Что делать, если машину тянет влево или вправо
25.09.2017
Что делать, если машину тянет в сторону
Ситуация, когда машину тянет на ходу влево или вправо, возникает по причинам, связанным с ходовой частью автомобиля — износом деталей подвески, нарушением геометрии шин, или потерей подвижности деталей тормозной системы. Чтобы точно диагностировать причину — разберёмся подробно с каждым аспектом.
Не стоит сразу разбирать полмашины. Мы пойдём от простого к сложному. Для начала вспомним, после чего появилась проблема. Возможно, вы «переобулись», поменяли колодки, «диски», попали в яму или ДТП.
Колёса
Первым делом проверяем давление в шинах, и отправляемся на пробную поездку.
Даже на целой с виду резине возможны внутренние повреждения корда или неравномерность каучукового слоя. Особенно это характерно для отечественной продукции.
Сверяем вылет дисков (ЕТ) с рекомендациями производителя. Отклонения вызывают изменение плеча обката, и как следствие — нестабильную работу подвески.
Чтобы исключить фактор влияния колёс — поставим заведомо исправный комплект. Если на зимней резине машина шла «как по рельсам», а при установке «лета» её потянуло вбок — для диагностики ставим «зиму». То же самое проделаем, если недавно приобрели новые покрышки.
Нет сезонного комплекта в сборе — попросим поменяться друга. В окружении отсутствуют похожие модели — меняем местами колёса передней и задней оси. Или правое с левым. Увод пропал, или сменил сторону — покупаем новые шины.
Рулевое управление
Боковой увод может спровоцировать вышедший из строя рулевой механизм. Если автомобиль постоянно тянет в сторону — проверим исправность гидро- или электроусилителя.
Для этого вывесим переднюю часть авто на упорах, запустим двигатель, и понаблюдаем за поведением передних колёс. На переднеприводном авто включим передачу. В полноприводных версиях этого делать нельзя. Но если нужно — тогда поднимем машину на подъёмник, или поддомкратим полностью.
С работающим двигателем передние колёса должны оставаться в прямолинейном положении. Если руль произвольно поворачивается в сторону — это повод провести ревизию рулевой рейки или редуктора, убедиться в исправности клапанов ГУРа.
Тормоза
На боковой увод преимущественно влияет состояние тормозных механизмов передней оси. Задней — в меньшей степени.
- Когда тянет в сторону при торможении — проверяем после поездки нагрев тормозных суппортов. Он должен быть равномерным. Закисшие направляющие суппортов способны не только дать неравномерность торможения, но и боковой увод при движении прямо.
- На чистой пустынной горизонтальной площадке разгоняемся до 20-40 км/ч, отпускаем руль (руки держим наготове), и жмём на тормоз. Машина должна остановиться без отклонения от прямолинейного курса.
- Вывешиваем переднюю ось, и проверяем лёгкость вращения колёс рукой. Они должны проворачиваться с одинаковой силой.
Почувствовали разную температуру или усилие при вращении — смотрим работу направляющих пальцев суппортов. Чистим и смазываем скобы, разрабатываем поршни, прокачиваем систему. В барабанных тормозах проверяем фиксаторы и регулируем эксцентрики.
Ходовая часть
При возникновении люфтов подвески нарушается положение колёс. Поэтому едем в сервис на диагностику, или самостоятельно проверяем сайлентблоки, опоры стоек, ступичные подшипники, резинки подрамника.
Изношенные втулки стабилизаторов поперечной устойчивости могут стучать, но на боковой увод не влияют.
Если попадали в яму — лучше обратиться к специалистам. Поскольку вы каждый день не сталкиваетесь с ремонтом — на глаз сложно оценить погнутый рычаг, поворотный кулак, растяжку или тягу.
Если неисправность так и не локализована — отправляемся на полную регулировку схождения (и, если предусмотрено конструкцией, — развала). В современных авто задняя подруливающая подвеска также может служить причиной того, что машину тянет влево или вправо.
Кузов
Худший вариант — последствия ДТП. При повреждении силовых элементов (лонжеронов, рамы, подрамника) обеспечить требуемые углы установки колёс (сделать «сход-развал») невозможно. Основная часть современных автомобилей не имеет регулировки развала управляемой оси — только «сход».
