Renault ушел из России: какие модели теперь будет выпускать «АвтоВАЗ» и какие машины перестанут собирать в нашей стране
Всё, «Рено», решено: знаменитый французский автоконцерн уходит из России. С самого начала спецоперации эта новость витала в воздухе, но теперь все точки над i расставлены. Окончательная формулировка причины более чем вежливая. Никаких присоединений к санкциям, никакой Украины. По словам министра промышленности России Дениса Мантурова, всему виной «дефицит средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России». Как хотите — так и понимайте. Но разговоров о присоединении к санкциям, которые велись еще месяц назад, когда Renault только объявила об остановке работы в России, больше нет. Французы версию Мантурова пока не опровергают.
Такая дипломатия может говорить о том, что мосты не сожжены, и стороны берут доброжелательную паузу в отношениях. Справедливо. Для Renault мы — выгодный рынок, отличное поле для расширения влияния своей марки. А для нас Renault стала локомотивом, который в ходе провозглашенной на заводе ренолюции (официальный термин, принятый в автоконцерне) вытащил отечественный автопром на мировой уровень. Не в лидеры, конечно, но в добротные середнячки.
РУБЛЬ «КОПЕЙКУ» СБЕРЕЖЕТ?
В России Renault владела долями в двух автопроизводствах.
1. «АвтоВАЗ» (68% акций)
Эту долю концерн передает НАМИ – московскому Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. И передает он ее «условно за 1 рубль», как сказал журналистам Денис Мантуров. При этом концерну оставили право обратного выкупа через 5-6 лет – видимо, тоже за 1 рубль. «В случае, если коллеги примут решение вернуться», уточнил Мантуров.
Остальные 32% принадлежат российской госкорпорации Ростех. Ростех и НАМИ теперь будут выбирать нового руководителя автопредприятия. Сейчас главой «АвтоВАЗа» формально остается харизматичный француз по имени Николя Мор. В свое время он вытащил на хороший европейский уровень румынскую Dacia, затем проделал то же и с нашим АвтоВАЗом. Но скорее всего, свой пост он в ближайшее время покинет – как пишут СМИ, Мор уже уехал из России. В качестве кандидатуры преемника специализированные СМИ называют вице-президента «АвтоВАЗа» Михаила Рябова, который до этого возглавлял завод Lada в Ижевске.
2. ЗАО «Рено Россия» (100% акций)
Вторая площадка Renault в нашей стране находится в Москве, на Волгоградском проспекте. Там, где когда-то располагался АЗЛК (Автозавод имени Ленинского комсомола), выпускавший автомобили «Москвич». Какое-то время это предприятие называлось «Автофрамос», а сейчас это ЗАО «Рено Россия». Этим предприятием французский концерн владеет целиком, а теперь передает его правительству Москвы. То есть завод, получается, станет столичной муниципальной собственностью.
ЧТО БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ
Сейчас на головном производстве в Тольятти производятся такие модели Lada как Granta, Largus, Niva и X-Ray. В Ижевске собирают модель Lada-Vesta. До недавнего времени на Волге производили и модели Renault Logan и Sandero. Но после объявления руководством компании об уходе из России их выпуск прекратился.
— АвтоВАЗ и предприятие в Ижевске продолжат работать, это однозначно, — сказа «Комсомолке» автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Потому что есть модели, которые не очень сильно зависят от импорта. Совершенно точно будут выпускаться Lada Granta, Lada Vesta, обе «Нивы» — трехдверная «Легенда» и пятидверная «Трэвел» (та, что раньше называлось «Шевроле-Нива»). Они разработаны у нас в стране, большинство комплектующих делается здесь. А для замены импортных найдут эквивалент в других странах или организуют производство в России. Сложнее ситуация с «Ларгусом» — он сделан на французской платформе. Скорее всего, не будет уже производиться автомобиль Lada X-Ray, но он особой погоды в линейке вазовской продукции не делал. Были еще до санкций разговоры о том, что его собираются снимать с производства из-за низких продаж. Это практически копия Renault Sandero Stepway.
В Москве также собирались такие модели Renault, как Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano. Их производство приостановлено. Будет ли дан рестарт — еще вопрос. По словам Мантурова, консервировать площадку не планируется, на предприятии будут выпускать другие автомобили.
Какие — это вопрос. Поговаривают, что Lada. Еще один вариант — получить от Renault право на выпуск автомобилей этой марки по лицензии, тем более, что уровень локализации производства — 70%. То есть такая доля комплектующих у российских моделей Renault производится у нас в стране.
— Не думаю, что получится с лицензией от «Рено», вряд ли французская компания пойдет на это, — считает Моржаретто. — Но даже если нам удастся выкупить лицензию, то неясно, что будет с комплектующими — достаточно много их шло с заводов Dacia в Румынии и с зарубежных предприятий Renault. Сейчас поставки прерваны. Под сомнением и то, что на заводе Renault в Москве вообще будут выпускать какие-то автомобили. Выпуск зависит от спроса, а спрос упал из-за высоких цен.
Так что не исключено, что с бывшим «Москвичом» произойдет то же, что и с другим столичным автогигантом. Так, на территории ЗИЛа уже построили жилой комплекс.
КСТАТИ
Автомобили станут проще
Еще одна черта современного отечественного автопрома — машины будут выпускаться без таких уже привычных опций, как АБС (антиблокировочная система торможения) и подушки безопасности. Это связано с двумя вещами — кризисом в производстве микрочипов (в этих системах активно задействована электроника) и в нарушении поставок из-за санкций.
— Автомобили без АБС и подушек уже сейчас выпускаются в небольших количествах, и могут пойти в серию с июня, — говорит Моржаретто. — Такие машины разрешено выпускать до февраля следующего года. Там не так много иностранных компонентов. Это «Нива» и «Гранта» в первую очередь. Они будут проще, но если и дешевле, то ненамного.
К тому же Lada, хотя и не полностью, но все же зависит от импорта. В Германии выпускаются элементы газораспределительного механизма, термостаты, катушки зажигания. В Чехии — компрессы кондиционера. В Польше — детали тормозной системы. Но со временем можно наладить выпуск этих деталей и узлов в России. А кроме того, их производят в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Поэтому сейчас главный вопрос – наладить бесперебойные поставки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лучшие китайские автомобили в 2022 году в России
Редакция КП проанализировала сегодняшнее состояние рынка китайских автомобилей в России и предлагает ознакомиться с результатом своих исследований (подробнее)
Экспорт российских автомобилей вырос на 37%: Почему иностранцы скупают «Лады» и «УАЗы»
Автоэксперт Антон Шапарин объяснил «аномальный» рост экспорта российских автомобилей в 2021 году (подробнее)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
С Renault на "Москвич": чем обернется уход французского концерна
На этой неделе одной из важнейших новостей автомира стала информация о переходе российских активов французского концерна Renault в госсобственность. Почти 70-процентный пакет акций "Автоваза" получило в управление ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (НАМИ), а столичный завод "Рено Россия" стал собственностью правительства Москвы.
Собственно, никакой сенсации тут не было. Еще 23 марта представители Renault объявили о приостановке деятельности в РФ на фоне специальной военной операции на Украине. Тем не менее французской компании это решение далось тяжело. Помимо собственного завода в Москве французам принадлежало 68% "Автоваза" (32% — госкорпорации "Ростех"). Россия занимала второе место по продажам автомобилей Renault после собственно самой Франции. Альянс Renault — Nissan — Mitsubishi (включая "Автоваз") занимает 35% российского рынка (на долю самой марки Renault, по итогам прошлого года, пришлось около 8% рынка). Да и в целом в российском автопарке марка представлена более чем достойно: на начало 2022 года на учете состояло более 2,2 млн автомобилей. Это все результат многолетней работы концерна в нашей стране. Стоимость своих активов в РФ в Renault оценивали в €2,2 млрд. Пожалуй, французы вложили в российское производство больше других автоконцернов.
Но, видимо, "большие политики", хоть и не сразу, но смогли убедить крупнейшего французского производителя (одним из акционеров которого является французское государство) поступиться своими экономическими интересами. "Мы приняли сложное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тыс. сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем", — сказал гендиректор Renault Group Лука де Мео. Глава марки Renault Жан-Доминик Сенар назвал уход из России "очень болезненным" и тоже не исключил при этом, что компания может возобновить работу в нашей стране, если ситуация улучшится. Сделать это будет не трудно, так как в договоре прописан опцион на обратный выкуп Renault своей доли в "Автовазе", который может быть реализован в течение следующих шести лет. То есть если вчера французы продали свое имущество за символический один рубль (а именно о такой сумме говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров), то за такую же сумму в будущем можно будет актив и выкупить. Конечно, оплатив плюсом вложенные за это время инвестиции.
Renault в России: первые 100 лет
Впервые автомобили марки Renault появились в России еще в начале прошлого века: несколько машин обслуживали императорскую семью, потом возили Владимира Ленина и членов Совнаркома. В 1916 году было создано акционерное общество "Русский "Рено", и в Рыбинске началось строительство завода Renault. После революции он был национализирован (ныне это НПО "Сатурн", ведущий производитель газотурбинных двигателей для самолетов и кораблей). В 1960-х годах компания Renault возобновила сотрудничество с СССР: было подписано соглашение между Renault и заводом "Москвич" (тогда он назывался МЗМА). Французы оказывали техническую помощь в реконструкции предприятия, передали свои технологии конвейерной сборки и участвовали в организации производства модели "Москвич-408" в столице и Ижевске.
В 1990-е годы сотрудничество стало еще более плотным. Сначала французы поставляли двухлитровые моторы для автомобилей "Святогор", а с 1998 года начали собирать свои машины на базе московского завода. Тогда же было основано совместное предприятие Renault и правительства Москвы под названием "Автофрамос" ("Авто — Франция — Москва"). Со своей стороны, столичные власти выделили часть территории завода "Москвич" (недостроенное моторное производство), где с 2005 года организовано производство полного цикла (уровень локализации, между прочим, здесь превышал 70%).
В феврале 2008 года французская компания приобрела блокирующий пакет акций (25%) "Автоваза"; впоследствии доля Renault увеличилась до 68%. Завод модернизировали до мировых стандартов, на конвейере появлялись все новые и новые автомобили — Renault Logan и Sandero, Lada Vesta, Largus и Xray. А новинки модельного ряда Lada отныне должны были создаваться на единой французской платформе CMF-B — премьера первой из пяти анонсировалась на 2022 год. Но жизнь внесла коррективы, и официально французская компания свое присутствие на нашем рынке прекращает. Надеюсь, что временно.
Что теперь будет с "Автовазом" и московским заводом, каково будет жить 2,2 млн владельцев автомобилей с ромбиком на радиаторной решетке (и мне в том числе)? Информации пока мало, но я попытался все же собрать эти крупицы воедино.
В Тольятти
Из-за нехватки комплектующих весь прошлый год "Автоваз" лихорадило — время от времени останавливался то один, то другой конвейер, а то и все вместе. После начала специальной военной операции в феврале этого года дефицит электронных компонентов усилился, так как работу в России прекратил главный поставщик микроэлектроники для предприятия — немецкая компания Bosch. Так, в апреле весь коллектив завода отправился в трехнедельный корпоративный отпуск. Сотрудников уверяли, что за это время получится накопить необходимый запас компонентов для бесперебойной работы конвейеров. Выйдя на работу, через три дня коллектив предприятия ушел на длинные майские праздники. Ранее введенный простой (с 16 по 20 мая) из-за отсутствия комплектующих был продлен до 27 мая. И уже известно, что с июня завод переходит на четырехдневную рабочую неделю. Правда, как заявил руководитель Самарской области, альтернативных поставщиков дефицитных микросхем уже удалось найти (в Китае), но пока не получается организовать регулярные поставки: страна закрыта на карантин из-за COVID-19.
Пока также нет полной ясности о том, какие модели будут сходить с конвейеров в Тольятти и Ижевске.
Понятно, что никто не покушается на традиционные модели "Автоваза", разработанные еще в "дофранцузскую эпоху": Lada Granta, Niva Legend и Niva Travel. Тогда как Lada Vesta — это уже совместная разработка (хотя и на собственной, оригинальной вазовской платформе). Все права на модель — у российской компании, но большая часть комплектующих — от поставщиков Renault. Думаю, им можно найти замену, но на это потребуется время. Больше же всего волнений связано с популярным универсалом Lada Largus, ведь, по сути, это Logan MPV, созданный на французской платформе В0, но с российскими шильдиками (в новом поколении еще и наш дизайн экстерьера). С одной стороны, права на платформу В0 переданы "Автовазу", с другой — разрешат ли французы поставлять комплектующие для этой модели — вопрос. И что будет с давно локализированным в Тольятти французским мотором 1,6 л?
Но здесь уже подоспели хорошие новости. На специальном брифинге Денис Мантуров рассказал, что "компания Renault будет прикладывать максимальные усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других стран, дружественных, готовых к производству и поставке данной продукции". Директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак отметил, что "Автоваз" также начнет выпускать автомобили Renault Duster под брендом Lada после ухода французской фирмы с российского рынка. Соответствующая договоренность с компанией достигнута. Значит, завод будет работать и производить популярные в РФ автомобили; и более того, в модельном ряду появится новая Niva Duster (правда, пока не говорится, когда начнется выпуск, какие будут моторы, комплектации и так далее).
Итого, нерешенными остались лишь два вопроса. Но важнейших.
Первый: когда получится наладить ритмичные поставки электронных компонентов?
И второй: кто возглавит "Автоваз" в это сложное время? По некоторым сведениям, французский руководитель Николя Мор уже покинул Россию. Здесь необходимо учитывать, что основной нынешний держатель акций предприятия — НАМИ, который, несмотря на весь свой великий научный потенциал, никогда не имел опыта управления производством уровня тольяттинского завода.
Для сравнения: на опытно-промышленном производстве института могут собирать в год максимум 120 автомобилей, а на "Автовазе" (вместе с площадкой в Ижевске) — около миллиона. Нужен опытный управленец со своей антикризисной командой. Отмечу, что за последние десятилетия в России такие люди появились. В общем, ждем новостей из Тольятти.
В Москве
Почему-то всех моих коллег куда больше интересовала судьба относительно небольшого (по сравнению с "Автовазом") столичного завода "Рено Россия". Предполагаю, потому что ситуацию с ним сразу начали комментировать новые владельцы — столичные руководители. И пошли они с козырей: объявили, что никаких французских моделей собирать на предприятии не будут, а возродят выпуск легендарных автомобилей "Москвич".
Первая модель завода под собственным именем "Москвич-400" (кстати, это был первый автомобиль, который мог купить гражданин СССР) сошла с конвейера в декабре 1946 года. По сути, это была почти точная копия немецкого автомобиля Opel Kadett K38. Собрана машина была также на оборудовании, вывезенном из Германии с автозавода Opel. Потом были удачные модели "Москвич-408" и "Москвич-412", которые побеждали в международных ралли и успешно продавались во многих странах мира. Последнее же изделие столичного завода — "Москвич-2141" — удачным уже назвать не удается. Мало того что модель оказалась сырой по конструкции, со множеством "детских болезней", которые так и не удалось вылечить, так все еще усугублялось некачественной сборкой. Более того, в последние годы завод не стеснялся продавать недоукомплектованные машины. В некоторых вариантах автомобиль назывался "Алеко", в народе же ее ласково прозвали "калекой" (некоторые владельцы даже дополняли шильдик буквой "к"). Так, неплохой имидж марки в последние годы выпуска автомобилей изрядно просел в глазах потребителей.
Совершенно точно можно сказать, что возвращения классических "Москвичей" ("сорок первого", а тем более "сорокового") не будет: машины изрядно устарели по всем параметрам, производственное оборудование давно вывезено, распродано или уничтожено.
В последние годы московский завод Renault занимался исключительно кроссоверами, и оборудование не было универсальным: оно рассчитано на выпуск конкретных трех моделей: Duster, Kaptur и Arkana. Собирать здесь другие модели можно, но лишь после серьезной реконструкции, которая потребует времени и денег. Как уже известно со слов министра Мантурова, производство Duster в ближайшее время должно переехать в Тольятти — видимо, вместе с необходимым оборудованием. То есть получается, что цеха освобождают под совсем новые модели? Какие?
Столичный мэр Сергей Собянин заявил, что главным партнером перезапущенного "Москвича" станет "Камаз". Но не грузовики же собираются выпускать в центре столицы… Тогда можно предположить, что в Москве наладят выпуск машин по проекту электрокаров "Кама". Правда, речь идет, скорее всего, не о серийном воплощении компактного концепта "Кама-1", который нам показали пару лет назад, а о совершенно другом автомобиле. Тот концепт был разработан студентами Санкт-Петербургского политехнического университета (частично на средства "Камаза"), но оказался непригодным к производству. Сейчас разработку ведет уже профессиональная команда (для этого специально зарегистрировано новое АО "Кама", учредители — гендиректор "Камаза" Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян). В разных интервью Когогин называл возможные даты начала серийного производства: 2024–2025 годы, а про промышленную площадку ничего не говорил. Может ли московский завод выступить в таком качестве? Теоретически да. Однако столичные руководители говорят, что сборка новых моделей начнется уже в этом году, а успеет ли "Камаз" со своим электромобилем? Сомневаюсь.
Да и других вариантов — других моделей, сборку которых можно было бы быстро наладить в столице, — я не вижу. Но если немного пофантазировать, то под брендом "Москвич" можно достаточно быстро организовать крупноузловую сборку неких импортных автомобилей, адаптированных к нашим условиям. Не очень большими сериями. Это могут быть модели китайских компаний. На "Камазе" не скрывают, что активно привлекают их к участию во многих проектах. Тем более что на заводе есть хороший коллектив, имеющий большой опыт сборки иностранных автомобилей (в том числе крупноузловой). В таком случае все становится на свои места. Например, слова заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова про то, что на заводе будут производить автомобили специально для такси и каршеринга. Ведь выпускались некогда специальные автомобили для такси в Лондоне и Нью-Йорке. Правительство Москвы уже сформировало рабочую группу вместе с агрегаторами, которая разработает технические требования для автомобилей "Москвич". Уже даже назначен новый директор завода — бывший заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. Определено также, что на первом этапе будет организовано производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобилей.
Правда, вряд ли будут вкладывать большие суммы в развитие этого завода. Этому есть простое рациональное объяснение. Знаете, какое расстояние от станции метро "Текстильщики", где расположен завод, до Кремля? Всего 8 км. Основной производственный комплекс занимает порядка 40 гектаров. Золотых гектаров, я бы сказал.
Вообще, иметь в центре мегаполиса (тем более столичного) автосборочное производство — это нонсенс, не объяснимый с точки зрения экономики. Ни в одной мировой столице такого нет. Тот же Renault вывел производство из Парижа в провинцию еще 40 лет назад; а в Москве французы согласились организовать производство в городской черте только после долгих уговоров со стороны команды бывшего мэра: в обмен на существенные льготы по налогам, коммунальным платежам и так далее. Кстати, по некоторым моим сведениям, в планах французской компании было через несколько лет съехать из столицы вместе с производством. Думаю, так оно и будет.
Автомобили марки "Москвич", если того захочет столичное правительство, можно выпускать на территории области — так гораздо дешевле. Например, переехала же знаменитая Трехгорная мануфактура в город Гаврилов-Ям вообще в Ярославской области.
А у метро "Текстильщики" уже через несколько лет могут вырасти бизнес-, спортивные, торговые центры и жилые кварталы. Как происходит сейчас на территории другого легендарного столичного предприятия — завода ЗИЛ.
Куда крестьянину податься?
Тем не менее сегодня остро стоит вопрос о том, как быть тем 2,2 млн владельцев автомобилей Renault разных моделей, которые уже сейчас стоят на учете в нашей стране. Могу успокоить: серьезных проблем не предвидится.
К примеру, есть опыт компании Ford, которая ушла из РФ еще несколько лет назад, — и ничего не произошло: обслуживание продолжается, запчасти есть. Так, думаю, будет и в этой ситуации. Пока по-прежнему обслуживанием будут заниматься дилеры Renault. По моим данным, остался даже еще запас оригинальных запчастей. Безусловно, наладят и альтернативные поставки из Турции, к примеру, где у французской компании работает целый ряд производителей компонентов.
В этом вопросе меня больше остального заинтересовала фраза о том, что "сервисным обслуживанием Renault займется "Автоваз" (об этом в своем официальном Telegram-канале сообщил Минпромторг). И вот что я выяснил. По договору именно "Автоваз" в будущем будет выполнять обязанности по централизованным закупкам запчастей для французских автомобилей, он же будет организовывать региональные склады для их хранения и снабжать ими дилеров. От себя добавляю следующее: раз уж "Автоваз" продолжит выпуск как минимум одной модели Renault (пусть и под своим брендом), видимо, часть комплектующих он же и будет производить.
Как оно будет складываться на самом деле — проверю на личном опыте. На следующей неделе как раз подходит срок проведения очередного техобслуживания моей Arkana. Съезжу к официальному дилеру (у которого обслуживаюсь давно) и посмотрю, как обстоят дела с ценами и наличием расходников. Уверяют, что проблем не будет.
Во что превратится Lada после ухода Renault?
Полувековая история российской компании «АвтоВАЗ» волнообразна. Когда по советским дорогам поехали первые «Жигули», это были современные модели, построенные в партнерстве с итальянцами. Первый самостоятельный проект ВАЗа — внедорожник «Нива» — стал успешным не только на родине, но и в других странах по всему миру. Но ближе к 1990-м продукция завода устарела, и вплоть до начала 2010-х автомобили с ладьей на решетке радиатора оставляли желать лучшего. Никчемные «десятки» и «приоры», хотя и расходились в РФ большими тиражами, за пределами родины были никому не нужны. После выхода Granta ситуация стала улучшаться, и к концу второго десятилетия XXI века Lada расцвела, превратившись в современного производителя бюджетных машин. Опять помогли европейцы (на этот раз французы). Но день 24 февраля расколол историю российского автогиганта на до и после. Похоже, нас ждет очередная нисходящая волна в истории самой популярной марки из РФ.
Разница между рынками России и Беларуси
В России автомобили Lada всегда продавались очень хорошо, даже когда линейка бренда состояла из Priora и Kalina. В Беларуси редкие физлица становились обладателями этих устаревших моделей, потому что в нашей стране автолюбители более требовательны к машинам. Есть две очевидные причины такой разницы между нашим рынком и российским. Во-первых, у нас под боком границы Западной Европы, и уже в 1990-х белорусы начали привыкать пусть и к подержанным, но современным европейским, японским и американским автомобилям. Двадцать лет назад, когда условный житель Перми выбирал между ВАЗ-2112 и ВАЗ-2110, житель Лиды изучал в польских газетах объявления о продаже Volkswagen Golf и Opel Astra.
Во-вторых, россияне всегда с большим патриотизмом относились к машинам местного производства. Для нас же с вами фраза «Сделано в России» не является чем-то сакральным, и она не превращает любой товар в ценное имущество. Отсюда, кстати, разное отношение к уровню локализации машин, производимых в РФ. Трудно представить себе белоруса, который при покупке автомобиля будет искать модель с наибольшим количеством российских компонентов. А вот для жителя восточной страны-соседки этот показатель действительно важен.
В последние годы марка Lada была очень популярной и в Беларуси, и в России. Однако доли продаж различных моделей заметно различались. Например, в 2021 году россияне купили 113 698 Lada Vesta и почти столько же (111 430) Lada Granta. Это две самые продаваемые в РФ машины. В Беларуси ситуация иная. Первое место у нас тоже занимает Vesta (4803), но вот Granta отстает от лидера аж в три раза — 1660 проданных авто (и то неизвестно, сколько из них купили организации). Даже намного более дорогой Volkswagen Polo популярнее Granta в нашей стране. Это связано с тем, что вместо новой Lada Granta большинство белорусов предпочтут подержанную машину (пока еще есть из чего выбирать).
В 2021 году уровень локализации Lada Granta составлял 4621 балл (из 8800 возможных). Для сравнения: у Vesta этот показатель составляет 3995 баллов, а у Largus — и того меньше — 3420. В 2022 году баллов добавится у всех моделей: производитель вынужден искать местных поставщиков комплектующих, которые раньше привозились из Европы. Самые сложные импортные узлы планируют привозить из Китая. Но если заменить чем-то блок ABS можно, то вот с архитектурой все намного сложнее. Давайте заглянем в стратегию развития АвтоВАЗа и посмотрим, каких моделей мы с вами лишимся, если Renault окончательно оставит российскую компанию в свободном плавании.
Куда делась обновленная Lada Vesta?
Локомотив продаж Lada — семейство Vesta — получило первое обновление 22 февраля 2022 года. Причем россияне позиционировали новинку как новое поколение (NG), а не рестайлинг (FL). Автомобиль получил нарядную LED-оптику, цифровую приборную панель и новую мультимедийную систему. Планировалось, что продажи Vesta 2023 стартуют уже летом: в последние годы Lada не задерживала новинки, и между дебютом и началом продаж обычно проходило от силы пару месяцев. Но вот уже середина июня, а в продаже по-прежнему старая Vesta.
Дилеры даже не дают прогнозов, когда обновленные модели появятся в шоурумах. «Кто знает, может, вообще не дождемся рестайлинга», — сказали нам в отделе продаж одного из автоцентров, когда мы готовили статью про цены на новые авто (кстати, сейчас белорусские цены на Lada переведены в российские рубли).
Эксперты издания Avtograd News уже 29 марта выдвинули предположение, что обновленная Lada Vesta может не появиться в продаже до конца 2022 года. Без ряда импортных электронных комплектующих наладить производство такой современной модели, как Vesta 2023, нелегко. В начале лета появились фотографии автовозов с рестайлинговыми Lada Vesta, которые якобы повезли дилерам. Это была первая товарная партия, которую собрали на заводе «Lada Ижевск» в конце апреля. Что с этими машинами, неясно. Возможно, это те 56 машин, которые были собраны в качестве тестовых экземпляров для журналистских обзоров. Но мы пока еще не видели ни одной фотографии Vesta 2023 на дороге общего пользования, а значит, ни один дилер продажи или тесты не начал. Vesta FL — очень ожидаемая новинка, и про нее уже сделали бы тысячу обзоров на YouTube, если бы у кого-то появилась такая возможность. Значит, «доступа к телу» пока нет.
Учитывая, что рестайлинг уже готов, можно предположить, что рано или поздно Vesta 2023 доберется до конвейера — по крайней мере в каком-нибудь «антисанкционном» виде без подушек безопасности, ABS и с двигателем «Евро-0». Хватит ли китайских комплектующих для сборки большой мультимедийной системы, которую анонсировали для новинки, — большой вопрос. Непонятно, будет ли в машине обещанная поддержка Apple CarPlay и Android Auto. Так или иначе, производство Vesta без помощи Renault возможно: машина построена на своей платформе и практически не использует французских узлов.
Вот о чем, вероятно, придется позабыть, так это о Lada Vesta Sport, которая вместо нынешнего 1,8-литрового мотора мощностью 145 л. с. должна была получить 1,3-литровый турбодвигатель мощностью 150 л. с. Обещалось, что он будет оснащаться 6-МКП или вариатором. Это двигатель совместной разработки Daimler и Renault — вряд ли его позволят использовать для моделей Lada.
А будет ли рестайлинг Lada XRAY?
По плану Renault, обновление Lada XRAY должно было произойти в 2023 году, когда к рестайлинговой Vesta уже все привыкнут и доработанный XRAY будет восприниматься как очередной глоток свежего воздуха. Этот проект под большим вопросом. Lada XRAY — это не самостоятельная модель АвтоВАЗа, а перелицованный хетчбэк Dacia Sandero Stepway старого поколения. Машина построена на платформе B0 — доступ к этой модульной архитектуре россияне вроде как получили от Renault вопреки санкциям. Французы уже не используют эту устаревшую базу, поэтому даже после ухода с рынка ТС они могут оставить право на использование платформы компанией «АвтоВАЗ». Это, кстати, позволит россиянам продолжить выпуск Renault Duster.
В последние три месяца о рестайлинге Lada XRAY никто даже не говорит: хватает других проблем. АвтоВАЗ не может возобновить производство более востребованных моделей, поэтому хетчбэк отодвинут на второй план. Но рано или поздно решать что-то с XRAY придется. Здесь выхода два: либо убрать модель с рынка и забыть про нее, как про ВАЗ-2120 («Лада Надежда»), либо производить в более простом виде. Теоретически это тоже можно сделать за счет российских и китайских поставщиков, по крайней мере пока французы оставляют АвтоВАЗу право пользования платформой B0.
Про новую «Ниву» можно забыть?
На прошлогодней презентации Renaulution представители Renault и АвтоВАЗа сообщили, что новую Lada Niva построят на платформе CMF-B, а значит, модель будет унифицирована с современными европейскими Dacia. Тогда говорилось, что в основе системы полного привода для новой «Нивы» будет лежать многодисковая электронно-управляемая муфта, автоматически перекидывающая крутящий момент в различных пропорциях между осями. Обещали и продвинутый режим Lock, дающий каждой паре колес ровно половину крутящего момента.
Сегодня можно сказать наверняка: доступ к платформе CMF-B россияне не получат. Это современная архитектура, которая используется в европейских моделях. Проект «Нивы» XXI века придется либо отложить, либо значительно переделать. Есть слухи, что россияне начнут выпуск Duster под брендом Lada, но никакой конкретики по этому поводу официально не публиковалось.
Ожидалось, что новая Niva будет предлагаться с 2-литровым бензиновым мотором от предыдущего Duster и даже с 1,3-литровым турбодвигателем. Как и Lada Vesta Sport, флагманский вариант Niva теперь уже вряд ли получит этот 150-сильный двигатель, равно как и вариатор. Можно забыть и о технологиях типа мониторинга слепых зон, ассистентов и других плюшек, которые должны были достаться новой линейке Lada вместе с платформой CMF-B.
Что насчет «абсолютно нового семейства сегмента B»?
В своем обращении к клиентам и сотрудникам АвтоВАЗа год назад Николя Мора заявил о выходе «абсолютно нового семейства сегмента B». Эта короткая фраза вызвала много вопросов. Ведь, по сути, к семейству B относятся все модели Lada: и Vesta, и XRAY, и Granta. И здесь на помощь приходит логика. Самым старым семейством из ныне выпускающихся является Granta. Даже рестайлинг, объединивший Granta с Kalina, не спасает ситуацию и не делает модель менее устаревшей. И хотя Granta по-прежнему отлично продается в России, рынок явно требует нового поколения. Дождемся ли мы его? Не факт.
К 2025 году Granta должна была получить платформу от Logan (вероятно, уже от нового Logan, то есть CMF-B) и стать «сердцем» новой линейки Lada. На этот проект французы делали большую ставку. Но сейчас уже ясно, что никто не будет продолжать работать над новым семейством. Хорошо бы вернуть подушки безопасности и ABS обычной Granta, не говоря уже о новом поколении на современной платформе.
«Российской Dacia» не будет
Еще в начале 2022 года компания Lada была похожа на Skoda конца 1990-х. Если помните, тогда чешская марка только-только начинала раскрывать свой потенциал под крылом крупного концерна (VAG) и постепенно стала конкурировать как с бюджетными моделями, так и с самим Volkswagen. Компания Renault хотела провернуть похожий трюк с Lada. За ближайшую десятилетку из АвтоВАЗа должен был получиться местный аналог Dacia с уникальным модельным рядом, соответствующим требованиям здешней аудитории. Но сейчас российский производитель остался один на один с рынком.
Единственное, что может сохранить продажи будущих Lada на высоком уровне, — это отсутствие конкуренции. Ведь дела плохи не только у Renault и Lada — Kia, Volkswagen, Hyundai, Skoda и другие бренды приостановили свою работу в России. А это значит, что народ будет готов покупать то, что будет в наличии. Пусть даже без ABS и подушек безопасности.
Без ABS и на китайских деталях. Что станет с АвтоВАЗом после ухода Renault
Французский автомобильный концерн Renault планирует продать свою долю в АвтоВАЗе российскому государственному предприятию НАМИ. Фактически это означает национализацию компании — как уверяют российские чиновники, временную. Русская служба Би-би-си рассказывает, можно ли будет в России купить Renault и как будут выглядеть автомобили Lada.
На этой неделе стало известно о первой национализации в России: французская Renault окончательно покидает страну, а долю в российском концерне АвтоВаз и свой московский завод фактически передает в государственную собственность.
У французского автомобильного концерна 68% акций АвтоВАЗа, а остальные 32% принадлежат госкорпорации "Ростех". Пакетом Renault будет владеть федеральное государственное предприятие НАМИ, подведомственное минтрансу.
Кроме того, Renault планирует передать акции своего московского завода "Автофрамос" городу Москве. На этом заводе выпускались кроссоверы Renault Duster, Captur, Arkana и Nissan Terrano, но теперь, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, там будут производить другие автомобили.
"Автофрамос" изначально создавался как совместное предприятие Renault и правительства Москвы, но в 2012 году был полностью выкуплен французами.
"Покупать или тем более национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением", — сказал министр.
Цена сделки символическая — один рубль. Однако Renault оставляет возможность вернуть акции в будущем, если передумает, сказал Денис Мантуров.
"Да [уходят], но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких подарков здесь не будет", — цитирует министра ТАСС.
Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS
Lada Xray — еще один кандидат на выбывание, по мнению экспертов
У Renault в России было 45 тысяч сотрудников. Помимо московского завода, Renault производил седаны Logan и хэтчбеки Sander на предприятии в Тольятти. Информации о том, будет ли полностью свернуто или возобновлено их производство, нет.
Какие модели может потерять АвтоВАЗ?
Автомобильные эксперты, к которым Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием, считают, что уход Renault скажется на моделях автомобилей, производимых самим АвтоВАЗом.
Российская компания, вероятно, лишится прежде всего тех моделей, которые были созданы на базе автомобилей Renault и в которых было много импортных комплектующих, прогнозируют эксперты.
Это Lada Xray — ближайшая родственница французских автомобилей Sandero, Lada Vesta, а также Largus, который выпускался в пассажирской и коммерческой версиях.
Таким образом на конвейерах АвтоВАЗа останутся две модели "Нивы", а также "Гранта" и "Веста". Правда, в последней, по словам исполнительного директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Удалова, довольно много иностранных комплектующих, требующих замены. Эксперт назвал эти модели "историческим сегментом" АвтоВАЗа.
Какие функции могут потерять российские автомобили?
Даже эти модели в результате придется собирать в упрощенной комплектации: замену импортными деталям можно найти, но часть функций может быть утрачена.
"Возможно, придется отказываться от компонентов АБС [антиблокировочной системы, которая не дает колесам блокироваться во время торможения], от навигаторов и так далее. То есть с электронными компонентами, которые было дешевле импортировать, а в России производства таких компонентов нет", — объясняет Удалов.
Автор фото, Sergei Smolsky/TASS
Lada Kalina была представлена в начале 2000-х
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Реклама подкастов
В то же время автомобильный автоэксперт Алексей Хресин считает, что в нынешней ситуации откат автомобильных поколений назад будет не критическим.
"Лада Гранта" — это "Калина", а "Калина" была презентована в начале 2000-х годов. Это машина 15-летней давности. Я не вижу особенно никаких проблем, потому что блок управления двигателем у нас на "Ладе" до определенного времени использовался отечественный, а без АБС и без мультимедии раньше как-то ездили и теперь можно обойтись", — сказал он.
По словам Хресина, некоторые импортные запчасти Россия сможет заменить на китайские. "Китайцы на заказ могут сделать все, что угодно, если партия будет достаточно интересная для них", — сказал он.
"Это не будет подделка, на них не будет логотипа Renault, но это будут оригинальные запчасти из Китая, на которых будет стоять логотип их изготовителя. А то, что они по каким-то параметрам подходят, то уж извините, так получилось", — рассказал Алексей Хресин.
У АвтоВАЗа уже есть опыт выпуска "упрощенных" моделей. Как пишет автомобильный сайт Auto.ru, в 2021 году из-за мирового кризиса в производстве микрочипов производитель автомобилей запустил "антикризисную" версию моделей Vesta, Xray и Largus под названием Comfort Light. На них не устанавливали "мультируль" с кнопками управления различными электронными системами, а также медиасистемы.
Кроме того, в последнее время в прессе появилась информация, согласно которой АвтоВАЗ на неопределенное время перестанет выпускать машины с автоматической коробкой передач, потому что такие коробки не производятся в России.
Так, портал "5 колесо" сообщил, что у дилеров уже заканчиваются машины с автоматической коробкой, а новые заказы на такие версии временно не принимаются.
Как дорожает Lada
С начала войны в Украине АвтоВАЗ уже дважды резко поднимал цены — в конце февраля и начале марта.
Например, одна из самых популярных моделей Lada Granta в кузове седан до первого повышения 28 февраля стоила 598 900 рублей (8 120 долларов США). Сейчас ее стоимость на официальном веб-сайте "Лада" — 727 900 рублей (9 869 долларов).
Популярный у малого бизнеса универсал Lada Largus в феврале стоил 829 900 рублей (11 250 долларов), а на момент написания этого материала — уже 1 235 900 (16 700 долларов). Niva Legend подорожала с 693 900 (9 400 долларов) до 818 900 рублей (11 100 долларов).
Цены на автомобили поднимал не только АвтоВАЗ. По информации сайта Autonews.ru на конец марта, машины Hyundai в России подорожали на 14-30%, Kia — на 10-21%, Toyota — на 10-26%, Nissan — на 29-41%.
У Renault, которая входит в альянс с Nissan и Mitsubishi, был отмечен самый высокий рост цен среди европейских производителей — 35-42%. Второе место у Peugeot, чьи машины стали дороже на 35-50%.
Это сказалось и на ценах на запчасти и техобслуживание. По информации портала Лада.онлайн, стоимость техобслуживания поднялась для всех моделей. Правда, компания не фиксирует эти расценки, а только рекомендует их для официальных сервисов, а кроме того, она это делала дважды в 2021 году.
Проблемы с выпуском
В конце февраля — начале марта производство автомобилей в России стало замедляться. Главной причиной стала нехватка деталей — их поставки стали приостанавливаться из-за начала войны. Кроме того, логистика до конца не смогла восстановиться после коронавирусных ограничений.
АвтоВАЗ был даже вынужден отправить своих сотрудников в трехнедельный отпуск, который закончился 25 апреля. По информации "Автостата", это произошло из-за того, что компания планировала накопить детали для возобновления производства. Ранее единый корпоративный отпуск компании был запланирован на период с 25 июля по 14 августа.
Renault приостановила производство на своем заводе в Москве 23 марта. Тогда же компания объявила, что будет искать возможности выхода из АвтоВАЗа.
К тому моменту, как писали "Ведомости", поставки машин в Россию прекратили General Motors, Mercedes-Benz, BMW, Ford, Land Rover, Toyota, Volkswagen и Mazda.
Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Hyundai и Skoda Auto остановили производство.
Как рассказал 28 апреля глава минпромторга Денис Мантуров, легковые автомобили в России сейчас выпускают только южнокорейские Hyundai и Kia, у которых есть запасы комплектующих, а также китайский Haval. Позже Hyundai опровергла информацию о том, что сама компания и ее дочка Kia продолжают собирать автомобили в России.
В результате российский автомобильный рынок в марте просел на 62,9%, или на 93 547 штук по сравнению с мартом 2021 года. По информации "Ассоциации европейского бизнеса", в марте 2022 года продажи составили всего 55 129 автомобилей.
При этом у АвтоВАЗа дела обстояли еще хуже — их продажи упали на 64%. В марте 2022 года компания смогла продать 12 289 автомобилей (год назад, в марте 2021-го — 33 779).