Сезонное обслуживание. Весь ряд необходимых мероприятий по подготовке автомобиля к очередному сезону
Наступает конец еще одного сезона, поэтому автомобиль необходимо подготовить к следующему. Опытный автолюбитель знает, что регулярный технический осмотр намного продлит жизнь транспортного средства. Но далеко не всем известно, что подразумевается под понятием «сезонное техническое обслуживание».
Виды техобслуживания
Обслуживание автомобиля смело можно разделить на:
- техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО);
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО).
Ежедневное техническое обслуживание
ЕО – это ежедневное техническое обслуживание автомобиля, в большинстве случаев это обычный осмотр, который нужно проводить перед выездом, но чаще всего его производят раз в неделю, намного реже раз в месяц, все зависит от владельца данного автомобиля. В ЕО входит осмотр подвески, проверка давления в шинах, осматривают кузов автомобиля на наличие повреждений лакокрасочного покрытия (сколов, царапин), также необходимо произвести осмотр приборов панели автомобиля.
Не нужно забывать производить регулярную чистку и мойку автомобиля, это защитит метал кузова от нежелательного воздействия химических соединений, а также соли и грязи, кроме того желательно не лениться и следить за уровнем масла и его состоянием в двигателе и КПП. Также стоит проверять и уровень охлаждающей жидкости.
И нельзя забывать о маленьких пушистых засранцах — кошках, которые могут прятаться под капотом или в колесной арке. Чтобы не причинить вреда животному и не получить возможную поломку, стоит убедится в отсутствии лишних «пассажиров».
Периодическое техническое обслуживание
ТО — техническое обслуживание автомобиля, его можно условно разделить на ТО-1, ТО-2, ТО-3 и далее. Тех.обслуживание часто проводят на специально приспособленных станциях или сервисах, но многие процедуры под силу выполнить своими силами.
Периодическое техническое обслуживание в основном включает в себя замену различных расходников: масла (двигателя, АКПП, вариатора), масляного фильтра, воздушного фильтра, салонного фильтра, топливного фильтра, свечей, тормозных колодок, тормозных дисков, а также проверку и контроль уровня технических жидкостей.
Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов
Набор инструкций по правильному обслуживанию автомобильных аккумуляторов разного типа. Особенности обслуживания гелиевого, щелочного и кислотного АКБ
Обслуживание тормозной системы автомобиля
Полное обслуживание тормозной системы включает замену тормозных дисков и колодок, очистку всех деталей механизма, замену пыльников, нанесение смазки направляющих, замену и прокачку тормозной жидкости.
Техническое обслуживание топливной системы автомобиля
В комплекс работ технического обслуживания топливной системы автомобиля входит: проверка давления ТС, чистка форсунок, проверка/чистка дроссельного узла, а также осмотр свечей. Периодический контроль параметров продлевает срок работы системы вцелом
Сезонное техобслуживание
Но в данном случае поговорим о сезонном техническом обслуживании автомобиля – основная задача СО — это подготовка автомобиля к условиям эксплуатации в холодное или теплое время года. В обязательном порядке СО необходимо, проводить с наступлением похолоданий, шины нужно заменить, на такие, которые пригодны к использованию в более суровых погодных условиях, а кузов автомобиля обрабатывают антикоррозийными средствами, а так же проводится ряд других мероприятий, о которых и пойдет речь ниже. Сезонное тех. обслуживание любого автомобиля необходимо проводить два раза в год.
Во время сезонного обслуживания осматривают систему охлаждения автомобиля, а так же проверяют ее на герметичность, в случае необходимости систему охлаждения промывают. Готовясь к зиме нужно проверить состояние пускового подогревателя, еще нужно произвести замену масла — на зиму заливают более жидкое, а на теплое время года выбирают более вязкое; перед тем как залить новое масло, систему смазки двигателя нужно промыть специальной жидкостью. Также, при подготовке к зиме некоторые автовладельцы отключают масляный радиатор.
Герметичность системы охлаждения можно проверить, лишь осмотрев ее. Все шланги системы должны быть крепко соединены. Поверхность не должна иметь вздутий, трещин и расслоенный. Состояние клапанов пробки радиатора можно проверить нажав на них пальцем.
Если получилось так, что когда то вами в охлаждающую жидкость была добавлена вода, желательно заменить ее, но можно добавить концентрат, чтобы система охлаждения безболезненно пережила зиму, раствор должен быть нужной плотности. В том случае, если на зиму свой автомобиль вы планируете поставить в не отапливаемое помещение, то воду из системы нужно обязательно слить.
Для того, чтобы небольшие проявления коррозии до весны не превратились в огромные дыры, их нужно хорошо просушить феном и «законсервировать» антикоррозийным средством. Для того, что бы защитить радиатор кондиционера от пагубного воздействия солевых растворов воспользуйтесь любым чехлом, или перегородкой и т. п. Чтобы избежать проблем с запуском мотора в морозные дни, нужно сделать несколько обязательных процедур:
- заменяем свечи, их можно, конечно же, и очистить, но они не такие дорогие, чтобы экономить на них, можете экономить, дело ваше, но в -30 ваше мнение резко изменится;
- если в бачке омывателя вода, то ее нужно заменить на незамерзайку;
- переставляем крышку воздушного фильтра, ее положение должно соответствовать сезону эксплуатации;
- не забываем промыть инжектор (или карбюратор);
- для того, чтобы ваша аккумуляторная батарея прослужила как можно дольше, ее нужно защитить от влияния перепада температур, аккумулятор следует утеплить.
- промывка топливных баков, удаление из системы зимних (летних) сортов бензина;
- разборка, очистка и проверка топливного насоса;
- проверка герметичности системы.
Во время подготовки электрооборудования, не забываем проверить состояние, а так же исправность проводки, плотность электролита в аккумуляторной батарее (если плотность будет мала, то аккумулятор замерзнет ночью в мороз и подведет вас утром), не нужно забывать проверить исправны ли приборы.
Особое время нужно посвятить на подготовку тормозной системы, вся подготовка заключается в проверке исправности системы, герметичности патрубков и в проверке состояния тормозных колодок и дисков.Все работы по которым производится подготовка авто, нужно производить очень тщательно, ничем не нужно пренебрегать, так же как и сильно экономить, ведь от того как вы подготовили автомобиль, в ситуациях, в которых все зависит от автомобиля порой зависит Ваша жизнь.
