Почему МКПП скоро исчезнет: 4 с половиной причины
Как бы ни печально это звучало для многих автомобилистов, но механическая коробка переключения передач устаревает, и это факт. Немецкие автоконцерны друг за другом заявляют, что будут отказываться от установки МКПП на новые автомобили. Недавно Mercedes-Benz сообщил о полном отказе от “механики” с 2023 года, а к 2024 году это хочет сделать и Volkswagen.
Ещё несколько лет назад руководитель подразделения BMW Motorsport Франк ван Мил заявлял, что производитель может отказаться от использования МКПП из-за низкого спроса на такие авто: «С технической точки зрения, будущее механических коробок передач не выглядит благополучным. Коробки с двумя сцеплениями и автоматические трансмиссии работают быстрее и обеспечивают лучшие показатели экономичности».
Что тут скажешь… Глядя на прогресс мирового автопрома и учитывая то, как массово и безболезненно проходил переход от переключения передач с рулевой колонки на привычную нам напольную коробку, а вместе с тем и появление автоматических, роботизированных и вариаторных трансмиссий, можно предположить, что коробкам с механическим переключением осталось, в общем, недолго.
К огорчению тех, кто до сих пор считает “механику” воплощением спортивного стиля вождения, где важны манипуляции с педалью сцепления и рычагом переключения, нужно заметить, что уже и в спорткарах МКПП всё чаще сдаёт позиции.
Похоже, не за горами тот день, когда для новеньких молодых водителей будет потрясением, что когда-то в автомобиле педалей было три. И причин тому, что автоматические коробки скоро полностью заменят “механику”, несколько.
1️⃣ Простота и удобство. Споры тут излишни: намного проще давить только на газ или тормоз, не утруждая себя лишними телодвижениями. Человек всегда стремился облегчить себе жизнь и лишний раз не напрягать мозги (хотя это может и минус), поэтому смартфон и заменил кнопочные телефоны.
2️⃣ Скорость переключения. Если раньше этот аспект был на стороне механической коробки, то сейчас такое суждение больше не имеет силы. Специалист по автомобильным технологиям Питер Керкрат из немецкой организации KÜS утверждает: «Автоматические коробки передач по эффективности догнали механические. Особенно коробки передач с двойным сцеплением — они переключаются быстрее, чем это делает любой гонщик».
3️⃣ Расход топлива. Ранее одним из преимуществ МКПП была экономия расхода топлива, которая доходила до 1-2 литров на 100 км пути по сравнению с АКПП. Но теперь это не так, как и вопросы к “автоматам” по спортивному вождению. Современные автоматические коробки больше не увеличивают расход топлива, как это было.
4️⃣ Пространство в салоне. Полный отказ от “механики” позволяет хоть и немного, но экономить место в салоне, что на руку потребителям. В центральной консоли, благодаря компактной “шайбе” селектора АКПП, теперь можно поместить и дополнительный подстаканник, и зону беспроводной зарядки смартфона, и нишу для мелочовки.
ВОПРОС ЦЕНЫ.
Единственный оставшийся аргумент в пользу МКПП – цена. Механические коробки менее сложны в производстве, поэтому дешевле. А вместе с ними и сами автомобили с механической ручкой. Но при массовости производства “автоматов” и это преимущество “механики” постепенно сходит на нет. Уже сейчас в России автомобили с МКПП стоят всего на 100-150 тысяч рублей дешевле аналогичных комплектаций с автоматической коробкой.
Кроме того, специалисты отдела продаж Mercedes-Benz отмечают, что автопроизводители сами стараются сократить разнообразие в модельных рядах за счёт комплектаций с “механикой”, поскольку им приходится тестировать и омологировать каждый вариант модели отдельно, а это гигантские затраты. Необходима оптимизация.
Конечно, бесследно МКПП не исчезнут. Наверняка механические коробки передач и далее будут применяться в технике военного и специального назначения. Возможно, классическая “механика” останется и в бюджетных легковых автомобилях, но и это – не факт.
Рабочее место водителя в бронированном автомобиле «Тигр». Фото: uazbuka.ru
По словам того же эксперта из KÜS, Питера Керкрата, при больших объёмах производства стоимость АКПП с двойным сцеплением сравнивается с ценой изготовления МКПП. А кроме того, увеличивающийся из года в год поток учащихся на получение водительских прав на управление автомобилем с коробкой-автомат тоже говорит о многом, в том числе и о грядущем снижении спроса на автомобили со старой, доброй механической коробкой передач.
✋ Отметьте свой вариант в опросе ниже и подписывайтесь на наш блог.
Удар по стереотипам. Почему не стоит бояться механических коробок
Автоматические трансмиссии так же, как и двигатель, управляются электроникой из одного блока, поэтому они находят общий язык еще на заводе, и процесс переключения передач незаметен для водителя. А вот ручная трансмиссия зависит от стереотипов человеческого мышления. Бывает, что на новых «колесницах» люди гоняют как встарь, отчего гробят и автомобили, и окружающую среду. Какое отношение теперь любит автомобиль «на палке»?
Широкая площадка
«Великая заслуга инженеров в том, что они научились создавать у двигателей длинную площадку крутящего момента, а не его пучок, как раньше, — рассказывает спортивный инженер, пилот и капитан раллийной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин. — Два десятилетия назад, когда карбюраторные моторы еще сходили с конвейера, оптимальный режим их работы концентрировался в локальной зоне графика. Если посмотреть на древние кривые момента, то моторы хорошо тянули лишь свыше 2500 об. Карбюратор просто не мог обеспечивать ровную тягу на всех оборотах. Он не умел перенастраиваться мгновенно. Но сейчас, благодаря трем системам, а именно с помощью впрыска, через регулировку фаз газораспределения и настройками впуска-выпуска удалось значительно расширить зону эффективности современных моторов. На графике она предстает в виде длинной площадки момента».
Атмосферные моторы тоже вполне тяговиты. К примеру, на новеньком MPI 1,6 EA211, которые сейчас производят в Калуге для массовых моделей Volkswagen, 70-80% момента достижимы уже в районе 1000 об, а пик тяги приходится на 3800 об.
Тем самым, на новых машинах с ручной коробкой передач даже не требуется добавлять газа при старте, а можно лишь плавно отпускать педаль сцепления. Современный мотор позволяет трогаться с 850 оборотов. Он не заглохнет, потому как программируемый инжектор добавит ровно столько топливной смеси, сколько необходимо для движения.
Чтобы проверить это, можно проделать простой эксперимент. Возьмем самый дешевый Renault Logan с 5-ступенчатой механикой и новеньким 1,6-литровым атмосферным мотором российского производства. Автомобиль не только легко трогается, но еще и катится вперед по ровной дороге на третьей и на четвертой передаче на 800-900 оборотах двигателя. То есть, разогнавшись до 60 км/ч, можно воткнуть «четвертую» и бросить акселератор. Автомобиль снизит скорость примерно до 30 км/ч, поднатужится и далее поползет сам. Причем мотор будет работать так же ровно, как и прежде.
Карбюратор уже не король
Опасно ли так ездить? На старых автомобилях, которые ушли с российского конвейера более 20 лет назад, такой режим был невозможен. Карбюраторный мотор на низких оборотах при росте нагрузки троил, трясся и глох. Не хватало тяги. Топливо сгорало неравномерно и образовывался нагар.
«Кроме того, на технике из прошлого века масляный насос не всегда обеспечивал хорошую смазку при низких оборотах, — продолжает Вячеслав Субботин. — Сейчас для управления системами двигателя используется электронное оборудование и программное обеспечение, которое регулирует приготовление топливной смеси и его подачу в камеры сгорания. Программа настраивает технику, исходя из условий движения. Она сама изменит режим впрыска для наиболее безопасной и экономичной работы силового агрегата».
Такая же ситуация справедлива и для спортивных 570-сильных машин. «Спорткар Nissan GT-R тоже может ползать на низких оборотах без вреда для здоровья, — рассказывает инженер технического центра Nissan Дмитрий Иванов. — Система смазки мотора и коробки вполне надежна и обеспечивает хорошую защиту не только на треке, но и при повседневном ползании в пробках с низкими оборотами двигателя». Еще 20 лет назад спортивные моторы в таких режимах просто закоптили бы окружающих.
Сейчас им ничего не стоит держаться в программном режиме ЭКО в пределах 2000 об и ползать вместе с потоком, как элегантное купе.
Электроника напомнит о себе
Более того в соответствии с экологическими стандартами автолюбителям рекомендовано ездить именно экономично, то есть на низких оборотах. В машины с «механикой» встраивается электронная «напоминалка» момента переключений. На приборной панели загорается зеленая иконка, оповещающая, что время переключения пришло. И если следовать ей, то мотор будет всегда удерживаться в пределах 2000 оборотов.
Чуть тронулся — можно заползать на вторую, поддал немного газа и подтыкаешь уже четвертую, а на 60 км/ч электроника требует вставлять высшую передачу. Таким образом, в городе можно не поднимать стрелку тахометра выше 2000 об.
Однако роботизированные и автоматические трансмиссии с количеством ступеней больше семи могут удерживать обороты в экономичной 2-тысячной зоне и на междугородних магистралях, то есть свыше 90 км/ч. Поэтому они гораздо экономичнее ручной «механики». И это тоже достижение современных инженеров.
«Ведущие мировые концерны взяли курс на снижение выбросов вредных веществ, поэтому все новые автомобили рассчитываются на повседневную экономную езду на низких оборотах, — рассказывает автомобильный эксперт Никита Гудков. — При прохождении сертификации и при определении потребления топлива в среднем цикле автомобиль загоняют на стенд и имитируют режим крайне медленной езды. Разгон до 100 км/ч допускается в течение 30 секунд. А это предполагает работу двигателя только на низких оборотах в диапазоне от 1000 до 2000 об. По-другому производителям не вписаться в строгие экологические нормы. Соответственно, новым моторам предписывается ездить плавно. Хотя и динамичная езда им тоже не противопоказана».
Почему люди ненавидят МКПП? Взгляд с мужской и женской стороны
В российских реалиях автоматическая коробка переключения передач еще не так давно считалась роскошью. Но стремительное развитие сферы автомобильной техники стало причиной того, что многие водители просто терпеть не могут переключать передачи вручную. Они приводят самые разные доводы, боготворящие АКПП.
Но есть и другая часть общества. Это люди, которые считают поездку на автоматической коробке скучной, неинтересной и слишком предсказуемой. Для них лишь механическая КПП может предоставить необходимый драйв и радость от вождения.
Мужской взгляд на механику – сдержан, но критичен
Большинство мужчин-водителей предпочитают механическую коробку передач. По их глубокому убеждению никакой автомат или робот не способен подарить те незабываемые ощущения отличной тяги при обгоне или спринтерском наборе скорости, которые предоставляет механика. Но и среди мужчин немало почитателей автоматических трансмиссий.
Последние приводят весьма убедительные доводы того, почему езда на механике является неудобной и неинтересной:
- постоянно необходимо задействовать левую ногу;
- правая рука занята исключительно поиском правильной передачи;
- ошибка при переключении ведет к негативному влиянию на двигатель;
- постоянная езда на повышенных передачах является причиной большого расхода топлива.
Эти доводы логичны и понятны. Целью поездки для мужчины является экономия топлива и, соответственно, денежных средств, отсутствие вредоносного влияния на двигатель и необходимость делать меньше движений.
Именно поэтому в обществе присутствует достаточно большая часть мужчин, ненавидящих механические коробки передач. В большинстве своем это те водители, которые уже несколько лет владели автомобилем с АКПП или роботизированной коробкой.
Другая сторона медали – женский взгляд на МКПП
Про отношения женщины и механической коробки передач существует множество анекдотов и рассказов. Но на деле большая часть этого народного творчества является аллегорическим вымыслом.
Женщины-водители условно делятся на два типа. Это начинающие и опытные водители. Но для каждого из этих типов автоматическая коробка видится единственным правильным вариантом КПП в автомобиле. И причин для такого выбор очень много:
- можно освободить массу времени, не переключая передачи;
- невозможно запутаться в управлении, включив не ту ступень трансмиссии;
- нет необходимости выверять интервал сцепления и момент включения передач;
- можно сконцентрироваться на рулевом управлении и обезопасить поездку.
Как видите, для женщины стимулы приобретения автомобиля с автоматической коробкой отличаются от доводов мужчин.
Для прекрасного пола важна экономия времени, а не топлива или ресурса автомобиля. А также женщины в большинстве своем переживают о безопасности передвижения по напряженным городским дорогам. Именно это сделало большинство женщин ярыми противниками механических коробок передач.
Но среди представительниц прекрасной половины человечества есть и агрессивно настроенные дамы, для которых недостаточно того драйва, что предлагает автомат или вариатор. Им хочется самим управлять динамикой своего транспортного средства.
Подводим итоги
Доводы, которые приводят мужчины и женщины в поддержку автоматических КПП, весьма отличаются. Это обусловлено разными целями и ценностями владения автомобилем. Но стоит признать, что среди представителей любого пола остаются почитатели механических коробок, хоть их количество постоянно падает.
Действительно, отсутствие необходимости переключать передачи – это отличная возможность повысить безопасность как для пассажиров автомобиля, так и для эксплуатации двигателя.
Почему никто не любит мкпп
Я сам любитель «механики» и даже «правильные» мои машины практически все были на коробах. Сейчас я продаю Corolla G-Touring на коробке. Машина людям нравится но как увидят МКПП просто бегут от нее. Неужели настолько наш народ стал настолько разбалован «автоматами»? Пусть это будет очередным модным опросом.
не знаю. похоже что зажрались и обленились+) я наоборот, уже давно мечтаю перепрыгнуть с автомата на коробку, я даже автоматом рулю так что люди поначалу думают что у меня коробка=)
Когда был на Кипре (там левостороннее движение), брал на прокат NISSAN SANI на механике. Проблем с переключением никаких.
Но с АКПП приятнее ездить, особенно если по сотику разговариваешь.
Вадим, ты не прав. И твое утверждение не очевидно.
Моей первой машиной была Тойота Королла — универсальчик или как ее у нас называют «хозяйка». Она была на МКПП. Никаких проблем с переключением скоростей у меня, правши, никогда не возникало. После короллы был микроавтобус Мастер Айс Сурф — тоже на «коробке». И снова никаких проблем с переключением. Сейчас у меня машина с АКПП — блин, чертовски удобнее стало управлять машиной.
Хоть я и не сторонник и не противник того или иного вида КПП, но, согласись — управление машиной с АКПП более комфортнее и удобнее нежели с «коробкой».
Архив объединенного форума
Toyota — Nissan — Mitsubishi — Honda — Mazda — Subaru — Suzuki — Isuzu — Daihatsu
1990 — 1991 — 1992 — 1993 — 1994 — 1995 — 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — 2003 — 2004 — 2005 — 2006 — 2007 — 2008 — 2009 — 2010 — 2011 — 2012 — 2013 — 2014 — 2015 — 2016 — 2017 — 2018 — 2019 — 2020 — 2021 — 2022
Основные достоинства и недостатки МКПП
Статья о том, что такое МКПП, как она появилась, а также каковы ее достоинства и недостатки. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно переключать передачи в машинах с «механикой». Статья о том, что такое МКПП, как она появилась, а также каковы ее достоинства и недостатки. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно переключать передачи в машинах с «механикой».
При выборе автомобиля одним из важных параметров является тип коробки передач (механическая либо автоматическая). Многие автопроизводители активно переходят на АКПП. Однако некоторые автомобилисты доверяют только «механике». Чем же хороша МКПП, каковы ее достоинства и недостатки?
Немного истории об МКПП
Прежде чем приступить к рассмотрению плюсов и минусов МКПП, следует разобраться, что собой представляет этот механизм.
Механическую коробку переключения передач часто сокращают как МКПП, а в народе такую коробку называют «механикой». Такая коробка представляет собой многоступенчатый цилиндрический редуктор, позволяющий водителю в ручном режиме переключать передачи.
В коробке есть вал с жестко насаженными шестернями и вал с шестернями, которые вращаются свободно. Последние шестерни фиксируются блокирующимися механизмами после того, как будут уравновешены синхронизаторами скорости вращения пар шестерён. Скорость вращения вала изменяется ступенчато при переключении передач. Выбор передачи водитель осуществляет вручную. Такие коробки могут иметь разное количество ступеней передач.
Все мужчины-автомобилисты должны поблагодарить за изобретение «механики» супругу Карла Бенца Берту Бенц. Она после поездки на автомобиле «Motorwagen» в 1888 году пожаловалась мужу на то, что мотору не хватало тяги для преодоления даже небольшого пригорка. Карл Бенц не отважился спорить со своей женой и через пять лет выпустил «Benz Velo». На этом авто крутящий момент от мотора к колесам передавала МКПП (двухступенчатая планетарная).
Механическая трансмиссия постоянно эволюционировала за счет повышения количества передач. В 2000-х появилась 7-ступенчатая «механика», имеющая 5 базовых и две повышающие передачи. Такие коробки устанавливались на спорткары Porsche 911, чтобы более эффективно использовать крутящий момент мощного мотора.
К современным потомкам «механики» можно отнести роботизированные коробки, которые обладают таким же устройством и техническими характеристиками, что и обычная механическая трансмиссия, однако управляют сцеплением и переключают скорости самостоятельно.
Преимущества МКПП
«Механика» очень популярна среди водителей, особенно опытных. И на то есть веские причины. Вот основные плюсы МКПП:
-
Наименьшая (если сравнивать с другими типами коробок) себестоимость. Дешевле стоят только клиноременные вариаторные коробки, имеющие центробежный регулятор. Однако в чистом виде такие коробки не устанавливают на автомобили. Их часто используют на скутерах и мотоциклах.
Это основные достоинства «механики».
Недостатки МКПП
А теперь добавим немножко горечи в эту бочку меда. Естественно, у «механики» есть и минусы, в противном случае никто бы не придумывал коробку-автомат. Хотя следует отметить, что многие опытные водители не обращают особого внимания на ниже приведенные недостатки и все равно покупают автомобили с механической коробкой.
Вот основные минусы МКПП:
-
Главным существенным недостатком использования «механики» является непосредственно процесс взаимодействия с ней. Ведь водителю необходимо постоянно выжимать сцепление, переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами мотора, грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза. Это очень утомительно, особенно при движении в городе, где приходится часто тормозить, останавливаться и разгоняться.
Водитель авто с «механикой» должен знать оптимальные режимы работы мотора и правильное соотношение скорости и каждой передачи. Для приобретения подобных навыков вождения понадобится определенное время. Поэтому многие начинающие водители и женщины не любят авто с МКПП. Им сложно к ней приспособиться, так как они долго не могут определить оптимальную передачу.
Подведем итоги
Прогресс неумолим, и, к сожалению, «механика» постепенно отживает свой век. К примеру, в Штатах и Канаде многие водители вообще не умеют управлять автомобилем с МКПП, так как еще с 70-х годов большинство автопроизводителей начали оснащать свои машины АКПП.
Однако до сих пор есть фанаты, которые предпочитают авто с «механикой». Они видят в ней только плюсы, не обращая внимания на недостатки.
Почему люди ненавидят МКПП? Взгляд с мужской и женской стороны
В российских реалиях автоматическая коробка переключения передач еще не так давно считалась роскошью. Но стремительное развитие сферы автомобильной техники стало причиной того, что многие водители просто терпеть не могут переключать передачи вручную. Они приводят самые разные доводы, боготворящие АКПП.
Но есть и другая часть общества. Это люди, которые считают поездку на автоматической коробке скучной, неинтересной и слишком предсказуемой. Для них лишь механическая КПП может предоставить необходимый драйв и радость от вождения.
Мужской взгляд на механику – сдержан, но критичен
Большинство мужчин-водителей предпочитают механическую коробку передач. По их глубокому убеждению никакой автомат или робот не способен подарить те незабываемые ощущения отличной тяги при обгоне или спринтерском наборе скорости, которые предоставляет механика. Но и среди мужчин немало почитателей автоматических трансмиссий.
Последние приводят весьма убедительные доводы того, почему езда на механике является неудобной и неинтересной:
- постоянно необходимо задействовать левую ногу;
- правая рука занята исключительно поиском правильной передачи;
- ошибка при переключении ведет к негативному влиянию на двигатель;
- постоянная езда на повышенных передачах является причиной большого расхода топлива.
Эти доводы логичны и понятны. Целью поездки для мужчины является экономия топлива и, соответственно, денежных средств, отсутствие вредоносного влияния на двигатель и необходимость делать меньше движений.
Именно поэтому в обществе присутствует достаточно большая часть мужчин, ненавидящих механические коробки передач. В большинстве своем это те водители, которые уже несколько лет владели автомобилем с АКПП или роботизированной коробкой.
Другая сторона медали – женский взгляд на МКПП
Про отношения женщины и механической коробки передач существует множество анекдотов и рассказов. Но на деле большая часть этого народного творчества является аллегорическим вымыслом.
Женщины-водители условно делятся на два типа. Это начинающие и опытные водители. Но для каждого из этих типов автоматическая коробка видится единственным правильным вариантом КПП в автомобиле. И причин для такого выбор очень много:
- можно освободить массу времени, не переключая передачи;
- невозможно запутаться в управлении, включив не ту ступень трансмиссии;
- нет необходимости выверять интервал сцепления и момент включения передач;
- можно сконцентрироваться на рулевом управлении и обезопасить поездку.
Как видите, для женщины стимулы приобретения автомобиля с автоматической коробкой отличаются от доводов мужчин.
Для прекрасного пола важна экономия времени, а не топлива или ресурса автомобиля. А также женщины в большинстве своем переживают о безопасности передвижения по напряженным городским дорогам. Именно это сделало большинство женщин ярыми противниками механических коробок передач.
Но среди представительниц прекрасной половины человечества есть и агрессивно настроенные дамы, для которых недостаточно того драйва, что предлагает автомат или вариатор. Им хочется самим управлять динамикой своего транспортного средства.
Подводим итоги
Доводы, которые приводят мужчины и женщины в поддержку автоматических КПП, весьма отличаются. Это обусловлено разными целями и ценностями владения автомобилем. Но стоит признать, что среди представителей любого пола остаются почитатели механических коробок, хоть их количество постоянно падает.
Действительно, отсутствие необходимости переключать передачи – это отличная возможность повысить безопасность как для пассажиров автомобиля, так и для эксплуатации двигателя.