Маркировка типов шин. Обозначения на шинах

1. Торговая марка шины
2. Обозначение максимальной нагрузки
3. Индекс износостойкости
4. Индекс сцепления
5. Индекс температуры
6. Максимальное давление
7. Производитель
8. Условное обозначение
9. M+S
10. Размер шины
11. Грузоподъемность
12. Категория скорости
13. Сведения о конструкции
1. Торговая марка шины (название модели шины), пример: Nord Frost 3. Торговая марка — определяет прежде всего конкретный рисунок протектора, а также в ней отражены также различные конструктивно-технологические особенности, отличающие данную шину от других. Каждая фирма пользуется своей системой кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в модельных индексах у разных производителей могут означать совершенно различные шины. Если Вы решили точно узнать, что именно означает та или иная торговая марка, воспользуйтесь каталогами производителя.
2. MAX LOAD — максимальная нагрузка на шину (в соответствии с требованиями министерства транспорта США). Некоторые фирмы его расшифровывают — пишут мелким шрифтом MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее указывают нагрузку в килограммах и английских фунтах (пример: MAX LOAD 515kg (1135lbs), 1lbs=0,4536кг).
Неправильно расчитывать предельную массу автомобиля, которому подходят шины с данной нагрузкой умножением MAX LOAD на 4 (т.е. на количество колес машины). Полученная таким образом масса оказывается сильно завышенной. Шины не должны работать под предельной весовой нагрузкой. Кроме того, ваш автомобиль не будет только стоять на ровной поверхности, а при движении или на неровной поверхности возможна неравномерная нагрузка на колеса. Поэтому от максимальной массы нужно отнять 20% ее величины — если у вас легковая машина, или 30% — если у вас внедорожник.
3. TREAD WEAR INDEX (TWI) — индекс износостойкости.
4. TRACTION INDEX — индекс сцепных качеств.
5. TEMPERATURE INDEX — температурный индекс.
Эти отметки, требуются согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества).
6. MAX PRESSURE — максимально допустимое давление воздуха в шине. Указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм (пример 3.0 kps(44psi), 1psi=0,0069 МПа для шины в «холодном» состоянии).
7. Производитель — название фирмы разработчика и производителя шин.
8. Условные обозначения на соответствие требованиям нормативных документов, касающихся шин:
Е17 — соответствие Европейским стандартам;
DOT — соответствие стандартам США.
9. M+S (Mud+Snow = Грязь+Снег) — указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега.
Также могут быть следующие обозначеия: WINTER (зима) — зимние шины, AQUA- — дождевые шины, AS (All Seasons = Все сезоны) или AW (Any Weather = Любая погода) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы — солнце, снежинку, дождик — иллюстрирующие все сезоны.
10. Обозначение размера шины
Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:
195 — ширина профиля шины, мм. Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов;
65 — высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 65% от ширины (195 мм), т.е., 126,75 мм. Это отношение (Н/В, где Н — высота, В — ширина) принято называть серией шины. Серия — исключительно важный параметр, от него во многом зависят ездовые качества шин. Некоторые фирмы (в основном, американские) ставят перед обозначением размера буквы Р (Passenger), подчеркивая тем самым, что данная шина предназначена для легковых автомобилей (например Р195/60R14), LT (Light Truck) — шина для легкого грузовика. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%. Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода. В процессе развития конструкций шин их форма изменялась от почти круговой до более широких типов с более плоской поверхностью. При этом отношение высоты профиля к его ширине изменялось от 100% до 70%, 60%, 50% и до еще меньших значений.
R15 — так называемый радиус шины — это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.
84 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах. Индексы нагрузки шин.
Т — индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Скоростные индексы шин.
В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.
11. Индекс грузоподъемности (коэффициент нагрузки) — обозначает предельную весовую нагрузку, которую способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число математически никак не привязано к конкретным килограммам — это просто условный индекс. Индексы нагрузки шин.
12. Категория скорости — условное обозначение скорости показывает максимальную расчетную скорость шины. Скоростные индексы шин.
Скоростная категория, присваимаемая шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. То есть ту скорость, при малейшем превышении которой никто не может гарантировать, что шина не начнет разваливаться. А для эксплуатации устанавливается «щадящий» режим — автомобиль должен ездить со скоростью на 10–15% меньшей, нежели та, которую «допускают» шины.
13. Сведения о конструкции шины, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера+2 слоев металлокорда+1 слоя нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности, боковины), может встречаться также RAYON — вискозный корд.
Дополнительные сведения имеющиеся на шинах
TWI — Tread wear indicator (индикатор износа протектора) — знак на боковине шины — показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру — TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Однако знак TWI — это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки — это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень «облысения» шины. Когда протектор сотрется до этого выступа — резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм.
Дата изготовления шины показана 3-мя цифрами в овале на одной из сторон, причем первые две обозначают неделю изготовления, а третья — год изготовления (например 239) — 23-я неделя 1999 года. С 2000 года на некоторое время введено 4-х значное число.
Слово TUBELESS (бескамерная) — указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Бескамерная шина отличается от камерной тем, что не требует надувной камеры. Роль герметика, удерживающего воздух в шине, выполняет специальный тонкий слой резины, нанесенный изнутри на каркас. Надлежащее прилегание шины к полкам обода достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей «пяткой», который герметично вставляется в отверстие обода. TUBE TYPE — обозначение для камерных шин или ТТ (на немецком Mit schlauch).
PR (Ply rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква С (commercial).
Кроме вышеперечисленных, существуют и другие обозначения
TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100.
TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.
ROTATION — направление вращения.
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля. *
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки. *
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки. *
* Для шин с асимметричным рисунком протектора.
DA (штамп) — незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
Что означает 8PR?
Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185 R14 C) на них ставится буква «С» (Commercial
Что означает 91н на резине?
Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом. 91 – означает индекс нагрузки на шину. Н – индекс максимально допустимой скорости. 149 – означает индекс нагрузки на шину при использовании двух шин на одной оси.
Что означает 91V на шинах?
Маркировка «V» на шинах , указанная совместно с индексом грузоподъемности (пример: 91V ) означает , что шины предназначены для эксплуатации на скорости до 240 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на три процента пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.
Что значит е4 на шинах?
E4 — означает, что покрышка прошла стандартизацию в Нидерландах и соответствует требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). . INSIDE — обозначение внутренней стороны покрышки, OUTSIDE — внешней (для ассиметричных шин ).
Что значит ZR в маркировке шин?
Символами ZR обычно маркируются высокоскоростные шины . Символы имеют два значения: буква Z означает , что покрышка позволяет автомобилю ездить со скоростью более чем 240 км/ч, в то время как R показывает нам, что это радиальная шина.
Что означает H и V на шинах?
Н – индекс скорости. Чем дальше буква в латинском алфавите, тем более высокоскоростная шина. Наиболее популярные индексы – Н (210 км/ч) и V (240 км/ч
Что означает буква W на шинах?
— W — обозначение максимальной скорости. В нашем случае она равна 270 км/ч. У других покрышек эта характеристика обозначается буквами от М (130 км/ч) до Y (300 км/ч
Что означает буква H на шинах?
H – коэффициент или индекс скорости. Указывает значение максимально допустимой скорости, при которой возможно безопасное движение.
Что означает на шинах 96h?
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. 96 – индекс нагрузки, он же индекс допустимой грузоподъемности шины . H – индекс скорости шины . чем он больше, тем с большей скоростью вы сможете ездить на данной шине .
Что значит 225 45 R17?
Например, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где: 225 — это ширина шины в мм. 45 — это отношение высоты профиля шины к её ширине в процентах (на данной шине это 45%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем «приземистее» и динамичнее автомобиль.
Как узнать страну производителя шин Ханкук?
Hankook — южнокорейский производитель автомобильных шин , основанный в 1941 году. Компания производит резину среднего ценового сегмента для легковых автомобилей, микроавтобусов, кроссоверов и джипов. В зависимости от размера и модели шин : страна производитель шин Hankook ( Ханкук ) — Южная Корея, Китай, Венгрия.
Как понять что написано на шине?
Первая группа из трёх цифр обозначает ширину в миллиметрах, вторая — двузначная — соотношение высоты профиля и ширины в процентах, буква R говорит о радиальной конструкции шины , затем идёт посадочный диаметр в дюймах. Отдельные цифры обозначают индекс нагрузки, указывающий на максимально допустимую нагрузку на шину.
Как узнать в какой стране изготовлена шина?
Шины , произведённые в Германии, имеют на борту код 3Q, а произведённые во Франции — CN; CP; CT; CU; LM, Швеции — P1, Бразилии — 3S, Румынии — 6G, Южной Африке — 1L.
В чем разница между R и ZR?
Символами ZR обычно маркируются высокоскоростные шины. Символы имеют два значения: буква Z означает, что покрышка позволяет автомобилю ездить со скоростью более чем 240 км/ч, в то время как R показывает нам, что это радиальная шин
Что означает маркировка ZR17?
120/70 ZR17 (73W) TL Rear — Первая буква — “Z” – обозначает индекс высокоскоростной шины, которую можно использовать на скоростях выше 240 км/час. 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — вторая буква — “R” – обозначает тип конструкции шины. В данном случае “R” (RADIAL) – радиальная.
Что такое R в шинах?
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так). Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины , но это именно радиальная конструкция автошины. . это внутренний размер шины или наружный у диска. 91 — индекс нагрузки.
Что такое zr16?
55 — отношение сечения высоты (высота боковой стороны) к ширине шины в процентах (серия 55). Буква Z означает категорию скорости, R — указывает, что шина радиальная (приравнена к шине с брекером). В целом шины ZR допускаются для применения на скоростях свыше 240 км/час, 16 — внутренний диаметр шины и обода в дюймах.
Маркировка шин
Основная маркировка шин у большинства производителей одинакова. Маркировка шин в России осуществляется согласно ГОСТ 4754-97. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Маркировка выполняется в метрической или дюймовой, американской системе .
Маркировка шин в метрической системе
Пример разбора маркировки: 205/55 R16 94H XL
205 ширина профиля шины в миллиметрах.
55 – высота профиля шины в процентах от её ширины. В нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Профиль шины относительная величина и это важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо 205/55 R16 захотите использовать шины размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Это допустимо только если оба этих размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низким профилем считается профиль менее 45.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовиках, где важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на радиальную конструкцию шины, по расположению нитей корда каркаса. Это не радиус. Раньше были шины с диагональной конструкцией D, но сейчас ее практически не изготавливаются.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, он же внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки, индекс допустимой грузоподъемности шины в нашем случае 670 кг. Таблица индексов нагрузки.
Это уровень предельной нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей обычно делается с запасом и не является решающим при выборе шин. Индекс нагрузки очень важен для микроавтобусов и небольших грузовиков. Для расчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес. На самом колесе можно найти надпись Max Load которая подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения указываются в килограммах (kg) и фунтах (lbs), 1 фунт = 0,4536 кг.
H – индекс скорости шины, в нашем случае 210 км/ч. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке. Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Американская маркировка летних шин
для примера LT33X10,50 R15 114S
33 — внешний диаметр шины в дюймах.
Х – разделитель, не несёт смысловой нагрузки.
10,5 — ширина профиля шины в дюймах.
R – указывает на радиальное строение шины.
15 – посадочный диаметр в дюймах. В прошлом на рынке были шины с американского рынка, у которых диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 17,5.
Индексы скорости (S) и нагрузки (114) у дюймовых размеров используются те же, что и у метрических, выполненных по европейской системе.
Год выпуска
Маркировка содержит информацию о месяце и годе производства покрышки. Это четыре цифры в овале на боковой поверхности шины. Первые две цифры это порядковый номер недели в году, вторые — год. Например 0519 говорит о том, что покрышка выпущена в 2019 году, на 5-й неделе года. Не стоит пугаться, если на момент приобретения шины с даты производства прошло 2-3 года при условии правильного хранения.
Индикатор износа
Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На месте его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.
На шипованных покрышках указывают следующее:
- AD — алюминиевые шипы.
- SD — шипы с твердосплавным сердечником.
- DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD — шипы с овальным сердечником.
- MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Производим дошиповку зимних шин в Екатеринбурге. Цены.
Цветные метки на шинах
Красная точка или треугольник ставится в самом жестком месте на боковине покрышки. При установке шины на легкосплавный диск эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник ставится на самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Иногда можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Защита от проколов
Производители покрышек используют разные технологии по защите от порезов и проколов.
| Производитель |
Маркировка |
| Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) |
| Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) |
| Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat |
| Kumho | RF |
| Michelin | ZP (Zero Pressure) |
| Pirelli | EUFORI@ или RF |
| Nokian | Run Flat или RF |
| Yokohama | RF |
Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при потере давленияот 50 до 150 километров на скорости до 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных особенностей. В частности:
- MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector), RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) — шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base) — покрышка без защиты обода диска от повреждений об бордюры.
Максимально допустимое давление (Max Pressure)
Давление на шине указывается в PSI или кПа. PSI (pound-force per square inch) — фунт на квадратный дюйм, единица измерения давления в США. На покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если на покрышке указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На шинах для спецтехники, чаще всего, можно увидеть значение «монтажного давления». Оно означает допустимое давление при монтаже шины на обод, после монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.
Устанавка, привязка и клонирование датчиков давления во всех мастерских «Подкова». Цены.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию.
- M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost — так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.
Дополнительная информация
При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:
Расшифровка маркировки на шине
Расшифровка маркировки на шине для большинства автовладельцев является сложной задачей. Между тем, производители шин указывают на боковине покрышки обозначения, которые важны при правильном выборе шины для автомобиля. От правильного подбора шин по размеру, нагрузке, скорости, сезонности, типу протектора зависит срок службы резины и безопасность на дороге. В этой статье собраны расшифровки наиболее важных обозначений на колесе, на которые следует обращать внимание при покупке шин.

Маркировка на шине:
- BREND — производитель шины (название бренда).
- MODEL — модель шины (название рисунка протектора).
- 205/55R16 — размер шины. В данном примере: 205 — ширина шины в миллиметрах; 55 — высота профиля шины в процентах от ширины; R — радиальная конструкция шины (если буква не указана, то конструкция диагональная); 16 — посадочный диаметр шины в дюймах (диаметр обода).
- 94V — индексы максимально допустимой нагрузки и скорости (см. таблицу). В данном примере: 94 — индекс нагрузки (670 кг); V — индекс скорости (до 240 км/ч.).
- H/P — класс шины. H/P — шоссейные; H/T — для твердого покрытия; A/T — универсальные (50/50); M/T — для бездорожья.
- P — назначение шины. P — для легкового автомобиля; LT — для легкогрузового автомобиля; ST — для прицепа; T — для запасного колеса.
- ROTATION — направление вращения колеса, указанное стрелкой (для шин с направленным рисунком протектора). При установке покрышки нужно строго соблюдать это направление.
- OUTSIDE — внешняя сторона шины; INSIDE — внутренняя сторона шины. (для шин с ассиметричным рисунком протектора).
- TUBELESS (TL) — бескамерная шина (при отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой); TUBE TYPE (TT) — камерная шина (такая покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой).
- M+S — обозначение погодных условий эксплуатации. Варианты обозначения: M+S (Mud+Snow в переводе «грязь+снег») — зимние или всесезонные шины; AS (All Seasons) — всесезонные шины; AW (Any Weather) — любая погода; R+W (Road+Winter в переводе «дорога+зима») — всесезонные шины.
- RADIAL — радиальная конструкция шины.
- REINFORCED (или RF в типоразмере) — усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (имеет 6 слоев).
- EXTRA LOAD (XL) — усиленная шина, у которой индекс нагрузки на несколько пунктов выше, чем у обычной шины того же размера за счет усиленной боковины и доработанного под эти цели состава.
- PLIES — детали конструкции шины, применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере. TREAD — материалы протектора; SIDEWALL — материалы боковины.
- MAX LOAD — максимально допустимая нагрузка на колесо в килограммах (кгс) или в фунтах (LBS); MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм). (от 100 до 600) — износоустойчивость, в % от самой нестойкой шины; TRACTION (A, B, C) — сцепление с мокрой дорогой; TEMPERATURE (A, B, C) — устойчивость к нагреву.
A — хорошо, B — средне, C — плохо. - DOT — соответствие требованиям безопасности департамента транспорта США (код производителя, типоразмера шины, города, страны).
- E17 (обычно пишется в кружочке) — код страны и номер стандарта соответствия европейским требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). Альтернативный знак соответствия ECE — e11.
- 2822 (обычно пишется в овале) — дата изготовления шины. Состоит из четырех цифр, из которых первые две обозначают номер недели, а вторые две — год изготовления.
- MADE IN FINLAND — название страны-изготовителя шины.
- TWI (иногда TWID или DSI) — место расположения индикаторов износа. Также может быть со стрелкой. Располагаются равномерно в шести или восьми местах по всей окружности шины. — ставится на месте, которое является самым жестким на боковине шины; Желтая точка — означает самое легкое место на шине, которое необходимо совмещать с местом, где установлен ниппель на диске.
Дополнительные обозначения на шинах:
- PR — обозначает норму слойности. Например, 8PR у шин для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов.
- Steel — шина с металлокордным брекером. Надпись All Steel означает, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
- ND (Non Directional) — шина с ненаправленным рисунком протектора.
- NHS (Non Highway Service) — шина для малых скоростей.
- SAG (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.
- SUV (Sport Utility Vehicle) — шина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
- Studded — ошипованная покрышка.
- Studdable — подлежит ошиповке.
- Studless — не подлежит ошиповке.
- REGROOVABLE — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
- RETREAD — шина была в употреблении и восстановлена.
- DA или Secunda (в виде штампа) — такие печати ставят на шины, получившиеся в процессе производства незначительные дефекты, которые однако не препятствуют их нормальной эксплуатации.
- Green X, Reduces CO2 — указывается на шине, обладающей низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые «зеленые шины»).
- MFS (Maximum Flange Shield) шина с максимальной защитой закраины диска.
- FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) — шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base) — шина не имеет защиты обода диска.
- ГОСТ или ТУ — обозначение нормативного документа, по которому изготавливается шина. Обозначение сертификата соответствия ГОСТ РФ.
Производитель шины

Название производителя или бренда обычно указывается на боковине шины крупными буквами с оригинальным шрифтом. Рядом часто присутствует фирменный логотип, который используется на всех шинах данного бренда. Также на некоторых шинам имеется логотип завода-изготовителя. В продаже существует огромное количество производителей автомобильных покрышек, поэтому останавливаться на каждом из них нет смысла.
Модель шины

Модель шины или название рисунка протектора обычно указывается следом за названием производителя менее крупными буквами. Имеет условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение. Производители обычно выпускают модели покрышек линейками, которые имеют одно название, но могут отличаться по конструкции, типоразмерам или составу резины.
Размер шины

Размер шины — это одна из самых важных маркировок на покрышке. Она находится примерно по центру боковины и, как правило, нанесена крупным или среднего размера шрифтом. Именно по размеру в первую очередь подбирается шина на автомобиль. Рекомендуется устанавливать только тот типоразмер колес, который предусмотрен заводом-изготовителем. Его можно найти в инструкции к автомобилю или посмотреть на стикере, который наклеен в проеме водительской двери или на лючке бензобака. Есть три основных параметра размера шины: ширина, высота профиля (боковины) и посадочный диаметр. Рассмотрим более подробно на примере размера 205/55R16. Это европейская система обозначения размера, в которой используются миллиметры.
В данном примере:
205 — ширина профиля шины в миллиметрах. Это расстояние между наружными границами боковых поверхностей накачанной шины.
55 — это отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае 205 мм x 55% = 112,75 мм. Т.е. нужно понимать, что при увеличении ширины шины (например на 215/55R16) увеличится и высота профиля. Если этот параметр в размере не указан (например 185R14C), то по умолчанию он равен 80-82%. Такие шины называются полнопрофильными.
16 — посадочный диаметр шины в дюймах или диаметр диска.
Буква C (Cargo) после диаметра означает, что шина усиленная (с повышенной нормой слойности) и подходит для использования на легких грузовиках, фургонах или микроавтобусах.
Буквы VR или ZR в размере означают, что шина предназначена для спортивных автомобилей. Фактически они дублируют индекс скорости (более 210 км/ч или более 240 км/ч соответственно).
Буква R в размере означает, что шина радиальной конструкции. Если буква не указана, то шина диагональной конструкции. В настоящее время большинство покрышек имеют радиальную конструкцию, а диагональная выпускается в основном для сельскохозяйственной и строительной техники.
Существует альтернативная (американская) система обозначения размера шины. В этой системе вместо миллиметров используются дюймы, например размер 31×10.5R15.
В данном примере:
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина профиля шины в дюймах.
В остальном же информация идентична описанному выше европейскому стандарту.
Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузки указывается сразу после размера шины и зашифрован в виде чисел. Это обозначение показывает максимально допустимую нагрузку на колесо при движении на максимально допустимой скорости. Значению индекса соответствует определенное значение нагрузки в килограммах. На грузовых и легкогрузовых шинах этот индекс имеет двойное обозначение (например 104/102) и означает разную максимальную нагрузку на одиночное и сдвоенное колесо. Следует понимать, что шина не должна постоянно эксплуатироваться при максимальной нагрузке, поэтому рекомендуется не допускать увеличения нагрузки до 80% от указанного значения. Чрезмерная нагрузка приближает срок выхода покрышки из строя и создает опасность взрыва колеса. Поэтому при выборе резины нужно делать «запас» не менее 20%. Но нужно понимать, что чем выше индекс нагрузки, тем толще каркас шины, меньше ее упругость и больше масса, поэтому слишком большой «запас» сделает езду на автомобиле менее комфортной и ускорит износ подвески, скажется на динамике машины и расходе топлива.
Индекс скорости указывается сразу после индекса нагрузки и зашифрован в виде букв английского алфавита. Каждая из них соответствует максимальной скорости, на которой можно использовать шину. При длительном превышении скоростного режима покрышка скорее всего перегреется и даже может разрушиться, поэтому этот параметр также очень важен при выборе шины.
Класс шины

В названии модели производители часто указывают буквы, которые означают тип дорожного покрытия, для которого предназначен рисунок протектора шины:
- H/P (High Performance) — шоссейные шины. Предназначены для эксплуатации по асфальтированным дорогам на легковых автомобилях. Подходят для динамичной езды, обладают минимальным шумом, хорошими сцепными свойствами на ровном шоссе.
- H/T (Highway Terrain) — шоссейные шины для твердого покрытия. Предназначены для эксплуатации преимущественно по асфальтированным дорогам. Протектор не высокий, характерный для легковой резины, боковина шины защищена слабо.
- A/T (All Terrain) — универсальные шины (50/50). Предназначены для смешанного использования по разным типам дорог, оптимальный вариант для 4WD-автомобилей. Подходит для асфальта, грунтовых дорог, песка, камня, снега, повседневной эксплуатации. Протектор более высокий и проходимый, чем у H/T, боковина защищена сильнее.
- M/T (Mud Terrain) — шины для езды по бездорожью. Предназначены для езды по разбитым дорогам, колеям, глине, заболоченным участкам. Имеют крупный протектор, боковые грунтозацепы, труднее забиваются грязью. Такие шины не очень подходят для асфальта и плохо ведут себя на льду.
Назначение шины

На некоторых шинах перед типоразмером производители указывают буквы, которые говорят о том, где может использоваться покрышка:
- P (Passenger) — шина предназначена для использования на легковом автомобиле.
- LT (Light Truck) — шина для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов.
- ST (Special Trailer) — шина для прицепов.
- LRO (Low Platform Trailer) — шина предназначена для использования на прицепах с низкой платформой.
- T (Temporary) — шина для использования в качестве запасного колеса.
Обозначение погодных условий эксплуатации

На большинстве шин производители указывают, для какого времени года предназначена покрышка в зависимости от состава резины и типа протектора. Данные обозначения могут наноситься в виде букв, надписей или соответствующих рисунков.
Рассмотрим некоторые из них:
- M+S (Mud+Snow в переводе «грязь+снег») — зимние или всесезонные шины. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M+S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M+S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
- AS (All Seasons, Any Season) — всесезонные шины.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонные шины.
- AW (Any Weather) — любая погода.
- R+W (Road+Winter в переводе «дорога+зима») — всесезонные шины.
- Frost — зимние шины.
- Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua — дождевые шины.
- Пиктограмма «Снежинка» — зимние шины. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
- Пиктограмма «Снежинка, дождь и солнце» — всесезонные шины.
- Пиктограмма «Снежинка и пики гор» — зимние шины для суровых условий.
- Пиктограмма «Зонтик» — дождевые шины.
Максимально допустимое давление

Максимально допустимое давление обозначается на шине надписью Max Pressure и является одной из наиболее важных информаций. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм). Часто на покрышках указывается одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. Нужно понимать, что на шине указывается не рекомендуемое давление в колесе, а максимально допустимое. Неправильный выбор давления в шинах может увеличить их износ, повысить расход топлива, ухудшить управляемость, увеличить длину тормозного пути, привезти к преждевременному разрушению покрышки. Узнать правильное значение давления в шинах для своего автомобиля можно из руководства по эксплуатации или посмотреть на стикере, который наклеен в проеме водительской двери или на лючке бензобака.
Индексы километража пробега, температуры и торможения

На некоторых шинах после размера указывают три индекса:
TREADWEAR — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США (износоустойчивость, в % от самой нестойкой шины). Обозначается цифрами от 100 до 600. Для подсчета долговечности и износостойкости резины необходимо преобразовать указанный индекс Treadwear на эталонные данные километража по формуле:
Реальный пробег = (Treadwear × 483)/k, где k — эксплуатационный коэффициент износа.
Коэффициент износа меняется в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации:
— аккуратное вождение k = 3;
— динамическая езда k = 4;
— тяжелые условия k = 5.
Например у шины с индексом Treadwear 420 при аккуратном вождении по хорошим дорогам ожидаемый пробег составит примерно 67000 км (пробег: (420 × 483)/3 = 67620 км).
TRACTION — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Обозначается буквами A, B или C (A — хорошо, B — средне, C — плохо).
TEMPERATURE — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде. Обозначается буквами A, B или C (A — хорошо, B — средне, C — плохо).
Код страны и номер стандарта

E1 — E48 (обычно пишется в кружочке) — означает, в какой стране покрышка прошла соответствие требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe) и номер стандарта.
| Таблица соответствия кодов и стран стандартизации | |||
| Код | Страна стандартизации | Код | Страна стандартизации |
| E1 | Германия | E22 | Россия |
| E2 | Франция | E23 | Греция |
| E3 | Италия | E24 | Ирландия |
| E4 | Нидерланды | E25 | Хорватия |
| E5 | Швеция | E26 | Словения |
| E6 | Бельгия | E27 | Словакия |
| E7 | Венгрия | E28 | Беларусь |
| E8 | Чехия | E29 | Эстония |
| E9 | Испания | E31 | Босния/Герцеговина |
| E10 | Югославия | E34 | Болгария |
| E11 | Великобритания | E36 | Литва |
| E12 | Австрия | E37 | Турция |
| E13 | Люксембург | E39 | Азербайджан |
| E14 | Швейцария | E40 | Македония |
| E16 | Норвегия | E43 | Япония |
| E17 | Финляндия | E45 | Австралия |
| E18 | Дания | E46 | Украина |
| E19 | Румыния | E47 | Южная Африка |
| E20 | Польша | E48 | Новая Зеландия |
| E21 | Португалия | ||
Индикаторы износа

Маркировкой TWI (иногда TWID или DSI) производители обозначают место расположения индикаторов износа. Также рядом с надписью может быть стрелка. Эти указатели располагаются равномерно в шести или восьми местах по всей окружности шины и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм для летней резины и 4 мм для зимней (минимальная величина протектора для легковых автомобилей). Как правило, они располагаются в углублении протектора в водоотводящих канавках. Некоторые производители дополнительно наносят на протектор цифры или символы, которые выдавлены на строго определенную глубину и по мере износа шины исчезают один за другим — вплоть до крайнего, сигнализирующего о критической глубине протектора.
Цветные метки на боковине и протекторе

Иногда производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий кружочками или треугольниками. Для этого применяются белый, красный и желтый цвета.
Красная точка или треугольник ставится на месте, которое является самым жестким на боковине шины. Обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей. При установке шины на легкосплавный диск эту точку совмещают с отметкой L на дисках, которые также идут на первичную комплектацию автомобилей. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на красную метку, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.
Желтая точка или треугольник означает самое легкое место на шине, которое необходимо совмещать с местом, где установлен ниппель на диске. На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.
Белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.
Цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки, являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте.
Шины с защитой от проколов

Многими производителями шин используются всевозможные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. Например RunFlat — технология, при которой на шине можно после прокола или пореза и полной потери давления проехать от 50 до 150 км на скорости до 80 км/час.
Разные производители автошин по-разному обозначают эту технологию:
- Bridgestone — RFT (Run-Flat Tyre)
- Continental — SSR (Self Supporting Run-Flat)
- Dunlop — RunOnFlat или EMT
- Hankook — HRS
- Goodyear — RunOnFlat или EMT (Extended Mobility Technology)
- Kumho — XRP или RF
- Michelin — ZP (Zero Pressure)
- Nokian — Run Flat или RF
- Pirelli — Run Flat или RF
- Toyo — TFR
- Yokohama — ZPS или RF
Цветовая маркировка на боковине шины

На некоторые модели шин производители наносят на боковую часть покрышки цветовые рекламные или прочие обозначения.
В закодированном виде это указывается следующим образом:
- OWL (Outline White Letters) — контурные белые буквы на боковине покрышки.
- BSW (Black Side Wall) — черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
- VSB (Vertical Serrated Band) — вертикальная зазубренная полоса.
- RWL — белая полоса на боковине.
- ORBL (Outlined Raised Black Letters) — черные выделенные поднятые буквы на боковине.
- RRBL (Recessed Raised Black Letters) — утопленные рельефные черные буквы.
- WSW — белая боковина.
- BLK — черная боковина.
Шипованные шины
На покрышках, где используются шипы, производители могут указывать следующую информацию: