Что с машинами в россии в 2022
Перейти к содержимому

Что с машинами в россии в 2022

  • автор:

Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году

Фото: Shutterstock

За 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,33%, говорится в данных Росстата, с которыми ознакомился Autonews.ru. Это рекордный показатель с 2002 года, когда начали вести подобную статистику.

Сильнее всего подорожали новые иномарки, но и машины отечественных брендов выросли в цене. Покупатели уже ответили на это — спрос упал. Эксперты предупреждают: в 2023 году автомобилисты не смогут позволить себе покупку подорожавших иномарок и будут вынуждены брать за старую цену машины более низкого класса. Разбираемся, что подорожало заметнее всего и что будет с ценами на автомобили в наступившем 2023 году.

Иномарки подорожали на 40%

Рост цен на легковые машины в 2022 году вышел на рекордный уровень за все время ведения статистики Росстатом. Предыдущий был установлен в 2021 году, когда во время пандемии стоимость автомобилей за год выросла на 14,48%. Еще один пик наблюдался в 2015 году, когда вслед за ослаблением рубля цены на автомобили выросли на 12,49%.

Более всего по итогам 2022 года подорожали новые автомобили иностранных брендов — как импортные, так и произведенные на территории России: сразу на 39,11%. При этом новые легковые машины отечественных марок, а это главным образом Lada и УАЗ (в конце 2022 года в России появились отечественные бренды «Москвич» и Evolute), подорожали на 29,65%. Скорректировать общий показатель помогли подержанные иномарки — их стоимость выросла всего на 6,75%.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

Цены на автомобили обгоняют инфляцию

Рост стоимости легковых автомобилей значительно превысил общий уровень инфляции. По данным того же Росстата, общий индекс цен на товары и услуги (ИПЦ) в стране вырос за 2022 год на 11,94%.

Пик роста цен на автомобили пришелся на март 2022 года, когда прекратились поставки новых иномарок, а российские автозаводы начали замораживать производство из-за нехватки комплектующих. В последующие месяцы стоимость автомобилей немного корректировалась, а подержанные иномарки относительно весны к декабрю и вовсе подешевели на 8%.

Агентство «Автостат» приводит следующие показатели для каждой модели автомобилей. Так, из десятки самых популярных машин на рынке менее всего выросла стоимость Lada Granta, которая подорожала на 13%, с 598,8 тыс. руб. до 678, 3 тыс. руб. Заметнее всего подорожал кроссовер Chery Tiggo 4, цена которого увеличилась сразу на 75%: с 1,139 млн руб. до 1,999 млн руб.

Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году

При этом стоит учесть несколько отличную методику подсчета. В Росстате смотрят на ценники машин, которые реализовали в автосалонах в отчетный период, не учитывая при этом продажи юридическим лицам. В свою очередь «Автостат», говоря о топ-10, приводит изменение рекомендованных розничных цен на автомобили в базовых комплектациях.

В свою очередь Autonews.ru ранее уже сравнивал изменение стоимости популярных автомобилей в России с учетом реальных ценников дилеров, а только рекомендованных производителями цен. К примеру, оказалось, что по сравнению с январем 2022 года Lada Largus подорожала почти на 500 тыс. руб., а Geely Coolray — на 800 тыс. руб.

Модель Мин. цена в январе 2022 года, руб. Мин. цена в январе 2023 года, руб.
Lada Granta 598 900 678 300
Lada Niva Travel 879 900 998 900
Lada Niva Legend 693 000 800 900
Lada Vesta 862 900 1 121 900
Lada Largus 829 900 1 300 900
Haval Jolion 1 449 000 1 799 000
Haval F7 1 779 000 2 149 000
Haval F7x 2 249 000
Haval Dargo 2 849 000
Geely Coolray 1 471 990 2 299 990
Geely Atlas Pro 1 964 990 2 758 990
Geely Tugella 2 769 000 3 999 990
УАЗ «Патриот» (механика) 1 084 000 1 530 000
УАЗ «Патриот» (автомат) 1 325 000 1 935 000
УАЗ «Хантер» 1 007 000 1 375 000
УАЗ-452 («Буханка») 962 000 1 375 000
Chery Tiggo 4 1 139 900 1 999 900
Chery Tiggo 8 Pro 1 869 900 2 649 900
Chery Tiggo 7 Pro 1 638 900 2 649 900
Kia Sportage 1 977 900 2 849 900
Kia Seltos 1 356 900 1 959 900
Kia Rio 957 000 1 434 900
Kia Rio X 1 077 900 1 574 900
Hyundai Santa Fe 2 814 000 3 969 000
Hyundai Tucson 2 059 000 2 749 000
Hyundai Creta 1 349 000 1 859 000
Hyundai Solaris 1 005 000 1 408 000

Резкий рост стоимости автомобилей привлек внимание президента России Владимира Путина. В начале декабря 2022 года он дал поручение правительству принять меры для контроля за формированием цен и недопущения недобросовестного их завышения.

Кроме того, Путин поручил обеспечить доступность для граждан легковых автомобилей и определить некий целевой показатель, который будет характеризовать повышение такой доступности в 2023 году относительно 2022 года.

Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин усомнился в точности представленных Росстатом показателей: по его мнению, автомобили подорожали еще сильнее, так как стали настоящим дефицитом. Как отметил эксперт, предложения дилеров на сайтах могут значительно отличаться от сумм реальных сделок.

«Есть различные допы, которые до сих пор навязывают водителям и включают их цену в отдельные контракты. А с другой стороны, есть розничные продавцы, которые привозят автомобили по параллельному импорту. Они, наоборот, могут предоставлять скидки от тех цен, что представлены на классифайдах. То есть получается, что анализ показывает тренд, но при этом не дает нам точных цифр с учетом реальных сделок», — считает Шапарин.

По его словам, рост стоимости машин в марте 2022 года связан с тем, что автосалоны, увидев прекращение поставок, взвинтили цены, сделав их заградительными. В итоге те клиенты, которые хотели приобрести новый автомобиль определенной марки от официального дилера с гарантией, были вынуждены покупать его по значительно завышенной стоимости. Спрос со стороны менее состоятельных водителей вскоре стали удовлетворять небольшие компании и перекупщики, ввозящие машины по параллельному импорту.

Geely Coolray

Однако даже их усилий недостаточно, чтобы насытить рынок, уверен Шапарин. «В Германии и Корее мы все смели, все выгодные предложения машин. А из Японии везти и продать сложнее, так как там руль справа, это своя специфика», — напоминает эксперт.

В перспективы госрегулирования цен на автомобили он не верит. Он уверен, что работать себе в убыток автопроизводители и дилеры не станут. В итоге в 2023 году дефицит автомобилей никуда не денется, а цены снижаться не будут, предупреждает Шапарин. При этом он считает, что и дорожать автомобилям дальше уже некуда.

«Сейчас можно говорить о том, что сформировался некий баланс спроса и предложения. Продавцы нашли тот уровень, где машины уже готовы покупать. Дальше цены поднимать уже некуда, у нас есть ограниченное количество клиентов, которые готовы покупать автомобили вообще за любые деньги. Но остальным нужны более доступные машины. И вот с ними пока проблемы — поэтому целевая аудитория, которая ранее покупала Huyndai Solaris и Volkswagen Polo, брать машины за 2–2,5 млн руб. не готовы. А покупать вместо них Lada Granta потребители не готовы», — рассуждает Шапарин.

Новые бренды, по мнению эксперта, в 2023 году в Россию придут, но снижать цены на дефицитном рынке для них смысла нет.

В агентстве «Автостат» о росте цен говорят куда осторожнее. «Сейчас сложно подсчитать динамику, — отмечает директор агентства Сергей Целиков. — Многие модели просто ушли с рынка. Можно сравнить стоимость Mazda CX-5 в 2020 и 2021 годах. Но сейчас этот автомобиль более к нам не поставляется. Взамен из Китая по параллельному импорту везут Mazda CX-4 для рынка КНР. Такой кроссовер дешевле, чем продают остатки CX-5, которые ввезли официально. Но это совсем другая машина».

Целиков отмечает, что рост цен компенсировался падением спроса. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году в России было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих машин против 1 666 780 годом ранее. Падение составило почти 59%.

«Фактически мы наблюдаем, что люди как покупали машины по определенной средневзвешенной цене, так и покупают их за те же деньги. Просто теперь это более простые автомобили», — констатирует Целиков.

Mazda CX-5

Данные агентства это подтверждают. Так, в январе 2022 года средневзвешенная цена новой машины на российском рынке составила 2 млн 95 тыс руб., в марте она подскочила до 2,809 млн руб., но к декабрю вновь упала до 2,1 млн руб. Иными словами, реальные клиенты стали тратить на покупку автомобиля за год лишь на 5 тыс. руб. больше.

Эксперты сходятся во мнении, что в 2023 году будут доминировать две тенденции. С одной стороны, некоторый дефицит из-за санкций сохранится, а значит, привычные модели, популярные до начала 2022 года, продолжат дорожать.

С другой стороны, причин для роста покупательской способности населения не наблюдается. А это значит, что будет увеличиваться доля бюджетных моделей, стоимость которых также продолжит расти. Речь может идти как о локализованных автомобилях и в первую очередь о машинах марки Lada, так и о бюджетных моделях, ввозимых по каналам параллельного импорта.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Что случилось с российским авторынком в этом году

Из 60 автомобильных брендов, ранее представленных в России, по состоянию на конец 2022 года полноценную деятельность продолжают 14, а 46 в том или ином виде остановили работу. Такие данные приводятся в заявлении ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Среди работающих компаний три российских автомобильных марки – Lada, ГАЗ и УАЗ, остальные представляют китайский автопром. В частности, в России продолжается работа китайского бренда Haval, имеющего собственный завод в Тульской области. Geely поставляет автомобили со своего предприятия в Белоруссии, а Chery завозит машины напрямую из Китая.

Помимо основного бренда Chery, эта компания продает в нашей стране кроссоверы под маркой Exeed, а в 2022 году вывела на российский рынок новую марку Omoda. Также в России продолжают работу марки JAC, FAW, Dongfeng, Changan, Exeed, GAC и Foton.

Renault и Nissan

Первым из зарубежных автопроизводителей, который полностью ушел из России, стал американский концерн General Motors. О том, что компания сокращает российский офис и уведомила дилеров о прекращении поставок машин и запчастей, сообщила в апреле газета «Коммерсантъ».

В апреле «Газета.Ru» писала, что концерн Renault-Nissan готовится к продаже своих активов российским госструктурам. В результате более 67% акций российского автогиганта перешли научному институту НАМИ, а

владельцем российского завода Renault стало правительство Москвы.

На этих мощностях в начале ноября стартовала сборка кроссоверов «Москвич 3» из машинокомплектов JAC. Гарантийная поддержка и снабжение запчастями уже проданных автомобилей французского бренда, а также склад запчастей перешли «АвтоВАЗу».

По той же схеме в госсобственность были переданы в октябре и активы японского Nissan. Завод в Санкт-Петербурге, исследовательский центр и маркетинговые подразделения перешли в собственность НАМИ.

Убытки от ухода из России Nissan оценил в $686 млн.

Mazda, Toyota, BMW и Mercedes-Benz

О прекращении выпуска автомобилей в России и увольнении персонала своего завода в Санкт-Петербурге в сентябре официально сообщила и Toyota. Процесс увольнения сотрудников продлился до конца года. О дальнейшей судьбе своего предприятия японский автопроизводитель не сообщал, однако завод в промзоне Шушары в конце ноября стал объектом пристального внимания силовиков. Туда при поддержке Росгвардии пришла прокуратура с внеплановой проверкой соблюдений требований законодательства.

Немецкий Mercedes-Benz в конце октября объявил об уходе с российского рынка

и готовности сделки по продаже активов российскому дилерскому холдингу «Автодом». Как и в случае с другими зарубежными автопроизводителями, выпуск машин на заводе в подмосковном Солнечногорске и экспортные поставки были остановлены еще весной.

Планируется, что после одобрения контролирующими органами в собственность «Автодома» перейдут завод компании, а также собственные дилерские центры, банк и финансовые структуры российского подразделения Mercedes-Benz.

Японская Mazda сообщила в ноябре о передаче своему партнеру «Соллерс» сборочного предприятия во Владивостоке за 1 евро и прекращении производственной деятельности в России. Убытки от ухода с нашего рынка составили для Mazda $82 млн. В марте концерн BMW уведомил калининградский завод «Автотор» о разрыве многолетнего сотрудничества, причем баварская фирма была пионером российской сборки автомобилей. Экспорт своих моделей в страну BMW также прекратила.

Cидят тихо

При этом некоторые крупные зарубежные автопроизводители, в том числе имеющие в России собственные автозаводы, о прекращении своей деятельности в России и продаже активов пока не объявляли.

В частности, в таком режиме продолжает существовать корейский Hyundai, владеющий популярными в России марками Kia и Genesis. В конце октября стало известно, что завод компании в Санкт-Петербурге продлил режим простоя до декабря. Комментировать вопросы относительно нынешнего режима деятельности завода и российского офиса в представительстве Hyundai отказались.

Британскому Jaguar Land Rover и американскому Jeep завозить новые машины в Россию прямо запрещают санкции,

введенные правительствами Великобритании и США: в частности, ограничительными документами запрещается ввоз в Россию легковых автомобилей всех классов. Однако о закрытии представительств этих брендов не сообщалась.

Через несколько месяцев после введения санкций продолжила свою работу в России японская Subaru: по состоянию на август она распродавала остатки машин, сохраняя сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей.

Volkswagen и Peugeot-Citroen

Концерн Volkswagen свернул свою деятельность на производственной площадке в Нижнем Новгороде и сократил работавших там сотрудников еще летом, судьба завода в Калуге по-прежнему еще не определена.

Концерн заинтересован в инвесторе, которому можно было бы продать это предприятие,

сообщала осенью немецкая пресса.

Завод «ПСМА Рус» в Калужской области, на котором собирали легковые и коммерческие модели Peugeot-Citroen, а также кроссоверы Mitsubishi, был отправлен в режим простоя в конце марта. О дальнейшей судьбе актива также не сообщалось. Текущий статус завода и работы в России брендов, входящих в Stellantis (Peugeot, Citroen, Opel, Jeep), в компании комментировать отказались.

Не объявляла об уходе из России японская Mitsubishi: компания даже предлагает клиентам новые кредитные продукты собственного кэптивного банка. Продолжает реализовывать остатки компания Suzuki: по данным официального сайта марки, в настоящее время в России доступны для покупки 85 кроссоверов этого бренда.

Куда катится рынок

В нынешних условиях потребителю, желающему приобрести новый автомобиль, приходится выбирать между бюджетными автомобилями российских марок и китайскими брендами, и такое положение вещей не изменится в ближайшие несколько лет, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Из более-менее цивилизованного рынка мы пришли к ситуации 90-х годов,

когда клиенту за его деньги могут привезти все что угодно, но с повышенными рисками и без гарантийного обслуживания. Сервис тоже под вопросом», — отмечает Бургазлиев в беседе с «Газетой.Ru».

Некоторые автомобили, которые стали завозить по параллельному импорту, настолько далеки от российского рынка, что с ними могут возникнуть серьезные проблемы в части обеспеченности запчастями, прежде всего кузовными, добавляет собеседник, эти обстоятельства повлекут за собой удорожание страховки.

Кроме того, из-за дорогой логистики и сопутствующих расходов «параллельные» машины не будут дешевле тех, которые поставлялись в официальном порядке, указывает он. «Официальные» запчасти подорожали в 2022 году на 50-60% в зависимости от бренда, сроки поставок также серьезно увеличились.

Что будет завтра

«Самое интересное будет в новом году. В полной мере запустятся заводы «Москвич», «Автотор» и Nissan, на котором под брендом Lada планируют собирать из китайских машинокомплектов модели аналогичные кроссоверам Nissan Qashqai и X-Trail», — прогнозирует Бургазлиев.

На российском авторынке наблюдается острая нехватка автомобилей в среднем ценовом сегменте, и параллельный импорт этот дефицит покрыть не способен, указывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Выбор сейчас есть в двух сегментах – среди очень дешевых автомобилей Lada ценой до 1 млн рублей, китайских автомобилей, которые стоят от 2 млн, а также остатков ранее выпущенных машин, которые также стоят не менее 2 млн рублей. Это совсем не похоже на то, что было год назад,

ничего подобного не было ни в один из предыдущих кризисов»,

— говорит Моржаретто «Газете.Ru.

В среднем классе ассортимента практически нет, также изменился тип поведения покупателей, которые мобилизуют свои резервы, не понимая, что будет завтра, и откладывают крупные покупки на неопределенный срок, поясняет он.

«Параллельный импорт не стал замещающим фактором. Таким путем завозится не более 5 тыс. автомобилей в месяц, 60 тыс. машин в год – это немного. В следующем году параллельный импорт возможно, займет 10-15% рынка», — ожидает Моржаретто.

Вместе с тем, это все равно не станет определяющим механизмом, поскольку по параллельному импорту завозят в основном дорогие машины из-за затратной логистики, а наибольший спрос наблюдается в бюджетном и среднем ценовом сегменте, уточнил эксперт.

Автопром в России в 2022 году или как уход международных компаний повлиял на рынок РФ

Привет! Мы команда Hints, и сегодня мы публикуем второй экспресс рисерч из цикла импортозамещения (первый был про рынки питания и фешн, читай тут).

Как себя чувствует автопром и есть ли положительные изменения за последние месяцы? На самом деле – есть. Но о них чуть позже, а пока давайте прикинем картину в целом.

Первый момент: с рынка РФ ушли более 30 крупных компаний, среди которых особенно отметим:

Есть и компании, которые не ввозят авто на территорию России. Итог простой: у дилеров не хватает машин, и продажи упали на 75% по сравнению с прошлым 2021 годом.

И на что все пересаживаются? Да, на отечественные LADA – в июле россияне стали обладателями 90 тыс. таких подержанных машин. При этом доля LADA на «вторичке» в мае выросла до 27%, хотя год назад она составляла 23%.

Хорошо, есть еще на чем ездить, кроме «Лады»? Непременно: через пару лет будем видеть на дороге пробки из Toyota, Hyundai, Nissan и Kia. Именно эти производители вошли в ТОП-5 самых популярных марок в РФ за летние месяцы

На замену именитым европейским и японским брендам пришли стальные кони Поднебесной, и их… приняли с распростертыми объятиями: сразу 2 китайские марки – Haval и Geely попали в десятку популярнейших брендов в РФ. На двоих за 1 летний месяц им удалось продать более 3 800 автомобилей на отечественном рынке!

И ведь это только начало – видя успех «коллег по цеху», в России хотят закрепиться и другие китайские производители, к примеру: Hongqi, Omoda, Voyah.

Если же рассматривать покупку любого «нового» автомобиля, то россияне не торопятся с выбором: продажи новых авто за 2 квартала 2022 года сократились на 80% по сравнению с прошлым годом. И причины на то есть – чего стоит только среднее повышение цен на целую треть от прошлогодних значений (для автомобилей с наклейкой «новинка», разумеется). Продажи б/у авто и авто с пробегом также упали, но далеко не так сильно – всего на 20 % от показателей 21 года. Общее падение рынка при этом составило 63%.

Ситуация заглохла, как старый добрый запорожец. В смысле, в июле наблюдается сильное падение: настоящий антирекорд закрепила за собой компания Lexus, которой удалось за месяц продать 19 авто. Дай Бог, чтобы эти цифры составляли хоть 1 % от продаж в аналогичном месяце прошлого года. Полностью провалились Volvo и Porsche – у них проданных экземпляров в России порядка 34!

А теперь вспомним о санкциях на ввоз дорогих (порядком $50 000) автомобилей из США, Европы и Японии и понимаем: что доброй доле премиальных моделей можно помахать ручкой. Остается только вечерами их фоточками любоваться…

Отдельного внимания стоит гарантийная политика. Бренды ушли, но поддерживать гарантию все равно обязаны. Однако на практике дилеры ссылаются на слабое влияние дефекта на эксплуатацию и просто отказывают в гарантии. Все гениальное просто.

Пускай до результатов прошлого года еще далеко (пропасть), но видна положительная динамика, рынок потихоньку да восстанавливается.

Покупать авто ушедших с рынка марок – дело благое, но спорное. Перед окончательным решением взвесьте все за и против, ведь:

  • Возможны перебои с поставками запасных деталей
  • Замена и покупка комплектующих может обойтись в копеечку.

В настоящий момент лучше обратить внимание на те модели, что остаются, либо присмотреться к китайскому автопрому. В последнее время он знатно прибавил в плане качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *