ГИБДД подключится к медбазам
Позволит ли обмен данными сделать ситуацию на дорогах безопаснее
Медиков обяжут направлять в ГИБДД данные о здоровье водителей. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения», сообщили в Ассоциации юристов России. Этот документ еще в 2019 году разработали в Министерстве внутренних дел. Он предполагает, что ГИБДД сможет получать от медучреждений информацию о пациентах, чьи болезни несовместимы с управлением автомобилем. Врачи должны будут загружать данные обследований в единую электронную систему.
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Непрофессиональные водители сейчас обязаны проходить медкомиссию раз в десять лет, когда истекает срок их удостоверений. А обмен данными между медиками и ГИБДД позволит сделать дороги безопаснее, считает глава Союза автошкол России Александр Ачкасов:
Какое пособие для инспекторов ГИБДД по выявлению нетрезвых и наркоманов за рулем выпустило МВД
«Если это произойдет, то есть уже будет полный обмен этими справками, и мы будем понимать, что человеку вообще не надо сидеть за рулем, это будет здорово, от этого выиграют все. У меня у самого был случай, когда в одном из сетевых магазинов человеку было плохо, произошел приступ эпилепсии — в таких случаях у него должна где-то лежать записочка, чтобы позвонить родным — и я увидел у него права. Человек с таким диагнозом не должен сидеть за рулем, а он приехал в магазин на машине.
Если произойдет объединение баз МВД и медучреждений, это облегчит жизнь всем водителям».
Предполагается, что по новому закону ГИБДД сможет автоматически лишать прав водителей с медицинскими противопоказаниями. Если у автовладельца выявят болезни, с которыми запрещено выезжать на дорогу, инспекторы быстро увидят это в базе и временно аннулируют удостоверение. А водителя отправят на внеочередной осмотр. И если диагноз подтвердится, то садиться за руль ему будет запрещено.
Одобренные правкомиссией поправки заметно упростят процедуру лишения прав, говорит юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский: «Сейчас, как только человек обращается в медицинское учреждение, и там устанавливают признаки заболеваний, которые ограничивают либо не допускают управление транспортным средством, медработник сразу же фиксирует эту информацию. При этом он не пишет диагноз, а просто делает отметку о приостановлении действия заключения.
В последующем такое лицо направляется на обязательное медицинское освидетельствование, которое нужно пройти в течение одного месяца. Если человек уклоняется от этого, то сотрудники ГИБДД уже делают пометку о прекращении действия медицинского заключения и, как следствие, о прекращении возможности управления транспортным средством. Есть вероятность, что водители просто не будут обращаться в какие-то официальные учреждения, например, при ухудшении зрения.
Как Совет федерации, ГИБДД и Минздрав пытаются договориться о допуске инвалидов без конечностей за руль
Если человек не управляет транспортным средством часто, для него это не является какой-то помехой, он может спокойно не посещать соответствующие центры. Но перечень заболеваний, которые ограничивают либо делают невозможным управление автомобилем, как правило, предполагает какие-то серьезные заболевания, при наличии которых лицо в принципе не может не посетить медицинские учреждения».
По данным МВД, за последние пять лет Госавтоинспекция через суд лишила прав по медицинским показаниям почти 105 тыс. водителей, однако правоохранителям приходилось самостоятельно выявлять таких граждан. Новый закон упростит этот процесс, однако несет в себе коррупционные риски, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «С одной стороны, водители с совершенно разными диагнозами, в том числе и с зависимостями, получают справки в частных медицинских учреждениях, и им выдают водительское удостоверение, эта проблема есть.
И вместо того чтобы провести воспитательную работу силами Росздравнадзора с этими организациями, а все они известны, они решают двигаться по другому пути — ударять по водителям. Теперь любой медик сможет сказать пациенту: «Дорогой друг, я вижу у тебя признаки тремора, наверное, надо отправить тебя на дополнительную комиссию, и после этого посмотреть, может быть, нужно лишить тебя водительского удостоверения». Конечно, это создает серьезнейшие коррупционные перспективы».
Какое наказание предлагают ввести за агрессивное поведение на дороге
Минэкономразвития в октябре выдало отрицательное заключение на разработанный МВД законопроект об обмене данными между ГИБДД и медиками. Ведомство нашло в документе «избыточные обязанности, запреты и ограничения», а также указало, что из-за него необоснованно вырастут расходы физических и юридических лиц. Впрочем, как указали в Минэке, там готовы обсуждать озвученные замечания с МВД и рассмотреть доработанную редакцию законопроекта.
Водительские медсправки станут электронными
Как сообщает издание «Коммерсантъ», профильный комитет Госдумы рекомендовал парламенту принять в первом чтении два законопроекта, меняющих правила допуска к управлению транспортными средствами. Правительственные законопроекты, которые уже рассмотрел думский комитет по транспорту, вносят правки в закон «О безопасности дорожного движения». Изменения касаются, например, правил выдачи водительских медсправок: заключения, которые выдаёт медкомиссия после осмотра водителей, планируется перевести в электронный вид. То есть бумажные справки для предъявления в ГИБДД больше не понадобятся: их электронные аналоги будут передаваться в базу данных Минздрава, откуда Госавтоинспекция сама запросит всю необходимую ей информацию. Если будет выявлено какое-либо заболевание, влияющее на управление автомобилем, скажем, ухудшение зрения, эпилепсия и т.д., то водителю необходимо будет пройти внеочередную проверку. Если заболевание подтвердится, ГИБДД получит возможность аннулировать права.
Стоит отметить, что глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв раскритиковал вышеупомянутую норму, точнее, сроки, в течение которых нужно будет пройти подтверждающее медосвидетельствование. На это даётся два месяца, и такой срок, по мнению Москвичёва, очень мал, в особенности для удалённых регионов, где не всегда доступны врачи-специалисты. Он предлагает сохранить существующую практику, когда водителя на внеочередное медосвидетельствование направляет врач только после проведения полноценного обследования и лечения.
Другой законопроект связан с изменением правил допуска к управлению транспортными средствами. Например, нельзя будет получить автобусные категории D и D1 (микроавтобус), не имея годового стажа управления легковым автомобилем или грузовиком. Иностранцев обяжут обменять свои национальные водительские удостоверения на российские не позже чем через один год после получения вида на жительство в РФ или российского паспорта. А водители, имеющие открытые категории B и CE (грузовик с прицепом), автоматически получат категорию BE (легковой автомобиль с прицепом) при условии, что стаж управления легковым автомобилем составляет не менее года.
Комитет по транспорту поддержал законопроекты для принятия в первом чтении, указав на необходимость доработки. Например, ко второму чтению планируется внести поправки, в соответствии с которыми водители грузового транспорта и такси один раз в пять лет должны будут подтверждать свою квалификацию в ходе экзаменов. Также может быть введена дополнительная подготовка для водителей, которые пересаживаются с лёгких на более тяжёлые грузовики. Рассмотрение законопроектов в первом чтении запланировано на середину ноября, сообщает источник.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
ГИБДД получит доступ к врачебной информации
Сейчас сотрудники ГИБДД при выдаче прав не имеют никакого способа проверить достоверность предъявленной медицинской водительской справки. Бывают случаи, когда справки, допускающие человека к управлению транспортом, некие коммерческие организации выдают даже тем, кто стоит на учете у нарколога или психиатра. То есть тем, кому водить противопоказано. Но сотрудникам ГИБДД приходится верить предъявленной бумажке. А потом прокуратура, выяснив, что такой водитель стоит на учете в медучреждении, аннулирует права.
Именно по этой причине МВД настаивало на том, чтобы информация о медицинских противопоказаниях была в доступе у ГИБДД при выдаче водительских удостоверений. Но минздрав на этот шаг не шел, предполагая, что таким образом нарушит медицинскую тайну. Однако МВД не требовало диагноза в базе данных. Достаточно только информации: есть противопоказания или нет. Есть ограничения или нет. А если есть, то какие.
Причем это касается и тех случаев, когда противопоказания были выявлены, что называется, случайно. В ходе медобследования либо в результате получения травмы. Ведь сейчас водительская медсправка требуется раз в десять лет, если водитель не попадался нетрезвым за рулем.
И вот наконец случилось. Соответствующие поправки в закон о безопасности дорожного движения одобрены и минздравом, и правительственной комиссией. Впрочем, правительство в них внесло некоторые уточнения. А именно, кто из медицинских работников может принимать решение о допуске или недопуске водителя к управлению, вносить эти данные в медицинский реестр, а также аннулировать выданную ранее водительскую медсправку. Очевидно, что в этой редакции рабочая группа по регуляторной гильотине также одобрит этот законопроект.
А значит, с 1 марта, если Госдума успеет принять эти поправки, у нас смогут аннулировать водительские права на основании медицинских противопоказаний, указанных в реестре. Но и эта процедура будет небыстрая.
Как это будет работать? Представим, что в больницу попал человек с каким-то заболеванием, с которым нельзя управлять автомобилем. Врач фиксирует эту информацию в медицинской информационной системе больницы либо в региональной единой информационной системе здравоохранения. А также информация предоставляется в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Этот реестр уже работает. Осталось только подключить к нему ГИБДД, чтобы она получала из него информацию в необходимом объеме.
Если у водителя выявлены противопоказания или ограничения, ранее выданное медицинское заключение аннулируется. Водителю необходимо пройти медкомиссию в течение двух месяцев.
Если в результате этого нового освидетельствования медицинские противопоказания подтвердятся, то эта информация также будет внесена в реестр. И на этом основании выданное ранее водительское удостоверение будет аннулировано.
Если водитель в течение установленных двух месяцев не захочет проходить медкомиссию, его водительское удостоверение также будет аннулировано.
Если во время медкомиссии будут выявлены не противопоказания, а лишь ограничения на право управления, то водителю потребуется поменять действующие права на новые, в которых эти ограничения будут учтены.
Например, у водителя сильно испортится зрение и водить ему можно будет только в очках или линзах.
Еще одно новшество — водительская медсправка станет электронной. Оформлять такой документ будут только в электронном виде, ГИБДД будет проверять ее в электронной базе данных, а в бумажном виде ее выдадут только по требованию.