Симметричные и асимметричные шины, что лучше?
Производители предлагают два варианта шин по рисунку протектора: симметричные и ассиметричные. Легко понять, что в первом случае рисунок полностью симметричен, то есть покрышку можно ставить как в качестве правого, так и левого колеса. Ассиметричная покрышка всегда будет правой или левой, но ее можно менять с передней оси на заднюю, если резина какой-то из осей изнашивается медленнее другой.
Преимущества асимметричных шин
Улучшенная управляемость — главное и единственное преимущество ассиметричного рисунка протектора. Никакие задачи больше он не решает, но согласитесь, этого немало и это и есть основная функция всех шин. Если бы не некоторые недостатки, ассиметричные шины давно бы уже заменили собой классические симметричные. На заводе в форме все равно, какой рисунок протектора отливать, а более высокая цена связана с небольшими объемами производства.
Ассиметричный рисунок протектора может быть совмещен с направленным. Тогда получается два преимущества в одном: ассиметричная направленная шина. Направленный рисунок протектора напоминает хорошо известную тракторную «елочку». Он делается в шоссейном варианте и на зимней резине.
Недостатки асимметричных шин
- Более высокая цена в сравнении со стандартными симметричными покрышками;
- Невозможность использования запаски для длительной езды.
- Не выпускаются на малые размеры, или выпуск очень ограниченный и дорогой.
Как правило, ассиметричные шины можно найти с размера от 18-19 дюймов. На основное число автомобилей их поставить просто невозможно, а если и можно, то это запрещено техническими правилами, так как размер колес превышает номинальный. Этот пробел постепенно устраняется производителями. Появляются ассиметричные рисунки протектора на более малых шинах, включая самый ходовой размер 13-14 дюймов.
Отсутствие малых размеров ассиметричных шин связано с тем, что основные покупатели такой резины владеют премиальными автомобилями, а там практически в каждой модели за редким исключением стоят колеса 18-19 дюймов и более.
Ассиметричные шины покупаются комплектом по 4 колеса, а на запасное колесо такая покрышка не берется. Невозможно угадать правый или левый вариант рисунка потребуется. Если колесо вышло из строя в дороге, оно заменяется запасным, автомобиль доезжает до шиномонтажа и устанавливается ассиметричная покрышка строго той же марки и размерности, что и остальные 3 колеса.
Как работает асимметричный рисунок?
Усилие сцепления шины с дорогой зависит от рисунка протектора. Шины Формулы-1 не имеют рисунка, но они очень мягкие и, если по такой технологии делать шоссейные шины, то они будут служить в разы меньше привычных нам покрышек. Трение наружной и внутренней стороны покрышки неодинаково. Необходимо учесть сход-развал колес, некоторую выпуклость дорожного полотна, которую делают, чтобы на асфальте не образовывались лужи. Асимметричный рисунок как раз учитывает эти моменты. Он плавно изменяется от внутренней стороны шины к внешней.
В результате работы такого несимметричного рисунка наружная сторона сцепляется с дорогой лучше, чем внутренняя. В результате ширина автомобиля как бы увеличивается. Мотоциклисты хорошо знают, что установка более узкой передней покрышки значительно улучшает управляемость, но как быть при торможении, когда 70-80% массы приходится на переднюю ось? Асимметричные покрышки учитывают это обстоятельство. При эксплуатации на правильном давлении при возросшей нагрузке они немного сминаются, увеличивая пятно контакта.
Асимметричные шины надо монтировать в строгом соответствии с направлениями, указанными стрелкой на бортах. Мы занимаемся профессиональным шиномонтажом и находимся в САО Москвы. Проезд — Дмитровское и Коровинское шоссе. Рядом Химки и город Долгопрудный.
Зимние шины направленные или асимметричные — что выбрать?
Многочисленные шины с различными параметрами доступны на рынке. Как вы выбираете те, которые обеспечат комфорт и безопасность вождения? Одной из самых важных характеристик каждой шины, особенно зимой, является протектор. Есть ли у вас дилемма: направленный или асимметричный протектор? В статье мы предлагаем это решить.
Выбор правильной зимней резины чрезвычайно важен.
Выбор правильных зимних шин очень важен. Даже самая лучшая машина, за рулем которой есть опытный водитель, не может справиться с трудными зимними условиями без хороших шин. При подготовке к покупке проанализируйте следующее:
- индивидуальный стиль вождения и окружение, где вы двигаетесь,
- размер ,
- конструкция протектора и используемая смесь,
- информация на этикетке ,
- результаты испытаний, проведенных автомобильными организациями,
- мнения других водителей.
