Москва — без троллейбусов. В чем плюсы и минусы их ликвидации?
В столице останется только один троллейбусный маршрут — от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Его обкатка запланирована на сентябрь, потом по нему постоянно будут ходить два ретротроллейбуса
Фото: АГН «Москва» —>
Обновлено 26 августа в 18:46
Троллейбусы ездили по московским улицам больше 86 лет. При Лужкове подвижной состав регулярно обновлялся, периодически даже возникали планы строительства новых линий и парков. До 2015 года в столице была самая большая троллейбусная сеть в мире. Но за пять лет многое изменилось. Например, в 2016-м с Садового кольца в рамках программы «Моя улица» убрали знаменитые троллейбусы «Б», которые воспевал еще Булат Окуджава.
Троллейбусы — уходящая натура, это общемировая тенденция. Они проиграли в конкурентной борьбе другим видам общественного транспорта, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Это произошло не только в Москве, это во всем мире потихонечку происходит. Города с троллейбусными линиями во Франции или Германии, пик любви к троллейбусам был в начале 1970-х годов. 50 городов и в Германии, и во Франции имели троллейбусные маршруты. Сейчас троллейбусные маршруты имеют три-четыре города в больших европейских странах. Уход был гораздо раньше, чем он произошел в Москве. Они проиграли конкуренцию по некоторым объективным причинам. Во-первых, стали гораздо чище в экологическом плане современные автобусы, я уже не говорю об электробусах. Во-вторых, сама по себе экологическая чистота троллейбусов сомнений не вызывает, у них никакого выхлопа нет. Но когда мы пускаем их на улицу, в окружении прочих транспортных средств они становятся точками турбулентности. Вокруг них выхлопов становится чуть побольше, чем в любой другой ситуации. А если мы выделяем для них обособленную полосу, то это элементарно невыгодно. Провозные возможности троллейбусного маршрута невелики. Я могу автобусы пустить сочлененные, гармошки. Троллейбусы я так пустить не могу».
В Москве в последние годы стали ходить автобусы высших технологических классов, в том числе российского производства. Преимущество же электробуса в том, что он имеет емкую батарею и заряжается в парке или на конечных станциях, не требует контактной сети, его можно направлять на любые маршруты по любым улицам. Но есть и недостатки, в том числе потеря времени на зарядку батареи. Чтобы полностью заполнить батарею, требуется 15-20 минут. В это время электробус мог бы перевозить пассажиров.
О других минусах электробусов рассуждает историк-москвовед, основатель телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов.
Павел Гнилорыбов историк-москвовед, основатель телеграм-канала «Архитектурные излишества» «Их очень мало. Как утилизировать аккумуляторы, пока непонятно. Для московских расстояний, для московских морозов электробус достаточно неподходящий. Аккумуляторы нужно заказывать из Китая, потому что отечественные производители пока на этом рынке себя не проявили. Электробус — очень дорогая штука, которая пока имеет ранг игрушки. Я бы сравнил электробус на текущем этапе с монорельсом. Дорого, неэффективно, бесполезно. Да, действительно кое-где Европа сокращает троллейбусы, но в других местах наращивает. В Питере молодцы, когда заказали троллейбусы с возможностью автономного хода. Частью подзаряжается, частью едет с помощью электричества. Это позволяет выдерживать очень долгие маршруты, но дело в том, что в Санкт-Петербурге не такой большой бюджет. Городу приходится взвешивать за и против».
Как сказали Business FM в Мосгортрансе, развитие трамвая — важный проект, формирующий транспортную стратегию Москвы. «Город добился значительных улучшений: обновлена большая часть парка, на многих участках трамвайные пути обособлены от проезжей части, введено тактовое расписание. Каждый день трамваями пользуется более 800 тысяч человек», — отметили там.
Провозные возможности трамваев больше, чем у троллейбусов, — можно пускать двойную-тройную сцепку. Власти часто говорят о скоростном трамвае, в частности в стороне Балашихи и в Новой Москве. Но точные сроки их появления пока неизвестны.
Рогатые тоже плачут: Собянин дарит их регионам. Троллейбус, который не идёт на восток: Москва прощается с транспортным символом
Рогатый транспорт, появившийся на улицах столицы в тридцатые годы прошлого столетия, покидает городские улицы. Причём происходит это в авральном режиме. На 20 июня в Москве продолжают действовать всего восемь троллейбусных маршрутов плюс два маршрута из подмосковных Химок. До коронавирусного карантина в городе насчитывалось 88 троллейбусных маршрутов. Таким образом, некогда крупнейшая троллейбусная система мира фактически прекращает своё существование.
В историю ушли легендарные «двоечка» и троллейбус «Б», ходивший по Садовому кольцу. На замену троллейбусам приходят как новомодные электробусы, так и обычные дизельные автобусы. Окончательное решение троллейбусного вопроса в Москве, судя по всему, запланировано на сентябрь 2020 года. Демонтаж контактной сети может занять до одного года.
Ставшие ненужными Москве машины власти города сбывают в регионы. Чаще всего их просто дарят.
Москва отдаёт в регионы не только троллейбусы, но и автобусы, трамваи, а также коммунальную технику. На днях 30 троллейбусов 2013 года выпуска со столичного плеча получила Чита. 15 троллейбусов получит Воронеж. 40 машин ВМЗ-5298-01, Тролза-5265 и БКМ-321 забирает Нижний Новгород. В апреле 10 машин пришли в Саратов.
В регионах дарёному рогатому электротранспорту рады, пусть даже он и был в употреблении. Всё экономия для муниципального бюджета и обновление транспортного парка. Машины, ушедшие в Читу, смогут прослужить ещё 7 лет. А в иных городах страны ещё можно встретить троллейбусы советских годов выпуска.
Отрадно, что московские власти в лице мэрии отдают «рогатых» на периферию задарма. Однако новый транспорт на замену выбывшим единицам столица приобретает на свои кровные. Точнее, на наши налоговые кровные. И часто делает это втридорога. Ситуацию прекрасно иллюстрирует избитое выражение «хорошо быть щедрым за чужой счёт».
От троллейбуса отказываются и в регионах. Так, например, в феврале этого года в рамках реформы городского транспорта закрыли троллейбусную систему Твери.
В 2009 году троллейбусная система была ликвидирована в Тюмени. Это произошло через четыре года после ухода тюменского губернатора Сергея Собянина на повышение в Москву.
Тюмень — крупнейший город России, где нет электротранспорта.
Первая линия московского троллейбуса была запущена 15 ноября 1933 года — маршрут №1 от Белорусского вокзала до дачного посёлка Сокол. Изначально троллейбусы должны были заместить в советской столице трамваи. Для первых пассажиров это и был некий гибрид автобуса и трамвая, или безрельсовый трамвай. Однако, как видим, трамваи сейчас поживают в Москве очень даже неплохо: идёт обновление подвижного состава, модернизируется инфраструктура, существуют планы запуска скоростного трамвая. А вот троллейбус приказал долго жить.
После того как мэр Юрий Лужков утратил доверие президента и убыл с должности, команда пришедшего ему на смену мэра Сергея Собянина утверждала, что троллейбусы в Москве останутся. Отказаться планировали только от маршрутов в центре. А ликвидация контактной сети на улицах города объяснялась её модернизацией и работами по программе «Моя улица», когда центр столицы обкладывали гранитной плиткой. Действительно, кое-где провода повесили опять, но только затем, чтобы через несколько лет снять уже навсегда.
Но и при мэре Лужкове троллейбусная сеть практически не развивалась. Последние линии были открыты в 1992 году.
Отказ крупнейшего эксплуатанта от закупки новых машин не мог не сказаться на производителях. Энгельсский завод «Тролза», крупнейший в СССР и России производитель троллейбусов, прекратил выпуск электротранспорта и сейчас банкротится. В цехах завода собирают троллейбусы «Адмирал». Площади арендует компания ООО «ПК Транспортные системы». Продолжают свою работу Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (выпускает троллейбус «Горожанин» в автобусном кузове «НЕФАЗ»), и завод «Транс-Альфа» в Вологде (троллейбус «Авангард»).
Справляя тризну по уходящей натуре московского троллейбуса, не стоит впадать в излишний трагизм. Да, троллейбусы из Москвы уходят. И уходят, скорее всего, навсегда (точно об этом можно будет говорить только после демонтажа контактной сети). Минусы троллейбуса общеизвестны и понятны всякому, кто вставал в пробку из-за упавших «рогов», или по вине безалаберно припарковавшегося автовладельца. Эти проблемы могут быть решены за счёт запуска троллейбусов с запасом автономного хода (с подзарядкой от контактной сети). Однако дело не только к привязке транспортного средства к контактной сети, но и в количестве проводов, которые не красят облик городских улиц. Как следствие политики властей, уже к концу 2020 года в Москве будут работать 600 электробусов. Это больше чем в любой другой мировой столице.
Троллейбус и электробус понятия не взаимоисключающие. Примером сосуществования троллейбуса и электробуса может служить столица Беларуси. К слову, троллейбусная система Минска первая в мире по числу машин и количеству линий. В планах закупка бесконтактных троллейбусов с динамической подзарядкой и запасом автономного хода на 15 км. Батарея таких машин заряжается по ходу движения. И электробусы в Минске заменяют не троллейбусные, а автобусные маршруты.
В заголовок статьи мы вынесли цитату из известной песни советского рок-музыканта Виктора Цоя. Она, а также известные стихи Булата Окуджавы про полночный троллейбус, и другие примеры поэтизации городского электротранспорта не только воспевают троллейбус, но подчёркивают его обыденность и включенность в московский пейзаж и городскую повседневность.
Скоро, детские стишки про «рогатый» транспорт потребуют дополнительного комментария со стороны родителя:
К нам провели троллейбус
и я ужасно рад.
На новеньком троллейбусе
я еду в детский сад…
…Теперь нам ближе станет
любая часть Земли.
К нам новенький троллейбус
сегодня провели!
А туристы из Москвы в Санкт-Петербурге, Крыму и Волгограде или в Афинах, Варшаве и Зальцбурге добавят для себя новое развлечение — поездку на троллейбусе. Для того чтобы предаться ностальгии и показать детям, какой интересный вид транспорта был раньше в их городе, который некогда имел негласный статус троллейбусной столицы мира.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT и в нашем Telegram-канале @Vgudok
Троллейбус стал историей. Почему в Москве один электрический транспорт меняют на новый, но автобусов становится больше
В Москве закрылись последние маршруты троллейбусов, много лет курсировавших по городу — «на память» москвичам оставили всего одну линию. Теперь на место троллейбусов придут более современные электробусы — такой проект мэрия продвигает уже не первый год. Но действительно ли новый электрический транспорт лучше привычного?
30 августа общественная организация Архнадзор, которая занимается защитой памятников архитектуры и исторического наследия Москвы, выпустила «некролог» московскому троллейбусу. В ночь на 25 августа старейший электрический транспорт покинул улицы города, оставили только «исторический маршрут» из трех остановок от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где скоро должен будет открыться Музей транспорта Москвы.
В Архнадзоре уверены, что убирать с улиц «автобусы с рогами» — ошибка городских властей.
Дорого и бессмысленно
О том, что электробусы — неоправданно дорогой общественный транспорт в том виде, в котором сегодня его внедряют московские власти, «360» уже писал в феврале этого года. Основная проблема этой замены в том, что дорогостоящими электробусами (один стоит порядка 57 миллионов за штуку) заменяют уже работающие и экологически чистые троллейбусы (20 миллионов за штуку).
При этом контактная сеть для троллейбусов уже существует, дополнительные средства требуются только на ее обслуживание. В случае с электробусами строить сеть зарядных станций еще только предстоит — сейчас есть лишь несколько точек подзарядки, каждая новая тоже будет стоить денег.
Урбанист и соучредитель фонда «Городские проекты» Максим Кац уверен, что никаких рациональных причин для того, чтобы менять троллейбусы на электробусы, на самом деле нет.
На самом деле сравнивать надо троллейбус и дизельный автобус — именно на них заменяют 80% троллейбусов
О том, что московские власти поступают нелогично, избавляясь от троллейбусов, говорил и известный урбанист и профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик еще в 2018 году, в самом начале московской истории использования электробусов.
«Нынешний план заменить четыре троллейбусных маршрута — это ошибка, потому что это не отвечает цели перехода с дизельного на электротранспорт», — писал он в своем отчете после пребывания в Москве и обследования готовящейся сети электробусов.
В Мосгортрансе на запрос «360» к моменту публикации материала не ответили.
Электробус с секретом
Одной из ключевых претензий Архнадзора к замене троллейбусов на электробусы стал пункт 9.1 технического задания в планах закупки этого вида транспорта. Там указано, что при температуре ниже нуля градусов включается «автономный дизельный отопитель» и топливный бак — на 20 часов работы. В Архнадзоре посчитали, что таким образом электробус «будет дымить, как обычный автобус».
Однако директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин объяснил «360», что на самом деле от горючки будет работать только небольшая часть электробуса — система обогрева салона.
Это не для того, чтобы он ездил, а чтобы пассажиров греть. Аккумуляторной батареи сейчас недостаточно, чтобы еще и греть. Этот дефект будет устранен с появлением более мощной батареи
При этом батареи для электробусов стоят как половина троллейбуса, а менять их, судя по подсчетам экспертов, придется раз в семь с половиной лет, хотя разработчики заявляли срок службы в 15 лет. Об этом «360» рассказывал старший редактор интернет-издания «Транспорт в России» Павел Яблоков.
В троллейбусе вопрос отопления решался без дизеля. Из-за того что этот вид транспорта заряжается постоянно — от сети, — дополнительные мощности аккумулятора для обогрева пассажиров не нужны.
Автобусы нового поколения
В мире же, по словам Блинкина, эпоха троллейбусов закончилась давно — Москва завершает ее едва ли не последней. В европейских городах, которые раньше использовали троллейбусы, сегодня либо существенно сократили количество такого транспорта, заменив его на электробусы, либо убрали вовсе, оставив одну линию в знак того, что когда-то этот транспорт служил жителям верой и правдой.
«Вот эти представления — экологически грязные автобусы и экологически чистые троллейбусы — относятся к понятиям 40-летней давности, потому что сегодня в Москве нет дизельных автобусов, ездят машины лучших экологических классов», — уверен Блинкин.
При этом Сергей Собянин заявлял о том, что закупки дизельных автобусов в Москве прекратятся только в 2021 году, тогда, по планам мэра, столица должна полностью перейти на электробусы.
По словам Блинкина, в потоке современный автобус и троллейбус имеют одинаковый вред — другим участникам движения приходится много маневрировать, тормозить и обгонять их, что создает существенное количество выбросов.
При выделенной полосе, уверен Блинкин, пускать троллейбусы нерационально, так как их вместительность меньше, чем у современного сочлененного автобуса с «гармошкой». Тем более что в ближайшем будущем на маршруты должны выйти и сочлененные электробусы.
Однако о существовании троллейбусов с «гармошкой» сторонники электробусов почему-то не говорят, так же как и о том, почему все-таки чистые электробусы заменяют абсолютно аналогичный электрический транспорт, а не автобусы, работающие на горючем.
Москву оставили без троллейбусов
Весь электротранспорт, несмотря на протесты общественников, заменили электробусами
Все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные, сообщили в ГУП «Мосгортранс». «В знак уважения» мэрия оставила один маршрут, по которому будут ходить две ретромашины. Ликвидации троллейбусного движения активно противостояло общественное движение «Москвичи за троллейбус» и депутаты Мосгордумы: они указывали на чрезмерную дороговизну электробусов, а также опыт европейских городов по сохранению электрического транспорта.
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ / купить фото
«25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта — по троллейбусным маршрутам поехали электробусы,— заявил 25 августа гендиректор ГУП «Мосгортранс» Леонид Антонов.— Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем: это шаг вперед. Будущее за инновационным электрическим транспортом».
Сейчас в Москве ездит 450 электробусов, до конца года их будет 600, а к 2024 году — более 2,6 тыс. Два контракта по поставке электробусов мэрия заключила в 2018 году (на 6,35 млрд руб. каждый — с КамАЗом и ГАЗом), еще один — на 6,57 млрд руб. в 2019 году (с КамАЗом) ) — они уже исполнены. В начале 2020 года был заключен еще контракт на 11 млрд руб. с КамаЗом и на 5,6 млрд руб. с ГАЗом.
Руководство города, заявил господин Антонов, приняло решение «в знак уважения» оставить один троллейбусный маршрут от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где будет ходить две ретромашины. Скорее всего это будут музейные ЗиУ-5 1961 года и ЗиУ-5Г 1966 года.
Первые троллейбусы появились в Москве в ноябре 1933 года. Слухи о планах мэрии отказаться от этого вида транспорта обсуждались в сети последние несколько лет. С 2014 года несколько десятков троллейбусных маршрутов были заменены электробусными. Как рассказывал “Ъ”, в январе 2020 года в соцсетях появилась фотография информационной листовки с символикой «Мосгортранса», где говорилось о планах «ликвидации троллейбусов по требованию мэра Москвы Сергея Собянина». В ГУП тогда опровергли информацию, заявив, что «списание старых троллейбусов происходит строго по фактическому состоянию транспортных средств». Активное сопротивление процессу ликвидации троллейбусов оказывало общественное движение «Москвичи за троллейбус». Именно оно накануне официального сообщения «Мосгортранса» распространило информацию о том, что последние троллейбусы в Москве прекращают работу 25 августа 2020 года.
Группа депутатов Мосгордумы (Сергей Митрохин, Дарья Беседина и другие) ранее обращались к мэру Сергею Собянину с просьбой сохранить троллейбусное движение. В их письме говорится, в частности, что троллейбус является «визитной карточкой» и «брендом» города; что он может стать символом Москвы, как двухэтажный автобус в Лондоне; что «современный троллейбус» выгоднее и дешевле электробусов.
«Множество городов в мире развивает электротранспорт,— пишут депутаты.— Никто не пытается заменить один вид электротранспорта другим. Москва не должна быть уникальным отрицательным примером».
Парламентарии поддерживают расширение парка электробусов, но они должны приходить на замену дизельным автобусам.
Другие российские города троллейбусы по-прежнему применяют. Машины, которые ранее ходили по улицам Москвы, передаются в Саратов и Нижний Новгород. Более 100 новых троллейбусов получит в 2020 году Санкт-Петербург. Программа комплексной модернизации пассажирского транспорта Минтранса, о которой “Ъ” рассказывал, предусматривает поставку в города более 2,5 тыс. новых троллейбусов. В Архангельске, Астрахани, Тюмени, Владикавказе, Благовещенске троллейбусов нет, протяженность троллейбусных линий «серьезно сократилась» за последнее время во Владивостоке, Воронеже, в Ростове-на-Дону, Вологде, говорит директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Власти Пензы также объявили о планах ликвидировать троллейбусы, местные активисты уже начали сбор подписей против этого решения.