Виды колесных дисков
Автомобильное колесо с состоит из двух частей: покрышки (шины) и колесного диска.
Особенности установки резины были рассмотрены в статье «Когда обувать летнюю резину?».
Сегодня речь пойдет о колесных дисках. Вы узнаете, чем различаются литые, штампованные и кованные диски, а также особенности подбора дисков для конкретного автомобиля:
Небольшое пояснение для начинающих автолюбителей. Колесный диск — это центральная металлическая часть колеса, на которую устанавливается покрышка.
Как подобрать колесные диски по параметрам?
Возможность установки диска на конкретный автомобиль определяется несколькими числовыми параметрами.
Например, характеристика диска может иметь следующий вид:
7 J R 17 PCD 5 * 112 ET 45 d 57,1
J | 7 | ширина колесного диска в дюймах. |
R | 17 | диаметр диска в дюймах. |
PCD | 5 | количество крепежных отверстий. |
PCD | 112 | диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах. |
ET | 45 | вылет колесного диска в миллиметрах. |
d | 57,1 | диаметр центрального отверстия в миллиметрах. |
Как правило, производители автомобилей предоставляют рекомендованные характеристики колесных дисков. Подвеска автомобиля проектируется под диски с определенными параметрами. Поэтому если Вы хотите избежать возможных проблем в будущем, то найдите диски, все 6 характеристик которых соответствуют параметрам, указанным автопроизводителем.
Отмечу, что на практике при покупке колесных дисков может возникнуть следующая проблема. Диски у официальных дилеров стоят дороже, чем похожие диски в специализированных магазинах, продающих шины и диски. Однако диски у дилеров строго соответствуют рекомендованным параметрам, а диски в автомагазинах могут отличаться по одной или нескольким характеристикам. Что делать в этом случае?
1. Купить дорогие диски у дилера и не забивать голову их параметрами.
2. Попробовать найти диски, которые строго соответствуют требуемым параметрам, в автомагазинах. На эту задачу придется потратить чуть больше времени, однако решить ее вполне реально.
К сожалению, вероятность найти диски с требуемыми характеристиками в первом попавшемся магазине довольно небольшая, т.к. существует огромное количество разных комбинаций. Однако всегда остается возможность заказать подходящий вариант через интернет-магазин, где проблем с ассортиментом не наблюдается.
3. Купить диски, отличающиеся одним или нескольким параметрами.
Например, можно купить диски большего или меньшего диаметра. Можно купить диски, имеющие больший размер центрального отверстия, другой вылет или большую ширину.
Единственный параметр, который изменить не удастся, — PCD, т.к. посадочные отверстия диска должны строго соответствовать посадочным отверстиям на автомобиле.
Еще раз подчеркну, что использование дисков с параметрами, отличающимися от рекомендованных, может привести к техническим неисправностям автомобиля. Так что подходите к вопросу с умом.
Вернемся к колесным дискам. В среднем диски меньшего размера стоят дешевле, чем диски большего размера.
Например, на практике может оказаться дешевле купить зимнюю резину и дополнительный комплект дисков диаметром 16 дюймов, чем комплект зимней резины 17 дюймов без дисков.
Примечание. В тексте этой статьи для сравнения будут приводены цены для колесных дисков размером 14 дюймов, актуальные в 2019 году.
Стальные штампованные диски
Самым распространенным видом колесных дисков являются штампованные стальные диски. Их популярность во многом обусловлена их низкой стоимостью (для 14 дюймовых в районе 1 200 — 2 000 рублей за диск).
Весомый вклад в распространение штампованных колесных дисков вносит тот факт, что многие новые автомобили в базовых комплектациях продаются именно на таких дисках. Ну а владельцы не спешат тратить деньги на новые диски и используют имеющиеся.
Преимуществом стальных колесных дисков является их реакция на удары (на попадание колеса в яму). Штампованные диски в этом случае обычно не раскалываются, а гнутся. После этого поврежденный диск можно восстановить и он будет служить еще достаточно долго.
Недостатком стальных колесных дисков является их большой вес. Также к недостаткам штамповок можно отнести и их внешний вид. Все штампованные диски очень похожи друг на друга (пример изображен на рисунке выше) и не пользуются особой любовью у автовладельцев.
Проблема внешнего вида штампованных дисков решается путем установки колесных колпаков, закрывающих диск и придающих ему индивидуальный вид.
Литые легкосплавные диски
Еще один популярный вид колесных дисков — литые диски.
В отличие от штампованных дисков, которые изготовлены из стали, литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. В связи с этим легкосплавные диски обладают меньшим весом, что и является их весомым преимуществом. Также литые диски имеют большую теплопроводность и это способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.
Технология изготовления легкосплавных дисков позволяет придавать им практически любые формы. Поэтому на практике литые диски выглядят привлекательнее штампованных аналогов.
Недостатком легкосплавных дисков является их относительно высокая цена (для 14 дюймовых 3 000 — 4 500 рублей за диск). Второй недостаток литых дисков состоит в том, что при попадании колеса в большую яму колесный диск может расколоться. Восстановить расколотый диск невозможно, требуется его полная замена.
Тем не менее литые диски находят множество сторонников.
Кованые диски
Технология изготовления кованых дисков отличается от дисков двух предыдущих типов.
Преимущества таких дисков проявляются в их высокой прочности. Кроме того, кованые диски самые легкие.
Еще одно неоспоримое преимущество кованых дисков — в отличие от литых дисков они не раскалываются при попадании в яму. Из этого преимущества вытекает и один из недостатков кованых дисков. Поскольку кованые диски легко переносят попадание в яму, то почти вся энергия удара передается подвеске, что неблагоприятно сказывается на состоянии автомобиля.
Второй недостаток кованых дисков — дизайн таких дисков ограничен технологией их изготовления.
Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые (3 000 — 4 500 рублей за диск для 14 дюймовых дисков). Поэтому и у них есть и сторонники, и противники.
Пять преимуществ штампованных дисков перед литыми и коваными
Штампованные диски значительно дешевле литых и кованых аналогов. Но с другой стороны, этот массовый продукт не всегда имеет презентабельный вид. Однако, во-первых, из этого правила есть исключения — различные производители давно освоили выпуск весьма симпатичной «штамповки», имитирующей «литье». Во-вторых, проблему непрезентабельности решают колпаки.
Сегодня в линейках подавляющего большинства автопроизводителей существует много таких симпатичных пластиковых накладок, в том числе и на «штамповку» на многоспицевые колеса. Отличить колеса с такими колпаками от дорогих алюминиевых аналогов не всегда удается даже с относительно близкого расстояния. Ну и, как известно, «штамповка» тяжелее «литья». Однако качественные штампованные диски не слишком тяжелы и что не менее важно, хорошо балансируются. Отсюда вывод — покупаете «штамповку», ищите качественную, от известного, желательно европейского производителя.
Ввиду материала и техники изготовления («штамповку» буквально выдавливают из листа прочной листовой стали, после чего отдельные части свариваются и подвергаются покраске), металлический диск отличается относительной мягкостью и эластичностью. Соответственно, в отличие от литых и кованых аналогов, вмятины металлических дисков легко выправить — «откатать», а то и вовсе выправить молотком (срабатывает такой феномен, как память металла).
Для сравнения, литые и кованые диски после сильного удара, особенно на большой скорости, с большой вероятностью треснут или получат сколы, и привести деталь в первоначальный вид будет непросто.
К тому же штампованные диски буквально амортизируют удар в отличие от «литья» и «ковки», принимающих энергию удара на себя. Как следствие, с штампованными дисками больше вероятность, что после проезда ямы с острыми краями кромка диска если и погнется, покрышка не начнет подтравливать воздух. С «литьем» и «ковкой» все как раз наоборот. Из микротрещин и сколов, вызванных контактов с ямами, может выйти воздух.
Химические реагенты, которыми последние годы активно поливают зимой дороги российских городов, — настоящее зло для алюминиевых дисков.
С таких дисков достаточно быстро облезает краска, появляются очаги коррозии. Неудивительно, что эксперты рекомендуют регулярно, чуть ли не раз в неделю, обрабатывать «литье» и «ковку» специальными средствами против ржавчины.
С «штамповкой», особенно защищенной пластиковыми колпаками, такой химической атаки можно не опасаться, да и тратить время на химзащиту не нужно. Но все же не забывайте зимой почаще мыть колеса со штампованными дисками, поскольку последние изготавливают из низкоуглеродистой стали и при невнимании владельца к их состоянию они могут начать ржаветь.
«Литье» и «ковка» — это по большей части дизайнерская история — с красивыми спицами или причудливым рисунком и при этом почти всегда с крупными «прорехами» — свободным пространством между теми самыми спицами.
Через эти «коридоры» в тормозные механизмы и на элементы подвески зимой и в межсезонье набивается снег, песок или грязь.
Таким образом «литые» колеса прежде всего при езде по снежному пухляку с большей вероятностью обрастут снежным наростом, а то и наледью и разбалансируются.
С штамповкой такой сценарий гораздо менее вероятен, поскольку большинство моделей представляет из себя закрытый корпус с небольшими отверстиями для уменьшение массы, увеличения структурной прочности, вентиляции и отвода грязи.
Не секрет, что в очень сильные морозы литые и кованые диски могут преподнести неприятный сюрприз ввиду усиления хрупкости.
Скажем, в крепкий мороз проезд на большой скорости ямы с острыми краями может привести к порче литого или кованого диска.
Штамповка же лишена такого недостатка, поскольку гораздо боле пластична. Кроме того, «литье» и «ковка» не любят резкого перепада температур. Когда вы, например, въехали на мойку с сорокаградусного мороза и мойщик обдает колеса горячей водой (или вы делаете это сами на мойке самообслуживания), покрытие литых дисков может потрескаться.
Колесные диски – плюсы и минусы
Автомобильная промышленность развивается постоянно. Если постоянные улучшения происходят с ключевыми агрегатами — двигателем, трансмиссией, то что говорить о колесных дисках. Еще несколько десятилетий назад такого их разнообразия на авторынке не было, а сегодня существуют разные варианты. Они отличаются способом изготовления и материалами. Среди основных видов можно выделить штампованные, литые, кованые и, относительно недавно появившиеся, составные.
Штампованные существуют на рынке уже давно, цена на них наиболее дешевая, при этом они отличаются самым большим весом. Все остальные варианты называют легкосплавными дисками, их стоимость дороже, но и вес значительно меньше. Еще один немаловажный фактор — дизайн, здесь первенствуют литые диски. По прочности на первом месте идут кованые. По цене первое место занимают составные диски. Рассмотрим каждый из видов отдельно и определим их плюсы и минусы.
Штампованные (стальные) диски
Давно известно, что производители устанавливают стальные диски на бюджетные варианты своих автомобилей, поскольку это наиболее простой и дешевый способ. Соответственно и стоимость машины заметно ниже своих аналогов. Производятся «штамповки» из стали и, как видно из названия, их попросту штампуют.
- невысокая стоимость;
- отличная прочность;
- хорошая ремонтнопригодность.
Последний фактор особенно важен при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья. Штампованные диски ломаются редко, их можно погнуть, но также и выпрямить, вернув прежнюю форму.
- большой вес;
- нет разнообразия дизайнов;
- низкое сопротивление коррозии.
Аксиома — чем больше весит автомобиль, тем больше топлива он расходует, «штамповки» как раз утяжеляют машину. Хуже становится управляемость автомашины, снижается ее динамика, детали ходовой части приходится менять раньше, и сразу станет понятно, что среди дисков этот вариант малоприемлем. Все вместе недостатки в конечном итоге оказывают влияние на удобство вождения водителя и комфорт его пассажиров.
Дизайн играет не последнюю роль. Если посмотреть на наши дороги, то довольно часто можно увидеть окрашенные стальные диски, или же владельцы авто их попросту закрывают пластмассовыми колпаками. Есть исключения: на некоторых автомобилях Opel можно увидеть оригинальные пятиспицевые «штамповки» и дорогие колпаки, они хорошо имитируют литье. Но чаще всего стальные диски выглядят как под копирку.
Литые (легкосплавные) диски
При продаже данный вид дисков часто обозначается английским словом cast, что и есть в переводе «литье». Сегодня это самый распространенный вариант дисков, их производят практически везде. На рынке можно встретить легкосплавные диски от малоизвестных производителей, они самые дешевые и сравнимы в цене с дорогими штампованными дисками. Есть средние по стоимости и «массовые» от известных брендов и дорогостоящие для автомобилей премиум-класса. Кроме того, есть самые дорогие, которые выполняются по индивидуальным заказам для тюнингованных автомобилей.
В процессе производства литых дисков используют сплав алюминия в разных видах, иногда титановый или магниевый сплав, но это уже дорогостоящие версии. В самом названии «литой диск» заложен способ его производства, — сначала в определенную форму заливается сплав того или иного металла. После этому материалу дают время на остывание, извлекают из формы, и затем обрабатывают механическим образом.
Но это самая простая технология, есть и другие, более совершенные. Легкосплавные диски могут изготавливаться под давлением. Сплав алюминия не просто заливают в специальную форму, но подвергают его определенному давлению. В таких условиях достигается меньшая пористость. После остывания у конечного материала производителям удается добиться определенной мелкозернистой структуры. Диск становится намного прочнее.
Другой вариант называется «flow forming» (в дословном переводе — поточное формирование). Происходит это так: берется горячая заготовка и затем на ней происходит механическая раскатка обода. При помощи этой технологии достигается высокая прочность диска и одновременно снижается его масса. Все очень похоже на изготовление кованого диска. Главный минус заключается в высокой стоимости такого «литья», оно наиболее дорогое в своем сегменте.
- малый вес;
- высокая прочность;
- вариативность дизайна.
Недостатки штампованных дисков здесь превращаются в достоинства. Небольшой вес автоматически снижает расход топлива, делает лучше разгон автомашины и ее управляемость, уменьшается нагрузка на подвеску. В итоге водитель едет с повышенным комфортом.
Если автовладелец с штампованными дисками идет на разные ухищрения, чтобы улучшить внешний вид своей машины, то в данном случае дизайн и размер можно выбрать на свое усмотрение и на любой вариант авто. Производитель может учесть все индивидуальные требования и пожелания.
- невысокая ремонтопригодность;
- при повреждении дисков ухудшается внешний вид;
- могут стать причиной повреждения подвески и шин.
В отличие от штампованных дисков литые не гнутся. Если в первом случае диску можно вернуть прежнюю форму, то «литье» просто раскалывается. Особенно опасны случаи, когда колесо с литым диском попадает в яму. Диск может сразу не расколоться, но раз за разом накапливать небольшие трещины. И вот тогда любой последующий удар может стать критичным для диска, и хорошо если это произойдет на небольшой скорости и не станет причиной куда больших негативных последствий.
Литые диски в ряде ситуаций могут привести к выходу из строя некоторых деталей подвески и повредить шины. При попадании колеса в яму штампованный диск сминается, частично удар на себя принимает сам диск, остальное идет на подвеску, а вот с литым вариантом всю энергию принимает ходовая часть автомашины. В случае раскола острый край легкосплавного диска в буквальном смысле может разорвать шину.
Кованые диски
Данный вариант дисков обозначают forged («кованый»), это менее распространенный вариант. Отличается от других видов высокой прочностью и легким весом. Кованые диски, как правило, ставят на серийные автомобили с высокой мощностью, а также на спортивные автомашины. Кованые диски всегда можно встретить в автоспорте. Пользуется ковка популярностью и различных индивидуальных проектах при тюнинге.
Существует два варианта изготовления кованых дисков. В одном берется разогретая цельная заготовка, штампуется и впоследствии обрабатывается механически. В качестве таких болванок используется чаще всего алюминиевый или какие-то другие сплавы. В другом используется технология вырезания диска из болванки на специальном станке. В этом случае диск получается менее прочным, чем в первом, но все равно в этом компоненте превосходит литой диск.
Именно второй способ предполагает изготовление дисков по индивидуальным заказам, с необычными дизайнерскими решениями, для лимитированных серий автомобилей и т.п. К тому же кованые диски для спортивных автомашин готовят только методом штампования с использованием высокого давления. Способ придаст алюминиевому сплаву наиболее высокую прочность.
- наиболее высокая прочность среди всех видов;
- наиболее меньший вес;
- выдерживают высокие нагрузки.
Даже несмотря на более высокую сложность изготовления производители могут создавать разные варианты кованых дисков, хотя число моделей авто, на которые их можно установить ограничено.
- сложный процесс изготовления;
- невысокая дизайнерская вариативность;
- высокая цена;
- низкая ремонтопригодность.
В некоторых случаях кованые диски могут точно так же расколоться как литые, в других всего лишь погнуться как штампованные. При этом нагрузки могут выдержать даже выше, чем их высококачественные литые собратья.
Составные (разборные) диски
Разборные диски обозначают 2-piece или 3-piece. Кроме того, можно найти названия «комбинированные» или «сборные». Если все три предыдущих вида были цельными, то данный вид сборная конструкция из двух или трех частей. Чаще всего такие диски используют для тюнинга автомашин.
Из каких же частей состоят такие диски? Первая — центральная, которая изготовлена методом литья и представляет собой спицы и ступицу. То есть этой части можно придать любую форму в соответствии с пожеланием заказчика. Вторая часть — обод, чаще всего он кованый, очень прочный и соединяется с центральной частью при помощи титановых болтов.
- легкая и прочная конструкция;
- высокая ремонтопригодность (составные части можно заменить);
- вариативность дизайна.
- высокая цена;
- сложный процесс изготовления.
Стоимость — основной недостаток сборных дисков, зачастую она выше, нежели самая качественная ковка. Впрочем, при такой сложности производства и эксклюзивном подходе цена не может быть низкой. Если вдруг вам попадаются дешевые варианты таких дисков, будьте уверены, что это низкосортная подделка.
Мы упомянули две части разборного диска, но бывает и три. В таком случае с центральной частью ничего не происходит, она не меняется, а вот у обода может быть две составных, — внутренняя и внешняя. Благодаря такой конструкции производитель может свободно оперировать различными вариантами ширины обода, вылетом, глубиной полки. В таком виде дисков можно менять части по своему усмотрению, и колеса будут выглядеть совершенно иначе, а с ними и внешний облик автомашины. Данный вид диска своеобразный конструктор.
Остальные виды дисков
Мы рассмотрели с вами основные виды дисков, которые занимают примерно 98 процентов всего автомобильного рынка. Остальные два процента приходятся на такие редкие варианты, как спицованные колеса. Предназначены они главным образом для автомобилей ретро и других транспортных средств.
На суперкары устанавливают композитные диски (к другим материалам тут добавляется пластик и карбон). Для эксклюзивных проектов используются кастом-диски. Все эти варианты не входят в категорию массового производства, которую мы рассмотрели.
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия
Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы разберемся, какие типы дисков бывают, чем они отличаются, и каковы их потребительские характеристики.
Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.
Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.
Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.
Основные преимущества штампованного диска – это его вышеупомянутая дешевизна, а также мягкость и ремонтопригодность. Мягкость и ремонтопригодность – взаимосвязанные характеристики: дело в том, что из-за применяемого материала и технологии изготовления штампованные диски сохраняют присущую металлу пластичность. Таким образом, при ударе такие диски мнутся, принимая на себя и гася часть энергии удара, а пострадавший диск впоследствии можно отремонтировать, сохранив большую часть его эксплуатационных характеристик. Еще один плюс в этой ситуации – частичное демпфирование удара, приходящегося на подвеску: деформируясь, «штамповка» немного смягчает удар и в некоторых случаях может спасти подвеску от поломки ценой собственной целостности.
Недостатков у штампованного диска тоже хватает. Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды. Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.
Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн. Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку». Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.
Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.
Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.
Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска. Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется. Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.
Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой». Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.
Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.
Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.
Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия. Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста. Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.
Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются. Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать. Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.
Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.
Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки ( beadlock ), фиксирующие обод покрышки, и таерлок ( tirelock ), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.
Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости. Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав. Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.
Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.
Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.