Сколько налогов в литре бензина
Перейти к содержимому

Сколько налогов в литре бензина

  • автор:

Акцизы на бензин в 2022 году

Акцизы на топливо в 2022 году

Автомобильный бензин и дизельной топливо являются одной из самых существенных затрат на содержание транспортного средства. Ведь покупать их приходится довольно регулярно. И чем чаще и больше ездит автомобиль, тем чаще его приходится заправлять.

Ни для кого не секрет, что автомобильное топливо постепенно дорожает, причем происходит это практически постоянно. Однако стоимость топлива зависит не только от затрат на его производство, транспортировку и продажу, но и от налоговых отчислений в пользу государства — так называемых акцизов.

Акцизы увеличиваются ежегодно и это приводит к росту стоимости дизельного топлива и бензина. В данной статье речь пойдет о размере топливных акцизов в 2022 году:

Акцизы на бензин в 2022 году

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 13 793 рубля за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 14 345 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 14 919 рублей за 1 тонну;

В Налоговом кодексе размер акциза приведен для 1 тонны бензина. Чтобы получить величину налога в 1 литре бензина, нужно произвести несложные расчеты:

АИ 92 АИ 95 АИ 98
Плотность, кг/м 3 735 750 765
Литров в тонне 1360 1333 1307
Акцизы на литр в 2021 году 9,75 руб. 9,95 руб. 10,15 руб.
Акцизы на литр в 2022 году 10,15 руб. 10,35 руб. 10,56 руб.

Изучение таблицы позволяет сделать вывод о том, что новые акцизы окажут лишь незначительное влияние на подорожание бензина. По сравнению с 2020 годом рост составит от 40 до 41 копейки за литр бензина. В 2020 и 2021 году акцизы были увеличены на сравнимые суммы. А вот в 2018 и 2019 годах бензин дорожал намного быстрее — более 80 копеек за литр.

Акцизы на дизельное топливо в 2022 году

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 9 556 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 9 938 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 10 336 рублей за 1 тонну;

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 32 копейки.

Таким образом, в 2022 году увеличение акцизов окажет лишь небольшое влияние на подорожание топлива. При этом нужно понимать, что на практике бензин и дизтопливо могут подорожать гораздо больше. В этом случае подорожание будет обусловлено интересами производителей и продавцов топлива.

14 рублей 38 копеек: подсчитана стоимость бензина без налогов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России опубликовала инфографику, которая объясняет, от чего зависит стоимость бензина и солярки.
По данным на 22 января, которые приводит компания «Передовые Платежные Решения», в России средняя стоимость бензина АИ-95 составляет 41,08 рубля.
Как уверяет Федеральная антимонопольная служба, в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива налоги составляют порядка 65%.
Таким образом, если бы «девяносто пятый» на всех этапах — от добычи нефти до реализации потребителю — не облагался налогами и сборами, его стоимость составляла бы примерно 14 рублей 38 копеек за один литр.

Как уверяет ведомство, бензин дорожает по нескольким причинам — из-за сезонного спроса на нефтепродукты, профилактики и ремонтов НПЗ, условий мелкооптовой отгрузки, динамики производства нефтепродуктов, а также роста налоговой нагрузки, отраслевых издержек и мировых цен.

Согласно опубликованному документу, несмотря на постоянное увеличение налоговых ставок на моторное топливо, рост стоимости бензина и солярки приблизительно соответствует (временами опережая или отставая) темпам роста инфляции. В качестве доказательства ФАС приводит данные, как менялись цены за последние 3 года.

Какие налоги входят в стоимость бензина в России?

Согласно исследованиям Росстата, Россия занимает второе место по добыче нефти. Казалось бы, что в таком случае бензин должен стоить у нас копейки. Но при сравнении с другими странами (даже если брать в учет страны бывшего СССР) цена сильно отличается. И притом в большую сторону. Почему же у нас топливо стоит так дорого? Какие факторы влияют на формирование цены?

1225.png

Все дело в том, что на 1 литр топлива в России приходятся:

  • затраты на добычу, производство и транспортировку черного золота;
  • высокие налоговые обложения, которые применяются к производителям и продавцам горючего;
  • наценки розничных сетей.

Если подробно разобрать стоимость бензинов, то выходит, что практически 70% составляет доля налогов в цене и акцизные сборы, и только около 10% — прибыль компаний. Поэтому смело можно сказать, что чем больше растут сборы, тем выше цена литра горючего. Давайте подробно разберем налоговые отчисления, которые входят в состав топлива.

Как формируется цена на топливо?

1226.png

Стоимость бензина формируется из множества факторов — затрат на поиск и разработку полезных ископаемых, работ по добыче и транспортировке до заводов, переработки и других. Если упрощенно составить схему цены 1 литра, то получим примерно такие показатели затрат по бензину: добыча + транспортировка + переработка + продажа в розницу + налоговые отчисления + прибыль компаний.

Кажется, что цепочка длинная и затратная. Но на самом деле существенную (ключевую) долю цены в Российской Федерации занимает доля акцизов и налогов в цене. Эти сборы вытягивают почти треть издержек. Если убрать отчисления, то себестоимость бензина в России составит менее 20 р. за 1 литр.

К основным сборам по налогам в РФ относят:

  • при добыче нефти — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • при переработке сырья — различные виды акцизов;
  • при осуществлении сделки по бензину между НПЗ и АЗС — отчисление на добавленную стоимость (НДС);
  • после получения прибыли — отчисление на прибыль, которое напрямую зависит от стоимости бензинов.

Примерную структуру распределения доли затрат при формировании конечной стоимости горючего можно представить так (по данным Российского топливного союза).

1227.png

Как видно из этой схемы, реализация бензина — выгодная сделка для государства. При этом торговля на внутреннем рынке приносит в бюджет страны внушительные суммы дохода.

Отчисления на прибыль (от стоимости топлива)

Смысл работы любой компании — получение прибыли. Поэтому при отгрузке бензинов для розничной реализации и поступления на АЗС закладывается наценка. Она служит прибылью компании. С нее и накладывается налоговое бремя на горючее.

Такие затраты несет нефтяная компания, которая занимается реализацией топлива. При этом расчет производится с проданного товара. Горючее, которое осталось в хранилищах, не подлежит учету по налоговой базе.

Акциз

1228.png

Представляет собой косвенное отчисление, которое включается в цену продукта, его оплачивает конечный потребитель. Оно помогает регулировать спрос на определенные типы и группы товаров. Так, для горючего оно напрямую зависит от класса топлива. Например, для АИ-92 акциз выше, чем для топлива марки АИ-95. Думаете, нелогично? Таким образом государство подстегивает покупать по более высокой цене бензин, а значит, приносить больше денег в бюджет.

Размеры ставок закреплены в ст. 193 Налогового кодекса РФ. Так, для горючего, которое не соответствуют 5 классу экологической безопасности до 31.12.2022 установлен акциз в размере 14 169 р. за тонну. А для класса 5 — 14 793 р. за тонну. При этом ставки определены на 2023–2024 гг. и они увеличены. А значит, цена топлива будет планомерно расти.

1229.png

Косвенные отчисления, которые включаются в цену товара. Компании обычно перекладывают уплату такого сбора на покупателя. Он составляет 20% от цены товара

Если обратить внимание, то в чеке НДС указывают отдельной строкой. При покупке бензинов этот налоговый сбор оплачивает покупатель. А компания-продавец перечисляет полученные деньги в казну государства.

1230.png

Такое отчисление представляет собой одну из крупнейших статей расходов нефтегазового бизнеса. По своей сути — это плата за пользование богатствами недр земли. Ее выплачивают предприниматели, которые занимаются добычей нефти. Но по факту платить за добычу приходится гражданам в виде включения ее в цену товара.

Отчисления рассчитываются за каждую добытую тонну сырой нефти. На их размер влияет специфический коэффициент, который устанавливает ФНС РФ. Он зависит от динамики мировых цен бензина и значений коэффициента налоговой ставки. При этом учитываются особенности добычи углеводородов за счет применения понижающего коэффициента.

Полученная прибыль от налога направляется в федеральный бюджет. И служит на пользу всем гражданам страны.

Подсчет себестоимости 1 литра топлива

1231.png

На основании представленной выше диаграммы произведем расчет по бензинам. За основу расчетов возьмем усредненную цену топлива марки АИ-92, которая составляет 47 р. 48 коп. за 1 литр.

отчисление на добычу полезных ископаемых

прибыль в оптовом и розничном секторе

переработка, транспортировка, хранение

Процентная ставка акциза рассчитана для товара, который пользуется повышенным спросом.

Показатели себестоимости, прибыли продавцов, затраты на переработку и АЗС указаны как усредненные значения из разных исследований.

В итоге доля налогов в цене составляет 33 р. 65 коп. А стоимость топлива — всего 13 р. 83 коп.

Почему не падает стоимость

Этот вопрос возникает у большинства потребителей. Ведь, казалось бы, если падает оптовая цена, значит, должна изменяться и розничная. Но цены на АЗС либо замораживаются на одном уровне, либо растут вверх.

Это обстоятельство связано с тем, что таковы особенности налогового регулирования. Так называемый демпферный механизм. Его суть заключается в том, что государство искусственно регулирует доходы нефтяных компаний от сбыта горючего. Если оптовые цены на бензин за рубежом растут, то государство оплачивает им часть прибыли, которую они могли бы получить от реализации продукции на внутреннем рынке. А вот если оптовые цены на нефть падают, то нефтяные компании получают больший доход от внутренней реализации топлива. И теперь они пополняют бюджет отчислениями. При этом выплаты производятся от расчетной цены 53 600 р. за тонну, которая была сформирована в 2020 году.

Подведем итоги

Стоимость топлива играет существенную роль практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рост налоговых ставок провоцирует рост цен на бензин. И, как следствие, приводит к повышению цен на товары, к снижению прибыльности предприятий. И в конечном счете страдает потребитель.

Но рост цен идет не просто так. Он соответствует инфляции. При этом если перевести стоимость в валюту и рассмотреть несколько лет, то получим практически одинаковые результаты. Это возможно из-за регуляции цен государством.

Для простого потребителя рост цен воспринимается болезненно. Это возникает из-за падающих доходов, но растущих расходов. А для транспортных компаний этот аспект менее критичен. Ведь существуют послабления при уплате налогов, снижение затрат за счет возврата НДС. Есть возможность открытия топливных карт, которые помогают не только вести четкий учет расходов, но и экономить на закупках топлива в России.

Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США

Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США

Очень часто ко мне приходят вопросы — про себестоимость бензина, а сейчас (видно из-за кризиса) такие вопросы намного увеличились. Народу интересно, а сколько реально стоит произвести 1 литр топлива, скажем АИ – 92? Так ли это сложно как кажется и откуда берется такая большая стоимость бензина в стране? Лично я очень долго изучал этот вопрос, на который сегодня постараюсь вам ответить простыми, что говорится, словами …

Как мы с вами уже знаем — бензин производится из нефти, способов всего два: метод прямой перегонки и более совершенный метод крекинга (термического или каталитического). Но для того чтобы получить нефть нужно для начала найти месторождение, произвести геологические изыскания и только после этого начинать бурить. После этого нефть нужно доставить на перерабатывающее предприятие, которое уже изготовит бензин (доведет до нужных стандартов), после чего его транспортируют на сеть АЗС. После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите! Компания, которая произвела и продала вам топливо, должна заплатить акцизы и налоги в государственный бюджет. Именно из всей этой совокупности и складывается цена 1 литра топлива.

Если вывести цепочку то она получается примерно: — себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.

С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.

Сразу хочется оговориться ребята — я пользовался информацией с государственных сайтов, а также с крупных масс-медиа (например «ВЗГЛЯД», «Московский Комсомолец» и т.д.). Также хочется отметить, что данные взяты за промежуток с 2012 по 2015 года, на 2016 год пока данных не нашел. Но думаю, мало что изменится. НУ что поехали.

Себестоимость добычи разведки нефти

Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Добыча нефти

Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.

Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

  • Обычные автоцистерны

автоцистерна

  • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
  • Поезда железнодорожные цистерны.

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

нефтепровод

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

Переработка на НПЗ

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

НПЗ

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

Расходы на розницу

Это, как вы наверное догадались – сеть заправочных станций по стране. Что стоит тоже не дешево! Ведь нужно найти место (а в больших городах это сложно), построить саму станцию, подвести дороги, нанять персонал (платить зарплаты и социальные выплаты), да и конце концов содержать станции. Все это также сложно и вроде бы должно стоить дорого!

Расходы на розницу

Однако это всего лишь – 11% от конечной себестоимости бензина.

Теперь самое интересное — а именно налоги!

Совокупная прибыль

Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.

Налоги на бензин

Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:

  • Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
  • Акциз – 12%
  • НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
  • НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%

Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

НУ что ребята давайте подобьем общую стоимость:

  • Себестоимость – 9,5 + 1,2 + 6 + 11 = 27,7%
  • Прибыль – 23,3%
  • Налоги – 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%

Как видите, налоги доходят почти до 50 процентов от стоимости топлива. Таким образом, если взять среднюю цену АИ-92 в 33 рубля за литр. То получается:

  • 33 Х 27,7% = 9,141 рубля
  • 33 Х 23,3% = 7,689 рубля
  • 33 Х 49% = 16,17 рубля

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Бензин в США

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *