Почему стучит двигатель на холодную
Перейти к содержимому

Почему стучит двигатель на холодную

  • автор:

Металлический стук в двигателе при запуске. Какие причины и в чем заключается опасность?!

Двигатель конструктивно состоит из множества деталей, которые подвержены серьезным нагрузкам в процессе эксплуатации ДВС. Также любой мотор оснащается рядом систем, что предполагает установку дополнительных навесных агрегатов. Появление стуков в двигателе как на холодную, так и на горячую зачастую указывает на неисправность. В ряде случаев стук мотора требует немедленного определения и устранения. Проблема стука на холодном двигателе может проявиться как в теплое время года, так и в зимний период. Далее мы поговорим об основных причинах стуков двигателя на холодную, параллельно затрагивая возможные причины стука прогретого двигателя.

Возможных причин стука двигателя может быть достаточно много. В списке основных специалисты отмечают износ деталей внутри ДВС, а также детонационные стуки. От степени износа и ряда других факторов будет зависеть характер стука, который может быть от тихого и приглушенного до отчетливых металлических ударов внутри двигателя. После того как мотор заводится на холодную, становится слышен стук в двигателе, который с прогревом может:
�� полностью исчезнуть;
�� стать менее заметным;
�� остаться на том же уровне;
�� усиливаться с ростом температуры и нагрузки.

Холодный двигатель, который не демонстрирует никаких других признаков неисправности, зачастую может начать стучать в том случае, если тепловые зазоры не соответствуют норме. Другими словами, стук мотора может указывать на необходимость регулировки клапанов.

Причиной стука на холодную также могут быть гидрокомпенсаторы, которые потеряли работоспособность в результате износа, использования неподходящего типа моторного масла или несвоевременной его замены в процессе эксплуатации автомобиля. Для устранения стука гидрокомпенсаторов на холодную зачастую может быть достаточно обычной промывки двигателя, после чего осуществляется замена масла и масляного фильтра.

Еще одной причиной стука двигателя может быть увеличение зазора коренных вкладышей. Характерной особенностью является отчетливый звук на холодную в первые секунды после пуска, который пропадает с ростом давления в системе смазки. Также стучать вкладыши и другие элементы могут в результате снижения производительности масляного насоса.

Отдельно стоит выделить стук шатунов. Появление такого стука сопровождается глухими ударами металла об металл, изношенный шатун ударяется о шейку коленвала. Шатунный и поршневой стук на дизельном двигателе может быть более отчетливым и звонким, так как конструктивно поршни в дизеле приближаются очень близко к головке блока. Эксплуатация двигателя независимо от его типа с таким стуком категорически запрещена, так как мотор может неожиданно заклинить.

Стучать на холодную может и сам ГРМ. Причиной снова выступают увеличенные зазоры в постели распредвала. С прогревом стук становится менее интенсивным или полностью уходит. Одной из не менее серьезных поломок является стук поршня. Поршень может стучать в результате разрушения или критического износа. Изношенные поршни «гуляют» в цилиндре, создавая металлические удары юбкой поршня. Также к подобному стуку в отдельных случаях приводит поломка поршневых колец.

Детонация возможна как на холодном двигателе, так и на прогретой силовой установке. Детонационные стуки после запуска двигателя или при езде характеризуется достаточно звонким стуком, частота которого увеличивается с ростом оборотов. Причиной выступает неравномерность и несвоевременное воспламенение топливно-воздушной смеси, что приводит к возникновению взрывов внутри цилиндров. Нагрузка на ЦПГ и КШМ сильно возрастает, приобретая ударный разрушительный характер.

Необходимо отметить, что возможность такой подстройки при помощи блока управления находится в узких рамках, что не позволяет полностью исключить возможность появления детонационных стуков. При детонации двигатель может стучать:

�� на холостом ходу после запуска;
�� в момент ускорения при резком нажатии на газ;
�� во время движения под нагрузкой;
�� в случае выбора передачи, которая не соответствует нагрузке и т.д.

Что касается холодного мотора, тогда частой причиной детонационных стуков выступает заправка топливом низкого качества с октановым числом, которое ниже рекомендованного производителем для конкретного типа двигателя. Второй причиной детонации на холодную может быть повышение степени сжатия. Это происходит при установке более тонкой прокладки ГБЦ, а также в результате неудачного ремонта или вмешательств в конструкцию ДВС в целях повышения его мощности.

Детонация на прогретом двигателе возможна во всех случаях, описанных выше, а также если поршень или цилиндр перегревается. Причиной может быть степень сжатия, которая самостоятельно увеличилась по причине образования обильного слоя нагара на днище поршня.

Еще нагар может тлеть, самопроизвольно воспламеняя топливную смесь в цилиндре. Детонация проявляется при сильной нагрузке на ДВС в тот момент, когда обороты не высокие (коленчатый вал вращается с низкой частотой). Дополнительной причиной детонационных стуков может оказаться установка свечей зажигания, которые не подходят для данного типа ДВС. Как известно, свечи бывают «холодными» или «горячими», то есть подбираются в соответствии с определенными тепловыми режимами работы того или иного двигателя.

Почему еще может стучать мотор

Стуки в подкапотном пространстве могут проявляться вследствие поломок навесного оборудования: привода ГРМ, помпы, генератора, гидроусилителя рулевого управления, других шкивов и т.п. В дизелях можно столкнуться со стуком плунжерных пар ТНВД.

Очень часто холодный пуск стук может сопровождаться металлическим стуком, который возникает в результате проблем с натяжителем цепи ГРМ. Не стоит исключать и то, что стучать может какая-либо наружная деталь, которая слабо затянута или крепление элемента ослабло.������

Стучит в двигатель «на холодную»: причины, последствия и способы ремонта для устранения проблемы

Холодный двигатель автомобиля содержит большое число деталей, которые перемещаются относительно друг друга во вращательном или поступательном движении. Чтобы обеспечить долговечную работу таких узлов, в них под давлением нагнетают смазочное масло, а также наносят антифрикционные покрытия, снижающие трение.

Однако любой металл при долгой работе под нагрузкой неизбежно изнашивается. Зазоры между деталями двигателя становятся больше. В моторе начинают возникать посторонние шумы. Иногда стук двигателя на холодную исчезает после повышения температуры, но бывает он не меняется при всех режимах.

Разновидности стуков при заводке холодного двигателя

Появление странных шумов под капотом холодного двигателя может оказаться как признаком серьезной неисправности силового агрегата, так и следствием неудачных конструкторских решений при его проектировании. Отличить безобидные звуки от симптомов развивающейся поломки поможет внимательное наблюдение и грамотный анализ поведения мотора.

Холодный двигатель будет стучать при любых ударах металлических частей друг о друга из-за появления избыточных зазоров. Исключение – детонационные шумы, которые случаются из-за нарушения нормального сгорания смеси в цилиндрах.

Холодный двигатель часто стучит по вине системы смазки. Сразу после запуска давление в масляных каналах минимально, а консистенция самого масла еще слишком вязкая, чтобы нормально проходить ко всем деталям.

Двигатели с гидравлическим натяжителем цепи ГРМ могут стучать в холодном состоянии. После прогрева до рабочей температуры масло начинает подаваться с необходимым давлением и звук исчезает сам. Такой же эффект нередко происходит в двигателе с гидрокомпенсаторами клапанов. При холодном пуске под крышкой ГРМ слышен отчетливый металлический звон, который исчезает на горячем моторе.

Такую неисправность не относят к критичным. Для ее устранения достаточно выполнить промывку двигателя, а затем залить качественное моторное масло.

Намного опаснее периодические глухие удары, источник которых определяется ближе к картеру холодного двигателя. Так могут стучать шатуны об шейку коленчатого вала при износе вкладышей. Звук появляется на холодной машине и почти не меняется в процессе прогрева.

Мотор с таким дефектом эксплуатировать опасно, поскольку в любой момент вкладыш может провернуться в постели. После этого неизбежно потребуется капитальный ремонт двигателя. А к месту ремонта машину придется доставлять на буксире или вызывать эвакуатор.

Натяжитель ремня ГРМ гидравлический Натяжитель ремня ГРМ гидравлический Гидронатяжитель Гидронатяжитель Цепной механизм привода ГРМ Цепной механизм привода ГРМ

Самостоятельная диагностика нарушений при запуске двигателя «на холодную»

Для точного понимания, почему стучит холодный двигатель, нужно проследить, как меняется звук под нагрузкой и после полного прогрева. Если на горячем моторе посторонний шум исчезает, то причина не настолько критична, чтобы считать случившееся аварией. В противном случае ездить на машине, надеясь на удачу, нельзя. Следует как можно быстрее показать двигатель знающему мотористу.

Чтобы ограничить зону поиска дефектов, нужно убедиться, что источник звуков именно в холодном силовом агрегате, а не в других узлах. Для этого выжимают сцепление, чтобы исключить возможные проблемы в трансмиссии (на авто с механической коробкой). Можно на время ослабить или снять ремень водяного насоса и проверить, продолжает ли холодный двигатель стучать.

Не имея достаточных навыков и специальных приспособлений (особого стетоскопа), можно попытаться самостоятельно поискать причину, почему стучит холодный двигатель, по обобщенным признакам.

Характер шума Причины Рекомендации
Звуки под капотом неметаллической природы (свист, скрипение и т. д.) Внешний источник, навесное оборудование двигателя (приводной ремень, шкивы, подшипники, помпа, генератор и другие) Внимательно осмотреть холодный двигатель снаружи, локализовать источник
Звонкий лязг под верхней крышкой холодного мотора, периодичность которого вдвое выше, чем обороты к/в Зазоры между клапанами и кулачками привода слишком большие При гидравлических компенсаторах – долить масло до уровня При ручной регулировке – выставить зазоры холодного двигателя по паспорту
Тонкий стук в ГРМ с периодическим ритмом ниже частоты вращения к/в Неисправен один из гидрокомпенсаторов Заменить компенсаторы клапанов
Глухие щелчки в средней области блока Поршни стучат о стенки цилиндров На импортных моторах с короткими поршнями исправный холодный двигатель может стучать из-за разного коэффициента расширения чугуна и алюминиевых сплавов. Если при прогреве посторонний шум не исчез – двигатель изношен и требует ремонта поршневой группы
Рокочущий шум внизу холодного двигателя с распространением в поддон. Частота звука совпадает с оборотами ДВС Износ коренных вкладышей к/в Требуется срочный капремонт
Особенные металлические шумы в середине блока, не локализованные в одной точке Износ шатунных вкладышей к/в Эксплуатация холодного двигателя не желательна, рекомендовано срочно посетить сервис

коленчатый вал двигателя Коленчатый вал двигателя Вкладыши шатунные Вкладыши шатунные

Основные причины и методы решения проблемы ДВС

Существует несколько факторов, способных вызвать стуки на холодном двигателе. Они различаются по степени опасности возникновения серьезных поломок.