И так, подводим итог, сразу напрашивается вывод, сезонное обслуживание в первую очередь необходимо для автомобиля, не обязательно все делать в сервисе, как вы уже поняли есть и элементарные процедуры, которые не составит труда произвести даже новичку, но некоторые процедуры все же придется проводить в сервисе.
Ежесменное и периодическое техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) — комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности изделия при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании. Его подразделяют на два вида: ежесменное, выполняемое регулярно перед началом работы, на стыке смен и по окончании работы; периодическое, выполняемое после определенного числа часов работы двигателя по счетчику мото-часов.
Для большинства двигателей установлено три периодических обслуживания: ТО-1 — через 60 ч, ТО-2 — через 240, ТО-3 — через 960 ч работы; сезонное техническое обслуживание (СТО) — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации; техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации.
Допускаются в зависимости от условий эксплуатации дизеля отклонения от установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах 10 %.
Техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания проводится по единому графику одновременно с техническим обслуживанием машин. Каждое последующее техническое обслуживание начинается с выполнения операций предыдущего. Операции для двигателей всех марок в основном одинаковы. Некоторые различия вызваны конструктивными особенностями двигателей.
Двигатель, не прошедший очередное техническое обслуживание, эксплуатировать запрещается.
Ежесменное техническое обслуживание. На работающем двигателе проверяют, нет ли ненормальных шумов и стуков, а также показания контрольных приборов.
После остановки двигателя выполняют следующее: очищают двигатель от пыли и грязи и проверяют состояние наружных креплений сборочных единиц; проверяют, нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости; очищают сетку воздухозаборника, подтягивают барашковые гайки воздухоочистителя и проверяют герметичность соединений отсосной трубки с воздухоочистителем и выпускной трубой; доливают отстоянное или профильтрованное топливо в бак основного двигателя и, если необходимо, в бак пускового двигателя; после длительной стоянки перед заправкой сливают 2—3 л отстоя из бака основного двигателя; проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают масло в картер двигателя (уровень масла в картере проверяют не раньше чем через 10 мин после остановки двигателя), в корпус топливного насоса (если уровень масла в насосе выше нормального, то лишнее масло слить), в корпус регулятора числа оборотов; проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и, если необходимо, ее доливают; при работе в условиях повышенной запыленности воздуха проверяют и, если необходимо, очищают защитную сетку радиатора и щели фильтра грубой очистки воздуха; через 3—7 ч работы промывают бумажный фильтрующий элемент воздухоочистителя дизеля.
Первое техническое обслуживание. Смазывают смазкой УС-2 подшипники водяного насоса.
Проводят техническое обслуживание воздухоочистителя дизеля согласно инструкции; проверяют герметичность и подтягивают крепления воздухоочистителя и впускных трубопроводов двигателя.
Проверяют состояние зажимов, вентиляционных отверстий пробок, уровень электролита в аккумуляторной батарее и, если необходимо, очищают поверхность батареи, а также окислившиеся зажимы и наконечники проводов; смазывают неконтактные части зажимов и наконечников техническим вазелином; прочищают вентиляционные отверстия в пробках элементов аккумуляторов; доливают дистиллированную воду в аккумуляторную батарею.
Проверяют прочность крепления батареи.
Сливают отстой из топливных баков и корпусов фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Заполняют систему питания топливом и удаляют из нее воздух.
Прочищают вентиляционное отверстие в крышке топливного бака основного двигателя и в пробке бака пускового двигателя.
Сливают масло, скопившееся в картере маховика и в корпусе муфты сцепления пускового двигателя (последнее во избежание замасливания дисков).
Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней вентилятора и генератора. Проверяют крепление генератора.
При работе в пыльных условиях заменяют масло в воздухоочистителе пускового двигателя дизелей А-41, А-01М, Д-160.
Второе техническое обслуживание. Заменяют дизельное масло в картере двигателя (предварительно промыв смазочную систему при неработающем двигателе), в корпусах топливного насоса и регулятора оборотов. В некоторых двигателях заменяют масло в картере через каждые 120 ч работы.
Проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают его в картер редуктора пускового двигателя.
Смазывают смазкой № 158 ЦИАТИМ-221 подшипники вала генератора.
Заливают 5—6 капель масла в отверстия кронштейна механизма управления двигателем.
Снимают и разбирают воздухоочиститель, промывают кассеты и смазывают их маслом, тщательно протирают корпус воздухоочистителя.
Промывают в дизельном топливе фильтрующие капроновые элементы. Собирают воздухоочиститель, проверяют герметичность его соединений, эжектора и впускного трубопровода двигателя.
Проверяют, очищают и промывают штуцер (сетку, заборную трубку) и фильтр-отстойник бака пускового двигателя, поплавковую камеру (поплавок с иглой, корпус) и топливоподводящий штуцер (сетку фильтра), корпус карбюратора, топливный фильтр грубой очистки (корпус и фильтрующий элемент), крышку (набивку, корпус) и фильтр горловины топливного бака основного двигателя, сапун двигателя.
Очищают и промывают масляную центрифугу.
Проверяют и, если необходимо, регулируют форсунки на давление начала впрыска и качество распыления топлива; очищают распылители от нагара и промывают их; проверяют и регулируют зазоры между клапанами и коромыслами, между электродами свеч (последние промывают и очищают от нагара) и между контактами прерывателя магнето.
Проверяют состояние электропроводов и, если необходимо, изолируют поврежденные места.
Очищают коллекторы, щетки и контакты генераторов и стартера, проверяют их состояние.
Проверяют плотность электролита и определяют степень разряженности аккумуляторной батареи. Если необходимо, дополнительно подзаряжают батарею или заменяют ее заряженной.
Промывают противотоком топлива фильтр тонкой очистки топлива с бумажными фильтрующими элементами.
Кроме того, через каждые 480 ч работы двигателя выполняют следующее: снимают карбюратор с пускового двигателя, разбирают его, промывают детали и каналы в бензине, продувают корпус карбюратора сжатым воздухом; продувают сжатым воздухом стартер; промывают водой под давлением и очищают сжатым воздухом водяной и масляные радиаторы.
Третье техническое обслуживание. Перед постановкой на техническое обслуживание удаляют шлам и накипь из системы охлаждения двигателя и промывают ее.
Сливают масло и промывают корпуса топливного насоса, регулятора числа оборотов, редуктора пускового двигателя.
Заменяют смазку в подшипниках водяного насоса.
Снимают с двигателя генератор и стартер, разбирают их, очищают от пыли и грязи. Если необходимо, заменяют щетки и зачищают коллектор; заменяют смазку в подшипниках генератора.
Промывают и слегка смазывают маслом подшипники и вал (шейки и ленточную резьбу) стартера.
Смачивают маслом фетровый фитиль, смазывающий кулачок прерывателя магнето.
Заливают дизельное масло в корпус регулятора пускового двигателя.
Проверяют количество отложений в полостях шатунных шеек.
Если необходимо, очищают и промывают полости всех шатунных шеек. Проверяют и, если необходимо, подтягивают крепления шатунных и коренных подшипников коленчатого вала.
Очищают и промывают сетку маслозаборника смазочного насоса и внутреннюю полость картера основного двигателя.
В случае необходимости снимают головку цилиндров, очищают ее от нагара, проверяют герметичность клапанов и, если нужно, притирают их. Регулируют зазоры между коромыслами и клапанами.
Снимают с двигателя форсунки, очищают их от нагара и промывают, проверяют форсунки на давление начала впрыска и качество распыления топлива. Неисправные форсунки сдают в ремонтную мастерскую.
Проверяют топливный насос с регулятором и форсунками в мастерской на стенде и, если необходимо, регулируют с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе.
Регулируют, если необходимо, в мастерской на стендах агрегаты смазочной системы двигателя и электрооборудования.
Проверяют работу контрольных приборов.
Промывают топливом топливные баки основного и пускового двигателей.
Промывают корпус фильтра тонкой очистки топлива и заменяют фильтрующие элементы.
Проверяют и, если необходимо, регулируют муфту сцепления и механизм выключения пускового двигателя.
Проверяют крепления вентилятора и, если необходимо, подтягивают болты.
Проверяют и при необходимости зачищают контакты и регулируют зазоры между контактами прерывателя и магнето. Очищают от нагара свечи и отверстия в головке двигателя, проверяют зазоры между электродами свечей.
Сезонное техническое обслуживание. Для перехода к осенне-зимнему периоду эксплуатации двигателя при выполнении операций ежесменного или очередного периодического обслуживаний необходимо дополнительно: перед остановкой двигателя на сезонное техническое обслуживание в течение последних 10 ч работы промыть систему охлаждения содовым раствором, как это указано в этой статье. Заполнить систему охлаждения антифризом; очистить паровоздушный клапан радиатора, проверить исправность термостатов; выполнить рекомендации, изложенные выше, и заменить топливо и смазку зимними сортами; закрыть шторку радиатора и установить утеплительные чехлы; проверить состояние фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива и при необходимости удалить верхний слой намотки и бумаги или заменить фильтрующие элементы новыми; промыть баки, отстойники, топливопроводы и фильтры системы питания дизеля и пускового двигателя; после заполнения бака дизельным топливом удалить из топлив ной системы воздух; проверить работу термостатов и указателя температуры воды и убедиться в их исправности; произвести корректировку плотности электролита аккумулятор ной батареи до зимней нормы; при наличии подогревателя воздуха, воды и масла установить его на двигатель.
Для перехода к весенне-летнему периоду при выполнении операций ежесменного или очередного периодического технического обслуживаний необходимо дополнительно: снять утеплительные чехлы и подогреватель (если они были установлены); открыть шторку радиатора; заменить масло и смазки зимних сортов летними сортами согласно карте смазывания; промыть систему охлаждения и заполнить ее мягкой водой; промыть топливный бак и фильтр топливного бака. Заполнить топливный бак топливом летнего сорта;
отключить забор воздуха из подкапотного пространства; произвести корректировку плотности электролита аккумулятор ной батареи до летней нормы.
Техническое обслуживание дизеля в особых условиях эксплуатации. При эксплуатации дизеля в особых условиях (в пустыне, на песчаных и болотистых почвах, каменистом грунте и т. п.) сохраняют принятую периодичность и объем работ по техническому обслуживанию дизеля, а также вводят дополнительно или выполняют более часто перечисленные ниже работы.
В условиях пустыни и на песчаных почвах при повышенной запыленности воздуха: заправляют дизель маслом и топливом только закрытым способом; операции по обслуживанию воздухоочистителя дизеля проводят ежесменно; операции по обслуживанию воздухоочистителя пускового двигателя проводят при ТО-1; при первом техническом обслуживании проверяют качество масла в картере и при необходимости заменяют; через каждые 2—3 смены производят слив отстоя из топливных баков, фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
На болотистых почвах ежемесячно проверяют и при необходимости очищают наружные поверхности радиаторов систем охлаждения и смазки, блок-картер дизеля.
На каменистом грунте ежесменно проверяют крепление сливной пробки картера.
В высокогорных условиях изменяют цикловую подачу топливного насоса в соответствии со средней высотой расположения двигателя над уровнем моря. Для регулировки топливного насоса допускается снятие пломб с составлением соответствующего акта.
В условиях низких температур: своевременно проводят сезонное техническое обслуживание; при температуре окружающей среды -30 °C и ниже применяют топливо дизельное арктическое А ГОСТ 305—73 или ДА ГОСТ 4749—73 и зимние сорта масел; в конце смены полностью заполняют топливные баки; для заправки системы охлаждения обязательно применяют низкозамерзающую охлаждающую жидкость (антифриз).
Какие бывают виды ТО автомобиля
Техническое обслуживание транспорта отличается сроками проведения и характером работ. Но его нельзя вычеркнуть из списка обязательных дел. Регулярный чек-ап помогает выявить проблемы и устранить их на ранней стадии. Рассказываем, какие бывают виды ТО.
Что такое техническое обслуживание машины
Это комплексная проверка технического состояния машины и исправностей ее отдельных агрегатов. Работники сервиса проверяют наличие возможных сбоев и занимаются их устранением. ТО — добровольное мероприятие для автомобилиста, как и техосмотр. Но пренебрегать этими проверками не стоит.
Регулярное техническое обслуживание автомобил я — это залог безопасности дорожного движения. Но порой бывает трудно понять, когда отправлять транспорт на . Поэтому производители сами устанавливают рекомендуемый интервал и перечень необходимых работ.
Обычно обследование автомобиля происходит в промежутке от 10 000 км до 15 000 км пробега. Однако если вам часто приходится передвигаться по бездорожью, то интервалы проверок лучше сократить.
Что делают на ТО
В автомобильном мире принято выделять три вида технического обслуживания машин . Разобраться в них просто: достаточно запомнить, после скольких пройденных километров нужно ехать в сервисный центр.
- Первое проводится после пробега 10 000 км, и называется ТО-1 . Его основная цель — предотвращение мелких неисправностей. Обычно это замена масла, фильтра и регулировка узлов.
- Отправлять машину на второе техническое обслуживание (ТО-2) нужно после 30 000 пройденных километров. К комплексу работ добавляется снятие и замена изношенных деталей. Диагностика и обслуживание авто проводятся с применением специализированного оборудования. Каждое ТО-2 проводится при добавлении на спидометре 30 000 новых километров.
- ТО-3 проводится через 60 000 км пробега. Это одна из самых дорогих проверок, после которой наверняка придется устранять какие-то неполадки. При таком обслуживании обязательно проводится осмотр автомобиля на подъемнике, компьютерная диагностика и регулировка развал-схождения колес.
Сами работы делятся на:
- регулировочные (настройка и регулировка различных компонентов и механизмов);
- смазочные (замена масла и фильтра);
- электротехнические (диагностика и обслуживание электрических систем автомобиля);
- крепежные (проверка и при необходимости замена крепежных элементов);
- заправочные (замена топливного, воздушного и фильтра салона);
- контрольно-диагностические.
В зависимости от общего состояния автомобиля, его пробега и проведенных ранее работ некоторые из них могут быть отложены на более поздний срок. Но в этом случае существует риск «влететь» на более дорогой ремонт или попасть в аварию из-за неисправностей в машине.
В сервисных центрах клиентам часто предлагают пройти сезонное ТО. Обычно его проводят весной и осенью, чтобы подготовить машину к новым погодным условиям. Например, заменить резину.
Ежедневное техническое обслуживание
Водитель должен проверять состояние транспорта перед каждой поездкой. Самостоятельно можно посмотреть, нет ли утечки масла или других жидкостей, оценить исправность тормозов, рулевого люфта. Кроме того, важно быть уверенным:
- в работе фар, контрольно-измерительных (спидометра, топливомера) и сигнальных приборов;
- в хорошем состоянии колес, шин, огнетушителя, аварийного знака и аптечки;
- убедиться в отсутствии перегрева тормозных барабанов/дисков и ступиц колес.
При появлении каких-либо неисправностей или подозрении на поломку водитель должен устранить их самостоятельно или отправить машину в сервис.
Обслуживание нового автомобиля
Некоторые автомобилисты считают, что могут пренебрегать комплексным обследованием первые пару лет, если купили абсолютно новую машину. Однако это большое заблуждение, поскольку транспортное средство может довольно быстро изнашиваться.
Превратите мечту о собственном автомобиле в реальность вместе с Совкомбанком. Оформите автокредит под выгодный процент прямо сейчас! Мы предлагаем удобные программы кредитования и комфортный ежемесячный платеж. Воспользуйтесь предложением и станьте обладателем нового автомобиля.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Для всех машин правила одинаковы, и первое ТО должно быть через 10 000 км пробега. Специалист проведет контроль и диагностику: тормозов, хода и зазоров руля, защитных чехлов ходовых частей, целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов, свободного движения педалей и степени натяжения приводных ремней.
Все это необходимо контролировать и устранять сразу, чтобы на дороге случайно не произошла авария из-за внутренней поломки машины. Важной частью первого ТО также является проверка и подтяжка креплений мотора, коробки передач, тормозов, рычагов поворотников, колесных дисков и деталей выхлопной системы.
Сколько стоит обслуживание автомобиля в месяц и год
Помимо прочего, в комплекс входит заправка моторного масла и замена масляного фильтра. В рамках электротехнических работ проводится очистка аккумулятора и электроприборов от грязи, а также меняются предохранители.
Последующие проверки
С каждой новой десяткой тысяч километров перечень ТО расширяется. К нему добавляется обязательное обследование узлов, замена тормозной и охлаждающей жидкости, масла в гидросистеме и коробке передач. Также может потребоваться смена:
- фильтров системы топлива, очистки воздуха и коробки передач (в последнем случае актуально для «автомата»);
- свечей зажигания;
- ремня;
- компонентов системы ГРМ .
Во время проверки специалист также уделит внимание крепежным работам, проверит и затянет радиатор, топливный бак, головку цилиндрового блока, крышку газораспределительного механизма, поддон моторного картера, впускного и выпускного коллектора, крышку редуктора заднего моста, а также замки и петли дверей.
Список работ в рамках ТО-2 составляется с учетом марки и модели транспорта, а также рекомендаций производителя.
Сколько стоит ТО
Стоимость меняется в зависимости от региона, сервисного центра и вида транспорта. Например, в Красноярске комплексное обслуживание для легкового автомобиля по регламенту будет стоить не менее 5000 рублей, в более крупных городах еще дороже.
Общая сумма может увеличиться, если владельцу авто потребуется заменить масло, свечей зажигания, фильтра и других агрегатов. Однако пренебрегать ТО ради экономии не стоит, ведь это может обернуться более дорогим ремонтом или аварией.
Оформите карту «Халва» с возможностью оплатить ремонт в рассрочку. Тогда обслуживание автомобиля не будет бить по вашему карману. Подайте заявку на карту онлайн.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Как экономить на обслуживании машины
Одна из самых больших статей расхода у автомобилистов — ТО. Во время проверки могут «всплыть» какие-то поломки или машине просто понадобится дозаправка, например, масла. И вот вместо планируемых 5000 рублей вы отдаете уже 15 000 рублей. Так что, помимо видов ТО, будет полезно узнать и о способах, как сэкономить на обязательном чек-апе вашей машины.
Официальные сервисы
К новым автомобилям из салона прилагается гарантия для проведения ТО у официального дилера. Автоконцерны устанавливают разные сроки и регламенты для каждой модели. Узнать всю необходимую информацию можно в сервисной книжке.
Однако цены на обслуживание у официальных дилеров часто кусачие, поэтому перед чек-апом лучше изучить прайсы разных сервисов, подходящих под гарантии вашего авто. Вы также можете купить необходимые запчасти для ремонта у других продавцов, чтобы сэкономить еще немного денег.
Но перед этим обязательно уточните в своем сервисе, работает ли он со сторонними запчастями!
Проверяйте, что насчитали в сервисе
Перед тем, как отправить машину на обслуживание, посмотрите итоговую сумму работы. Проверьте, не включили ли туда дополнительные услуги, которые не предусмотрены вашей гарантией из сервисной книжки.
Найдите «неофициала», которому сможете доверять
Если гарантийный срок автомобиля закончился, то вы можете не ехать к официальному дилеру, а обратиться в другой сервис. Тогда есть шанс сэкономить. Как правило, водители обращаются к «официалам» из-за наличия специального оборудования и оригинальных запчастей, но за это приходится платить высокую цену. В неофициальных центрах ТО и ремонт будет стоить дешевле.
Изучите свою машину
Еще один способ экономить — производить замену и чинить что-то самому. Например, вы можете научиться менять фильтры, масло, свечи зажигания или колеса. Но здесь важно уточнить, что для сложных работ нужны навыки механика, иначе можно усугубить ситуацию.
Советы по эксплуатации автомобиля
Простая и до жути банальная вещь, но следите за машиной должным образом. Не испытывайте ее возможности на бездорожье, если вы купили иномарку, сделанную для идеальных и ровных дорог. Перед каждой поездкой осматривайте и проверяйте исправность авто: достаточно посмотреть, не потекло ли масло, в каком состоянии находятся колеса, тормоза и так далее.
Найдите недорогой сервис, которому сможете доверять. Но не забывайте, что у официального дилера вы обязательно получите документ, подтверждающий выполнение работ. Это не гарантирует качество, но значительно облегчает решение возможных проблем.
Не игнорируйте ремонт, рекомендации специалистов и замену запчастей. Помните, что попытки сэкономить могут обернуться еще большими затратами или вовсе привести к аварии.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Когда необходимо производить сезонное обслуживание двигателя. Сезонное обслуживание. Весь ряд необходимых мероприятий по подготовке автомобиля к очередному сезону
Тяжело переоценить важность технического обслуживания для автомобиля. Оно позволяет в значительной мере продлить срок эксплуатации и сохраняет максимальную производительность на протяжении длительного времени.
Внимание! Основным отличием технического обслуживания от ремонта является профилактическая составляющая.
Своевременное техническое обслуживание позволяет предотвратить многие поломки и повышает безопасность машины. Ремонт, в свою очередь, представляет собой вынужденное мероприятие, без которого нормальная работа автомобиля просто невозможна.
Почему автомобилям необходимо техническое обслуживание
С каждым днём эксплуатации состояние автомобиля только ухудшается. Даже при самом аккуратном использовании нельзя полностью нивелировать бег времени. Но существует целый комплекс профилактических средств, которые могут помочь его замедлить.
Внимание! Основной причиной выхода из строя большинства внутренних механизмов авто является износ деталей. Он происходит в результате трения элементов системы.
В процессе трения изменяются параметры деталей, уменьшается их размер, в некоторых случаях происходит серьёзная деформация. Результатом изменений становится увеличение зазоров.
Когда увеличиваются зазоры, работающие друг с другом детали не могут нормально выполнять свои функции. При этом водитель обычно слышит стук или некое подобие биения. Это всё из-за того, что слабеет резьбовое крепление. В итоге отсутствие технического обслуживания автомобиля, перерастает в такие деструктивные явления, как:
- уменьшение мощности двигателя;
- поломка деталей;
- рост расхода топлива.
Естественно, что на фоне всех этих факторов уменьшается общая надёжность транспортного средства. Именно поэтому так необходимо своевременное техническое обслуживание. Это целый комплекс действий, направленных на сохранение системы.
Правильно организованный процесс технического обслуживания позволяет на протяжении длительного времени поддерживать систему в работоспособном состоянии. ТО в значительной мере помогает уменьшить интенсивность износа внутренних узлов авто. Мало того, это отличная профилактика неисправностей.
Внимание! ТО позволяет не только содержать внутреннее состояние авто в порядке, но и внешнее.
На видео можно ознакомиться как проводят техническое обслуживание:
Особенности технического обслуживания
Автомобиль — это сложная система, которую довольно-таки непросто обслуживать. Неудивительно, что существует множество видов технического обслуживания, служащих профилактикой для определенных деструктивных процессов.
Современное техническое обслуживание включает такие виды работ:
- моющие;
- смазочные;
- уборочные;
- заправочные;
- контрольные;
- регулировочные;
- крепёжные.
Каждый вид имеет свою специфику. Мало того, периодичность у них тоже разная. Техническое обслуживание не только представляет собой профилактику против возможных поломок и помогает сохранить высокую производительность двигателя и других систем, а также обнаружить ту или иную неисправность, чтобы вовремя совершить ремонт.
Техническое обслуживание носит принудительный характер и проводится регулярно. Обычно лучше всего осуществлять эту процедуру один раз в месяц. Происходит это следующим образом:
- на определённый период составляется план;
- в плане прописываются виды технического обслуживания автомобиля;
- составляется перечень операций, которые планируются.
Это классическая схема, которая работает у нас и в большинстве стран Европы. Она уже давно зарекомендовала свою эффективность и не требует лишних рекомендаций. Её название — планово-предупредительная.
Виды планово-технического обслуживания и их периодичность
Основы системы технического обслуживания были разработаны довольно давно. Ещё в 1962 году появился документ, который представлял собой первое собрание нормативов. С тех пор он много раз перерабатывался, следуя текущим потребностям автомобилистов.
Беря за основу данный свод нормативов, всё техническое обслуживание автомобилей можно поделить на такие виды:
- ежедневное;
- первое;
- второе;
- сезонное.
У каждого вида ТО есть свои особенности. Возьмём в качестве примера техническое обслуживание, которое необходимо проводить каждый день. На первый взгляд, это может показаться чрезмерным, но в действительности в этом нет ничего такого. К тому же процедуры этого комплекса не представляют какой-либо сложности и занимают минимум времени.
Ежедневное ТО начинается с внешнего контроля. Простого осмотра перед началом поездки в большинстве случаев достаточно, чтобы предупредить опасную ситуацию на дороге ещё до выезда.
Внимание! Заправка машины, долив масла и воды также относятся к ежедневному обслуживанию.
Техническое обслуживание первого и второго пунктов представляет собой куда более серьёзную процедуру. Оно включает в себя такие виды работ:
- смазочные;
- крепёжные;
- регулировочные;
- контрольные.
При необходимости этот список может дополняться. Но это зависит от наличия конкретной надобности. Первое ТО считается относительно простым. Нет надобности в том, чтобы вскрывать узлы конструкции или извлекать какие-либо детали. Всё начинается с обычного осмотра. Потом проводятся все те работы, которые описаны выше.
Внимание! Особое внимание при ТО-1 уделяется осмотру двигателя и системы управления.
Именно эти узлы необходимо подробно осмотреть. Подобная щепетильность позволит получить стопроцентную уверенность в работоспособности и безопасности транспортного средства. Кстати, проверка этих деталей осуществляется на ходу.
ТО-2 проводится гораздо позже, чем ТО-1. Точные сроки вы можете узнать из таблицы сверху. Как видите, периоды для разных типов транспортных средств существенно отличаются. Мало того, огромное значение имеют условия, в которых авто эксплуатировалось.
Главной особенностью второго технического обслуживания является глубокая и тщательная проверка. Её нужно проводить каждые 12 000 километров минимум. При условии, что машины имела более мягкие условия использования, этот показатель может вырасти до 20 000.
При проведении второго технического обслуживания происходит снятие деталей и приборов, если при осмотре обнаруживается такая необходимость. Для проведения данной процедуры используют специальные стенды и сложное диагностическое оборудование.
Но этим второе техническое обслуживание не ограничивается. При его проведении также выполняется регулировка, смазка и закрепление определённых элементов системы. Особое значение имеет проверка работы агрегатов. Конечно же, это делается на ходу.
Сезонное техническое обслуживание нужно проводить не менее двух раз в год. Оно необходимо для того, чтобы подготовить транспортное средство к изменению климатических условий и сделать езду безопасной как в тёплое, так и в холодное время года.
В качестве примера рассмотрим переход автомобиля на зимний режим. Всё начинается с замены резины с летней на зимнюю. Также необходимо поменять масло. В противном случае в мороз двигатель не заведётся.
Внимание! Нелишней при подготовке автомобиля к зиме будет антикоррозийная обработка кузова. Она позволит защитить авто от ржавчины в любую погоду.
Правовой аспект
Техническое обслуживание авто гарантирует безопасность не только вам, но и всем остальным участникам дорожного движения. К примеру, если вы попадёте в ДТП из-за того, что была нарушена целостность гидравлического привода тормозной системы, вы понесёте всю тяжесть наказания.
Внимание! Эта неисправность легко обнаруживается при ежедневной проверке.
Техническое обслуживание позволяет избежать аварий на дороге. К тому же оно в значительной мере увеличивает срок эксплуатации машины. Главное, своевременно проводить каждый вид ТО.
Еще видео о том, как проводится ТО и ремонт авто:
Для автомобилей в рабочий период система ТО включает в себя ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и ТО в особых условиях эксплуатации.
Для автомобилей ТР носит заявочный характер.
Капитальный ремонт КР автомобилей проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон.
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя:
Проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автомобиля;
Внешний уход за ним и заправочные операции.
Для проверки автомобилей на предприятии создается контрольно-технический пункт (КТП) с осмотровой канавой или подъемниками и комплектом необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Проверка автомобилей входит в обязанности водителя и работников отдела технического контроля.
При проверке автомобиля, прибывающего с линии, устанавливаются:
Показания счетчика пройденного расстояния и остаток топлива в баке автомобиля;
Наличие неисправностей, поломок, повреждений;
В случае необходимости составляется заявка на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению, и акт о повреждении подвижного состава с указанием характера, причин поломки и лиц, ответственных за нее.
При выпуске на линию автомобиля проверяется его внешний вид, комплектность и техническое состояние, а также выполнение назначенного для него накануне обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).
Проверка производится по определенному перечню операций, составляемому на предприятии с учетом конструкции и условий его эксплуатации. Перечень должен предусматривать обязательную проверку исправности систем, агрегатов, узлов и деталей, влияющих на безопасность движения, в том числе рулевого управления, тормозов, подвески, колес и шин, кузова и кабины, приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей.
При смене водителей на линии техническое состояние автомобиля на момент его передачи проверяется водителем, закончившим смену, совместно с водителем, приступающим к работе. Исправность подтверждается подписями водителей в путевом листе с указанием времени передачи и показаний спидометра.
Для выполнения операций внешнего ухода, заключающихся в уборке кузова и кабины, мойке и обтирке или обсушке, в автотранспортном предприятии создаются посты или линии внешнего ухода с моечными установками и другим необходимым оборудованием.
Заправочные операции ЕО включают заправку автомобилей топливом, доливку масла в картер двигателя и охлаждающей жидкости в радиатор, их производят водители за счет своего рабочего времени, предусмотренного режимом их работы. Заправка топливом производится, как правило, на автозаправочных станциях по талонам, доливка масла и воды на предприятии.
Сроки проведения ЕО обусловливаются пробегом за рабочий день.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает контрольные, крепежные, регулировочные, смазочные операции, выполняемые, как правило, без снятия или частичной разборки (вскрытия) обслуживаемых приборов, узлов и механизмов.
ТО-1 выполняется в течение промежутка времени между рабочими сменами (в межсменное время).
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все операции ТО-1, производящиеся в расширенном объеме, причем в случае необходимости обслуживаемые приборы, узлы и механизмы вскрывают или снимают.
Для проведения ТО-2 автомобиль может сниматься с эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 выполняется через определенный пробег, устанавливаемый в зависимости от условий эксплуатации представленный в таблице 7.1.
Таблица 7.1 — Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей для I категория условий эксплуатации
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год. Оно является подготовкой автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года, преимущественно совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ.
В каждом автотранспортном предприятии должны составляться ежемесячные планы-графики выполнения ТО-1 и ТО-2, учитывающие периодичность проведения этих видов обслуживания и планирующие среднесуточные пробеги подвижного состава. Сроки постановки подвижного состава в обслуживание могут указываться в планах-графиках либо общим пробегом от начала эксплуатации по показаниям счетчика пройденного расстояния, либо календарными днями.
Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей автомобиля и агрегатов (прицепов и полуприцепов) и должен способствовать выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Текущий ремонт выполняется путем проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других необходимых работ с заменой: у агрегата отдельных изношенных или поврежденных деталей кроме базовых (корпусных); у автомобиля (прицепа, полуприцепа) отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.
Потребность в текущем ремонте выявляется во время работы на линии и при проведении очередного технического обслуживания.
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до последующего капитального ремонта или списания не менее 80% от нормы для новых автомобилей или агрегатов. При капитальном ремонте обязательна полная разборка агрегатов на детали и ремонт базовых деталей.
К базовым (корпусным) деталям автомобиля относятся блок цилиндров, картер коробки передач, трубы карданного вала, картер ведущего моста, балка переднего моста или поперечина при независимой подвеске, картер рулевого механизма и гидроусилителя, каркас кабины, продольные балки рамы.
Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.
ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.
Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей
Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.
Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.
Периодичность планового технического обслуживания
Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:
Ежедневное обслуживание (ЕО);
Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:
ЕО – каждый день (раз в сутки);
ТО-1 – не менее 4000 км;
ТО-2 – не менее 16 000 км.
Сразу нужно отметить, что стандарт не обговаривает периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.
Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и летом, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.
Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.
Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» — такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.
Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.
Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.
Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.
Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.
Второе ТО . При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.
Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.
Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.
Техническое обслуживание автомобилей — это ряд мероприятий профилактического характера, данные мероприятия производятся по плану или сезонно, а также через определенный промежуток километража пробега.
Наступает конец еще одного сезона, поэтому автомобиль необходимо подготовить к следующему. Опытный автолюбитель знает, что регулярный технический осмотр намного продлит жизнь транспортного средства. Но далеко не всем известно, что подразумевается под понятием «сезонное техническое обслуживание».
Виды техобслуживания
Обслуживание автомобиля смело можно разделить на:
- техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО);
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО).
Любой технический осмотр необходимо проводить в зависимости от условий эксплуатации автомобиля, а так же от его марки.
Ежедневное техническое обслуживание
ЕО – это ежедневное техническое обслуживание автомобиля, в большинстве случаев это обычный осмотр, который нужно проводить перед выездом, но чаще всего его производят раз в неделю, намного реже раз в месяц, все зависит от владельца данного автомобиля. В ЕО входит осмотр подвески, проверка давления в шинах, осматривают кузов автомобиля на наличие повреждений лакокрасочного покрытия (сколов, царапин), также необходимо произвести осмотр приборов панели автомобиля.
Не нужно забывать производить регулярную чистку и мойку автомобиля, это защитит метал кузова от нежелательного воздействия химических соединений, а также соли и грязи, кроме того желательно не лениться и следить за уровнем масла и его состоянием в двигателе и КПП. Также стоит проверять и уровень охлаждающей жидкости.
Также стоит помнить о маленьких пушистых засранцах — кошках, которые могут прятаться под капотом или в колесной арке. Чтобы не причинить вреда животному и не получить возможную поломку, стоит убедится в отсутствии лишних «пассажиров».
В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц, при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).
Изменение технического состояния автомобиля обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий и хранения автомобиля, а также случайными факторами. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки конструкции и т. п.
Для предупреждения и устранения возможных проблем выполняют ежедневное техническое обслуживание автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно перед выездом на линию и после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операция, дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Контрольные работы, проводимые при ЕО. Для начала необходимо осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп), выявить наружные повреждения и проверить его комплектность, проверить состояние дверей, кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала, рессор, колес, шин, опорно-сцепного (буксирного) устройств, опорных катков (полуприцепа), убедиться в надежности сцепки прицепного состава и т.п.
Исполнительская часть операций технического обслуживания производится по потребности, на основе результатов выполнения их контрольной части. Настоящие перечни являются обобщенными; уточняются для конкретных моделей автомобилей и их модификации во второй части Положения. На основе перечней основных операций разрабатываются мероприятия по организации и технологии контроля (диагностирования) технического состояния подвижного состава, выполнению других работ технического обслуживания. Техническое обслуживания специального оборудования автомобилей (насосы, холодильные установки и т. п.) осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
В процессе проведения ЕО необходимо выполнять следующие мероприятия:
Проверить правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции;
Проверить внешним осмотром состояние гидроусилителя рулевого управления, проверить люфт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес;
Проверить осмотром герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала, проверить состояние и натяжение приводных ремней;
Проверить работу агрегатов, узлов, систем, спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов автомобиля на ходу. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.
Уборочные и моечные работы, проводимые при ЕО. Уборочные работы выполняются, как правило, в начале или в конце смены.
При уборке удаляется мусор, пыль, грязь вручную или механизированным способом. Для организации механизированного способа применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки.
Уборочно-моечные работы выполняются перед каждым ТО и ремонтом. После уборки мойка машины производится с целью удаления с его поверхности различных загрязнений. Трудность удаления загрязнений зависит от их состава.
В процессе уборочных и моечных работ необходимо выполнять следующие мероприятия:
Произвести уборку кабины (кузова) и платформы;
Вымыть и высушить автомобиль (прицеп, полуприцеп), а в необходимых случаях подвергнуть его санитарной обработке;
Обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари и стоп-сигнал, стекла кабины, а также номерные знаки.
От качества мойки зависит работоспособность машины. Важно исключить концентрацию грязи и влаги в металлоконструкциях машин коробчатого сечения и попадание влаги в электрические приборы и устройства.
Смазочные, очистительные и заправочные работы, проводимые при ЕО. Заправочные работы машин организуются в зависимости от места их нахождения. Заправка машин, ежедневно возвращающихся на базу, производится на топливозаправочных пунктах предприятия или топливозаправочных станциях, оборудованных высокопроизводительными автоматическими колонками. Заправка машин на участке производится механизированными агрегатами, установленными на прицепах или на мобильной технике.
Заправка машин должна производиться при наименьших количественных и качественных потерях топлива и смазочных материалов. Для исключения количественных потерь топлива важно на наконечнике заправочных устройств иметь клапан, отключающий подачу топлива при заполненном баке, а также наличие надежных устройств по точному определению объема топлива.
Замена моторного масла планируется через определенную наработку. Однако интенсивность старения в значительной степени зависит от технического состояния двигателя. Поэтому целесообразно оценивать работоспособность моторного масла в процессе эксплуатации машины и производить его замену при достижении предельного состояния. Пополнение системы смазки моторным маслом желательно также производить механизированным способом с возможностью контроля заливаемого объема. Для снижения потерь смазочных материалов и рабочих жидкостей необходимо обеспечить герметичность заливных и контрольных пробок, а также исправность воздушных фильтров.
Перед отправкой автомобиля на линию необходимо проверить уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробки передач. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя. Проверить уровень жидкости гидроприводе тормозов и механизма выключения сцепления, в системе охлаждения.
При постановке автомобиля на стоянку слить конденсат из водоотделителя, воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями в холодное время года). При безгаражном хранении в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполнить систему охлаждения горячей водой или подключить двигатель к системе подогрева. Дозаправить автомобиль топливом. Заправить водой бачки омывателей ветрового стекла и фар.
Специфические работы по ежедневному техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей.
При работе двигателя на сжиженном газе. Перед выездом автомобиля на линию необходимо:
Проверить внешним осмотром крепление газового баллона к кронштейнам, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений всей газовой системы;
Проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала;
Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах двигателя;
Проверить состояние, крепление и герметичность приборов бензиновой системы питания двигателя;
Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей; снять, очистить и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора;
Проверить внутреннюю герметичность расходных вентилей и наружную герметичность арматуры газового. В случае не герметичности арматуры газового баллона автомобиль не может быть допущен на пост (линию) технического обслуживания до устранения выявленных неисправностей.
После возвращения автомобиля в автотранспортное предприятие необходимо:
Внешним осмотром проверить герметичность арматуры, газового баллона и расходных вентилей;
Проверить, нет ли подтекания бензина в соединениях топливопроводов. Очистить снаружи и при необходимости вымыть арматуру газового баллона и приборы газовой и бензиновой системы питания.
При постановке автомобиля на стоянку необходимо закрыть расходные вентили выработать весь газ, находящийся в системе; слить отстой из газового редуктора, а в холодное время года слить воду из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения двигателя водой).
При работе двигателя на сжатом газе.
Перед выездом автомашины на линию необходимо:
Проверить внешним осмотром крепление газовых баллонов к кронштейнам, а кронштейнов к продольным брусьям платформы;
Проверить внешним осмотром состояние газового оборудования, газопроводов;
Проверить состояние и крепление расходных и магистрального вентилей, а также газопроводов;
Проверить состояние и крепление газовых редукторов высокого и низкого давления, карбюратора-смесителя, подогревателя и подводящих газопроводов;
Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей;
Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом (азотом);
Проверить осмотром герметичность бензиновой системы питания;
Проверить работу электромагнитных запорных клапанов на газе и на бензине;
Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах при работе двигателя на газе, а затем на бензине. Перед проверкой работы двигателя на бензине необходимо закрыть расходные вентили, выработать газ из системы питания (до остановки двигателя) и закрыть магистральный вентиль. Открыть вентили передней и задней группы баллонов, открыть магистральный вентиль. Проверить (на слух) герметичность соединений газовой системы;
Проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу и при различной частоте вращения коленчатого вала. Проверить работу двигателя на бензине.
После возвращения автомобиля на автотранспортное предприятие необходимо очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи и при необходимости вымыть. Проверить герметичность трубопроводов высокого давления и соединений газовых баллонов; герметичность магистрального и расходных вентилей газовых баллонов. Проверить, нет ли подтеканий бензина в соединениях топливопроводов, электромагнитного клапана-фильтра. Закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы; закрыть магистральный вентиль. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.
Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам.
При проведении ЕО на автомобилях-самосвалах и тягачах вместе с основными операциями необходимо:
Проверить осмотром состояние надрамника, брусьев надрамника и шарнирных соединений устройства подъёма платформы, опорно-сцепного и буксирного устройств;
Проверить состояние и герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы, состояние предохранительного упора платформы;
Проверить состояние заднего борта и действие его запорного устройства;
Проверить осмотром состояние и крепление коробки отбора мощности, крышек осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и цилиндра устройства подъёма платформы;
Проверить уровень масла в бачке механизма подъёма платформы: при необходимости долить или заменить его (по графику).
Специфические работы по автобусам.
При проведении ЕО на автобусах вместе с основными операциями необходимо:
Проверить осмотром состояние каркаса, пола, обивки сидений, запоров окон и люков, поручней, кронштейнов;
Проверить состояние, крепление и действие габаритных фонарей, ламп освещения указателя маршрута и маршрутного номера;
Проверить осмотром состояние дверей и механизмов их открывания; проверить действие стеклоподъемников, замков дверей, капота, крышки багажника; проверить состояние панели приборов, обивки кузова (для легковых автомобилей); проверить действие сигнализации из салона к водителю;
Проверить исправность пневматической подвески и работу регуляторов положения кузова;
Проверить осмотром состояние ферм, лонжеронов основания кузова;
Проверить состояние и крепление компостеров и накопительных касс, а также исправность механизма подачи билетов.
Определение технического состояния агрегатов особенно необходимо, когда узел или агрегат отказал. По отдельным, практически установленным признакам, можно найти сопряжение или узел, где нарушена работоспособность.
Для поддержания подвижного состава автомобильного транспорта в технически исправном состоянии, необходимом для нормальной эксплуатации, принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, в неё входит и ежедневное техническое обслуживание (ЕО), которое путём проверки и устранения некоторых технических проблем помогает предупредить серьёзные (тяжёлые) неисправности.