Speaker Level Input на сабвуфере/усилителе — что это такое? (Hi Level Input, Hi Input)
Speaker Level Input на сабвуфере — высокоуровневый вход, предназначен для подключения сабвуфера к усилителю (который не имеет специального выхода на саб), после — колонки (динамки) уже подключатся к портам Speaker Level Output на сабе.
Внимание! Толковой понятной инфы в интернете нет, поэтому постарался написать все доступно, а также дам некоторые рекомендации, чтобы снизить риск последствий неправильного подключения.
Высокоуровневый вход (может называться Hi Level Input, Hi Input) означает что можно подавать сигнал уже усиленный. Неусиленный сигнал подается на линейный вход (Line In).
По поводу Speaker Level Input усилителя:
Теперь про сабвуфер, простыми словами:
- Имеется усилитель, например на два канала — левый и правый (стерео). К этому усилку можно подключить 2 аудиоколонки (динамика). Однако специального разьема для подключения саба — нет. Специальный разьем — это разьем, который выдает низкую частоту, специально для саба.
- На сабвуфере может быть Speaker Level Input — это разьемы, в которые нужно подключить кабель от усилителя, который обычно подключается к колонкам. Заметьте, что после подключения — свободных разьемов больше на усилке не будет, это важно понимать.
- Дальше — сабвуфер получает сигнал от усилителя, берет себе низкую частоту, а остальное — отправляет на свои выходы Speaker Level Output, к которым вы подключаете колонки уже (неактивные разумеется).
- Это сделано для того, чтобы имея усилок с двумя каналами колонок можно было полноценно подключить сабвуфер + 2 колонки (динамика).
- Еще проще: саб принимает аудиосигнал от усилителя, берет себе низкую частоту (для низкочастотного динамика), а остальное — выводит на разьемы Speaker Level Output, к которым вы подключаете колонки так, как бы вы подключали к усилителю.
Пример разьемов саба:
Здесь LINE IN — служит для подключения мп3-плеера, CD-плеера, любого устройства, сигнал подается сюда неусиленнй, сабвуфер сам усиливает (если он конечно активный). SPEAKER LEVEL INPUT — как уже выяснили сюда подается сигнал усиленный от усилка, а потом в OUTPUT (порты выше) — подключаем колонки (разумеется неактивные).
Вопрос про высокоуровневое подключение
1. Колонки к сабу цепляют именно при подключении по высокому уровню. В этом случае на саб подается «колоночный» сигнал, и (иногда!) чтобы дополнительно не тянуть провода, колонки подключают к сабу. Т.е. вариант 1: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к своей колонке. И от каждого канала еще один колоночный провод идет к сабу. Итого от усилителя идет 4 провода. 2 к колонкам, 2 к сабу. Вариант 2: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к сабу. А от саба идут провода к колонкам. Т.е. получается, что саб подключен в колоночный провод «по пути» от усилителя к колонке. Иногда так проще.
Громкость колонок регулируется на усилителе. Саб из этого колоночного сигнала находит свои частоты и воспроизводит их.
Если колонки маленькие и усилитель «умеет» отделять самые низкие частоты, не пуская их в колонки и на давая перегрузиться (это умеют все ресиверы), то подключение саба по высокому уровню бессмысленно — в сигнале нет низких частот.
2. Подключение по высокому уровню — самое плохое из всех возможных. Поэтому в качественных сабах такое могут и вообще не делать. Сигнал имеет максимальные искажения — это раз. И второе: при работе усилителя со специальным сабовским выходом, усилитель может туда пустить «правильный» сигнал. Например, низкие частоты, которые противопоказаны маленьким колонкам.
Самое лучшее и самое правильное подключение саба — к специальному сабвуферному выходу усилителя. На то он и специальный!
Что такое высокоуровневый вход сабвуфера
Speaker Level Input на сабвуфере/усилителе — что это такое? (Hi Level Input, Hi Input)
Speaker Level Input на сабвуфере — высокоуровневый вход, предназначен для подключения сабвуфера к усилителю (который не имеет специального выхода на саб), после — колонки (динамки) уже подключатся к портам Speaker Level Output на сабе.
Внимание! Толковой понятной инфы в интернете нет, поэтому постарался написать все доступно, а также дам некоторые рекомендации, чтобы снизить риск последствий неправильного подключения.
Высокоуровневый вход (может называться Hi Level Input, Hi Input) означает что можно подавать сигнал уже усиленный. Неусиленный сигнал подается на линейный вход (Line In).
По поводу Speaker Level Input усилителя:
Теперь про сабвуфер, простыми словами:
- Имеется усилитель, например на два канала — левый и правый (стерео). К этому усилку можно подключить 2 аудиоколонки (динамика). Однако специального разьема для подключения саба — нет. Специальный разьем — это разьем, который выдает низкую частоту, специально для саба.
- На сабвуфере может быть Speaker Level Input — это разьемы, в которые нужно подключить кабель от усилителя, который обычно подключается к колонкам. Заметьте, что после подключения — свободных разьемов больше на усилке не будет, это важно понимать.
- Дальше — сабвуфер получает сигнал от усилителя, берет себе низкую частоту, а остальное — отправляет на свои выходы Speaker Level Output, к которым вы подключаете колонки уже (неактивные разумеется).
- Это сделано для того, чтобы имея усилок с двумя каналами колонок можно было полноценно подключить сабвуфер + 2 колонки (динамика).
- Еще проще: саб принимает аудиосигнал от усилителя, берет себе низкую частоту (для низкочастотного динамика), а остальное — выводит на разьемы Speaker Level Output, к которым вы подключаете колонки так, как бы вы подключали к усилителю.
Пример разьемов саба:
Здесь LINE IN — служит для подключения мп3-плеера, CD-плеера, любого устройства, сигнал подается сюда неусиленнй, сабвуфер сам усиливает (если он конечно активный). SPEAKER LEVEL INPUT — как уже выяснили сюда подается сигнал усиленный от усилка, а потом в OUTPUT (порты выше) — подключаем колонки (разумеется неактивные).
Вопрос про высокоуровневое подключение
1. Колонки к сабу цепляют именно при подключении по высокому уровню. В этом случае на саб подается «колоночный» сигнал, и (иногда!) чтобы дополнительно не тянуть провода, колонки подключают к сабу. Т.е. вариант 1: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к своей колонке. И от каждого канала еще один колоночный провод идет к сабу. Итого от усилителя идет 4 провода. 2 к колонкам, 2 к сабу. Вариант 2: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к сабу. А от саба идут провода к колонкам. Т.е. получается, что саб подключен в колоночный провод «по пути» от усилителя к колонке. Иногда так проще.
Громкость колонок регулируется на усилителе. Саб из этого колоночного сигнала находит свои частоты и воспроизводит их.
Если колонки маленькие и усилитель «умеет» отделять самые низкие частоты, не пуская их в колонки и на давая перегрузиться (это умеют все ресиверы), то подключение саба по высокому уровню бессмысленно — в сигнале нет низких частот.
2. Подключение по высокому уровню — самое плохое из всех возможных. Поэтому в качественных сабах такое могут и вообще не делать. Сигнал имеет максимальные искажения — это раз. И второе: при работе усилителя со специальным сабовским выходом, усилитель может туда пустить «правильный» сигнал. Например, низкие частоты, которые противопоказаны маленьким колонкам.
Самое лучшее и самое правильное подключение саба — к специальному сабвуферному выходу усилителя. На то он и специальный!
