Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_teme.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Почему все падает на землю?"
для детей старшего дошкольного возраста.
воспитатель ГБДОУ № 55
Фрунзенского района СПб
Используемые образовательные технологии: познавательно-исследовательские, игровые, развивающие.
Цель: формировать целостную картину мировосприятия у детей.
1.1.Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета.
1.2. Формирование познавательных умений и навыков.
2. Развивающие: развитие мышления при отгадывании загадок; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в ходе обследования предметов; развитие памяти, развитие внимания.
3. Воспитательные: воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру.
— разные предметы (из дерева, металла, пластмассы, бумаги, пуха);
— емкости с песком и водой;
— два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит;
— металлическая фигурка человека.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационная часть.
Воспитатель: Сегодня наш великий Волшебник сам пришел к нам в гости. И принес нечто в своей волшебной сумке.
Волшебник: Догадайтесь сами:
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды». (Глобус)
Правильно, это модель нашей планеты Земли – глобус.
2. Основная часть.
Волшебник: В нашем почтовом ящике я нашел интересный вопрос. И хочу вместе с вами найти на него ответ. А вопрос вот какой: «Если наша Земля круглая, то почему реки и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле?» Давайте подумаем.
Волшебник: Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле. Но только ли реки она притягивает? А вас она может притянуть или нет?
Воспитатель: Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать? Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе.
Дети проводят эксперимент.
Волшебник: Ну что, получается? Ничего не получается? Все время падаете на Землю? Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила. Может быть, он еще что-то притягивать к Земле может?
Воспитатель: Ребята, у нас на столах лежат разные предметы. Давайте проверим, что же будет происходить с ними, когда мы их подбросим.
Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит: какие быстрее падают на Землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы, легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше).
Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее и почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики отпускают вниз с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, какой удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты; при падении предмета с большой высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоты (удар о землю будет сильнее).
Волшебник: Вы, ребята, молодцы, провели огромную работу, узнали много нового для себя. А теперь мой черед. Я попробую показать вам, как и почему все это происходит.
Волшебник на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях). Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом и без него; дети подводятся к пониманию, что Земля, как магнит, обладает силой притяжения.
Волшебник: А сейчас я открою вам секрет: планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения или тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было этой силы? (Можно записать варианты ответов детей.) Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли и улетали бы в космос.
Воспитатель: А почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие? Ответы детей
Волшебник: Сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца.
Ребята, может быть, вы нарисуете мне на память, что же притягивает сила тяготения к Земле?
Дети рисуют. Схематично зарисовываются: круг – Земля, внутри него разные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему «Звезда по имени Солнце» для старшего дошкольного возраста
Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием «световая энергия». Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз.
Конспект совместной деятельности по теме»Такие разные камни» для детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей»
Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос.
Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) » В гостях у сказки». Занятия направлено на решение задачи по развитию повествовательной речи с испо.
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Страна знаний»
Цель: Закрепление полученных знания детей.Задачи:- продолжать развивать умение составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;- закреплять умение выделять в.
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»
Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак.
Почему предметы падают вниз?
Все дело в гравитации — физическом свойстве предметов притягивать друг-друга. Буквально все предметы подвластны силе тяготения или гравитации.
Сама суть гравитации/притяжения состоит в том, что любой подброшенный вверх предмет, т.е. предмет оказавшийся без опоры, благодаря силе притяжения земли (гравитации,) в конце концов приземлится. Собственно эта гравитация держит на земле абсолютно все, в том числе и воздух и воду, да и те же космические корабли землей так же притягиваются.
Закон земного притяжения (он же всемирный) — открытие Ньютона. Он кстати еще и определил ускорение при свободном падении).
Космос так же подчинен этому закону Все планеты вращаются вокруг светил; кометы и т. д. только в силу взаимного притяжения.
Научно-исследовательский проект «Почему предметы падают на Землю»
Гипотеза: Можно предположить, что знания полученные детьми в ходе проекта, вызовут у детей интерес узнавать что — то новое о нашей планете Земля, сформируют стремление беречь и заботиться о нашей планете на которой есть жизнь.
Методы реализации проекта:
Публикация «Научно-исследовательский проект „Почему предметы падают на Землю“» размещена в разделах
Сбор, изучение и анализ информации по теме «Почему предметы падают на Землю»
Проведение с детьми бесед, наблюдений, НОД, познавательного досуга по теме : «Солнце и планеты».
Использование познавательно – поискового метода (Опыты)
Создание презентации по теме «Почему всё падает на Землю»
«Словно крыша над Землёй
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
И поляны и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Ведь правда, друзья, хорошо на планете?
За всё на Земле мы с вами в ответе!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!»
Цель: Познакомить детей с силой природы – земным притяжением.
Обучающие задачи:
• Дать детям элементарные представления о земном притяжении. Подвести к пониманию того, что в космосе нет силы притяжения, и все предметы находятся в состоянии невесомости.
