Сделано в Турции. Что вы не знали про мировой автопром
Многие слышали что-то вроде: «Ну все, теперь Турция точно разорится — куда ж они без нас и наших туристов». А вот и нет. Туризм с отелями по системе «Все включено» — значимый, но далеко не самый важный сектор турецкой экономики: здесь хорошо развита промышленность.
Если внимательно присмотреться к различным узлам на ваших автомобилях популярных марок, можно обнаружить большое количество сделанных в Турции компонентов. Иногда вовсе можно не присматриваться: в ПТС написано «Турция». Это пятый в Европе и 14 в мире автопроизводитель. Три четверти произведенных автомобилей идет на экспорт — в том числе в Россию. В стране работают производства Toyota, Honda и Hyundai, есть немало производителей автобусов, грузовиков и военной техники, но мы в этом материале поговорим о ключевых производителях легковых автомобилей.
Производство Ford
В 1929 году в Турции собрали первый автомобиль — на фабрике Ford Motor Company в Стамбуле. Фабрика производила по 48 машин в день, но в 1934 году ее закрыли из-за Великой Депрессии. К этому времени мировой кризис добрался и до Турции.
Фабрику открыл Вехби Коч — представитель Ford Motor Company и официальный дилер Ford на территории Турции с 1928 года. Со временем он станет одним из богатейших людей своей страны и будет стоять во главе крупнейшего финансово-промышленного конгломерата. Автомобильный бизнес — лишь его часть.
Работники фабрики Ford Motor Company в Стамбуле, 1929 г. Фото: Ford Türkiye
Очередную фабрику для производства автомобилей по лицензии Ford Motor Company — Otosan — Вехби Коч открыл спустя 30 лет, в 1959 году. Но не просто открыл, а заслужил право это сделать: в 1956 году стал первым среди 34 дилеров Среднего Востока по продажам автомобилей Ford.
Первый автомобиль — Ford Consul — сошел с конвейера в 1960 году. Позже модельный ряд расширился: в 1961 году появились грузовики Ford F-600, микроавтобусы Ford Thames 800, а в 1965 — грузовики Ford D1210. Позже на этой фабрике делали турецкий автомобиль Anadol, но об этом мы напишем подробно в следующей главе.
Сейчас это без всяких скидок процветающее предприятие с фабриками и представительствами в разных частях Турции. Ford Otosan экспортируют коммерческий транспорт, легковые автомобили и запчасти в 96 стран на 5 континентах на 5,9 миллиардов долларов.
Производство грузовиков Ford F-600, завод Отосан в Стамбуле, 1961 г. Фото: Ford Türkiye
Седельный тягач F-MAX разработали и производят в Турции. Фото: fordtrucks.ru
Anadol — первый серийный турецкий автомобиль
Первый турецкий автомобиль — Devrim — так и не пошел в серию, в 1961 году собрали всего 4 штуки. Но стране нужен был свой автомобиль, и в 1966 году на фабрике Otosan готовились к его выпуску.
Дизайн разработал Том Карен из British Ogle Design, но никто не понимал, как его назвать. Новый автомобиль должен был стать семейным и народным, поэтому решили провести конкурс. Весть о нем распространили через журнал News from Us, издание Koç Holding. Слоган — «Какое имя», призовой фонд — 10 000 турецких лир. Рассчитывали, что в конкурсе примет участие 15 000 человек, но ошиблись — пришло 86 318 писем и телеграмм. Жюри выбрало названия Anadol, Anadolu, Otosan и Veko, а через некоторое время остановились на одном варианте — Anadol. Так в народе называют Анатолию — центральную часть современной Турции. Такое название предложил 41 человек и среди них устроили розыгрыш. Главный призер получил 1000 турецких лир.
К 1 декабря 1966 года выпустили три «Анадола». Каждая из этих машин прошла 2500 км жестких дорожных испытаний и уже в начале 1967 года Anadol A1 пошел в серию. Это был трехдверный автомобиль с кузовом из стекловолокна, двигателем и шасси Ford.