Примечание: всегда устанавливайте четыре одинаковые шины с одинаковым износом!
Направленные шины
Рисунок протектора легко узнать по канавкам в форме буквы «V» или «U». Они проходят от плеч до передней части шин, что положительно сказывается на сцеплении на сухой и, прежде всего, мокрой поверхности. Вместо того, чтобы поскользнуться, шина захватывает воду и выбрасывает ее наружу. Благодаря этому управление становится более точным, и вы получаете полный контроль над автомобилем. Вы избегаете «плавания» на пути, вызванном аквапланированием. Наиболее часто используемый протектор в зимних шинах — это направленный. Он обладает высокими тяговыми свойствами и прекрасно работает с остаточной слякотью. Однако сцепление на снегу сопровождается дополнительными пластинами и канавками, характерными для шин, предназначенных для этого сезона, которые «вгрызаются» в снег.
Pirelli Cinturato Winter — популярная шина с направленным протектором.
Зимние направленные шины являются идеальным решением для тех, кто обычно передвигается по городу и предпочитает спокойный стиль вождения, а также для водителей, которые динамично преодолевают большие расстояния.
Направление протектора в зимних шинах очень важно. Независимо от того, купим ли мы асимметричный или направленный протектор, задача блоков, пазов и пластин, среди прочего, дренаж воды, грязи или снега, которые уменьшают нашу адгезию. Канавки, повернутые в направлении, отличном от курса вождения, могут отрицательно повлиять на безопасность и комфорт вождения.
Маркировка для направленных шин
Маркировка на колесах — это элемент, указывающий, как и когда использовать данную модель, чтобы она действительно соответствовала нашим ожиданиям. Они также сообщают вам, как поставить шины на нашу машину. Направленные шины не сильно выделяются даже из симметричных резин, но необходимо следить за тем, чтобы протектор шины был обращен к боковой части автомобиля. Чтобы избежать ошибок, производители размещают графический знак или слово «вращение» со стрелкой в боковой части, рассеивая любые сомнения относительно направления сборки. Направленные шины, установленные наоборот, не выполняют своих функций, вытекающих из особого рисунка протектора.
Асимметричные шины
В этом типе шин канавки образуются асимметрично. Что это значит? Асимметричный протектор характеризуется разнообразной конструкцией слева и справа, где каждый из них отвечает за другие характеристики вождения. Внешняя часть состоит из более прочных блоков, отвечающих за безопасное и устойчивое прохождение поворотов и сцепление на сухих поверхностях. Внутренний сектор должен отводить воду и улучшать сцепление с дорогой в дождливую погоду. Благодаря разнообразной конструкции и усиленной внешней части, это решение более долговечно, чем направленные шины, которые могут быстрее зазубриться. Однако, чтобы избежать неравномерного износа, необходимо циклическое вращение колес в автомобиле независимо от шин.
Зимняя шина Hankook Winter i * cept evo2 W320B является примером асимметричной модели.
Этот протектор обеспечивает стабильный поворот и эффективное торможени , поэтому он идеально подойдет для владельцев автомобилей среднего и высокого класса, которые предпочитают быструю и агрессивную езду (что, конечно, не рекомендуется в зимних условиях). Обязательно выбирайте модели, специально омологированные для этого сезона на зиму — в случае асимметричного протектора большинство из них — всесезонные шины. Тем не менее, это не будет лучшим выбором в суровую зиму.
Асимметричные шины, маркировка
Если вы выбираете асимметричные зимние шины, стоит посетить сайт, который будет создан профессионалами. Асимметричная сборка шин выделяется среди других вариантов. По бокам вы найдете специальные маркировки, которые указывают, каким образом они должны быть размещены на оси. Символ «снаружи» всегда должен быть снаружи шин, а «внутри» внутри — под автомобилем. Самые распространенные отметки на зимней резине 3PMSF — подтверждает зимних свойств шин , Марка M + S с символом горы со снежинкой — используется на всесезонных шинах, схожих по свойствам с зимними шинами, Обозначение M + S — заявление производителя о том, что модель работает на снегу и грязи, не обязательно отражая реальные параметры.
Асимметричный и направленный протектор
Невозможно четко определить, какой рисунок протектора является наиболее выгодным. Это зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Однако подсказкой может быть тот факт, что при испытаниях зимних шин, проводимых крупнейшими автомобильными организациями в мире, например, ADAC, большая часть вождения принимается шинами направленного действия. С другой стороны, специалисты часто рекомендуют асимметричные модели для автомобилей с высокими характеристиками и более высокими скоростями.
Симметрия, направленность, износ: самые частые ошибки при сезонной смене шин
Сезонная смена шин – рутина для бывалых автовладельцев, горячая пора для работников шиномонтажа и еще один повод ошибиться для новичков. К тому же шиномонтажники, работающие без выходных, могут напортачить, а уж о квалификации персонала «сезонных» мастерских, открывающихся дважды в год ради максимальной прибыли, и вовсе говорить нечего. Мы подробно рассказывали о том, как выбрать шины для своего автомобиля, разбирались в отличиях шипованных шин от «липучки», а также отвечали на самые частые вопросы о зимних шинах. Ну а сегодня рассмотрим типовые ошибки, которые ежегодно совершаются при сезонной смене шин.
Первая ошибка порой совершается еще до посещения шиномонтажа: это неверная оценка износа шин. Дело здесь не только в том, что шины изнашиваются, но и в том, что они делают это неравномерно. В результате нередка ситуация, когда шины, отработавшие, например, сезон или несколько сезонов на передней оси переднеприводного автомобиля, пребывают в гораздо худшем состоянии, чем та пара, что была сзади. Однако некоторым водителям кажется, что их можно просто переставить назад и ездить дальше. На практике такая экономия может закончиться негативно: например, так же, как и в случае установки зимних шин только на ведущую ось.
Поэтому при оценке состояния комплекта шин стоит помнить два факта. Во-первых, ПДД не запрещают установку разных пар шин на разных осях – единственный запрет здесь касается только установки на автомобиль одновременно ошипованных и неошипованных шин. Однако шины обязательно должны быть одинаковыми на одной оси. То есть, в крайнем случае вполне можно купить две новых шины вместо четырех, если две непригодны к эксплуатации. Ну а во-вторых, оценивать пригодность к эксплуатации нужно не для комплекта шин, а для каждой шины в отдельности.
Параметры пригодности к эксплуатации тоже четко обозначены в ПДД, а точнее, в Перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Прежде всего нужно замерить остаточную глубину протектора на всех шинах: для летних шин легкового автомобиля минимально допустимая глубина составляет 1,6 мм, а для зимних – 4 мм. Если глубина протектора меньше допустимой, устанавливать такую шину на автомобиль уже нельзя. Ну а кроме износа нужно оценить целостность шин: ПДД запрещают эксплуатацию, если на покрышке есть «внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины».
Таким образом, перед сменой шин нужно убедиться, что они не изношены и не повреждены, и если одна или две шины непригодны к установке, можно заменить их парой новых с соблюдением параметров ошиповки и установкой новых шин на одну ось.
Теперь перейдем непосредственно к ошибкам при сезонной смене резины. Первая возможная ошибка – несоблюдение направленности рисунка протектора шин. По этому параметру шины делятся на направленные и ненаправленные. Ненаправленные имеют симметричный рисунок протектора, и их можно устанавливать на автомобиль как угодно. А направленные шины, как несложно догадаться, имеют предусмотренное направление вращения – узнать их можно по рисунку протектора и по маркировке «Rotation» со стрелкой, указывающей направление вращения.
Направленные шины требуют внимания и при монтаже на диски, и при сезонной смене колес в сборе. При шиномонтаже нужно учитывать направленность и собрать два «левых» и два «правых» колеса. Ну а если у вас два комплекта колес в сборе – летний и зимний, то при сезонной смене колес надо помнить о направленности и не менять колеса сторонами. Новички иногда полагаются на старый совет менять колеса по диагонали – то, что было правым передним, поставить в следующем сезоне левым задним. На практике этот совет немного устарел: ось установки шины действительно стоит менять ежегодно для равномерности износа, но нужно учитывать направленность шин и не ставить «левые» колеса на правую сторону и наоборот. Если же шины ненаправленные, то их действительно можно менять как угодно, в том числе и по диагонали.
Если ошибиться с установкой направленных шин, то они будут работать неправильно, ухудшая свои рабочие показатели. Направленный рисунок протектора нацелен на эффективное удаление воды, снега и прочего из пятна контакта с дорогой, а при неправильной установке он будет грести их под себя, теряя сцепные свойства. Еще одним признаком неправильной установки шины может быть повышенная шумность при движении.
Второй важный параметр шины – симметричность. Здесь шины делятся на симметричные и асимметричные. Симметричные, как несложно догадаться, имеют симметричный рисунок протектора относительно продольной оси шины, а асимметричные – различающийся. Таким образом, у асимметричной шины есть внутренняя и внешняя сторона – внешняя обычно прочнее и жестче для сопротивления деформации в поворотах и при торможении, а внутренняя служит для эффективного сцепления с дорогой и отвода воды, снега и прочего из пятна контакта. Отличить их можно по маркировке: внутренняя сторона отмечена надписью «Inside», а внешняя «Outside».
Асимметричные шины требуют внимания только при монтаже на диски. При шиномонтаже нужно соблюдать сторону установки: маркировка «Outside» должна быть на внешней стороне колеса. Но здесь уже нет «левых» и «правых» колес, так что при сезонной смене колес в сборе можно менять не только ось, но и сторону установки.
При неправильной установке асимметричных шин они тоже будут работать неправильно. Мягкая внутренняя часть окажется снаружи и будет сильнее деформироваться и «подламываться» в поворотах, увеличивая риск сноса и заноса, а жесткая внешняя, оказавшись внутри, не поможет улучшить сцепление с дорогой.
Одной строкой упомянем такую экзотику, как асимметричные направленные шины, которые требуют установки с учетом стороны и направления вращения одновременно. Такие шины нужно покупать попарно – две левых и две правых, а при шиномонтаже и установке колес соблюдать все условия. Но эта резина встречается очень редко, так что шанс купить её «случайно» крайне мал. А большинство асимметричных шин с направленным на вид рисунком протектора не имеют ограничений по направлению вращения – то есть, при их установке нужно соблюдать только маркировку «Inside» и «Outside».
Асимметричный протектор. Насколько идеален для лета
Сегодня асимметричный рисунок протектора все чаще используется шинными производителями для летних шин и является самым популярным среди автомобилистов. Особенность такого рисунка в том, что протектор от одного плеча к другому “разделяется” на 2 или 3 рабочих зоны, которые отличаются друг от друга дизайном. Эти шины разрабатываются специально для часто меняющихся погодных условий. Асимметричный протектор повышает комфорт при вождении и позволяет шине точнее реагировать на движения руля.
Помимо него, в летней резине применяется направленный рисунок и симметричный ненаправленный. Направленный дизайн протектора, характеризующийся V-образным строением рисунка, был очень распространен в недалеком прошлом, и сейчас шинники чаще практикуют его в производстве зимних шин. В свою очередь, ненаправленный симметричный протектор в основном используется в покрышках для легкогрузовых автомобилей и в шинах для бездорожья.
Виды рисунка протектора на летних шинах (слева направо: асимметричный, направленный, симметричный ненаправленный). Фото: kolesa-darom.ru
Напомним, что раньше в шинах использовался еще один вид протектора – направленный асимметричный. Данный тип рисунка требовал учитывать и направление вращения шины, и совмещения внешних и внутренних сторон колеса строго на левой или правой стороне автомобиля. Покрышки так и маркировались на боковинах: «Right» или «Left». Из-за сложности и высокой стоимости производства таких шин, отсутствия ярких преимуществ для обычного пользователя, а также ввиду возникновения дополнительных проблем на складах и в магазинах, этот тип протектора сохранил свое применение исключительно в автоспорте. На дорогах общего пользования встретить такие шины – большая редкость.
ЗОНЫ ПРОТЕКТОРА С РАЗНЫМ ФУНКЦИОНАЛОМ
Асимметричный рисунок сочетает в себе прочную внутреннюю и внешнюю плечевые зоны с шашками протектора, которые связаны с продольными ребрами. Широкие и массивные ребра уменьшают деформацию протекторных блоков при контакте с дорогой. Различный рисунок внешней и внутренней плечевых зон улучшает управляемость шины на сухой и мокрой поверхности.
Внешнее плечо асимметричного протектора, как правило, чуть более жестче, чем внутреннее. Это обусловлено тем, что нагрузка при движении в поворотах и маневрировании в основном приходится на внешнюю часть шины. Кроме того, наружная сторона гарантирует отличное сцепление с сухим дорожным покрытием.
Внутренняя часть протектора отличается более развитой системой водоотводных канавок и ламелей, поскольку именно эта часть шины отвечает за сцепление с мокрой поверхностью, и от нее же зависит, насколько быстро автомобиль затормозит или наберет скорость.
Разделение асимметричного протектора на три функциональные части (слева направо: внутренняя, центральная, внешняя) на примере новой модели шины Nokian Hakka Green 3. Фото: nokiantyres.ru
Таким образом, с асимметричными шинами заметно улучшается управляемость автомобилем, курсовая устойчивость транспортного средства, а также эффективно отводится вода из пятна контакта и оптимизируется его площадь сцепления с дорогой. Все две или три зоны действуют то попеременно, то вместе, создавая целостную систему для обеспечения уверенного движения во время любой летней погоды.
Направленный V-образный протектор, в отличие от асимметричного рисунка, имеет лучшие показатели по сопротивлению аквапланированию. Но по курсовой устойчивости и управляемости на сухих дорогах, а также по износостойкости направленный протектор в летних шинах все же уступают асимметричному.
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ НА ДИСК
Шиномонтаж асимметричных покрышек достаточно прост, а также не требует дополнительного переобувания в случае перестановки шин с левой на правую сторону автомобиля, что очень удобно. Внешняя сторона шины, промаркированная на боковине надписью Outside (или External) должна совпадать с лицевой стороной диска. Соответственно, внутренняя сторона покрышки с маркировкой на боковине Inside (или Internal) должна быть не видна после установки смонтированного колеса на автомобиль.
Примеры обозначения наружной (внешней) и внутренней стороны покрышки с АСИММЕТРИЧНЫМ протектором у разных производителей. Фото: kolesa-darom.ru
Обходя авто, вы должны видеть на боковинах всех 4-х колес только надписи Outside. Лишь при таком условии гарантируется оптимальная работа шин. В противном случае резина не сможет обеспечить необходимых ходовых свойств, может возникнуть неправильный износ, шум или даже вибрации при езде.
Отметим, что ярко выраженные асимметричные шины после монтажа на диски и установки на автомобиль, могут иметь чуть разное направление водоотводных канавок на внутренних плечах протектора по левой и правой стороне авто. Некоторых водителей это вводит в заблуждение, что в таком случае шины на одной стороне будут отводить воду, а на другой нет. Это ошибочное мнение! Асимметричный протектор разрабатывается всеми производителями с учетом, чтобы вне зависимости от места установки (при условии правильного шиномонтажа) обеспечивалась максимальная эффективность и устойчивость к аквапланированию при езде по мокрым дорогам.
Симметричные ненаправленные шины не имеют ни внешних, ни внутренних сторон, а также заданного направления вращения, поэтому монтируются на диск в любом положении. С ними, так же как и с асимметричными шинами, можно иметь в багажнике уже смонтированную запаску, не беспокоясь о том, на какую сторону автомобиля ее придется в случае чего устанавливать.
А вот с покрышками, имеющими направленный рисунок протектора, при шиномонтаже тоже нужно обращать внимание на маркировку на боковинах. Они должны монтироваться на диск в соответствии с задающим вращение V-образным рисунком и согласно стрелке, нанесенной на боковины. Такая стрелка обозначается надписью Rotation.
Примеры обозначения направления вращения шины с НАПРАВЛЕННЫМ протектором у разных производителей. Фото: kolesa-darom.ru
При установленных на автомобиль направленных шинах, на месте запасного колеса лучше иметь обычную “докатку”, ведь заранее смонтированная на диск покрышка с V-образным рисунком может подойти в случае экстренной замены только на одну сторону автомобиля. Иначе, для безопасности и во избежание ее неправильного износа, шину нужно просто перебортировать.
НЕ РИСУНКОМ ЕДИНЫМ
Асимметричный дизайн протектора в летних шинах не зря завоевал бόльшую популярность, чем все остальные. Богатая функциональность и очевидная практичность делают такие покрышки оптимальными для эксплуатации в большинстве регионов нашей страны, и не только. Но при всех достоинствах рисунка нельзя забывать о том, что шины демонстрируют максимум своих способностей в том числе и благодаря составу резиновой смеси, конструкции брекера, а также форме и количеству шипов, что касается зимней резины. Только сочетание всех факторов гарантирует максимальное раскрытие заявленных производителем характеристик.
Это подтверждается наличием шин и с другим рисунком протектора, который тоже идеально показывает себя в сочетании с работой каркаса, брекера и резинового компаунда. Есть достаточно примеров покрышек с направленным или симметричным ненаправленным дизайном, способных похвастаться своими, проверенными временем характеристиками и рекомендациями пользователей. Главный секрет в том, насколько умелым можно считать шинного производителя и насколько эффективно он использует современные технологии.