начнаем расчеты и тянем весами за этот самый рычаг пока не получим нужное значение

Расчеты :
ну тут все просто 10НМ это 1кг на 1 метре силы (можно проверять в интернет калькуляторах)
следовательно на нашем 0.5 метровом рычаге нужно будет прикладывать вдвое большую силу, чем на 1метре
проще говоря видим требуемые 10НМ — 2кг на 0.5 метрах, видим 20НМ — 4кг
4кг весами тянуть вполне удобно
дотянули до нужных КГ — останавливаемся

Фото в бортжурнале Mitsubishi Montero III (V60) Динамометрический ключ из обычных весов Фото в бортжурнале Mitsubishi Montero III (V60) подробнее

сразу скажу, конечно лучше нормальный ключ
где все будет не с такой большой погрешностью!
но данный ключ вполне справляется со своими обязаностями и на 90% обезопасит вас от сорваной резьбы
плюс ко всему, тк сделан из обычной трещетки может быть использован со всеми видами удлиннителей и головок)

Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке

Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке

В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.

динамометрический ключ в пластиковом чехле

Особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки блока цилиндров, шарниры подвески. Мастера станций техобслуживания используют специальные приспособления: динамометрические ключи.

Это дорогостоящий элемент: если он используется от случая к случаю, приобретение нецелесообразно. Поэтому многие автолюбители, обслуживающие автомобили самостоятельно, делают динамометрический ключ своими руками.

Совершенно бесплатно изготовить инструмент не получится: как минимум нужен фабричный ключ, а также прибор, фиксирующий крутящий момент.

Для чего нужен динамометрический ключ?

Определенный момент затяжки на сопрягаемых деталях нужен для равномерного прилегания плоскостей. Кроме того, если по контуру установлена прокладка, неравномерное усилие болтовых соединений может ее разрушить.

Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто требуется с высокой точностью выполнить динамометрическую затяжку посадочного места подшипника.

Производитель рассчитывает значения крутящего момента, исходя из типа материала и конструктивных особенностей узла. При создании автомобиля на заводе, весь крепеж затягивается согласно техническим условиям: как правило, эту работу выполняют сборочные роботы.

применение динамометрического ключа

А при обслуживании, ремонте, замене деталей – нужное усилие обеспечивается ручным инструментом: динамометрическим ключом.

Главное его достоинство – возможность работать в широком диапазоне настройки. Вы просто устанавливаете предел срабатывания своими руками, или визуально контролируете стрелку динамометра.

То есть, универсальный динамометрический ключ не позволяет одинаково точно затягивать гайки с усилием 2 Н.м. и 100 Н.м.

Производители инструмента выпускают динамометрические ключи в нескольких диапазонах:

  • самый популярный «размерчик»: 40 – 210 Н.м. Он позволяет выполнять большинство ремонтных работ на ходовой части автомобиля;
  • точный динамометрический ключ (от 2 Н.м. до 50 Н.м.) предназначен для ремонта и обслуживания двигателя. Настройка карбюратора, затяжка свечей, сборка коленвала и шатунов. Работы по замене впускной или выпускной систем, также выполняются динамометрическим ключом малого диапазона;
  • предел затяжки от 200 Н.м. и выше предназначен для силовых элементов мощных конструкций. Применительно к автомобилям – пожалуй, лишь ступичные гайки.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

динамометрический ключ с трещоткой

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть.

Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания, превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет именно в конструкции храповика. Он позволяет шестерне прокручиваться в любую сторону.

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ с измерительной шкалой

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы.

Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Измерение крутящего момента производится в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, практически это означает: 10 Н.м. – равно усилию в 1 кг, приложенному к рычагу длиной 1 метр.

То есть, если отмерить от центра головки накидного ключа 1 метр, и закрепить в этой точке динамометр, можно с высокой степенью точности измерить крутящий момент затягивания гайки.

Этот метод далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ, при ремонте редуктора заднего моста, пользовались методичкой, разработанной еще при СССР.

самодельный динамометрический ключ из безмена

Гайка хвостовика, которая сжимала обоймы конических подшипников, затягивалась со строго дозированным усилием. Момент контролировался с помощью домашнего динамометра, а при его отсутствии – «точный» измерительный прибор делался из безмена.

По сути, это и есть прообраз самодельного динамометрического ключа. Только в качестве рычага используется фланец полуоси.

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Для изготовления понадобятся:

  • рукоятка для работы с торцевыми головками под квадрат (для большей универсальности – с удлинителем).
  • хомут для фиксации точки измерения силы.
  • измерительное устройство: можно использовать обычные весы типа «безмен» или «кантор». Оптимальный диапазон измерений от 100 грамм до 50 кг.

необходимые детали для изготовления динамометрического ключа своими руками
Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге.
крепим безмен к рукоятке с торцевой головкой
Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.
готовый самодельный ключ из безмена

динамометрический ключ из ручных весов и рожкового ключа

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Для каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона:

Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Затягиваем болт самодельным динамометрическим ключом — видео

Вывод:
Имея на руках безмен стоимостью 300 – 500 руб. (он есть практически в каждом доме), можно сэкономить на покупке фабричного динамометрического ключа: цена порядка 2000 – 3000 рублей.

Как заменить динамометрический ключ

Каждому опытному автолюбителю или профессиональному мастеру известно, что многие детали в автомобиле требуют особого усилия при затяжке. Так, если на гайку будет передан момент, недостаточный для её полного затягивания, она может разболтаться при движении, и, напротив, перетянув крепёж, можно обеспечить деформацию детали.

Именно поэтому динамометрический ключ — одна из важнейших составляющих набора инструментов каждого специалиста. Однако стоит он достаточно дорого, и некоторые умельцы изготавливают инструмент своими руками.


Динамометрический ключ

Динамометрический ключ своими руками

Динамометрический ключ — это инструмент для мастеров станций техобслуживания, предназначенный преимущественно для обеспечения равномерного приложения нагрузки на тот или иной крепёжный элемент, он обеспечивает равномерную затяжку каждого болта или гайки.

Электронная или стрелочная шкала на данном изделии позволяет обеспечивать затяжку деталей с точностью до десятых и даже сотых долей мм.

Это дорогостоящий прибор, и, если человек не использует ключ ежедневно, его приобретение нецелесообразно. Однако, досконально зная принцип его работы, можно сделать его своими руками в домашних условиях.

При ближайшем рассмотрении изделие представляет собой обычный рычаг с трещоткой на конце, которая не позволяет мастеру переборщить с усилием и просто прокручивается вхолостую, в соответствии с заранее выставленными параметрами на динамометре.

Динамометр — это простой пружинный механизм, который, натягиваясь, вызывает отклонение стрелки на циферблате от нулевой отметки до предельного значения, заданного пользователем.

В самой головке инструмента спрятано зубчатое колесо, которое приводится в движение, когда на него попадает выступ ключа, однако при достижении необходимого крутящего момента в Н*м этот выступ просто начинает соскакивать, и механическое воздействие на шестерню прекращается. Данный измерительный инструмент фиксирует значение как произведение усилия, которое оказывает рука пользователя на плечо относительно точки закрепления ключа в месте сопряжения рабочей насадки с гайкой и точки приложения нагрузки.

В основании рычага находится вращающийся ограничитель, с помощью которого мастер выставляет точное значение требуемого предельного усилия перед началом работы.


Детали для ключа своими руками

Таким образом, имея под рукой некоторые бытовые приборы, а также немного смекалки и знаний элементарной физики, любой мужчина сможет изготовить подобие ключа, не выходя из дома или гаража, причём результат мало чем будет отличаться от показаний прибора, приобретённого в магазине.

Вам это будет интересно О пневматических домкратах: как сделать из пневмоподушки своими руками

Динамометрический ключ без шкалы: чем заменить

Чтобы ключ получился простым в использовании и мог нормально эксплуатироваться, пользователю нужно знать простую формулу из школьного курса физики, а именно, что момент в 10 Н*м — это произведение веса в 1 кг, приложенного на расстоянии один метр от точки. Таким образом, нетрудно догадаться, что рычаг в 0,5 м достигает данного значения при усилии в 2 кг, 0,2 м — 5 кг и т. д.

Отталкиваясь от этих расчётов, мастер должен приобрести или найти следующие детали для изготовления инструмента:

  • Рукоять, которая имеет торцованные в форме квадрата наконечники, причём длина изделия должна соответствовать приведённым выше расчётам для достижения более точного результата.
  • Если обрезать рычаг не удаётся, то всегда можно нанести на нём метку маркером или просто надеть тугой хомут, что и будет являться отправной точкой приложения нагрузки на крепёж.
  • Вместо динамометра можно взять обычный высокоточный безмен — весы, которые показывают нагрузку в граммах в зависимости от силы натяжения. Специалисты советуют приобрести данный прибор с ценой деления хотя бы в 100 граммов и пределом взвешивания до 50 килограммов.

Для изготовления динамометрического ключа достаточно лишь зафиксировать безмен на рукояти в месте замаркированной отметки, надеть насадку на противоположный торец рычага и аккуратно тянуть за весы до тех пор, пока на шкале не отобразится необходимый результат, что будет соответствовать достигнутому крутящему моменту при затяжке. Чтобы не путаться в показаниях прибора, достаточно потратить 15 минут и составить подробную таблицу зависимости показаний прибора, длины рычага и конечного усилия в Н*м.


Электронный безмен до 50 кг

Принцип работы инструмента

Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях.

Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.

Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.

Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.

Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.

Cоветуем: Хоппер ковш для нанесения цементного раствора на стену

Зачем считают Ньютоны и метры

Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.

Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.

Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.

Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.

Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.

Купить или сделать?

В процессе выполнения ремонтных работ по обслуживанию авто практически каждый владелец транспортного средства сталкивается с тем, что необходимо закрутить болт или гайку, приложив определенное усилие, а динамометрического ключа под рукой нет. Не бежать же в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, попользоваться им 20–30 минут и забыть на год.

Cоветуем: Страховочная подставка под автомобиль из колесного диска

Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.

Советы профессионалов при изготовлении ключа

С первого раза инструмент может не получиться, и измерение будет некорректным. Однако любой опытный мастер может дать несколько подробных советов, следуя которым каждый новичок добьётся желаемого результата.

Для более точного измерения лучше приобрести безмен именно с электронной шкалой и устанавливаемым пределом взвешивания, так как подобное изделие издаст резкий звуковой сигнал при достижении нужной нагрузки и предотвратит перетяжку крепежа. Подобный безмен даёт тот же эффект, что и хороший индикаторный ключ с манометром.

При отсутствии рычага или материалов для него можно пользоваться обычным гаечным ключом с рожковым захватом с одной стороны и накидным — с противоположной. Однако здесь следует более тщательно вычислить соотношение длины и крутящего момента, так как наверняка размер плеча будет представлять собой дробное число.

Для лучшей фиксации безмена к рычагу следует особенно тщательно отнестись к месту его установки. Лучший вариант — аккуратно просверленное сквозное отверстие, точно в месте приложения нагрузки, и прибор никогда не соскользнёт с рукояти.

Вам это будет интересно О домкратах для Нивы: высота подъема, какой лучше штатного


Работа с самодельным динамометрическим ключом

В зависимости от требуемого натяжения у мастера может быть сразу несколько безменов с различными пределами взвешивания, каждый из которых должен иметь собственную таблицу зависимости нагрузки от плеча и крутящего момента.

Так как все усилия при определении степени затяжки прикладываются только к весам, необходимо обеспечить удобный захват ручки, так как 20-30 кг с плохим захватом не позволят комфортно работать с прибором.

Активные пользователи смартфонов вышеприведённые примеры расчётов могут занести в предварительно скачанное приложение с сохранением всех результатов, и мастер всегда будет иметь под рукой требуемые значения усилий.

Как осуществляется измерение затяжки

Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:

  • Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
  • Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
  • Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
  • Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.

Для предотвращения срыва болтового соединения не следует давать запредельную нагрузку на самодельный динамометр, а затяжку вести лишь на номинальных значениях, прописанных в техническом руководстве по обслуживанию той или иной детали в автомобиле. В противном случае есть риск деформации заводской продукции.


Перетяжка болта на колесе автомобиля

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже: Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

Самодельный динамометрический ключ из манометра

Динамометрический ключ до недавнего времени считался инструментом профессиональных механиков, которые использовали его в авторемонтных мастерских. Многие люди думали, что нет необходимости иметь его у себя дома или в гараже, а зря.

К счастью, те времена остались в прошлом, и сейчас на рынке представлен целый ряд отличных динамометрических ключей, предназначенных для домашнего, а не для профессионального использования.

Естественно, у некоторых людей все еще возникают вопросы об этом чрезвычайно удобном инструменте. Постараемся ответить на них.

Вопрос: Зачем покупать динамометрический ключ?

Ответ: Есть две причины купить динамометрический ключ — безопасность и долговечность деталей. Позволяя вам устанавливать крутящий момент, эти инструменты обеспечивают определенную точность при затяжке гаек и болтов.

Это может показаться лишним, когда вы ремонтируете сломанный замок на перчаточном ящике, но это чрезвычайно важно, когда речь идет о гайках, удерживающих колеса, закрепляющих тормозную систему или фиксирующих руль велосипеда. При работе с обычным гаечным ключом вам приходится затягивать гайки на глаз, т.е

угадывать величину усилия затяжки

При работе с обычным гаечным ключом вам приходится затягивать гайки на глаз, т.е. угадывать величину усилия затяжки.

При неоднократном затягивании со слишком большим усилием резьба на болте со временем будет повреждена, что потребует его замены или приведет к полному выходу из строя детали в самый неподходящий момент.

Вопрос: Как часто следует калибровать динамометрический ключ?

Ответ: Эти инструменты являются прецизионными и обычно имеют поверочный сертификат завода-изготовителя, подтверждающий, что измерения, могут иметь погрешность 4% или даже меньше.

Профессионалы считают, что если этот показатель превысит 5%, инструменту требуется калибровка.

По общему правилу, калибровку следует проводить примерно после каждых 3000 повторений, если вы используете ключ регулярно, или примерно один раз в 6 месяцев, если вы пользуйтесь им только время от времени.

Вопрос: Существует ли универсальный динамометрический ключ?

Ответ: И да, и нет. Как вы уже заметили в нашем обзоре, у динамометрических ключей разный момент затяжки, разные размеры, они выполнены из разных материалов и стоят по-разному.

Как правило, рекомендуется покупать один ключ, который, по вашему мнению, сможет справиться с основной массой работы, будь то ремонт или обслуживание грузовика, автомобиля, внедорожника, газонокосилки или других устройств, используемых в хозяйстве.

Для этого подойдет модель с широким диапазоном крутящего момента.

Если у вас есть велосипеды или другая техника с более хрупкими компонентами, было бы неплохо купить динамометрический ключ с меньшим шагом крутящего момента, чтобы вы могли затягивать крепеж с большей осторожностью и точностью

Что такое динамометрический ключ?

Динамометрический ключ используется для закручивания резьбовых соединений с определенным моментом затяжки (силы, усилием). Единицей измерения усилия является ньютон на квадратный метр.

Подобный инструмент необходим из-за того, что в данных по техническому обслуживанию автомобилей и других сложных устройств всегда предоставляются данные о том, с каким усилием необходимо затягивать те или иные соединения. В том случае если используемая сила больше или меньше рекомендуемых значений, это может вызвать серьезную поломку из-за сорванной резьбы или недостаточно затянутых гаек и винтов.

Соответственно крайне важно иметь возможность изначально выставить необходимую силу затяжки, именно для этого и был создан динамометрический ключ. Обычный динамометрический ключ состоит из следующих частей:

Обычный динамометрический ключ состоит из следующих частей:

  1. Рукоятки, которая изготавливается из пластика или резины;
  2. Металлический корпус;
  3. Квадрат для торцевых головок;
  4. Шкала на которой показывается усилие затяжки.

Шкала может выглядеть по-разному, в зависимости от типа ключа. Сегодня существуют следующие виды динамометрических ключей для автомобиля.

КОНСТРУКЦИЯ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКОГО КЛЮЧА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

  • Стрелочные динамометрические ключи оснащаются шкалой со стрелкой. Они сравнительно недороги, но при этом обладают погрешностью в измерениях в районе 6-8%. Они подходят только для работ, которые не требуют высокой точности при затяжке соединений;
  • Щелчковые динамометрические ключи, также известные как «предельные». В этом случае необходимо накрутить в основание ключа движимую рукоятку до того момента, когда она не дойдет до нужной отметки усилия. Они имеют меньшую погрешность в районе 4% и активно используются в СТО;
  • Электронные обладают наибольшей точностью и являются лучшим вариантом динамометрического ключа для авто. Их погрешность составляет около одного процента, и имеют такие функции как выгрузка данных в Excel, программирования последовательности действий и пр.

Отдельно стоит сказать о щелчковых ключах. У некоторых из них не одна шкала, а две – вертикальная и горизонтальная. При этом на числа на горизонтальной шкале обозначают, сколько Ньютонов добавится к усилию, отмеченному на вертикальной шкале. То есть, если на вертикальной шкале будет выбрано число «112», а на горизонтальной «4», то мы получим усилие в 116 Ньютонов на метр (112+4).

Также очень важно помнить о том, что у стрелочных динамометрических ключей нет ограничения по силе затяжки. Они могут только показывать ваше усилие

Соответственно если в какой-то момент вы превысите разрешенный крутящий момент, то это может серьезно повредить деталь.

КЛЮЧ ТОРСИОННОГО ТИПА С НЕПОДВИЖНЫМ СТРЕЛОЧНЫМ УКАЗАТЕЛЕМ

Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?

В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Значения прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах

При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность

Как работает динамометрический ключ такого типа? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.

Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу. Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия. Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.

В каких случаях нужен динамометрический ключ при ремонте автомобиля Динамометрический ключ как разобрать Динамометрический ключ с одним рычагом без установочной шкалы регулировка ключа посредством динамометрического контрольного прибора станд Как правильно пользоваться динамометрическим ключом Момент затяжки болтов и гаек на колёсах Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке Динамометрический ключ с одним рычагом без установочной шкалы регулировка ключа посредством динамометрического контрольного прибора станд каталог hoffmann group 2020 инструмент ручной и измерительный Как пользоваться динамометрическим ключом и зачем Как пользоваться динамометрическим ключом Делаем динамометрический ключ своими руками из простых деталей

7,2 lbf/ft (Футофунты).

Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой :

  1. Точно определить необходимое значение на шкале;
  2. Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
  3. Закончить работу при достижении необходимого усилия.

После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.

Выбор инструмента

Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.

Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:

  • Зубр;
  • King;
  • JTC;
  • Force;
  • Jonnesway;
  • Ombra;
  • Licota;
  • Автодело.

Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.

Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.

Инструменты для контроля момента затяжки

Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:

    Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.

Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью

Цифровой динамометрический ключ — самый точный

Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании

Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.

Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно

При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:

  1. Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
  2. На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
  3. Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.

Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.

Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.

Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.

Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом

Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:

  • обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
  • отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.

Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть.

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы. Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

Популярное: Осциллятор своими руками – зачем платить производителям?

Изготовление своими руками

Домашний динамометрический ключ основан на законах физики, которые изучают еще в школе. Прикладываемая сила выражается в ньютонах на метр, а степень усилия может регулироваться в зависимости от длины рычага. Стоит учитывать, что для создания определенного усилия в разных случаях требуется различная длина рычага. Главное условие — этот показатель должен измеряться.

Среди особенностей по созданию рассматриваемого типа инструмента своими руками отметим:

  • Для измерения прикладываемой силы зачастую используется динамометр. Самодельный инструмент можно создать при использовании обычных пружинных весов с циферблатом и крючком. Рекомендуется выбирать модель с круглой школой, так как они более точные.
  • В качестве рычага в большинстве случае выбирается труба с длиной 0,5 метра и диаметром 2,5 см.
  • На обратном конце используемого рычага создается два отверстия, которые потребуются для установки импровизированного динамометра.

Подобная конструкция может использоваться для создания момента около 100 Н/м. При необходимости можно отрегулировать ключ, для чего используется несколько иная труба. Достоинством является универсально в применении, недостатком — довольно большие размеры, которые не позволяют комфортно выполнять работу в труднодоступных местах, к примеру, под капотом.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже: Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

Недостаточно купить хороший инструмент, нужно также правильно его использовать: знать, как и что им делать.

Прежде всего, динамометрические ключи – это инструмент калибровочный, и использовать его следует только для предназначенных для него целей — т.е. откручивать гайки и проверять «старые» соединения им запрещено.

При затягивании крепежа настоятельно рекомендуется следовать следующим правилам:

Затягиваемый крепёж перед затягиванием нужно правильно подготовить. Болты и гайки должны быть чистыми и сухими. Присутствие грязи и наличие обильной смазки не допустимо, поскольку эти факторы влияют на показания прилагаемых силовых значений, рекомендуемых производителем.

Чтобы погрешность момента силы затяжки была максимально адекватной, крепёжный болт следует слегка смазать маслом, — одна-две капли машинной смазки наносятся под основание шляпки болта и на его кончик.

Слегка смазанный болт помещают на бумагу, где излишек масла с крепежа впитывается в промокашку. Оставшегося количества вполне достаточно для устранения избыточного сопротивления при навёртывании гайки и устранения дополнительного сопротивления при затягивании между поверхностями гайки и шляпкой болта.

Делаем динамометрический ключ своими руками из простых деталей Динамометрический ключ своими руками Динамометрический ключ 5-25н*м Динамометрический ключ для автомобиля своими руками grsk-omega.ru Самодельный ключ не имеет шкалы как на динамометрическом, но момент затяжки на нём можно регулировать Данный инструмент используется для приложения одинакового усилия при закручивании гаек и болтов Благодаря системе, которая срабатывает при определённой н Топ-10 лучших динамометрических ключей для ремонта автомобиля на 2022 год 7 лучших динамометрических ключей - рейтинг 2022 - топ 7 Зачем нужен динамометрический ключ Как пользоваться динамометрическим ключом для автомобиля: виды, проверка и настройка с интрукцией отзывами и видео Динамометрический ключ своими руками

В большинстве случаев, затяжка болтовых соединений происходит в несколько этапов (2-3) — это делается во избежание перекоса закрепляемой детали и равномерного распределения силы стягивания на всех крепёжных соединениях.

Данное правило не применяется для одноболтового соединения. Хотя, при использовании динамометрического ключа предельного типа, особенно, начинающими веломеханиками, рекомендуется выставлять сначала меньшее значение момента затяжки. Это объясняется тем, что после сигнального щелчка новичок по инерции может перекрутить болт, т.е. прозевать момент, когда нужно остановиться.

Именно в этом нюансе выигрывает бюджетный стрелочный динамометрический ключ — пользователь визуально видит приближение требуемого усилия.

Не редки случаи, когда рекомендуемая сила затяжки незначительна, например, 10-40Nm, а такое болтовое соединение в ходе дальнейшей эксплуатации подвержено раскручиванию, т.е. ослаблению из-за механических вибраций. Тогда, чтобы этого не происходило используют специальную фиксирующую смазку.

Для исключения ослабления крепления в ходе эксплуатации превышать предельный момент стяжки категорически запрещается.

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Все механические динамометрические ключи проходят БЕСПЛАТНУЮ калибровку и регулировку на заводе производителя. Ко всем откалиброванным динамометрические ключам выдается БЕСПЛАТНОЕ свидетельство поверки. Свидетельство обязательно содержит серийный номер ключа и месяца/года поверки.

Завод изготовитель рекомендуем осуществлять проверку Ваших динамометрических ключей ежегодно, начиная с момента ввода эксплуатацию. Напоминаем Вам о том, что нтервал проверки может быть короче, если Вы ранее выполните 5000 циклов нагрузки в связи с более интенсивным использованием.

Проверка динамометрического ключа осуществляется на специальном оборудовании. Суть теста заключается в том, что на динамометрическом ключе устанавливается значение и на специальном оборудовании проверяется срабатывает ли ключ на установленном значении.

В случаи отклонения свыше установленных значений погрешности ключ калибруется.

Вот видео материал по проверке динамометрического ключа:

Виды динамометрических ключей

Динамометрические ключи относятся к высокоточным измерительным инструментам, и в зависимости от конструкции делятся на следующие виды.

Стрелочный вид

Этот ключ еще называют торсионным или пружинным. Он состоит из ручки-корпуса, оснащённой головкой для установки сменных насадок, и механизма (торсионного или пружинного) с измерительной шкалой усилия.

Механизм устроен так, что при закручивании крепежа, торсионная ручка с прикреплённой к ней индикаторной шкалой отклоняется относительно неподвижного указателя (в виде стрелки). В зависимости от прилагаемого усилия, угол между стрелкой и торсионной ручкой меняется. По этому углу, с помощью индикаторной шкалы, определяется усилие, измеряемое в Ньютон-метрах (Nm).

По мимо цены, стрелочный динамометрический ключ обладает преимуществом перед предельным типом в том, что он позволяет визуально контролировать процесс затягивания крепежа. Это предостерегает пользователя от риска чрезмерного затягивания.

Из минусов стрелочного инструмента можно выделить:

  • его относительную громоздкость, что, порой, не позволяет его использовать в узких местах.
  • малый срок службы при высокой эксплуатации, — профессиональным этот инструмент назвать сложно, но для индивидуального использования он будет служить не один и не два года.

Предельный тип

Или щелчковый ключ состоит из регулировочной рукояти с фиксатором момента затяжки, с помощью которой устанавливается верхний предел крепящего усилия.

У каждого ключа предельного типа, по умолчанию устанавливается диапазон затяжных усилий. Например, от 5 до 25 Nm, от 19 до 112 Nmи т.д.

Данный тип инструмента выпускают индивидуального и профессионального назначения. Главным отличием между ними является величина диапазона регулировку усилий: профессиональному динамометрическому ключу присуще более узкая шкала, а любительскому — универсальность.

Динамометрический ключ своими руками

Для изготовления динамометрического ключа (далее ДМК) мне понадобится следующие:

  • старый ключ-трещотка
  • шестигранный ключ на 10 мм.
  • две гайки на 8 мм.
  • весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (покупал здесь)
  • кусок полосы 4*40 мм
  • сварочный аппарат
  • УШМ (болгарка)
  • плоскогубцы, молоток, напильник и другой слесарный инструмент.

Это еще не все, осталось произвести расчет. При каких показаниях весов будет тот или иной момент затяжки. Это и есть главный минус самодельного ДМК.

Из школьного курса физики нам известно:1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг.1 кг. = 9.806649999999 Н (Ньютонов).

Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле:кгс•м = m / (1 / L)где:кгс•м – килограмм силы на метр (прилагаемое усилие в килограммах)m – показания весовL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов)

Чтобы перевести прилагаемое усилие в Ньютоны нужно:Н•м = кгс•м * 9,81 где:Н•м – Ньютон на метркгс•м – килограмм на метр силы

Чаще всего момент затяжки пишут в Ньютонах, а наш ДМК показывает усилие в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с усилием в 20 Н. для того что бы узнать какие показания должны быть на весах воспользуемся формулой:m = Н * 0,102 * (1 / L)где:m – показания весовН – момент затяжки с которым нужно затянуть резьбовое соединениеL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов).

m = 20 * 0.102 * (1 / 0.114) = 17.89 кг.

Отсюда следует, чтобы затянуть гайку с усилием 20 Н на весах должно быть 17,89 кг.

Сделал не большую таблицу в Excel с формулами, можно скачать здесь.Для удобства можно составить таблицу с нужными значениями, тогда не нужно будет каждый раз высчитывать.

ЗаключениеКонечно данный ключ не подойдет для использования на СТО, а для дома вполне не плохо. Характеристики данного ключа не большие. Плечо 11,4 см, максимальный момент затяжки получился 4,5 кг или 44 Н. Данные характеристики можно улучшить изменив размеры ключа или установить более мощные весы. Собирал данный данный ключ из того что было. Надеюсь вам понравилась данная самоделка.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Динамометрический ключ без шкалы: чем заменить

Чтобы ключ получился простым в использовании и мог нормально эксплуатироваться, пользователю нужно знать простую формулу из школьного курса физики, а именно, что момент в 10 Н*м — это произведение веса в 1 кг, приложенного на расстоянии один метр от точки. Таким образом, нетрудно догадаться, что рычаг в 0,5 м достигает данного значения при усилии в 2 кг, 0,2 м — 5 кг и т. д.

Отталкиваясь от этих расчётов, мастер должен приобрести или найти следующие детали для изготовления инструмента:

  • Рукоять, которая имеет торцованные в форме квадрата наконечники, причём длина изделия должна соответствовать приведённым выше расчётам для достижения более точного результата.
  • Если обрезать рычаг не удаётся, то всегда можно нанести на нём метку маркером или просто надеть тугой хомут, что и будет являться отправной точкой приложения нагрузки на крепёж.
  • Вместо динамометра можно взять обычный высокоточный безмен — весы, которые показывают нагрузку в граммах в зависимости от силы натяжения. Специалисты советуют приобрести данный прибор с ценой деления хотя бы в 100 граммов и пределом взвешивания до 50 килограммов.

Как пользоваться динамометрическим ключом Советы и рекомендации SYL.ru

Некоторые мастера не разбираются, как пользоваться динамометрическим ключом, поскольку никогда не сталкивались с таким инструментом. Зачем же нужны подобные приборы? В каких работах они применяются? Давайте постараемся ответить на представленные вопросы.

Стрелочные ключи

Наиболее дешевая модификация динамометрического инструмента. Обладает незначительной погрешностью при настройке порядка 6-8 %.

Вопросом о том, как пользоваться стрелочным динамометрическим ключом, задаются немногие слесари и автомобилисты, поскольку подобные модели отличаются особой простотой конструкции. В процессе эксплуатации шкала инструмента смещается при затяжке, а стрелка остается на месте. Именно по этим конструктивным элементам ориентируется пользователь при настройке.

Щелчковые ключи

Более дорогостоящий вариант по сравнению с предыдущим. Но в то же время имеет меньшую погрешность на уровне до 4 %.

Разобраться, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа, не так уж сложно. Необходимо лишь постичь азы обращения с инструментом на практике. Конструктивно такой прибор напоминает обыкновенную трещотку и содержит 2 шкалы, согласно которым и ориентируются мастера, определяя нужное усилие.

Динамометрический ключ для автомобиля: как пользоваться Динамометрический ключ своими руками в домашних условиях - вместе мастерим Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях Какой динамометрический ключ выбрать для ремонта авто — автотоп Динамометрический ключ 5-25н*м Рейтинг лучших динамометрических ключей на 2022 год Как правильно пользоваться динамометрическими ключами: подробное руководство Динамометрический ключ своими руками Динамометрический ключ для автомобиля: как пользоваться

Недостаток щелковых ключей заключается в ограниченности диапазона возможной затяжки. Различные модели отличаются размером и характером посадочных квадратов. Встречаются ключи с возможностью изменения масштаба просвета.

Ключи с цифровой индексацией

К данной категории относятся высокоточные приборы с погрешностью в 1-2 %, что сказывается на достаточно высокой цене инструмента. Обычно применяются частными профессиональными мастерами по обслуживанию автомобилей, персоналом СТО.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом с индексацией? В ходе выполнения работ достаточно ориентироваться по звуковым и световым указателям, которые позволяют определить достаточный порог прикладываемого усилия.

Особенности эксплуатации

Как использовать динамометрический ключ? Как пользоваться шкалой? Подобными вопросами задаются многие начинающие слесари, которые сталкиваются с необходимостью применения инструмента.

На самом деле определиться с допустимым диапазоном потуг можно на глаз. Как правило, инструмент с длиной рычага порядка 50 см рассчитан на затяжку гаек при усилии не более 100 Нм. Этого оказывается вполне достаточно для выполнения большинства работ в автомастерских.

Как пользоваться динамометрическим ключом с рукояткой длиной в 70 см и более? Такой инструмент способен уже выдерживать усилие на уровне до 350 Нм. Чтобы в точности определиться с нужными параметрами, в данном случае стоит воспользоваться специальными рекомендациями, которые содержатся в прилагающейся инструкции.

В целом же эксплуатация инструмента заключается в следующем. При необходимости выдержки определенных усилий, в ходе завинчивания болтов или гаек следует заблаговременно настроить шкалу прибора на нужную величину. Реализуется задача благодаря наличию специального механизма, который расположен у самой рукоятки рычага либо рядом с ней.

В зависимости от модификации ключа пользователю приходится перемещать шкалу до достижения необходимого показателя или накручивать счетчик. Ориентировка по электронным указателям в случае эксплуатации прибора с цифровой индексацией значительно облегчает определение необходимых усилий.

После применения, измерительную часть инструмента следует переместить в нулевое, исходное положение. Несоблюдение данного правила может привести к некорректной работе любого прибора в результате расслабления пружины.

Соблюдение нехитрых рекомендаций позволит получать удовольствие от применения динамометрического ключа на протяжении максимально длительного срока без возникновения существенных погрешностей.

В итоге

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что оптимальным вариантом для отечественного пользователя способен стать щелчковый ключ. Благодаря умеренным погрешностям, он идеально подходит не только для персонала СТО, но также обычных автолюбителей. Естественно, использовать ключи с цифровой индексацией проще. Однако такой дорогостоящий инструмент приходится по карману далеко не каждому.

Что касается вопроса, как пользоваться динамометрическим ключом, то для этого достаточно лишь научиться правильно настраивать шкалу прибора, заранее ослабляя стоп-гайку, после чего планомерно вращать рукоятку до момента, пока инструмент не покажет допустимую норму.

Существует несколько конструкций динамометрических ключей, отличающихся принципом действия и обеспечивающих ту или иную степень точности. Они используются для соединений разных степеней ответственности, хотя любой тип имеет относительно невысокую погрешность — максимальное значение 6–8 %. Ключи различаются по разным признакам:

  • Тип индикации.
  • Предельная величина допустимого усилия.
  • Область использования.

Разные конструкции ключей используются как для быстрой затяжки соединений, так и для ответственных деталей, требующих высокой точности соблюдения условий монтажа. Они могут иметь заранее установленный момент, не поддающийся регулировке, или обладать способностью к настройке предельной величины прилагаемого усилия. Существуют также модели, где момент затяжки можно контролировать самостоятельно, в соответствии с прилагаемым усилием. Они удобны при работе с различными типами соединений, обладающими собственными требованиями к величине момента. Рассмотрим существующие типы этих ключей подробнее:

Электронный

Модели электронных динамометрических ключей оснащены специальным дисплеем, где отображается параметр

Электронные динамометрические ключи имеют цифровую жидкокристаллическую панель, показывающую величину усилия в данный момент. Точность таких устройств позволяет контролировать усилие вплоть до сотых долей Нм, что позволяет использовать их в наиболее продвинутых и ответственных механизмах.

Стрелочный

Стрелочный механизм позволяет следить за усилием затяжки

Стрелочный механизм позволяет устанавливать нужное значение момента и самостоятельно контролировать усилие затяжки. Существует два варианта:

  • С двумя стрелками, одна из которых показывает предельное значение, а другая — текущую величину прилагаемого усилия.
  • С одной стрелкой, демонстрирующей усилие в данный момент времени.

В свою очередь, ключи с одной стрелкой делятся на индикаторные и измерительные. Первые имеют шкалу в виде круглого циферблата, усилие показывает стрелка, вращающаяся вокруг центральной оси. Измерительный ключ снабжён шкалой с делениями, расположенной поблизости от рукояти. Величину усилия показывает длинная стрелка, которая отклоняется от нулевого значения при затягивании болта. Оба варианта просты и удобны в пользовании, но требуют постоянного визуального контроля со стороны оператора.

Такие устройства имеют относительно высокую погрешность, поэтому не используются для работы с ответственными соединениями. Они не всегда удобны для работы в труднодоступных местах, но хороши тем, что наглядно демонстрируют величину усилия и позволяют легко корректировать момент. Стоимость таких ключей относительно низка, что добавляет популярности этому типу конструкции.

Рожкового типа

Нередко мастера выбирают ключи такого типа, т. к. в работе не всегда удаётся использовать накидную головку

Такие ключи имеют гнездо для установки сменных насадок рожкового типа. Многие пользователи отдают предпочтение этому типу, поскольку на практике не всегда удаётся использовать накидную головку, а рожковая насадка бывает удобна для работы в труднодоступных местах. Существуют разные модели, имеющие возможность установки только собственного набора насадок, или более универсальные образцы, способные работать с большим количеством сменных головок. Способ индикации может быть разный — от стрелочного типа до цифрового, щелчкового или предельного.

Щелчкового типа

Ключи щелчкового типа особенно удобны в сложных условиях работы, когда нет возможности контролировать показания

Щелчковые ключи считаются наиболее универсальным. Они являются излюбленным инструментом автомобилистов, так как дают возможность действовать в сложных условиях, не позволяющих вести визуальный контроль за показаниями. Индикация щелчкового типа даёт возможность ощутить момент достижения предельного значения момента затяжки. Щелчок не столько воспринимается на слух, сколько именно чувствуется рукой. Ключи имеют достаточную чувствительность — их погрешность не превышает 4%, вполне соответствуя требованиям к инструменту для ремонта автомобильных узлов и систем. Кроме того, стоимость такого инструмента не слишком высока, что способствует популярности щелчковых динамометрических ключей среди профессионалов и любителей.

Таблица усилий затяжки метрических болтов

Размер Класс прочности N.m*
3.6 4.6 5.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М1,6 0,05 0,07 0,09 0,11 0,14 0,18 0,21 0,26 0,31
М2 0,11 0,14 0,18 0,24 0,28 0,38 0,42 0,53 0,63
М2,5 0,22 0,29 0,36 0,48 0,58 0,78 0,87 1,09 1,31
М3 0,38 0,51 0,63 0,84 1,01 1,35 1,52 1,90 2,27
М4 0,71 0,95 1,19 1,59 1,91 2,54 2,86 3,57 4,29
М5 1,71 2,28 2,85 3,80 4,56 6,09 6,85 8,56 10,3
М6 2,94 3,92 4,91 6,54 7,85 10,5 11,8 14,7 17,7
М8 7,11 9,48 11,9 15,8 19,0 25,3 28,4 35,5 42,7
М10 14,3 19,1 23,8 31,8 38,1 50,8 57,2 71,5 85,8
М12 24,4 32,6 40,7 54,3 65,1 86,9 97,7 122 147
М14 39 52 65 86,6 104 139 156 195 234
М16 59,9 79,9 99,8 133 160 213 240 299 359
М18 82,5 110 138 183 220 293 330 413 495
М20 117 156 195 260 312 416 468 585 702
М22 158 211 264 352 422 563 634 792 950
М24 202 270 337 449 539 719 809 1011 1213
М27 298 398 497 663 795 1060 1193 1491 1789
М30 405 540 675 900 1080 1440 1620 2025 2430
М33 550 734 917 1223 1467 1956 2201 2751 3301
М36 708 944 1180 1573 1888 2517 2832 3540 4248
М39 919 1226 1532 2043 2452 3269 3678 4597 5517
М42 1139 1518 1898 2530 3036 4049 4555 5693 6832
М45 1425 1900 2375 3167 3800 5067 5701 7126 8551
М48 1716 2288 2860 3313 4576 6101 6864 8580 10296
М52 2210 2947 3684 4912 5895 7859 8842 11052 13263
М56 2737 3650 4562 6083 7300 9733 10950 13687 16425
М60 3404 4538 5673 7564 9076 12102 13614 17018 20422
М64 4100 5466 6833 9110 10932 14576 16398 20498 24597
М68 4963 6617 8271 11029 13234 17646 19851 24814 29777

*где N.m — крутящий момент. Равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон-метрах. Таким образом, если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *