Штрафы за ремень, разметку и чужую машины: как ошибаются камеры
Автомобилисты пожаловались на несколько ошибочных, по их мнению, штрафов. Постановления оформили с помощью данных с дорожных камер, поэтому водители уверены: ответственные лица неточно оценили фотоматериалы и наказание несправедливо. Разбираем примеры.
Штраф за непристегнутый ремень: водитель надел сверху куртку
На штраф в 1000 рублей за непристегнутый ремень пожаловался автомобилист из Москвы. Как рассказал Autonews.ru владелец Hyundai Tussan, 23 декабря 2021 года камера сфотографировала его за рулем на Волоколамском шоссе, 88 стр.1. На сделанных снимках застегнутого ремня безопасности не видно — такие фотографии приложены к постановлению (есть в распоряжении редакции). Однако, как уверяет сам автомобилист, верхняя часть ремня закрыта отворотом куртки — это единственный видимый участок ремня по центру груди над рулем. Водитель заявил, что полученные им фотографии слишком низкого качества и разглядеть на них детали очень сложно. Однако он указал, что даже по такому снимку можно понять, что ремень просто не видно под одеждой. По словам мужчины, отдельный фрагмент черного цвета, который виден на снимке в районе рулевого колеса, и есть часть ремня.
Чтобы доказать свою правоту автомобилист сфотографировался за рулем в той же самой куртке черного цвета. И ремня на ее фоне действительно практически не видно. Водитель попытался оспорить штраф через портал Госуслуг, где недавно появилась такая возможность. Однако функционал оказался довольно узок: приложить к обращению снимки и описать ситуацию невозможно. Из ГИБДД поступил отказ в отмене постановления на том основании, что ремень не был пристегнут. Теперь водитель готовит жалобу в суд — штраф оплачивать он не собирается.
Как ранее объясняли в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей: используя этот массив данных, система анализирует снимки и определяет характерные для нарушения признаки. По словам экспертов из ЦОДД, при работе с фотоизображениями нейросеть работает лучше чем глаз человека. Когда нейросеть понимает, что у материала есть признак нарушения, материалы уходят на обработку в ЦОДД. Там проверяют факт самого нарушения, номер и марку автомобиля. Если все точно — данные уходят в ГИБДД для вынесения постановления — именно в ГИБДД принимают окончательное решение, наказывать ли автовладельца.
В свою очередь одни из разработчиков дорожных камер со схожим функционалом объяснили: автомобилисты получают изображения гораздо более низкого качества, по сравнению с теми, что хранятся на серверах. При этом нейросеть при анализе фотоснимка имеет возможность даже подсветить область, где сидят водитель и пассажир. Поэтому даже полученные в темное время суток кадры можно оптимизировать и увидеть, где находятся ремни безопасности, а на бумажных постановлениях этого нарушения вообще может быть не видно.
В свою очередь в пресс-службе ассоциации производителей дородных камер «Око» объяснили Autonews.ru, что распознаванием непристегнутого ремня безопасности занимается нейросеть, но только на первом этапе. По словам представителей ассоциации, с помощью осветления нейросеть способна улучшить качество изображения и проанализировать, пристегнут водитель или нет. На втором этапе все фото- и видеоматериалы с комплексов специалисты отсматривают вручную. И только после этого отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который принимает окончательное решение о вынесении штрафа.
«Не стоит думать, что при изучении материалов доказательной базы правонарушения инспектор имеет в распоряжении то же количество фотографий, что и водитель в постановлении. В ЦАФАП, а в Москве – в ЦОДД, для анализа, как правило, поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля. Следовательно, у инспектора гораздо больше возможностей детально их рассмотреть», — сказали в ассоциации.
Там добавили, что качество материалов обычно выше, чем в распечатанном постановлении. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.
Autonews.ru направил запрос в ЦОДД с просьбой прокомментировать претензию автомобилиста и будет следить за судебным процессом.
Нарушение требований невидимого знака о движении по полосам
О штрафе автомобилиста из Тольятти, который пришел за нарушение требования знака о движении по полосам рассказал Autonews.ru юрист Равиль Ахметжанов. Как видно на опубликованных снимках с постановления, автомобилист на светлом седане Datsun двигался в крайней левой полосе и проехал на перекрестке прямо. Как указано в постановлении, эта полоса предназначалась только для поворота налево, а по соседней можно было проехать прямо и налево. На основании ч.1 ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» водитель получил штраф 500 рублей.
При этом, как обратил внимание юрист, сами полосы занесены снегом и разметки на них не видно. Кроме того, никаких знаков о движении по полосам в поле зрения водителя, судя по фотографиям, нет.
Преподаватель программ теоретической подготовки водителей из автошколы «А — Плюс» Сергей Самарин по просьбе Autonews.ru изучил постановление. По его словам, если на дороге нет знаков «Направления движения по полосам» -5.15.1, 5.15.2 — или разметки 1.18 в виде стрелок, то движение прямо можно осуществлять из любой полосы.
«Для лучшего восприятия знака 5.15.1 его, во-первых, должны установить дважды, а во-вторых, продублировать знак на разделительной полосе. На снимках к постановлению я действительно непосредственно перед перекрестком знаков не наблюдаю. При этом, согласно ГОСТам, на дорогах с тремя и более полосами устанавливают предварительные знаки за 50-150 метров до основных, а основные — вначале разделения полос разметкой», — проанализировал постановление Самарин.
При этом эксперт уточнил, что по одним только фотографиям сложно сделать на 100% верный вывод — для этого необходимо оценить организацию дорожного движения в этом месте вживую.
На снимках из «Яндекс.Панорам» можно увидеть, что в 2021 году над пересечением этих улиц висели необходимые знаки. Однако, как отметил Ахметжанов, за год ситуация могла измениться.
«На сегодняшний день мы видим лишь всякие сертификаты, а алгоритмы, по которым принимают решения, нам не видны. Средства фиксации, алгоритм их работы, должен обеспечивать получение полного набора сведений, необходимых для назначения наказания. На требования к этим алгоритмам ранее обращал внимание Верховный суд. Однако логика подсказывает, что такое возможно далеко не всегда», — сказал Ахметжанов.
Штраф за превышение скорости за чужой автомобиль
На штраф с камеры за превышение скорости на 20-40 км/час в размере 500 рублей пожаловалась автомобилистка из Московской области. Постановление пришло из другого региона — Ростовской области. Машину сфотографировали там 13 декабря 2021 года. Только вот туда автомобилистка никогда, по ее словам, не ездила. Более того, на фотографиях к постановлению изображен Mercedes-Bens C-класса. А ездит оштрафованная на Hyundai Solaris. Автомобилистка сначала позвонила в ГИБДД Ростовской области, однако там только предположили, что женщина о своей поездке забыла.
После этого оштрафованная автовладелица отправила электронную жалобу в ГИБДД и на портал Госуслуг. Ответ пришел в 20-х числах января: постановление в ГИБДД отменили.
Autonews.ru направил запрос в ГУ МВД по Ростовской области. Однако о возможных причинах таких ошибок, когда на постановлениях изображены совсем другие автомобили, в ведомстве не ответили. Там предоставили алгоритм, по которым все водители могут оспорить любые штрафы ГИБДД, с которыми они не согласны.
Как рассказали в ведомстве, в случае фиксации административного правонарушения автоматическими камерами есть возможность подачи жалобы с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Жалобу можно подать в форме электронного документа.
«Таким образом, постановление может быть обжаловано путем направления соответствующей жалобы в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД по региону, в суд по месту совершения административного правонарушения, либо в любое подразделение ГИБДД, а также посредствам Единого портала государственных и муниципальных услуг», — сообщили в ГУ МВД по Ростовской области. За жалобу на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлину платить не придется. Срок обжалования — 10 дней.
Как не попасть на ошибочный штраф за ремень безопасности?
По словам автолюбителей, увеличивается количество ошибочных штрафов за непристегнутый ремень безопасности. Водители жалуются, что камеры не видят ремень и выписывают штрафы, причем происходит это не только ночью, но и днем. При этом они утверждают, что всегда ездят пристегнутыми. Каковы же причины ошибок камер и как от них защититься?
Теряющийся ремень
Камеры стали распознавать непристегнутый ремень безопасности внутри автомобиля совсем недавно, после оснащения дорожных комплексов программным обеспечением, способным управлять инфракрасной подсветкой, способной заглядывать внутрь кабины. Это программное обеспечение на основе самообучающихся нейросетей может со значительной вероятностью распознавать различные предметы внутри салона.
Проблема с ремнями безопасности возникает в тот момент, когда ремень начинает неправильно отражать инфракрасные лучи, из-за чего он «исчезает» со снимка или растворяется в яркой или цветной одежде, которая создает вокруг себя широкую область засветки в ИК-диапазоне. Ремень может «потонуть» в складках пуховика или попасть в расстегнутый отворот пальто.
В итоге, многие водители жалуются, что на снимках с ИК-камер их ремень будто стерли в компьютерной программе. При этом по складкам и вмятинам на одежде видно, что «невидимый» ремень все-таки проходит по груди водителя. Программа не видит ремня и выписывает штраф. В этом случае доказать свою правоту трудно, потому как не все инспекторы ГИБДД знакомы со спецификой работы ИК-камер и не верят, что ремни могут исчезать в ИК-лучах.
При этом штраф за такие ошибки приходится платить немалый. Согласно ст. 12.6 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 руб.
Как избежать штрафа?
Чтобы избежать необоснованных штрафов, водителям приходится следить за правильным расположением ремня на одежде. Он не должен перекручиваться или сминаться. Его поверхность должна быть ориентирована в сторону ветрового стекла.
Очень важно, чтобы расстегнутый воротник с широким капюшоном не ложились на ремень и не закрывали его от дорожных камер.
Не рекомендуется ездить в расстегнутых пальто. Лучше снять верхнюю одежду, чтобы она не перекрывала ремень.
Если штрафы с ИК-камер не перестают приходить, то лучше всего купить накладку на ремень безопасности со светоотражающей панелью. В этом случае ремень будет хорошо заметен.
Уточнили, как водителю сейчас избежать штрафа за ремень от камер
Автолюбителям страны рассказали, как можно избежать штрафа за ремень безопасности от камер. Как уточнили специалисты, будет легче сразу предусмотреть все нюансы, чем потом пытаться доказать свою правоту. Поэтому есть ряд подсказок, как не попасть на наказание, сообщает ИА PrimaMedia.
Отмечается, что только за январь автомобилисты в Москве получили порядка 34 тыс. штрафов за не пристегнутый ремень. Около 90% из них были сделаны камерами фото — видео фиксации нарушений ПДД, передает «Зарулем» (18+).
Специалисты подчеркнули, что такие камеры умеют фиксировать нарушения и «видеть» не только в видимом диапазоне света, но и в инфракрасном. Это увеличивает количество нарушений, которые они запечатляют. И при этом нередко водители получают штрафы, будучи пристегнутыми.
Тем не менее, есть пять приемов, которые помогут исключить штраф с камеры.
1. Можно приобрести недорогую накладку на ремень, чтобы ее видели камеры. Так делают в некоторых странах Европы, где также водители сталкиваются с подобными проблемами.
2. Нужно постараться не надевать черную верхнюю одежду. При дневном свете ремень сливается с ней, поэтому и возникают ошибки. Лучше надевать одежду ярких цветов.
3. Также стоит контролируйте видимость ремня во время поездки. Стоит поправлять задравшуюся вверх одежду, чтобы ремень всегда был на виду.
4. Нельзя пропускать ремень под одеждой. В этом случае есть риск получить штраф с большей вероятностью.
5. Также не стоит спешить оплачивать штраф, если камера все-таки ошиблась. Лучше обжаловать ошибочные штрафы через Госуслуги, ведь на данный момент у многих водителей есть такая возможность.
Как не попасть на ошибочный штраф за ремень безопасности?
По словам автолюбителей, увеличивается количество ошибочных штрафов за непристегнутый ремень безопасности. Водители жалуются, что камеры не видят ремень и выписывают штрафы, причем происходит это не только ночью, но и днем. При этом они утверждают, что всегда ездят пристегнутыми. Каковы же причины ошибок камер и как от них защититься?
Теряющийся ремень
Камеры стали распознавать непристегнутый ремень безопасности внутри автомобиля совсем недавно, после оснащения дорожных комплексов программным обеспечением, способным управлять инфракрасной подсветкой, способной заглядывать внутрь кабины. Это программное обеспечение на основе самообучающихся нейросетей может со значительной вероятностью распознавать различные предметы внутри салона.
Работают камеры следующим образом. Мощная ИК-подсветка бьет на расстояние примерно в 30−50 метров. Лучи отражаются от поверхностей внутри кабины автомобиля и возвращаются в объектив камеры с чувствительной ИК-матрицей. Тем самым, такие камеры могут работать не только днем, но и в темное время суток. Причем фотография, получающаяся от ИК-камеры, очень похожа на изображения с обычных видеокамер, снимающих в привычном видимом диапазоне световых волн, из-за чего при анализе таких снимков и возникают ложные оценки. Дело в том, что ИК-камера фиксирует только узкий спектр с длиной волны 700−1100 нм. Работать она может только с поверхностями, хорошо отражающими ИК-лучи. Те же поверхности, что поглощают инфракрасное излучение или перенаправляют его в сторону, невидимы для камеры.
Проблема с ремнями безопасности возникает в тот момент, когда ремень начинает неправильно отражать инфракрасные лучи, из-за чего он «исчезает» со снимка или растворяется в яркой или цветной одежде, которая создает вокруг себя широкую область засветки в ИК-диапазоне. Ремень может «потонуть» в складках пуховика или попасть в расстегнутый отворот пальто.
В итоге, многие водители жалуются, что на снимках с ИК-камер их ремень будто стерли в компьютерной программе. При этом по складкам и вмятинам на одежде видно, что «невидимый» ремень все-таки проходит по груди водителя. Программа не видит ремня и выписывает штраф. В этом случае доказать свою правоту трудно, потому как не все инспекторы ГИБДД знакомы со спецификой работы ИК-камер и не верят, что ремни могут исчезать в ИК-лучах.
При этом штраф за такие ошибки приходится платить немалый. Согласно ст. 12.6 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 ₽
Как избежать штрафа?
Чтобы избежать необоснованных штрафов, водителям приходится следить за правильным расположением ремня на одежде. Он не должен перекручиваться или сминаться. Его поверхность должна быть ориентирована в сторону ветрового стекла.
Очень важно, чтобы расстегнутый воротник с широким капюшоном не ложились на ремень и не закрывали его от дорожных камер.
Не рекомендуется ездить в расстегнутых пальто. Лучше снять верхнюю одежду, чтобы она не перекрывала ремень.
Нельзя пропускать ремень безопасности под одеждой. При этом варианте камера оштрафует водителя в подавляющем большинстве случаев, хотя на безопасность поездки такой вид пристегивания не влияет.
Если штрафы с ИК-камер не перестают приходить, то лучше всего купить накладку на ремень безопасности со светоотражающей панелью. В этом случае ремень будет хорошо заметен.