Почему расход топлива резко увеличился? Семь причин
Частой причиной роста потребления горючего является забившийся топливный фильтр. В этом случае электронный блок управления дает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. В результате создается воздушный барьер, препятствующий быстрому доступу необходимого количества кислорода в камеру сгорания и, соответственно, повышается топливный аппетит машины.
Еще один расходник, напрямую влияющий на рост потребления топлива, — это воздушный фильтр. Если он забит, образуется дефицит воздуха, который необходим для полного сгорания топлива. Как следствие, нарушается работа датчика массового расхода воздуха, происходит некорректное смесеобразование, которое и вызывает повышенный расход топлива.
Неисправность датчика массового расхода воздуха — еще одна частая причина «прожорливости» автомобиля. Как правило, проблему провоцирует негерметичность каналов подачи воздуха к ДМРВ, что ведет к искажениям показаний расхода воздуха, попадающего в камеру сгорания. В результате имеем некорректное соотношение горючей смеси и работу мотора с перебоями (зависают обороты, пропадает тяга), равно как рост расхода горючего.
Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) будет сообщать управляющей электронике некорректные показания, а та в свою очередь подавать в камеры сгорания переобогащенную топливную смесь и задирать обороты двигателя с неизбежным ростом потребления топлива. Другими признаками проблемного ДТОЖ являются падение оборотов, увеличение времени прогрева мотора и темный дым из выхлопной трубы.
При закоксованных выпускных каналах главного блока цилиндров и/или забитом или поврежденном каталитическом нейтрализаторе двигателю приходится тратить больше энергии на выведение продуктов сгорания топлива. Как следствие, силовому агрегату приходится сжигать больше горючего.
На машинах с большим пробегом или с силовым агрегатом, претерпевшим не вполне корректный капитальный ремонт, главной причиной роста потребления горючего является нарушение компрессии в цилиндрах. Поскольку горючая смесь в цилиндрах в таком случае сжимается недостаточно, и наблюдается высокий расход топлива при одновременном снижении мощности двигателя.
При выработке свечами зажигания своего ресурса на контактной группе свечи образуется нагар, при этом зазор между электродами повреждается. Как следствие, свеча начинает срабатывать не всегда, и топливо сгорает не полностью.
Отсюда — увеличивающийся расход топлива. Что касается катушки зажигания, преобразующей ток низкого напряжения от аккумулятора в более высокий, при ее выходе из строя не только увеличивается расход топлива, но появляются пропуски зажигания и хлопки из-за не полностью сгоревшего горючего. Это серьезная неисправность, требующая визита в сервис.
Большой расход топлива
Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.
Содержание
Большой расход топлива — разбираемся в причинах.
Основные факторы, которые вызывают большой расход топлива у ВАЗ или машины другой марки, делятся на пять групп:
- манера езды;
- проблемы в электронной части;
- неполадки систем подачи топлива и воздуха;
- неисправности ходовой и трансмиссии; ;
- низкое качество топлива;
- низкая температура воздуха и движение по снегу и в высокогорье.
Рассмотрим, как бороться с каждой из перечисленных причин.
Манера езды — одна из причин повышенного расхода.
Если признаете только быструю езду, жмете на педаль акселератора до отказа при любом случае, а тормозите только в последний момент, значит, большой расход бензина – обычное дело для вас. Совет в этом случае только один – постарайтесь ездить менее агрессивно.
Система подачи топлива здесь ни при чем. Не важно, оснащен ли двигатель инжектором или карбюратором – большой расход обеспечен. Постарайтесь научиться ездить плавно: это поможет не только снизить расход горючего, но и продлит ресурс ходовой, трансмиссии и двигателя.
Проблемы в электронике
В современных автомобилях режим работы двигателя контролирует компьютер. Электронный блок управления (ЭБУ) регулирует подачу топлива, чтобы оптимизировать состав топливовоздушной смеси в зависимости от нагрузки. Причиной того, что у двигателя с инжектором большой расход, может стать некорректная работа сенсоров, с помощью которых ЭБУ анализирует работу узлов.
Датчик дросселя
Неисправность сенсора положения дроссельной заслонки (TPS) – один из основных факторов, из-за которого может увеличиваться расход топлива. Если Throttle Position Sensor предает неправильные показания, компьютер некорректно интерпретирует требуемую нагрузку при ускорениях. К этой же проблеме приводит неисправность расходомеров поступающего воздуха.
Если датчики ошибочно показывают, что воздуха в двигатель поступает больше, чем на самом деле, ЭБУ дает команду впрыскивать больше горючего. При слишком богатой смеси часть бензина не сгорает и просто вылетает в выхлопную трубу. Эта неисправность может стать причиной большого расхода топлива у ВАЗ последних моделей или у автомобиля любой другой марки с впрыском топлива.
Если датчики занижают действительный объем поступающего воздуха, компьютер подготавливает более бедную смесь, чем нужно. В результате неисправности мотор не может развить нужную мощность, водитель чаще давит на педаль газа, провоцируя перерасход.
Прочистить дроссельную заслонку можно составом «Очиститель топливной системы» для бензинового двигателя.
Очиститель бензиновой топливной системы «Супротек»
Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.
Датчик температуры
Большой расход топлива в автомобиле возможен, если поврежден датчик температуры охлаждающей жидкости! Бортовой компьютер управляет работой двигателя, руководствуясь неточной информацией. Если температура в двигателе выше нормы, попавшее в цилиндр топливо быстро испаряется, а воздух содержит меньше кислорода, поэтому сгорание топливовоздушной смеси будет происходить некорректно.
Мощность двигателя падает. Бортовой компьютер, введенный в заблуждение датчиком температуры, дает команду увеличить впрыск, но воздуха для сжигания бензина все равно не хватает, поэтому часть горючего вылетает в трубу. Это ведет к повышенному расходу.
Датчики кислорода
Эти приспособления замеряют количество кислорода в выхлопе. Если кислородный датчик показывает, что в выхлопных газах много O2, значит, топливовоздушная смесь бедная – кислород не сгорает полностью. Исправляя ситуацию, компьютер увеличивает порцию горючего во впрыске.
При ошибочно завышенных показаниях лямбда-зонда ЭБУ считает, что нужно впрыскивать больше бензина даже на холостом ходу, хотя фактически двигатель работает оптимально. Вот почему большой расход бензина возможен при неисправности такой незначительной детали как кислородный датчик.
Решение
Самостоятельно найти неисправность в электронике очень сложно – даже мастерам может понадобиться некоторое время, чтобы определить, какой именно датчик вышел из строя. Если причина кроется в сенсорах, проведите компьютерную диагностику машины в надежном автосервисе.
Отклонение в давлении топливной системы
Иногда большой расход бензина у ВАЗ возможен из-за сниженного давления в системе подачи топлива. Современные автомобили других производителей от этой неисправности тоже не застрахованы.
Если в топливной системе не хватает давления, качество распыла и количество топлива снижается, мощность мотора падает. Даже если бортовой компьютер дает команду на максимальную продолжительность импульса, впрыскивается недостаточная порция горючего.
Часто повышенный расход у автомобилей «Ниссан», «Тойота» и других марок с АКПП обусловлен именно низким давлением топлива. Автомат дольше идет на пониженных передачах, когда КПД двигателя меньше, следовательно, расход горючего выше.
Что делать при большом расходе бензина из-за сниженного давления
Если есть подозрение, что давление в топливной системе ниже допустимого, следует проверить топливопроводы на момент утечки. Если с ними все в порядке, проверьте фильтры предварительной и тонкой очистки: завившиеся фильтрующие элементы приводят к падению давления. Следующий на очереди – бензонасос. Изношенный прибор не сможет нагнетать достаточно горючего.
Если проблемы начались недавно, можно попытаться исправить ситуацию без больших финансовых затрат. Вместо дорогостоящего ремонта и замены деталей используйте средства для промывки топливной системы. Хорошие результаты показала отечественная разработка: присадка в бензин «Супротек Апрохим СГА» и промывка «Очиститель топливной системы Супротек».
Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»
Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.
Очиститель бензиновой топливной системы «Супротек»
Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.
На первом этапе нужно использовать присадку в бензин на протяжении от 8 до 10 тысяч км пробега. Присадка мягко растворяет отложения в топливной системе, очищая фильтры и восстанавливая работоспособность насоса. После щадящей подготовки топливная система промывается очистителем, который удаляет стойкие загрязнения.
Если насос и фильтры не совсем в плачевном состоянии, применение триботехнических составов Suprotec помогает восстановить их функции до первоначальных значений. Регулярное использование присадки SGA в бензин поможет оптимизировать расход горючего и продлит ресурс топливной системы.
Повышенный расход у инжектора
На большой расход топлива «Тойоты», «Ниссана» или других автомобилей авторитетных японских брендов водители жалуются не часто. Достаточно часто перерасход горючего связан с загрязнением форсунок впрыска.
Из-за некачественного бензина сопла «зарастают» отложениями нагара. В результате форма факела искажается, распыливание отклоняется от оптимальных значений. Часть топливовоздушной смеси сгорает не в цилиндрах, а в выпускном коллекторе, не производя полезной работы. КПД мотора падает, вот почему большой расход бензина при грязных форсунках неизбежен.
Для профилактики загрязнения форсунок, чтобы избежать увеличения расхода топлива инжектором Toyota, Nissan или автомобиля другой марки, можно использовать упоминавшиеся выше составы Suprotec или их аналоги. Эти средства смывают лаковые отложения с сопел распылителей, восстанавливая геометрию факела впрыска. В результате:
- Топливовоздушная смесь сгорает полностью и в оптимальном режиме.
- Повышается КПД двигателя машины.
- Бензин не вылетает в выхлопную трубу.
По сути причины увеличенного расхода топлива устраняются на корню, если следить за состоянием систем подачи и впрыска топлива. Рекомендуем использовать триботехнические составы «Супротек» или аналогичные им по способу действия средства.
Засоренный воздушный фильтр
У абсолютно любого двигателя, любого объема: и 2.2, и 1.6, большой расход топлива возможен, если забит воздушный фильтр. Проблема не только в том, что в камеру сгорания попадает меньше кислорода. Гораздо больше на работу мотора влияет тот факт, что расходомеры поступающего воздуха дают компьютеру некорректную информацию.
В результате ошибки ЭБУ неверно рассчитывает нагрузку мотора. Это значит, что смесь подготавливается на основании неверных данных. На двигателях и 1.6 и 2.2 большой расход топлива в этом случае обеспечен. Впрочем, от объема мотора это не зависит, но на 5 литровом монстре разница более заметна.
Высокий расход, если неисправна трансмиссия
Неисправность гидромуфты коробки-автомата
В штатно работающей АКПП наиболее экономичная передача включается при блокировке гидротрансформатора. Если гидромуфта не блокируется, двигатель постоянно работает с повышенной нагрузкой, поэтому большой расход бензина на ВАЗе или другой машине обеспечен. Во многих современных автомобилях при неисправности гидротрансформатора срабатывают защитные алгоритмы прошивки ЭБУ, принудительно запрещая переходить на повышенную скорость. То есть в автомобиле отсутствует самая экономичная передача, что ведет к перерасходу горючего.
Некоторые производители пошли еще дальше, и запрограммировали бортовой компьютер на переход в аварийный режим при неполадках в гидромуфте. В зависимости от модели «автомата» разрешается движение только на 2 или только на 3 передаче. Если неопытный водитель будет ездить на такой машине, то расход будет «как у самолета». Если неполадки в гидротрансформаторе обусловлены некачественной АТФ жидкостью, необходимо срочно ее заменить. Чтобы нивелировать воздействие некондиционной смазки, рекомендуется добавить в новую жидкость триботехнический состав «Супротек АКПП» или аналогичное по действию средство.
Присадка для автоматической коробки и вариатора (CVT) «Супротек АКПП»
Восстанавливает масляный насос и давление масла в гидроблоке АКПП, что убирает толчки и рывки при переключении передач. Снижает гул и вибрации. В вариаторах восстанавливает конусы и натяжение цепи.
Неправильно подобранное моторное и трансмиссионное масло
Это скорее не неисправность, а ошибка водителя. Иногда причину большого расхода топлива провоцируют сами водители, заливая в трансмиссию, двигатель или ходовую часть масло неоправданно высокой вязкости.
В этом случае видимых причин для беспокойств не будет: машина работает, посторонних звуков не слышно, «чеки» не горят. Но автомобиль может съедать на 10 и даже 15% больше горючего, чем указано в технической документации.
Неполадки в ходовой части
Со стороны ходовой части больше всего на расход бензина влияют следующие факторы:
- недостаточное давление в шинах;
- неверно отрегулированные развал и схождение;
- неправильно подобранный размер колес.
Здесь все просто: регулярно проверяйте давление в шинах, развал/схождение, ставьте на свою «ласточку» диски и резину только рекомендованных производителем размеров. Соблюдение этих очевидных правил поможет избежать большого расхода бензина.
Износ двигателя – одна из причин большого расхода топлива
Корень проблемы
Как правило, большой расход бензина из-за износа двигателя наблюдается на автомобилях с большим пробегом. Причина в том, что первыми изнашиваются поршневые кольца и стенки цилиндров, зазоры между ними увеличиваются, и газы из камеры сгорания прорываются в картер. Это ведет к падению компрессии, потере рабочего газа и, как следствие, снижению КПД двигателя.
К таким же последствиям приводит закоксовка поршневых колец. Уплотняющие элементы «залегают», плотность сопряжения в паре поршень-цилиндр снижается, что ведет к прорыву продуктов сгорания. То есть бензин сгорает, не выполняя полезной работы. КПД мотора снижается, а расход горючего увеличивается.
Решение и профилактика
Если большой расход бензина обусловлен небольшим износом или закоксовкой поршневых колец, ситуацию поправит применение специальной присадки в моторное масло «Супротек Актив Плюс» или «Супротек Актив Стандарт». Это средство создает на поверхности пар трения особый слой, который частично восстанавливает геометрию изношенных деталей. Иногда этого достаточно, чтобы восстановить плотность сопряжения поршня с гильзой.
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Если кольца «залегли» из-за отложений кокса в канавках поршня, Suprotec Active помогает устранить эту проблему полностью. Кроме того, триботехнический состав удерживает на поверхности пар трения более плотную масляную пленку, что способствует защите деталей от дальнейшего износа.
Конечно, если на поршне и внутренних стенках цилиндра образовались задиры или даже выработка, никакие составы не помогут. В таких случаях требуется дорогостоящий ремонт цилиндропоршневой группы: расточка под ремонтные поршни или гильзовка цилиндров. Чтобы не доводить двигатель до такого состояния, рекомендуется регулярно использовать состав «Супротек Актив» или аналог.
Почему расход топлива резко увеличился
Расход топлива напрямую зависит от манеры езды, параметров работы агрегатной связки и бортовой электроники. Скажем, среднестатистический легковой автомобиль будет потреблять значительно больше горючего, если водитель практикует активные старты, резкие торможения и ускорения, а также поддерживает крейсерскую скорость выше 110 км/ч на трассе на машине со старым четырехступенчатым «автоматом» или механической коробкой передач лишь с пятью передачами.
Также машина израсходует больше бензина или солярки с постоянно работающим кондиционером, при езде с недокачанными до рекомендованного производителем давления шинами (из-за повышенного сопротивления качению), открытыми окнами (из-за роста аэродинамического сопротивления), под завязку загруженным багажником и заполненным салоном. Но есть и другие факторы, которые могут влиять на расход топлива.
Воздушный фильтр
Средний срок службы воздушного фильтра легковых автомобилей зависит от условий их эксплуатации, но в среднем составляет около 15 тысяч километров пробега. Несвоевременная замена этого расходника увеличивает расход топлива, как минимум, на 10−15%. Если фильтр забит грязью, в камере сгорания возникает недостаток воздуха. Соответственно, ухудшается наполнение цилиндров двигателя, снижается его отдача и повышается топливный аппетит.
И это не говоря о том, что пыль и грязь с фильтра могут просочиться в камеру сгорания и спровоцировать появление царапин на стенках цилиндров. В том числе поэтому при тяжелых условиях эксплуатации (например, на грунтовых дорогах) воздушный фильтр можно и нужно регулярно очищать: его либо выбивают, как половик, либо пылесосят, либо продувают из компрессора для накачки шин.
Топливный фильтр
На современных машинах часто встречается двухступенчатая фильтрация топлива. Перед бензонасосом за отсев загрязняющих частиц отвечает приемная сетка. Окончательный же отсев мусора осуществляет фильтр тонкой очистки. Из-за скопления в этих фильтрующих элементах пыли и грязи на пути топлива в камеру сгорания образуется преграда. Электронный блок управления в результате выдает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. Соответственно, снижается мощность двигателя, водителю приходится сильнее давить на педаль газа, а расход топлива начинает расти.
Почему исправный автомобиль потребляет слишком много топлива: 12 причин
Расход топлива — изменчивый показатель, который зависит от множества факторов. На практике он всегда больше, чем заявлет производитель.
Автомобиль может потреблять больше топлива, чем обычно, не только из-за неисправности. Собрали самые распространенные факторы, из-за которых приходится чаще заезжать на заправку.
Недолив топлива на АЗС
Кондиционер
Аэродинамика
Манера езды
Потребители энергии
Загруженность автомобиля
Пробки на дорогах
Прогрев двигателя
Давление в шинах
Качество топлива
Нештатные колеса
Несвоевременное техобслуживание
Как быть в курсе новостей про автомобили
Еще полезные материалы про топливо:
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Я на сколько это можно обосновал, почему датчики в современных двигателях помогают двигателю не умереть. И обосновал, почему расход выше, так? К этому есть вопросы, или все по-прежнему не так?
Степень сжатия в этом контексте — заводские параметры двигателя. Есть ход поршня, есть плечо коленвала. Блок отлили, поставили, двигатель такой с завода. Мы в процессе работы двигателя не можем подпилить поршни, приподнять ГБЦ или изменить плечо коленвала.
Мы можем работать с зажиганием и со смесью благодаря датчикам. Поймите пожалуйста, я не кандидат физико-математических наук. Но вроде бы понимаю, о чем пишут мои авторы и ошибки в тексте, который мы опубликовали нет
Я как будто на экзамен пришел. В общем я все, было интересно и познавательно
« Расход может увеличиться, если заправить автомобиль некачественным топливом или бензином с низким октановым числом. »
Низкое остановое число никак не может приводить к высокому расходу, оно приводит к детонации.
Кроме того если условный 95 сделан из 80 путем добавления добавления высокого количества присадок расход наоборот увеличится ибо в конечном литре топлива самого топлива будет меньше, посколько часть объема занимают присадки.
Во время Второй Мировой войны советский авиационный бензин доводили до кондиции путем разбавления бензина с низким ОЧ поставляемым по лендлизу Тетраэтилсвинцом. Пропорции иной раз могли доходить до 25 на 75 и даже больше ( ниже даю справку как делали высокооктановый бензин из советского б70 с октановым числом 70. То есть в литре топлива самого топлива было всего 750 миллилитров, соотвественно падала его теплотворная способность и механическая работа, которую совершал цикл двигателя внутреннего сгорания.
К вашему сведению октановый число воды — бесконечность ибо вода в поршнях уж точно не взорваться никогда . Неужели вы считаете, что на воде машина поедет лучше?
Как делали высокооктановый бензин во времена ВОВ:
Смесь №1:
60% Б-70, 20% изооктана и 20% неогексана.
Смесь №2:
60% Б-70, 20% алкилбензола и 20% неогексана.
Смесь №3:
60% Б-70, 32% изооктана и 8% изопентана.
Октановое число смесей около 95.
Данные из "Справочник по авиамоторам" 1943г и "Краткий курс авиационных топлив, масел и охладителей." 1942
Но как видите самого топлива в таком смеси всего-то 60 процентов. И это мы еще не изучаем вопрос как был сделан б70.
Смотрите:
У двигателя есть параметр — степень сжатия, параметр сугубо геометрический, его никак не изменить. Если это карбюратор, можно подкрутить руками трамблер и настроить зажигание. Если рекомендован АИ-92 и вы льете АИ-78, ловите детон, после которого никто никуда больше не едет.
Инжекторный двигатель сложнее. У него есть датчики, которые передают показания ЭБУ. А ЭБУ может корректировать угол опережения зажигания и богатить/беднить смесь. Ничего руками крутить не надо, все без помощи человека.
Есть датчик детонации, он обычно один. Если он чувствует вибрацию — в ЭБУ будет ошибка о самопроизвольном возгорании топлива в таком-то цилиндре.
Теперь представьте, что мы льем в инжектор 92 вместо 95 и едем. Блок видит детонацию и корректирует угол опережения зажигания. Зажигание чуть раньше (там разговор о миллисекундах, если что) — рабочая смесь сжимается меньше, а значит горение будет управляемым и плавным. Но при раннем зажигании упадет мощность. Бензин горит хуже, медленнее, но криминала нет. Некоторые инжекторы спокойно адаптируются под АИ-92 и не доставляют проблем весь срок службы. А некоторые живут 30 000 км, а потом погибают (1.4 TSI).
Еще в инжекторе есть кислородный датчик, который способен распознать неполное сгорание и скорректировать смесь. В итоге на АИ-95 нормальные показатели, а на АИ-92 — чуть раньше зажигание, чуть меньше впрыск, чуть меньше мощность. Зато мотор работает ровно и не стучит.
Тот же 1.4 TSI детонит не так феерично, как карбюратор на копейке. Вибрация есть, но не такая сильная, чтобы владелец машины обратил на нее внимание — датчики также помогают регулировать угол опережения зажигания и состав смеси, просто степень сжатия слишком высокая для этого топлива и жить двигателю де так долго.
Теперь про бензин. Отлично понимаю, что везде он разный. 95-й в зависимости от заправки может быть по факту как 93-м, так и 96-м. И современный атмосферный двигатель справится и с тем, и с другим. Любители так себе заправок, которые льют на них 95, могут залить 92 на хорошей заправке и не почувствовать разницы.
В сухом остатке: атмосферный 1,6 на ВАГе, который хорошо работает на АИ-95 на АИ-92 будет работать нормально, но с несколько меньшей мощностью. Чтобы сохранить динамику, нужно сильнее давить на газ → расход топлива не смертельно, но выше. Детона нет, потому что инжектор с датчиками.