Эксперты рассказали, кто заменит Nissan в России
Японская компания Nissan объявила об уходе с российского рынка, договорившись с правительством о передаче всех своих активов в нашей стране в государственную собственность. Так, завод и научно-исследовательский центр Nissan в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве за символическую плату перейдут под управление ФГУП «НАМИ». В рамках договоренностей гарантийным и послепродажным обслуживанием автомобилей Nissan на российском рынке, а также поставками запасных частей в дилерскую сеть японской марки будет заниматься АвтоВАЗ. При этом условия сделки предусматривают, что Nissan в течение последующих шести лет вправе осуществить обратную покупку бизнеса в России.
По словам директора по маркетингу и ИТ Группы компаний «Петровский» Сергея Новосельского, Nissan довольно долго стремился сохранить бизнес в России, но причины принятого в итоге решения об уходе понятны. В основе — политика, которая, как бы ее не пытался обходить бизнес, неизбежно влияет на экономику. Невозможность выстраивания нормальной логистики, ввоза комплектующих, запчастей и готовых автомобилей из-за санкций — всё это влияет на решение вести или не вести бизнес в России. Кроме того, Nissan — часть альянса, один из участников которого уже вышел из нашей страны, поэтому уход Nissan был лишь вопросом времени.
«Схема выхода бренда Nissan из России «обкатана» на примере Renault. Очевидно, что из двух зол она наименее затратна с точки зрения головной штаб-квартиры концерна. Ведь дилерскому сообществу платить «отступные» за вложенные инвестиции в бренд не придется. А продать завод сейчас по целевому назначению вряд ли получится, если только в качестве складских площадей и отдельных позиций оборудования.
Что касается возможности возвращении Nissan на российский рынок, то сейчас очевидно, что вместо него в нашу страну придут другие бренды. И если это будут китайские технологичные компании, то надобность менять новый доходный бренд на Nissan отпадет у дилеров сама собой. Таким образом, возвращение Nissan возможно только при условии увеличения самого российского рынка до новых значений — скажем, до 2-3 млн автомобилей в год», — рассуждает директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров.
История Nissan на российском рынке началась ровно 30 лет назад, когда в 1992 году японская компания официально начала продажи в нашей стране. Рекордным для Nissan стал 2014 год, когда в России было куплено 162,3 тыс. автомобилей японской марки, а ее доля тогда достигла наилучшего показателя в 6,9%, гласят данные агентства «Автостат». Всего же по российским дорогам сегодня колесит более 2,2 млн легковых машин Nissan.
В последние годы Nissan сконцентрировался в нашей стране исключительно на сегменте SUV и до недавнего времени был представлен на российском рынке пятью моделями: Qashqai, X-Trail, Terrano, Murano и Pathfinder. Наибольшей популярностью у россиян пользовался кроссовер Nissan Qashqai, который стабильно входил в десятку лидеров среди моделей SUV.
«На сегодняшний день у российских дилеров по всей стране осталось около 2 тыс. автомобилей Nissan. С учетом текущего спроса, думаю, что этого хватит до середины 2023 года. При этом я бы не ждал каких-то скидок в рамках распродаж оставшихся на дилерских складах машин. Скорее, как и в случае с Renault, цены на автомобили, наоборот, пойдут в рост — все-таки, последние автомобили легендарного бренда в наличии. А в поставки Nissan по параллельному импорту я не верю. Это не настолько нишевый продукт, чтобы за ним выстраивались очереди. Скорее всего, клиенты постепенно перестроятся и уйдут от этого бренда», — комментирует Сергей Новосельский.
В свою очередь, аналитик «Дрома» Игорь Олейников считает, что заменой продукции Nissan на российском рынке могут стать автомобили китайских производителей, таких как Chery, FAW и Changan. Также альтернативой новым автомобилям являются свежие «трехлетки» Nissan из Японии, самые популярные из которых — модели X-Trail, Qashqai, Terrano и Note. При этом всплеска спроса на подержанные автомобили Nissan в связи с уходом марки из России ждать не стоит, поскольку вторичный авторынок в целом сейчас снижается.
Россия национализировала завод Nissan в Санкт-Петербурге
ANATOLY MALTSEV / EPA / ТАСС
Российское правительство национализировало за один евро завод японского автоконцерна Nissan в Санкт-Петербурге. Предприятие отошло ФГУП «НАМИ» вместе с центром маркетинга и продаж компании в Москве.
«В результате сделки сто процентов активов Nissan в России (под управлением юридического лица „Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус“) перешли в собственность Российской Федерации в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП „НАМИ“», — цитирует «РИА Новости» пресс-службу научного центра.
Новые владельцы завода особо подчеркнули, что закрытие сделки позволит сохранить на предприятии «ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места». Теперь НАМИ собирается привлечь другие компании в качестве производственных партнеров и создать совместные предприятия для выпуска автомобилей. Согласно сделке, обслуживать автомобили марки Nissan и поставлять для них запчасти будет АвтоВАЗ.
После ухода из России Nissan оценивал свои убытки примерно в 686 млн долларов. На заводе в Петербурге, который работал с 2009 года, компания выпускала популярные модели X-Trail и Qashqai. Мощности предприятия позволяют выпускать до ста тысяч автомобилей в год. Несмотря на это, в 2021 году было выпущено 43 тыс. автомобилей. Завод предоставляет работу 2 тыс. человек.
«Что будет на этой площадке, мы пока не знаем. Говорят, что якобы будет сборка каких-то китайских машин», — отметил автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, новые машины Nissan продолжат поступать в Россию по параллельному импорту. «К сожалению, параллельный импорт может закрыть нишу дорогих автомобилей, потому что сложная и дорогая логистика. Рассчитывать, что кто-то повезет сложным и дорогим путем Nissan Qashqai в недорогой комплектации, не стоит», — добавил эксперт.
Накануне московские власти, купившие у французского автоконцерна Renault за один рубль среди прочего завод «Москвич», объявили о начале производства новых моделей «Москвичей». Однако они оказались репликами китайских кроссоверов JAC JS4 с крупноузловой сборкой. Отечественный автомобиль с мелкоузловой сборкой на заводе смогут собрать не ранее 2025 года.
Nissan передал завод государству за один евро и ушел из России
Завод Nissan в Санкт-Петербурге Валентин Егоршин / ТАСС
Японский автоконцерн Nissan передал государству свои активы и ушел из России, сообщили в Минпромторге.
«Сделка предполагает передачу 100% активов Nissan в России (под управлением юридического лица „Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус“) НАМИ», — пояснили в ведомстве. Компания Nissan владела заводом и исследовательским центром в Санкт-Петербурге, а также центром продаж и маркетинга в Москве.
По данным «Интерфакса», продажа состоялась за символическую цену, но сделка предполагает опцион обратного выкупа в течение 6 лет. Как пишет Reuters, Nissan продал активы за 1 евро и понес убыток в размере 687 млн долларов.
«Сейчас мы не можем возобновить работу наших предприятий, поэтому было найдено наилучшее возможное решение, чтобы поддержать сотрудников», — заявил президент и главный исполнительный директор Nissan Макото Учида.
Предприятие Nissan сохранит работоспособность и рабочие места около 2 тыс. сотрудников предприятия, пообещал глава Минпромторга, вице-премьер РФ Денис Мантуров. Обслуживать автомобили Nissan в России теперь будет АвтоВАЗ. Российский автоконцерн возьмет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию и поставкам запчастей в дилерскую сеть.
Управлять активами Nissan будет ФГУП «НАМИ» (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), у которого будет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров и создавать совместные предприятия, рассказал Мантуров.
Завод Nissan в Санкт-Петербурге открылся в июне 2009 года. Компания вложила в первую очередь завода 200 млн долларов, а в расширение — 167 млн евро. Предприятие выпускало модели X-Trail, Murano, Qashqai и Terrano. Мощность завода составляет до 100 тыс. автомобилей в год. В 2021 году с конвейера сошло 22,1 тыс. Nissan Qashqai, 20,3 тыс. Nissan X-Trail и 2,5 тыс. Nissan Murano.
Завод приостановил работу в марте этого года из-за войны в Украине и международных санкций против России. Проблемой для производства стала нехватка импортных комплектующих, из-за которой в простой ушли почти все крупные автомобильные заводы страны. Из 18 заводов продолжили работу только два, но с простоями, а автомобильная промышленность России сокращалась на 97% в мае и до 86% в июне.
Ранее французский автоконцерн Renault передал свои заводы государству за один рубль и покинул Россию. Активы также были переданы НАМИ с условием обратного выкупа в течение шести лет. При этом, как писал Bloomberg, уход из России обошелся Renault в 2,3 млрд евро.