Территория баса: почему не стоит бояться высокоуровневого подключения
Сабвуферы REL оснащаются входом высокого уровня, и мы рекомендуем выбирать именно этот способ подключения. В мире High End не существует более экстравагантной схемы подключения, идущей вразрез с привычными правилами. Однако результаты, которые даёт её использование, говорят сами за себя. И десятки наград в номинациях «Продукт года» и «Сабвуфер года», и сотни обзоров за последние три десятилетия подтверждают её преимущества.
В чём же секрет схемы высокоуровневого подключения сабвуфера от REL? Применим ли этот метод в равной мере и к системам домашних кинотеатров? Нет ли опасности в таком подключении, и почему у некоторых знатоков оно вызывает возражения?
Для идеального взаимодействия сабвуфера с фронтальной акустикой важно получать на него полный сигнал – тот же, что подаётся на основные колонки. Сигнал с источника идёт на предусилитель, далее, через внутреннюю коммутацию – на усилитель мощности и, наконец, на обе колонки и сабвуфер REL.
Нам могут возразить, что если внутри сабвуфера сигнал, полученный с высокоуровневого входа понижается перед подачей на встроенный усилитель до уровня, аналогичного сигналу с предусилителя, то сигнал низкого уровня, полученный напрямую с предусилителя, в конечном итоге окажется точно таким же. Нет, нет и нет! Это совершенно не так.
Представьте себе человека, склонного к перемене мест проживания. Скажем, вы уехали из Англии (компонент-источник) в Германию (предусилитель), где прожили несколько лет. Затем три года провели в Италии (усилитель мощности), наслаждаясь общением и прелестями итальянской кухни, обогащаясь культурой страны. Через три года вы переехали во Францию (REL и основные колонки), страну по условиям жизни похожую на Германию, но с сильными различиями в культуре.
Согласно утверждению «знатоков», вы ничуть не изменились – будто и не уезжали из Германии. Как человек, выросший в Германии и любящий эту страну, заявляю: ваши всезнайки в корне не правы. Во время своих перемещений вы обрели новый опыт, связанный с разными условиями жизни. Вы узнали много нового, стали духовно богаче. Это и есть суть концепции REL. Потом всю оставшуюся жизнь вы можете прожить во Франции, и при этом предпочитать итальянскую кухню!
Итак, давайте рассмотрим, как работает высокоуровневый вход. С помощью специального кабеля, который мы поставляем со всеми классическими сабвуферами REL, вы соединяете этот вход с выходными акустическими клеммами усилителя мощности.
Наши великолепные сабвуферы серии HT призваны обеспечить оптимальное звучание для канала .1/LFE за разумную цену в системах домашних кинотеатров. И, следовательно, остаются за рамками этого обзора. Тем не менее, они используют конструктивные преимущества REL, связанное с принципом сохранения минимальной подвижной массы диффузора за счёт применения усилителей с большим запасом мощности и быстродействующих фильтров.
Но если и сабвуфер, и колонки подключены к усилителю, не отнимает ли сабвуфер часть мощности усилителя? Нет. Входное сопротивление REL настолько велико (свыше 100 000 Ом), что усилитель мощности просто не в силах «протолкнуть» сигнал на сабвуфер. Но та часть сигнала, что всё же проходит через высокоуровневый вход сабвуфера, несёт информацию, идентичную той , что подаётся на основные колонки. Она отражает качество и особенности соединительных кабелей, динамику и тембральные оттенки усилителя – всё то, что вносит вклад в итоговое звучание, которое мы привыкли слышать через колонки.
Ключевым моментом здесь является «звуковой профиль», который мы особым образом снимаем с выхода усилителя и подаём на входной фильтр REL.
Кроме нас, похоже, больше никто так делать не умеет. Многие конкуренты пытались повторить, но убедились, что воспроизвести всё в точности невероятно сложно. Именно в этом состоит «секрет высокоуровневого подключения REL».
Безопасно ли такое соединение?
После 30 лет успешной работы и регистрации 300 000 отзывов довольных пользователей ответ на этот вопрос однозначен: совершенно безопасно. Если учитывать особенности подключаемого усилителя и точно следовать нашим рекомендациям, высокоуровневый вход сабвуфера REL можно без проблем подключать практически к любому усилителю.
Усилитель класса D? Пожалуйста!
Только не подключайте чёрный провод заземления сабвуфера к чёрной клемме усилителя. Ведь усилители класса D не имеют заземления.
Дифференциальный усилитель? Нет проблем!
Но здесь то же самое: не подключайте заземляющий провод сабвуфера к черной клемме усилителя. Усилители такого типа также не имеют заземления, а черная клемма – это в действительности фаза, а не земля.
Потратьте несколько минут на то, чтобы выяснить побольше о конструктивных особенностях своей электроники. И высокоуровневое подключение REL больше не будет вызывать у вас вопросов.
А как же фильмы? Разве высокоуровневое соединение предназначено только для музыки?
Вовсе нет! Не обращайте внимания на вздорные суждения относительно кинематографического звука, бытующие среди «знатоков». Если ваша система стала с большей естественностью воспроизводить музыку, то это благоприятно скажется и на звуке в фильмах.
Таким образом, подключение домашнего кинотеатра с использованием высокоуровневого соединения совместно с режимом .1/LFE даст нечто очень похожее на эффект, которым мечтает вас поразить компания Dolby. Или на результат кропотливой работы монтажной студии, ответственной за сведение звука на вашем любимом диске Blu Ray.
Так в чём же состоит наш «секрет фирмы»? Самое главное – это глубокие знания в области технологии производства музыки и фильмов, а также отчетливое понимание того, как добиться максимальной отдачи от того или иного формата. Это отнюдь не ординарный подход к проектированию сабвуферов. Но ведь мы и не производим ординарной продукции.
Чтобы достичь тех результатов, которыми мы по праву гордимся, требуются решительность и профессиональное мастерство. В конце концов, критериями оценки нашей продукции служат предпочтения покупателей. И руководствуясь результатами минувших тридцати лет, мы намерены продолжать действовать согласно нашим принципам. Бросая вызов всему тому, что считается «нормальным», мы и впредь будем прилагать максимум усилий и работать в выбранном направлении. Как бы к тому ни относились скептически настроенные «знатоки»!
John Hunter,
REL Owner & Design Director
Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть
Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.
Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.
О сабвуфере
Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.
И вот, наконец-то, заветный день настал.
Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.
На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.
Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.
Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.
Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.
Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.
Подключение и настройка
1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход
Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.
Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.
Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.
2. Поиск места для сабвуфера
Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.
Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.
Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.
Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.
И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.
3. Поиск фазы
Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.
В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.
Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.
Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.
4. Работа с кроссовером
Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.
Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.
Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.
Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.
При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.
5. Регулировка громкости саба относительно стереопары
Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?
Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.
Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.
Итак, что имеем по итогам настройки:
• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;
• размещение — правее от центра, по оси АС;
• регулятор фазы в положении «180»;
• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;
• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.
Прослушивание и впечатления
Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.
Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!
Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!
В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.
Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.
Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.
Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.
Выводы
Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.
Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть
Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.
Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.
О сабвуфере
Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.
И вот, наконец-то, заветный день настал.
Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.
На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.
Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.
Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.
Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.
Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.
Подключение и настройка
1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход
Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.
Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.
Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.
2. Поиск места для сабвуфера
Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.
Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.
Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.
Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.
И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.
3. Поиск фазы
Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.
В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.
Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.
Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.
4. Работа с кроссовером
Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.
Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.
Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.
Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.
При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.
5. Регулировка громкости саба относительно стереопары
Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?
Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.
Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.
Итак, что имеем по итогам настройки:
• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;
• размещение — правее от центра, по оси АС;
• регулятор фазы в положении «180»;
• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;
• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.
Прослушивание и впечатления
Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.
Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!
Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!
В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.
Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.
Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.
Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.
Выводы
Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.