• Дать представление, чем различаются масса и вес предмета.
• Развивать мышление, любознательность, самостоятельность.
• Развивать мелкую и общую моторику.
• Развивать мышление, память, внимание.
• Вызвать интерес и желание узнавать что – то новое.
• Воспитывать любовь к нашей планете, которая называется Земля.
2.1 Сила притяжения Земли
С давних времён людей интересовало всё загадочное и необъяснимое, например, почему предметы падают на Землю? Что за невидимая сила притягивает все предметы к Земле?
Предметы падают на Землю потому, что их притягивает масса Земли. Сила, которая нас притягивает к центру Земли, называется силой тяжести или гравитацией. Она удерживает нас на Земле, а спутники – на их орбитах. То, что на нас действуют силы Земли, мы замечаем не только при падении, но и в машине, когда при торможении нас бросает вперёд.
Все предметы имеют массу. Лишь в результате земного притяжения тело на Земле что – то весит: у него есть вес. Это сила, с которой предметы, т. е. масса предметов – притягиваются Землёй.
Наша планета Земля делает «тяжёлым» всё, что есть на Земле: и камень, который лежит, и подброшенный мяч, и дождинки, и снежинки, которые летят на Землю, и всех нас, стоим мы или идём по улице.
Если бы не было земного притяжения, то дома съехали бы со своих фундаментов, вода выплеснулась бы из морей и океанов, воздух мгновенно улетел бы весь в космос, — и нам нечем было бы дышать. И мы сами, если бы нас не притягивала Земля, превратились бы в космических странников, а рядом с нами летали бы слоны и бегемоты, словно пушинки.
У Земли есть спутник – Луна. Луна вращается вокруг Земли, а сила земного притяжения удерживает её. Весь секрет в движении. (Для расширения кругозора познакомить детей с планетами Солнечной системы)
Невесомость проявляется везде, где тела «не чувствуют» силы тяжести. В космосе нет силы тяжести. Когда предметы находятся в космосе, они невесомы. Иными словами, они словно «летают». То же происходит и с космонавтами, и поэтому, космонавты одевают скафандры. Это специальная одежда космонавтов для выхода в открытый космос. Выходы в космос – это совсем не лёгкая прогулка. Скафандр – машина посложнее автомобиля. В скафандр встроена, например, система для подачи воздуха, чтобы можно было дышать. А нам на Земле не надо об этом думать. Мы просто дышим и всё.
Планета Земля – чудесная планета! Наша планета – единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. А всё из – за того, что атмосфера Земли заметно отличается от той, что на других планетах. В ней есть свободный кислород, за счёт которого мы можем дышать.
Земля – единственная планета, на поверхности которой есть вода. Это означает, что здесь могут жить люди, растения и животные.
Земля – планета жизни!
Ни на одной другой планете признаков жизни пока не обнаружено.
2.2 Реализация проекта «Почему все предметы падают на Землю»
Совместная деятельность педагога с детьми.
Цель: Вызвать у детей желание узнавать что – то новое. Заинтересовать детей и помочь им понять, чем различаются вес, масса и плотность предмета.
• Рассматривание книг, энциклопедии о космосе.
• Чтение художественной литературы : Н. Носов «Незнайка на Луне», «Фантазёры», отрывки из книги «Почемучки», «Летающие звёзды».
• Сюжетно – ролевые игры «Космонавты», «Исследователи на Луне».
• Дидактические игры : «Летает – не летает», «Так – не так», «Кто знает, тот дальше продолжает» (название планет, «Хорошо – плохо».
• Физкультурно – оздоровительная деятельность: игры, аттракционы, соревнования. «Зарядка космонавтов», «Чья комета улетит дальше», «Прыжки на Луне» и т п.
• Изобразительная деятельность (Рисунки по замыслу)
• Конструирование («Космический корабль», «Луноход», «Летающая тарелка», работа по схемам.)
• Ручной труд («Кометы и метеориты», «Самолёт»(Оригами)
• Создание проблемных ситуаций. «Что было бы….»
• Экспериментирование в лаборатории «Знайки»
Самостоятельная деятельность детей
• Работа с литературой (Рассматривание книг, журналов)
• Рассматривание глобуса – уменьшенной модели огромной Земли
• Разные виды игр (дидактические, развивающие, подвижные)
• Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, ручной труд)
• Экспериментирование в лаборатории «Знайки»
Взаимодействие с семьёй
• Предложить родителям принять участие в проекте «Почему всё падает на Землю» и сообщить цель.
• Объяснить, почему спутник Земли – Луна не падает на Землю. Дать представление о том, что наша планета Земля единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. (На нашей планете есть свободный кислород, за счёт которого мы можем дышать).
• Предложить родителям выполнить вместе с детьми следующие задания:
• Нарисовать вместе с детьми рисунок
• Тема: «Чудесная планета – Земля» или «Если бы не было земного притяжения…»
• Сочинить небылицу или небольшую сказку по картинке.
• Оформление доклада в форме презентации
• Выставка детских рисунков на тему «Чудесная планета Земля».
• «Мы почемучки и следопыты»
• Форма проведения: Викторина – спор.
3.1 Опыт №1 «Метеориты и кометы»
Цель: Выяснить различие массы и веса предмета.
Оборудование: Маленькие мешочки из капрона, синтепон, крупа, опилки, песок, ленточки разных цветов.
Теоретические знания о кометах: В космосе есть и хвостатые странники – кометы. Они немного похожи на гигантские снежинки. И состоят из смеси пыли и льда. Когда комета приближается к солнцу, то лёд начинает таять, и образующая при этом пыль и газ формирует длинный яркий хвост.
1. В ходе эксперимента выяснить различие веса и массы. (Наполняем мешочки различными материалами)
2. Завязываем мешочек и привязываем ленточки на «хвостике» мешочка. Готово! Запускаем кометы в космос!
Вывод: Чем больше масса предмета, тем больше сила притяжения. Комета с песком приземляется быстрее, чем комета с перьями.
3.2 Опыт №2 «Всё падает на Землю»
Цель: Показать детям, что все предметы падают на Землю. Проверить, что быстрее падает на Землю: пластмассовый или пластилиновый шарик, комок бумаги или листок бумаги.
Оборудование: Предметы разной, формы, объёма, плотности (подбрасываем вверх: листок бумаги и комок бумаги, пластмассовый шарик и пластилиновый и др.)
Подбрасывать предметы вверх.
Вывод: Все предметы падают на Землю (действует сила притяжения)
3.3 Опыт № 3 «Действие силы притяжения Земли на Луну»
Цель: Показать на примере как «нить» Земли удерживает Луну. Выяснить в ходе эксперимента, как «нить» Земли удерживает Луну.
Оборудование: Ластик крепко привязываем ниткой.
Держим конец нити крепко в руке. Готово! Теперь нужно хорошенько раскрутить ластик.
Вывод: Земля держит Луну силой притяжения.
В ходе реализации интегрированного проекта «Почему всё падает на Землю» дети не только усваивали знания в интересной и привлекательной практической деятельности, но и учились понимать и оценивать природные процессы, задавали много вопросов.
Принцип интеграции познавательно-исследовательской и художественной деятельности, изменение развивающей среды помог объяснить детям загадочную силу природы – силу земного притяжения, гармонично обеспечил расширение кругозора и формирование целостной картины мира детей.
1. «Большая книга экспериментов». Под ред. Антанеллы Мейяния. — М. :ЗАО «Росмен- Пресс», 2012.-264- с.
2. Ярошенко Н. Ридерз Дайджест «Большая иллюстрированная энциклопедия»
3. «Почемучки» С. Михалков.
4. Моя первая энциклопедия «Что. Когда. Почему».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Луна-спутник Земли» Направление деятельности: познавательно-исследовательская. Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы,.
Закон Притяжения Закон Притяжения Ваша жизнь — это то, что вы думаете. Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете. Ваши мысли.
Законы физики, или Почему все предметы падают вниз?
Почему все предметы падают вниз, когда они теряют точку опоры, а человек, подпрыгнувший вверх, снова оказывается на земле? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости основных законов физики и объясняется гравитацией (в переводе с латинского – «тяжёлый», «весомый») или, другими словами, земным притяжением, неотъемлемым свойством материи. Сущность этого явления заключается в том, что все тела друг к другу притягиваются. К примеру, Земля своей силой тяготения удерживает на себе абсолютно всё: деревья, дома, людей, воду и т.д. Благодаря гравитации мы ходим, а не улетаем в пространство Вселенной.
Что же представляет собой сила земного притяжения, если её нельзя ни увидеть, ни почувствовать? Дело в том, что она являет собой очень тонкое взаимодействие, зависящее от расстояния между объектами, а также от их массы. Если масса объекта маленькая, то и сила его тяжести, соответственно, будет слабая. Поэтому, говоря о небольших предметах, можно сказать, что она и вовсе отсутствует. Даже у таких крупных тел, как горы, притяжение составляет всего лишь 0,001% по сравнению с земным.
Однако если рассматривать звезды и планеты, то сила тяготения становится ощутимой, потому что их размеры и вес во много раз превышают то, что окружает нас. И причина того, почему все предметы падают вниз, объясняется тем, что масса нашей Земли значительно больше, чем у человека или же у какого-либо другого объекта. В
Теперь может возникнуть вопрос: почему все предметы падают вниз, а Луна — нет? Объясняется этот феномен тем, что из-за постоянного движения вокруг Земли она под действием силы тяготения удерживается. Вот если бы Луна стояла, а не вращалась, то, как и любой другой предмет, она тоже бы упала в соответствии с физическими законами.
Принцип всемирной гравитации открыл английский ученый Ньютон. Он первый доказал его существование и влияние на все объекты Вселенной. Именно эта сила заставляет все планеты двигаться вокруг Солнца, человека — ходить по земле, а яблоко — падать вниз.