Под маркой Anadol с 1966 по 1981 появилось 7 моделей:
—A1, 1966—1975: трехдверный автомобиль из стекловолокна, первый турецкий раллийный автомобиль.
—A2, 1970—1981: первый четырехдверный седан из стекловолокна, самый продаваемый Anadol
—STC-16, 1973—1975: первый турецкий спортивный автомобиль, двигатель Ford Mexico 1,6 л. — единственный агрегат, который не разрабатывали в Турции.
—SV-1600, 1973—1982: первый в мире турецкий универсал из стекловолокна.
—Böcek, 1975—1977: во-многом опередил свое время, но не стал массовым.
—A8-16/16 SL, 1981—1984: последняя разработка Anadol, покупатели не оценили дизайн, модель не снискала популярности у покупателей.
—Otosan 500 Pick-Up, 1971—1991: по-настоящему массовый рабочий пикап.
Навершие штандарта в форме оленя. Бронза, 23—21 вв. до н. э., археологический музей Анкары VS Логотип Anadol
Anadol A2 SL 1977 г. Фото: haberturk.com
Anadol SV-1600. Фото: anadol.org
Производство Jeep
Бизнесмен Феррух Али Верди в 1954 году открыл фабрику Türk Willys Overland недалеко от Стамбула — в Тузле. Он был владельцем Verdi Ticaret Istanbul: компания занималась прокатом автомобилей разных марок и импортом автомобилей Willys Motors и Jeep CJ-2A. На фабрике сначала собирали Jeep CJ-3B, позже — CJ-5, CJ-6, а также грузовики Gladiator и Station Wagon. Производство шасси, кузова и большей части электрооборудования локализовали в Турции, а двигатели и коробки передач импортировали. В 1972 году, после военного переворота, завод Türk Willys Overland перешёл под военный контроль. Новая организация «1013 Ordu Donatim Ana Tamir Fabrikasi» продолжила производить на этом заводе джипы для военных нужд. В 1990-х годах для армии разработают внедорожник Tuzla 1013. Производство автомобилей свернули в 2006, когда армия сделала выбор в пользу импортной техники.
Реклама Jeep CJ-3B, 1960. Фото: yenidenergenekon.com
Производство Fiat
Вехби Коч основывает фабрику Tofas в Бурсе, на этот раз для производства автомобилей по лицензии Fiat. Год основания — 1968, но производство открывается в 1971: с конвейера сходит автомобиль, созданный на основе FIAT 124 – Murat 124, а спустя еще 5 лет на фабрике начинают собирать Murat 131, на базе FIAT 131.
Производственная мощность на сегодня — 450 000 машин в год. Также Tofas представляет на территории интересы Alfa Romeo, Maserati и Jeep.
Реклама Murat 124. Фото: bilmiyomusun.com
Fiat Egea, он же Fiat Tipo: абсолютный бестселлер Tofas. Фото: fiat.com.tr
Производство Renault
Крупнейший на тот момент частный банк Yapi Kredi, благотворительный и пенсионный фонд Oyak и французская Renault договариваются об учреждении фабрики, которая могла бы производить автомобили Renault для внутреннего рынка Турции. Первой и единственной моделью с 1971 по 1985 гг. была Renault 12.
Сейчас это крупнейший завод Renault за пределами Западной Европы, который экспортирует готовые автомобили, моторы, шасси и коробки передач в 100 стран мира. Производственная мощность — 378 000 автомобилей и 920 000 моторов в год.
Реклама Renault 12. Фото: milliyet.com.tr
Renault Megane IV. Фото: renault.com.tr
Производство автокомпонентов
Выше мы упомянули, что Ford Otosan производит запчасти для автомобилей Ford, Oyak Renault экспортирует шасси и коробки передач. В составе компании Tofas есть два полноценных производителя автокомпонентов — Magneti Marelli и Opar. Тем не менее, это лишь небольшая часть огромного рынка, 80% которой уходит на экспорт — в виде поставок на фабрики автопроизводителей по всему миру, а также в виде запчастей, которые может купить владелец автомобиля.
Один из таких производителей — компания Haksan Otomotiv: о ней мы подробно писали в предыдущей статье. KANN — подразделение компании, которое отвечает за производство запчастей для легковых автомобилей для стран СНГ и России. Запчасти KANN применимы в легковых автомобилях Volkswagen, Audi, Skoda, Peugeot, Citroen, Renault, Fiat. Opel, BMW, Kia и Hyundai.
Но главное преимущество KANN — это хорошее соотношение цены и качества. Потребитель получает запчасть, которая с одной стороны немногим дороже китайской, а с другой — изготовлена из качественных материалов, сертифицирована и прошла все необходимые испытания.
Какие запчасти турецкого производства вам доводилось ставить? Расскажите о своем опыте.
Турецкие автомобили: стоит ли их ждать в России?
С одной стороны, Турция давно снабжает нас самыми разнообразными автомобильными запчастями: ведь это крупнейший поставщик автокомпонентов в Европе. Турецкая промышленность охватывает такие товарные группы как части двигателей и коробок передач, колеса, тормозные системы и т.п. При этом Турция входит в 15 крупнейших автопроизводителей в мире, а также в пятёрку в Европе, уступая только Германии, Испании, Франции, Великобритании. Но вот Италию она, между прочим, превосходит – как и Россию.
Автопром Турции исправно штампует коммерческий транспорт – от микроавтобусов до фургонов, а также спецтехнику, различные автобусы и грузовые автомобили. Это – ведущая машиностроительная отрасль страны. При этом здесь до последнего времени старались не изобретать велосипед, отдавая предпочтение совместным предприятиям. На тринадцати автозаводах собирают различные модели Toyota, FIAT, Hyundai, Renault, Opel, Honda и т.п. В секторе легковушек преобладают Тойоты, Рено, Хонды и Хендаи. В частности поставлявшиеся к нам седаны Toyota Corolla и каблучки Fiat Doblo — были турецкой сборки.
А вот с оригинальными разработками своих собственных брендов у турецких автопроизводителей как-то не сложилось. Попытки были, но все они закончились ничем. И вот, пару лет назад появился проект очередной национальной модели – презентацию электрического среднеразмерного кроссовера TOGG проводил лично г-н Эрдоган. Согласно обещаниям, в гамме появятся седан, хетчбэк и компактвэн сегмента C, а также кроссовер B-сегмента; полный модельный ряд должен быть готов к 2030 году. Ждем-с.
Турецкий кроссовер TOGG пока числится в разряде концептов
Теперь о другой стороне медали. Запчасти – это очень хорошо: без них никуда. А вот насчет новеньких турецких автомобилей перспективы, в общем-то, почти не видать. Если не брать в расчет упомянутый TOGG, то практически все остальные авто из Турции имеют европейские корни, прорастающие на почве сплошных антироссийских санкций. Совершенно очевидно, что восточный человек Эрдоган не собирается портить отношения с Европой. Да и с нами у него отношения далеко не однозначные – вспомнить, хотя бы, недавние военные конфликты. А сегодня местная боевая техника то и дело поставляется в нынешнюю зону боевых действий, причем вовсе не нам. Поэтому, скорее всего, дальше светских бесед о дальнейших контактах на эту тему дело не пойдет.
Разумеется, одиночные закупки россиянами новых и бэушных машин были и будут – энтузиасты подобных занятий не перевелись. Но тут никаких устоявшихся тенденций не видать. Бывалые, например, отмечают, что турки довольно прохладно относятся к необходимости ухода за автомобилем, а потому, мол, иногда выгоднее присмотреться к новой машине, чем пытаться восстанавливать старую.
Вот такие пикапы на базе каблучка Fiat Doblo производят в Турции
Любопытны и пристрастия самих турок. В 2022 году здесь было реализовано 357 904 автомобиля. При этом лидирует такая непопулярная у нас марка как Fiat – их было продано 44 283 штуки. Кроме того, в ТОП-5 вошли Renault (36 892 автомобиля), Ford (25 746 автомобилей), Volkswagen (22 977 автомобилей) и Hyundai (19 677 автомобилей).
Какие машины в Турции?
Иметь свой транспорт передвижения очень удобно в любом месте, где бы не находились Вы. Но собственная машина в Турции удовольствие не из дешевых, учитывая налоги и цены на бензин.
Какие машины собирают и выпускают в Турции?
Гордостью турецкого автопрома считается ВМС, которая производит автобусы, грузовики и т.д. В настоящее время также можно встретить машины со следующими марками: Temsa, Tofas, Fargo, Otoyol, Sultan и Karsan
Однако лидерами являются Ford Otosan, Oyak-Renault, Tofaş-Fiat и Toyota.
Так же в Турции собирают Mercedes-Benz, Honda, Opel, Man, Hyunday.
Турецкие машины | Машины турецкой сборки |
ВМС | Mercedes-Benz |
Temsa | Citroen |
Karsan | Land Rover |
Tofas | Honda |
Fargo | Opel |
Otoyol | Man |
Sultan | Hyunday |
Ford | |
Renault | |
Fiat | |
Toyota | |
Peugeot | |
Isuzu |
Надеюсь, что мы ответили на вопрос какие машины в Турции.
На каких машинах ездят в Турции?
По данным автомобильной ассоциации Турции за 2018 год самое большое количество проданных машин было под маркой Toyota, на втором месте Renault , а на третьем — Nissan. Но так же на дорогах Турции часто можно встретить местных на Фиат, Хонде и Форд.
Какие права нужны для аренды машины в Турции?
Если Вы решили взять машину в Турции в аренду, все что Вам для этого необходимо это российские права с категорией В и загранпаспорт.
Сколько стоит аренда машины в Турции?
Все зависит от класса автомобиля, минимальная аренда от 80 лир за седан среднего класса. Премиум-класс от 200 лир.
Сколько стоит бензин в Турции?.
На 18 февраля 2019 года средняя цена на бензин на территории Турции составляет 1,16 долларов, в рублях это приблизительно 76 рублей.
Марш турецкого: чего ждать от автопрома Турции?
Сергей Знаемский
В истории автопрома Турции были и Fiat 124, и заградительные пошлины, и военный переворот, и локализация, и даже автомобиль для президента. Схожи ли в этом Турция и Россия? Диаметрально противоположны.
М ожно сказать, что автомобили — это турецкая нефть. Ведь 73% всех выпущенных машин местные заводы отправляют за рубеж, а взамен получают выручку, которая в 2021 году составила 29,3 млрд долларов, — это самая крупная статья национального экспорта (13,3% от суммы всех внешних поступлений). В Европе Турция по объему выпуска автомобилей занимает аж четвертое место. Мало того, в стране производятся почти все компоненты! Но что самое интересное, собственный внутренний спрос на машины турецкая автоиндустрия полностью закрыть не может. И страна даже не стремится к такой цели.
Расклад примерно такой: из десяти выпущенных автомобилей Турция семь штук отправляет на экспорт (пять в Европу, остальные — по другим странам). А три продает на внутреннем рынке. Но этот внутренний рынок требует шесть машин, чтобы удовлетворить спрос, поэтому еще три приходится импортировать. Итого: десять выпустили, семь продали, три купили.
Эта модель полностью противоположна той, что была у нас до 2022 года, когда из десяти выпущенных автомобилей мы девять оставляли себе, а экспортировали даже не один, а только его часть — образно выражаясь, кузов с мотором без салона и колес. И покупали за границей еще две с половиной машины.
Вот как все выглядит в абсолютных цифрах: 1,3 млн — это общий объем производства легковых и легких коммерческих автомобилей в Турции в 2021 году. Он почти идентичен объему производства в России за тот же год. Турецкий экспорт — 937 тысяч, импорт — 426 тысяч, а объем внутреннего рынка — 737 тысяч. Это означает, что доля машин локального производства в общих продажах всего 42%, а у нас — 83,5%. Герметичная система против проточной. Хотя стартовые точки у нас были очень похожи.