О ширине обода автомобильного диска
Многие водители и владельцы транспортных средств, эксплуатирующие их на протяжении как минимум 4-5 лет, сталкивались с проблемой выбора новых колёсных дисков. Так, большинство из них, не имея профессионального отношения к автопрому, твёрдо знают лишь одну величину – радиальность, которую часто неверно путают с радиусом диска. Однако помимо данных показателей диаметра обода, у диска также есть характеристика ширины, которая сильно влияет на дальнейший выбор покрышек и посадки изделия под колёсную арку конкретного авто.
Ширина обода диска: что это
Ширина обода колёсного диска – это такая его геометрическая характеристика, при которой наибольшее расстояние от края до края бортов, предназначенных для крепления покрышки. Данная величина, в соответствии с международными стандартами, имеет следующие особенности:
- Прежде всего, она выражается в дюймах, и если автолюбитель сам замеряет данную величину при помощи рулетки, то показания расстояния от кромки до кромки колёсного диска в миллиметрах нужно просто разделить на 25,4 мм и получить ту же размерность, но в дюймах.
- Пределы этой величины для легковых авто колеблются от 3,5 до 13 дюймов, что соответствует реальной ширине изделия от 87,5 до 279,4 мм. Шаг деления этой характеристики составляет 0,5 дюйма, то есть изделие может быть 5, 5,5 или 7,5 дюйма, но никогда не бывает 4,4, что достаточно легко округлить до ближайшего значения при измерении параметра своими руками.
- Для каждой радиальности диска показатель ширины разнится и имеет допустимые диапазоны, как, например, для R15 – от 3,5 до 7,5 дюймов, а для R18 – от 7,5 до 13 дюймов. Таким образом, в сети или в системе у продавцов в специализированной торговой точке можно найти соответствующую таблицу допустимых соотношений данных показателей в зависимости от диаметра диска и его вылета.
В чём измеряется и на что влияет ширина обода колеса?
Маркировка размерности колеса на корпусе
Как правильно замерить ширину обода колеса
Чтобы точно определить ширину обода в дюймах на любом колесе, вне зависимости от его способа изготовления и прочих параметров, водитель должен проделать следующие действия:
- Для точного измерения следует демонтировать колесо и спустить из него воздух.
- Далее покрышка снимается с обода и откладывается в сторону, так как она не участвует в измерениях.
- Автолюбитель берет любой инструмент для измерения с достаточно высокой степенью точности – рулетку, линейку или штангенциркуль. Главное, чтобы прибор мог полностью охватить всю ширину колеса с запасом.
- Меряется расстояние от кромки до кромки обода, строго перпендикулярно радиусу изделия.
- Анализируется результат и приводится к ближайшему значению в дюймах. Для примера, если был получен размер 189 мм, то после деления его на 25,4 получается 7,44 дюйма. Как было сказано выше. Шаг деления дюймовой шкалы для колёсных дисков составляет 0,5, то есть ближайший параметр к полученным замерам – 7,5 дюймов, и именно этот параметр необходимо приобрести.
- В завершении процесса колесо монтируется назад, накачивается или подлежит замене сразу после покупки нового продукта взамен испорченного или изношенного.
- Если водитель не имеет возможности или не желает заниматься столь долгой процедурой, то при условии, что оригинальные диски и шины подобраны в соответствии с таблицей по всем правилам, он может воспользоваться простым соотношением величин.
Схема вылетов диска
Это означает, что каждый диск приблизительно на 25 % уже, чем покрышка, и, меряя ширину подошвы резины, он всегда может привести показатели к необходимым результатам. Так, например, если ширина шины составляет 285 мм, то 75 % от данного размера – это 213,75 мм. Разделив этот показатель на 25,4 мм, получается 8,41 дюйма, что соответствует стандартному параметру диска в 8,5 дюймов.
На что влияет ширина обода литого диска
Ширина колёсного диска – это крайне важный показатель при выборе колёс на конкретную марку и модель автомобиля, так как от него зависят и другие показатели. Так, основные характеристики технического оснащения транспортного средства, на которые влияет ширина диска, перечислены ниже:
- Вылет колёсного диска или показатель ЕТ, исчисляемый в миллиметрах, который может быть как отрицательным – от -25 мм до 0, так и положительным – от 0 до 50 мм практически для всех марок легковых автомобилей. Этот параметр, как правило, должен изменяться в зависимости от ширины диска, и чем он меньше, тем сильнее диск отдаляется от ступицы, вплоть до того, что он может выступать за пределы боковых габаритов кузова.
- Также правильную ширину важно выбрать из-за таблицы соотношений радиальности дисков и этого параметра. Например, если водитель желает поставить себе слишком широкий диск, он должен понимать, что радиальность должна соответствовать этим соотношениям.
В противном случае он рискует выбрать шину со слишком низким профилем, что будет стоить дороже, чем стандартный вариант, а при движении автомобиль будет вести себя очень грубо, доставляя дискомфорт водителю и пассажирам в салоне.
- Автолюбителю следует помнить, что слишком широкие диски лучше ведут себя на бездорожье и рыхлом снегу, могут повлиять на удержание авто в своей колее без заноса, что удобно для внедорожников или для любых транспортных средств в зимнее время. Достигается это, прежде всего, за счёт того, что давление от колеса на единице площади существенно сокращается при возрастании площади опоры.
- В то же время для летней езды слишком широкие колёса не нужны, потому что они будут оказывать дополнительное трение об асфальт, что снизит динамические характеристики автомобиля и значительно повысит расход топлива.
Защита обода диска
Случается, что водители выбирают покрышки, не превышающие ширину диска на 25 %, как это прописано в стандартных требованиях и рекомендациях. Так, слишком узкая шина, конечно, встанет на колесо, но она перестанет быть своеобразным бампером для литого изделия. Кроме того, автолюбитель может выбрать для эксплуатации диски с нулевым или отрицательным вылетом, что также будет рискованно для сохранности диска, особенно во время параллельной парковки около высокого бордюра.
Данное изделие выполняет следующие функции для колёсного диска и автомобиля в целом:
- Как было сказано выше – это защита от внешних механических воздействий при движении, парковке или в случае ДТП.
- Как правило, данные изделия выполняются в ярких красных, зелёных, жёлтых или иных расцветках, и это значительно привлекает взоры окружающих, выделяя автомобиль неповторимым спортивным стилем.
- Любой водитель может приобрести диск и без данного устройства, а его докупить отдельно, зная лишь показатель радиальности своего колеса.
- При подобной защите владелец транспортного средства может поставить себе колёса любой ширины, если это позволяют характеристики самого авто, и не беспокоиться за их повреждения.
Таблица совместимости геометрических параметров колёс
Чтобы быть уверенным в выборе ширины колеса, водителю достаточно лишь изучить комплектации своего авто и приобрести изделие, по геометрическим параметрам не отличающееся от тех, что ставятся в базовом исполнении на машину, когда она сходит с конвейера на заводе. Так, инженеры любого автоконцерна перед запуском очередной модификации в серийное производство тщательно высчитывают все показатели и параметры каждой детали, а также их влияние на конструкцию транспортного средства.
О чем говорят нам диски? Все параметры и Х-фактор
Выбор литых дисков может оказаться сложной задачей, но если у вас есть правильная информация, вы сможете сделать правильный выбор. Чтобы быть уверенными, что диски подойдут к вашему автомобилю вы должны знать определенные параметры, размеры и характеристики. Ниже мы расскажем что означают маркировки на дисках и подробно опишем все параметры литых дисков.
Диаметр
Диаметр литого диска — это диаметр обода, измеренный в дюймах. Размер диска должен соответствовать размеру шины. Например, если у вас есть шины размером 205/50R16, вам нужны диски диаметром 16 дюймов.
В большинстве случаев размер дисков обозначают буквой R, что является не верным. Обозначение R — есть только на шинах (и оно не означает "радиус" или "размер"). Отметка R, говорит о том, что шина является радиальной.
Ширина
Ширина обода измеряется в дюймах. Размер обозначает расстояние до внешних бортов диска в месте, куда уложится борт шины. Таким образом, ширина обода несколько меньше полного размера ширины диска. Ширина диска должна соответствовать ширине шины. Если ширина диска слишком мала, то шина будет иметь форму "мяча", а если слишком большая, то шина будет иметь форму "блюдца".
Основные характеристика диска
Разболтовка
Разболтовка (сверловка, PCD, Pitch Circle Diameter) — это расстояние между болтами на диске. Она определяет, на какую машину можно установить эти диски. Разболтовка выражается двумя числами, например, 5×114,3. Первое число указывает на количество болтов, а второе — на расстояние между ними (измеренное в миллиметрах). Если вы выберете диски с неправильной разболтовкой, они просто не подойдут к вашей машине.
Исключением могут служить сверловки с близкими показателями. Например 4х98 и 4х100, 5х112 и 5х114.3. Но устанавливать диски с небольшим расхождением по сверловке допустимо только с использованием болтов-эксцентриков и центровочных колец.
Болты-эксцентрики
Вылет
Вылет (ET, OFFSET, Einpresstiefe) — это расстояние от монтажной поверхности диска до его центра. Вылет влияет на положение колеса в арке колеса. Если вылет слишком большой, колесо будет выступать слишком далеко от автомобиля, что может привести к различным проблемам. Если вылет слишком маленький, колесо будет находиться близко к автомобилю, что может привести к трениям.
Центральное отверстие
Центральное отверстие (ЦО, DIA) — это отверстие в центре диска, через которое проходит ступица колеса. Оно должно точно соответствовать диаметру ступицы. Если это отверстие слишком маленькое, диск не установится на ступицу. Если оно слишком большое, диск будет двигаться на ступице, что может привести к проблемам с управлением автомобилем.
Если ЦО больше диаметра ступицы – необходимо использовать центровочные кольца!
Центровочные кольца
Максимальная допустимая нагрузка
Маркировка максимальной нагрузки указывает на максимальный вес, который может выдерживать диск. Это важно учитывать при выборе дисков для автомобилей с большим весом или высокой скоростью.
Х-фактор
Каждая модель литых дисков имеет свой уникальный х-фактор, который определяется конструкцией спиц диска. Х-фактор определяет расстояние между точками крепления диска к ступице колеса и точками, где диск касается тормозных дисков автомобиля.
Если х-фактор диска не соответствует х-фактору ступицы автомобиля, то диски не будут подходить к автомобилю, даже если они имеют такие же параметры, как диски, которые соответствуют х-фактору ступицы.
При выборе литых дисков необходимо учитывать все параметры и характеристики, чтобы обеспечить правильную совместимость с автомобилем. Если вы не уверены в правильном выборе литых дисков, лучше всего обратиться к менеджерам компании iPeople Wheels, которые помогут выбрать подходящие диски для вашего автомобиля.
Как узнать ширину обода диска
Замена автомобильных дисков — процедура не ежегодная. Состояние отечественных дорог, последствия ДТП, многолетний пробег — какие бы негативные факторы не повлияли на ваши колеса, общий итоговый результат: замена. При подборе новых дисков нужно не только определиться с типом изделия, но и учесть все значимые параметры диска. И здесь перед автовладельцем встают вопросы: как узнать ширину обода диска, как узнать диаметр ступицы на диске и другие важные характеристики.
Зачем нужно учитывать параметры дисков
На автомобиль разрешается установка дисков, характеристики которых точно подходят модели вашего транспортного средства. Затратив значительную сумму денег на изделия с несоответствующими показателями, вы рискуете столкнуться со следующими проблемами:
диски просто не подойдут по размерам, их будет невозможно установить;
установка возможна, но в скором времени обнаружится негативное влияние на техническое состояние авто и/или безопасность на дороге.
Не тратьте деньги впустую и, что гораздо важнее, не рискуйте собственной безопасностью. При покупке новых дисков сразу подбирайте изделие, максимально подходящее для вашего автомобиля по всем основным параметрам. Такой подход обеспечит безаварийное движение, а также длительную беспроблемную эксплуатацию подвески и ходовой части в целом.
Автомобильный диск: параметры
Какие характеристики должны интересовать владельца авто в первую очередь? Основные значимые параметры колесных дисков:
Диаметр диска – монтажный посадочный диаметр кольцевой/наружной части обода. Обозначается в дюймах.
Ширина диска, посадочная ширина обода колеса. Определяет ширину устанавливаемой шины. Показатель обозначается в дюймах.
DIA – диаметр отверстия под ступицу колеса. Значение определяется в мм.
ET – вылет диска в мм. Определяет глубину утопления колеса в автомобильной арке.
Количество крепежных отверстий. Должно точно соответствовать штатной величине для надежной фиксации автомобильного колеса на ступице.
PCD – диаметр расположения крепежных отверстий. В отношении этой величины необходима высокая точность измерений! Отклонения не допускаются.
Отдельные значения традиционно измеряются в дюймах, другие в миллиметрах. Как не запутаться, как узнать ширину диска в дюймах или диаметр отверстия на диске, если вы не занимаетесь этой работой ежедневно? Найти, определить или точно измерить необходимые показатели — задача выглядит непростой для человека, далекого от сферы автосервиса.
Так ли все сложно на самом деле? Разберемся подробнее и ответим на вопросы автомобилистов.
Заводская маркировка: где искать, как выглядит
Обычно нет необходимости измерять все параметры собственноручно. Но как узнать ширину обода литого диска или диаметр диска автомобиля, не производя замеров? Производители авто указывают нужные параметры на оригинальных фирменных дисках. Маркировка стандартная, единая для стальных и литых дисков.
Достаньте из багажника запаску или снимите колесо с машины. Прочтите надписи, чаще всего на внутренней стороне диска. Как правило, там указано 3 основных параметра: диаметр, ширина и вылет. Например: 5,5J х 13, где первое значение 5,5J — показатель ширины диска в дюймах, а второе — диаметр, тоже в дюймах. Надпись ET35: значение вылета в миллиметрах — 35. Вместо ET встречается обозначение OFFSET либо DEPORT — зависит от страны-производителя.
Также может быть нанесена маркировка, к примеру, d54.1, что значит DIA — размер отверстия под ступицу 54,1 мм. Эта надпись отвечает на вопрос как узнать внутренний диаметр диска и даже как узнать размер ступицы на диске — ищите такую маркировку, это важно.
Если присутствуют числа, скажем 5×120, тогда вам известно количество посадочных болтов (5) и PCD — диаметр их расположения (120 мм).
Инструкция по эксплуатации или собственноручные замеры
Еще проще владельцу авто при наличии инструкции по эксплуатации ТС. Алгоритм действий очень прост: открываем, изучаем, выбираем новые диски в соответствии с рекомендациями производителя. Ошибиться в этом случае практически невозможно.
Однако не всем автомобилистам так повезло. Допустим, инструкции нет, машина возрастная, а неродные диски установлены еще прежним хозяином — тогда информация отсутствует в принципе. Ничего страшного. На этот случай всегда есть запасной план. А именно — самостоятельные действия.
Как определить параметры диска самостоятельно
Провести измерения самостоятельно не так сложно, как кажется.
Проще всего подсчитать количество крепежных отверстий — от 3 до 6.
При помощи рулетки, линейки или штангенциркуля на разбортированном колесе можно измерить параметры диаметра центрального отверстия, ширины диска.
Параметр PCD: как узнать диаметр расположения отверстий на дисках? Сначала проводятся измерения штангенциркулем, далее — расчеты с применением специальных формул.
В таблице можно посмотреть, какие значения PCD применяются к различным маркам легковых авто.
Значение PCD в мм
Марки легкового автомобиля
Citroen, Fiat, Alfa-Romeo, LADA, Lancia, Peugeot, Skoda, Seat
Audi, Cooper, BMW, Chrysler, Citroen, Chevrolet, Daewoo, Daihatsu, Fiat, Hyundai, Honda, Jeep, Kia, Mitsubishi, Nissan, Mazda, Opel, Proton, Renault,Rover, Subaru, Peugeot, Skoda, Seat, Suzuki, Volkswagen, Toyota
Audi, Ford, Citroen, Mazda, Land Rover, Peugeot, Jaguar, Renault, Volvo, Saab
Opel, Fiat, Alfa-Romeo, Saab
Audi, Ford, Chrysler, Mercedes-Benz, MCC-Smart, Skoda, Volkswagen, Seat
Chevrolet, Citroen, Chrysler, Daewoo, Daihatsu, Dodge, Jeep, Fiat, Ford, Hyundai, Honda, Lexus, Kia, MCC-Smart, Land Rover, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Peugeot, Rover, Renault, Subaru, Suzuki, Volvo, Toyota
Chrysler, Chevrolet, Opel
Citroen, Nissan, Fiat, Peugeot, Renault, Opel
BMW, Volkswagen, Hyundai
Допустимые отклонения
Для отдельных параметров допустимы определенные отклонения без отрицательного воздействия на управляемость автомобилем и
Диаметр диска. На легкосплавных дисках допускается увеличение размера на 1 дюйм.
Ширина диска. Допустимое отклонение – 0,5 дюйма.
DIA – размер центрального отверстия должен в идеале соответствовать диаметру ступицы. Допустимое отклонение до +0,3 мм.
ET – желательно соблюдение штатных размеров. Допустимо изменение вылета до +/- 2 мм.
Обратите внимание! Параметр PCD определяется с абсолютной точностью. Количество крепежных отверстий должно точно соответствовать заявленным значениям. Погрешности не допускаются.
Выводы
Серьезный подход к покупке новых дисков обеспечивает безопасность поездок и снимает вопрос лишних финансовых затрат на ремонт подвески. Подведем итоги.
При подборе новых колесных дисков учитывайте 6 основных параметров. А также рекомендации производителя для вашей модели авто.
Подробно изучите инструкцию по эксплуатации – так проще всего найти необходимые характеристики.
Нет инструкции, но автомобиль укомплектован фирменными дисками – посмотрите маркировку на внутренней стороне диска.
Недостающие значения определите самостоятельно. Будьте внимательны к тем показателям, измерения которых не допускают погрешностей.