На какой машине ездил гитлер
Как и любой диктатор в нашей истории, Гитлер питал страсть к дорогим автомобилям и Mercedes-Benz 770K Offener Tourenwagen не был исключением. Кабриолет 1939 года выпуска использовался канцлером Нацистской Германии и фюрером Третьего Рейха, а сейчас выставлен на аукцион.
Модель, которую прозвали Super Mercedes или Grosser Mercedes, если и в чём виновата, то только в своей передовой конструкции, сделавшей её одной из лучших машин своего времени и, естественно, фаворитом у власть имущих.
Восьмицилиндровый мотор объёмом 7,7 литра с наддувом выдавал 230 л.с. сочетался с пятиступенчатой механической коробкой передач и позволял могучему Mercedes-Benz разгоняться до 170 км/ч (106 миль в час), что в 30-е годы было крайне выдающимся результатом. Модель 770 выпускалась в двух сериях — W107 периода 1930-1938 годов и Type W150 с 1938 по 1943 год.
Автомобиль позволял использовать популярный в те годы формат, когда у автопроизводителя заказывалось «голое» шасси, а кузов создавали специальные ателье. При этом и сам Mercedes-Benz готов был предложить клиентам комплексный вариант — в ассортименте марки были заводской Pullman Limousine с тремя рядами кресел, четырёхдверный открытый спортивный кабриолет Cabriolet D и чуть менее «оспортивленная» версия Cabriolet F, а флагманом было исполнение Offener Tourenwagen (Open Tourer). Естественно, предлагалось множество опций, включая заводское бронирование.
Кабриолет с шасси №189744 был заказан у Mercedes-Benz 2 сентября 1938 года, причём письмо с требованием о постройке автомобиля было направлено руководству марки, которое уже спустило его непосредственно на завод в Зиндельфинген.
Заказ оформил оберштурмбаннфюрер СС Эрих Кемпка, который с 1934 года до апреля 1945 года служил личным шофёром Адольфа Гитлера. Требования были сформулированы исходя из пожеланий фюрера и мнения его водителя, который прекрасно понимал, для чего нужна машина и в каких условиях её предстоит использовать.
Кабриолет изначально заказывался как парадный автомобиль, на котором Гитлер должен был принимать иностранные делегации и принимать участие в парадах. Именно поэтому кузов был со складной крышей. При этом, осознавая вероятность покушения на фюрера, Кемпка потребовал бронировать кузовные панели и установить пуленепробиваемые стёкла, складные сиденья в салоне и съёмную бронепанель в задней части кузова. Вкупе с дополнительными затемняющими накладками на окна, в зависимости от ситуации Grosser Mercedes канцлера мог превращаться либо в открытый всем взглядам кабриолет, либо в этакий роскошный танк.
Впервые на публике автомобиль появился 6 октября 1939 года, когда Гитлер прибыл на своём кабриолете в канцелярию Старого рейха на судебное заседание. Затем 770K использовался 18 июня 1940 года на параде в Мюнхене во время государственного визита итальянского фашистского диктатора Бенито Муссолини, потом 6 июля 1940 года фюрер на этой машине провёл парад в Берлине по случаю взятия Франции, а последний точно задокументированный выезд на особом 770K нацистский диктатор совершил 4 мая 1941 года, празднуя завоевание Югославии и Греции.
15 июля 1943 года Mercedes-Benz отправили на техническое обслуживание в Зиндельфинген, а затем достоверно установить историю автомобиля сложно. Советский Союз смог переломить ход войны, более эффективно стали действовать союзники и Гитлеру было уже не до парадных выездов. Как отмечают историки, последний раз свой 770K фюрер использовал скорее всего во Франции для встреч с Эрвином Роммелем после вторжения союзников во Францию.
После окончания Второй Мировой войны парадный кабриолет был захвачен американскими войсками и использовался подразделением военной полиции армии США, дислоцированным во французском Гавре. Один из американских военоначальников, ездивший на машине из-под Гитлера, пытался вывезти кабриолет в США, но эта затея успехом не увенчалась.
В итоге автомобиль достался бельгийцу, который позднее обменял его на партию табака. Третьим владельцем в послевоенной истории Grosser Mercedes стал американец, который без проблем погрузил кабриолет на судно и отправил его в свой родной город Гринвилл, штат Северная Каролина, где в 1949 году пожертвовал машину местному фонду ветеранов иностранных войн VFW 1990.
Автомобиль участвовал в парадах, но особого ухода и техобслуживания не знал, поэтому его быстро подубили и бросили в гараже, где в 1976 году его отыскали бизнесмены и охотниками за классическими машинами Стив Мансон и Джо Огден.
Фонд VFW 1990, как и передавший им машину американец, отчего-то были уверены, что Mercedes-Benz 770K использовал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, но новые владельцы установили, что этот кабриолет был одной из четырёх машин Адольфа Гитлера.
У автомобили, пережившего войну, оказалась сохранена заводская обивка салона из чёрной кожи, а на одометре значилось всего 33 309 километров пробега. Взявшись за реставрацию, машину восстановили полностью до оригинального состояния, после чего её продали Чикагскому историческому музею классических автомобилей в Хайленд-парке, штат Иллинойс.
Оттуда кабриолет выкупили в частную коллекцию в сентябре 1978 года, а 7 апреля 1983 года 770K стал экспонатом Imperial Palace Auto Collection одноимённого казино в Лас-Вегасе. В ноябре 2002 года автомобиль фюрера вновь сменил хозяина — его продали в рамках коллекции из 21 экземпляра классических Mercedes-Benz.
10% от вырученной за машину суммы устроители торгов направят общественным и научным организациям, работающим с проблемой Холокоста.
В январе на аукционе в Аризоне пытались продать Mercedes-Benz Гитлера, однако минимальная цена за автомобиль в $7 млн от продавца не соответствовала максимальной ставке от анонимного покупателя.
Автомобиль-путешественник: от Гитлера к Сталину и в Узбекистан
Бронированный автомобиль Mercedes-Benz Typ 770 второго поколения представили в Германии почти восемьдесят лет назад – в 1938 году. Машина сразу полюбилась Гитлеру, и в 1939 году компании было поручено изготовить 6 кабриолетов для первых лиц Рейха. Заказ выполнили через три года.
Надо сказать, что этот бронированный Мерседес имел две модификации: лимузин и кабриолет. Но фюрер испытывал слабость к кабриолетам, поэтому его выбор пал на машину такого вида. Автомобиль имел внушительные размеры – его длина была больше шести метров. За это модель получила народное название «Gro?er Mercedes» («Большой Мерседес»). Отличительными чертами таких машин были: отделка из дорогих материалов, комфортная подвеска, двигатель объемом 7,6 литра и мощность 230 лошадиных сил (изначально двигатель имел 170 л. с., но мощность увеличили с помощью компрессора; дополненная модель называлась Mercedes-Benz 770K). Также «плюсом», особенно для известных государственных деятелей, стало наличие бронезащиты.
Небронированный Mercedes-Benz Typ 770 в 1942 году можно было приобрести за 44,5 тыс. рейхсмарок. На то время это была очень внушительная сумма, сами посудите: зарплаты в среднем равнялись 165 маркам, а доступный Volkswagen Kafer («Жук») имел стоимость 990 марок.
Один из своих больших кабриолетов Гитлер оставил в качестве подарка диктатору из Хорватии Анте Павеличу. В 1945 году к власти в Югославии пришел Иосип Броз Тито. Мерседес фюрера национализировали, а позже Тито подарил его Сталину. Но Иосиф Виссарионович не стал ездить на гитлеровском Mercedes-Benz Typ 770: во-первых, вождю не пристало кататься на нацистском автомобиле; во-вторых, у него уже был бронированный лимузин ЗИС-115.
Сталин подарил машину-путешественницу главе Компартии Узбекистана Усману Юсупову. Но бронированный Мерседес вскоре сломался, а запчасти к нему достать было трудно, поэтому Юсупов отдал автомобиль своему водителю. Новый собственник заменил недостающие комплектующие советскими деталями и переделал бронированный кабриолет в грузовик. После того, как машина в очередной раз сломалась, её оставили без дела на заднем дворе.
В 2002 году коллекционер ретро-автомобилей из России Вадим Задорожный поехал в Узбекистан и нашел Mercedes-Benz 770 K. Несмотря на то, что машина сильно трансформировалась, автомобильным энтузиастам удалось распознать гитлеровский кабриолет: подсказали сохранившиеся шильдики, на которых указан номер двигателя и шасси. Мерседес перевозли в поселок Архангельское, в Подмосковье.
Коллекционер начал искать детали эксклюзивного авто по всему миру. В Германии ему удалось купить оригинальный двигатель и коробку передач. Сегодня собрано 90 процентов комплектующих бронированного Мерседеса. Теперь предстоит соединить их и отреставрировать автомобиль. В мире осталось всего пять таких машин. Кроме России, они находятся в коллекциях собирателей ретро-авто из Германии, Великобритании, Японии и США.
5 знаковых автомобилей, которые предпочитал Адольф Гитлер
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Адольф Гитлер заслуженно считается самым кровавым тираном ХХ века. За 12 лет, что он возглавлял Германию, он вывел страну из кризиса и развязал Вторую мировую войну. При этом Гитлер остался практически неизвестен как покровитель автомобильной промышленности и один из создателей самой популярной в мире машины.
1. Mercedes-Benz 24/100/140 PS
В 1920-е годы Германия переживала глубокий кризис, но в стране было немало обеспеченных людей, и для них выпускали дорогие представительские автомобили. Один из 6-цилиндровых 6,2-литровых роскошных лимузинов Mercedes-Benz 24/100/140PS принадлежал рейхспрезиденту Паулю фон Гинденбургу. Тот умер в 1934 году и машина перешла «по наследству» Адольфу Гитлеру. Правда, глава нацистской партии ездил на этом «Мерседесе» совсем недолго.
2. Mercedes-Benz 770
Mercedes-Benz 770 заслуженно считается одним из самых роскошных европейских автомобилей 1930-х годов. Такие машины были у Гитлера, японского императора Хирохито, каудильо Испании Франсиско Франко, пап Римских Пия XI и Пия XII, богатых финансистов и промышленников.
В 1938 году вышла обновленная версия в кузове W150. Автомобиль получил огромный 6-метровый кузов массой более 3,5 тонн в нескольких вариантах: лимузин, пульман, туринг, кабриолет. Если машина бронировалась, то ее вес достигал 4,8 тонны.
Mercedes-Benz 770 оснащался 8-цилиндровым рядным 7,7-литровым двигателем мощностью до 230 л.с. Благодаря этому, машина могла разогнаться до 170 км/ч, что превышало скорость многих гоночных автомобилей. Поражает и расход топлива – 30 литров бензина на 100 км пробега.
С 1930 по 1943 гг. было выпущено всего 207 экземпляров Mercedes-Benz 770, семь из которых использовались в гараже Гитлера. В 2004 году один из этих автомобилей был продан за 18 миллионов долларов.
3. Mercedes-Benz G4
Тяжелый трехосный Mercedes-Benz G4 был спроектирован в 1934 году как штабной автомобиль для немецкой армии. Но машина получилась слишком дорогой для серийного производства, к тому же ее проходимость оказалась довольно посредственной. Всего было выпущено 57 автомобилей Mercedes-Benz G4.
Зато автомобиль с приводом на задние колеса идеально подошел для торжественных парадов с участием высших военных чинов. Именно на Mercedes-Benz G4 Адольф Гитлер приветствовал солдат вермахта, оккупировавших Австрию и Судетскую область Чехии в 1938 году, а также принял капитуляцию Франции летом 1940 года. Чтобы фюрер «не потерялся» на фоне огромного «Мерседеса», специально для него в салоне установили специальную подножку.
4. Maybach SW35/38/42
В 1920-е – 1930-е годы немецкая компания Maybach выпускала представительские автомобили и мощные двигатели. С приходом к власти нацистов у предприятия добавилось военных заказов, но выпуск дорогих машин остановлен не был.
А в 1935 году вышла на свет новая модель SW35. Ее разработку лично одобрил Адольф Гитлер, который был хорошим другом главы компании Карла Майбаха. Автомобиль получил 6-цилиндровый двигатель объемом 3,4 литра, который устанавливался в кузов, зачастую изготавливаемый на специализированном ателье Spohn.
5. Volkswagen Käfer
Из множества машин Адольфа Гитлера стоит отдельно упомянуть одну модель, которая была создана по его указанию. Придя к власти в 1933 году, новый рейхсканцлер публично заявил, что Германии нужен «народный автомобиль». Это должна была быть недорогая надежная машина, в которую поместятся 4 человека.
В 1937 году такой автомобиль появился на свет. Автором проекта Volkswagen Käfer стал опытный инженер доктор Фердинанд Порше. Сотни тысяч немцев начали копили деньги на машину, похожую на жука, но начало Второй мировой войны лишило их счастья сесть за руль собственного авто. Лишь после войны Volkswagen стал выпускаться миллионными тиражами, на длительное время став самым массовым автомобилем в мире.
Фольксваген Жук: икона дизайна, созданная Гитлером и Порше
В 1945 году в Англию с пострадавшего от бомб завода Volkswagen в Германию прибыла довольно необычная модель авто.
Комиссия из ведущих британских автопроизводителей во главе с Сэром Уильямом Рутс осмотрела маленький с обтекаемыми контурами салон автомобиля.
"Большинству покупателей она не понравится, — прозвучал вывод авторитетной комиссии. — Она уродлива, ее двигатель слишком громкий, значит, производить эту модель в коммерческих масштабах — дело нерентабельное".
Приговор экспертов оказался таким же необоснованным, как и заявление боссов известной британской студии звукозаписи Decca, которые в 1962 году объявили, что у Beatles нет будущего в шоу-бизнесе, и отказались от контракта с группой.
С тех пор мировые продажи альбомов Beatles превысили 2 млрд. А "Фольксваген Жук", обязанный своим привлекательным дизайном австрийцу Эрвину Комменде, а инновационными инженерными решениями — немецкому конструктору Фердинанду Порше, — стал самым продаваемым автомобилем всех времен.
Автор фото, Getty
"Фольксваген Жук" стал самой популярной моделью в истории автомобильной индустрии
Когда в 1972 году 15007034-й "Жук" сошел с конвейера в Вольфсбурге, компания Volkswagen побила рекорд по производству знаменитой "Модели T" Генри Форда.
Последний "Фольксваген Жук", идентичный выпущенному в 1945 году, сошел с конвейера в Мексике в 2003 году. К тому времени в мире уже выпущено более 21,5 млн автомобилей этой модели.
Как свидетельствует название автомобильной марки, Volkswagen — это "народный автомобиль" (на немецком "Volk" — народ, "wagen" — автомобиль). В период своего производства с 1945 по 2003 год "Жук" претерпел много изменений, но первая и последняя модели, сошедшие с конвейера, похожи, как горошины из одного стручка.
Автор фото, Getty
Качество, доступность, экономичность и симпатичный дизайн обеспечили "Жуку" всемирный успех
Автомобиль — кинозвезда
Впрочем, огромный объем продаж — не единственный странный факт в биографии "Жука". Не может не удивлять и то, что автомобиль, дизайн которого был идеей Адольфа Гитлера и который обожали нацисты, стал также любимцем калифорнийских серфингистов, студентов-вольнодумцев и беззаботных хиппи.
Автор фото, Getty
В 1934 году Адольф Гитлер предложил известному немецкому инженеру Фердинанду Порше создать автомобиль "для народа"
"Жук" был и звездой Голливуда — в роли умной машины Герби он стал героем диснеевского комедийного киносериала, первая часть которого The Love Bug вышла в 1968 году. Но он также был мечтой каждой обычной немецкой семьи, собиравшей деньги на его покупку, пока нападение Гитлера на Польшу не заставил отложить ее на неопределенное время.
В конце концов, именно качество, доступность, надежность, экономичность и оригинальный внешний вид и обеспечили "Жуку" всемирный успех. Хотя на самом деле производство этой модели определенное время оставалось под большим вопросом.
Чертежи были разработаны еще в 1934 году после встречи Гитлера с Фердинандом Порше, но массовое производство не начинали до 1945 года.
"Жук" был задуман как небольшой автомобиль, который вмещал бы стандартную немецкую семью из пяти человек и развивал скорость до 100 км/ч по новым автобанам страны. Он должен был стоить 990 рейхсмарок, что равнялось примерно 8 среднемесячным заработным платам рабочего в 1936 году и был немного дешевле, чем цена "форда" того времени.
Однако, чтобы приобрести автомобиль, многоуважаемые бюргеры должны были присоединиться к специальной программе — замысловатой афере государственного уровня, которую запустило немецкое государственное объединение "Сила через радость" (KdF) и в честь которой с 1938 года "Жук" носил официальное название KDF Wagen.
"Жук" стоил 990 рейхсмарок и должен был стать воплощением мечты каждой немецкой семьи
Впрочем, у конкурирующих инженерных кругов радости было немного. Чешский автопроизводитель Tatra, например, утверждал, что Порше нарушил несколько дизайнерских патентов, в частности, разработки австрийского инженера Ганса Ледвинка, которыми восхищался Гитлер.
Чешская компания подала на Порше в суд, но в дело вмешался Гитлер, который оккупировал Австрию, захватил автомобильный завод и запретил выпуск модели "Ледвинка", которая, очевидно, стала прототипом "Жука". После войны Tatra все-таки возобновила иск, и в 1961 году компания Volkswagen выплатила чехам существенную компенсацию, чтобы урегулировать дело вне суда. Но к тому времени "Вольксфаген Жук" уже завоевал мир.
В 1945 году, когда завод Volkswagen перешел под контроль союзников, производство на нем возглавил майор британской армии и инженер Иван Херст. Во время войны Херст имел возможность ознакомиться с качеством военной техники, выпущенной на базе Volkswagen, и был уверен, что когда серийное производства "Жука" начнется, он будет пользоваться популярностью далеко за пределами Германии.
Автор фото, Getty
В 1955 году с конвейера на заводе Volkswagen в Вольфсбурге сошел миллионный "Жук"
Размер имеет значение
В Соединенных Штатах о "Жуке" узнали благодаря блестящей рекламной кампании Think Small "Фольксваген: Подумай о малом", разработанной нью-йоркской агентством Doyle Dane Bernbach в 1959 году.
В течение 1960-х "Жук" стал самой продаваемой иномаркой в США.
Автор фото, Getty
50 тысяч бело-зеленых "Жуков" выполняли функции минитакси в Мехико с 1972 по 2012 год
Его производили в различных модификациях, например, с мягким откидным верхом, и он также лег в основу многих других моделей — элегантного, хотя и немного медлительного спортивного автомобиля VW Karmann Ghia и ужасно модного фургона Camper van.
В 1998 году в продажу поступил "новый Жук" — Volkswagen Beetle, разработанный на базе модели VW Golf. Он получил сразу репутацию скорее игрушки, чем настоящего авто.
Сегодня, несмотря на глобальный экономический спад, в мире крутятся немалые деньги, и следовательно незатейливый дизайн "Жука" может показаться слишком скромным тем, кто, скажем, мечтает о покупке Bentley.
Автор фото, Getty
В 1998 году в продажу поступил "новый Жук" — Volkswagen Beetle, разработанный на базе модели VW Golf
Но, по иронии судьбы, марка Bentley сейчас принадлежит именно концерну Volkswagen. И каким бы впечатляющим и элитарным не был Bentley, место народного автомобиля он вряд ли когда-нибудь займет.
Впрочем, ни одна автомобильная марка пока не смогла превзойти популярность творения блестящего чешского инженера и жестокого немецкого диктатора.