Нарушение тепловых зазоров клапанов

Зазоры в приводе клапанов оставляют специально, чтобы при их расширении из-за нагрева в сопряжении не возникали усилия, не дающие клапану закрыться полностью.

Величина такого зазора для разных моделей ДВС индивидуальна и указывается в инструкции. Если его величина заметно превысит допустимую – под крышкой ГРМ появится резкий гремящий шум. Сильнее стучит холодный двигатель, части которого не успели расшириться.

Для уменьшения звуков достаточно отрегулировать просвет в зазоре при помощи специальных щупов заданной толщины.

Другой причиной металлического грохота под верхней крышкой холодного мотора может стать износ направляющих втулок клапанов. Здесь источник звука – боковые зазоры штока клапана. Проблема решается заменой втулок.

Нарушение тепловых зазоров клапанов

Нарушение тепловых зазоров клапанов

Выход из строя гидрокомпенсаторов

Задача гидрокомпенсаторов – убирать излишние тепловые зазоры между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Они могут иметь разную конструкцию, но общий принцип работы – холодное масло под давлением поступает во внутреннюю полость, раздвигая движущиеся части.

Когда клапан или возвратная пружина ломаются, компенсатор перестает выдвигаться. Зазор клапана оказывается слишком большим и появляется металлический шум. Громче стучит двигатель при холодном пуске, поскольку масло более вязкое, а детали от температуры не успели расшириться.

Проблема решается заменой нерабочих компенсаторов. Их обычно не ремонтируют, так как низкая цена запчасти позволяет менять всю деталь в сборе.

Гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсаторы

Большой зазор коренных вкладышей

Увеличенный зазор в подшипниках скольжения коренных шеек коленвала вначале происходит из-за ухудшения режима смазки узла. При нормальной работе между антифрикционным слоем вкладыша и шейкой вала находится масляная пленка, заполняющая весь просвет. Когда давление масла в системе оказывается ниже расчетного, холодный двигатель стучит за счет образовавшегося зазора.

Возможные причины ухудшения режима смазки:

Звуки проявляются в нижней части блока, где расположены опоры вкладышей. Холодный двигатель стучит на слабых оборотах или резкой перегазовке.

Если не обращать на них внимания, мягкий металл вкладышей быстро изнашивается, что приводит к сильному росту трения в узле.

С увеличением просвета меняется характер звука: вместо глухого рокота вкладыши начинают греметь. Последствия – приваривание металла к шейке вала или проворачивание в седле, что означает невозможность вращения (двигатель заклинивает).

Большой зазор коренных вкладышей

Большой зазор коренных вкладышей

Выработка вкладышей шатуна

Причины износа шатунных вкладышей похожи на те, из-за которых разрушается коренной подшипник коленчатого вала. Однако последствия их поломки окажутся намного опаснее по возможным последствиям.

Масло к шатунным шейкам попадает по более сложному контуру смазочных каналов. Поэтому условия смазки здесь жестче. Шатунные шейки чувствительны к недоливу масла или его плохому качеству. При масляном голоде износ происходит быстро, что сопровождается резкими звуками – свистом или скрежетом, не имеющими четкого места локализации при прослушивании.

Если холодный двигатель стучит, при этом стрелка указателя давления масла падает влево, необходимо срочно глушить мотор. Когда стучат именно шатунные подшипники, то для появления катастрофических последствий в виде изогнутого коленвала остается максимум 50-100 км пробега.

Не исключен вариант отрыва крышки шатуна, после которой деталь изгибается и пробивает стенку блока цилиндров (народное название этого разрушения – «рука дружбы»). Такой двигатель не подлежит ремонту, его придется менять целиком.

Выработка вкладышей шатуна

Выработка вкладышей шатуна

Износ поршней и поршневых пальцев

Зазоры между холодной стенкой цилиндра и внешней поверхностью поршня свыше 0,3 мм вызывают стук деталей. Причинами могут стать как общий износ цилиндропоршневой группы, так и западание колец с потерей пружинящих свойств после перегрева.

Некоторые модели двигателей стучат в холодном состоянии даже будучи совсем новыми – их зазоры рассчитывались с учетом разного расширения металлов в процессе нагревания. Наиболее известные среди них:

  • EA111 (CFNA) – штатный силовой агрегат Volkswagen Polo объемом 1,6 л;
  • дизели Рено семейства DCi объемом 1,5; 1,9 и 2,2 л.

Характер звука – глухой шум, без резких звенящих ударов, возможно с щелкающими оттенками.

Если поршневая группа стучит на холодном двигателе, но прекращает на горячую, то немедленного ремонта такой мотор чаще всего не требует. Однако его мощность окажется ниже номинальной, а расход топлива и токсичность выхлопа – возрастут.

Зазор в поршневых пальцах, напротив, отличается высоким звонким тоном. Он проявляется при резких изменениях оборотов (перегазовке или сбросе). Пальцы могут начать цокать при увеличенной нагрузке на мотор при малых оборотах или заправке низкосортным топливом.

Детонационные стуки

Детонация в цилиндрах холодного двигателя может происходить при полной исправности всех деталей кривошипно-шатунного механизма. Ее причина в нарушении расчетных режимов горения топливной смеси. Вместо равномерного фронта сгорания образуются аномальные зоны взрывного воспламенения, газы с силой ударяют по днищу поршня, вызывая сильные удары.

Вибрации и взрывное сгорание топлива приводят к быстрому износу всех трущихся поверхностей: колец, подшипников шатуна, стенок цилиндров. В результате возникают посторонние звуки, источник которых в большинстве случаев – увеличенные зазоры в поршневых пальцах. Цокающий звук может появляться при попытке резкого разгона холодной машины без переключения передач, движении «внатяг».

Другие причины развития детонации:

На машинах, оборудованных системой диагностики OBD-II, можно проверить наличие ошибок, приводящих к детонации, из-за которых исправный холодный двигатель может стучать.

Их коды – P0325, P0326, P0327 и P0328. Появление любой их этих ошибок однозначно укажет на проблему с датчиком детонации, сигнал которого ЭСУД использует для формирования команд на впрыск топлива.

Почему еще может стучать мотор

Холодный двигатель стучит также при других механических проблемах:

  • поломки элементов топливной системы (форсунки инжектора или плунжеры ТНВД на дизеле);
  • растянутая цепь привода распредвала;
  • вибрация деталей на внешней поверхности блока, крепление которых ослабло.

В целом нужно понимать, что любые соприкасающиеся части двигателя при эксплуатации могут создавать зазоры, от которых холодный агрегат стучит

Степень опасности стука в двигателе «на холодную»

Автовладельцу, не имеющему нужной квалификации, все металлические шумы мотора кажутся одинаковыми. Профессиональный моторист, просто слушая холодный двигатель, поймет причину поломки.

Для понимания угрозы можно пользоваться следующей примерной классификацией:

  1. Слабый посторонний шум. Двигатель стучит в холодном состоянии, потом звук пропадает после прогрева выше +60 о С. Чаще всего имеется небольшой износ без критических поломок. Можно эксплуатировать авто, проверив качество и уровень моторного масла.
  2. Стук средней силы, развился постепенно из слабого. После прогрева мотора не исчезает. Ехать на машине, двигатель которой стучит, можно, но требуется внимательная диагностика в сервисе.
  3. Сильные грохочущие удары, резкий стук. Появился внезапно. Это – признак уже проявившейся поломки, которая способна быстро закончится серьезной аварией. Двигатель может заклинить или потребуется замена крупных узлов. Рекомендуется не испытывать судьбу, а немедленно доставить машину к месту ремонта.

Что делать, если металлические звуки в двигателе застали врасплох

Владелец машины обычно привыкает к небольшим посторонним звукам, при которых холодный двигатель стучит, но после прогрева начинает работать ровно. Такие неполадки хотя и не являются нормой, но позволяют ездить на машине достаточно долго до планового обслуживания.

Совершенно иной окажется ситуация, когда резкий стук в моторе слышен неожиданно при запуске или в движении. Такой эффект может означать, что произошла некая поломка, опасная серьезными последствиями.

Опытному автомобилисту знакомы особенные звуки, связанные с детонацией топливной смеси в цилиндрах. Ее чаще всего описывают выражением «стучат пальцы». Лязгающий шум возникает на полностью исправном холодном двигателе сразу после ремонта, при котором менялись настройки системы зажигания или выполнена замена свечей на другой тип (не подходящий для данного мотора).

Источником того, почему неожиданно стучит заведомо исправный холодный двигатель, часто становится некачественное топливо, залитое на подозрительной АЗС.

Чтобы избавить холодный двигатель от звонкого стука под клапанной крышкой, бывает достаточно залить в бак некоторый объем качественного бензина с более высоким октановым числом, чем обычно.

Если вам знакома ситуация, когда холодный двигатель авто начинает стучать после пуска – поделитесь своей историей в комментариях! Ваш опыт может быть полезен начинающим водителям, столкнувшимся с такой же проблемой! Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была доступна в любое время.

Почему стучит в двигателе автомобиля и можно ли по стуку определить его причины

Выяснить причину, почему стучит двигатель, лучше всего, обратившись на СТО. Но можно и самостоятельно. В этой статье мы дадим свои рекомендации, как определить, что стучит в двигателе без его разбора.

Как можно классифицировать стуки в двигателе

Многие водители, даже не определяя причины стука в двигателе, считают, что он связан с клапанами. Но это не всегда верно. Любой стук лучше слышен вверху двигателя, но ведь и мы смотрим и прослушиваем его сверху. Забывая при этом, что металлический двигатель отлично передает звуковые колебания. Поэтому чаще всего и грешат на стук клапанов двигателя.

Однако стуки в движке отличаются:

  • силой звука;
  • временно-причинным появлением (после использования низкосортного масла или топлива и т.д.);
  • динамикой интенсивности (внезапно появившиеся или незаметно);
  • частотой (звонкие, глухие);
  • цикличностью.

Вероятность выяснения причин конкретного стука по этим признакам невысока, но все же они окажут помощь в поисках его источника.

Как самостоятельно выяснить причины стука в двигателе

Для этой операции понадобится автомобильный стетоскоп, лучше электронный. Но можно воспользоваться и обычным, медицинским или даже самодельным.

Стучать двигатель может в результате неисправностей или износа:

Клапанного механизма

Клапаны могут стучать вследствие увеличения зазора между коромыслами и стержнями, их износа, плохо отрегулированных зазоров. При этом если зазоры чересчур малы, происходит подгорание клапанов и их седел. При чересчур больших – наблюдается снижение мощности движка и возникновение характерного стука.

Рекомендация: регулярная (не реже раза в 2 г.) проверка и регулировка зазоров.

Коренных подшипников

Появление глухого стука внизу картера, значительно увеличивающегося при резком повышении/уменьшении оборотов двигателя, является результатом их существенного износа.

Иная причина – падение давления масла (при полном его отсутствии стуки резкие, звонкие). Для ее ликвидация следует заменить вкладыши подшипников.

Шатунных подшипников

Их износ может быть причиной ритмичного и звонкого стука, исчезающего при выключении зажигания и усиливающегося при возрастании оборотов движка. Для устранения причины следует заменить вкладыши.

Поршней и цилиндров

Появляется глухой стук при запуске холодного двигателя, ослабевающий или исчезающий, когда он прогрет. Причиной, вероятнее всего, являются увеличенные зазоры между поршнями и цилиндрами. Требуется либо заменить изношенные детали, либо их перешлифовать.

Поршневых пальцев

Признаки – появление резкого, цикличного стука, звучащего при любом режиме работы мотора и увеличивающегося при возрастании оборотов движка.

  • чересчур раннее зажигание;
  • увеличился зазор в поршне между его пальцами и втулками головки шатуна.

Если после проверки и регулировки зажигания стук остается, потребуется замена поршневых пальцев, поршней и втулок/

Шестерни привода распредвала

Свидетельством существенного износа ее зубьев является появление частого резкого стука, переходящего в сплошной шум. Необходима замена изношенной шестерни.

Детонации

Появление т.н. детонационных стуков возможно в результате:

  • чересчур раннего зажигания;
  • заправки некачественным топливом;
  • большого нагара в камере сгорания, уменьшающего ее объем;
  • перегрева двигателя;
  • использования неподходящих свечей.

Стук при запуске двигателя

Появляется в виде одиночного металлического звука в районе его соединения с КП обычно, когда машина холодная. Причина – большой пробег и износ деталей.

Стучит двигатель на холодную

Стук при запуске холодного двигателя, исчезающий после его прогревания, связан с естественным износом его деталей, которые после прогревания принимают стандартные размеры, зазоры и пр. Стук в двигателе на холодную отличается от стука на горячую тем, что после прогрева двигателя он проходит.

Любые запчасти, которые могут потребоваться при ремонте двигателя, в том числе и от ведущих производителей MAHLE и ADDAX-Q, можно найти в магазинах IXORA. Менеджеры всегда помогут при выборе товара.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Производитель Номер детали* Название детали
ADDAXQ CZB003 Клапан впускной
ADDAXQ CZC004E Клапан выпускной
MAHLE 029FX31174000 Направляющая клапана
ADDAXQ CJC045S Вкладыш шатунный STD
MAHLE 03319N0 Кольца поршневые
MAHLE 02202N0 Кольца поршневые
ADDAXQ CJC044A Вкладыш коренной 0,25
MAHLE 08316N0 Комплект поршневых колец
MAHLE 029FX31173000 Направляющая клапана
MAHLE 0116902 Поршень
MAHLE 0122100 Поршень с пальцем и кольцами
ADDAXQ CJA026B Вкладыши шатунные
ADDAXQ CJA034S Вкладыш шатунный STD
MAHLE 001AS18750000 Полукольцо осевого смещения
MAHLE 00249N0 Кольца поршневые
MAHLE 0045900 Поршень двигателя
MAHLE 01195N1 Комплект поршневых колец
MAHLE 011VE30337000 Клапан впускной
MAHLE 01317N0 Кольца поршневые
MAHLE 01337N2 Кольца поршневые

Полезная информация:

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Стук в двигателе: причины и пути решения

Современные автомобили отечественного и импортного производства комплектуются надежными, производительными, износостойкими силовыми агрегатами. Но любые моторы имеют определенный ресурс, основные элементы и комплектующие двигателей изнашиваются при интенсивной эксплуатации. Со временем любой силовой агрегат подлежит капитальному ремонту, стоимость которого зависит от марки и модели техники.

Определить необходимость технического обслуживания и ремонта можно по нескольким визуальным признакам:

  • владелец может услышать нехарактерный стук, который силовой агрегат издает при работе, из выхлопной трубы появляется густой, черный дым;
  • постепенно возрастает расход моторного масла, топлива, снижается мощность, ухудшается динамика;
  • наибольшее беспокойство вызывают стуки мотора.

Исправный силовой агрегат работает без каких-либо шумов, поэтому появление стуков говорит о необходимости обращения в сервисный центр.

Стуки в силовом агрегате вызваны ударами металлических элементов друг об друга. В местах соприкосновения комплектующих возникают большие нагрузки, поэтому быстрый износ деталей является наибольшей проблемой. Чем интенсивнее стук, тем быстрее комплектующие приходят в негодность, мотор выходит из строя. Если при первых появлениях посторонних шумов не принять мер, последующий ремонт будет стоить дорого.

Посторонние шумы возникают также при увеличении зазоров между рабочими элементами агрегата. Тональность звука при работе неисправного мотора сильно меняется. Опытному специалисту достаточно послушать шум силового агрегата, чтобы понять, в чем может быть причина. Если вовремя не принимать необходимых мер, стук будет прогрессировать, его тональность зависит от материалов соприкасающихся деталей.

Если причина посторонних шумов заключается в износе комплектующих ГРМ, стук остается постоянным в течение длительного времени. Изменение его тональности и интенсивности говорит об износе деталей из высокопрочных сплавов, а также о скором выходе ГРМ из строя. Если изношены мягкие детали силового агрегата, например, шатунный и коренной вкладыши, подшипники распределительного вала, стук двигателя быстро проявляется и также интенсивно усиливается.

Для любого собственника появление посторонних шумов мотора – это всегда неприятность, дополнительные затраты на техобслуживание и ремонт. Для того, чтобы избежать больших проблем, необходимо оперативно посетить сервисный центр. Определить самостоятельно причину стука достаточно сложно, так как источником шумов могут быть различные узлы и элементы. В двигателе могут стучать подшипники, шатуны, навесное оборудование и другие элементы.

Как определить причину стука самостоятельно

Мастера сервисного центра при диагностике стуков силового агрегата используют современное оборудование. Чаще всего возможные причины определяют по тональности шума, постепенно локализуя место его появления. Многие специалисты применяют специальный стетоскоп.

Каждый владелец транспортного средства может воспользоваться простым приспособлением, с помощью которого удается самостоятельно определить причину стука с высокой точностью. Для этого потребуется пустая консервная банка, которая прикрепляется к куску арматуры. Металлический прут прикладывается к разным частям работающего мотора, звук усиливается банкой, приложенной к уху.

На разных силовых агрегатах тональность посторонних шумов не всегда является определяющим критерием. Для моторов объемом 1,4 литра и 3 литра стуки и посторонние звуки могут быть различной интенсивности и громкости.

Особенности определения причины стуков силового агрегата:

  • на интенсивность постороннего шума и его тональность влияет марка и модель мотора, при одинаковой неисправности стуки на разных двигателях могут сильно отличаться;
  • характер посторонних шумов может быть трех типов: постоянный повторяющийся стук, звуки определенной частоты или проявляющиеся эпизодически;
  • в большинстве случаев громкость и интенсивность зависит от работы мотора, оборотов коленвала и текущей нагрузки;
  • в зависимости от режима работы мотора меняется тональность посторонних шумов на неисправном силовом агрегате.

При увеличении частоты вращения вала двигателя шум в большинстве случаев усиливается, что определяется ростом нагрузки на подвижные элементы ГРМ и кривошипного механизма. На холостом ходу посторонние шумы могут совсем пропасть или проявлять себя эпизодически. Поэтому привлечение к диагностике грамотного специалиста является оптимальным вариантом для поиска причины дефекта. На начальной стадии, периодически проявляющиеся посторонние звуки можно услышать с помощью специального оборудования.

Техническое обследование мотора проводится при увеличении оборотов силового агрегата, соответственно давления масла в ДВС также возрастает. В результате посторонний шум может стать слабее или совсем пропасть, даже если нагрузка на силовой агрегат последовательно растет.

Еще одной особенностью диагностики стука является изменение температуры ДВС. При прогреве двигателя масло разжижается, посторонний шум усиливается. На холодном моторе звук может практически отсутствовать. Также нередки обратные ситуации, двигатель стучит при запуске, после прогрева посторонний звук пропадает. Пытаясь определить причину возникновения стука, необходимо учитывать все вышеприведенные факторы. Для достоверного выявления причин необходимо обладать большим опытом и навыками, поэтому лучше всего обращаться в сервисный центр.

Причины стуков холодного мотора

Для многих владельцев транспортных средств первые признаки дефекта силового агрегата проявляются в виде стуков при запуске холодного мотора. После прогрева двигателя посторонние шумы пропадают. Пользоваться автомобилем в таких случаях можно, но при первой возможности лучше всего посетить сервисный центр. При интенсивной эксплуатации мотора основные детали изнашиваются, увеличиваются зазоры между ними. После прогрева происходит расширение элементов, соответственно зазоры уменьшаются и стук пропадает.

Чаще всего причиной стуков непрогретого двигателя является износ поршневой группы. Основными факторами, определяющими посторонние шумы, являются:

  • при интенсивной эксплуатации мотора гильзы у цилиндров изнашиваются, увеличивается зазор между поршнем и стенкой, превышение максимально допустимых показателей гарантирует наличие стука мотора;
  • для изготовления цилиндров применяются алюминиевые сплавы, обладающие высокой теплоемкостью, при нагревании металл расширяется, а в холодном состоянии сильно сжимается;
  • прогретый мотор перестает генерировать стуки, так как зазор между цилиндром и поршнем сужается и входит в границы, определенные производителем.

Кроме стуков в поршневой группе аналогичный эффект может присутствовать в приводе ГРМ. При наличии гидравлической системы натяжения цепи, на основные детали подается масло. В холодном силовом агрегате смазка не поступает в контур сразу после запуска мотора, возникают посторонние металлические звуки. По аналогичным причинам возникают стуки на уровне гидрокомпенсаторов. Если звук не пропадает при прогреве силового агрегата до оптимальной температуры, гидрокомпенсаторы меняются.

Причины стуков прогретого силового агрегата

Необходимость обращения в сервисный центр возникает, если при запуске мотор не стучит, а по мере прогрева силового агрегата посторонние шумы отчетливо слышатся. В первую очередь опытный мастер предположит износ коленвала или элементов поршневой группы. Более детально разобраться в причине стука можно после изучения алгоритма работы двигателя:

  • при запуске силового агрегата, особенно при низкой температуре, масло густое и вязкое, имеющиеся зазоры заполнены смазкой, при трении деталей посторонние шумы не проявляют себя;
  • с ростом температуры внутри силового агрегата происходит разжижение смазки, при большом износе деталей стук становится отчетливо слышен;
  • посторонние звуки на прогретом двигателе возникают при увеличении зазора между шейками коленвала и коренными вкладышами в подшипниках;
  • аналогичные ситуации возможны даже при незначительном износе шеек коленвала, при увеличении зазора между шатунной опорой и шейкой посторонние шумы не пропадают даже по мере прогрева мотора;
  • трещины в поршневом пальце и юбке также приводят к металлическому гулу при работе мотора.

Чаще всего причиной стуков является недостаточный уровень смазки. Если гул проявил себя в пути, можно долить масло до необходимого уровня. В любом случае после окончания поездки необходимо посетить сервисный центр. При обнаружении подобных дефектов следует обратить внимание на интенсивность стука. Если тональность и частота растут по мере увеличения нагрузки в процессе движения транспортного средства, причина заключается в износе подшипников коленвала. ПО возможности необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля и вызвать эвакуатор для доставки техники в сервис.

Многие причины возникновения стуков заключаются в заправке автомобиля некачественным топливом. Для устранения посторонних шумов можно добавить в бензобак присадку. В результате детонационные характеристики бензина улучшаются. После этого рекомендуется заправиться на проверенной АЗС.

Причины стука на холостых оборотах двигателя

Случаи, при которых мотор стучит на холостом ходу, встречаются довольно часто. В большинстве ситуаций такая проблема не является серьезной. При росте оборотов мотора посторонний звук пропадает. При этом определить причину необходимо, для этого достаточно пройти диагностику в специализированном сервисе. Посторонние звуки на холостом ходу фиксируются по следующим причинам:

происходит касание помпы или шкива генератора корпусом мотора вследствие вибраций при работе;

защита двигателя или кожух ГРМ недостаточно хорошо зафиксированы, возможно ослабло одно или несколько креплений;

при наличии в силовом агрегате шестеренчатой передачи появился люфт в распредшестернях;

ослабло крепление шкива коленвала.

Наиболее сложным дефектом является появление одной или нескольких трещин в маховике. Такие поломки фиксируются на автомобилях, оснащенных автоматической трансмиссией. Для механических коробок такой дефект маловероятен, так как маховик имеет массивную, прочную конструкцию. На холостом ходу посторонние звуки могут возникать при ослаблении крепления звездочки или шестерни коленвала. Опытный специалист может быстро определить причины стуков с большой достоверностью.

Что делать, если стучат поршни

Износ деталей силового агрегата является следствием интенсивной эксплуатации. В результате увеличивается зазор между цилиндром и поршнем. При росте зазора до 0,3-0,4 мм возможно возникновение сильного стука. При обращении в сервисный центр мастер предложит варианты решения проблемы. Кроме износа, причинами шумов становится отсутствие своевременного технического обслуживания и неправильная эксплуатация. Перегрев негативно сказывается на состоянии цилиндро-поршневой группы.

Если появляющийся стук напоминает постукивание по глиняной посуде, причина дефекта находится в блоке цилиндров. Кроме постукивания локализовать проблему можно по наличию легких щелчков. Стук дает о себе знать на силовом агрегата, только что заведенном или работающем на небольших оборотах. По мере прогрева мотора происходит расширение поршней, соответственно посторонний шум постепенно сходит на нет.

Причины стуков поршневых пальцев

Ярко выраженный металлический стук чаще всего свидетельствует об износе поршневых пальцев. Звонкое и тонкое звучание отчетливо слышится при перегазовке, когда водитель резко нажимает или отпускает педаль акселератора. Посторонние шумы фиксируются в районе блока цилиндров, возникают при увеличении зазора до 0,1 мм.

Определить источник звонкого стука можно самостоятельно, для этого требуется выкрутить свечу зажигания. Отсутствие свечи останавливает процесс сгорания топлива в цилиндре, соответственно нагрузки на поршень и стуки отсутствуют. Поочередно выкручивая свечи можно определить цилиндр с увеличенными зазорами. Другими возможными причинами возникновения металлического звона могут быть использование некачественного топлива, когда силовой агрегат испытывает детонации. Если двигаться в подъем при большой нагрузке и на повышенной передаче, силовой агрегат также начинает стучать.

Причины посторонних шумов вкладыша коленвала

В некоторых случаях владельцы транспортных средств обращают внимание на посторонние шумы в районе картера силового агрегата. Приглушенный металлический стук может быть вызван износом коренных подшипников коленвала. При резком нажатии на педаль акселератора, сопровождающемся увеличением оборотов, стук увеличивается. Такой же эффект фиксируется при движении на низких оборотах, резком сбросе газа, использовании некачественной смазки.

Стуки в районе коленчатого вала нельзя игнорировать, необходимо немедленно обращаться в сервисный центр. Использование масла низкого качества или расходных материалов, не соответствующих допускам производителя, являются наиболее частыми причинами проблем с коленвалом. В первую очередь меняется смазка. Если результат отрицательный, может потребоваться ремонт мотора.

Причины стука вкладышей шатунов

Высокая тональность, отчетливость и слышимость характеризуют стуки вкладышей шатунов. Дефект возникает при износе данных элементов, вызванных интенсивной эксплуатацией. Последствие посторонних звуков в кривошипно-шатунном механизме могут быть самыми серьезными. Эксплуатация автомобиля в таких ситуациях запрещена. Лучше всего на эвакуаторе доставить автомобиль в сервис.

Если внезапно появившийся стук начинает быстро прогрессировать, становиться более выраженным при увеличении оборотов коленвала, желательно прекратить эксплуатацию транспортного средства. Оптимальный вариант – заглушить и больше не запускать мотор. В профессиональном сервисе производится демонтаж двигателя и его капитальный ремонт.

Водители, не прислушивающиеся к рекомендациям опытных инженеров, доводят коленвал до полной деградации. Ремонт узла становится невозможным, подойдет только его замена на аналогичную деталь. При дальнейшей эксплуатации автомобиля отрывается крышка шатуна, далее следует пробивание головки блока цилиндров. Ремонтировать такой мотор слишком дорого, дешевле обойдется его замена.

Услышать стук шатунной рейки можно самостоятельно. Резкий, металлический звон лучше всего проявляется при открытии дроссельной заслонки. Одновременно падает давление моторного масла. При отсутствии смазки коленвал заклинивает максимум через 15 минут, в большинстве случаев раньше. Такой двигатель нуждается в замене или дорогостоящем ремонте.

Коренные шейки коленчатого вала могут стучать по двум причинам. Посторонний звук низкой тональности, соответствующий вибрации мотора, проявляется при сильном износе коренных шеек. В таких случаях существенно увеличивается зазор между опорами блока цилиндров и шейками коленчатого вала.

Еще одной причиной стука коренных шеек считается низкий уровень давления масла в системе. Следствие такой проблемы – образование задиров на металлических элементах. Но даже при таких последствиях можно некоторое время продолжать эксплуатацию техники. Но лучше всего немедленно обратиться в сервисный центр и отдать автомобиль на ремонт.

Посторонние звуки в механизме газораспределения

Стук клапана является самым неприятным явлением, услышать которое может любой автовладелец. Посторонние металлические звуки могут проявляться в силовых агрегатах различной конструкции, например с гидрокомпенсаторами в комплекте или с механическими клапанами. Для моторов с гидрокомпенсаторами причиной может их износ. В результате механизм перестает выдерживать давление масла. В первую очередь следует демонтировать и промыть гидрокомпенсатор. Если это не поможет, лучше всего заменить гидравлические толкатели на аналогичные устройства.

В силовых агрегатах с клапанным приводом механического типа появление стука также возможно. Для устранения постороннего шума производится регулировка клапанов. Для автомобилей, изготовленных АвтоВАЗом, для регулировки используется набор специальных шайб. Для других марок и моделей техники настройка механизма выполняется другими способами.

Неверный зазор в клапанных механизмах является не единственной причиной стука. Посторонние звуки могут проявлять себя в следующих случаях:

  • при высокой степени износа кулачка распределительного вала;
  • если между посадочным местом толкателя и самим механизмом образовался большой зазор;
  • износ одного или нескольких клапанов является распространённой причиной появления стука;
  • аналогичные последствия фиксируются при выходе из строя регулировочной шайбы;
  • стуки в газораспределительном механизме вызывают износ ремня ГРМ и натяжных роликов.

В любых ситуациях при появлении посторонних звуков проверяется состояние моторного масла. Если смазки недостаточно, падает давление, стук проявит себя практически в 100% случаев. При штатном объеме и давлении масла производится локализация проблемы. Поочередно исключаются сбор в топливной аппаратуре, приводных механизмах, навесном оборудовании. После локализации проблемы определяются особенности стука, проверяется его интенсивность при увеличении и снижении нагрузки. Если посторонний звук усиливается при росте нагрузки, скорее всего необходимо диагностировать ЦПГ и КШМ.

Одной из причин ярко выраженного стука является проблема с ГРМ. В штатном режиме коленчатый и распределительный вал имеют скорость вращения, отличающуюся в 2 раза. При частоте стука, идентичной вращению коленвала, причина именно в ГРМ. После запуска силового агрегата посторонний шум может быть практически незаметен, с увеличение температуры громкость возрастает. Причина – увеличение зазоров в клапанах из-за температурного расширения. При росте нагрузки стук может оставаться неизменным, так как не зависит от режима эксплуатации агрегата.

Полную диагностику мотора необходимо выполнять при первых симптомах неполадки силового агрегата. Обращение к профессионалам – это возможность безошибочно выявить проблему и определить пути ее устранения. В сложных случаях потребуется демонтаж силового агрегата, его разборка, дефектовка и замена поврежденных элементов. В лучшем случае потребуется частичная разборка мотора.

Для продления срока эксплуатации силового агрегата без дефектов и поломок необходимо регулярно выполнять его диагностику и техобслуживание. Для бензиновых автомобилей периодичность замены расходных материалов составляет 10-15 тысяч километров. Дизельные моторы необходимо обслуживать через каждые 7,5-10 тысяч. При эксплуатации техники в жестких условиях периодичность ТО оговаривается индивидуально.

Анти лидеры в рейтинге моторов

Современные моторы. Для отечественных импортных автомобилей уступают в надежности агрегатам, выпущенным 10-15 лет назад. Одним из самых неудачных считается двигатель для Volkswagen Polo объемом 1,6 литра. Все три модификации, производимые с 2010 года, оснащались цепным приводом. Система изменения фаз в моторах отсутствует.

Многие владельцы автомобилей данной марки замечают стук поршней в момент запуска и прогрева мотора. Несмотря на неприятные звуки, особого негативного воздействия на состояние мотора подобные шумы не оказывают. После прогрева до рабочей температуры стук прекращается. Еще одной проблемой силовых агрегатов является стук гидрокомпенсаторов, но такие ситуации фиксируются крайне редко.

Дизельные моторы DCi для Renault также имеют характерные дефекты. Моторы объемом от 1,5 до 2,2 литра, изготовленные в период с 2001 по 2009 годы не отличаются надежностью и износостойкостью. Наиболее проблемным узлом является кривошипно-шатунный механизм. При сильном перегреве и большой нагрузке мотор начинает стучать. В первую очередь меняется моторное масло. Для силовых агрегатов объемом 1,5 литра проворот шатунных вкладышей возможен уже после 130 тысяч километров пробега.

Бензиновые моторы по своим характеристикам надежности и износостойкости превосходят дизельные аналоги. В таких двигателях кривошипно-шатунный механизм практически не доставляет проблем. Поломка коленвала фиксируется при масляном голодании. Использование некачественной смазки также приводит к появлению стука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *