Региональная логистика. От чего зависит цена на бензин?
Сегодня один из важных вопросов в стране — цена на топливо, которая в регионах начинает повышаться. При этом эксперты рынка уверены, что ситуация больше зависит от логистических факторов, чем от доли определенных компаний на рынке АЗС.
Поводом для вопросов стало сообщение управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. В нем говорилось о присутствии вертикально-интегрированных компаний на рынке АЗС региона, число которых выросло в полтора раза с начала года. Ощутимее всех свою долю увеличила «Татнефть». По данным ФАС, ее доля увеличилась в 8 раз — до 11,6%. «Роснефть» увеличила долю на рынке Северной столицы до 26,5%. «Лукойл» сохранил долю в 23,6%.
При этом ведомство пообещало пристально следить за ценами на АЗС «Роснефти» и «Лукойла» в связи с тем, что совокупная доля компаний на рынке превысила 50%.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с ТАСС отметил, что ситуация с ценами на топливо в регионах в большинстве случаев зависит не столько от количества АЗС, принадлежащих той или иной компании, их доли на рынке, а от логистических факторов — удаленности от НПЗ, наличия или отсутствия емкостей для хранения нефтепродуктов. «Очевидно, что затраты на доставку топлива в регион могут составлять значительную долю в цене литра бензина на АЗС. Тут важно, чтобы поставки на региональный рынок велись с ближайших НПЗ», — пояснил Танкаев.
Как он считает, если объем поставок в тот или иной регион с ближайшего НПЗ мал из-за значительной отгрузки автобензина на экспорт, то спрос покрывается за счет поставок топлива из других регионов страны, что отражается на ценах АЗС.
«В случае с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом ближайший производитель — это Киришский НПЗ „Сургутнефтегаза“. Значительная часть автобензина с этого завода идет на экспорт в Финляндию, а не на рынок Ленобласти, — отметил Танкаев. — Кстати, на ситуацию уже обратили внимание представители ФАС. „Сургутнефтегаз“, по данным ФАС, в августе не выполнил план продаж нефтепродуктов на бирже, но при этом компания является основным экспортером топлива за рубеж. Непонятно, почему в этой ситуации бездействует региональное управление ФАС».
В этих случаях региональному управлению ФАС стоит следить за выполнением компаниями планов биржевых торгов, подчеркивает эксперт.
Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов считает, как он отметил в разговоре с корреспондентом ТАСС, что на внутреннем рынке есть недоработка в регуляторике, из- за чего ряд производителей нефтепродуктов максимизируют экспорт в ущерб внутреннему рынку. «Причем со стороны крупных нефтекомпаний уже звучали предложения о том, как можно восполнить этот пробел. К примеру, предлагалось универсальное решение — ввести лицензии на экспорт нефтепродуктов и включить в них условие пропорциональное поставок на внутренний рынок», — напомнил он.
Суверов считает, что такое предложение является разумным, «особенно в текущей ситуации, когда поставки на внешний рынок гораздо более прибыльны, чем продажи автотоплива на АЗС внутри страны».
«Биржи горят». Почему подорожал бензин и как будут останавливать топливный кризис
Резкий рост цен на бензин и дизель, а также возникший дефицит горючего в ряде регионов заставил правительство принять жесткие решения. Многие экономисты и промышленники охарактеризовали ситуацию как топливный кризис. Особенно забеспокоились аграрии – нехватка горючего, его подорожание в разгар уборочной кампании грозит потерей урожая и, как следствие, ударом по продовольственной безопасности страны.
Кроме того, дорожающая «горючка» может потянуть за собой повышение стоимости грузоперевозок, затем самих товаров и проезда в общественном транспорте. Недаром высокопоставленные чиновники уже были приглашены в парламент для объяснений.
Почему стал возможным очередной резкий рост топливных цен, как отреагировало правительство и насколько эффективны могут быть принятые меры, выяснял журналист amic.ru Андрей Магас.
Бессрочный запрет на продажу топлива ввели в России
Уборочная стоит – нет горючего
С обсуждения в закрытом режиме роста цен на бензин и дизельное топливо началось заседание Государственной Думы 21 сентября, о чем сообщил в своем Telegram-канале депутат Михаил Матвеев.
«Исходя из представленной информации, и бензина, и дизеля в стране хватает с запасом. А почему оптовые цены иногда оказываются выше розничных – тут есть разные мнения. Но очевидно, что на экспорт нефтепродукты должны поступать после насыщения внутреннего рынка. Об этом в своем выступлении сказал Володин», – рассказал парламентарий.
Затем пресс-служба российского правительства сообщила о введении временных ограничений на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на внутреннем рынке.
«Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей», – говорится в официальном сообщении.
Самый дешевый бензин в Алтайском крае стоит почти 50 рублей за литр
Кроме того, кабмин решил поднять нормативы поставок бензина и дизтоплива на биржу. Также был организован ежедневный мониторинг закупок горючего «для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов». Затем заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин заявил, что запрет введен бессрочно, срок его окончания зависит от насыщения внутреннего рынка.
Первые сигналы о непомерно дорожающем топливе стали поступать в середине – конце августа. Некоторым сельхозпроизводителям в российских регионах в разгар уборочной кампании из-за подорожания и дефицита топлива порой приходилось останавливать полевые работы.
Некоторые наблюдатели предположили, что топливный кризис носит инфраструктурный характер, а вызван он рядом причин: ремонтом на крупнейших НПЗ именно во время пикового спроса на «горючку», увеличением продолжительности доставки топлива по железной дороге, дисбалансом оптовых и розничных цен, ростом потребности в дизеле в разгар сезона отпусков и уборочной страды.
Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизеля из России
Топливо в стране есть. Но не на биржах
В середине сентября Павел Сорокин в интервью «Российской газете» заявил, что «внутренний рынок полностью снабжен топливом».
«Но из-за ажиотажного спроса в отдельных регионах, связанного с ремонтом перерабатывающих заводов и сложностями с подвозом топлива, возникло ощущение дефицита», – сказал он.
На пленарном заседании в Госдуме замглавы Минэнерго заявил, что увеличение стоимости дизеля в нашей стране спровоцировано его недостатком на внешних рынках.
«В мире наблюдается дефицит дизеля, особенно в Европе, что также подтолкнуло вверх цены на дизель в последние два месяца», – приводит высказывание чиновника агентство «Прайм».
Сорокин заверил, что Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также нефтяные компании делают все, чтобы увеличить поставки топлива на внутренний рынок для создания «искусственного избытка» товара на рынке.
В кулуарах Тюменского промышленно-энергетического форума вице-премьер Александр Новак сообщил журналистам, что правительство намерено принять меры по регулированию стоимости топлива.
«Возникла диспропорция именно на оптовом рынке. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок», – подчеркнул Новак.
Он также заверил, что кабмин готов принять и «более кардинальные решения», которые уже подготовлены Минэнерго. Эти меры «при необходимости» могут быть рассмотрены в самое ближайшее время.
Вице-премьер заверил, что топлива в стране в 2023 году производится больше, чем годом ранее. Однако внутренний рынок для производителей оказался «менее премиальным».
Депутаты предложили установить предельно допустимые цены на бензин
«Есть достаточно большой рост цены на нефтепродукты, на мировые, и снижение курса рубля по отношению к доллару, то есть мировая экспортная альтернатива достаточно высокая. Но задача – на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что в принципе удается сделать, вертикально-интегрированные нефтяные компании этим занимаются», – сообщил вице-премьер.
По словам руководителя аналитического центра Национального топливного союза (НТС) Григория Баженова, у топливного кризиса имеются как объективные, так и субъективные причины.
«Объективные заключаются в росте индексов экспортной альтернативы, стало выгодно поставлять топливо на экспорт, чему способствует высокий уровень цен на мировом рынке. Когда эти индексы выше внутренних цен – товар уходит из страны. Это способствовало тому, что в стране стало оставаться меньше топлива, отчего и стали расти цены», – пояснил он amic.ru.
Что касается субъективных моментов, то у нас в стране есть традиционные периоды, когда потребность в дизельном топливе возрастает. Такое сезонное увеличение потребностей накладывается на структурные ограничения (часто связанные с логистикой, – прим. ред.), это не позволяет в короткие сроки перестроить направления поставок горючего, что вызывает рост цен, отметил глава аналитического центра НТС.
«Цена на бензин и дизель циклична – как правило, в конце марта наблюдается ее повышение, это продолжается по осень. Спрос растет как со стороны населения, так и тех же сельхозпредприятий, занимающихся посевными и уборочными работами», – напомнил он.
Новак заявил, что правительству удается сбалансировать топливный рынок
Отсутствие равновесия
Григорий Баженов также пояснил, что сегодня участники рынка приобретают топливо через биржу, которая служит ключевым звеном ценообразования нефтепродуктов. Установленная на бирже стоимость влияет как на цены у мелкооптовых продавцов, так и на НПЗ.
По словам собеседника, в период повышенного спроса на биржу устремляется большое число фирм, не являющихся трейдерами, но желающих приобрести свободные объемы топлива, потому что, скажем так, в ближайшей точке сбыта его часто не хватает. В условиях конкурентного спроса, но отнюдь не конкурентного предложения (у нас не так много компаний, производящих нефтепродукты и продающих их на бирже, – прим. ред.) поднимается цена. Тем более что нефтяным компаниям выгодно, когда растет спрос, а предложение остается на том же уровне – их доходы увеличиваются от продаж на внутреннем рынке, на экспорте, плюс они еще и получают субсидии от государства в виде демпфера.
«Отсутствие такого равновесия на биржах является субъективным фактором, влияющим на рост цен. Если бы мы стремились насыщать внутренний рынок, то мотивы к биржевым продажам были бы сильно выше и стояла бы задача достичь паритета между спросом и предложением», – пояснил Баженов.
Что касается правительственных решений, то опрошенные amic.ru эксперты убеждены, что они должны носить исключительно временный характер. Только тогда они дадут позитивный эффект.
«Это позволит увеличить объем реализации товара через биржу, что позволит снизить стоимость. Но постоянное использование таких шагов приведет к снижению объемов нефтепереработки и, как следствие, сокращение их производства», – пояснил Григорий Баженов.
Ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин указал, что точные объемы экспорта нефтепродуктов Россия сейчас не раскрывает.
«По оценкам различных международных агентств, российский экспорт дизеля составляет примерно 900 тысяч баррелей в сутки, а бензина держится в диапазоне 60-100 тысяч баррелей в сутки», – сообщил он amic.ru.
Алтайские заправки проверят на необоснованное повышение цен
По словам эксперта, если сделать ограничительные меры постоянными, то, по предварительным оценкам, максимальный ущерб для нефтяных компаний может составить 10-13% EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации, – прим. ред.). Однако длительные ограничения маловероятны, то есть реальный ущерб может составить не более 1-2% от годовой EBITDA.
К тому же, замечает Потавин, Россия производит значительно больше бензина и тем более дизеля, чем потребляет, – то есть ограничение экспорта быстро приведет к профициту на внутреннем рынке. На этом фоне для стабилизации ситуации достаточно ограничений сроком на месяц. Причем российский объем экспорта дизеля производится по ценам, близким к мировым.
«При этом в глобальном масштабе цены на дизельное топливо уже находятся на повышенном уровне из-за роста цен на нефть и нехватки перерабатывающих мощностей. Ограничения на экспорт российского топлива могут усугубить данную проблему. Но мы полагаем, что долгосрочно ограничения вводиться не будут, поскольку это может привести к затовариванию внутреннего рынка и падению цен на нем», – уверен аналитик.
Что касается налогового маневра, из-за которого происходит постоянное повышение стоимости топлива, то это нормальный шаг с точки зрения стабильности государственных финансов, считает специалист. Изначально этот маневр предполагал перенос налогооблагаемой нагрузки с экспорта на внутренний рынок. Однако этот перенос затронул и регуляторы – пошлины, которые постоянно падали, а также акцизы, при маневре возраставшие. Это приводит к повышению прибыльности экспортных поставок.
«В принципе, здесь следует стимулировать внутренних игроков поставлять товар на биржу через введение соответствующих нормативов, в том числе плавающих. Кроме того, можно предусмотреть скидку на акциз на каждую тонну, поставленную через биржу. Это стимулировало бы биржевую реализацию», – рассуждает Григорий Баженов.
Кроме того, следует скорректировать графики ремонта НПЗ с динамикой спроса, чтобы предприятия не вставали на ремонт в период повышенного спроса на свою продукцию. Также следует развивать другие производные инструменты, которые бы позволяли участникам рынка планировать свою деятельность, в том числе открытость графиков ремонта перерабатывающих предприятий, убежден Григорий Баженов.
Почему цена бензина постоянно растет? Кто влияет на стоимость и какая реальная цена бензина?
Цены на бензин в России являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения.
Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Самый популярный ответ – желание нефтяных компаний больше зарабатывать на беднеющем населении. Давайте разберемся в настоящей причине постоянного роста цен на примере самого доступного АИ-92.
С 2010 по 2019 гг. цены на бензин АИ-92 выросли на 84% (7% в год), что превышает официальную инфляцию (80%) и динамику цен непродовольственных товаров (71%). Изменение цен нефтепродуктов сказывается не только на кошельках владельцев автомобилей, но и на всей розничной торговле. В себестоимость товаров включены затраты на перевозку автомобильным транспортом, использующим бензин или дизель.
За последнее десятилетие (2010-2019 гг.) наблюдались периоды высоких и низких цен на нефть, но на АИ-92 это не отразилось. Цена на бензин увеличилась на 20 руб. – с 23 руб. до 43 руб. за литр. Разберемся, кто на это влияет.
Стоимость бензина как и любого товара состоит из 3 основных компонент: себестоимости сырья, издержек производства и продажи; налогов; прибыли компаний.
Себестоимость бензина
Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.
Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр. Получается, что увеличение расходов и стабильная прибыль компаний не могли привести к росту цен бензина АИ-92 на 20 рублей. Перейдем к налогам – ключевому фактору роста цен на бензин
Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).
За последние годы все перечисленные налоги значительно увеличились — в 2,6 раза или на 14,3 руб. за литр. Эффективная ставка НДПИ и НДД с учетом льгот выросла в 3,7 раза (до 8,6 руб. за литр) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра увеличение НДПИ нивелировалось снижением экспортной пошлины на нефть и акцизов. На практике пошлина снизилась меньше планируемого, а акциз вырос до 7,8 руб. за литр (включая акциз на нефтяное сырье и демпфер).
НДС увеличился из-за изменения ставки с 18% до 20% и повышения налоговой базы. С 2010 г. сумма НДС выросла на 87% – с 3,8 руб. за литр до 7,1 руб.
В 2019 г. доля налогов (эффективные ставки) в цене бензина АИ-92 достигла исторического максимума – 54%, доля расходов на производство и сбыт составила 38%, а прибыль компании от продажи – только 8%. Если учесть и общеэкономические налоги: налог на прибыль компаний, НДФЛ, взносы сотрудников и прочие отчисления в бюджет, то налоговая составляющая в цене увеличится на несколько процентов.
В 2010 г. цена бензина АИ-92 составляла 23 руб. и если бы налоговые ставки и условия не менялись, то в 2019 г. цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб. Рост цены вместо фактических 87% ограничился бы 24%. Цена АИ-92 без учета налогов и сборов в 2019 г. составила 19,6 руб. и с 2010 г. она увеличилась только на 5,5 руб.
Приведенная в статье оценка факторов изменения цены на АИ-92 свидетельствует о главенствующей роли налогов в ценообразовании. Именно налоговая политика государства, а не динамика цен на нефть или нефтяные компании, в наибольшей степени влияет на цену бензина для потребителей в России.
И будет расти дальше, пока у государства не треснет еблет
Подскажите, пожалуйста, должен треснуть какой-то конкретный еблет, или, так сказать, еблет в целом?
Воу воу. Вы же сами говорите, что вся прибыль с недр должна идти народу? Че не так?
Все просто же. Цена на бензин растет, это увеличивает стоимость доставки бензина до АЗС, что в свою очередь.
Михаил, у Вас куча интересных статей, зачем вы их пишете? Рекламы не нашел, в чем профит — непонятно
Денис, мне нравится научная деятельность — это мое хобби после защиты кандидатской диссертации. В науке я не работаю и не преподаю, но есть желание делиться знаниями. В свободное время изучаю интересные вопросы экономики, а тут и ( на других площадках) делюсь ценной информацией (как мне кажется).
Зарабатывать на этом пока не планирую, поэтому рекламы на сайте или каких-то услуг не продаю. Но в будущем — возможно).
Отсутствие стратегического видения у государства на срок 10-25 лет. Ввиду того, что визионеры государства естественным путем проедут на лафетах гораздо раньше. По сей причине визионеры государства живут одним днем. Урвать здесь и сейчас.
То что указано в статье, давно известно в общих чертах, автор же, тот самый капитан очевидность.
Жаль, что нет теоретических и практических материалов о том, почему, к примеру, цена бензина не падает при уменьшении стоимости барреля,нет инфы по картельным сговорам, нет инфы по стоимости нефти.
И самое главное нет инфы о ценообразовании в США для сравнения.
Для сравнения нашел график цен в США для сравнения. Там как раз цена падает
Считаю, что бензин должен стоить в зависимости от того, какое расстояние проезжает человек. Например:
0 — 5000км в год — 100 рублей/л
5000 — 10000 — 80 рублей/л
10000 — 20000 — 60 рублей/л
20000 — 30000 — текущая цена
30000+ текущая цена — 15%
Это нужно для того, чтобы каждая лягушка не ездила на машине 5 км в день по центру города, чтобы сходить на ноготочки. А людям, которым действительно нужно далеко ездить — давать скидку.
Ну тогда если вы в кино зайдете меньше 100 раз в год — цена билета х10. А то аренду то оплачивать нужно каждый месяц.
Считаю, что те, кто ездит 5000 км в год, должны получать бензин бесплатно — в силу того, что наносят меньше вреда окружающей среде. А те, кто ездит много, должны переходить на газ, опять же из экологических соображений. И вообще все всем всё должны!
Если вы кушаете мало хлеба, он должен стоить для вас дороже в 10 раз
А еще надо ввести понижающий коэффициент на продукты для толстых и повышающий для худых, а то слишком большая нагрузка на канализацию и систему очистных.
Сразу появится агрегатор, который будет брать со скидкой и продавать по 100р/литр.
И зачем было писать такую замечательную статью и рисовать симпатичные графики, если ответ на вопрос "Кто виноват?" это слово из 5 букв?)
В РФ доля стоимости сырой нефти в конечной стоимости бензина на заправках — 15%, не более. В США — 40-45%. Поэтому там мы видим разницу, а в РФ нет.
Автор, вы путаете среднюю наценку розницы (АЗС) на 1 литр продаваемого бензина и прибыль ВИНК, которая спрятана в оптовой цене за 1 тонну топлива. В 2019-20 г.г. средняя наценка розницы составила 6-8 руб/литр, а какова прибыль нефтяных компаний, спрятанная в опте, никто не знает — эти данные не публикуются. У вас в друзьях на FB есть Павел Баженов — специалист по независимым российским заправкам, спросите у него, что к чему))
Статья ни о чём. Не раскрывает реальной стоимости бензина. Всё просто: из-за снижения экспортных ставок нефтедобывающие компании увеличили поставки зарубеж, а на внутреннем рынке возник искусственный дефицит бензина, из-за которого заправки вынуждены конкурировать за него. Выше спрос — выше цена, при неизменном объёме топлива. Рекомендую посмотреть обзор FuryDrops: https://www.youtube.com/watch?v=BWCiW_trWXU
Жаль, что Вы не разобрались в ценообразовании на бензин.
Эскортные поставки бензина из России очень малы — 10-20% от потребления внутри России, при этом большая часть экспортируется в постсоветские страны. Это не сырая нефть, дизель или мазут, где доля экспортных поставок существенная. То есть большая часть поставок бензина идёт на внутренний рынок, который для бензинов приоритетный, а экспорт не является определяющим. Главное по бензинам — спрос и предложение внутри России, а также обязательство перед ФАС о доле продаж через Санкт-Петербургскую биржу.
В статье приведены данные о росте налогов за длительное время, где были разные периоды налоговых условий — 60-66-90-100, большой и малый налоговый манёвры и т.п. Но это всегда приводило к повышению налогового бремени, отчасти из-за отказа от изначальных планов по сокращению других налогов на фоне роста НДПИ.
В 2018 году из-за относительно высоких цен на нефть и нэтбэка власти ввели демпфер для регулирования роста цен на внутреннем рынке, что не даёт оптовой цене сильно расти и падать. Но несмотря на это налоги продолжают расти, в этом году нефтяники доплатят за это в бюджет — буквально за то, что оптовая цена на внутреннем рынке недостаточно высокая.
То есть главная причина — постоянное повышение налогов для отрасли и для внутреннего рынка, а также несоблюдение собственных же предписаний о снижении части платежей в бюджет (например, акцизов) для балансировки налоговой нагрузки между каналами поставки.
Статья вообще ни о чем. Никаких цифр. Только догадки не подтверждённые расчетами. Вы бы лучше посмотрели материалы ФАС. Проанализировали бы ситуацию, когда Газпромнефть на аукционах искусственно разгоняла вверх цену на бензин с использованием своих фирм-прокладок. Описали бы специально созданный дефицит бензина на внутреннем рынке. Действия великой троицы по выдавливанию независимых операторов АЗС с рынка. Поглащением независимых переработчиков крупными игроками (пример действий Роснефти с Башнефтью), возможное объединение ЛУКОЙЛа с Роснефтью. Вот что определяет цену на внутреннем рынке, а не налоги
Комментарий ни о чем. Никаких слов
И тут вы все смешали в одну кучу. "Продавая", "добывая" и "производя" — это не синонимы. У всех нефтяных компаний центры прибыли находятся в нефтепереработке и оптовых продажах, причем неавтомобильных видов топлива. Почему неавтомобильных? Потому, что эти виды топлива ничем не отличаются от используемых в автомобилях, но имеют существенно меньшую базу налогообложения. НПЗ выпускает такое топливо, например, как авиационное (тот же 92-й бензин), платит меньше налогов, после чего через цепочку трейдеров это топливо оказывается на АЗС и продается нам, как обычный Аи-95. Чем существенней разница в налогах между автомобильным и иными видами топлива. тем выгоднее не государству, а черному рынку. Попробуйте раскрыть эту тему — она актуальна не только для РФ, но и для США и для Европы.
Все налоги— от добычи, переработки и продажи есть в цене литра на АЗС. Поэтому вся цепочка и учитывается.
Центр прибыли нефтяных компаний не находится в переработке, в некоторые годы НПЗ близки к убытку, откройте СПАРК и посмотрите финансовый результат. Для НПЗ ВИНК характерна давальческая схема переработки.
Центр прибыли часто меняется в зависимости от налогового окружения и цен на нефть, но как правило это нефтедобыча и экспорт сырья. Откройте Анализ MD&A нефтяных компаний и посмотрите на чем они зарабатывают.
Расскажите про цепочки трейдеров при продаже авиационного топлива как АИ-92, если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ. Или есть другая информация?
Вы забыли рассказать ещё про печное топливо и ДТ. И это нонсес когда печнуха по качеству лучше ДТ и на заправках в емкости с ДТ заливается именно печное топливо. И здесь разница в налогах остаётся в кармане производителя.
стоимость бензина растёт только в нутри РФ, на бирже как продавали российский бензин по цене около 2х рублей за литр, так и продают.
Отличная статья, которая правильно расставляет статус-кво.
Хорошая статья, а вообще у нас уже не казначейские билеты вместо денег а , фантики. Рублевая масса соответствует обмену массы долларов на рубли, чем Путин и хвастается, чем больше курс тем больше в его копилке. Если мы жили в рынке , а не по указке МВФ от у нас была бы своя монетарная политика, это раз, а живя в рынке нефть в том году падала очень сильно, но мы снижения не увидели, как европейцы и американцы. У нас жизнь такая, дядюшка СЭМ то наступит сильнее на хвост, то при отпустит, ничего мы сами не можем полностью решать и делать. Только в рамках нам дозволенного, как это еще никому непонятно? Как выражение в фильме было "моя корова, я ее и дою". Всех наших умных экономистов, надо отправлять на переподготовку к советским. Мы несли огромные затраты на социалистический лагерь, вооружение , пропаганду, грандиозные стройки, но такого катастрофического положения не было. Сейчас мы в продовольственной зависимости, в кадровой, в тяжелом машиностроении, электронике, короче список большой сами залезли во все зависимости. Спасибо балбесу Горбачеву, он нас и посадил в поезд в котором было сказано: " а теперь откройте шторы в вагоне и посмотрите куда вы приехали". А туда, молодежь теперь вообще никому не верит, все что говорят по телеку у них называется "зашквар", сидят в ютубе, мечают жить на западе и нужен им только ноутбук, пентхаус и телка с накачанными губами и сиськами и то на вечер. Шмотки секс и деньги. Остальная информация в смартфоне и в сети, ответ на любой вопрос дадут не задумываясь, очень быстро загуглив, мозги уже не нужны, все потихоньку и наша страна превращается в стадо баранов.
Золотые слова! Только развал союза это не только горбатый виноват, разваливать начали сразу после Сталина.
Почему растут цены на бензин
При этом больше половины расходов на содержание автомобиля — это стоимость бензина. Мы посмотрели на статистику и узнали, из чего складываются цены на бензин и почему в России они то растут, то снижаются.
Из чего складывается цена топлива
Больше половины выручки владельцы АЗС отдают государству. По разным оценкам, доля налогов и сборов в розничной цене бензина в России составляет от 60 до 69%.
Это сопоставимо с ситуацией в Европейском союзе, где на налоги в зависимости от страны приходится 46—59% розничной цены бензина и 43—56% цены дизельного топлива. При этом, например, в США налоговая составляющая в цене топлива — всего 15%.
Примерно треть стоимости литра бензина в России — это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. Еще 21% приходится на акцизы, 18% — на НДС. Остальное — стоимость нефти, переработка, логистика и тому подобное. Чистая прибыль продавца — всего 5%. Для сравнения, наценки в ретейле даже на социально значимые товары, например хлеб или молоко, составляют в среднем 13%.
Только акцизы на бензин и дизель, бе учета других налогов, входящих в стоимость топлива, принесли в бюджет страны в 2021 году 842,3 млрд рублей. Как минимум 75% этой суммы направляют в дорожные фонды регионов. На эти деньги можно было бы построить почти целую трассу Москва — Казань или 32 обхода Новороссийска.
Как связаны цены на нефть и на бензин
В Европе и США на изменение цены бензина сильно влияет стоимость нефти. Однако в России такой корреляции нет. Все дело в том, что, если падает цена на нефть, обычно снижается и курс рубля. Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ считают, что это удерживает рублевые цены на бензин.
При этом если пересчитать стоимость бензина в долларах, то зависимость от рынка нефти есть. Правда, колебания цен в России заметно меньше, чем в США или Европе.
Государство активно регулирует цены на топливо. Во время очередного резкого повышения стоимости бензина власти, например, увеличивали вывозные пошлины на нефть или просто договаривались с нефтяниками о снижении цен. Но после топливного кризиса 2018 года, когда цены на бензин взлетели за месяц на 5,5%, регулирование стало системным: появился так называемый демпферный механизм.
Его суть в том, чтобы за рубеж нефтяники продавали бензин по цене, которая формируется на бирже, а в России — по согласованной с правительством. Когда цена на нефть растет и производителям становится невыгодно работать на внутреннем рынке, бюджет компенсирует нефтяникам потерянную прибыль. А если цены в России высокие, нефтяники, наоборот, платят дополнительные налоги. Предполагается, что демпфер должен создать ситуацию, когда бензин в России дорожает не быстрее, чем все остальные товары.
Параметры демпфера — то, какие экспортные цены считать высокими, — определяют в правительстве и меняют в зависимости от ситуации на рынке и настроений в обществе. Котировки нефти на стоимость топлива в стране практически не влияют. Например, в 2021 году параметры были настроены так, что цены на бензин росли со скоростью инфляции — около 8% в год.