Отмечается спад продаж легких коммерческих машин на российском авторынке
В последние годы российский авторынок стал свидетелем восстановления продаж легковых автомобилей и грузовиков, но сегмент легких коммерческих машин (LCV) остается в тени, не обретая быстрого восстановления.
В Китае поставки Changan Deepal поставили рекорд с цифрой 100 000 авто
Оптимистический сценарий прогнозирует рост на 10%, что составит 83 тысячи новых LCV, однако пессимистический сценарий предвещает всего 2% роста, до 77 тысяч машин. Такое низкое значение связано с несколькими факторами, исключительно важными для данного сегмента.
Один из главных факторов, влияющих на снижение спроса на LCV, – уход с рынка Ford Transit. Этот популярный коммерческий автомобиль долгое время пользовался спросом среди предпринимателей и компаний, но внезапное прекращение его продажи оставило серьезный недостаток в сегменте LCV. Кроме того, остановка производства Lada Largus, еще одного из популярных представителей данной категории, стала печальным событием для российского автиринка. Производители пока не смогли найти адекватные замены для этих успешных моделей.
В результате этого сегмент LCV оказался сильно покалеченным и до сих пор находится в стадии адаптации к новым обстоятельствам. Производители были вынуждены пересматривать свои стратегии и даже попытаться компенсировать убытки, но пока их усилия недостаточны для полноценного восстановления рынка.
Один из таких производителей — компания Соллерс, которая за начало 2023 года выпустила всего 3 тысячи машин. Это говорит о том, что даже в самом оптимистическом сценарии ожидаемого роста, производители LCV явно пока не в состоянии заполнить пробел, созданный отсутствием Ford Transit и Lada Largus на рынке.
Можно с уверенностью сказать, что российскому сегменту LCV предстоит тяжелый путь к восстановлению и выходу на стабильный рост. Хотя оптимистические сценарии предполагают значительное увеличение объемов продаж, пессимистический сценарий все же оставляет нас сомневаться в способности рынка LCV восстановиться за короткий срок.
Недостаток конкурентных предложений на рынке и неадаптированные производители ставят под угрозу развитие сегмента LCV и его способность привлечь новых клиентов.
Сколько коммерческих авто в россии
Сколько коммерческих автомобилей числится в России?
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что в нашей стране зарегистрировано 8,4 млн коммерческих автомобилей (по состоянию на 1 января 2022 года).
Чуть более половины (50,3%) от этого количества принадлежит легкой коммерческой технике (LCV), которой насчитывается 4,22 млн экземпляров. Немногим меньше, или 44,8%, приходится на грузовые автомобили, что соответствует 3,77 млн штук. Оставшиеся 4,9% парка коммерческого транспорта в РФ занимают автобусы, которых числится 0,41 млн единиц.
Отметим, что в России коммерческих автомобилей зарегистрировано примерно в 5,5 раза меньше, чем легковых. Как уже ранее сообщали эксперты агентства «АВТОСТАТ», парк легковых машин на начало нынешнего года составил 45,5 млн штук.
Во сколько обходится содержание автомобиля – рассчитать при помощи «Калькулятора оценки стоимости владения».
Чтобы повезло. Как изменился в России рынок коммерческого автотранспорта
Жесткие санкции в отношении России напрямую затронули отечественный рынок коммерческого автотранспорта. Спрос не упал — наоборот, с ростом автомобильных грузоперевозок продолжил увеличиваться. Но предложений на рынке практически не осталось, а покупатели избрали выжидательную позицию. Почему эксперты советуют обновлять автопарк именно сейчас и что выбрать с точки зрения минимизации затрат бизнеса — в материале «Ленты.ру».
В начале года «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU» зафиксировала резкий рост спроса на доставку грузов. В январе-феврале количество заявок на перевозки по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56 процентов — с 3,1 до 4,8 миллиона. Одновременно с ростом спроса на бирже зафиксировано и значительное снижение количества добавленных машин — с 394 тысяч до 305 тысяч (минус 22 процента). Таким образом, рост спроса на рынке не компенсируется соответствующим ростом предложения, что создает риски дефицита.
Разность рынков
Рост спроса на грузоперевозки объясняется, в частности, прошлым ковидным годом, в связи с чем произошло активное развитие онлайн-торговли и сервисов экспресс-доставки, а также санкционным закрытием международных автоперевозок. Все это привело не только к непосредственному росту числа перевозок внутри страны, но и к формированию особой роли столичного региона, где размещается большинство складов ретейлеров.
Именно это направление продемонстрировало заметное увеличение количества заявок на перевозку. Так, спрос на перевозки внутри Подмосковья вырос на 91 процент, из Московской области в Ленинградскую — на 78 процентов, в Ростовскую область — на 92 процента. В целом, констатирует ATI.SU, рост наблюдается абсолютно по всем популярным направлениям.
В результате санкционного давления западных стран сейчас картина изменилась. Так, из Москвы спрос на перевозки в первом квартале упал на 15 процентов, но по Санкт-Петербургу в целом ситуация остается стабильной: спрос на перевозки из города вырос на 14 процентов, а в город — на 9 процентов, говорят в ATI.SU, объясняя эту тенденцию потерей значительной доли морских грузов.
Как следствие, по итогам апреля 2022 года в нашей стране было реализовано в общей сложности 11 238 новых коммерческих автомобилей. По данным «Автостата», это на 36 процентов меньше, чем в марте (17 614 единиц), и на 55 процентов ниже показателя продаж в апреле 2021 года (25 197 единиц), а сильнее всего упали продажи LCV — на 65 процентов, до 4918 единиц.
Во многом падение объясняется последствиями внешнеполитического давления на Россию. На этом фоне часть автопроизводителей приостановила поставки машин на российский рынок, а некоторые автозаводы столкнулись с перебоями поставок комплектующих из-за нарушения логистических цепочек.
К тому же вследствие обвала курса российского рубля (в конце февраля — начале марта) цены на автомобили резко устремились вверх. По данным «Автостата», только в марте цены на технику поднялись на 35-45 процентов, а рост стоимости на некоторые запасные части и расходные материалы увеличился, по данным «Автостата», едва ли не вдвое. К этому добавилось еще и сокращение платежеспособного спроса, что сыграло против рынка.
В помощь бизнесу
В этих непростых условиях отечественные производители автомобилей для стимулирования продаж запускают собственные программы, направленные на поддержку бизнеса. Например, «Автоваз» предлагает клиентам кредиты с остаточным платежом и первоначальным взносом от десяти процентов стоимости автомобиля.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
«Группа ГАЗ» также запустила новые программы скидок и возобновила трейд-ин. Среди других интересных предложений, стимулирующих к покупке МСП, лизинг с отсрочкой платежей в первые шесть месяцев или с рассрочкой на два года и дополнительный год гарантии в подарок при покупке двух и более автомобилей. В итоге прямые фирменные скидки от производителя, трейд-ин, льготные программы лизинга позволяют вписать покупку «Газели» в бюджет транспортной компании или индивидуального предпринимателя даже в сегодняшних кризисных условиях.
Лидеры рынка
Адресная помощь, без сомнения, необходима и самим российским производителям. Ведь в нынешних условиях именно они могут удовлетворить потребности предприятий в обновлении автопарка по приемлемым ценам. «Отечественные модели, предназначенные для коммерческой деятельности, прежде всего, «Газель Next», в эксплуатации обходится на 20-30 процентов дешевле иностранных LCV за счет низкой изначальной стоимости и цен на быстроизнашиваемые детали», — говорил еще год назад руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников. Сейчас стоимость владения иномаркой выросла еще больше из-за санкционных рисков.
Помимо непосредственного роста цен на автомобили иностранных марок, выросла и стоимость владения ими, цены на запасные части и сервисное обслуживание. Если еще год назад стоимость владения иномаркой старше трех лет увеличивалась с ростом пробега, то сегодня на нее стали влиять и другие факторы. К примеру, цены на фары, тормозные диски и амортизаторы с февраля этого года уже выросли на 70 процентов, а через полгода рост может составить 90 процентов в сравнении с февральскими ценами.
Также примерно на 70 процентов выросла и стоимость техобслуживания иномарок в официальных сервисных центрах. Теперь за проведение простого регулярного ТО владельцу нужно заплатить не менее 30 тысяч рублей. При этом сроки поставки запчастей для иномарок увеличились из-за проблем с логистикой.
Некоторые из поставщиков и вовсе отказываются поставлять запасные части в Россию. Дилеры и дистрибьюторы вынуждены искать обходные схемы поставок, и все это влияет на сроки проведения ТО и ремонтов, когда необходимую запчасть приходится ждать несколько дней или даже недель. В итоге сроки простоя и потери владельцев растут. Так, до 4-4,5 тысячи рублей в сутки выросла стоимость аренды грузового автомобиля, не менее 25 тысяч рублей в неделю владелец будет терять с учетом возможного простоя в ожидании запчастей.
Еще один большой риск — потеря остаточной стоимости иномарки. То есть чем старше становится автомобиль, тем быстрее падает его остаточная стоимость — до десяти процентов от изначальной цены к восьмому году владения. В результате рост стоимости владения иномаркой относительно «докризисной» ситуации с учетом всех вышеназванных факторов составит 1,8-2 раза.
Новую иномарку класса «Газели» или LADA Largus VU дешевле 4,5-5 миллиона рублей купить нереально. При этом перспективы ее обслуживания и ремонта так же дороги и туманны. И если клиент планировал покупку автомобиля на этот год, то его бюджет уже изначально учитывал стоимость иномарок в объеме 2,8-3,3 миллиона рублей. Приобретение же нового российского автомобиля практически вписывается в данный бюджет. Поэтому совсем неудивительно, что первую строчку самых продаваемых автомобилей продолжает удерживать «Газель NEXT».
В чем сила
Можно констатировать, что российские производители выглядят сегодня более привлекательно, нежели иностранцы, и имеют ряд преимуществ. Это налаженное производство комплектующих на собственных производственных мощностях, наличие необходимого оборудования, инженерно-технического и производственного персонала. Кроме того, у каждого из них налажено многолетнее партнерство с локальными поставщиками.
Поэтому покупатель, выбирая российский коммерческий автомобиль, не столкнется с серьезными проблемами при обслуживании и ремонте. И, как рекомендуют эксперты, откладывать покупку в сегодняшних неопределенных условиях, если она уже запланирована, не стоит.
Рынок коммерческих авто: на пороге трансформации
Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
1 июня 2022, 13:03
Российский рынок коммерческих авто и спецтехники на пороге перемен. Здесь с одной стороны приостанавливают продажи западные компании, с другой — воспользоваться моментом и усилить позиции стремятся российские и китайские марки. При этом потребители рассчитывают в будущем на получение все более технологичной техники.
Положительная динамика начала года в продажах коммерческих авто сменилась спадом. По итогам I квартала 2022 года в России реализовано 8,1 тыс. грузовиков, что на 12% больше, чем за три месяца 2021-го, согласно данным агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), Однако уже в апреле, по данным агентства «Автостат», продажи новых грузовиков составили 5,5 тыс. единиц, что на 44% меньше, чем в апреле 2021 года.
Санкциями Евросоюза предусмотрен запрет на экспорт в Россию грузовиков и спецтехники с 10 июля текущего года. И на освобождающееся на рынке место внимательно смотрят автомобильные компании как в России, так и извне.
Российские производители продолжают занимать доминирующую долю на рынке грузовиков, их представители говорят о том, что в перспективе они могут замещать уходящие с рынка продукты западных стран (Man, Scania, Volvo и других), но для этого нужно время. В некоторых сегментах коммерческого транспорта продукция российских автопроизводителей уступает западным компаниям, например, речь идет о магистральных грузовиках. Однако, такие российские производители, как КАМАЗ обещают наращивать выпуск этого вида автомобилей.
«Уход с российского рынка крупнейших иностранных брендов, изменение привычных логистических маршрутов, перебои в поставках комплектующих несомненно сказались на рынке коммерческого транспорта и изменили его до неузнаваемости, — комментирует Иван Тикин, директор по закупкам компании «Русбизнесавто» (продажа коммерческих авто и спецтехники) — На сегодняшний день существует острая необходимость и в тоже время колоссальная возможность в развитии собственных российских производств техники, автокомпонентов и систем безопасности».
Одновременно в последние недели на российском рынке коммерческих авто заметно возросла активность китайских производителей. По данным «Автостата», такие производители, как Shacman/Shaanxi и Howo по итогам апреля увеличили продажи соответственно на 506% и 180% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге рыночная доля китайских брендов на рынке грузовиков РФ скакнула в 3,5 раза с 5,3% до 18,4%. По мнению Андрея Попова, директора департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа», в ближайшее время российский рынок коммерческих авто будет сильно меняться, и преимущества на нём будут получать автопроизводители из дружественных к России стран.
Активность азиатских производителей была заметна, например, на выставке строительной техники и технологий СТТ, которая состоялась на прошлой неделе в Москве. Тут, например, компания JAC Motors представила свои как большегрузные автомобили JAC T6, JAC N35, JAC N90, так и новый легкий коммерческий грузовичок JAC Sunray. Также на выставке была широко представлена спецтехника от китайской компании Shantui: в частности, это гидромеханический бульдозер Shantui SD17B3 XL и гусеничный экскаватор Shantui SE265LC. А турецкая компания Koluman Holding A.S. в свою очередь продемонстрировала новую модель автобетононасоса Koluman Junjin JXZ38-4.16HP, которая способна осуществлять подачу бетона осуществляется на высоту до 38 м.
«Будет постепенное замещение европейской и американской продукции азиатскими машинами, которые, например, традиционно используются в сфере внутригородских перевозок, — прогнозирует Алексей Михеев, генеральный директор российской компании «Конкордия» (производство электрокаров). – Также можно отметить, что в среднесрочной перспективе станет больше разнообразных электробусов, получит распространение электрокаршеринг, техника на электрической тяге будет чаще использоваться в ЖКХ».
Помимо электромобилей в будущем на российском рынке перспективно распространение и машин на газе, а также на водороде. «Сейчас большинство машин работают на дизельном топливе, и в ближайшей перспективе кардинальных изменений не ожидается. Однако в рамках 30-50 лет появление все большего числа техники на электричестве, водороде или природном газе однозначно будет увеличиваться, — говорит Антон Волков, руководитель группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia. — В России же более дальние перспективы перехода на альтернативные источники горючего по сравнению с мировым рынком, поскольку у нас, как у нефтегазовой державы, ископаемое топливо довольно дешевое, поэтому смысла быстро переходить на другие виды энергии нет. При этом, конечно, стоит отметить, что из перечисленных трех видов – электричество, газ, водород – последние два имеют больший потенциал в России».
Покупатели грузовых автомобилей в свою очередь говорят, что в ближайшее время на российском рынке будет перспективным распространение машин на газовом топливе. «Грузовые автомобили на газомоторном топливе стали уже обыденностью для российских транспортных компаний. В основном распространены битопливные агрегаты, которые можно приводить в движение как с помощью дизеля, так и компримированного природного газа (КПГ). Отдельное развитие получают автомобили на сжиженном природном газе (СПГ) за счет повышенной дальности хода, — Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. — Однако развитие таких коммерческих автомобилей сдерживает ряд факторов. Это ограниченность инфраструктуры, большие очереди на станциях заправки, особенность эксплуатации автомобилей на СПГ».
Наконец, в более долгосрочной перспективе на в России можно ожидать повышение степени автоматизации управления спецтехники. «Например, в Австралии есть предприятия, где примерно 80% парка техники эксплуатируется в удаленном режиме, — говорит Дмитрий Зикиряев, коммерческий директор компании «Горные машины». — Автоматизация позитивно сказывается на экономии затрат на оплату труда сотрудникам: не приходится платить им за опасные условия работы».
Аналитики подсчитали количество коммерческих автомобилей на российском рынке
На российском рынке количество коммерческих автомобилей официально числился в 5,5 раза меньше по сравнению с легковушками.
Специалисты статистического портала « Автостат » определили, что на российском рынке на учете в Госавтоинспекции стоят 8,4 млн коммерческих транспортных средств на 1 января 2022 года. Из них 50,3% относятся к легкой коммерческой технике (LCV) в количестве 4,22 млн авто.
Чуть меньше или 44,8% относятся к грузовым автомобилям. В количественном выражении это 3,77 млн машин. Еще 4,9% автопарка коммерческий транспортных средств относятся к пассажирским автобусам. Если говорить о конкретной цифре, то это 0,41 млн авто.
В России коммерческих машин числится приблизительно в 5,5 раза меньше по сравнению с легковыми. Отметим, что автопарк легковушек по состоянию на 2022 года достигает 45,5 млн машин.
В России насчитывается почти 54 млн транспортных средств
Агентство «Автостат» поделилось интересной статистикой по итогам 2022 года на российском автомобильном рынке. На 1 января 2023 года на территории России было зарегистрировано 53,86 млн единиц автомобильной техники.
Сгенерировано нейросетью Midjourney
На долю легковых автомобилей приходится более 81% — 45,39 млн штук. Вторыми по популярности стали лёгкие коммерческие автомобили с долей почти 8%, или 4,22 млн штук. На долю грузовиков приходится 7%, или 3,72 млн шт.
Доля мотоциклов и мототехники составляет около 4% (2,13 млн шт.), а замыкают рейтинг автобусы с долей 1% (0,41 млн шт.).