Что такое обод колеса автомобиля
Перейти к содержимому

Что такое обод колеса автомобиля

  • автор:

Что такое обод колеса автомобиля

  • Штампованные диски изготавливаются из стали путём прессования в пресс-формах. Во избежание коррозии дисков их покрывают влагоупорной краской. Преимущество штампованных дисков заключается в их невысокой стоимости и возможности ремонта при повреждениях. К отрицательным качествам можно отнести достаточно большой вес диска.
  • Литые диски изготавливаются из алюминиевых сплавов путём отливки в формы. Отлитые заготовки обрабатываются с высокой точностью на станках с ЧПУ. К преимуществам литых дисков относятся их сравнительно небольшой вес и привлекательный внешний вид. К недостаткам можно отнести высокую стоимость (из-за сложного технологического процесса и стоимости алюминиевого сплава), непригодность для ремонта (так как диски при сильных ударах трескаются или скалываются).
  • Кованые диски, практически не отличаются от литых дисков, но при их изготовлении отливка производится под очень высоким давлением. За счёт этого кованые диски имеют повышенную прочность и долговечность. Стоимость кованых дисков выше стоимости литых дисков.
    В независимости от метода производства дисков, все диски имеют строго типизированные форму и размеры.
    При подборе дисков следует учитывать такой параметр как вылет ЕТ. Вылет это расстояние между плоскостью, проходящей через середину посадочной ширины обода и привалочной плоскостью. Привалочная плоскость — плоскость диска, прилегающая к ступице, находится с внутренней стороны диска.

Хампы— кольцевые выступы диска, предназначенные для надёжной фиксации бескамерных шин.
Параметр MAX LOAD— максимальная нагрузка на диск. Измеряется MAX LOAD в фунтах или в килограммах. Чтобы перевести фунты в килограммы, нужно разделить их на коэффициент 2,2.
Для подбора колёсных дисков следует пользоваться маркировкой нанесённой на диск. Например, такая маркировка 7.5J x 16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6означает:
7.5J— ширина обода в дюймах;
Х— знак, указывающий на то, что обод колеса неразъёмный;
16— посадочный диаметр обода колеса в дюймах, который обязан соответствовать посадочному диаметру шины;
Н2— параметр указывающий на то, что диск имеет хампы;
5/112— PCD, 5 — число крепёжных отверстий, 112 — диаметр в миллиметрах, на котором расположены центры крепежных отверстий;
ЕТ 35— вылет диска в миллиметрах. Если вылет отрицательный, то перед числом ставится знак — (минус), например ЕТ -20. Если вылет нулевой, то пишется ЕТ 0;
d 66.6— диаметр ступицы или диаметр центрального отверстия в миллиметрах. Обычно данный размер лежит в пределах от 50 до 70 мм.

Кроме того на диске также ДОЛЖНО быть указано:
— Товарный знак или наименование производителя;
— Дата изготовления (обычно год и неделя). Например, 0511 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 2011 года;
— Клеймо контролирующего органа (буквенно-цифровой индекс или изображение — птичка, цветочек и т.д. На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгенконтроля, которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин;
— Клеймо национального ГОССТАНДАРТА;
— Предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.
На диске может быть указано:
— предельное давление в шинах, на которое диск рассчитан. Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см)и измерять давление следует в холодной шине (Cold). MAX PSI указывают только американцы;
— способ производства, если диск кованый (FORGED).


Автомобильные шины Автомобильные шины изготавливаются из резиновых смесей и наполнителей. Для придания прочности шине, шина изготавливается из нескольких слоёв — резиновой прослойки каркаса, металлического корда и протектора.


По технологии изготовления корда шины делятся на диагональные и радиальные.
Радиальные шины имеют преимущество по сравнению с диагональными, так как обеспечивают лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля. Так же, радиальные шины более износостойки. Пробег диагональных шин составляет 20 — 40 тысяч километров, а пробег радиальных — 60 — 80 и более тысяч километров. На радиальных шинах ставится обозначение R или надпись Radial.
Современные шины имеют дополнительные слои (бандаж), улучшающие их прочность и ездовые качества.
Автомобильные шины заполняются воздухом. Существуют камерные и бескамерные шины. Бескамерные шины имеют преимущество, так как сохраняют длительное время давление воздуха в шине при проколе. Камерами снабжаются в основном диагональные шины.
Для автомобильных шин устанавливается оптимальное давление воздуха в шинах.
Так, если давление в шине выше оптимального, то она имеет худшее сцепление с дорогой, покрышка быстрее изнашивается, а езда становится более жёсткой.
Если давление в шине ниже оптимального, то сцепление с дорогой улучшается, но резко увеличивается расход топлива автомобилем. Автомобиль хуже управляется в поворотах. Тормозной путь автомобиля увеличивается.
У каждой модели автомобиля свое оптимальное давление в шинах. Оптимальное давление в шинах индивидуально для каждой модели автомобиля. Рекомендуемое давление в шинах пишется на стикере, который крепится на внутреннюю сторону двери автомобиля со стороны водителя или на дверцу бардачка. Следует периодически проверять давление в шинах на соответствие рекомендованному.
Протекторавтомобильной шины представляет собой внешнее покрытие шины из профилированной резины, непосредственно находящиеся в контакте с поверхностью дороги. Протектор обеспечивает надлежащее сцепление с дорогой, передавая прилагаемые усилия к шине на ее поверхность, защищает каркас от повреждений, обеспечивает эксплуатационный ресурс шины. На наружной стороне протектора наносится рисунок в виде углублений. Форма рисунка выбирается конструкторами с учётом обеспечения оптимальных эксплуатационных характеристик для тех или иных условий эксплуатации шин. По рисунку протектора шины классифицируются как: универсальные, дорожные, повышенной проходимости, дождевые и тому подобное.


Величина h— глубина рисунка протектора. В процессе эксплуатации шины, протектор изнашивается, и глубина рисунка уменьшается. Для безопасной эксплуатации шин, глубина рисунка протектора (или остаточная глубина протектора) не должна быть меньше 1,6 миллиметра.
От материала и рисунка протектора зависит сезонное применение шин: летние, зимние (шипованные и нешипованные) и всесезонные.
На некоторых видах шин рисунок имеет такую форму, при которой направление вращения колеса при движении должно строго соответствовать рекомендуемому. То есть, нельзя установить колесо, предназначенное для левой стороны автомобиля, на правую сторону. Такие шины называются несимметричными. Для определения направления вращения колеса на шине делается маркировка в виде стрелки направленной в сторону вращения.


Маркировка автомобильных шин Каждая шина имеет маркировку в виде надписей непосредственно на шине.
Рассмотрим по порядку всё обилие надписей на шине:
— Название фирмы производителя шин, например, КАМА, MICHELIN, GOODYEAR и тому подобное;
— Модель шины, например EAGLE, EcoContact, ENERGY;
— Типоразмер шины, например 195/65 R15, где 195 — ширина профиля шины в миллиметрах; 65 — высота профиля шины в процентах; R — радиальная шина;15 — диаметр обода в дюймах (о размерах шин, подробно будет рассказано далее);
— Надпись RADIAL или R, означает, что шина с радиальным кордом;
— Надпись TUBELESS, означает бескамерная и указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры;
— Максимальная нагрузка MAX LOAD. Максимальная нагрузка указывается в килограммах, например MAX LOAD 512kg. Иногда максимальную нагрузку указывают в английских фунтах, например, MAX LOAD 1135lbs. Один английский фунт (или фунт торговый) равен 453,54 грамма.
— Индекс скорости шины обозначается буквой, соответствующей максимальной скорости, на эксплуатацию при которой сертифицирована данная шина.
Принят следующий ряд обозначения индекса скорости (индекс — км/час): J — 100; K — 110; L — 120; M — 130; N — 140; P — 150; Q — 160; R — 170; S — 180; T — 190; U — 200; H — 210; V — 240; VR — больше 210; W — 270; Y — 300; ZR — больше 240.
— Буквы M+S означают, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега; надпись WINTER, означает, что это шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях. Иногда зимние шины маркируются рисунком снежинки.
— Надпись DOT означает, что шина соответствует стандарту качества и допущена к эксплуатации.


Размерность шин. Соответствие ширины шин и дисков.

Рассмотрим типоразмеры шин на конкретном примере: 135/80 R13.
135 — ширина профиля шины в миллиметрах;
80 — процентное отношение высоты профиля H к ширине профиля W (если этот параметр не указан, то значение равно 82%). Высота профиля (ВП) в % выражается формулой ВП = H / W * 100; Зная ширину профиля и процентное отношение высоты профиля можно найти высоту профиля. В нашем случае высота профиля Н = 135 * 0,8 = 108 мм или 4,25 дюйма. Зная диаметр обода и высоту профиля можно рассчитать наружный диаметр шины. В нашем случае 13 + 4,25 = 17,25 дюйма или 438,15 миллиметра;
R — радиальная шина;
13 — диаметр обода в дюймах.
Зависимость высоты профиля от ширины профиля

Понятие о деталях автомобильного колеса

Степан Волков

Колеса — это самые давние элементы конструкции, которые разгоняют автомобиль. Они устанавливаются под грузовиком вертикально, обеспечивая движение и одновременно поддерживая как тяжелый груз, так и сам автомобиль. Каждый вид транспортного средства, от маленьких легковых автомобилей до больших грузовиков, зависит от колеса как от основного рабочего компонента. В последние годы автомобили были модифицированы и имеют различные кузова, конструкции и размеры. Некоторые детали автомобилей были заменены на более новые варианты или больше не производятся.

Более того, каждый автомобиль, от Ferrari до Камаза, зависит от колеса, самой простой из машин. Колесо, возможно, является величайшим изобретением, которое когда-либо изобрел человек его нельзя обойти стороной рядом с огнем (без каламбура). Без колес и шин легковые и грузовые автомобили были бы лишь дорогими украшениями для двора. В этой статье я расскажу об основных частях автомобильного колеса и их функциях.

Части автомобильного колеса

Ступица, спицы и обод составляют колесо. область, где соприкасаются боковая поверхность ротора, болты крепления и посадочное место оси. Ниже перечислены различные части автомобильного колеса:

Ствол
Болт круглый
Бусины
Центральное отверстие
Центральная крышка
Фланцы
Отверстие для проушины
Наружная кромка
Спица
Шина
Система клапанов
Колесный подшипник
Диски колес
Ступица колеса
Колесный крепеж

СТВОЛ

Бочка относится к области автомобильного колеса, которая находится между внешним торцом и внутренним краем обода. Функция бочки заключается в обеспечении поверхности, на которую можно установить шину. Центр падения, который влияет на тип крепления колеса, — это внутренний диаметр бочки. У переднеприводных автомобилей центр падения находится ближе к передней части колеса. С другой стороны, у автомобилей с задним приводом центр падения находится ближе к задней части колеса. Фланцы, образованные боковинами шины, предотвращают проскальзывание шин во время движения автомобиля.

БОЛТ ОКРУГЛЫЙ

Болтовой узор колеса часто называют окружностью болта или диаметром делительной окружности. Это пространство, которое образуется болтом проушины. Окружность болта рассчитывается путем умножения количества проушин на диаметр фиктивной окружности, которую образуют центры проушин. Например, схема болтов 54?? будет иметь 5 отверстий под болты и 4 дюйма BCD. Подгонка колес, изготовленных для нескольких производителей автомобилей, является сложной задачей, поскольку окружности болтов обычно различаются между производителями колес и автомобилей.

