«Важные истории»: с начала войны из России полностью ушли лишь 20% западных компаний
После начала полномасштабной войны в Украине многие западные компании заявили о приостановке своего бизнеса в России, однако полностью из страны ушли только 20% компаний, посчитали «Важные истории».
Как выяснили журналисты, с февраля 2022 года по апрель 2023 в российском реестре юридических лиц число компаний, собственниками которых были лица из «недружественных» стран (в первую очередь США, ЕС, Великобритании), стало меньше примерно на 2,5 тысячи. Как поясняют «Важные истории», эти компании сменили собственника, были ликвидированы или находятся в процессе ликвидации.
Среди компаний, которые решили покинуть российских рынок, несмотря на крупные вложения, издание выделяет автоконцерны — Mercedes-Benz, Renault, Nissan, Mazda. Также журналисты приводят в своем списке сеть автозаправок Shell, табачный холдинг Tobacco Group, сеть быстрого питания McDonaldʼs и многих других.
Небольшое число ушедших компаний, отмечают «Важные истории», связано в том числе и с трудностями, с которыми они сталкиваются при попытке покинуть российский рынок, включая подготовку бизнеса к продаже, а также поиск покупателя.
Кроме того, западным компаниям мешает уходить российское правительство. К примеру, собеседник Financial Times рассказывал, что в очереди на комиссию по контролю за иностранными инвестициями, без разрешения которой российский рынок не покинуть, стоят около двух тысяч компаний. При этом сама комиссия заседает только три раза в месяц и рассматривает не больше семи заявок за одно заседание.
Среди ушедших компаний есть и те, кто «оставляет открытой дверь», то есть резервируют право обратного выкупа, держит проданные доли у себя в залоге или вовсе имитирует уход, меняя юрисдикцию на «дружественную» и переводя бизнес на доверенных людей.
Право выкупа, пишут «Важные истории», оставили за собой французские Renault и Danone, а также американские McDonaldʼs и Ford.
Также есть и компании, которые лишь «имитировал» свой уход, сменив владельца. Это преимущественно небольшие компании, новыми собственникам которых стали юрлица из Турции, Казахстана, Китая и ОАЭ. К примеру, с начала войны 14 юрлиц из ОАЭ приобрели 21 российскую компанию.
KFC задержались на выходе с российского рынка
Reuters: KFC отложили выход из России из-за требований выплат в бюджет
Управление по контролю за зарубежными активами (OFAC) министерства финансов США приняло решение отложить уход с российского рынка владельца торговой марки KFC Yum! Brands из-за необходимости выплат отчислений в федеральный бюджет, сообщает Reuters.
«Закрытие снова было отложено, была согласована правильная процедура уплаты налога на выход. Казалось, что все согласовано, а сделка движется к завершению, но потом вмешался иностранный регулятор — OFAC», — рассказал Сергей Левин, глава юридического отдела компании «Юнирест», российского юрлица Yum! Brands.
Требование Москвы о выплате отчислений в федеральный бюджет было введено в декабре 2022 года. Левин отмечает, что до 2024 года компания планирует завершить ребрендинг и передать до 60% от общего числа ресторанов под бренд Rostic’s.
Ранее омбудсмен рассказал, на сколько упал оборот «Вкусно — и точка» после ребрендинга.
Ранее российское дочернее предприятие американской компании Yum! Restaurants, сменило название перед продажей на «Юнирест».
Китайский производитель бытовой техники закроет производство в России
Китайский производитель бытовой техники Haier решил закрыть производство итальянского бренда Candy в России из-за «низкой прибыльности». Об этом со ссылкой на близкий к российскому представительству источник сообщает «Коммерсантъ».
Мощности завода Candy в Кирове были рассчитаны на европейский рынок — предприятие должно было выпускать до миллиона стиральных машин и холодильников в год. Однако после начала спецоперации на Украине объемы производства снизились до 300-400 тысяч единиц, и выручка российского юрлица начала падать. По словам источника, в ходе ликвидации ООО «Канди С.Н.Г.» часть сотрудников уволят, а часть переведут в Haier.
Итальянский бренд Candy занимает восьмое место по популярности в России по продажам холодильников и четвертое — среди стиральных машин. По словам управляющего директора направления КБТ «Марвел-Дистрибуции» Дмитрия Левина, компания стала известна благодаря встраиваемой технике по низкой цене. Это был бюджетный продукт для маленьких квартир и студий, в то время как Haier позиционирует себя как бренд среднего сегмента с заходом в премиальный.
«Скорее всего, техника Candy исчезнет с прилавков. Стиральные машины Candy безболезненно могут заменить такие бренды, как Indesit, или недорогие модели самой Haier», — добавил эксперт.
Производственные мощности в Кирове могут продать другому инвестору, так как местная сборочная линия мало кому подойдет: завод несовременный, и Haier не станет производить там свою технику, объяснил Левин.
С начала 2023 года в России резко вырос спрос на ремонт бытовой техники. За январь-август россияне стали интересоваться ремонтом бытовых приборов на 20 процентов чаще. При этом специалисты по ремонту посудомоечных машин стали востребованы на семь процентов чаще, холодильников — на шесть процентов. Мастеров по стиральным машинам искали чаще на пять процентов. Эксперты считают, что россияне с опаской относятся к новым брендам и продолжают пользоваться старыми приборами, которые рано или поздно ломаются.