Если развал, схождение или кастор выходят за пределы регулировки — поможет только исправление геометрии на стапеле, или замена авто.
Таким образом, постепенно исключим возможные причины, почему автомобиль может тянуть в сторону во время движения. По мере отсеивания неисправностей машина вновь обретет курсовую устойчивость, и будет дарить радость от вождения.
Почему машину ведет вправо
Порой кажется, что машину «бросает» вбок из‐за легкого искривления дороги, слабо различимого на первый взгляд. Иногда смещение возникает при наклоне поверхности. Это нормально. Во всех остальных случаях есть какая‐то проблема и нужно искать причину, чтобы потом устранить последствия. Рассмотрим, почему авто ведет вправо, и что можно сделать для исправления ситуации.
Машина отклоняется от прямой
Сперва разберемся, в какой ситуации машину начинает тянуть вбок. Это происходит при езде накатом, во время поддержания оборотов двигателя на одном уровне, при ускорении или во время торможения. Существует 6 причин смещения с заданной траектории в правую сторону.
Разница давления в шинах
Измерение давления в шинах
Автомобиль стоит на дороге на четырех колесах. Если давление в одном из них меньше, чем в остальных, машину будет вести в эту сторону. Покрышка может спустить из-за застрявшего острого предмета (гвоздь, саморез, обломок проволоки). Нередко воздух пропускает золотник в ниппеле, который плохо закручен или бракованный. Порой образуется зазор в месте соприкосновения металлического диска с резиной (если тип покрышки бескамерный).
В шинах необходимо поддерживать правильное давление. Норма составляет 2,1–2,3 атм, в зависимости от модели авто. В современных машинах есть встроенные датчики давления, показывающие информацию по каждому колесу на приборной панели. Обратите внимание на данные и подкачайте спустившее колесо. Если встроенной системы контроля нет, проверьте манометром каждую шину. Подкачайте спустивший скат. Если проблема повторится, обратитесь в автосервис для поиска прокола или места утечки воздуха.
Изношен наконечник рулевой тяги
Рулевой наконечник
Управление машиной осуществляется через рулевую рейку, воздействующую на поворотные кулаки при помощи тяг. Последние соединяются при помощи наконечников. Это подвижные элементы, подстраивающиеся под меняющееся положение ступицы. Когда они разбалтываются, возникает рассинхронизация — водитель держит руль прямо, но колеса при этом не выровнены, поэтому при движении по прямой машину может уводить вправо.
Установить причину поможет диагностика рулевого управления. Бывает достаточно регулировки тяг (укоротить или удлинить одну из них, зафиксировать контргайкой). В других ситуациях требуется замена наконечников на новые.
Выработанная резина
Покрышка изношена только с одной стороны
Еще одна причина, почему авто ведет вправо ― неравномерно выработанная резина. Это случается при неправильной регулировке сход‐развала или частом экстренном торможении с движением юзом. Тогда покрышки изнашиваются лишь в некоторых местах, а не полностью. Создается дисбаланс, машину тянет вправо.
Если резина хранилась с нарушением норм (шины лежали друг на друге, стояли все время в одном положении, не переворачивались), они могли деформироваться. Это тоже ведет к ухудшению управления ― как только водитель отпускает руль, авто тянет вправо или влево (смотря, где деформация).
Для устранения проблемы нужно заехать на СТО, проверить балансировку и высоту протектора (для легковых машин норма ― 1,6 мм), заменить изношенную или деформированную резину.
Важно не использовать покрышки более 5 сезонов, даже если высота протектора еще в норме. Резина стареет за это время и теряет свои свойства. Одни шины могут потрескаться и пропускать воздух, другие грубеют, что отрицательно сказывается на управляемости.
Подшипник ступицы отслужил свое
Ступица автомобиля в сборе
Колеса вращаются вместе со ступицами благодаря ступичным подшипникам. Спереди в большинстве моделей авто имеется по одному подшипнику, а сзади может быть по два (большой и маленький), если предусмотрена барабанная система тормозов. Когда шарикоподшипник изнашивается, возникает люфт, у колеса образуется свободный поперечный ход, и машину ведет вправо. Причина износа ― естественное старение и истирание от работы, а также попадание влаги, образование ржавчины (плохо закрыт подшипник, ошибки во время установки, использование некачественной смазки).
Признаки износа ступичного подшипника:
- гул на скорости 60-90 км/ч;
- вибрация, передаваемая на рулевое колесо;
- поперечный люфт колеса в вывешенном состоянии;
- шелест подшипника при вращении вывешенного колеса;
- изменение звука (усиление или исчезновение) при маневрировании на дороге.
Лучше искать проблемный подшипник на сервисе, поскольку при самостоятельном поиске можно ошибиться и заменить передний шарнир вместо заднего, а проблема останется. Детали на передней и задней оси разные по размерам, поэтому переставить с места на место не получится. Для замены потребуется поддомкратить авто, отпустить ступичную гайку, выпрессовать старый подшипник и запрессовать новый, смазать детали, а потом все собрать в обратной последовательности.
Нарушена регулировка развал‐схождения
Развал и схождение колес
Следующая причина, почему авто тянет вправо ― неправильная или сбившаяся настройка сход-развала. Основной симптом ― нельзя отпускать руль, иначе сразу теряется прямая траектория движения. Водитель в постоянном напряжении из‐за необходимости подруливать. На трассе невозможно расслабиться. Нарушения возникают после сильного удара, который приводит к смещению закрепленных элементов. Устанавливать угол развала и схождения нужно после ремонтных работ, связанных с рулевой рейкой, заменой передних стоек, тяг, наконечников.
Самостоятельно настроить углы смещения колес сложно ― необходимо посетить автосервис. На компьютерном стенде с датчиками и оптическими камерами система покажет точные данные. Мастер выставит правильные углы. Проверить результат можно тут же. Для этого достаточно выехать на прямую дорогу и отпустить руль на 3–4 секунды.
Повело кузов
Передние и задние лонжероны
Нарушение геометрии чаще всего возникает при ДТП. Машину начинает вести вправо после удара в правую сторону, в результате чего переднюю ось слегка выворачивает в бок. Но повести кузов может не только в ДТП, и вот почему. Безрамные авто сохраняют свою форму благодаря несущим элементам (порогам, коробам, лонжеронам, стаканам, в которых закреплены амортизационные стойки). Коррозия ослабляет металл на ключевых участках, и кузов начинает «гулять». Сопутствующие признаки:
- изменение зазоров между элементами кузова;
- заклинивание дверей, капота, багажника;
- попадание воды после дождя в салон (увеличенные щели в дверях, отслоение уплотнителя);
- появление скрипа дверей, хотя направляющие смазаны.
Точную причину, почему возникли эти признаки, установит только специалист на СТО. Для устранения понадобится восстановление геометрии при помощи стапеля. Сварочные работы проводят для замены порогов (внутренних и наружных), усиления лонжеронов. Иногда деформированные участки нужно отпускать при помощи нагрева, чтобы выровнять. Это устраняет напряжение металла и последующие деформации. Впоследствии важно загрунтовать и покрасить металл, а днище покрыть антикором, иначе отремонтированные места быстро заржавеют от воды и дорожных реагентов.
Кривые диски
Деформация легкосплавного диска
После попадания в выбоину или наезда на бордюр на скорости 50-80 км/ч колесный диск может деформироваться. Нередко образуется «яйцо» или «восьмерка». Определить это можно только на специальном станке в шиномонтажной мастерской. Колесо неправильной формы ухудшает управление: машину тянет вправо при отпускании руля, присутствует вибрация, биения. Для устранения проблемы необходимо поработать с дисками на хорошем прокатном станке. Если деформирована средняя часть, а не края, потребуется замена кривых дисков.
Причины движения вправо при ускорении
Когда авто ведет при ускорении, а после отпускания педали акселератора симптом исчезает, можно отбросить версии с дисками, нарушенной геометрией, неправильным развал‐схождением. Все это проявляло бы себя в любом режиме движения. Тогда причины может быть три. Расскажем о каждой подробнее.
Трансмиссия и ходовая
Устройство шарнира равных угловых скоростей
Крутящий момент от коробки переключения передач (КПП) к колесам передается через полуоси, соединенные посредством внутренних и наружных ШРУСов. Если шарниры изношены с правой стороны, возникает люфт и биение, машину ведет в эту сторону. Усугубляет проблему деформированная полуось, что случается при наезде на камень, после резкого старта. Тогда крутящий момент распределяется неравномерно, что нарушает траекторию движения. Разбитый дифференциал оказывает такой же эффект.
Диагностировать изношенные наружные ШРУСы можно при помощи теста:
- Запустите двигатель.
- Включите первую передачу.
- Выверните максимально колеса вправо.
- Троньтесь и проедьте по кругу пару метров.
Хруст и щелчки укажут на износ левой гранаты, поскольку при повороте направо на нее приходится повышенная нагрузка. Такой же тест, только с вывернутыми влево колесами позволит проверить правый наружный ШРУС.
Внутренние ШРУСы (триподы) при сильном износе вызывают вибрацию и биение. Особенно хорошо это ощущается при трогании по прямой или во время езды по неровному дорожному покрытию со скоростью 10-20 км/ч. Повышенный люфт в редукторах определяют инструментальным путем.
Для устранения проблемы понадобится замена шарниров и полуосей, или заднего редуктора (возможно, подшипников, шестерней, сальников), но точное количество негодных деталей назовет только мастер автосервиса при диагностике.
Люфт рулевого управления
Устройство рулевой рейки
При ускорении рулевое управление становится более чувствительным из‐за возрастающей нагрузки на передние колеса. Смещение вправо происходит при сильном износе рулевой рейки. Увеличенная выработка между зубцами приводит к появлению люфта, машину кидает в сторону. Разболтанности содействует выработка металла в центрирующей втулке рейки.
Нестабильная работа ГУРа ― вот еще одна причина, почему авто уводит вправо. Насос должен нагнетать давление для облегчения вращения руля. Когда насос ГУР функционирует с перебоями, стабилизация рулевого колеса после поворота затрудняется, и машина продолжает ехать по одной траектории.
Для ремонта потребуется восстановление рулевой рейки: шлифовка наружной части на токарном станке, замена сальников и пыльников, замена центрирующей втулки и внутренних резиновых колец, нанесение новой смазки. При сильном износе придется поставить новую рейку.
Разбитая подвеска
Шаровая опора в разрезе
Почему ведет вправо при разбитой подвеске, понять несложно. Отслужившие свое шаровые вызывают разболтанность передней части авто и нестабильное движение машины по дороге. Больше всего шаровые портятся от попадания колес в ямы и выбоины.
Износ сайлентблоков в передней подвеске увеличивает люфты между элементами. Выработка втулок стабилизаторов, просевшие пружины, текущие амортизаторы ― все это раскачивает кузов, ухудшает управляемость и контроль за движением автомобиля. Диагностика покажет, какие сайлентблоки потрескались, отделились от обоймы, насколько эффективны амортизаторы и другие демпферные элементы.
Автомобиль тянет вбок при торможении
Когда машина тормозит, нагрузка на ходовую часть и подвеску перераспределяется. Увод авто в сторону происходит по двум причинам. Каждая из них способна испортить нервы. Поэтому не стоит затягивать с диагностикой и ремонтом.
Неисправности тормозной системы
Изношенные тормозные колодки
На правой стороне тормозные диски сжимаются быстрее или сильнее, чем на левой. В результате по инерции машина продолжает двигаться и уходит вправо. Неравномерная работа тормозов возможна из‐за следующих факторов:
- неисправность модуля ABS, обрыв контакта одного из датчиков;
- старая тормозная жидкость;
- заклинивание выдвижного цилиндра в суппорте;
- высохла смазка в направляющих суппорта;
- неравномерный износ тормозных дисков и накладок;
- забитые трубки в тормозной системе (возможно, пережатые);
- негерметичность одного из контуров, по которому распределяется жидкость;
- поломка распределителя тормозных усилий;
- протечки DOT4 в самом цилиндре суппорта.
Водитель может замечать другие сопутствующие признаки, например, биение в рулевом колесе, подклинивание одного из колес, потеки рабочей жидкости вокруг ступицы. При касании рукой колесные диски с правой стороны более теплые, чем с левой.
Если при отпускании педали тормоза машина выравнивается, значит проблема действительно в этой системе. Потребуется комплексная диагностика со снятием колес и разборкой суппортов. Замена тормозной жидкости, дисков, накладок, трубок восстанавливает работоспособность тормозной системы. Иногда требуется ремонт модуля АБС.
Неисправны элементы подвески
Элементы автомобильной подвески
Разболтанная подвеска будет проявлять себя и во время торможения. Когда авто едет с одинаковой скоростью по ровной дороге, кузов постепенно стабилизируется. Но при торможении передняя часть «кивает», а повышенные зазоры дают о себе знать, что приводит к смещению траектории. Такое поведение вызывают следующие элементы:
- пружины;
- амортизаторы;
- сайлентблоки рычагов;
- шаровые опоры.
Внешне проблемы с подвеской дополняются уменьшением зазора между колесами и арками, перекосом кузова в правую сторону. Управление рулем не четкое, нельзя предсказать, куда кинет авто при следующем маневре, затруднено вхождение в крутые повороты. После проезда неровностей кузов сильно раскачивается, долго стабилизируется.
Нужна диагностика и осмотр подвески автомобиля на подъемнике. На нем можно выявить обломанные витки пружин, течи амортизаторов, разорванные сайлентблоки и деформированные передние рычаги. Замена деталей устранит увод машины вправо при торможении.
Выводы
Если вы заметили, что машину ведет вправо, сделайте простые тесты своими руками. Измерьте давление в шинах, проведите диагностику состояния ШРУСов, изучите равномерность износа протектора, вывесите колеса и убедитесь в отсутствии поперечного люфта. Не нашли причину ― обращайтесь в профессиональный сервис за диагностикой. Опытные мастера быстро справятся с задачей.
То налево, то направо: почему машину тянет в сторону?
Когда машину уводит в сторону, это всегда неприятно. Особенно неприятно, что поиск причины этого явления может затянуться. Попробуем разобраться, отчего машину может тянуть в сторону и как быстрее найти истинную причину этого безобразия. Для простоты рассмотрим три ситуации: увод в сторону при прямолинейном равномерном движении, при разгоне и при торможении.
Кроме этого…
Есть ещё одна ситуация, которую я вынесу отдельно: машину не уводит, но есть разница в усилиях при повороте направо и налево. Тут, кроме чисто механических причин, о которых мы поговорим ниже, есть ещё некоторые электронные, с которыми мы сегодня разбираться не будет. Классический пример – это Mazda 6 (GH) с её вечно умирающим датчиком угла поворота рулевого вала. Кроме этого бывает, умирает рулевая рейка с ГУРом, что тоже иногда проявляется подобным образом: в одну сторону руль крутится легче, чем в другую. Это встречается не так уж часто, а владельцы «шестёрок» и так знают, какой ремкомплект заказывать и как его менять. Поэтому мы займёмся более распространёнными причинами увода в сторону. И начнём с самого простого – с прямолинейного движения.
Только не прямо!
Итак, при равномерном движении по прямой машину тянет в сторону. Что смотреть первым делом? Сначала включим режим капитана Очевидности: смотрим шины. Если они все накачаны равномерно и давление правильное (оно указано в документации к автомобилю), прогоняем Кэпа мокрой тряпкой и начинаем думать.
И опять же сначала проверим, что попроще: потрогаем диски колёс. Если какой-то из дисков теплее или даже горячее остальных, в первую очередь придётся проверить тормозной суппорт. Чаще всего колёса греются именно из-за подклинивания суппортов. А если суппорт закис и не отпускает колодки, колесо тормозит и тянет за собой машину.
В особо запущенных случаях, если долго ездить с заклинившим суппортом, можно доездиться до смерти ступичного подшипника из-за его постоянного перегрева. Из него просто вытечет смазка, и подшипник погибнет мучительной и глупой смертью. В этом случае машину будет тянуть ещё сильнее.
Конечно, ступичные подшипники умирают и при исправных суппортах. Поэтому, если с тормозами всё в порядке, подшипники проверить всё-таки тоже придётся. Правда, прежде чем тащить машину в сторону, подшипник будет долго и очень громко выть, так что его неисправность можно заметить намного раньше. Но если по каким-то причинам этого не случилось, можно поддомкратить колесо и покачать его из стороны в сторону. Если люфт есть, значит, подшипника уже нет. Довести его до такого состояния сложно, но возможно.
Чаще, чем подшипник, в уводе на прямой виноваты неправильно установленные углы развала и схождения. Самому их проверять сложно (хотя умельцы довольно точно осуществляют это с помощью бечёвки, линейки, лазерной указки и прочих подручных средств), поэтому лучше сделать это в автосервисе. По большому счёту, проверять это нужно хотя раз в два года, но все мы прекрасно понимаем, что идеал недостижим, и углами у нас интересуются чаще только после того, как из-за их кривизны сожрёт комплект новых шин. Лучше до такого не доводить.
Есть ещё одна причина, по которой машину будет тащить в сторону. Это если кое-кто кое-что неправильно отремонтировал. Точнее, заменил парную деталь с одной стороны, но не стал менять с другой. Амортизатор, пружину, стойку стабилизатора, наконечник рулевой тяги или что-то подобное. Так делать не надо. Всё парное нужно менять именно парами. Поэтому, если машину стало тянуть вбок после такого ремонта, удивляться не следует.
Очень частая причина – это люфты в рулевом механизме. Наконечники рулевых тяг, тяги и саму рейку тоже придётся проверить. К счастью (или к сожалению), всё это обычно выдаёт себя приличным стуком, который поможет понять, что пора бы уже заехать на подъёмник.
Наконец, неисправности в ходовой части. Их может быть много: от разбитой шаровой опоры до сломанной стойки стабилизатора, его изношенной втулки или порванного сайлентблока. Но при таких поломках машину активнее ведёт в сторону при разгоне и торможении, поэтому перейдём к ним.
Я вперёд, а ты налево
Начнём с торможения. Конечно, в первую очередь при уводе нужно проверять тормоза, это очевидно, поэтому на этом останавливаться не буду. Проще всего заехать на тормозной стенд и убедиться, что разница в тормозных силах не слишком велика. Заметнее увод в сторону будет при проблеме в тормозах на передней оси. Возможно, что неисправность связана с некорректной работой ABS. Одним словом, стенд всё покажет сам.
Вторая причина – это как раз проблемы в подвесках, из них наиболее вероятные – неисправности пружин, амортизаторов и сайлентблоков. То есть всего, что начинает работать, когда машина при торможении прижимает нос к земле и пытается приподнять заднюю часть.
Поиск в этом случае проще всего начать с обычной диагностики ходовой части. То есть загнать машину на подъёмник и монтажкой методично давить всё, что имеет соединения, особенно резиновые. Кстати, не стоит забывать про подрамники. Если они по какой-то причине отваливаются от машины (например, сгнили к чёрту), машина на дороге и особенно при торможении и разгоне будет вести себя неадекватно.
Амортизаторы лучше проверить на вибростенде. Тут, как и с тормозами, нужно убедиться, что их эффективность справа и слева более-менее одинаковая. Если совсем лень куда-то ехать, можно оценить амортизаторы (а заодно и пружины) по старинке, глазами и руками. Если даже невооруженным глазом видно, что расстояние между колесом и аркой крыла с одной стороны больше, а другой меньше, то на стенд ехать уже не надо. Можно сразу записываться на ремонт (скорее всего, лопнул виток пружины). И для полного спокойствия так же по старинке можно покачать машину вверх-вниз. Если раскачка с разных сторон будет заметно отличаться, то на стенд тоже можно уже не ехать, а заняться заменой амортизаторов. Правда, для такой диагностики нужен хотя бы минимальный опыт, так что надёжнее всё-таки довериться стендам.
Если машина пытается убежать на обочину или на встречку при разгоне, в первую очередь нужно проверять все те элементы ходовой части, что и в предыдущих абзацах. Но к этому ещё надо добавить проверку некоторых элементов трансмиссии. Начать можно со ШРУСов, хотя их поломки обычно проявляют себя другим способом. Но всё же если пыльники давно порваны и шарниры уже пострадали от грязи, они могут подклинивать в любой ситуации, а не только хрустеть в поворотах.
Вторым на очереди стоит дифференциал. Быстренько проверить его не так уж сложно. Нужно вывесить переднюю ось (если речь идёт о переднеприводом автомобиле) и покрутить одно колесо. Второе должно потихоньку крутиться в обратную сторону. Для контроля можно застопорить одно колесо (попросить подержать его товарища) и попытаться провернуть другое. Крутится – хорошо. Конечно, эта методика не позволяет оценить состояние дифференциала полностью – всё-таки надо хотя бы посмотреть масло на предмет наличия в нём стружки, а ещё лучше – сами шестерни. Всё это, особенно последнее, заметно сложнее, но совсем запущенный случай обнаружить позволит.
В редких случаях может быть виноват подвесной подшипник вала привода (если он есть). Симптомы его поломки другие (сначала он начинает гудеть, потом появляется вибрация), но если совсем ничего найти не получается, можно посмотреть и на его состояние.
Ещё одна не совсем очевидная причина – состояние сайлентблоков задних рычагов. В первую очередь – гидронаполненных, также известных как «плавающие».
Часть описанного проявляется очень редко, и в первую очередь при разгоне причина увода будет более очевидной и связанной с убитыми сайлентблоками и люфтами в рулевом механизме.
В двух словах
Напоследок напомню, что иногда увод в сторону при резком ускорении – вещь совершенно нормальная для некоторых переднеприводных автомобилей. Если у машины стоят приводы разной длины и нет никаких систем, компенсирующих эту разницу, при сильном нажатии на газ попытка поехать в сторону пугать не должна.
И ещё надо помнить, что все резинотехнические изделия со временем теряют свои свойства. Поэтому старые сайлентблоки на пробежных машинах могут иметь разную жёсткость с правой и левой сторон. Даже если они ещё не растрескались, они всё равно могут придать поведению автомобиля на дороге некоторые особенности. Естественно, неприятные.
Тянет влево или вправо руль — в чём могут быть причины?
Это может показаться сложной задачей — попытаться диагностировать систему рулевого управления или проблемы с подвеской автомобиля, но если Вы будете делать это систематически, то у Вас есть все шансы найти правильную причину таких проблем. Мы определили симптом — увод руля в определённую сторону, и это определённо означает неисправность подвески и/или рулевого управления, и давайте в списке ниже рассмотрим вероятные заболевания подвески и рулевого управления, связанные с этим уводом руля вправо или влево! Большинство причин того, что у машины тянет руль, можно определить самостоятельно по другим характерным связанным симптомам, однако, иногда ту или иную неисправность сможет определить только квалифицированный автомеханик.
Очень важно перед началом замены тех или иных деталей и узлов машины проверить все крепления гаек и болтов элементов подвески, чтобы убедиться, что руль тянет в сторону не из-за простой разболтанности деталей. Кроме того, прежде, чем пытаться искать причину, нужно установить стабильность неисправности — нередко бывает, что руль тянет в сторону из-за колейности дороги, и в этом случае главной особенностью увода рулевого колеса по этой причине станет то, что тянуть его будет не только в одну сторону, но в разные — в зависимости от того, с какой стороны от нашей траектории движения и находится эта колея. Попробуйте поездить на разных дорогах, отпускайте руль и внимательно наблюдайте, всегда ли в одну сторону начинает уводить машину. Кроме того, проследите, поворачивается ли сам по себе отпущенный руль в эту же сторону или же он находится в неизменном положении.
Почему руль тянет в сторону при движении накатом или разгоне:
Неравномерное давление в шинах — это первое, что необходимо проверить, потому что именно разность давления в передних колёсах наиболее часто приводит к уводу руля при движении, легче всего диагностируется и не менее легко исправляется, а также встречается как причина этого симптома наиболее часто. Просто проверьте давление в шинах Вашего авто и, в случае их разности, подкачайте их и сделайте одинаковым на обеих шинах одной (передней, очевидно) оси машины. Давление с той стороны, куда уводит машину, должно быть меньше, чем с другой стороны — только в этом случае именно это является причиной. После подкачки снова проедьтесь в разных условиях, на разных дорогах и с разной скоростью, чтобы убедиться, что симптом пропал.
Если Вы не знаете, какое давление должно быть в колёсах Вашего авто, Вы можете узнать это в одной из наших таблиц, выбрав Вашу марку авто.
Неравномерный износ шин — это чаще всего неразрывно связано с первой причиной — разным давлением в шинах, ведь именно неправильное давление ведёт к чрезмерному износу покрышек, а, если это давление разное в разных колёсах, то и изнашиваться их шины будут также с разной скоростью.
Впрочем, эта проблема нередко обнаруживается после сезонной перекидки покрышек с зимней на летние или, наоборот, просто после установки других (не новых) покрышек на автомобиль. В этом случае Вы можете попросту не учесть того, на какой стороне и на какой оси была установлена та или иная покрышка у прежнего автомобиля (в случае, например, покупки б/у покрышек) или в прошлом сезоне на Вашем автомобиле. Например, на переднеприводных автомобилях передние покрышки изнашиваются немного быстрее, нежели задние, и поэтому, если Вы поставите в следующем сезоне заднюю покрышку вперёд только с одной стороны машины, то руль, наиболее вероятно, будет уводить в сторону, противоположную той, где стоит менее изношенная резина.
Поэтому очень важно всегда при перекидке резины помечать покрышки или колёса, которые Вы снимаете и откладываете на хранение, мелом или даже более стойкими к стиранию материалами, где какое колесо стояло на автомобиле до снятия с него.
Но не нужно думать, что проблема увода руля в сторону может возникнуть только в случае использования шин с пробегом — бывают случаи (хотя и далеко не частые), когда новая резина (особенно, если она дешёвая и малоизвестного бренда) приводит к тому, что начинает тянуть руль.
Чтобы наиболее установить именно эту причину того, что руль тянет влево или вправо, поменяйте местами передние колёса машины (именно колёса, а не покрышки)… конечно, после того, как проверите в обоих них давление. Если причина именно в этом, то руль начнёт уводить в другую сторону и даже с таким же усилием, как до этого (конечно, если других причин увода руля нет вместе с этой).
Очевидно, что для исправления увода руля по причине разности изношенности шин нужно просто поменять местами колёса одной стороны машины — заднее поставить вперёд, переднее — назад. Если это не поможет, то попробовать проделать аналогичную процедуру с другой стороны авто.
Сбитый развал/схождение колёс — такая причина непременно ведёт к уводу руля в ту или иную сторону. К тому же, это также одна из наиболее частых причин такого симптома. Развал/схождение колёс необходимо проверять, если обе вышеописанные причины не привели ни к чему. Для установления и устранения этой причины необходимо проверить и отрегулировать углы установки колес — сделать это можно исключительно у специалиста… конечно, если Вы сами не этот специалист, но в этом случае Вы бы и не читали данную статью.
Компоненты рулевого управления плохо затянуты — бывает, что причиной того, что руль тянет в сторону, может стать халатность специалистов, ремонтировавших те или иные элементы рулевого управления, или же просто его расслабившиеся компоненты. Для установления этой причины также необходимо провести диагностику у специалистов — проверить рулевые тяги и рулевую рейку.
Почему руль уводит в сторону при торможении:
А вот если симптом увода руля проявляется исключительно при торможении, то тут, скорее всего, всему виной заклинившие о тормозной диск или барабан тормозные колодки. Конкретизировать эту причину также несложно — прокатитесь в обычном темпе в течение 10-15 минут, периодически работая педалью тормоза — используйте свои тормоза, а затем остановитесь и проверьте, насколько нагрелись тормозные диски на передних колёсах — будьте осторожны — не обожгитесь: не трогайте суппорты сразу после остановки, а сначала брызните в них капелькой воды или просто плюньте — если вода (слюна), едва коснувшись поверхности, закипит (при условии, что Вы не тормозили подолгу "в пол"), то это значит, что колодки заклинило в суппорте с прижатом положении к тормозному диску. При этом, скорее всего, такая проблема будет наблюдаться только с одной стороны у одного определённого колеса автомобиля. Кроме того, проверьте сами тормозные колодки на предмет неравномерного износа.
Делайте по принципу Андрея