Как защитить катализатор от кражи
Перейти к содержимому

Как защитить катализатор от кражи

  • автор:

Как защитить катализатор автомобиля от кражи. Все действенные способы

Автомобильные воры в последние годы переключились с краж автомагнитол, колес и запасок с докатками на получение незаконным путем куда более ценных деталей, к которым относится каталитический нейтрализатор, или, проще говоря, катализатор.

В корпусе катализатора, как известно, расположен керамический или металлический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится слой из палладия, платины, родия или иридия, участвующих в очищении выхлопа. Как следствие за катализатором как запчастью и драгоценным напылением ведется настоящая охота. Проблема состоит при этом в том, что для снятия детали у преступников уходит не более пяти минут, а настоящие «профи» справляются и вовсе за минуту-две.

В группе риска при этом находятся не самые современные машины, где катализаторы по большей части смонтированы под днищем. Такие детали воры попросту срезают, вооружившись домкратом, электролобзиком на аккумуляторах или обычной ножовкой по металлу.

Сложнее ворам добраться до катализаторов, установленных в районе выпускного коллектора, то есть у подкапотного пространства, но и с такой задачей злоумышленники, увы, справляются. Установка нового каталитического нейтрализатора между тем выльется в «копеечку» — цены варьируются в пределах от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.

Как защититься от вандалов? Как показывает практика, проблему по крайней мере частично решает дополнительная механическая защита. На сервисе на катализатор ставят нештатные блокирующие устройства, причем уже существует целый ряд «противоугонных» моделей от гаражистов-частников. Чаще всего речь идет о металлической обрешетке, которая крепится или приваривается к элементам шасси и днища, серьезно усложняя доступ к катализатору.

Также в Сети можно обнаружить множество предложений об установке нештатной защиты на днище, внешне напоминающей защиту картера двигателя, привариванию к элементам катализатора и днища арматурных стержней и накручивании вокруг элементов глушителя толстого стального троса. Как утверждают установщики тросовых защит, электролобзиком и тем более пилой перепиливать не очень жестко зафиксированный трос крайне неудобно и времязатратно. Но понятно, что все вышеназванные механические защиты не решают проблему кардинально.

Защитить от кражи катализатора могут также сигнализации с датчиками наклона, фиксирующие малейшие изменения положения автомобиля. Одновременно такие средства будут действенны, если злоумышленники решат снять с вашей машины колеса, воспользовавшись опять-таки домкратом.

Ряд компаний предлагает в качестве антиугонной меры также особые метки катализаторов. В частности, Toyota практикует для ряда своих моделей катализаторов секретную маркировку. В случае хищения, она поможет выяснить, на каком именно автомобиле была установлена краденная деталь. Похожие маркеры наносят в виде гравировки также специализированные конторы. Чаще всего выгравировывается номер VIN или номерной знак автомобиля, чтобы сделать деталь «прослеживаемой» и осложнить ее незаконный сбыт.

Ну и, разумеется, чтобы обезопасить себя, следует выбирать для парковки оживленные места, освещенные уличными фонарями. Наконец, не нужно забывать о страховке. Причем речь идет как о полном каско, так и страховой защите от кражи определенных деталей. Для этого оформляется полис каско, в котором прописывается специальный пункт о хищении катализатора, колес и других деталей. Это позволит в случае хищения компенсировать свой ущерб за счет страховой компании.

Как воруют катализаторы (+инструкция по защите)

Если раньше автоворишки предпочитали магнитолы и навигационные устройства, то с некоторых пор процветает воровство катализаторов. Полиция, страховщики и автомобильные клубы регистрируют все большее количество таких краж, сообщает немецкий Институт Гослара по страхованию.

По данным дорожного патруля автомобильного клуба ADAC, за первые девять месяцев прошлого года только в Германии было украдено около 240 каталитических нейтрализаторов. В 2017 году регистрировалось 38 случаев, а в 2019 году — 169, тенденция налицо. Эксперты предполагают, что таких краж, возможно, еще больше, просто не все автовладельцы обращаются в полицию, полагая, что дело это малоперспективное.

В Европе особенно популярны в этом смысле старые Opel Astra и VW Polo, но и другие старые автомобили привлекают воров, новые, безусловно, тоже, но с ними чуть больше хлопот. Раньше нейтрализаторы располагались под полом, их удобно срезать, а сейчас на некоторых машинах их ставят прямо около выпускного коллектора, практически под капотом, туда с болгаркой добраться сложнее.

Каков ущерб?

Каталитический нейтрализатор, который установлен под полом автомобиля, не кажется легкой добычей. Но опытным похитителям часто требуется меньше минуты, чтобы демонтировать его. Это доказывают записи видеонаблюдения, которые есть у полиции. Замена каталитического нейтрализатора, включая установку, обойдется в сумму от 500 (43 990 руб.) до 2000 евро (около 176 тыс. руб), в зависимости от модели. Однако для старых автомобилей существует риск того, что стоимость замены каталитического нейтрализатора превысит стоимость самого автомобиля. Тогда собственнику проще отправить машину на запчасти или свалку (в Европе ездить без каталитического нейтрализатора запрещено, карается штрафом). В России именно по причине дороговизны многие ездят без катализатора. Легальным образом на таком автомобиле не пройти техосмотр.

Воры, в основном, гонятся за платиной, этот драгметалл используется в системах очистки выхлопных газов, которые являются обязательными с начала 1990-х годов. Помимо платины в каталитических нейтрализаторах применяются редкие палладий и родий. Чем строже нормы выбросов, тем больше драгметаллов содержат эти устройства и тем привлекательнее эти компоненты становятся для воров.

Как защититься?

В России нейтрализаторы тоже воруют. Особенной популярностью пользуются гибридные Toyota Prius. Один из пострадавших даже выложил на Youtube инструкцию о том, как защитить машину от этой напасти. Оказалось, что пара дополнительных крепежных болтов становится непреодолимой преградой для воришек.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? ⁠ ⁠

Каталитический нейтрализатор, или катализатор, как называют устройство в народе, предназначен для очищения выхлопных газов до водяного пара и углекислого газа методом доокисления.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

Данный узел, которым оснащается большинство современных автомобилей, не просто полезен для экологии, но еще и дорог в производстве, так как в своей структуре имеет керамические соты, покрытые пленкой из благородных металлов (платины, родия и палладия). По этой причине катализаторы являются желанным объектом для автомобильных воров, ведь чем строже нормы выбросов, тем больше драгметаллов содержат в себе эти устройства.

В первую очередь это касается машин из Европы и США – за деталь, которая демонтируется в течение пары минут, на «разборках» можно выручить от 300 до 1500 евро (речь о катализаторах, размещенных в выхлопной трубе под днищем авто). С каждым годом количество зарегистрированных случаев кражи катализаторов, по данным немецкого Института Гослара по страхованию, увеличивается в сотни раз. Потом такие автомобили попадают на страховые аукционы и, как следствие, оказываются в странах СНГ. Что касается новых машин, то свои «узкопрофильные» воришки есть и у нас.

Сегодня поговорим о том, чем чревато варварское удаление каталитического нейтрализатора из авто и как уберечь этот узел от кражи.

Чем опасна внезапная потеря катализатора

По иронии судьбы сегодня мы трепетно стараемся сохранить то, от чего каких-нибудь 5-10 лет назад отечественные автомобилисты спешили избавиться. Привычка экономить часто тождественна с явлением «колхозить» свою иномарку и практически неискоренима среди множества наших водителей. Любовь к дешевому и часто некачественному топливу, а также ремонт на коленке подручными средствами очень быстро превращают подержанную иномарку в НТС – непредсказуемое транспортное средство, у которого в любой момент могут начаться проблемы с двигателем или ходовой частью. Миф о том, что прогоревший катализатор может уничтожить мотор любого авто, прочно укоренился в головах владельцев VW и Opel, и они с отчаянной решимостью принялись вырезать «вредоносный» узел. Оправданно ли?

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

Начнем с того, что перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый датчик кислорода (лямбда-зонд), управляющий, который измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах. А блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода в нейтрализаторе оставалось достаточно для доокисления вредных веществ. Как правило, за нейтрализатором устанавливается второй лямбда-зонд, диагностический. Он проверяет, как «чисто» прошел процесс нейтрализации и много ли осталось кислорода.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

При удалении катализатора система управления двигателем покажет ошибку Check engine, так как второй лямбда-зонд будет «видеть» то же количество кислорода, что и первый. Выходом здесь станет перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка на второй датчик кислорода так называемой обманки, представляющей собой резьбовую втулку, которая ограничивает прохождение газов к кислородному датчику либо содержит в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

А еще без катализатора ваш автомобиль станет очень дурно пахнуть, что будет особенно заметно во время прогрева двигателя во дворе или в медленных городских пробках. Соседи по дому вам за это спасибо не скажут, как и те автомобилисты, что поедут вслед за вами. Кроме того, следует помнить, что концентрация вредных веществ на заднем сиденье выше и может отразиться на состоянии ваших детей или домашних животных, которых обычно там перевозят.

А еще вы вряд ли получите диагностическую карту и пройдете техосмотр честным способом, ведь фактически выхлоп авто не будет соответствовать даже стандарту Евро-2 вместо рекомендованного значения Евро-4 или Евро-5. Особенно это актуально для машин старше 20 лет, ведь установка в них катализаторов в иных случаях может равняться их остаточной стоимости. Ну а если автомобиль находится на гарантии, то с ней (по крайней мере с гарантией на двигатель) придется распрощаться.

Почему катализатор нужно менять

Возвращаясь к вопросу уничтожения ДВС при износе каталитического нейтрализатора, нельзя не упомянуть о расположении последнего. Лет 15 назад катализаторы размещались под днищем автомобиля и были полностью безопасны для двигателей. Они честно справлялись со своей основной задачей, очищая выхлоп от вредных примесей. Такое расположение катализаторов было актуальным, к примеру, для моделей Группы VAG. Когда срок их работы подходил к концу (где-то на пробеге 120-200 тыс. км) и они начинали мешать нормальной езде, их попросту вырезали, поскольку керамический блок нейтрализатора либо разваливался на куски, либо запекался коркой, затрудняя проход отработавших газов.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

В данном случае вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали из узла керамическую начинку. Пустая «бочка» после этого начинала «бубнить», придавая басовитости звуку выхлопа. Чтобы это звучание выровнять, в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока или стекловата.

Позже для более быстрого прогрева нейтрализаторы стали ставить как можно ближе к мотору, прямо около выпускного коллектора. Все процессы нейтрализации, происходящие при высокой температуре, при этом начинались значительно раньше. Такой нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, назвали катколлектором. Его прелесть в том, что автомобильным ворам добраться «болгаркой» под самый капот машины гораздо сложнее.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

Однако близость катколлектора и двигателя представляет опасность для силового агрегата: со временем керамическая основа первого начинает крошиться, образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя, что впоследствии наносит цилиндропоршневой группе непоправимый ущерб (износ пары «цилиндр – поршень» начинается быстрее, а на стенках образуются задиры). В этом случае мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки своего среднего ресурса. На выкрашивание керамической основы нейтрализатора влияет и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые используются владельцами автомобилей… При этом уровень повреждений в моторах от разных производителей значительно отличается.

Способы решения

Самым верным будет замена вышедшего из строя катколлектор новым. Однако автомобилистов пугает негуманная цена вопроса, особенно с учетом возросшей стоимости драгметаллов в мире, а также недавно выросших цен на автомобильные комплектующие. Раньше замена нового катколлектора на Kia Rio или Hyundai Solaris обходилась в $700-800. Сколько такая деталь может стоить сейчас, даже представить сложно.

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

Стоит также отметить, что ряд брендов выпускает ремонтные каталитические блоки. Они выглядят как обычные пламегасители, начинка которых представляет собой полноценную керамическую основу с напылением драгметаллов. В ряде случаев основа с керамической заменяется на металлическую, которая от времени не разрушится, превратившись в пыль. Такие блоки значительно дешевле оригинальных узлов и в зависимости от модели автомобиля устанавливаются вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его.

Важно знать: почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный, который установлен под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место можно установить полноценный каталитический нейтрализатор производства ВАЗ. Это будет дешево и сердито. Здесь только стоит иметь в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет низким. А еще потребуется перепрошивка блока управления двигателем, чтобы «помирить» второй кислородный датчик с подобной модификацией.

Как быть с ворами?

Будет очень обидно, если все ваши труды пойдут насмарку после того, как воришки, обуянные платиновой лихорадкой, «пошуруют» под вашим авто (даже если катализатор в авто не «родной», они могут и не понять этого)…

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

Как спасти автомобильный катализатор от воровства и износа. Чистый выхлоп? А если проверю? Полезное, Автомобилисты, Ремонт авто, Машина, Автосервис, Авто, Поломка, Транспорт, Катализатор, Запчасти, Кража, Вор, Длиннопост

В качестве решения данной проблемы некоторые фирмы предлагают установить металлическую противоугонку для катализатора, которая предотвратит его кражу. Установка такой защиты не займет много времени, не нарушит конструкцию автомобиля и не потребует каких-либо сопроводительных сертификатов. Интернет пестрит роликами об установке различных типов защиты практически на каждую модель. Изучив некоторые из них, вы наверняка найдете то, что вам подойдет.

Sorry, you have been blocked

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.

What can I do to resolve this?

You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.

Cloudflare Ray ID: 80cbf2e9c9aa3254 • Your IP: Click to reveal 178.132.111.44 • Performance & security by Cloudflare

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *