Ареометр vs Рефрактометр. (Проверка антифриза). Что выбрать.
Да, согласен…поколение пошло не то…да и небо не такое голубое.
Мало сейчас людей имеет в хозяйстве какие-то приборы связанные с эксплуатацией автомобиля.
Измеритель плотности электролита, измеритель антифриза, измеритель тормозной жидкости (самый идиотский прибор в природе), манометр для шин…что там еще может быть?
Ну если ареометр не остался от отца или деда, то максимум (и то редко) в багажнике авто у рядового автомобилиста валяется шинный манометр.
Ну и ладно, пускай тема будет для общего развития.
Что же выбрать, в случае чего…Простой и проверенный поколениями ареометр (любой из конструкций) или некогда дорогой и недоступный рефрактометр.
У меня в хозяйстве оба девайса.
Ареометр Jonnesway (абсолютно такой же агрегат есть с кучей других названий, и это как раз тот случай когда за бренд переплачивать не имеет смысла…работают они одинаково) и рефрактометр.
Перед тем как я выскажу свое, в общем вполне предсказуемое мнение…все же обозрим оба прибора.
Для чистоты эксперимента, берем дистиллированную воду (50мл) и концентрат антифриза HEPU G11(что было, то и берем…COMMA к слову лучше) (50мл).
Смешиваем…согласно таблице данная концентрация на температуру -38 градусов.
Калибруем рефрактометр по дистиллированной воде (возможность настройки и проверки, уже выгодно отличает рефрактометр от ареометра).
И производим первый замер.
Эта же смесь на ареометре.
Добавляем концентрата на глаз…производим замер.
То же на ареометре.
Еще добавляем концентрата…
Выводы…
Конечно, ареометр имеет право на жизнь…
Они весьма доступны, но…ареометрами обоих типов пользоваться не особо то и удобно (у jonnesway и его братьев, есть косяк с грушей…она по объему плохо подобрана…и за один засос очень сложно набрать весь объем, попав в уровень). Плюс ко всему, слишком много факторов влияющих на точность…недобрали уровень-погрешность…чуть наклонили-погрешность.
Как прибор способный оценить (плюс-минус 5 градусов) состояние ОЖ, пойдет.
Что касается рефрактометра…несомненный плюс, возможность теста по дистиллированной воде.
Возможность с точностью до половины градуса оценивать концентрацию антифриза.
Что самое главное, позволяет точно определять "передоз" концентрата.
Если система заполняется не готовой смесью, а концентратом, попасть в нужную пропорцию очень не просто.
А ведь передоз не так и безобиден.
Наверное все знают, что функцию теплоотвода в антифризе выполняет именно вода.
Вода сама по себе гораздо лучше работает как теплоотвод, нежели антифриз.
И введение в воду какого либо химического состава, это вынужденная мера, призванная 1. защитить элементы двигателя от коррозии и 2. поднять планку замерзания.
Повышенное концентрация антифриза по отношению к воде, снижает эффективность теплоотвода, что наиболее важно помнить владельцам бензиновых машин, да и в принципе всех современных, в связи с высокой степенью форсированности современных двигателей.
Так что, если антифриз не замерз в -35, это не значит что он действительно хороший.
Еще одним из плюсов мультишкальных рефрактометров является возможность быстрой и что главное, с минимальным влиянием криворукости проверяющего, проверить градус замерзания (не кристаллизации) стеклоомывающих жидкостей.
Увы, не смотря на XXI век на дворе, жидкости бадяжат…проведя несколько недель назад замер 6 видов жидкостей хранящихся в запасах, одна из жидкостей, мягко говоря разочаровала…показав -16 при заявленных -30.
Так что, вот так бегло о весьма нужных приборах в хозяйстве автолюбителя.
Что такое плотность антифриза и как её проверить своими руками
В процессе обслуживания автомобилей владельцам приходится периодически менять некоторые расходники, а также проверять их текущее состояние. Это даёт понять, пора ли уже сливать ту или иную жидкость, либо она ещё сможет нормально прослужить некоторое время.
К числу важнейших жидкостей в автомобиле смело можно отнести антифриз. Он же охлаждающая жидкость или просто ОЖ.
Помимо слива и замены антифриза, часто автомобилисты проводят проверку плотности. Не все понимают, зачем это делать и как выполнять подобную процедуру.
Зачем нужно проверять плотность
Сама по себе проверка показателей плотности используемого антифриза для охлаждения двигателя не отличается сложностью. С ней может справиться даже новичок.
Другой вопрос, зачем вообще это делать.
Плотностью ОЖ является характеристика, которая отражает процентное содержание спирта (этиленгликоля) в составе рабочей жидкости. И плотность непосредственно влияет на температуру, при которой начнётся процесс кристаллизации, то есть замерзания.
В этом случае тосол и антифриз можно рассматривать как идентичные жидкости.
Нужно разобраться с тем, как плотность влияет на температуру замерзания охлаждающей жидкости. Для обычной дистиллированной воды плотность составляет 1. При этом замерзать она будет уже при 0 градусов Цельсия. Это общеизвестный факт.
Но если разбавить воду с этиленгликолем, тогда плотность составит уже больше 1 (около 1,071 г/см³). Даже при таком, казалось бы, незначительном изменении, температура замерзания будет около -40 градусов Цельсия.
В случае с антифризом не работает принцип, при котором увеличение количества этиленгликоля в составе ОЖ повышает температуру замерзания.
То есть максимально низкий порог замерзания достигается только за счёт определённых пропорций. При увеличении процентного содержания этиленгликоля в антифризе полученная смесь будет замерзать при меньшей температуре.
Именно из-за этого и проводится проверка плотности. Причём проверять рекомендуют уже используемую в системе охлаждения жидкость, а также ту, которая приобретается в магазине. Это даст понять, в каком состоянии находится ОЖ в авто, или что будет заливаться на замену, насколько данный антифриз подойдёт.
В основном решается проблема именно недостаточной плотности. Хотя не исключено, что проверка может показать и превышение рекомендуемого соотношения воды и спирта. Обе ситуации нежелательные, поскольку они ведут к возможному замерзанию ОЖ во время сильных морозов.
Методы проверки
Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.
Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.
Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:
- ареометром;
- рефрактометром;
- народными методами.
При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.
Ареометр
Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.
Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.
Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:
- возьмите прибор в руку;
- погрузите его в ёмкость с жидкостью;
- с помощью груши наберите немного вещества в колбу;
- посмотрите на деление ареометра.
Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.
Чтобы результат был точным, необходимо проводить замеры при температуре окружающей среды 15–20 градусов Цельсия.
Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.
Рефрактометр
Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.
Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.
Рефрактометр значительно дороже ареометра, но здесь точность данных более высокая.
Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:
- используя винт, расположенный под колпачком устройства, вывести разделительную метку на ноль по воде;
- накапать небольшое количество жидкости на призму;
- навести окуляром резкость;
- считать показания.
Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.
Народный способ
В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.
Фактически здесь есть 2 варианта:
- воспользоваться морозилкой;
- оставить ОЖ на улице.
Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.
Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.
Нормальные показатели
Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений.
Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.
Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.
Изготовители жидкостей охлаждения в большинстве своём выпускают составы, плотность которых варьируется в пределах от 1,069 до 1,072 г/см³. Это самый популярный диапазон, позволяющий жидкости не кристаллизоваться до температуры -40 градусов Цельсия.
Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.
Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.
Содержание этиленгликоля, % | Плотность ОЖ, г/см3 | Температура замерзания, -С |
97,8 | 1,112 | 20 |
93,0 | 1,110 | 30 |
85,4 | 1,104 | 40 |
78,4 | 1,098 | 50 |
72,1 | 1,092 | 60 |
65,3 | 1,086 | 65 |
63,1 | 1,083 | 60 |
58,0 | 1,078 | 50 |
52,6 | 1,071 | 40 |
45,6 | 1,063 | 30 |
36,4 | 1,051 | 20 |
26,4 | 1,034 | 10 |
Корректировка плотности
Исходя из приведённой выше таблицы, становится понятно, что повышенный показатель плотности нужно уменьшить, а пониженный поднять.
При этом практика показывает, что чаще всего требуется именно повысить характеристики.
Чтобы выполнить корректировку, требуется вооружиться ареометром, концентратом этиленгликоля и данными об объёме системы охлаждения.
Для наглядности стоит рассмотреть корректировку на конкретном примере. Условия следующие:
- проверка плотности показала значение 1,05 г/см³;
- такой антифриз замёрзнет уже при -20 градусах Цельсия;
- в регионе, где эксплуатируется авто, температура зимой опускается до -30 градусов Цельсия;
- автомобильная система охлаждения вмещает 7 литров.
То есть задача заключается в том, чтобы в 7 литрах жидкости увеличить плотность до 1,06.
При 1,05 процентное содержание этиленгликоля около 35%. А это 2,5 литра от общего объёма системы. А чтобы плотность поднялась до 1,06, доля этиленгликоля должна быть 45%. То есть 3,1 литра от объёма. Всё остальное будет приходиться на дистиллированную воду. В этом случае добавлять нужно 600 мл концентрата, поскольку 3,1-2,5=0,6 л.
Для корректировки нужно:
- открыть сливную пробку системы охлаждающей жидкости;
- слить оттуда ровно 600 мл состава;
- закрутить пробку;
- через расширительный бачок добавить 600 мл чистого концентрата.
Теперь двигателю нужно дать поработать, чтобы жидкость начала циркулировать по системе и могла полностью перемешаться.
Проверка на подлинность
К сожалению, идентифицировать поддельный антифриз при покупке практически невозможно. Для этого можно разве что сдать образцы на анализ, потратить кучу времени и денег.
Но есть куда более простой вариант проверки.
Поддельный и низкокачественный антифриз быстро теряет свои характеристики.
Это связано с тем, что с целью удешевления производства мошенники заменяют этиленгликоль сахаром, солью, кислотой и пр. То есть при проверке ареометром параметры плотности будут в норме. Но на практике такая жидкость замёрзнет даже при небольшом морозе.
Чтобы проверить качество жидкости охлаждения, нужно сделать первичный контрольный замер. Если он нормальный, состав заливается в систему охлаждения. В течение недели можно ездить на авто. Затем через неделю делается забор ОЖ из машины, и проверяется плотность ещё раз:
- если параметры оказались неизменными, антифриз был хорошим;
- если изменения есть, но они минимальные, тест следует повторить ещё через неделю;
- при сильных изменениях важно слить ОЖ и залить новую, проверенного качества.
Если продолжить эксплуатацию авто с низкокачественной жидкостью, это негативно скажется на состоянии двигателя. Антифриз способен вывести ДВС из строя, спровоцировать целый ряд неприятных и дорогих неисправностей.
Прибор для измерения охлаждающей жидкости как называется
Ареометр vs Рефрактометр. (Проверка антифриза). Что выбрать.
Да, согласен…поколение пошло не то…да и небо не такое голубое.
Мало сейчас людей имеет в хозяйстве какие-то приборы связанные с эксплуатацией автомобиля.
Измеритель плотности электролита, измеритель антифриза, измеритель тормозной жидкости (самый идиотский прибор в природе), манометр для шин…что там еще может быть?
Ну если ареометр не остался от отца или деда, то максимум (и то редко) в багажнике авто у рядового автомобилиста валяется шинный манометр.
Ну и ладно, пускай тема будет для общего развития.
Что же выбрать, в случае чего…Простой и проверенный поколениями ареометр (любой из конструкций) или некогда дорогой и недоступный рефрактометр.
У меня в хозяйстве оба девайса.
Ареометр Jonnesway (абсолютно такой же агрегат есть с кучей других названий, и это как раз тот случай когда за бренд переплачивать не имеет смысла…работают они одинаково) и рефрактометр.
Перед тем как я выскажу свое, в общем вполне предсказуемое мнение…все же обозрим оба прибора.
Для чистоты эксперимента, берем дистиллированную воду (50мл) и концентрат антифриза HEPU G11(что было, то и берем…COMMA к слову лучше) (50мл).
Смешиваем…согласно таблице данная концентрация на температуру -38 градусов.
Калибруем рефрактометр по дистиллированной воде (возможность настройки и проверки, уже выгодно отличает рефрактометр от ареометра).
И производим первый замер.
Эта же смесь на ареометре.
Добавляем концентрата на глаз…производим замер.
То же на ареометре.
Еще добавляем концентрата…
Выводы…
Конечно, ареометр имеет право на жизнь…
Они весьма доступны, но…ареометрами обоих типов пользоваться не особо то и удобно (у jonnesway и его братьев, есть косяк с грушей…она по объему плохо подобрана…и за один засос очень сложно набрать весь объем, попав в уровень). Плюс ко всему, слишком много факторов влияющих на точность…недобрали уровень-погрешность…чуть наклонили-погрешность.
Как прибор способный оценить (плюс-минус 5 градусов) состояние ОЖ, пойдет.
Что касается рефрактометра…несомненный плюс, возможность теста по дистиллированной воде.
Возможность с точностью до половины градуса оценивать концентрацию антифриза.
Что самое главное, позволяет точно определять "передоз" концентрата.
Если система заполняется не готовой смесью, а концентратом, попасть в нужную пропорцию очень не просто.
А ведь передоз не так и безобиден.
Наверное все знают, что функцию теплоотвода в антифризе выполняет именно вода.
Вода сама по себе гораздо лучше работает как теплоотвод, нежели антифриз.
И введение в воду какого либо химического состава, это вынужденная мера, призванная 1. защитить элементы двигателя от коррозии и 2. поднять планку замерзания.
Повышенное концентрация антифриза по отношению к воде, снижает эффективность теплоотвода, что наиболее важно помнить владельцам бензиновых машин, да и в принципе всех современных, в связи с высокой степенью форсированности современных двигателей.
Так что, если антифриз не замерз в -35, это не значит что он действительно хороший.
Еще одним из плюсов мультишкальных рефрактометров является возможность быстрой и что главное, с минимальным влиянием криворукости проверяющего, проверить градус замерзания (не кристаллизации) стеклоомывающих жидкостей.
Увы, не смотря на XXI век на дворе, жидкости бадяжат…проведя несколько недель назад замер 6 видов жидкостей хранящихся в запасах, одна из жидкостей, мягко говоря разочаровала…показав -16 при заявленных -30.
Так что, вот так бегло о весьма нужных приборах в хозяйстве автолюбителя.
8 лучших ареометров
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
В современном автомобиле применяются технические жидкости, от качества которых зависит исправность отдельных систем и всего авто в целом. Поэтому в арсенале автомобилиста должны быть специальные приборы для измерения плотности. Денсиметры считаются уникальными устройствами с узким диапазоном измерения. Те приборы, работа которых основана на законе Архимеда, называются ареометрами. При выборе устройства следует знать ориентировочный интервал плотности в тестируемой жидкости. Рекомендации наших экспертов помогут правильно подобрать денсиметр.
Рекомендации по выбору
Разновидности. Все ареометры, применяемые при обслуживании автомобилей, можно разделить на две группы.
- Денсиметры для антифриза должны определять плотность охлаждающей жидкости в диапазоне 1,05-1,10 г/куб. см. Именно в этом диапазоне водный раствор этиленгликоля не замерзает при температуре -25. -50ºС.
- Источником тока в легковом автомобиле является свинцово-кислотный аккумулятор. Если в организации работают электрический транспорт, то придется столкнуться с обслуживанием щелочных батарей. Измерители плотности аккумуляторных электролитов должны выдерживать воздействие водного раствора серной кислоты или щелочи. Диапазон плотностей кислотного электролита составляет 1,27-1,29 г/куб. см.
Материалы. Для изготовления ареометров применяется несколько материалов.
- Стекло считается лучшим материалом для создания прозрачной и долговечной колбы. В этот маленький резервуар набирается необходимая для анализа доза жидкости. Стекло обладает высокой стойкостью к органическим соединениям, кислотам и щелочам.
- Пластик также выдерживает воздействие агрессивных сред, но со временем теряет прозрачность. Поэтому результаты измерений могут стать не очень точными.
- В ареометрах применяются и резиновые элементы. Это груша, с помощью которой всасывается жидкость в колбу, и шланг, он опускается в систему охлаждения или аккумулятор. Кроме стойкости к химическим соединениям резина должна сохранять эластичность в широком диапазоне температур.
Шкала. Для определения плотности жидкости применяются два вида шкал.
- Цифровая шкала применяется в точных денсиметрах, она подойдет профессионалам, которым важно знать результат с точностью до одной сотой доли.
- Цветная шкала больше подходит для начинающих автомобилистов. С ее помощью проще оценить работоспособность технической жидкости. Вся шкала делится на 2-3 сектора и окрашивается в разные цвета.
Мы отобрали в обзор 8 лучших ареометров. Все они реализуются в торговой сети нашей страны. При распределении мест редакция журнала expertology опиралась на мнение экспертного сообщества, учитывая отзывы российских потребителей.
Рейтинг лучших ареометров
Номинация | место | наименование товара | цена |
Лучшие ареометры для антифриза | 1 | Jonnesway AR030002 | 550 ₽ |
2 | JTC 1040 | 360 ₽ | |
3 | AV Steel AV-920097 | 282 ₽ | |
Лучшие ареометры для электролита аккумулятора | 1 | Jonnesway AR030001 | 520 ₽ |
2 | Heyner PREMIUM 925 010 | 426 ₽ | |
3 | AUTOPROFI АКБ BAT/TST-118 | 351 ₽ | |
4 | JTC 1041 | 315 ₽ | |
5 | Вымпел АР-02 5002 | 132 ₽ |
Лучшие ареометры для антифриза
От плотности охлаждающей жидкости зависит температура замерзания и кипения антифриза. Оптимальным считается диапазон плотности 1,07-1,10 г/мл. Но со временем «охлаждайка» теряет свои свойства. Чтобы жидкость не замерзла в холодную зиму, следует своевременно измерять плотность антифриза. Экспертам понравились следующие ареометры.
Jonnesway AR030002
Для определения качества охлаждающей жидкости в автомобиле подойдет ареометр Jonnesway AR030002. Тайваньский производитель использовал простой принцип действия, основанный на законе Архимеда. По мере наполнения сосуда антифризом происходит всплывание поплавка. Эксперты обратили внимание на широкие функциональные возможности измерительного прибора. Одна шкала указывает точку замерзания жидкости, по другой пользователь может узнать о точке кипения. В актив изделию следует занести прочный корпус, долгий срок службы, компактные размеры. Ареометр не боится воздействия кислотной или щелочной среды.
Отечественные автомобилисты хвалят устройство за простоту применения, точные результаты плотности, широкие функциональные возможности. Минусом можно назвать высокую цену.
Плотность антифриза. Как она связана с температурой замерзания?
Такой показатель, как плотность антифриза, особенно актуален для оценки состава современных охлаждающих жидкостей. Плотность напрямую указывает на процентное соотношение этиленгликоля (пропиленгликоля) и воды. А это – первостепенный показатель способности антифриза противостоять низким температурам.
Плотность антифризов
Почти все современные антифризы производятся на основе спирта (одной из вариаций гликоля) и дистиллированной воды. Соотношение гликоля и воды определяет стойкость к низким температурам.
Здесь есть один парадокс, который важно понимать. Для этиленгликолевых антифризов не работает правило: чем выше концентрация гликоля, тем большие морозы способна перенести смесь. У чистого этиленгликоля температура замерзания находится на отметке всего –13 °C. А такой высокий порог замерзания охлаждающей жидкости достигается за счёт смешивания с водой.
До концентрации гликоля в составе примерно в 67% идёт улучшение низкотемпературных свойств. При таком соотношении достигается максимальная устойчивость к замерзанию. Далее идёт плавное смещение точки застывания в сторону положительных температур. Существуют таблицы, которые подробно описывают свойства различных концентраций гликолей и воды.
Плотность антифриза не зависит от его цвета. Также как и температура замерзания. Не важно, плотность зелёного антифриза, жёлтого или красного мы будем исследовать, получаемые значения не будут увязаны с цветом. Цвет скорее определяет состав присадок и применимость антифриза для различных авто. Однако в настоящее время в этой системе присутствует некоторая путаница. Поэтому ориентироваться исключительно на цвет нельзя.
На данный момент самыми ходовыми являются антифризы: G11, G12, G12+, G12++ и G13. У всех ОЖ плотность варьируется в зависимости от температуры застывания (концентрации гликоля). Для большинства современных охлаждающих жидкостей этот показатель находится на уровне около 1,070-1,072 г/см 3 , что примерно соответствует температуре замерзания –40 °C. То есть антифриз тяжелее воды.
Прибор для измерения плотности антифриза
Плотность антифриза можно замерить обычным ареометром. Это и есть самый подходящий прибор. Только нужно найти вариант ареометра, рассчитанный на измерения плотности гликолевых смесей.
Ареометр состоит из двух основных частей:
- колбы (с резиновым наконечником с одной стороны и грушей с другой) для забора антифриза внутрь;
- поплавка со шкалой.
Внутри ареометра, который непосредственно предназначен для замера плотности антифриза, обычно есть вкладыш-подсказка. На нём отмечена не только плотность, но и концентрация гликоля, ей соответствующая. Некоторые, более модифицированные версии, сразу дают информацию о температуре замерзания исследуемого антифриза. Что исключает необходимость самостоятельно поиска значений в таблице и делает саму процедуру более быстрой и удобной.
Как измерить плотность антифриза в домашних условиях?
Процедура измерения с помощью ареометра довольно проста. Нужно набрать в колбу из канистры или непосредственно из системы охлаждения достаточное для всплытия поплавка количество антифриза. Далее, смотрим на поплавок. Уровень, на который он погрузится, и отметит плотность. После измерения достаточно сравнить плотность с концентрацией этиленгликоля, этой плотности соответствующей, или с температурой застывания.
Есть ещё один способ домашнего измерения плотности. Для этого потребуются достаточно точные весы (можно использовать кухонные) и ёмкость объёмом ровно 1 литр. Процедура замера плотности в этом случае будет состоять из следующих действий:
- взвешиваем порожнюю ёмкость и записываем получившийся результат;
- наливаем в эту ёмкость ровно 1 литр антифриза и проводим ещё одно взвешивание;
- вычитаем массу тары из массы брутто и получаем чистое нетто 1 литра антифриза;
Это и будет плотность антифриза. Способ может претендовать на точность только в том случае, если весы гарантированно показывают правильную массу, а ёмкость вмещает ровно 1 литр жидкости.
Ареометр для антифриза : проверять, а не доверять
Качественный антифриз отводит избытки тепла от двигателя; защищает систему от коррозии и кавитации; не замерзает на морозе и не кипит при температурах выше 100 °С. Провести качественный анализ антифриза своими силами не получится, для этого нужно отправлять пробу в лабораторию.
Однако приблизительную температуру замерзания антифриза можно узнать самостоятельно. Для этого нам потребуются приборы: рефрактометр или ареометр. Рефрактометр измеряет показатель преломления в среде. Ареометр определяет плотность жидкости.
Преломление и плотность — эта два косвенных показателя, по которым можно выяснить концентрацию антифриза (соотношение воды и гликоля). Именно от концентрации зависит поведение антифриза при низких и повышенных температурах.
В данной статье мы рассмотрим принцип работы ареометра для антифриза и ответим на вопрос, можно ли доверять этому прибору?
Устройство классического ареометра для антифриза и электролита
принцип работы
АРЕОМЕТРА ДЛЯ АНТИФРИЗА
Ареометр — это прибор, известный с древности. С его помощью можно определить плотность вещества. В классическом виде он представляет собой утяжеленный стеклянный поплавок с градуировочной шкалой. Поплавок опускают в жидкость, и, когда он фиксируется на определенном уровне, снимают показания по шкале плотности. Существует много типов ареометров, которые откалиброваны под разные жидкости: спиртометры, лактометры, солемеры и др.
Главное достоинство ареометров для антифризов — их цена и доступность. В отличие от тех же рефрактометров, ареометры продаются практически в любом автомагазине и стоят копейки. Точность измерений, произведенных таким прибором, очень приблизительная. Показания измерения температуры замерзания варьируются в пределах 5–10 °C.
Как правило, ареометры для антифризов определяют температуру замерзания в пределах от −5 до −45 °С. Жидкости с более низкими температурами замерзания, предназначенные для полярных районов, проверить не получится.
Еще один недостаток: подавляющее большинство ареометров для антифризов откалиброваны для этиленгликолевых традиционных ОЖ с минеральным пакетом присадок (например, для классического ТОСОЛа). Современные составы антифризов с карбоксилатными присадками сильно отличаются от ТОСОЛа по плотности. Также отличаются по плоности пропиленгликолевые антифризы. И измерения будут неточными.
Таким образом, ни о каком серьезном анализе речи не идет, однако приблизительное представление о температуре начала кристаллизации антифриза получить можно.
погрешность ареометра для антифриза
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
АРЕОМЕТРОМ ДЛЯ АНТИФРИЗА
Автомобильные ареометры бывают разных модификаций. По умолчанию у них есть градуировка под температуру замерзания антифриза. Классические стеклянные ареометры, как правило, еще можно использовать для замеров плотности аккумуляторного электролита. Некоторые приборы имеют шкалу с температурами кипения антифриза.
Современный ареометр показывает температуры замерзания и кипения
Классический ареометр показывает плотность антифриза и электролита
Автомобильные ареометры любого типа спроектированы таким образом, чтобы токсичные жидкости случайно не попали на кожу или в глаза. С помощью резиновой груши (баллона для закачки) антифриз набирается в колбу или непосредственно в пластиковый корпус, в зависимости от типа прибора.
Перед тем, как брать пробу на анализ, нужно убедиться в том, что ареометр для антифриза чистый и не содержит следов предыдущих испытаний. Если есть загрязнения, промываем прибор в мыльной воде и ждем высыхания 5–10 минут. После этого промываем ареометр исследуемой ОЖ, и после этого можно приступать к тестированию антифриза.
Для того, чтобы взять пробу, сжимаем грушу и опускаем резиновый наконечник пробки в охлаждающую жидкость. После этого разжимаем грушу, и антифриз заполняет колбу (корпус). Если вы используете традиционный ареометр со стеклянной колбой, то линия соприкосновения антифриза с поплавком показывает температуру замерзания. В современных ареометрах есть специальный подвижный указатель, который отмечает значения на шкале. Все готово, можно снимать показания. Сливаем охлаждающую жидкость и промываем ареометр.
Важно! Проводить имерения ареометром для антифриза необходимо при температуре воздуха 20 °С. При других температурах показания прибора будут искажаться.
Температура замерзания — это одно из основных, но не первостепенное свойство антифриза. Гораздо важнее то, насколько эффективно ОЖ отводит избытки тепла от двигателя. Также немаловажны антикоррозионные и антикавитационные характеристики.
Однако многие автовладельцы ошибочно отождествляют качество антифриза с его низкотемпературными свойствами. Интернет завален статьями «экспертов», которые проверяют ОЖ самостоятельно, отмечают с помощью ареометров или рефрактометров хорошую температуру замерзания, бросают в пробу жидкости щепотку соды и в целях рекламы предлагают менять антифриз каждый год или не менять до второго пришествия.
Мы напоминаем: для того, чтобы на самом деле понять, отвечает антифриз заявленному производителем качеству, нужно отправлять пробы рабочей жидкости в сертифицированные лаборатории. Там антифриз протестируют по всем показателям и выдадут экспертное заключение. Впрочем, это не уменьшает значения самостоятельных проверок антифриза. Визуальные осмотры на предмет загрязнения, замеры с помощью ручного рефрактометра или ареометра для антифриза могут выявить проблему в случае серьезного отклонения показателей от нормы.
Ареометр — дешевый и несложный прибор, с помощью которого можно получить приблизительное представление о температуре замерзания ОЖ. Сами по себе его показания не очень точные, однако его можно использовать в полевых условиях как дополнительный этап тестирования антифриза наряду с рефрактометром.