Что с поставками в россию
Перейти к содержимому

Что с поставками в россию

  • автор:

«Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию

«Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию

«Спецоперация»* на Украине настроила Запад против России. В ответ Европа и США ударили по российской экономике. В частности, организовали транспортную блокаду и ограничили товарооборот. Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до «спецоперации» страны альянса были главными торговыми партнерами России — на них приходилось более трети нашего торгового оборота.

Первой реакцией российского бизнеса стала переориентация на Восток. Правда, на подбор подходящих альтернатив и доставку уйдет не один месяц. Да и не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции и предметах роскоши. Выходит, потребность в поставках из ЕС остается. Но как «объехать» транспортную блокаду с минимальными издержками?

Маршруты объезда

Первой жертвой ограничений стала авиация — в конце февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Под частичный запрет попали ЖД-перевозки. Отдельный удар пришелся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы. Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС.

Впрочем, российский бизнес быстро адаптировался. Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в Казахстане. Большинство же перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению. Правда, удлинение цепочек чревато не только увеличением сроков доставки, но и кратным (в два-три раза) ростом ее стоимости — из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах. Но выход есть.

Чтобы минимизировать издержки, используют схемы косвенного реэкспорта, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну. Конструкция выглядит так: европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России. При этом сам груз сразу отправляется в сторону России. По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран. В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России. После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.

Европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад, отмечает Властопуло: прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути», рассказывает логист. Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». После этого груз уже не покидает территорию России.

Преграды на пути

Схемы «абсолютно легальны», заверяет Властопуло. Но их надежность не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе — если попадется слишком подозрительный таможенник, перечисляет Властопуло: «Вдруг скажет, а какого черта ты поехал таким маршрутом, а ну-ка давай разберемся, куда ты едешь». Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, отмечает учредитель VIG Trans Игорь Ребельский. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление. «Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе, конечно, себестоимость кратно растет», — констатирует бизнесмен.

Кроме того, растут и аппетиты транспортных компаний-посредников. Помимо накладных расходов (в них входят транспортные услуги и таможенное оформление), они, как правило, претендуют на 5-10% от суммы контракта, рассказывает Ребельский. А если сделка касается дефицитных категорий товаров, пользующихся спросом (например, серверного оборудования или микропроцессоров), компании-посредники могут в два раза увеличивать ценник на свои услуги: «Просто потому, что понимают, что [альтернативных] вариантов не будет и рано или поздно купят». Чтобы исключить «жадных» контрагентов из цепочек, российские логисты стали открывать за рубежом свои компании. Но и с этим возникли сложности.

«Вы знаете, я несколько большего ожидал от наших партнеров по ЕАЭС», — признается Властопуло. И делится своим опытом по запуску бизнеса в Казахстане: «Мы столкнулись с большими трудностями. Во-первых, вместо двух недель открытие компании затянулось на полтора месяца. А счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись за две недели». Еще одной страной, которая вначале показалась многим транспортникам привлекательной, была Грузия, рассказывает Ребельский. Главный плюс — льготный таможенный режим для местных компаний, который позволял не растаможивать ввезенный для дальнейшего реэкспорта товар. Правда, вскоре оказалось, что Грузия «не готова работать в формате реэкспорта» с Россией, говорит Ребельский: «Санкционный товар она не пропускает даже транзитом. Разворачивает».

Схемы косвенного реэкспорта — это временный выход из сложившейся блокады, а не «логистика 2.0», признает Властопуло. Использовать их в промышленных масштабах не получится из-за большого количества рисков, говорит логист. «Все меняется каждый день, — соглашается Ребельский. — Ты можешь договориться, выстроить какой-то новый маршрут, а он через неделю-две по факту не будет работать». О том, как российская экономика оказалась в транспортной блокаде со стороны Запада, насколько внутренняя инфраструктура готова к «развороту на Восток» и как можно обойти существующие ограничения в логистике — смотрите в новом выпуске «Forbes Глубже».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Что такое параллельный импорт и как он работает в России

Фото: FRANCIS R. MALASIG / EPA / ТАСС

Параллельный импорт — это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм называется «параллельным», так как импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров.

Как работает параллельный импорт

Обычно компании-производители продают товары официальному дистрибьютору в России. Он отправляет технику или другие продукты в крупные магазины. При параллельном импорте схема не меняется, но ретейлеры приобретают товары не в России, а у небольших заграничных компаний, которые сами закупились у производителя. Параллельный поток может идти как из страны-производителя, так и через третьи страны.

Инсайт. Подводные камни параллельного импорта и спасёт ли это от дефицита

Продавцам не нужно разрешение производителя, так как после первой покупки его можно продавать где угодно без разрешения правообладателей. Товары, которые так поставляют, называют «серыми», но не «контрафактными»: у них есть все лицензии, сертификаты качества, они проходят таможенную декларацию.

Принцип параллельного импорта действует в США, Канаде, Великобритании, Бразилии, Турции и с 30 марта 2022 года в России. В начале 2000-х годов этот механизм уже работал у нас в стране, но ввозили преимущественно комплектующие для автомобилей. В то время власти решили отказаться от параллельного импорта, чтобы повысить инвестиционную привлекательность страны для иностранных корпораций. Решение возобновить ввоз «серых» товаров приняли, чтобы избежать дефицита популярных у жителей страны продуктов.

  • волатильность валют;
  • невозможность прозрачного ценообразования;
  • логистика (нехватка контейнеров, нарушение маршрутов).

Эксперты считают, что эта вынужденная мера пока не станет полноценной заменой импорта ни с точки зрения скорости, ни с точки зрения цены.

Какие товары и как попадут в Россию по параллельному импорту

Минпромторг уже утвердил список товаров, которые войдут в параллельный импорт: сейчас это около 100 категорий.

Некоторые товары из списка Минпромторга:

  • Автомобили: BMW, Toyota, Audi, Renault, Nissan.
  • Электроника: Apple, Samsung, Sony, HP, Intel.
  • Оборудование для разных отраслей.
  • Одежда, обувь косметика.

Наладить поставки в прежних объемах в ближайшее время вряд ли получится, так как зарубежные магазины не будут продавать товары в больших количествах. Везти продукцию придется частями. Еще одно препятствие — изменение логистических маршрутов. Путь товаров теперь будет проходить через соседние республики и страны — Китай, Киргизию, Армению и Казахстан.

Фото:Pexels

Недавно Ozon и Wildberries разрешили продавцам торговать товарами параллельного импорта. Для этого желающим продавать в маркетплейсах нужно будет документально верифицировать оригинальность товара и предоставить подтверждения всех транзакций.

Покупателям важно помнить, что в условиях параллельного импорта не все товары могут быть локализованы для использования в России. Обратите внимание на клавиатуру техники, наличие русского интерфейса и способность поддерживать SIM-карту вашего оператора и его частоты. Также стоит учитывать, что если компания ушла с рынка, возможно, она не будет ремонтировать купленный вами товар.

Как изменится стоимость товаров при параллельном импорте

На стоимость любого товара в первую очередь влияют проблемы с логистикой. Переплачивать приходится не только за транспортировку, но и за пошлину. Например, в ОАЭ есть свободная экономическая зона с льготными таможенными условиями, а вот реэкспортировать товары через Грузию уже не получится, и альтернатив все еще мало — Казахстан и Турция.

Многие иностранные товары — например, автомобили и телевизоры — раньше собирали на российских заводах из импортных комплектующих. Так как сейчас заводы простаивают или вовсе не работают, товары будут завозить в готовом виде — пошлина в этом случае гораздо выше.

Размер пошлины на импорт электроники и бытовой техники в Россию:

  • смартфоны, планшеты, ноутбуки — 0–5%;
  • телевизоры, утюги, стиральные машины — 10%;
  • холодильники — 12%;
  • микроволновые печи — 15%.

Нужно быть готовым к тому, что размер пошлины на автомобиль может доходить до половины стоимость новой импортной машины. Но уже сейчас есть категории товаров, для которых отменили ввозные пошлины:

Какие страны продолжают поставлять товары в Россию?

На фоне событий на Украине ряд иностранных компаний заявили о приостановке торговли своей продукцией на территории России. Среди них — магазины одежды, техники, витаминов и БАДов, маркетплейсы, производители автомобилей, кинозалы, службы доставки, интернет-сервисы и т. д. Кто из зарубежных стран продолжает экспортировать товары в Россию и отказался от введения санкций в отношении нашей страны — в материале АиФ.ru.

Какие страны не разорвали с Россией торгово-экономические отношения?

Китай

Китай пока не готов отказаться от внешнеэкономического сотрудничества с Россией, наработанного за долгие годы. Например, известный всему миру маркетплейс AliExpress по-прежнему доступен для россиян и сохранит возможность оплачивать товары.

Как пояснил РБК представитель «AliExpress Россия», введенные ограничительные санкции со стороны США и Евросоюза не повлияют на работу маркетплейса. Все платежи для локальных пользователей компании останутся в обычном режиме, а вывод средств для российских продавцов не будет ограничен.

«Мы ожидаем, что такая ситуация сохранится и в дальнейшем для наших пользователей, включая трансграничные покупки», — заключил представитель компании.

Южная Корея

Министерство торговли, промышленности и энергетики Республики Корея приняло решение продолжать поставку техники южнокорейского производства в РФ. К такому решению власти Южной Кореи пришли после переговоров с американскими коллегами о санкциях Вашингтона против России. США поставили Корее лишь одно условие: товары не должны оказаться в распоряжении Вооруженных сил. Так, корейцам разрешается продавать России автомобили, смартфоны, стиральные машины и прочую технику южнокорейского производства.

Кроме того, если речь идет о продукции с использованием американских технологий, южнокорейским фирмам необходимо получить у властей США специальную лицензию.

Германия (частично)

Страна прекратила производство своих автомобилей на заводах России, а также поставку иномарок в нашу страну. Однако немецкая компания Bosch опровергла слухи о прекращении отгрузок техники в РФ.

«Bosch продолжает выполнять свои обязательства по поставке товаров в Россию. Ситуация быстро меняется, мы следим за развитием событий и корректируем нашу работу с учетом меняющихся обстоятельств. Речи о закрытии заводов и остановке производств на данный момент нет», — сообщили в пресс-службе представительства компании в России.

Памятник Ф. М. Достоевскому на территории музея-усадьбы Ф. М. Достоевского "Даровое" в Московской области.

Индия

Индия, которая не поддержала на заседании Совбеза ООН резолюцию с осуждением российской спецоперации на Украине, не оборвала внешнеэкономические связи с Россией.

Напомним, товарооборот между Россией и Индией в 2021 году составил около $12 млрд. По данным источника ТАСС, это рекордный показатель за все время торговых отношений.

Дворняжку нашли в Краснодарском крае – зимой, в лесу, с отрубленными лапами.

Кто из зарубежных отказался от санкций в отношении России?

Сейчас мир раскололся на несколько лагерей: страны, которые ввели санкции против РФ; государства, отказавшиеся от каких-либо ограничений в отношении РФ; нейтральные страны, которые никак не прокомментировали ситуацию.

Страны, которые официально отказались от введения санкций против России:

«Коммерсант»: ограничения Китая на экспорт беспилотников привели к перебоям с поставками в Россию

Ограничения, введенные властями Китая на экспорт дронов, осложнили их поставки в Россию, а также привели к дефициту некоторых комплектующих, в том числе тепловизоров. Об этом сообщает «Коммерсант».

В конце июля власти Китая объявили о временном ограничении экспорта беспилотников, комплектующих и оборудования для их производства. Ограничения ввели с целью «защиты национальной безопасности и интересов страны». Под запрет попали гражданские дроны большой дальности весом более четырех килограммов, которые способны находиться в воздухе более получаса, перевозить объекты и сбрасывать их на землю.

«Коммерсант» утверждает, что эти ограничения привели к приостановке поставок комплектующих и самих дронов массой более четырех килограммов, а по некоторым типам уже наблюдается дефицит, в том числе по агродронам (используются в сельском хозяйстве), которые весят в среднем 30-40 килограммов и производятся в России в единичных экземплярах.

Теперь для экспорта оборудования китайский поставщик должен получить лицензию министерства торговли Китая и разрешение таможенной службы, предоставив информацию о конечном получателе. В свою очередь власти проверят получателя на присутствие в санкционных списках, связанных «с военной деятельностью или нежелательными для Китая действиями». «Коммерсант» отмечает, что Китай запретил экспорт любых дронов, если они будут применяться в военных целях. По словам участников рынка, это привело к приостановке поставок даже той продукции, которая не попадает под введенные ограничения.

По словам большинства крупных производителей беспилотников России, они заранее пополнили запасы деталей. Они отмечают, что их поставщики сейчас пытаются приступить к получению лицензий. Рассмотрение заявок и оформление документов может занять от полугода до года.

Гендиректор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко заявил, что ситуация «накаляется». По его словам, сейчас идут поставки, оформленные до 1 сентября, но в компании уже ощутили изменение работы с таможенными, казначейскими службами и банками Китая. Гендиректор компании RuDrones Дмитрий Дацыков рассказал, что в августе производители беспилотников вывозили оптом все, что могли: «Камеры, датчики, контроллеры двигателей, устройства противодействия БВС [беспилотным воздушным судам]».

Несколько собеседников «Коммерсанта» заявили, что российские ведомства, в том числе Минпромторг, не участвуют в переговорах с коллегами из Китая и не помогают в налаживании поставок.

По сведениям американской разведки, к весне 2023 года Китай поставил России беспилотники и комплектующие к ним на сумму не менее 12 миллионов долларов. Politico со ссылкой на данные таможни писало, что с начала 2023 года Китай поставил в Россию гражданских беспилотников более чем на 100 миллионов долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *