Почему такие пробки в москве
Перейти к содержимому

Почему такие пробки в москве

  • автор:

Что не учитывают рейтинги и как Москве удается улучшать ситуацию с пробками

Все в этом мире относительно. И можно сделать абсолютно разные выводы, если посмотреть на некое явление, объект или исследование, но с разных сторон. Например, недавно опубликованные результаты всемирного зондирования загруженности дорог в мегаполисах, которое ежегодно проводит компания из Нидерландов TomTom (один из ведущих мировых поставщиков устройств для автомобильной и персональной GPS-навигации). Согласно исследованию, Москва по итогам 2021 года заняла второе место по загруженности дорог — уступает лишь Стамбулу. При этом отмечается, что показатель улучшился — пробок все же стало меньше.

Гавриил Григоров/ТАСС

Опираясь на собственные впечатления от заграничных поездок, я задался вопросом — насколько объективно этот рейтинг отражает реальную ситуацию? До карантина бывал во многих крупнейших мегаполисах и сам видел и на себе почувствовал, что у нас ситуация далеко не самая страшная. Если верить исследованию, в Москве все гораздо хуже, чем в колумбийской Боготе, индийском Мумбае или румынской столице — Бухаресте. Я же, находясь в нескончаемых пробках там, с ностальгией думал о московских дорогах.

После дождичка в четверг

Эксперты компании TomTom составляют рейтинг загруженности дорожной сети в 416 городах мира; данные для Traffic Index поставляют более 600 млн водителей (вернее, их устройства, имеющие GSM-модули), в том числе из России. Несколько лет подряд лидирующие позиции в этом антирейтинге занимали такие индийские мегаполисы, как Мумбаи, Бангалор и Нью-Дели. Но за последние три года ситуация изменилась, и теперь голландцы уверяют: по итогам прошлого года Московская агломерация заняла второе место в мировом рейтинге загруженности дорог. Что не так плохо, если припомнить, что в 2020 году российскую столицу поставили и вовсе на первое место по этому показателю. Стоит также учесть, что в последние три года для расчетов анализируется дорожная ситуация не только в самой столице, но и в части Московской области, что прилегает к городу (и практически с ним срослась). При этом общий уровень загруженности Московской агломерации вырос на 7% по сравнению с прошлым годом и составил 61%.

По данным компании TomTom, в среднем каждый водитель терял в московских пробках 140 ч ежегодно (почти шесть дней). Как самый тяжелый день в 2021 году они оценили пятницу, 12 февраля. Честно сказать, я не помню тот день, но, по данным Гидрометцентра, тогда на столицу России обрушился сильнейший снегопад. При этом, согласно статистике, чаще всего пробки в Москве случаются в четверг с 18 до 19 ч. Вне зависимости от сезона.

Первое место в рейтинге TomTom, как уже было сказано, занимает Стамбул. В этом городе транспортная загрузка составляет 62%. На третьем месте в списке самых пробочных городов — Киев (56%).

Кстати, в Департаменте транспорта Москвы сразу прокомментировали результаты исследования, отметив, что в верхней части списка расположились города, где строгие карантинные ограничения в прошлом году практически не вводились и деловая активность быстро восстановилась. Следствием этого стало то, что дороги были загружены ежедневно, как в любой обычный день в обычном (некоронавирусном) году. "Аномально свободными дороги были всего семь дней в году (возможно, в дни новогодних каникул — прим. автора). А в Сан-Франциско, например, нетипично низкая загруженность дорог фиксировалась 23 дня, в Тель-Авиве — 37", — объясняют показатели рейтинга в ведомстве.

Сравнивать, как считают в департаменте транспорта, надо 2022 год с доковидным 2019-м — тогда, мол, получается, что загруженность дорог в столице осталась практически на прежнем уровне. При этом снизилась смертность на дорогах и увеличилось количество автомобилей на 350 тыс. Так что из результатов исследования надо делать правильные выводы.

Правила игры

Проштудировав методику, по которой TomTom проводит свои исследования, я также выяснил, что реальные пробки в их рейтинге на самом деле не учитываются. Несколько лет назад (возможно, для чистоты эксперимента) они ввели новую методологию подсчетов, основанную на сравнении времени поездок. За основу берется время, за которое преодолевается тот или иной маршрут ночью, когда дороги абсолютно свободны. Затем измеряют, за сколько времени этот же участок пути машины проезжают в утренний и вечерний часы пик. И потом эти результаты сравнивают. Полученная разница и является оценкой величины пробок в конкретном городе. То есть, по логике исследования, если вы в полночь проехали от Ясенева до Текстильщиков за 30 минут, а утром потратили на тот же маршрут 3 ч, то все очень плохо, ведь разница — в шесть раз. А если бы результат отличался, предположим, в два раза, то — нормально.

Вроде бы это логично, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Чем отличается трафик в любом российском городе от других мегаполисов мира? Тем, что у нас (у единственных) существует нештрафуемый порог превышения скорости в 19 км/ч, которым практически невозможно воспользоваться днем. В центре столицы, например, средняя скорость движения в рабочее время не превышает 25–26 км/ч. А вот ночью по городу реально проехаться практически по любым улицам со скоростью 79 км/ч (60 км/ч плюс 19 км/ч). Кроме того, с недавних пор TomTom включает в это исследование и данные по вылетным магистралям, проходящим по Московской области, где разрешена скорость от 80 до 110 км/ч (то есть реально 100–130 км/ч). Здесь, правда, есть нюанс — у нас существует мощная маятниковая миграция, когда с утра из области в Москву приезжает более одного миллиона человек, а вечером эти люди отправляются обратно (создавая на въездах в город пробки в часы пик). Смею предположить, что ночью они преимущественно спят, а не катаются по дорогам.

Тем не менее получается, что в связи с нештрафуемым порогом превышения скорости рейтинг TomTom будет всегда необъективен по отношению к российским городам. Я не думаю, что пробки в Москве в час пик чем-то отличаются от пробок в Лондоне или Париже, но итоговые результаты будут всегда хуже, потому что скорость движения автомобилей ночью у нас гораздо выше. По этой же причине кроме столицы в первой двадцатке самых пробочных городов мира можно наблюдать Санкт-Петербург, Новороссийск, Самару, Екатеринбург; не очень сильно отстают Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск и Казань.

Поэтому для верной картины разбираться нужно в тех самых деталях методологии подсчета. Подобные исследования проводит не только TomTom. Так, в последнем отчете транспортной аналитической компании Inrix городом с самыми большими дорожными пробками назван Лондон. За ним следуют Париж, Брюссель; Москва занимает четвертое место, за ней — Нью-Йорк. Всего в списке более тысячи городов из 50 стран.

Варианты движения

При всем этом есть несколько (как минимум два) способов еще улучшить позиции нашей столицы (а также других российских городов). Первый — простой, но пока невозможный: отменить нештрафуемый порог в 19 км/ч. Тогда, согласно законам математики, мы быстро спустимся вниз антирейтинга — ведь ночная скорость опустится на 19 км/ч и разрыв с дневной не будет таким значительным. Только пока, кажется, у общества и российской власти есть консенсус по этому поводу: не трогать "лаг", пока не наведен порядок на дорогах. Уверен, что через несколько лет этот нештрафуемый порог придется убирать, но пока будем жить так.

Эксперты объяснили, почему в столице резко увеличилось число дорожных заторов

Середина мая отмечена резким ростом числа заторов на московских дорогах. Несколько километров между соседними районами на автомобиле люди в рабочее время преодолевают за час и более. Эксперты и общественное мнение указывают на две причины коллапса: частичную блокировку в столице спутниковой навигации, а также дорожные работы на МКАД и Третьем кольце. С чем на деле связано осложнение дорожной обстановки — выяснял «МК».

Без навигатора практически невозможно проехать сложную развязку

Фото: Global Look Press

Водители-профессионалы сравнивают ситуацию нынешнего мая с предновогодними и предсентябрьскими пиками. «В мае такого не видел никогда, — признается таксист Максим Жмуров. — Пока такое на дорогах творится, решил уйти во внеплановый отпуск, взял семью, еду на море». По словам собеседника «МК», во вторник 16 мая из окрестностей метро «Беговая» до Плющихи с пассажирами он добирался около двух часов.

По 10-балльной шкале в основных картографических приложениях уже несколько дней в Москве налицо 7 — 8-балльные пробки. Таксисты прежде всего обвиняют в этом масштабный ремонт дорог, который начался в столице вместе с теплым сезоном. «Раскопан МКАД, раскопана «Трешка», в результате все стоит», — заявил «МК» владелец небольшого таксопарка Равиль М.. По его словам, пассажиры часто жалуются по телефону обратной связи, что водитель не может найти «быструю» дорогу и стоит в пробке. «Объясняю, что это и есть кратчайший маршрут, — говорит собеседник «МК». — А ездить по дворам и какими-то тропами — почти невозможно, потому что навигатор во многих местах путается».

Это — сбои привычных навигационных приложений — оказывается второй фундаментальной причиной заторов. «Ужасно работает, точнее не работает навигатор, — отмечает автоэксперт Александр Шумский. — На окраинах ещё более-менее, но находясь в центре, можно увидеть себя на другой улице или в другой части города».

Причина таких сбоев очевидна: с начала мая полеты любых гражданских дронов над городом запрещены. А чтобы обеспечить этот запрет, в центре города и других особенно важных и режимных местах навигационный сигнал спутников, предназначенный для гражданского применения, искажается специальной аппаратурой. Результат — сбой почти всех «цивильных» навигационных приложений (и значительные сложности в работе в таких зонах всех современных сервисов, от каршеринга до доставки).

— Может, люди без навигаторов так разучились ездить, что стали больше пробки? — предполагает Шумский. Опрошенные «МК» водители и специалисты рассказали сразу о трех факторах, при помощи которых сбои либо отключение навигации может повлиять на дорожное движение.

— Во-первых, новое поколение водителей действительно разучилось ездить без навигатора, — говорит Алексей Лопанский, инструктор по вождению с 30-летним стажем. — И у таксистов, и у частников всегда перед глазами экран, там и подсказки, куда поворачивать, и камеры, и все на свете. Поэтому теперь уже периферийное зрение — на дорогу, а в основном смотрят именно на экран. Я курсантам не разрешаю гаджеты, но это бесполезно — конечно, они первым делом телефон ставят на панель и так едут, как только оказываются за рулем.

— Конечно, первые 10 лет своего водительского стажа я проездил без всяких навигаторов, просто потому что их не было, — рассказал «МК» Артемий, водитель со стажем с 2001 года. — Но в последние годы вожу только с навигатором: в нем есть все актуальные перекрытия, а также предупреждение о камерах, без этих подсказок я бы разорился на штрафах. Нет, ездить везде 60 км/ч не могу — иначе никуда не успею!

— Мне актуальнее всего информация о пробках, поскольку стоять в них я ненавижу, лучше дольше ехать, чем короче стоять, — говорит Анна, за рулем с 2006 года. — Кроме того, привыкла к тому, что навигатор подсказывает кратчайшую дорогу с учетом пробок — правда, в последние годы он все чаще обманывает.

Вторым фактором оказалось то, что GPS-навигация служила для многих «контрольным спидометром», отображавшим точную скорость движения. Сейчас в центре и ряде других районов Москвы этот способ контроля скоростного режима не работает — в результате люди, опасаясь штрафов, едут медленнее, «по спидометру», занижающему показания примерно на 10 км/ч.

Наконец, третий фактор — в том, что навигация по гаджету стала чуть ли не единственным реальным способом корректно с точки зрения ПДД проезжать незнакомые повороты и развязки. «То, что сейчас происходит со спутниковой навигацией в Москве, обнажило большую проблему: за минувшее десятилетие водителей в столице приучили быть придатком к навигатору, — утверждает источник «МК» в столичном главке ГИБДД. — Еще в 2000-е годы при организации дорожного движения по развязкам закладывалось требование «читаемости с листа»: важно было, чтобы водитель мог проехать незнакомую развязку правильно с первого раза, пользуясь указателями. Это была целая наука: рассчитывались точки принятия решения, исходя из их расположения устанавливались указатели. Сейчас все стало практически «нечитаемым»: виной сложные развязки, а главное, небольшие разрывы для перестроения из-за выделенных полос общественного транспорта».

По словам собеседника «МК», требование о «читаемости» просто де-факто отменили за невыполнимостью: и водители, и принимающие инстанции рассчитывают на езду по навигатору. Что бывает в случае его сбоев — видно на дорогах прямо сейчас. Возможен ли откат к стандартам «читаемости» трассы вручную, если нам предстоят еще несколько лет без корректной навигации? Хотелось бы верить, но — в ряде случаев (например, новые развязки) это уже , кажется, технически невозможно.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

«Придется потерпеть». Почему летом пробки парализуют Москву

В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО

В Москве стартовал новый этап программы благоустройства «Моя улица», который продлится до конца лета. В этом году работы затронут 80 объектов, включая улицы Садового и Бульварного колец, а также центр города. Чиновники, отвечающие за состояние городской инфраструктуры, заранее прогнозируют серьезные затруднения движения в центральной части столицы и увеличение загруженности дорог. Пресс-служба ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) сообщила, что загруженность дорог в утренние и вечерние часы пик вырастет до восьми-девяти баллов.

Наиболее тяжелая дорожная ситуация ожидается на Садовом и Бульварном кольцах. В середине прошлой недели Садовое кольцо уже вставало в «бордовых» пробках, а в соцсетях автомобилисты жаловались на слишком долгий путь на работу и домой. ЦОДД попросил отказаться от поездок в центр города и пересесть на общественный транспорт, либо пользоваться Третьим транспортным кольцом, ситуация на котором тоже ухудшилась. Эксперты пояснили корреспонденту Autonews.ru, что альтернативы заторам практически нет, и период ремонтных работ придется перетерпеть.

В глухих пробках Садовое кольцо встает не в первый раз, и для периода реконструкции это нормально, уверен руководитель проекта Probok.net Александр Шумский. «В прошлые годы было точно так же. Ограничивается один-два ряда, а то и больше, кольцо сужается. При этом любые работы требуют много места, потому что работает техника, которой нужны определенные зоны безопасности».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин, в свою очередь, уверен, что местные сужения на Садовом кольце не имеют существенного влияния на пропускную способность магистрали. Проблема в том, говорит эксперт, что работы начались одновременно по всему центру: «Садовое широкое, и локальные сужения не так страшны. Проблема в том, что у нас ремонт идет везде одновременно. Придется терпеть, к осени все будет нормально».

«Придется потерпеть». Почему летом пробки парализуют Москву

Время для производства ремонтных работ выбирать не приходится, утверждает Михаил Блинкин: «Все упирается в короткий строительный сезон. Дней в году, когда можно вести работы с соблюдением технологий, очень мало. Поэтому получается, что одновременно стартуют работы по многим объектам, это системное ухудшение», – говорит эксперт, отмечая, что в случае растягивания работ недовольные все равно бы нашлись. К тому же, в летний период в Москве традиционно меньше машин, и работы не так сильно влияют на трафик.

«Майские праздники сильно уменьшат количество автомобилистов, потом начнется летний сезон, когда многие уезжают. В таких условиях люди быстрее перестраиваются, привыкают», – полагает Шумский.

Затронет реконструкция и парковочное пространство. По официальной информации, со всех тротуаров Садового кольца шириной менее семи метров парковки уберут, чтобы машины не мешали пешеходам. Нельзя будет припарковаться на Зубовском бульваре, Смоленском и Новинском бульварах, Садово-Триумфальной, Садово-Каретной, Садово-Самотечной, Садово-Сухаревской улицах, Малой Сухаревская и Большой Сухаревская площадях, Садовой-Спасской, Садово-Черногрязской улицах, на Земляном Валу и Валовой улице. Зато новые парковочные места появятся на Смоленской-Сенной и Малой Сухаревской площадях, Садовой-Кудринской, Большой Садовой, Садовой-Триумфальной, Садовой-Самотечной, Садовой-Сухаревской и Житной улицах.

«Придется потерпеть». Почему летом пробки парализуют Москву

По информации «Российской газеты», после реорганизации на Садовом кольце будет 332 парковочных места. Александр Шумский говорит, что меньше их не станет. «Если мы говорим про легальные парковочные места, то на Садовом их как раз станет больше. Будут построены дублеры, двойные полосы с парковочными карманами, их количество в целом должно увеличится. Будут ли они на конкретной улице, зависит от проекта», – объясняет эксперт.

После реконструкции Садовое кольцо станет уже, но это не значит, что осенью магистраль поедет медленнее, чем до начала работ. Сужение проезжей части не всегда уменьшает пропускную способность дороги, говорит Шумский: «На тех участках, которые были модернизированы в прошлые годы, хуже не стало. Зато ехать там теперь понятнее как с точки зрения рядности, так и схемы движения в целом». Но в целом идея реконструкции, уверяет Шумский, заключается в создании удобной городской среды, поэтому лучше становится пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту.

Фото: Gbuador.ru

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Из-за ремонта на Садовом и Бульварном кольцах повышенная нагрузка ляжет на другие дороги центра и ТТК, однако на Третьем транспортном сейчас тоже тяжелая ситуация. Самым узким местом Третьего кольца является Автозаводский мост, на котором уже несколько месяцев проводятся работы по устройству гидроизоляции и дренажных каналов, замене деформационных швов и ограждения. В целом ремонт займет восемь месяцев и завершится к началу июня, а пока все столичные кольца загружены сверх меры, отмечает Шумский: «Из-за ремонта на ТТК еще в конце прошлого года вся нагрузка легла на Садовое, а сейчас транспорт пытается переместиться обратно».

Адаптация к нововведениям, говорит Блинкин, происходит быстро, причем не только за счет перераспределения транспортных потоков. Если не считать тех, кто не может обойтись без машин, более половины автомобилистов между приключениями в пробках и общественным транспортом выберут последний, уверен эксперт.

«Есть три категории упертых автомобилистов: молодые, которые не признают метро, те, которым по работе невозможно обойтись без машин, а также категория лакшери-автовладельцев. Все прочие, а их абсолютное большинство из 3,5 млн московских водителей, готовы использовать общественный транспорт. Это обычное рациональное транспортное поведение», – утверждает специалист.

«Придется потерпеть». Почему летом пробки парализуют Москву

Работы также будут проводиться и на вылетных магистралях, но движение на них, уверены эксперты, заметно не изменится. «Трафику из центра деваться некуда, машины, как и раньше, будут выезжать по магистралям, и больше их там не станет», – утверждает Александр Шумский.

К тому же работы на них, говорит эксперт, почти не затронут проезжую часть: «Благоустройство касается освещения, газонов, архитектурных строений, а также въездных групп». Впрочем, асфальтовое покрытие на магистралях также будут менять, но эти работы будут проводиться в рамках другой городской программы и только в ночное время суток.

Все проведенные в Москве реконструкции, равно как и большие московские стройки, лишь незначительно меняют баланс между количеством автомобилей и доступного им асфальта, подытоживает Блинкин: «В Москве этот баланс коренным образом нарушен, и восстановить его строительными средствами нельзя».

Эксперт утверждает, что строительство дорог поможет улучшить ситуацию только локально, как, например, в случае с развязками на МКАД. «Надо привыкнуть к тому, что Москва – не автомобильный город. Желание автомобилистов в первом поколении жить в многоэтажке и иметь две машины в семье наивно», – полагает Михаил Блинкин. Эксперт утверждает, что во всем мире типология транспортного поведения быстро меняется, и в России тоже скоро начнут более рационально относиться к личному транспорту.

Все работы по реновации улиц центра должны быть завершены в августе. «В Москве есть традиция заканчивать ремонт ко дню города, но по многим объектам стоит срок середина июля», – объясняет Шумский. Сама программа «Моя улица» рассчитана до 2018 г., поэтому в следующем году работы по реновации столичных дорог продолжатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *