Почему не дешевеет газ на заправках
Перейти к содержимому

Почему не дешевеет газ на заправках

  • автор:

Автомобильные новости

Почему на заправках резко подорожал газ и что будет с ценами дальше?

Портал Avtospravochnaya.com продолжает изучать ситуацию с ценами на пропан-бутан. Напомним, в 2021 году цены на пропан-бутан достигли рекордных значений — в Татарстане цена газа выросла до 34 рублей. В конце 2021 года пропан-бутан начал дешеветь.

Весь 2022 год стоимость пропан-бутана в Татарстане постепенно снижалась, а в сентябре началось очередное подорожание. Тем не менее, согласно данным нашего мониторинга по АЗС Набережных Челнов, в целом по итогам 2022 года средняя цена пропан-бутана снизилась на 36,6%.

Почему дорожает газ на заправках: видео

В январе и начале февраля цены на пропан-бутан оставались без изменения. В середине февраля цены на этот вид газа начали снижаться. К примеру, в Набережных Челнах 14 февраля 2023 года на АЗС «Ирбис» пропан-бутан подешевел на 1 рубль — до значения 15.99 руб. Буквально на следующий день на 1 рубль подешевел пропан-бутан и на АЗС «Наиком» — до 15.99 руб.

Однако, в апреле начался очередной рост цен на пропан-бутан. К примеру, 1 апреля 2023 года на АЗС «Ирбис» газ стоил уже 16.99 руб., 6 апреля — 17,99 руб., 25 апреля — 18,99 руб.

По состоянию на 1 мая 2023 года пропан-бутан на АЗС «Ирбис» по-прежнему стоил 18,99 руб., однако уже 4 мая он прибавил ещё 1 рубль — до 19,99 руб. За май цены пропан-бутана на большинстве заправок менялись 5 и более раз. Естественно, в большую сторону. Сейчас, на начало июня 2023 года, цена пропан-бутана в Татарстане уже достигла 24 рублей.

Динамика цен на пропан-бутан 2022-2023 в Набережных Челнах (АЗС «Ирбис»)

В чём же причина такого бурного роста? Основным драйвером стали оптовые цены топлива на бирже, которые потянули за собой и розничные цены на заправках. Эту информацию нам подтвердили представили нескольких сетей АЗС. Так, АЗС «Наиком» сослалась на повышение отпускных цен заводами-производителями топлива. Эту же информацию нам сообщили и в сети АЗС «Ирбис».

» Повышение розничных цен связано с резким ростом стоимости оптовых цен на топливо. К сожалению, мы не можем на это повлиять «, — сообщили в компании.

Минэнерго считает, что скачки цен на пропан-бутан связаны с особенностями ценообразования на данный вид топлива, так как цены сжиженных углеводородных газов (СУГ) государством не регулируются.

» Наблюдаемое сейчас изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке «, — сообщили в Минэнерго.

Ведомство рекомендовало компаниям увеличить объёмы продажи газа через биржу. Как отметило министерство, внутренний рынок полностью обеспечен как СУГ, так и бензином и дизельным топливом.

Что будет с ценой пропан-бутана в 2023 году?

Если обратиться к информации Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, то видно, что сейчас оптовая цена пропан-бутана уже даже выше розничной — она перевалила за 24 рубля. До середины мая оптовые цены росли плавно, затем произошёл резкий скачок вверх, после чего цены продолжают увеличиваться, но уже не так быстро.

Учитывая, что в рознице цена пропан-бутана должна быть минимум на 2-3 рубля дороже опта, то даже если цена газа на бирже сейчас прекратит расти, у цен на заправках ещё есть потенциал роста. Если оптовая цена сейчас 24 рубля, то на заправках газ может вырасти ещё — до 26-27 рублей. Что будет дальше — зависит от оптовых цен. Если они продолжат увеличиваться — цена газа на заправках также продолжит расти. Если цены стабилизируются и начнут снижаться, то снижения цен на заправках стоит ожидать через пару недель после этого. Мы продолжим наблюдение за ценами.

Обратно на бензин: почему перевод машины на газ превращается из выгоды в абсурд

Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?

Чтобы не ударяться в панику с самого начала, обозначим объективный факт: цены на пропан-бутан, или СУГ (сжиженные углеводородные газы) имеют высокую волатильность – то есть, значительно колеблются в течение года. Например, если взглянуть на весь 2020 год, то в январе средневзвешенная цена СУГ на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составляла 18,7 тысяч рублей за тонну, к апрелю упала ниже 9 тысяч рублей за тонну, а уже в июне подскочила почти до 32 тысяч. На фоне цен на бензин динамика невероятная: для сравнения, АИ-92 в 2020 году прошел путь от 46 до 36 тысяч рублей за тонну и обратно к 48 тысячам. То есть, «ковидная весна» смогла пошатнуть цену бензина на 20%, после чего она вновь отыграла позиции. Газ же тем временем сначала подешевел вдвое, а затем подорожал чуть ли не вчетверо. Нынешний год обновил рекорды: весной тонна сжиженного газа стоила более 36 тысяч рублей, а в начале августа достигла исторического максимума в 53,3 тысячи рублей.

Для розничных покупателей это означает рост цены литра топлива почти на треть с начала этого года и вдвое по сравнению с 2020. Год назад пропан-бутан стоил около 16 рублей за литр, но в начале этого года перевалил за 20 рублей. Сейчас же цены на СУГ сильно разнятся в зависимости от торговой сети: где-то можно встретить цены в 31-34 рубля за литр, а где-то они уже пробили новый потолок, достигнув отметки в 42 (!) рубля за литр. Ценники на газовых заправках порой переписываются по нескольку раз в неделю, прибавляя сразу по 3-5 рублей. Бензин на этом фоне – просто образец стабильности, ведь АИ-92 с начала года подорожал «всего» на 3,5 рубля, с 42 до 45,5 рублей.

Почему так вышло?

На самом деле цены на СУГ планомерно росли с начала лета. Причины были вполне обычными: сезонное повышение спроса и экспортные запросы. Но август смог побить рекорды не без посторонней помощи. Ключевую роль в нынешнем скачке сыграл пожар на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся в ночь с 4 на 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась, и до выхода на штатные объемы пока далеко. Правительство отреагировало на проблему распоряжением Минэнерго, которое постановило перенаправить на внутренний рынок около 40 тысяч тонн СУГ, которые были предназначены для экспорта. Но это, разумеется, не компенсирует те объемы, которые выдавал завод в Уренгое – более 200 тысяч тонн в месяц. В последнюю неделю принятые меры вкупе с постепенным увеличением поставок газа позволили переломить график, снизив цену тонны СУГ до 47 тысяч рублей. Однако гарантий того, что тренд на снижение будет стабильным, никто дать не может.

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.

Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.

Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.

Грустный прогноз для автомобилей с пропан-бутаном начал сбываться

Почему данные августа указаны именно по 5 августа, есть простое объяснение: с января по август 2021 года рост стоимости топлива «газ углеводородный сжиженный ПБА» был обусловлен высокими темпами инфляции, ростом стоимости сырья, изменениями в налоговом законодательстве и экспортном больших объемов газа за рубеж в ущерб продажам внутри страны. 5 августа 2021 года произошла авария на заводе «Газпрома» под Новым Уренгоем, который перерабатывает углеводородное сырье, направляя его дальше на более глубокую переработку на Сургутский завод стабилизации конденсата (ЗСК), и одним из продуктов этой переработки является пропан-бутан.

Сургутский ЗСК производит порядка 10 процентов пропан-бутана в стране. В результате уже 13 августа на местном сбытовом подразделении нефтяной компании в Липецке стоимость тонны топлива «газ углеводородный сжиженный ПБА» составила 76000 руб., а на торговая площадке eOil (биржа ГНП – входит в состав Газпром) невообразимые 82 650 руб. за тонну! Это привело к тому, что сейчас многие участники рынка продают данный вид топлива в ноль, а некоторые сетевые компании, для которых данный продукт вторичен, вообще в убыток, перекрывая его доходами от реализации жидкого моторного топлива, чтобы не потерять клиентов.

Пострадали от этого как обычно потребители данного продукта. Ведь использование топлива «газ углеводородный сжиженный ПБА» было выгодно автомобилистам, когда литр пропан-бутана стоил 40-50% от литра топлива. Сейчас, если взять среднюю стоимость популярного бензина АИ-92 на АЗС Воронежа 46.40 руб./литр и стоимость газа 34.50 руб./литр, то экономия становится неочевидной, ведь для того, чтобы получить объем пропан-бутана, равного по эффективности литру бензина, нужно взять 1,2–1,5 литра пропан-бутана, соответственно, расход топлива на пропан-бутане выше, а мощность двигателя несколько ниже. Также при небольших остатках в баке тягово-скоростные характеристики автомобиля начинают ощутимо падать.

Не добавили оптимизма автолюбителям, использующим газомоторное топливо, и бюрократические моменты, связанные с переоборудованием транспортных средств и последующим его узакониванием. Вступивший в силу ГОСТ «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» определяет новые процедуры проверки соответствия (требованиям регламента «О безопасности колесных транспортных средств») для автомобилей, у которых вносятся изменения в конструкцию. Теперь автомобили, оборудуемые ГБО (газобаллонное оборудование), необходимо в обязательном порядке предоставлять в аккредитованные испытательные лаборатории — таких организаций в России всего около 26. При этом до вступления в силу новых правил эксперты могли принять такой автомобиль по декларации, которую им выдали в сервисе.

В итоге рост стоимости и бюрократические проблемы привели к кризису в газомоторной отрасли. В 2021 году оказалось, что продавать пропан-бутан и заправляться им стало одинаково не выгодно как для владельцев АЗГС, так и для автомобилистов.

Газ по 40 рублей — есть ли смысл ставить ГБО? Вот полный расчет

Сложилось воедино куча факторов: и пожар на заводе Газпрома в Новом Уренгое, и остановка поставок газа железнодорожным транспортом, и начавшийся сезон заполнения хранилищ к зимнему периоду в Европе и в России, и внешние российские обязательства по поставке газа с невозможностью отзыва для обеспечения внутреннего рынка, и паника трейдеров на бирже.

В результате мы имеем, что имеем: литр пропан-бутана на заправках в середине сентября стоит от 34 рублей. А как утверждают эксперты: перевод бензинового автомобиля на газ имеет экономический смысл только в том случае, если цена пропан-бутана ниже бензиновой вдвое. Так, кстати, и было на протяжении десятков лет.

Перепроверим эту утверждение в нынешней экономической ситуации.

Почем ГБО?

В интернете по запросу «Установка ГБО» все еще можно встретить лучезарные призывы немедленно это сделать с обещаниями чуть ли не до 90% экономии на топливе. Для автомобилей с карбюраторным 4-цилиндровым двигателем процедура обойдется в среднем от 20 000 рублей, с инжекторным – от 30 000 (каждые последующие +2 цилиндра увеличивают стоимость установки на 10 тысяч рублей и более).

Но есть нюансы, связанные с конструкцией двигателей. От 30 тысяч – это расценки для моторов попроще, с распределенным впрыском топлива. Установка оборудования на более продвинутые двигатели с непосредственным впрыском обойдется почти вдвое дороже – в среднем от 50 000 рублей.

Добавим сюда затраты на подготовку документов для регистрации в ГИБДД и получения диагностической карты, а также на некоторые популярные опции вроде установки плоского баллона или объемом более 60 л, евромультиклапана, подкапотного огнетушителя, более быстрых форсунок – итого плюс 10 тысяч рублей (минимум!).

Что берем в расчет?

  • Первая вводная: установка ГБО «под ключ» на автомобиль с 4-цилиндровым мотором с распределенным впрыском обойдется в 40+ тысяч, с непосредственным – от 60 тысяч рублей (карбюраторные все-таки отправим в архив).
  • Вторая вводная: средняя цена пропана составляет 34 рубля за литр, бензина АИ-95 – 50 рублей.
  • Третья вводная: двигатель потребляет пропан-бутана в 1,15 раза больше, чем бензина.
  • Четвертая вводная: среднегодовой пробег легкового автомобиля составляет 17 500 км (по данным аналитического агентства «Автостат»).
  • Пятая вводная: реальные данные расхода топлива в среднем на 20% выше тех, что объявляет производитель. Естественно, реальные мы и возьмем для расчета (но заводские тоже укажем).

С калькулятором в руках

Для чистоты эксперимента возьмем популярные седан и внедорожник с распределенным впрыском и кроссовер с непосредственным.

  • Lada Vesta 1,6 л 106 л.с., 5МТ, 6,9 л/100 км
  • UAZ Patriot 2,7 л 150 л.с., 5МТ, 12 л/100 км
  • Kia Sportage 2,4 184 л.с., 6АТ, 7,9 л/100 км.

UAZ Patriot

Kia Sportage

Фактический средний расход бензина, л/100 км

Средний расход газа, л/100 км

Расходы на бензин за год, руб. (расход в л)

Расходы на газ за год, руб. ( расход в л)

Экономия на топливе в год, руб.

Срок окупаемости установки ГБО, г.

Разница в окупаемости между этими автомобилями закономерна и легко объяснима. Патриот потребляет намного больше топлива, чем Веста. Именно поэтому его владелец быстрее отобьет потраченные на установку ГБО деньги.

Газ на Kia Sportage будет окупаться дольше остальных (дольше даже, чем на Весте, которая меньше всех расходует топлива). Причина — более дорогое газовое оборудование, поскольку на кроссовере установлен двигатель с непосредственным впрыском топлива.

Исходя из этих данных и алгоритмов вычисления, вы сможете легко прикинуть, как быстро окупится установка ГБО на вашей машине. Хотя бы просто ради спортивного интереса.

Ездим больше – платим меньше

А что, если увеличить годовые пробеги всех трех автомобилей до «комтрансовских» 30 000 км? Картина будет более оптимистичной: отбивать установку ГБО на Весте придется полтора года, на Патриоте можно выйти в ноль в тот же год, на Киа – за пару лет.

Подорожание же СУГ (сжиженных углеводородных газов) даже на пару рублей, естественно, снижает шансы быстро вернуть вложенные деньги. На это потребуется уже 3,1 года для Весты, 1,8 года для Патриота и 4,1 года для Sportage.

А если стоимость литра пропана поднимется до августовского абсурда — 40 рублей за литр пропана, но при стандартных 17 500 км годового пробега? И при этом цены на бензин останутся на прежнем уровне? Оставив в стороне подсчеты в столбик, получим: 6,7 года, 4 года и 8,7 года соответственно.

Так ставить или нет?

В условиях мегаполиса реальный расход может быть еще выше, но и расстановка сил все равно останется прежней. Средняя продолжительность владения автомобилем до первой продажи давно перевалила за 6 лет, поэтому при нынешнем раскладе еще есть возможность прилично сэкономить, перейдя с бензина на газ. Даже если пропан еще немного подорожает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *