Как Toyota Supra стала легендой, ушла в небытие и снова вернулась
Toyota Supra четвертого поколения по праву считается легендарным автомобилем. И дело отнюдь не в том, что эта машина появилась в серии фильмов «Форсаж». Supra прославилась практически безграничными возможностями тюнинга, которые позволяют старому японскому купе из 90-х добиваться потрясающих даже по современным меркам результатов. Правда, изначально авто даже не являлось отдельной моделью: его продавали в качестве модификации Toyota Celica. Как же Supra обрела культовый статус?
Пока еще Celica
Впервые название Supra использовали для обозначения несколько измененной версии второго поколения купе Celica в 1978 году. Основное отличие от обычной модификации заключалось в новом двигателе (вместо четырехцилиндрового установили шестицилиндровый объемом 2,6 литра). Его мощность составляла 110 л. с. В паре с мотором шла либо пятиступенчатая «механика», либо «автомат» с четырьмя ступенями.
Celica Supra позиционировалась компанией Toyota как премиальный автомобиль, поэтому купе оснастили большим количеством «комфортных» опций вроде кондиционера или круиз- и климат-контроля. Внешне автомобиль несколько удлинили спереди, чтобы уместить больший по сравнению с обычной Celica двигатель. В 1981 году мотор стал еще больше (объем увеличился до 2,8 литра, а мощность — до 116 л. с.).
В 1982 модельном году автомобиль шагнул во второе поколение (при этом все еще оставаясь вариацией Celica). Мощность двигателя возросла до 145 «лошадей» (объем мотора остался 2,8 литра). В целом, однако, авто не претерпело каких-то значительных изменений. Зато новая Celica Supra могла похвастаться соревновательными достижениями. К примеру, в 1984 году на чемпионате Великобритании по шоссейно-кольцевым гонкам среди легковых автомобилей пилот Вин Перси выиграл девятый раунд гонок как раз на японском купе.
Отдельная модель
Третье поколение модели наконец-то превратило Toyota Supra в отдельную машину, не привязанную к Celica. Произошло это в 1986 году. Наиболее производительную версию заднеприводного купе оснастили трехлитровым ДВС с показателем в 200 л. с. (его спустя некоторое время турбировали, увеличив отдачу до 230 «лошадей»). Позже появилась лимитированная версия, для которой мотор «разогнали» еще сильнее — до 270 л. с. На тот момент это был самый мощный японский автомобиль.
Спорткар получал крайне положительные отзывы за динамические характеристики и управляемость. В 1987 году машина попала в топ-3 лучших купе по версии британского журнала «What Car?». (Причем все три победителя оказались моделями от Toyota: MR2, Celica и Supra.) Автомобиль также участвовал в раллийных гонках «Группа А», Японском и Европейском кузовных чемпионатах среди легковушек.
Легенда
Supra MKIV увидела свет в 1993 году. Инженеры постарались сделать авто как можно легче (в частности, с помощью алюминия, из которого сделан капот, некоторые элементы подвески и ряд других деталей). По сравнению с третьим поколением новая Supra оказалась примерно на 100 кг легче. Можно рассказать о том, что рядный шестицилиндровый турбомотор 2JZ имел мощность в 320 л. с., однако четвертое поколение Supra «заряжали» до таких показателей, которые в 90-е годы прошлого века могли показаться космическими. Достаточно посмотреть, сколько видео появится по запросу «Toyota Supra MK4 1000 л. с.». Надежность и возможность в разы увеличить отдачу стандартного мотора превратили японское купе в настоящую легенду.
Конечно, есть и обратная сторона медали. Supra MKIV в хорошем состоянии с «живым» двигателем и механической коробкой передач найти довольно сложно, а даже если это удастся, то стоимость машины может в два, три и более раз превышать цену спорткара, когда он еще только-только вышел на рынок (тогда автомобиль продавали примерно за $34 000). Это один из тех случаев, когда с годами модель не теряет в цене.
В свое время четвертую Supra по динамическим характеристикам сравнивали с Aston Martin DB7 и Porsche 911 Turbo (причем в обоих случаях японский спорткар выиграл). Автомобиль также достиг новых высот на соревновательном поприще, приняв участие даже в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана».
Возвращение
Пятое поколение Supra ждали очень долго. Ожидания были крайне высокие — все-таки предыдущая версия спорткара за десятилетия успела стать культовым автомобилем. И вот в 2020 году Toyota Supra вернулась. не слишком обрадовав поклонников.
Внешне автомобиль выглядел весьма эффектно, а под капотом находилась рядная трехлитровая «шестерка» мощностью 340 л. с., однако недовольство вызвал тот факт, что проект создавался совместно с BMW, и начинка новой Supra, по сути, была немецкой. Даже платформа, на которой построили спорткар, оказалась общей с BMW Z4 Roadster. Масла в огонь подлил факт отсутствия механической КПП на старте продаж.
Сейчас «механика» появилась в списке опций. До сотни новая Supra разгоняется за 4,4 секунды, а стоит около 50 тысяч долларов. Для спорткара это не заоблачная цена (некоторые экземпляры четвертого поколения Supra сейчас стоят дороже). Возможно, это и не то, чего ждали фанаты, но и отнюдь не плохая машина.
Toyota Supra A80 — легенда из NFS и Форсажа в реальной жизни
Первое знакомство с Toyota Supra произошло в юности во время компьютерной игры Need For Speed Underground 2. Второй раз я увидел машину в фильме Форсаж с Вином Дизелем и Полом Уокером в главных ролях. В то время, будучи юным человек, не думал, что спустя много лет прокачусь на настоящей Supra, да еще напишу об этом статью. В сегодняшнем обзоре разберемся, что представляет из себя автомобиль, почему его считают культовым.
Toyota Supra 1996
Итак, перед нами Supra 1996 года выпуска. Четвертое поколение с индексом A80, выпускавшееся с 1993 по 2002 годы. Рестайлинг произошел в марте 1996 года, а у нас на тесте дорестайлинговая модель. Правда, фары и передний бампер владелец позаимствовал с рестайлинговой версии, которая выпускалась с середины 1996 года.
Toyota Supra 1994
Внешне автомобиль привлекателен и выделяется прежде всего дутыми формами, длинным капотом, короткой крышей и спойлером на крышке багажника.
Кстати в фильме Форсаж была версия Targa с откидной крышей. У нас в обзоре обычная модификация купе.
Версия Targa для европейского рынка. Еще одним отличием европейской версии считалось наличии воздуховода в капоте
Снаружи машина практически полностью в заводском виде. Из дополнительного установлены “клыки” на заднем бампере и легкосплавные диски “реплика”, выполненные в стиле легендарных BBS.
Обратите внимание на воздуховод в заднем крыле. Дело в том, что на европейские версии устанавливали масляный радиатор охлаждения редуктора. С помощью дефлектора радиатор быстрее охлаждался.
Вентиляционное отверстие в крыле
Под капотом
Уникальность Супры — это легендарные моторы серии 2JZ, которые бывают как атмосферными, так и турбированными. Атмосферники с индексом — 2JZ-GE, а турбо — 2JG-GTE. Все они рядные шестицилиндровые, объемом 3.0 литра.
Под капотом Toyota Supra 2JZ
На автомобиле установлен турбомотор 2JZ-GTE, в стоке выдающий от 280 до 324 л.с. Правда владелец данного экземпляра вместо двух маленьких турбин поставил одну большую под названием Garrett GTX3076.
В боевом режиме при 1.4 бара мощность составляет 500 лошадиных сил, а в городском при наддуве в 0,7 бар — 420 сил. В том и другом варианте нехватки мощности не наблюдается.
Вместо стандартной коробки установили усиленную пятиступенчатую R154 от Toyota Mark II.
Если говорить о Супрах прошлых лет, то с завода они оснащались 5-ти и 6-ступенчатыми механическими трансмиссиями. Индекс штатной пятиступки — W58, а шестиступки — V160 и V161 фирмы Getrag. Еще была доступна версия с автоматической 4-ступенчатой коробкой передач.
С места до сотни Supra с 280-сильным мотором и механической коробке передач ускоряется за 5,5 секунды. Однако это паспортные данные. На практике многое зависит от мастерства водителя.
В движении
Мощность мотора безусловно чувствуется. Нажимаешь на газ и тебя немного вдавливает в спортивное кресло. Можно крутить почти до отсечки 6800 об/мин. Если едешь спокойно, а захотелось резко ускориться, то ставишь передачу вниз и машину начинает разрывать от мощности. Ускорения быстрые. При умелом переключении коробки передач, можно показывать отличные результаты.
Другие технические нюансы
Все Супры заднеприводные. Правда в России есть один автомобиль с полным приводом, который был собран самостоятельно.
Также автомобиль имеет самоблокирующийся червячный дифференциал Torsen, который перераспределяет крутящий момент от буксующего колеса к тому, которое имеет лучший зацеп. В пропорции примерно 50 на 50.
Самоблокирующийся дифференциал
В данном случае самоблок позволяет быстрее уходить в занос и иметь лучшее сцепление с дорогой. Поэтому автомобиль часто предпочитают для дрифта и гонок.
Подвеска и тормоза
Подвеска независимая. Я удивился тому, насколько она мягче и комфортнее, чем подвеска на моей Skoda Octavia A7.
Toyota Supra
Схема подвески такая: спереди на двойных поперечных рычагах со стабилизатором и многорычажная со стабилизатором сзади.
Владелец установил укороченные пружины, что уменьшило клиренс, но улучшило управляемость и сделало внешний вид эффектнее.
Выхлопная система
Установили новый выхлоп из нержавеющей стали 76-го диаметра на V-band с конечной банкой Fujitsubo Legalis Super R, диаметром 110 дюймов. Звук стал более басистым и породистым, но не чересчур громким, как делают многие владельцы японских машин.
Выхлопная система
В салоне
Интерьер полностью в заводском виде. Тканевые спортивные сиденья, кожаный черный потолок.
Хочу обратить внимание на водительское место. Панель развернута для водителя и возникает ощущение, что управляешь самолетом или космическим кораблем.
В бардачке для пассажира установили датчики Apexi EL, которые показывают давление масла и турбины. Последний еще называют датчик буста.
Датчики давления масла и турбины
Места сзади только для детей, взрослым пассажиром находится там будет неудобно.
Багажника практически нет. В нем расположен музыкальный усилитель, а под полом докатка. Также можно увидеть заводские наклейки на японском языке.
Сколько стоит Toyota Supra
Средняя цена 2 000 000 рублей. Это за машину в хорошем состоянии, почти в первозданном виде. Есть варианты дороже, а есть дешевле. Но “задешево” хорошую Супру в кузове A80 не найти.
Вместо вывода
Несмотря на то, что автомобилю уже 25 лет, спрос на него имеется. Естественно, такие машины покупают любители, которые готовы выложить немалые деньги.
Я задавался вопросом, почему же перестали выпускать подобные автомобили. И понял, что в настоящее время они непрактичные, морально и технически устаревшие, хоть и мощные.
Сейчас автопроизводители выпускают более современные и быстрые модели, например, BMW M2, M3, M4 и другие. Но доступны они далеко не каждому, а их агрегаты не имеют того запаса мощности и ресурса, которые есть в легендарных моторах серии JZ.
Toyota Supra, сзади современная Supra. Фото — drive.ru
Кстати, Toyota в 2019 году возродила Supra. Правда машина является перелицованной версией BMW Z4. В России она не продается из-за высокой цены и низкого спроса, а вот в США доступна по цене от 43 000 долларов.
Современная Toyota Supra
Тем не менее я благодарен японским инженерам тех лет, которые создали такой легендарный автомобиль, как Toyota Supra. Надеюсь, что в умелых руках такие проекты будут жить еще долгие годы.
В продаже появилась та самая Toyota Supra из «Форсажа»
Стоимость машины может легко перевалить за 200 тысяч долларов.
Аукционный дом выставил на продажу оранжевую Toyota Supra A80, которая принимала участие в съёмках первой части «Форсажа». Всего для фильма было собрано несколько практически идентичных машин, эта использовалась для крупных планов с Полом Уокером за рулём.
Тарга выкрашена в оранжевый цвет, заимствованный из каталога Lamborghini, одета в обвес Bomex с антикрылом ARP и капотом TRD и обута Racing Hart M5 с покрышками Yokohama.
А вот у мотора никаких доработок нет. По сюжету ленты Supra Брайана О’Коннора выдаёт около 570 сил и оснащена системой впрыска закиси азота, способной добавить ещё сотню.
На деле же под капотом стоит абсолютно стандартный работает который автоматом. При этом ручка КПП в салоне переделана для схожести с рычагом механики.
Отметим, мало кто знает, но эта машина появлялась и во второй части «Форсажа». Не спешите искать оранжевую машину на фоне. Для съёмок таргу приодели и перекрасили в золотой цвет, чтобы она могла принять участие в самой первой гонке фильма. После спорткару вернули его прежний облик.
За сколько хотят продать автомобиль, не сообщается, но можно предположить, что цена будет не меньше 200 тысяч долларов. В 2015 году с молотка пустили близнеца «Супры», который также принимал участие в работе над первым «Форсажем». Тогда за машину атмосферником и механикой отдали 185 тысяч долларов.
Supra из ада: этого не покажут в «Форсаже»
Toyota Supra поколения A80 (1993–2002 годов) — одна из самых культовых японских машин. Принято считать, что своей популярностью она обязана первой части Fast and Furious, но это утверждение кажется нам спорным. «Супра» — это легенда безотносительно кинематографа. Таковой она по праву считается благодаря надёжному и очень ресурсному двигателю 2JZ-GTE. Рядная чугунная «шестёрка» объемом 3,0 литра с двумя турбокомпрессорами в стандартной конфигурации выдавала неплохие для своего времени 280–325 л.с. Её реальный потенциал находится далеко за пределами заводских величин. Предлагаем вам познакомиться с одними из мощнейших и быстрых Supra в мире.
Top Secret TS8012V
Начнем с легендарного спорткупе от японского ателье Top Secret. Интересная фишка — видоизмененная передняя часть кузова, которая стирает любые ассоциации с заводской «Супрой». Другая уникальная особенность таится под капотом. Кто бы мог подумать, что тюнеры отвергнут «джейзет» и установят на его место раздутый двумя турбонагнетателями HKS-GT3335 пятилитровый V12 1GZ-FE от роскошного полноразмерного седана Toyota Century второго поколения?! Отдача — 943 л.с. В паре с мотором работает шестиступенчатая «механика» Getrag. Максимальная скорость монстра превышает 358 км/ч.
© Top Secret of Chiba
JUN Akira Supra
«Форсаж», говорите? Компания JUN начала строить чудовищный суперавтомобиль ещё в 1998 году. Тогда из 2JZ получили около девятисот лошадиных сил, и это на машине с доступом на дороги общего пользования! Летом 2001 года ателье решило попробовать свои силы в гонках Bonneville Speed Trial под дну соляного озера Бонневиль в американском штате Юта. Цель — выжать свыше 400 км/ч. Для этого улучшили аэродинамику кузова и раскачали «джейзет» примерно до 1200 л.с. Машина выполнила задачу, показав 401,2 км/ч. То был лучший результат для модели Toyota, пусть и бесконечно далеко ушедшей от серийного купе.
Blitz/Scorch Racing Drag Supra
«Супра» — ультимативное совершенное оружие для дрэг-рейсинга. Подтверждений тому масса и одно из них — результат кооперации между тюнерами Blitz и гоночной командой Scorch Racing. Специализированный снаряд с глубоко модифицированным двигателем мощностью в районе полутора тысяч лошадиных сил. Впечатляющая отдача получена в том числе установкой двух более производительных турбонагнетателей и системы впрыска закиси азота. В 2013 года автомобиль стал чемпионом Японии по дрэг-рейсингу, выиграв в классе JDDA-EAST PRO-COMP. Его время на «квотере» — 8,340 и 8,252 секунды.
Orange Man Bad Supra
Переходим к настоящим монстрам. Иногда на дрэговые «Супры» ставят 4,3-литровые «восьмёрки» 3UZ-FE от Lexus LS 430/Toyota Celsior, но под капотом чёрно-оранжевой ракеты находится именно «джейзет». Причем, необычный. Это не заводской доработанный агрегат, а так называемый «биллет блок» — с изготовленным из единого куска высококачественного металла блоком цилиндров. Подобная технология позволяет добиться одновременно мощности и надёжности, а заодно улучшить исходную конструкцию. Выносливость в данном случае принципиально важна, так как мотор испытывает колоссальные нагрузки. С гигантским турбокомпрессором (давление невероятное, свыше 5 бар!) и системой впрыска закиси азота мощность достигает 2100 л.с. При этом двигатель способен крутиться до 10 800 об/мин! Динамика позволяет тренировать вестибулярный аппарат астронавтов: 6,84 секунды и 344,03 км/ч на дистанции в четверть мили.