БУСИНЫ

Шины-шарики выполняют основную функцию надежного крепления шины к внешней стороне колеса. Для этого давление проводов используется для того, чтобы плотно прижать резину к каркасу колеса. Колесо, которое будет транспортировать энергию, также включает в себя бусины. Если бусины сломаны, энергия может передаваться неправильно и сотрясать весь автомобиль, особенно при быстром движении. Поскольку они обеспечивают герметичное прилегание к колесу и более эффективную передачу сил во время движения автомобиля, бусины имеют решающее значение.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ

Колесо правильно центрируется на автомобиле благодаря обработанному отверстию в центре колеса. Колесо должно быть центрировано по ступице, чтобы уменьшить вероятность вибрации. Функциональное пространство, выступающее над осью и несущее на себе вес автомобиля, часто находится в этом отверстии. Сменные колеса не могут быть установлены, если диаметр бурта ступицы больше центрального отверстия. Аналогичным образом можно установить колесо, если диаметр центрального отверстия больше диаметра ступицы, но непреднамеренная разница в диаметре будет проблематичной.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КРЫШКА

Диски и шины автомобиля защищены от грязи и солнечных лучей высококачественными колпаками центрального колеса. Эти колпаки для автомобильных колес — отличное приобретение, особенно для водителей, которые оставляют свои автомобили припаркованными в общественных местах. В центре колеса, заполненном спицами, находится центральный колпачок. На некоторых моделях колпачок можно снять. Но большинство колесных дисков не имеют съемных центральных колпачков. Хотя колесо можно использовать и без колпака и оно будет работать нормально, колпак придает колесу более законченный и однородный вид.

ФЛАНЦЫ

Колесный фланец часто выступает в качестве соединения для присоединения колес автомобиля к оси. Они механически фиксируются на конце шпинделя или ведущей оси. Кроме того, они находятся по бокам колеса, чтобы предотвратить излишнее скольжение шины. Автомобильные колеса традиционно крепятся с помощью колесных фланцев и гаек с наконечниками. Шина остается прикрепленной к колесу даже в неблагоприятную погоду или на неровной поверхности благодаря фланцам, расположенным на обоих концах колеса.

ОТВЕРСТИЕ ПРОУШИНЫ

На центральном диске отверстие для проушины обычно обрабатывается так, чтобы напоминать окружность болта. Именно через эти отверстия крепится гайка крепления. Пустоты, которые обычно закрывает центральный колпачок, называются отверстиями для проушин. Диаметр окружности болта — это размер окружности, образованной отверстиями для наконечников. Резьбовая шпилька колеса на оси автомобиля соединяется со ступицей колеса с помощью гайки наконечника, которая фиксирует колесо на месте и правильно его центрирует. Это разновидность гаечного крепежа с коническим (коническим) или круглым концом.

ВНЕШНЯЯ КРОМКА

Наиболее ремонтопригодной частью является внешняя кромка, которая чаще всего разрушается при попадании колеса в выбоину. До тех пор, пока наконечник не коснется торца колеса, кромка может быть более глубокой или более широкой. Более глубокая внешняя кромка более уязвима для повреждений при ударах, поскольку спицы не могут ее поддерживать. Расстояние от торца колеса до края наружной кромки, которая находится снаружи, определено.

СПИЦЫ

Спицы играют решающую роль в креплении пластины в центре колеса к ободу колеса. Здесь находятся проушины и отверстия под болты, используемые для крепления колеса к автомобилю. Кроме того, спицы защищают внешний край и укрывают его от легких ударов. Существует бесчисленное множество вариаций этих спиц. Традиционный тип имеет пять спиц, однако некоторые имеют замысловатые украшения или только три. Материал и дизайн влияют на устойчивость и прочность спиц.

Всем известно, что шины предназначены для передачи тяги, крутящего момента и тормозных усилий на дорожное покрытие, а также для переноса веса автомобиля и поддержания направления движения. Для выполнения этих задач шины наполняются сжатым воздухом и изготавливаются из эластичной резины.

Они считаются компонентом системы подвески. По сути, шины — это чехлы, которые не дают дискам колес тереться или соприкасаться с землей. Нити, которые непосредственно соприкасаются с землей и разрушаются со временем, являются основными компонентами шины. Типичные нити имеют рисунок, представляющий собой канавки и насечки. Такая конструкция призвана максимально увеличить трение при контакте шины с землей и отвести воду и другой мусор от колеса.

КЛАПАННАЯ СИСТЕМА

Клапанная система автомобильных шин обеспечивают накачивание и сдувание шин. Система контроля давления в шинах встроена в клапанный механизм автомобильных колес, что позволяет водителю всегда быть в курсе уровня давления в шинах. Задача вентиля — удерживать воздух или азот внутри и не давать ему выходить. Таким образом, он имеет решающее значение для поддержания давления в шинах и безопасного вождения.

Колеса часто имеют два штока вентиля для нескольких целей. Первая подразумевает использование штока вентиля для закачки воздуха, а вторая — для дозаправки азота. Проще говоря, один шток вентиля используется для очистки обычного воздуха, а другой — для закачки азота.

ОБОДА КОЛЕС

Как правило, возникает путаница между ободом и колесом. Иногда колесо называют ободом и наоборот. Давайте проведем различие между этими двумя понятиями: обод — это только часть колеса, а колесо состоит из шины и других частей, помимо обода. Кроме того, шина фиксируется на месте внешним краем каркаса, который называется ободом. Его цилиндрическая форма позволяет закрепить кольцевой корпус на колесе и герметизировать его. Чтобы загерметизировать воздух внутри бескамерных шин, шина и обод должны быть правильно собраны. Между ободом и шиной на старых моделях автомобилей находились трубки.

Чтобы выдержать вес и силу автомобиля, обода изготавливаются из прочного металла, например, стали. Размер автомобильной шины определяется шириной и диаметром обода. Нестандартные обода можно приобрести на вторичном рынке автозапчастей. Эти нестандартные обода стоят дополнительно и могут быть окрашены и украшены по вашему желанию.

Боковина обода служит платформой для установки шины. Тип установленного колеса определяется центром падения, который является внутренним диаметром баллона. Центр падения для переднемонтируемых колес находится близко к передней части колеса. У заднемонтируемых колес, напротив, центр падения находится ближе к задней части колеса. Края бочки сформированы в фланцы, чтобы предотвратить проскальзывание шин при движении. Они имеют плоские части, называемые бусинами. Край шины опирается на поверхность, созданную этими плоскими участками.

СТУПИЦА КОЛЕСА

Ступица, которая является самым важным компонентом, — это место крепления колеса. Она имеет отверстие посередине, которое используется для крепления колеса к оси. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, тормозные диски упираются в ступицу колеса, обеспечивая торможение автомобиля. Центральное отверстие закрыто съемным центральным колпачком на внешней стороне колеса. Обычно колесный диск, который либо снимается с обода, либо постоянно прикреплен к нему, служит связующим звеном между ступицей и ободом. На некоторых автомобильных колесах для соединения обода и ступицы используются спицы. Структурная целостность колеса также обеспечивается спицами. Современные колеса обычно имеют стилизованные спицы для эстетической привлекательности.

Перед покупкой убедитесь, что центральное отверстие на автомобильном колесе послепродажного обслуживания имеет тот же размер, что и штатное или оригинальное колесо. Колеса с большим центральным отверстием обойдутся дороже, так как для закрытия зазора требуются кольца со ступичным центром. Центральный диск расположен сразу за центральным колпачком на автомобильных колесах со спицами. Смещение колеса определяется глубиной этого диска относительно центральной линии. На среднем диске обычно сверлятся отверстия под болты. Эти отверстия называются «проушинами», в них крепятся колесные гайки. Диаметр окружности болта — это размер окружностей болтов, образованных отверстиями для проушин (BCD). Схема расположения болтов определяется этим размером и количеством отверстий.

Что такое ободы колес автомобиля и зачем они нужны?

Ободы колес автомобиля: все, что вам нужно знать

Обод колеса автомобиля – это наружная часть колеса, которая обеспечивает крепление шины, а также служит для распределения веса автомобиля на дорогу. Он имеет форму круглой полости и может быть выполнен из различных материалов, таких как сталь или легкий сплав.

Функции обода колеса

Обод колеса выполняет несколько важных функций, которые влияют на безопасность и комфорт вождения:

  • Крепление шины – наружная сторона обода имеет специальные канавки и выступы, которые обеспечивают надежное крепление шины. Это позволяет предотвратить проскальзывание шины на ободе и обеспечить хорошее сцепление с дорогой, что особенно важно во время поворотов или торможения.
  • Распределение нагрузки – обод колеса подвергается огромным нагрузкам во время движения автомобиля. Он распределяет эту нагрузку равномерно по всей поверхности шины, что способствует равномерному износу и улучшает управляемость автомобиля.
  • Диссипация тепла – во время торможения автомобиля обод колеса нагревается под воздействием трения. Он выполняет функцию диссипации тепла, ускоряя его охлаждение и предотвращая перегрев, что может привести к снижению эффективности тормозной системы.

Типы ободов колеса

Существует несколько типов ободов колеса, которые отличаются по своим характеристикам:

  • Стальные ободы – это наиболее распространенный тип ободов. Они изготавливаются из прочной стали и обладают высокой прочностью и долговечностью. Однако, стальные ободы имеют небольшую массу, что может негативно сказаться на динамике и расходе топлива автомобиля. Они также более подвержены коррозии, поэтому требуют особого ухода.
  • Литые ободы – это ободы, изготовленные с помощью литья под давлением легкого сплава, такого как алюминий. Они обладают более низким весом, что положительно сказывается на динамике автомобиля и расходе топлива. Литые ободы также обладают привлекательным внешним видом и могут иметь различные дизайнерские решения. Однако, они менее прочны и могут подвергаться повреждениям при сильных ударах.

Уход за ободами колеса

Чтобы ободы колеса автомобиля служили долго и выглядели аккуратно, следует соблюдать несколько правил ухода:

Устройство шин и колес

Европейская экономическая комиссия в сотрудничестве с технической организацией европейских производителей шин и ободьев в 1975 г. приняла Правило ЕЭК ООН, определяющее типовые испытания шин и их дополнительные обозначения, необходимые для проведения этих испытаний.

Устройство шин и колес

Устройство ободья колес автомобилей: а — легкового; б — грузового с ободом, имеющего разрезное замочное кольцо; в — грузового с ободом, имеющего разрезное бортовое кольцо; г — высокой проходимости; д — с бездисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей; 1 — обод; 2 — диск; 3 — гайка; 4 — шпилька; 5 — ступица; 6 — колпак; 7 — неразрезное бортовое кольцо; 8 — разрезное замочное кольцо; 9 — разрезное бортовое кольцо; 10— болт;11— наружный обод; 12— распорное кольцо.

Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.

В случае применения бескамерных шин к колесу предъявляются дополнительные требования:

• герметичность обода;
• одинаковые посадочные размеры для бескамерной и камерной шин одного и того же размера;
• возможность применения камеры.
Классификация колес. Колеса различают по классам, видам и типам. По эксплуатационному назначению транспортных средств колеса имеют следующую классификацию:
• класс 1 — для внутризаводского транспорта (автопогрузчики, электрокары);
• класс 2 — для автомобилей с полной массой до 2,0 т и для прицепов к ним;
• класс 3 — для грузовых автомобилей с полной массой от 2 до 20 т;
• класс 4 — для грузовых автомобилей с полной массой свыше 20 т;
• класс 5 — для автомобилей повышенной проходимости и прицепов;
• класс 6—7 — для тракторов и сельхозмашин.
Колеса могут быть предназначены для следующих типов шин:
• камерных;
• бескамерных;
• с регулируемым давлением;
• арочных;
• пневмокатков.
По конструктивным особенностям колеса подразделяются по следующим признакам:
• по типу обода — с неразъемным и разъемным ободом, с профилированным ободом, с ободом из фасонных профилей, со штампованным или литым ободом и т. д.;
• по месту соединения диска с ободом — с диском, соединенным с ободом в средней части, то же в замочной части, то же в бортовой части;
• по способу соединения диска с ободом — не регулируемые по вылету диска относительно обода и регулируемые;
• по способу соединения колеса со ступицей — дисковые и бездисковые;
• по числу колес, одновременно устанавливаемых на ступицу, — одинарные или сдвоенные.
Ободья. Основные типы ободьев колес (рис. 122):
• неразъемный;
• разъемный посредине;
• разъемный по радиусу — сегментный;
• разъемный двух-, трех-, четырех- и пятиэлементный.

Неразъемный обод состоит из закраин, полок и ручья. Закраины обода
воспринимают усилия, передаваемые бортами шины, ограничивают их перемещение и защищают боковины шины от внешних повреждений.
Полки являются посадочными местами для бортов шины с углом наклона к середине на 5°. Наклон полок обеспечивает натяг бортов при накачивании шины после монтажа и соответственно их плотную посадку на полки.
Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Для обеспечения безопасности бескамерных шин применяется специальный безопасный контур полок обода.
Ободья изготавливаются из качественных конструкционных сталей, допускающих глубокую вытяжку. В ряде случаев колеса в целом, т. е. обод совместно с диском, изготовляются из легких, преимущественно магниевых или алюминиевых сплавов.
Разъемные ободья применяют для шин грузовых автомобилей и автобусов. Борта и боковины этих шин настолько жесткие, что не позволяют смонтировать шину через закраины обода.
Наиболее распространенными являются плоские ободья с одной отъемной закраиной. Они имеют цилиндрический либо с неглубоким ручьем обод с одной закраиной. Шина беспрепятственно надевается на такой обод, после чего устанавливается вторая закраина, так называемое съемное бортовое кольцо, которая фиксируется на ободе.
В двухэлементной конструкции съемная закраина выполнена с косым сквозным разрезом и монтируется в канавку на краю обода за счет ее радиальной упругой деформации.
Трехэлементный обод имеет неразъемную жесткую съемную закраину и разрезное замочное кольцо с конической полкой.
Четырехэлементный обод имеет неразъемную закраину, сплошное посадочное кольцо с конической полкой и разрезное (пружинное) замочное кольцо.
Пятиэлементный обод отличается от четырехэлементного наличием уплотнительной вставки, позволяющей герметизировать обод при монтаже бескамерной шины.
Дисковые колеса. В конструкции колеса диск является частью, соединяющей обод со ступицей. Диску придается чашеобразная форма, которая обеспечивает более высокую поперечную жесткость. В диске имеются центральное и крепежное отверстия, оси которых параллельны оси вращения колеса, а также ряд дополнительных отверстий разнообразной формы. Центральное отверстие служит для размещения ступицы колеса и центрирования диска на ступице. Дополнительные отверстия в диске используются для его облегчения, вентиляции тормозных механизмов, а также выполняют декоративные функции.
Бездисковые колеса. На тяжелых автомобилях используются барабанные (спицевые) ступицы и бездисковые колеса, которые имеют конический поясок на поверхности обода, обращенный к ступице. Соединительная часть выполнена непосредственно на ступице и имеет коническую поверхность. По этим коническим поверхностям осуществляется центрирование обода относительно ступицы. Крепление этих колес осуществляется прижимами путем затяжки гаек на шпильках.
Крепление дисков колес к фланцам ступиц осуществляется резьбовыми соединениями — болтами либо шпильками с гайками. Центрирование и крепление диска одинарных колес осуществляется конической частью гаек или болтов с правой резьбой и углом конуса 60°, которые упираются в соответствующие фаски крепежных отверстий диска. При сдвоенных колесах внутреннее колесо может притягиваться к фланцу колпачковой гайкой (футоркой) со сферической опорной поверхностью и наружной резьбой, на которую наворачивается основная гайка, крепящая наружное колесо. Резьба крепежных деталей правых колес — правая, левых — левая. Длительное время считалось, что такая дифференциация резьб способствует предотвращению самоотворачивания гаек. Однако практика показала, что это не имеет большого значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *