Когда снизится цена на автомобили с пробегом
Перейти к содержимому

Когда снизится цена на автомобили с пробегом

  • автор:

Рынок подержанных авто ждет шквал предложения и резкое снижение цен

Проблемы на рынке и новых, и подержанных машин начались далеко не в феврале 2022 года. Так называемый кризис полупроводников стартовал в пандемию и до сих пор не закончился — многие предприятия все еще находятся в состоянии дефицита комплектующих, а логистика, чудовищно подорожав, не может восстановиться от Covid−19. Передел мира, прямо сейчас раскачивающий основы основ всей планеты, лишь добавил масла в огонь. Ну а Россия, по старой доброй традиции, оказалась на баррикадах не просто в числе первых, а в желтой майке лидера, приняв на себя все шишки первопроходца новой структуры мировой торговли.

Массовый приход китайцев ситуацию на рынке новых авто не исправил, предложение все еще не в состоянии перекрыть спрос, как, впрочем, и продукция отечественных брендов в тандеме с параллельным импортом. Взрыв цен, что естественно, сказался и на «вторичке»: продавцы взвинтили цены, выкатили из гаражей весь хлам, годами стоящий в ожидании своего часа, и бросились аврально приводить в чувство то, что еще вчера планировали сдать на чермет. Достойных машин мало, а начинать поиск транспортного средства, а не конструктора для взрослых, стоит, повторимся, с полутора миллионами рублей в кармане.

Вдумчиво оценив увиденное, правительство, судя по всему, решило открыть «вентиль», который ранее придерживало — китайские подержанные машины. До пандемии Поднебесная в год потребляла около 30 000 000 новых автомобилей, а «вторичка» скапливалась, не находя должного количества покупателей. Государство, которое много производит, принимало все возможные меры, чтобы потребитель покупал новое, а не подержанное.

Изначально в КНР делали ставку на копию японского опыта — подержанные машины из Страны восходящего солнца раскупаются по всему миру, не захламляя и без того небольшое островное государство. Однако этому плану не суждено было сбыться. А на соседний рынок весь этот транспорт не попадал благодаря многочисленным бюрократическим препонам: мы тоже очень хотели много производить и много продавать. Раньше хотели.

Сегодня же китайская «вторичка» могла бы в комплексе решить все проблемы дефицитного отечественного автомобильного рынка: соцсети рассказывают, что через экспериментальную особую экономическую зону Суйфэньхэ в Россию начинают массово поставлять подержанные китайские машины. Причем это не продукция китайских марок, а творчество совместных предприятий под хорошо нам знакомыми японскими и европейскими брендами.

Курс рубля к юаню более стабилен, чем пара доллар-рубль, есть прямая сухопутная граница, да и отношения между странами куда лучше, чем с ЕС и США. Поэтому очень скоро отечественный авторынок запестрит знакомыми именами, однако в неизвестных и непонятных комплектациях. Проблем с запчастями можно ждать лишь на ранних этапах, пока налаживается логистика с китайских фабрик, а после сотни тысяч автомобилей с небольшим пробегом и в достойном состоянии начнут появляться сначала у частных продавцов, а после и у дилеров, многие из которых уже сегодня нацелены на работу именно на рынке «бэушек».

Прогноз по времени? Вероятнее всего — около полугода. Так что, выбирая лучшее из худшего, торопиться не стоит. Вполне возможно, что скоро ассортимент в корне изменится.

Цены на подержанные машины начали стабилизироваться

Как говорится в исследовании «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Haraba, которое есть в распоряжении «Российской газеты», сразу по 12 моделям популярных автомобилей с пробегом средняя цена была выросла на 5% и выше. В июле таких автомобилей было вдвое меньше.

Лидером по масштабам подорожания неожиданно оказался Skoda Rapid (1,52 млн руб., +9,3% за месяц). На рынке новых автомобилей этот особенно популярный в такси лифтбек исчез еще весной текущего года. В то же время количество «свежих» (до трех лет) экземпляров во вторичном сегменте еще исчисляется десятками тысяч штук. Модель оказалась ликвидной и вполне надежной. Однако ценник, «скаканувший» выше 1,5 млн рублей, даже при нынешнем слабом рубле выглядит явно завышенным. Брат-близнец Skoda — Volkswagen Polo, всегда считавшейся машиной немного выше по имиджу, оказался даже дешевле (1,46 млн руб., +4,3%).

В августе, как и в июле, место в тройке лидеров роста цен нашлось марке BMW. Причем в последнем месяце лета резким подорожанием (8-9%) отметились сразу две баварских модели. За седан 3-й серии стали просить в среднем 4,4 млн рублей, то есть на 370 тысяч больше, чем в июле.

Внедорожник X5 теперь и вовсе не купить дешевле 10 млн рублей. За месяц он подорожал почти на 800 тысяч, а за год — на 2,3 миллиона. Причина столь резкого взлета кроется не только в соотношение валют, но и в сильно возросшем в августе утилизационном сборе. При таком ценовом позиционировании BMW X5 в России оказался сегодня в сегменте даже не премиальных, а люксовых вседорожников. И пока нет предпосылок к тому, что ситуация для поклонников этих автомобилей как-то улучшится: количество завозимых по параллельному импорту BMW стало снижаться.

Нет полноценной замены в сегменте новых бюджетных кроссоверов и двум популярным «паркетникам» — Hyundai Creta (1,98 млн руб., +7,2% за месяц) и Renault Duster (1,85 млн руб., +7%). Неудивительно, что цена каждого из них на вторичном рынке постепенно приближается к 2 млн рублей. В число машин, подорожавших в августе на 5% и выше, также попали Hyundai Tucson (2,98 млн рублей), Mercedes-Benz E-class (5,03 млн рублей), Toyota RAV4 (3,6 млн рублей) и два кроссовера Nissan — X-Trail (2,86 млн рублей) и Qashqai (1,89 млн рублей).

И наконец, неожиданно в этой же кампании оказались два самых бюджетных автомобиля АвтоВАЗа. За трехлетнюю Lada Granta стали просить в августе в среднем 844 тыс. рублей (+40 тысяч к июлю), а за Lada Niva Legend — 1,012 млн рублей (+52 тысячи). В сегменте новых автомобилей те же модели пока подорожали скромнее — на 15-20 тыс. рублей. Причем недостатка на рынке в них нет, а значит, августовское повышение больше похоже на временный скачок цен.

«Впрочем, прибавки 3-5%, которые оказались равнозначны увеличению цены на 50-150 тысяч рублей, а на дорогие модели машин, как Toyota LC 300 — даже почти на 400 тыс. рублей, в августе можно было отмечать на всем рынке. Понимание покупателями того, что при очередной волне обесценивания рубля нужно вкладываться в «железо», похоже, и дальше останется основным генератором роста цен. Осенью этот процесс не остановится.

Несмотря на общий рост вторичного рынка, который наблюдается уже на протяжении последних пяти месяцев, число ликвидных 3-летних моделей западных, японских и корейских марок по-прежнему продолжает сокращаться. А с увеличением ограничительных мер в части налогов и возможных изменений в октябре в оформлении СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств), недостаток «свежих» машин на нашем рынке может только усилиться», — комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Когда в России начнут дешеветь автомобили: эксперты составили прогноз на 2024 год

К концу 2022 года средневзвешенные цены в России выросли на 22-30%. Тогда курс рубля оказался очень не стабилен: доллар долгое время держался на отметке 70-72 рубля, а евро — 73-75 рублей. Из-за этого многие производители автомобилей заявили, что в 2023 году поднимут цены на автомобили. В текущем году ситуация сначала начала стабилизироваться, а потом рубль снова начал терять свои позиции. В итоге стоимость новых автомобилей действительно выросла из-за укрепления курсов основных валют, используемых для закупок компонентов и готовых автомобилей.

Когда цены на автомобили начнут падать?

Однако эксперты уверены, что вскоре эта тенденция изменится, и цены на автомобили поползут вниз. Так, снижение стоимости машин, по мнению специалистов, произойдет не раньше 2025 года. Причем до этого момента они успеют вырасти еще на 20%. Об этом в беседе с URA.ru рассказала руководитель пермского центра «Альфа-Гарант» Елена Савиных.

«Сейчас на российском рынке наблюдается дефицит автомобилей. В совокупности с волатильным курсом рубля цены на машины постепенно растут. Сменится данная тенденция только к 2025 году. Тогда рынок автомобилей с пробегом будет насыщен иномарками, привезенными при помощи параллельного импорта, и китайскими брендами. Соответственно, и на новые автомобили цены тоже снизятся», — объяснила она.

Кроме того, эксперт добавила, что на цены влияет и повышение ключевой ставки Центробанка, из-за чего автокредиты становятся все более дорогими и недоступными для населения. Она предположила, что в 2024 году ставка по автокредитам может вырасти еще на 3%.

«Очевидно, что покупать автомобиль лучше сейчас, ведь в дальнейшем цены будут только расти. Это — текущая тенденция современного российского рынка», — отметила Елена Савиных.

«С таким курсом предложений станет больше». Что будет с ценами на бу авто

Фото: auto-vse.ru

В условиях высоких цен и дефицита новых машин российские водители все чаще обращают внимание на рынок подержанных автомобилей. Autonews.ru с помощью экспертов и профессиональных автоподборщиков разобрался, что сейчас происходит на вторичном рынке, как обстоят дела со спросом и что будет с ценами в дальнейшем.

Высокие цены и падение спроса

Как рассказал эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, ситуация со спросом на рынке подержанных машин находится в критической стадии. По словам эксперта, б/у автомобили не интересуют россиян на данный момент. Единственное исключение — водители, у которых есть необходимость в машине, а они неожиданно остались «без колес». Одна из причин такого тренда — высокие цены на вторичке.

«Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация. Если открыть сайт с объявлениями о продаже подержанных авто, то мы увидим просто фантастически высокие цены. После их просмотра у потенциального продавца возникает уверенность, что он сможет реализовать свой автомобиль как минимум не за меньшую сумму. Но по факту он получает ноль звонков от покупателей, а машина надолго зависает в разделе продаж», — объяснил Чернов.

Фото: auto.ru

Фото: alyans-auto.ru

Эксперт подчеркнул, что чаще всего реальная стоимость машины оказывается почти в два раза меньше, чем за нее изначально хочет получить продавец. Впрочем, даже кардинальное снижения стоимости не дает продавцу никаких гарантий на быструю реализацию машины.

«На данный момент на рынке мы имеем кучу предложений по неадекватным ценам. Понять, что стоимость машин сильно завышена, достаточно легко. Для этого нужно просто перевести эту сумму в иностранную валюту по нынешнему курсу. В результате оказывается, что, например, BMW X7 могут продавать более чем за €300 тыс. За рубежом за эти деньги можно Bentley купить», — резюмировал эксперт.

Отмена утилизационного сбора и льготы на растаможку

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что на фоне острого дефицита новых автомобилей на отечественном рынке многие россияне обратили внимание на вторичку. При этом, по его словам, цены на подержанные машины также выросли.

«Однако число предложений не увеличивается. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится, так как автомобилей в страну практически не завозится. Какой-то поток машин к нам есть благодаря различным схемам. Правильным решением для властей на данный момент стала бы отмена утилизационного сбора и введение льгот на растаможку», — заявил эксперт.

Фото: Авилон

Напомним, чтобы поставить на учет привезенный из-за рубежа автомобиль, необходимо заплатить утилизационный сбор: 3400–5200 руб. в зависимости от возраста машины.

«Адекватных предложений все же хватает»

При этом Кирилл Чернов отметил, что даже сейчас можно встретить объявления по продаже подержанной иномарки за адекватные деньги. Чаще всего это бывает, когда продавцу нужны средства. При этом он добавил, что стоимость таких машин может быть даже ниже цен, которые были в начале 2022 года.

По словам Чернова, на вторичке стали появляться объявления о продаже редких машин, которые ранее до массовых площадок вряд ли бы дошли. Более того, «эксклюзивные» модели сейчас предлагаются по цене обычных машин. В качестве примера эксперт привел несколько объявлений по продаже BMW-Alpina и редких модификаций Porschе.

Аналогичное мнение высказал менеджер крупного подмосковного автосалона. Сотрудник дилерского центра уверил Autonews, что компания серьезно снизила цены по сравнению с концом весны, правда, спрос при этом сильно не увеличился.

«На данный момент мы можем предложить целый ряд интересных вариантов, среди которых есть и премиум. Причем за эти деньги на рынке новых автомобилей максимум на что вы сможете рассчитывать — это недорогие корейские или отечественные седаны. Цены мы снизили еще в начале лета, правда, не могу сказать, что это сильно повлияло на спрос, который по-прежнему низок», — резюмировал менеджер шоурума.

Цены на вторичке могут упасть, а машин из-за границы станет больше

Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский ожидает, что цены на автомобили в России должны снизиться уже в 2022 году. Причем коснется это как рынка новых машин, так и вторички.

Фото: Авилон

«На вторичке ситуация будет идентична рынку новых автомобилей. Там и там многое зависит от дефицита машин, который сейчас имеет место. Однако есть положительные прогнозы на его скорое преодоление благодаря новым схемам, над которыми работают как частники, так и торговые компании», — пояснил Александр Шумский.

Кирилл Чернов не стал делать прогнозов по изменению цен на рынке подержанных машин, но признал, что в ближайшее время количество подержанных машин из-за рубежа должно увеличиться. По его словам, несмотря на логистические трудности, такие машины уже активно возят из Европы и США.

«Да, нынешний курс способствует покупке автомобиля в других странах. Однако к цене сразу следует приплюсовать расход на ее доставку, оформление документов и другие сложности, связанные с перегоном. В итоге автомобиль из Европы обойдется покупателю примерно в ту сумму, если бы сейчас курс евро был 80 руб.», — подчеркнул эксперт.

Ситуация может измениться к лучшему в случае восстановления логистических цепочек. В таком случае, по словам Чернова, при нынешнем курсе машины из Европы сильно подешевеют и станут выгодным приобретением.

Какие авто сейчас покупают на вторичке

Самой популярной иномаркой на российском рынке подержанных автомобилей во втором квартале 2022 года стал Ford Focus. Как отмечают аналитики «Авито.Авто» (соответствующее исследование было ими предоставлено Autonews.ru), на долю этой модели пришлось 2,2% от всех продаж автомобилей с пробегом. Второе место занимает Hyundai Solaris, а третье — Kia Rio. На четвертой и пятой строчке — Volkswagen Polo и Toyota Camry.

Как рассказал представитель одной крупной компании по продаже подержанных машин, сейчас все больше покупателей, выбирая автомобиль на вторичном рынке, обращают внимание на стоимость обслуживания. По его словам, это связано со стремительным ростом цен на запчасти.

Фото: Shutterstock

«Скажем так, у нас популярностью пользуются доступные модели, неприхотливые в ремонте, на которые даже сейчас можно найти детали, и не потратить на это большие деньги. Однако тут к выбору машины стоит подходить с большой осторожностью. На сайте объявлений таких машин много. Однако львиная доля из них — бывший таксопарк. У этих машин не осталось ресурса, и их покупка обернется большими проблемами для водителя. Поэтому в этом случае лучше обращаться в автосалон или попросить помощи у автоподборщиков», — рассказал менеджер торговой компании.

Аналогичное мнение высказал его коллега из подмосковного автосалона. Он подчеркнул, что клиентов последнее время интересуют «недорогие седаны». Точные модели при этом называть отказался. «Совсем недавно популярностью пользовались подержанные автомобили премиальных марок. Теперь тренд изменился. Думаю, это связано со стоимостью обслуживания», — заключил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *