Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
После февраля 2022 года западные автомобильные бренды покинули Россию, оставив здесь собственные производственные мощности. Сейчас на части этих заводов производство возобновлено.
Только теперь это не привычные россиянам Renault, Nissan, Kia или Hyundai, а китайцы с российскими шильдиками, например, восставший из забвения «Москвич» или совершенно неведомые нам «зверушки» типа Kaiyi (по-русски – Каи), который выпускается вместо «Киа» в Калининграде.
Насколько существенна эта замена, и можно ли сказать, что урон от ухода иностранных брендов авто сведён к минимуму, разбирался ForPost.
Куда идут дела?
Пока ситуация с замещением ушедших из России западных автобрендов очень далека от идеальной, считает заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто.
«Мы ещё сильно отстаем в производстве. Раньше мощности всех российских автозаводов, включая иностранные бренды, были рассчитаны на выпуск примерно 3,5 млн новых машин в год. Но сейчас такое количество машин в России уже не продашь. А экспортные рынки утеряны —остались лишь небольшие рынки СНГ. Восстановление идёт с большим трудом. Самые большие производства по-прежнему стоят. Я имею в виду завод Hyundai и Kia в Санкт-Петербурге, также Toyota там же, и другие», — отметил эксперт в разговоре с ForPost.
Добавим, в этом году общее число выпущенных новых машин в России может составить 700 тыс. экземпляров. Но это только планы. По факту же за семь месяцев года было выпущено лишь 244 тыс. новых машин. Очевидно, что намеченный показатель при таких темпах вряд ли будет достигнут.
По планам Минпромторга, к 2035 году российские автопроизводители совокупно должны выйти на 1,6 млн новых авто. То есть даже этот стратегический показатель существенно ниже тех возможностей, что были у российского автопрома до февраля 2022 года.
Реновация «Рено»
Пожалуй, больше всего на слуху у россиян судьба российских мощностей французского автоконцерна Renault, сотрудничавшего с российским АвтоВАЗом, у которого и осталась часть производственных площадей. Вторая часть Renault — это теперь российский обновленный «Москвич», который больше китайский, чем наш.
«Московский завод Renault передан правительству Москвы. Там налажена сборка из китайских машинокомплектов автомобилей »Москвич 3». Обещают более глубокую локализацию, а также появление второй модели и так далее. Однако, пока это только крупноузловая сборка. Российских деталей там нет», — рассказал Игорь Моржаретто.
Напомним, на заводе обещают начать выпуск второй модели «Москвич 6». Это будет крупноузловая сборка китайского автомобиля JAC Sehol A5 Plus. Помимо этого, в планах завода ещё несколько новых моделей — тоже перелицованных «китайцев». Подробнее об этом читайте в материале ForPost «Москвич» готовится выпустить на дороги России новое китайское чудо».
«А на площадке АвтоВАЗа, где ранее собирались Renault, идёт сборка автомобиля Lada. Кроме того, от Renault нам в наследство досталась новая модель: по договору французы оставили нам одну из своих платформ, на которой будет сделана новая Lada Granta. Её обещают в 2025 году, хотя по плану машина должна была выйти в 2023 году. В целом на этих мощностях ведётся работа, и можно сказать, что завод почти не останавливался, за исключением весны 2022 года, когда не хватало комплектующих. К слову, эта проблема до сих пор присутствует, и комплектующих всё ещё не хватает, но завод работает», — рассказал Моржаретто о той части Renault, что осталась у «АвтоВАЗа».
Напомним, ранее ForPost писал о новой модели Lada, которая придёт на смену нынешней Granta. Она уже получила название Iskra. Подробнее об этом читайте в материале «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
«Москвич 6». Фото Drom.ru
Восход или закат Nissan?
Игорь Моржаретто также напомнил, что к теме судьбы Renault в России вплотную примыкает и судьба российского завода Nissan (в переводе с японского — принадлежащий Солнцу, — прим. авт.).
«Это один альянс Renault-Nissan. Речь идёт о заводе в Санкт-Петербурге, где летом было анонсировано начало сборки кроссовера под брендом Lada из китайских машинокомплектов, но продажи ещё не начались, цены неизвестны. Возможно, эту машину начнут продавать к концу года. Но идёт ли там сейчас какая-то сборка, непонятно. Летом показали, что сборка началась, но теперь тишина. Судя по всему, есть проблемы с китайским поставщиком», — рассказал Моржаретто.
Отметим, речь идёт об автомобиле, который выйдет на российский рынок под названием Lada X-cross 5. В Китае эта машина известна как FAW Bestune T77.
По некоторым данным, проект может быть закрыт из-за разногласий российской и китайской сторон. В частности, об этом писал телеграм-канал «Русский автомобиль».
«Китайцы гораздо больше зарабатывают на прямых поставках, а при локализации основная прибыль остаётся сборщику и производителям компонентов в РФ. Для ВАЗа неудача с FAW —очень чувствительная тема. Надо как-то выходить из ситуации и с имиджевой, и с экономической точек зрения. Что делать с этими машинами, под какой маркой их продавать? Если как Лады — то как давать гарантию без поддержки производителя? Можно ли как-то вылавировать, сохранив отношения с FAW и не впадая в катастрофические убытки? Там много вопросов», — пишет автор канала.
Lada X-cross 5. Фото Maksim Konstantinov/Global Look Press
Молот «Автотора»
Очень хорошие результаты замены западных брендов показал российский автоконцерн «Автотор» в Калининграде.
«Автотор» ранее работал с тремя крупнейшими мировыми производителями — BMW, Hyundai и Kia. Все они ушли. Но надо сказать, что «Автотор» лучше всех среагировал на эту ситуацию и с начала этого года собирает китайские автомобили уже четырёх марок. Часть из них уже в продаже — это Kaiyi и BAIC. Они уже появляются на российских дорогах. Ставится вопрос о дальнейшей локализации. Плюс у них есть свои планы по производству собственного электромобиля, и они от этого не отказываются. Серийное производство этой машины должно начаться со следующего года», — рассказал Игорь Моржаретто.
У завода серьёзные планы по развитию производства. В частности, об этом ранее говорил главный акционер «Автотора» Владимир Щербаков. Он напомнил, что ранее завод выпускал 40 моделей ушедших брендов — от бюджетных до дорогих.
«Рынок никогда не проседает параллельно по всем сегментам. Если проседает в бюджетном, то сохраняется у более дорогих или наоборот. Поэтому мы снова ставим себе задачи выйти как минимум на 30 моделей и начинать по ним работать», — заявил Щербаков.
Kaiyi от Автотора. Фото Autonews.ru
А у Sollers лучше всех!
Ещё один российский автопроизводитель заслуживает внимания. Это автоконцерн Sollers, специализирующийся на выпуске коммерческого транспорта. До февраля 2022 года он сотрудничал с компанией Ford и выпускал на российский рынок популярные фургоны и микроавтобусы Transit, успешно конкурировавшие с «ГАЗелью».
«После ухода компании Ford производство коммерческих авто на Sollers остановилось, но ненадолго. Заводу удалось договориться с китайским партнёром. Причём это можно назвать самым удачным примером взаимодействия с китайцами. Потому что Sollers приобрел не просто машинокомплекты, но и лицензию на производство и автомобилей, и двигателей. На площадке в Елабуге уже собирается модель Atlant, а в Ульяновске — Argo. Кроме того, в Елабуге начинается сборка двигателей. Купленная у китайских партнёров лицензия дает право вносить изменения в конструкцию автомобиля, и Sollers уже разрабатывает собственные комплектации, которых не было у китайцев. Параллельно Sollers продолжает сваривать и окрашивать кузова для российского Aurus», — рассказал Игорь Моржаретто.
К слову, недавно у журналиста портала Autonews была возможность протестировать автомобиль Atlant от Sollers. По его мнению, на фоне Ford Transit Atlant простоват и по исполнению, и по управляемости.
«Atlant тоже справляется со своей работой, но делает это грубее. Руль тяжеловат, места для отдыха левой ноги почти что и нет, переключение на нижние передачи требует усилий. С этим легко мириться, но лоска, который был у породистого автомобиля с голубым овалом на решётке, не ощущается. Зато на неровностях ничего не гремит, и к подвеске с малолистовыми рессорами сзади меньше всего претензий», — рассказал автор.
К чему приведет национализация иностранных автозаводов в России
СССР прожил под девизом «Сделано на уровне зарубежных аналогов», недоступных и потому эфемерных, но обнадеживающих. Аналоги все же были. Автозаводы покупали «для ознакомления» образцы, постигая суть и технологии, попутно проводя замеры и комплекс мероприятий под официальным названием «обойти патент».
Проще говоря: воровали и пытались воспроизвести близко к оригиналу. Когда ворованное наконец-то попадало на конвейер, оно было беспросветно отсталым. Но ведь в основе лежала иномарка, поэтому утверждение о том, что получилось на уровне зарубежных аналогов, вполне правомерно.
Зато по-настоящему иностранным было оборудование заводов. В Москве существовала организация со смущающим названием «Станкоимпорт». Пока газеты докладывали о выпущенных в стране станках, для автомобильной отрасли за рубежом покупались оборудование и конвейерные линии. Отсталый советский автомобиль штамповали, варили, красили, собирали на импорте. В этом смысле наши заводы были вполне зарубежными. А часть из них зарубежными были полностью, начиная от завода Ford в Горьком и заканчивая заводом FIAT в Тольятти.
Сейчас с нами поссорился весь мир и Россия осталась у корыта отечественного автопрома. Правительство решительно поддержало отрасль и от имени первого вице-премьера Андрея Белоусова сформулировало три сценария спасения.
Первый: автозаводы умирают самостоятельно, но правительство гарантирует поставки сырья и комплектующих. Не обеспечивает, не организует, не поставляет, а лишь гарантирует. Второй: иностранцы отдают свою долю русским партнерам. Третий: отобрать заводы, национализировав их.
И последний вариант — как раз тот самый путь, о котором мечталось изначально — иностранцы строят нам завод и убывают домой, а мы на заграничном оборудовании выпускаем себе автомобили на уровне аналогов. Иными словами, это наиболее понятный и самый привычный вариант обзаведения хозяйством — присвоить чужое и попытаться производить. Не обращая внимания на самый важный вопрос: из каких комплектующих? Советских производств современного уровня почти нет, зато есть иностранные заводы, которым на общих основаниях пригрозили национализацией.
Важно, что иномарку мы любим любую. Сегодня хочется новую. Скоро сгодится устаревшая, местами сшитая лыком, выдолбленная из единого полена, украшенная берестой, но до тех пор, пока с заграничным логотипом — вожделенная.
Автозавод Hyundai в Петербурге купит российская компания
Владельцем автозавода Hyundai в Петербурге станет российская компания. Об этом журналистам рассказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров во время промышленной выставки «Иннопром. Казахстан».
«У нас уже решения все сформированы относительно приобретения Hyundai. По крайней мере то, что заявлялось непосредственно самой компанией», – цитирует его слова «Петербургский дневник».
«Покупателем будет отечественная компания», – заверил Денис Мантуров собеседников, добавив, что само решение будет принято в ближайшее время, а сделка будет включать ограниченный двумя годами обратный опцион.
Ранее появилась информация, что завод Hyundai Motor Manufacturing Rus в Северной столице купит российская дочка Volkswagen, владельцем которой после ухода немецкого автопроизводителя стал дилерский холдинг «Авилон».
Напомним, головной завод Hyundai в Петербурге и завод Hyundai WIA находятся в простое почти полтора года – они ушли в него в марте 2022-го из-за трудностей с поставками комплектующих. В простое находились свыше двух тысяч его работников. До этих событий здесь выпускали Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line.
В начале этого года сообщалось, что представители концерна рассчитывают возобновить производство автомобилей в Северной столице и обсуждают перспективы с федеральными властями, а также с городским правительством.
Крупные иностранные автомобильные компании выиграли от выхода из России — автоэксперт Асланян
Вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров сказал о том, что автомобильный завод Hyundai в Санкт-Петербурге будет продан некоей российской компании, однако корейцы смогут выкупить свое производство в течение двух лет — если, конечно, захотят. Автоэксперт Сергей Асланян рассказал The Insider о том, случится ли это, в каком состоянии сейчас отечественный автопром и действительно ли западные производители автомобилей страдают без рынка РФ, как об этом иногда заявляют в российских пропагандистских СМИ.