Место, где звук: устанавливаем колонки в автомобиль
Нравится, как играет музыка в автомобиле соседа, но не уверены, что сможете настроить что-то похожее себе? Производители автомобильных аудиокомпонентов все давно рассчитали. Современные системы не слишком сложны — разобраться в них могут даже профаны. С нашим наглядным руководством по установке или замене динамиков в автомобиле у вас обязательно все получится.
В магазинах электроники и бытовой техники продается множество автомобильных аудиокомпонентов. Это магнитолы, динамики, сабвуферы и усилители звука. Количество брендов и разнообразие моделей в этом сегменте зашкаливает. При этом сложность лишь кажущаяся. Надо понимать: производители ориентируются не на профи, а на рядовых юзеров. Поэтому любой может без труда выбрать подходящие компоненты и даже самостоятельно установить все это в свой автомобиль. Тем более, что больше половины всей работы за нас уже сделали на заводе.
Необходимый набор инструментов
В качестве примера мы рассмотрим автомобиль, который подготовлен для настройки музыки с завода. Как правило, такие модели уже имеют отверстия стандартного диаметра в дверях или в панели, а также обладают готовой проводкой. В основном это «дырки» под 13-дюймовые или 16-дюймовые динамики, а также два провода с клеммами «плюс» и «минус».
Для установки новых динамиков требуется минимальный набор навыков и умений. Набор инструментов — спартанский: пластмассовый шпатель и крестовая отвертка. Для удобства и защиты рук можно использовать перчатки. Вспомогательным инструментом станет летняя жара: заниматься разборкой автомобиля лучше в теплое время года. Так вы исключите риск поломки хрупких пластмассовых частей, которые теряют эластичность при температурах ниже 10° C.
Не забываем заранее разжиться «ежиками» — клипсами, на которых держится дверная карта авто. Эти комплектующие считают расходным материалом: они утрачивают характеристики после первой разборки. Обязательно уточняйте в автомагазине, для какой марки авто вам нужны клипсы. Даже отечественные модели разных поколений могут иметь разные виды креплений.
Пожалуй, этого набора хватит для установки новых динамиков или (замены старых) в дверях автомобиля. Сразу уточним: процесс установки динамиков в задние двери или другие заводские места происходит аналогично. Поэтому инструкцию можно считать универсальным пособием.
Что нужно знать
Автомобильные динамики бывают нескольких типов. В основном они делятся на широкополосные, коаксиальные и компонентные. В зависимости от типа может меняться и способ установки. Например, компонентная акустика — это «разнесенка», которая состоит из среднечастотного динамика (мидбаса) и высокочастотного динамика (твитера). Установка такого комплекта подразумевает не только разборку, например, дверей, но также монтаж пищалок на переднюю панель авто.
В случае с коаксиальными и широкополосными динамиками все проще. Для новичков рекомендуется именно этот тип динамиков: они максимально удобны для установки в любой автомобиль. Мы построили наш гайд на примере стандартной широкополосной акустики.
Разборка двери
Дверная карта — капризный элемент салона. Он крепится не только на «ежиках» и винтах, но также может удерживаться различными элементами. Например, ручкой открывания двери или управляющим блоком электростеклоподъемников. Для каждой модели авто процесс «безболезненной» разборки отличается. Прежде чем снимать дверную карту, стоит обратиться к инструкции по разборке — благо, такого материала в Сети навалом. В нашем случае необходимо найти пошаговое руководство по снятию дверной обшивки автомобиля LADA Granta FL.
Набираем вопрос в поисковике — вуаля! Получаем пошаговое руководство с подробным описанием всех нюансов и мелочей. «Открутите там», «нажмите здесь», «поднимите тут», и дверная карта легко расстанется с металлической частью двери.
Пробуем снимать по инструкции — сначала откручиваем винты в нижней части, а также в ручке.
С помощью пластмассовой лопатки поддеваем дверную карту в тех местах, где должны находиться «ежики». Старайтесь делать это аккуратно, следя за давлением на пластик. Если перестараться, в местах прилагаемого усилия могут появиться заломы белого цвета. Они останутся здесь навсегда.
После отщелкивания карты от двери не пытаемся резко снять панель, а внимательно проверяем подключения. Как правило, перед финальным демонтажом необходимо отсоединить клеммы блока управления стеклоподъемниками и приводом электрозеркал.
Когда мы полностью освободили дверную карту от креплений и проводов, снимаем ее. Кладем куда-нибудь на мягкую поверхность, чтобы не повредить декоративную лицевую часть.
Место для установки динамика
Современные авто, выполненные по стандартам «евро», уже с завода имеют отверстия необходимого диаметра, а также звуковые провода, идущие от магнитолы прямо к динамикам. Вне зависимости от марки и модели автомобильная дверь выглядит примерно следующим образом.
Видно, что производитель уже подготовил посадочное место под сам динамик, а также вывел проводку.
В этом случае владелец избегает сложностей с самостоятельным изготовлением отверстий, а также прокладыванием проводов.
Процесс установки
Монтаж динамиков стандартного диаметра состоит всего из пары шагов. Для начала возьмите в руки звуковой излучатель и визуально осмотрите его на наличие повреждений. Самыми уязвимыми частями этого компонента являются мембрана и подвес. Также стоит проверить защитный колпачок катушки, который находится в середине мембраны.
Затем проверьте ход мембраны — диффузор должен оставаться подвижным, а при легком нажатии не должен издавать посторонних звуков. Если движения совершаются с трудом или похрустыванием, это может говорить о неисправности.
Теперь можно приступать к установке. Перед монтажом убедитесь, что в отверстии под динамик нет посторонних предметов, а также проводов и материалов шумо- и виброизоляции. Устанавливаем компонент на законное место. Сначала подставляем его к двери таким образом, чтобы можно было подключить провода.
ВНИМАНИЕ! Подключение необходимо выполнять строго в соответствии с полярностью. Для этого на клемме динамика имеются обозначения, а также установлены контакты разной формы, которые защищают систему от переполюсовки.
После подключения прикладываем динамик к плоскости двери. Наживляем с помощью винтов. Обычно производители кладут их в комплект к новым динамикам.
Перед полной затяжкой и сборкой убедитесь, что подключение выполнено верно, и звуковая система функционирует. Включаем магнитолу и проверяем наличие музыки в динамике — если все хорошо, собираем дверь в обратном порядке.
Итак, один динамик установлен — переходим к монтажу второго. Порядок действий здесь идентичен.
Полезный совет
Разборка салона — это само по себе трудоемкое занятие, которое, уж поверьте, надоест после сборки одной двери. Так что перед установкой музыки стоит подумать, как убить одним выстрелом двух зайцев. Например, за один подход не только установить динамики, но и произвести вибро- и шумоизоляцию. Тем более, что в магазине продаются все необходимые для этого материалы.
Заодно можно смазать замки, тяги дверных ручек и другие механизмы. После таких доработок звук в автомобиле станет в разы круче даже при штатных динамиках.
Куда еще можно установить динамик?
Динамики можно устанавливать не только в передние или задние двери. В качестве «колонок» могут выступать и другие ниши с закрытым объемом — например, задняя полка, специальные места в передней панели и даже в обшивке потолка. Чаще всего последние два способа встречаются в грузовых автомобилях или пассажирских микроавтобусах.
Остальная атрибутика
Помимо передних и задних динамиков в автозвуке могут присутствовать и другие компоненты. Например, усилители и сабвуферы. Это отдельные устройства, которые не всегда обязательны к установке, но очень неплохо расширяют звучание любой системы. Как правило, усилители ставят не только для сабвуфера, но и для «раскачки» мощных фронтальных динамиков. Это как раз про компонентную акустику с мощными мидбасами и твитерами.
Однако установка этих элементов, как минимум, требует понимания работы звуковой системы. А также знаний по электрике авто (хотя бы базовых). Например, для подключения усилителя необходимо подвести качественное питание напрямую от аккумулятора с применением предохранителей. Штатной проводки для мощных колонок может не хватить — придется заново прокладывать качественный медный провод к каждой катушке. Это уже другой уровень мастерства, к которому со временем приходят все любители автозвука.
Как подключить колонки к магнитоле в машине (как определить на динамике плюс и минус)
Замена штатной автомобильной магнитолы – частая процедура, которую проводят автолюбители. Основные причины замены:
- поломка штатной магнитолы;
- желание расширить функционал устройства;
- увеличение мощности и качества звучания в салоне.
Во время замены магнитолы актуально подключение новых динамиков или колонок. Действительно, подключение нового головного устройства на старую акустическую систему может свести все усилия к нулю. Если новая магнитола имеет повышенную мощность, тогда акустические параметры салона могут даже ухудшиться.
Во время замены динамиков или установки дополнительных динамиков важно правильно выполнить подключение. Ошибки могут привести к выходу автомобильной магнитолы из строя или некачественному звучанию акустической системы.
Схемы подключения колонок к магнитоле
В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.
По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).
Видео — подключение колонок к магнитоле по цветам:
Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.
Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.
На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.
Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
Автомобиль с точки зрения акустических свойств имеет не самые лучшие характеристики. Салон имеет сложную архитектуру, в нем находятся конструкции, выполненные из различных материалов: металл, обивка, пластмасса, резина и др. Редко какой производитель специально оптимизирует салон для обеспечения качественного звучания.
Тем не менее, штатные места установки динамиков выбираются с точки зрения обеспечения наибольшей эффективности распространения звука. Обычно они находятся в дверях, на передней панели, под задним стеклом. Если вы решили установить более мощные динамики, необходимо демонтировать старую систему, измерить их посадочные размеры (диаметр в дюймах и глубину) и приобрести динамики таких же размеров, но с лучшими характеристиками.
Также необходимо выбирать динамики (колонки) с точно таким же внутренним сопротивлением. Стандартное значение сопротивления – 4 Ома. Есть магнитолы повышенной мощности, которые допускают нагрузку 2 Ома. Если их подключить на 4-омные динамики, потеряется мощность. Если вы подключаете новую автомобильную магнитолу, то следует по справочникам или техническому описанию точно определить мощность и сопротивление нагрузки. В том случае если динамики имеют меньшее сопротивление, чем допускает магнитола, последняя может выйти из строя, если большее – не удастся «раскачать систему на всю мощу».
Нельзя подключать дополнительные динамики и колонки параллельно. При этом сопротивление нагрузки уменьшается. В лучшем случае динамики будут хрипеть, в худшем – перегорит усилитель магнитолы.
Многие автолюбители устанавливают дополнительные колонки в багажник. В этом случае их обязательно следует жестко закрепить. Во-первых, это улучшит акустические параметры. Во-вторых, защитит динамики от преждевременного выхода из строя.
Некоторые магнитолы имеют сложную систему подключения динамиков, колонок и сабвуферов. В нее могут входить разделительные фильтры, устройства сопряжения по амплитуде выходов и входов, дополнительные усилители. В таком случае необходимо найти оригинальную схему подключения динамиков к магнитоле подобную такой.
Если решите устанавливать систему такого уровня, но не имеете соответствующих навыков, лучше воспользоваться услугами специалиста. Одновременно следует задуматься о дополнительной шумо- и звукоизоляции вашего автомобиля.
Выбор соединительных проводов
Установка звуковых проводников отличается от обычных электрических соединений. Дело в том, что по проводникам, идущим к динамикам и колонкам, распространяется переменный звуковой сигнал. Он имеет частоту в пределах от 20 Герц до 20 килоГерц. В принципе, частота невысокая, но линейные искажения, электромагнитные помехи, наводки возможны. Они ухудшают качество звучания. Поэтому наряду с соблюдением правил по выбору площади сечения провода выбирают тип проводника.
Сечение обычно выбирают из соображения: на каждые 10 Ватт мощности усилителя – приблизительно 1 кв.мм площади сечения провода. То есть при мощности магнитолы 40 Ватт на канал, сечение проводника, ведущего к динамику, должно быть не менее 4 кв.мм.
Задумываться над выбором типа акустического кабеля следует, если магнитола способна обеспечить высококачественное звучание. На рынке оборудования Hi-end можно найти много различных акустических кабелей с уникальными параметрами и ценой.
Целесообразность установки таких дорогостоящих проводников для автомобильной магнитолы среднего класса нулевая. Главное при подключении – обеспечить синхронизацию фаз колонок и динамиков. В противном случае салон вместо качественного звучания будет наполнен какофонией.
Нужно ли соблюдать полярность при подключении динамиков
На большинстве автомобильных динамиков обозначен плюс и минус для выполнения требований по соблюдению полярности подключения согласно схеме. В этом случае необходимо ее соблюсти при подключении.
Как определить плюс и минус на динамике
В сильно изношенных, динамиках с сомнительным происхождением и акустических колонках сведения о полярности могут отсутствовать. В этом случае полярность динамиков определяется при помощи простых опытов.
Мультиметром
Сопротивления динамиков маленькое (от 2 до 4 Ом). Его можно проверить при помощи мультиметра, но оно одинаково звонится в две стороны. Однако при соединении красного (положительного) щупа с «+» динамика, отрицательного (черного) с «минусом» динамика диффузор немного переместится вперед (по направлению к слушателю). Это перемещение лучше определить на ощупь пальцем, а не визуально.
С помощью батарейки
При соединении плюса батарейки с + динамика, минуса батарейки с минусовым контактом динамика также произойдет фронтальное перемещение диффузора, по которому можно сфазировать динамики. Даже если сфазировать все динамики в обратной полярности, качество звучания будет такое же, как в прямой. Главное, чтобы все динамики работали в одной фазе. Подключать батарейку следует на короткое время (одна-две секунды), иначе можно «спалить» динамик.
Видео — как узнать полярность динамика:
Проверять полярность динамиков и колонок при помощи автомобильного аккумулятора, зарядного устройства ни в коем случае нельзя. Даже кратковременное подключение динамика к АКБ может вывести его из строя.
При помощи батарейки и листа бумаги
Иногда (например, в колонке) диффузор динамика закрыт сеткой или тканью. В этом случае на ее поверхность можно положить легкий лист бумаги. В момент подачи напряжения лист бумаги будет перемещаться вперед или назад за счет звукового давления воздуха. По направлению перемещения можно судить о полярности.
Порядок подключения (последовательность действий)
1. Обеспечить надежное отключение магнитолы от бортовой сети. Для этого можно на время снять предохранитель, обслуживающий магнитолу или отрицательную клемму с АКБ.
2. Определить по цвету проводов, идущих к разъему магнитолы, какие провода обслуживают конкретный динамик.
3. Уложить проводку, не допуская возможного перекрещивания и перетирания проводов. Наиболее опасные зоны – в районе гофры дверей, порогов в салоне. Прокладывать соединительные звуковые провода и кабели под ковриками в зоне расположения ног водителя и пассажиров нельзя. Проводку после укладки следует закрепить пластмассовыми хомутами с имеющимися жгутами или дополнительно установленными направляющими.
4. Отрезать остатки проводки, оставив около пяти сантиметров запаса на соединители.
5. Установить клеммы на зачищенные концы проводов, соединяемые с динамиками, закрепить их на выводах динамика или колонки. Соединение проводников и клемм лучше производить методами обжим, скрутка плюс пайка.
6. Зачистить концы проводов, подключаемые к разъему магнитолы.
7. Еще раз проверить полярность подключения со стороны проводов соединения с магнитолой. Проверить при помощи прозвонки на массу отсутствие замыкания звуковых проводов на кузов.
8. Произвести соединение проводников к разъему магнитолы методом скрутка плюс пайка плюс изоляция при помощи термоусадки.
9. Подать питание на магнитолу (подключить клемму АКБ). Установить минимальную громкость, включить магнитолу (или наоборот, если регулировка громкости электронная).
10. Настроить магнитолу на воспроизведение сигнала. Постепенно увеличивать громкость. Убедиться в отсутствии нелинейных искажений (хрипения, металлического звука, дребезжания). В случае наличия искажений проверить крепление колонок и динамиков, их исправность. Это можно выполнить, временно поменяв выходы, например, с левой колонки на правую. Проверить перемещение уровня сигнала по салону с помощью регуляторов на магнитоле право-лево (баланс), зад-перед.
Установка считается законченной, если успешно пройдены все тесты.
Разбираемся с основными причинами пропусков зажигания (ошибка р0300, р0301, р0302, р0303, …) в цилиндрах двигателя автомобиля.
Что такое и для чего нужен ШРУС в машине.
Особенности заключения договор аренды транспортного средства https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/oformlenie/dogovor-arendy-avtomobilya-mezhdu-fizicheskimi-licami.html между физическими лицами.
Видео — как правильно подключить динамики к магнитоле в машине:
1 комментарий к “Как подключить колонки к магнитоле в машине (как определить на динамике плюс и минус)”
Самостоятельная установка магнитолы, особенно какой-нибудь навороченной, чревата неприятными последствиями. Поэтому лучше всего доверить это дело спецам, но у большинства из нас руки то растут из нужного места, поэтому можно сэкономить на этом деле. Главное не допустить грубых ошибок.
«Метод тыка» в этом деле не подходит. Этот вариант даже не рассматривайте, можете запросто сжечь какой-нибудь элемент на плате. Прикуриватель также не используйте в качестве питания, может и звук искажаться, при нагрузке может отключатся, это дополнительный стимул раздражения.
Не поленитесь и поставьте дополнительный предохранитель на плюсовом проводе, причем не менее 20 А.
Разобраться с проводами, какой куда и за что отвечает, несложно. Цвета и толщина проводников вам подскажут, что к чему. Не скручивайте плюсовые провода вместе (красный и жёлтый), разведите их отдельно. Жёлтый подключается напрямую к АКБ (при отключении магнитолы сохраняются все настройки), красный — после замка зажигания. Чёрный провод это минус. Про остальную расцветку говорить здесь не буду, расписано до меня. Главное, что ещё нужно запомнить, это маркировка проводников, идущих на динамики. На минусовых изоляция окрашена одним цветом, а плюсовые имеют полоску.
При подключении не путайте полярность, в пищалках ставят конденсаторы, которые могут сгореть. А при низких частотах может выйти из строя и сабвуфер — акустическое короткое замыкание, и ваш саб превратится в бесполезный ящик.
Установка акустики
Это, пожалуй, самый важный, сложный и трудоемкий этап постройки аудиосистемы.
Для начала нужно усвоить очередную аксиому:
90% звука акустики зависит от грамотности ее подбора установки и настройки и лишь 10% зависит от самого устройства динамиков.
Очередной миф — заблуждение новичков:
У меня динамики дешевые динамики и мне нет никакого смысла заморачиваться на толковой установке.
Установке акустики нужно уделить самое пристальное внимание и подойти к процессу максимально внимательно, вдумчиво и дотошно независимо от цены вашей аппаратуры. Иначе, независимо от ваших маневров, неизбежно, вы просто будет получать разные варианты отвратительного звука. При установке звука, есть эстетические моменты, которые полностью зависят от вашего желания заморочиться на установке, и технические моменты, о которых необходимо позаботиться в любом случае.
Пищалки
Диапазон высоких частот очень легко гасится о препятствия и отражается от них. Можете провести простой эксперимент, прикрыв пищалки рукой или какой то жесткой ровной поверхность. По этому вч необходимо ставить ближе к уровню головы перед слушателем таким образом, чтобы между ушами и вч не было препятствий. Задирать пищалки под потолок также не стоит. Этим вы просто разорвете звук.
Именно по этому коаксиальные динамики установленные в ногах петь нормально никогда не будут, даже если их владельцы рвут на себе тельняшки, доказывая, что звук отличный, что их все устраивает и что им на соревнования не ездить.
Для мест установки пищалок отлично подходят уголки зеркал на дверях, либо боковые стойки лобового стекла. Тут все просто.
Гораздо больше вопросов вызывает ориентирование вч в салоне. Куда правильно направлять вч? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Кто-то направляет обе вч на водителя.
Кто-то направляет вч на противоположного слушателя. (свою на пассажира, пассажирскую на себя)
Кто-то направляет вч в центр салона между передними сидениями.
Кто-то ставит вч на отражение от стекла.
Все эти варианты имеют право на жизнь, но какой лучше всего запоет в вашей машине, с вашими вч и для ваших ушей лучше всего определить экспериментально.
Возьмите двухсторонний скотч и перевешивайте раз в два дня вч в разных вариантах. Это отличный способ оценить каждый способ и выбрать свой. Единственное, что посоветую, это покатайтесь с каждым вариантом день-два. Иногда начальная прослушка создает ошибочное мнение.
Еще важный момент, которому стоит уделить внимание:
Чем жестче и прочнее установлены ваши пищалки, тем лучше они будут петь.
Соответственно оставлять на скотче понравившийся вариант не стоит. Устанавливайте пищалки на их штатные крепления, соблюдая правило озвученное выше.
Серединки
В трехполосной системе серединке лучше всего также устанавливать ближе к голове слушателя, на панели или в уголках зеркал. Направление также как и в случае с ВЧ лучше всего определять экспериментально.
Отдельно нужно обратить внимание, что диффузорным серединкам, как и любым другим динамикам, для правильной работы требуется свой определенный объем, на который они будут работать. Рекомендации по величине объема можно легко найти и в инструкции и в интернете. Но тут опять же есть место для эксперимента. Рекомендую поиграться с разными объемами, и отслушать серединки в них. Объем способен ощутимо повлиять на звук серединки, как в лучшую, так и в худшую сторону. Ну и конечно никто не мешает поиграться с наполнителем в этом объеме. Он также ощутимо будет влиять на звук.
Ну и в этом случае, конечно, очень важна жесткость установки и герметичность посадки динамика в объем. Очень важно чтоб звук тыльной части серединки не выходил сквозь щели посадочного места и не гасил в противофазе звук передней части диффузора. Это явление называется акустическим замыканием динамика. Явление не смертельное, но способное ощутимо испортить звук.
Мидбас
Подавляющее большинство мидбасовых динамиков компонентной и коаксиальной акустики требуют оформления фри-эйр.
Подвесы диффузора фри эйр динамиков рассчитаны держать диффузор даже на максимальных мощностях без посторонней помощи. Таким динамикам нужен такой объем, в котором воздух не будет оказывать ощутимого влияния на работу динамика. То есть обычные мидбасы отлично будут чувствовать себя, будучи установленными, в двери.
Никакой ящик им не нужен и даже противопоказан. Фри эйр динамик, помещенный в маленький объем, потеряет глубину баса и начнет неприятно гудеть под музыку.
Тем не менее, просто прикрутить динамик к железке конечно не достаточно для нормальной работы мидбасового динамика. Миду крайне важно, чтобы его передняя часть диффузора была максимально изолирована от тыльной части. Очень важно ликвидировать все отверстия в двери вблизи места установки динамика.
Кроме того, мидбасы уже обладают достаточным ходом и энергией при смещении диффузора, а это значит, при установке нужно руководствоваться следующими правилами.
Мидбас в двери должен быть установлен:
- максимально жестко;
- максимально глухо;
- максимально герметично.
А это значит, что виброизоляция дверей просто необходима, и скромничать с шумкой тут явно не стоит.
Но при этом стоит обратить внимание на удобство ремонта двери послу шумки, а также проследить, чтобы вентиляционные отверстия в двери остались открытыми. На звук они не повлияют, а вот на ржавчину могут. Очень часто для придания дополнительной жесткости посадочному месту применяют проставочные кольца их фанеры, которые надежно крепятся к металлу двери, а к ним уже крепится динамик.
Мидбас закрепленный на пластиковой обшивке двери НИКОГДА нормально работать не будет.
Кроме того, проставочными кольцами можно оптимально довернуть мидбас в двухполосной системе. Это поможет избежать провала на средних частотах. При монтаже колечек важно обратить внимание на их герметичность, чтобы звук проходил через них в объем двери, а не уходил под обшивку.
Если дверные обшивки снабжены подиумами под мидбасовые динамики, то лучше всего проставочные кольца подогнать таким образом, чтобы динамики в этих подиумах, сквозь обшивки крепились жестко и герметично к кольцам.
Остается упомянуть, что при подключении клемм к дверным динамикам, нужно смазать подключенные клеммы литолом или циатимом. В двери очень часто собирается влага и конденсат. Сами автодинамики защищены от таких явлений, а вот клеммы очень подвержены окислению. Смазка оттолкнет влагу и избавит вас от проблем гниющих контактов.
Тыловая акустика
Коаксиальная тыльная акустика также является акустикой для оформления фри эйр. По этому для ее нормальной работы необходим весь объем багажника. Ну и точно также здесь нужно руководствоваться теми же тремя правилами и делать полку под акустику максимально жесткой, глухой и герметичной.
В картонной штатной полке, в полке из тоненькой фанеры и в полке с дырами в багажник акустика НИКОГДА толково работать не будет!
Полку придется делать из толстой фанеры, делать ее герметичной и крепить не на пластмассовые штатные уши, а к металлу максимально жестко.
В отношении тыла стоит еще упомянуть очень распространенную ошибку многих новичков:
Ставить одновременно тыл и саб бессмысленно!
Какой смысл ставить в багажнике сабвуфер и потом накрывать его полкой с блинами? Во первых вы задушите саб, во вторых он будет молотить по блинам мешая им и превышая им ход, и в третьих вы в салоне будете слышать не сам саб а бубнение блинов от него на частоте их собственного резонанса.
Вообще нужно задуматься, а для чего вообще ставят тыл и нужен ли он вам в вашем случае
Не стоит ставить тыл только потому, что все знакомые его ставят и потому что есть штатные места для тыла.
Тыл ставят либо в профессиональных мультимедийныйх 5.1 системах для просмотра ДВД видео, либо если планируется начальная система из разряда «лишь бы что-то бубнело», в которой фронт очень слаб, и его нужно хоть как-то поддержать в области мидбаса.
Не слушайте рассказы обладателей тыла, про то, что с тылом звук насыщеннее, басовитее и объемнее. Это всего лишь говорит о том, что у человека фронт установлен плохо, и он не справляется нормально со своими функциями.
В грамотной двухканальной стереосистеме тыл в принципе не нужен!
И тут еще попутно нужно развеять миф, который просто обожают новички. Речь о штатных аудио системах в авто.
Главный довод этих людей:
«У меня есть штатка и в ней есть тыл! Штатку делали инженеры, и они знали что делают»
Лично я не понимаю, откуда люди берут, что над штатной системой именно их авто трудились профессиональные звукотехники, а целью фирмы было сделать авто с безупречным звуком?
Разумеется это не так. При разработке штатной аудиосистемы авто, конструкторы в первую очередь руководствуются соображениями экономичности, гармоничности салона и дизайна интерьера авто в целом. И такой подход вполне оправдан. Зачем, скажем, покупателю бюджетного авто переплачивать сотни тысяч рублей за профессиональную систему, которая
ему может и не нужна вовсе.
Схожий миф распространяют, новички – владельцы авто снабженных «фирменными» аудиосистемами с кучей динамиков. Миф по сути тот же, с той лишь разницей, что, мол, то штатка а это ФИРМЕННАЯ аудиосистема.
Отчасти они правы и разница конечно есть. Фирменные системы играют очень и очень не плохо. Они вполне способны удовлетворить звуковые потребности большинства не замороченных водителей. Тем не менее, цена переплаты за такую систему просто чудовищна. Играют такие системы, как правило, гораздо дешевле, чем стоят, а сама аппаратура, зачастую, не имеет с громкой фирмой ничего общего кроме шильдиков на решетках.
Такие системы призваны, не столько обеспечивать высококачественный звук, сколько добавлять престижа самому авто и его владельцу.
Повторюсь, играют они очень не дурно, но боготворить их не стоит.
Прямыми руками можно собрать самому систему гораздо лучше и стоить она будет гораздо дешевле. Другой разговор, что владелец топового авто никогда этим заниматься не будет))
В общем, стоит определяться с тылом, до того как он куплен и установлен, а не после!
По поводу установки любой акустики, остается уточнить еще пару правил:
Акустика устанавливается на максимально ровное посадочное место! Любая кривизна или неровность при затяжке может убить динамик. Если ваш подиум кривой, не стоит тянуть динамик изо всех сил. Вы просто деформируете корзину.
При установке динамиков, протягивайте саморезы или болты по диагонали, но не затягивая сразу намертво. Прижмите диагональным методом все предусмотренные в динамике крепежные отверстия, и только потом протягивайте крепеж окончательно.
Настоятельно рекомендую заранее засверлить отверстия под саморезы, чтобы при установке динамика саморезы шли туго, но уверенно. Очень часто, когда новички начинают переть саморезы через силу, отвертка соскальзывает и пробивает динамик. Этому моменту нужно уделить пристальное внимание. Предерживайте отвертку пальцем и никогда не торопитесь. Это убережет железо от гибели а вас от дополнительных трат.
Пассивные кроссоверы
Кроссоверы необходимо устанавливать как можно ближе к акустике!
Это очень важно!
Длинные провода от кроссоверов к динамикам, могут существенно повлиять на настройку кроссов.
Ну и крайне желательно устанавливать их не внутри двери, а под обшивкой либо в кик панелях салона. Кроссоверы крайне не любят перепадов температур и влагу.
С техническими моментами установки акустики разобрались. Теперь можно поговорить немного об эстетике.
Очень много вопросов вызывает то, как оформить красиво подиумы для фронтальной акустики и на этом этапе многие бояться экспериментов, заочно считая, что самостоятельно не смогут красиво оформить динамики в салоне авто. За этим конечно можно обратиться к профессионалам в установочную студию. А можно попробовать свои силы и изготовить подиумы способом, который особых навыков и профессионализма не требует. Достаточно лишь обладать терпением и небольшим количеством свободного времени.
Поговорим о нюансах работы со стекломатом и смолами.
Первый и, наверное, самый главный совет в этом деле: Не торопиться! Дело это не быстрое и очень кропотливое. Если у вас нет желания убить несколько вечеров на скучное, монотонное занятие, то лучше не начинать вовсе. Поспешив, вы рискуете получить ужасную поделку вместо эстетичных подиумов.
Для изготовления подиумов впервые, лучше всего использовать чулочную технологию, стекломат и эпоксидную смолу.
На первый раз лучше использовать именно эпоксидку а не полиэфирку. Полиэфирка сохнет очень быстро. В этом ее главный плюс. А минус в сильном, резком, неприятном запахе. Эпоксидка позволит в процессе длительного застывания оперативно исправлять, какие то косяки и ляпы. А отсутствие запаха позволит изготовить подиумы прямо дома, либо на балконе, уделяя процессу по 30-40 минут в день, скажем, после работы.
Покажу работу с этими материалами на примере тех подиумов, которые я впервые делал для вч и серединок. Пример этот примечателен тем, что я не могу похвастаться прямотой рук в таких видах работ, а значит, такие подиумы могут получиться буквально у каждого.
Итак, поехали.
Коронками по дереву вырезаем из фанеры 10ки 2 колечка и обрабатываем напильником, чтоб динамик плотно входил в кольцо.
В магазине крепежа покупаем по 10 штук саморезов различной длины и 60 гаек на 8. С помощью них выставляем колечки в нужном положении и под нужным углом. Использовал такой способ, потому что колечки очень тонкие, меньше сантиметра.
Выставляем колечки под разными углами, отслушиваем оптимальное направление динамиков.
Для пищалок подпиливаем пластиковые накладки стоек и вклеиваем моментом кристалл обоймы вч под разными углами, определяя оптимальное направление, пока не определимся окончательно.
В уголках зеркал сверлим по 2 отверстия внутри будущего подиума и в железе двери под крепление подиумов серединок двумя шурупами в помощь штатным клипсам.
Самым большим нюансом подиумов было то, что резинка проема двери где—то на полтора сантиметра перекрывает уголок декора при закрывании. Это значит, что подиум серединок должен начинаться не от края уголка, а с отступом в сантиметр. Отмечаем маркером полосу, с которой будет начинаться подиум.
Перед началом основных работ, с помощью крупной наждачки, делаем шероховатыми поверхности прилегания чулок, чтоб смола там лучше схватилась с пластиком.
Подбираем чулки, либо тянущийся материал для изготовления формы подиумов, примеряем, как это будет выглядеть, и убеждаемся, что чулок тянется достаточно для того, чтоб обеспечить нужную форму подиума без складок. С обратной стороны подиумов собираем лишний чулок прищепками и скотчем.
В том месте, где должен быть отступ подиума под резинку я прям через чулок, прижав его, промазывал моментом кристалл всю полосу. Постепенно прижимая каждый участок, добился, чтоб чулок надежно приклеился на всей поверхности отступа.
Также, суперклеем пролил то место, где чулок протягивался по кольцу подиума. На всякий случай, чтоб потом после обрезки отверстия не было проблем.
Когда клеи схватились и высохли, намешал немного эпоксидки и промазал тонким слоем будущие подиумы.
Спустя 6 часов, когда эпоксидка начала схватываться, прошел чулки еще двумя слоями и оставил на сутки сохнуть.
После высыхания смолы, вырезаем отверстия внутри колец. Чулки к этому времени стали жесткими, но не каменными. Большего, в общем-то, и не нужно. Через отверстия в колечках уложил изнутри по всем стенкам небольшой слой волокон стекломата и пропитал их эпоксидкой.
Когда стекломат пропитывается, он становится податливым и достаточно легко укладывается на стенки. Обратите внимание, чтобы эпоксидка протекла в каждый уголок подиума изнутри. Если этого не сделать, то останутся раковины и мягкие участки подиума, которые будут от легкого нажатия проваливаться. При этом, набивать стекломат слишком плотно не стоит, чтобы не деформировать форму чулка. Под своей натяжкой чулок, как правило, дает эстетичную оптимальную форму. Не стоит ее уродовать. Также желательно в несколько слоев пройти эпоксидкой основу подиума внутри.
Это придаст дополнительную жесткость всей конструкции.
После высыхания первого слоя можно уложить еще один аналогичным способом. Только в этот раз еще можно тонким слоем эпоксидки пройтись разок и сверху подиума.
Если необходимо придать какую то форму снаружи, то укладывайте необходимое количество стекломата или стеклоткани сверху в нужных местах и пропитывайте смолой. Отдельно нужно учесть: при вышкуривании стекломата жутко чешутся руки. Как после стекловаты. Лучше их защитить перчатками. Да и при укладке слоев внутри обратите внимание, чтобы в подиуме осталось достаточно места для динамика. Изнутри вышкуривать достаточно сложно.
Когда высох второй слой, получились невзрачные, на первый взгляд, заготовки, которые уже можно приводить в порядок. Срезаем остатки чулок,снимаем напильником капли смолы и потеки внутри подиумов вч, приводя тыльную сторону основы в исходное состояние.
Теперь запасаемся разными водостойкими наждачными бумагами и начинаем вышкуривать подиум от капель и неровностей. Это самый длительный процесс. Наждачку нужно обязательно мочить в воде периодически. Так и вышкуривается лучше, и наждачка не забивается, и мы не дышим пылью смолы, которая здоровья явно не прибавляет.
В процессе вскроются все раковины и косяки, образовавшиеся при формирования основы подиума.
На этом этапе вышкуривания нужно придать подиуму необходимую форму, убрать все лишние капли и потеки, определить и отметить все вмятины, раковины и места подиума которым необходимо придать дополнительную форму.
Теперь любой стекловолоконной шпатлевкой либо шпатлевкой по пластику заполняем с избытком раковины и накидываем слои побольше там, где нужна дополнительная форма. Удобство работы со шпатлевками состоит в том, что схватываются они очень быстро. Буквально через 5-7 минут после нанесения шпатлевки, ее уже можно потихоньку вышкуривать.
Повторять этот процесс можно до тех пор, пока либо вам не надоест, либо вы не уберете все косяки с подиума.
Как видите, в ходе вышкуривания подиум становится пятнистым и это мешает увидеть мелкие неровности. Справиться с этим поможет тонкий проявочный слой грунта по пластику:
Когда грунтовка высохнет, станет видно все оставшиеся неровности. Отмечаем неровности, снимаем слой грунта, обезжириваем эти места и снова работаем шпатлевкой и наждачками. Затем по новой грунтуем эти места и смотрим на результат до тех пор, пока результат нас полностью не устроит. К тем серединкам, что я ставил, рекомендуется демпфировать подиум изнутри мягким материалом.
Тем более подиумы у меня получились объемом немного меньше оптимального. Демпфировал внутреннюю поверхность подиума выкройкой из махрового полотенца. Сажал материал на клей дракон.
Теперь грунтуем все подиумы окончательно и на финише, для придания фактуры, схожей с фактурой пластика, наносим тонким слоем краску антигравийку.
Регулировкой расстояния от сопла до поверхности можно добиться разной фактуры краски. Рекомендую перед нанесением антигравийки потренироваться на любом куске картона или фанеры.
Если наносите антигравийку по холоду, советую подержать баллончик в тепле, чтоб он прогрелся. Иначе баллончик будет плеваться и всячески портить фактуру.
В итоге мы получаем вполне эстетичные, а главное достаточно надежные и прочные подиумы.
Повторюсь, очень рекомендую не бояться, а пробовать данный способ. Ничего сложного здесь совсем нет, а процесс категорически приветствует творческий подход. Вариант, описанный выше, вовсе не строгая инструкция, а просто пример технологии. Чем крепить, как выставлять и чем вышкуривать это вопросы вашей смекалки и только ее.
Фронт установили, и наша работа вплотную подошла к самой большой теме акустики.
Как колонки подключить к автомагнитоле: что для этого надо знать
Как колонки подключить к автомагнитоле, часто спрашивают владельцы машин. Оказывается, ничего сложного в этой процедуре нет.
Достаточно знать основные правила и действовать по приведенной ниже инструкции. Узнав, как подключить колонки к автомагнитоле, можно больше не обращаться из-за этого к специалистам.
Как вы думаете, зачем нужно подключать к штатной автомагнитоле новые колонки?
Ответ напрашивается сам по себе: для многих водителей музыка становится неотъемлемой частью жизни. Но скудная АС, состоящая лишь из недорогих штатных колонок и такой же автомагнитолы нужный уровень звучания обеспечить никак не сможет.
Тогда приходится все менять: покупать новые колонки, более мощные и автомагнитолу современного типа с различными наворотами. Есть еще одна причина: некоторые автомобилисты желают подключать больше колонок.
К примеру, им хочется узнать, как подключить 6 динамиков к автомагнитоле или все 8.
Примечание. Подключение колонок к автомагнитоле – процесс ответственный, но не сложный. С этим делом вполне справится и новичок, никогда ранее не делающий этого.
Подключение
Как к автомагнитоле подключить динамики
Итак, чтобы соединить друг с другом эти две составляющие акустической системы, надо будет для начала вооружиться требуемыми инструментами.
Ниже приводим список:
- Хороший акустический кабель (экономить на нем ни в коем случае нельзя и чем он дороже, тем лучше будет звук);
- Гофра;
- Какой-нибудь изоляционный материал;
- Дрель и сверла;
- Специальный тестер.
Как подключить динамики к автомагнитоле
Начало
Приступаем к операции:
- Первым делом надо будет определиться с местоположением приобретенных динамиков. Если в автомобиле уже есть предусмотренные производителем места, то это рассматривается, как большое преимущество.
Примечание. Как правило, передние динамики должны стоять по краям торпеды или в дверях автомобиля.
Оба варианта хороши, но второй намного популярнее и подразумевает прочную фиксацию динамиков. Для этого дополнительно в дверь встраивается акустическим подиум.
- Что касается второй пары динамиков, то они, как нетрудно догадаться, устанавливаются уже сзади, преимущественно на полке багажника. Также, как и с дверями, здесь подразумевается доработка.
Штатная декоративная полка демонтируется, а вместо нее монтируется настоящая акустическая с подиумами(см.Подиумы для акустики своими руками) для динамиков.
Электропроводка
- Следующий этап операции – электропроводка. Так, если в дверях производителем не было предусмотрено отверстий для электрического кабеля, придется сверлить их самостоятельно.
Подключение динамиков к автомагнитоле
Примечание. Очень важно помнить, что кабель запрещается протягивать через металл или даже пластик без защиты.
Это приводит к замыканию. Поэтому устанавливаются специальные кольца прокладки, которые очень прочно надо зафиксировать с внутренней стороны.
- Чтобы было легче провести кабель к задним колонкам, используем края автомобиля. Ни в коем случае нельзя прокладывать кабель под ковриками.
Лучше всего примотать его изолентой к общей проводке, разобрав прежде обшивку автомобиля и торпеду; - Сам акустический кабель должен быть тщательно заизолирован. После натяжения гофры, провод сразу же маркируется: к какой он колонке должен идти – передней или задней.
Такой подход к делу значительно облегчит подключение динамиков на завершающем этапе работ; - После того, как обшивка автомобиля будет разобрана, берем проволоку и затягиваем кабель внутрь. Если кабели предназначены для тыловых колонок, то проводим их по одному борту, а фиксируем для надежности при помощи пластиковых клипс.
Как правильно подключить колонки к автомагнитоле
Примечание. Хочешь не хочешь, а некоторые отрезки проводов пойдут по полу. В этих местах их лучше всего обернуть прочной гофрой, к примеру той, которой защищают электрокабели.
- Важно маркировать провода, особенно если используются кабели одного цвета. В этом случае также не забываем о минусовом проводе, который можно пометить красным или каким-либо другим цветом.
Завершающий этап работы
- После того, как провода помечены, берем тестер и проверяем их на отсутствие замыкания;
- Если все в порядке, то подключаем провода к разъемам, а головное устройство монтируем на свое место.
Примечание. Крайне запрещается проводить все описанные выше манипуляции с подключением при включенной АКБ!
- Пришло время проверить и сами колонки на сопротивление. Как правило, оно не должно превышать 4 Ом. Если все нормально, то ставим колонки в предназначенные для них места, а затем подключаем проводку.
Примечание. На данном этапе работ надо быть крайне внимательным. Дело в том, что клеммы динамиков не должны ни в коем случае касаться металлических элементов машины.
- Теперь проверяем работу всей акустической системы.
В процессе проведения работ по подключению своими руками важно использовать наглядные пособия. Очень помогут видео обзоры и фото – материалы, пошаговая инструкция и чертежи.
Цена вопроса в данном случае практически нулевая, ведь за услуги платить не придется, а надо лишь купить кое-какие материалы для работы.