«Коммерсантъ» узнал о сокращении числа зарегистрированных машин
В некоторых регионах России в 2022 году число зарегистрированных автомобилей сократилось впервые за много лет. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику Госавтоинспекции.
Так, по итогам прошлого года ГИБДД зарегистрировала 60,45 млн транспортных средств, что на 0,5% больше, чем в 2021 году. В период с 2019 по 2021 год автопарк рос на 1,4–1,9% ежегодно. К концу 2022 года в стране было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин.
Убыль легкового автопарка была зафиксирована:
- в Москве — минус 16,6 тыс. машин;
- в Подмосковье — минус 11,1 тыс.;
- в Санкт-Петербурге — минус 11 тыс.;
- в Саратовской области — минус 7,9 тыс.;
- в Краснодарском крае — минус 7,3 тыс.;
- в Псковской области — минус 5 тыс.
При этом в Калининградской области легковой автопарк увеличился на 9 тыс. машин, в Тюменской области — на 5,3 тыс., в Татарстане — на 2 тыс., на Камчатке — на 1 тыс.
Рекордсменом по росту числа зарегистрированных автомобилей стал Приморский край, где за 2022 год на учет встало дополнительно 15 тыс. легковых машин. Ранее издание сообщало, что физлица в прошлом году ввезли через Владивосток в страну почти 200 тыс. подержанных авто.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, легковых автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге, а в действительности многие водители снимают машины с учета и продолжают их эксплуатировать.
«Люди сейчас пытаются экономить на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге. Поэтому, к примеру, в Москве из-за огромного количества камер наблюдается такое серьезное сокращение зарегистрированных легковых машин», — пояснил он.
Однако глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин счел эту версию маловероятной. Он указал на то, что если автомобилист не сдает номера в ГИБДД при прекращении регистрации, то они объявляются в розыск.
Травин напомнил, что в 2022 году многие россияне покинули страну после начала спецоперации и объявления частичной мобилизации. Многие из них пересекли границу на своих машинах, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте.
В Москве посчитали количество автомобилей
В Москве на данный момент числится 3 808 384 легковых автомобиля. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства «Автостат-Инфо». По его данным, на начало 2020 г. в столице числится 3 146 361 иномарка, что составляет 82,6% от общего объема машин. На российские автомобили приходится 17,4% — 662 023 транспортных средства.
Самой распространенной моделью в Москве стал Ford Focus. На данный момент в столице насчитывается 89 337 таких машин. На втором месте — Hyundai Solaris (85 715 зарегистрированных автомобилей). Первое место замыкает Kia Rio — в Москве насчитывается 79 841 такая машина. Далее следуют Skoda Octavia и Volkswagen Polo, которых насчитывается 73 746 и 65 260 ед. автомобилей соответственно.
Самой популярной машиной российского производства в столице стала Lada 2109. Этот автомобиль в общем рейтинге занимает шестое место. Аналитики насчитали в столице 61 031 такой автомобиль. Седьмым стал внедорожник Nissan X-Trail — всего 54 953 автомобиля зарегистрировано в московском автопарке. Далее следуют: Lada 2107 (54 928 ед.), Lada 2106 (54 836 машин) и Toyota Camry (52 643 ед.).
Ранее аналитическое агентство «Автостат» сообщило, что в Москве в январе самыми популярными автомобилями стали модели корейских брендов. Так, рейтинг возглавляет Kia Rio. В первый месяц 2020 г. москвичи приобрели 693 таких машины. Эта цифра на 7,3% больше показателей за аналогичный период 2019 года. На втором месте Hyundai Solaris. В прошлом месяце в столице было реализовано 645 автомобилей корейского бренда (+64,5%). Первую тройку замыкает Hyundai Creta. За месяц в Москве было продано 543 таких кроссовера, что на 15,8% больше, чем в 2019 году.
Симптомы легковой депрессии
В ряде регионов впервые сократилось количество зарегистрированных автомобилей
Парк легкового автотранспорта в Москве, Московской, Саратовской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и других регионах впервые за много лет сократился в 2022 году, следует из отчетности ГИБДД. При этом в Тюменской области, Татарстане и Приморском крае количество зарегистрированных машин, наоборот, выросло. В среднем по стране темпы прироста личного автотранспорта снизились в три-четыре раза по сравнению с показателями двух-трехлетней давности. Опрошенные “Ъ” эксперты связывают это как с общим падением продаж на автомобильном рынке, так и с отъездом россиян из страны в 2022 году.
В одних регионах машин стало заметно меньше, зато в других — прибавилось
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
В одних регионах машин стало заметно меньше, зато в других — прибавилось
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Изучив статистический раздел сайта Госавтоинспекции, “Ъ” обнаружил: по итогам 2022 года в органах ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн механических транспортных средств. Это всего на 312 тыс. (или 0,5%) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах, отметим, автопарк уверенно рос на 1,4–1,9% ежегодно.
К концу 2022 года в стране было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин.
- Грузовиков — 6,67 млн,
- автобусов — 833,6 тыс.,
- транспортных средств категории L (мотоциклы, мопеды, квадроциклы) — 2,3 млн.
«Годовалых» машин в пользовании россиян стало на 9% больше (более 9 млн), транспортных средств возрастом один-три года — на 2% (6,5 млн). Однако транспортных средств старше 15 лет по-прежнему больше всего — более 19 млн. Впрочем, транспорт становится все более экологичным: авто с двигателями класса «Евро-5» стало больше на 4% по сравнению с 2021 годом, «Евро-6» — на 33%. А приносящих больший вред природе агрегатов «Евро-1» стало на 2% меньше. Самым массовым сегментом остаются машины с двигателями «Евро-4» (15,8 млн) и с двигателями, класс которых не установлен (15 млн). На 61% увеличился парк электромобилей (всего их 23,7 тыс. штук), на 51% — гибридов (138,5 тыс. штук).
В Москве в 2022 году впервые была зафиксирована убыль легкового парка: количество зарегистрированных в ГИБДД авто сократилось на 16,6 тыс., составив 4,13 млн.
В Подмосковье стало на 11,1 тыс. меньше легковушек, в Санкт-Петербурге — на 11 тыс., в Саратовской области — на 7,9 тыс., в Краснодарском крае — на 7,3 тыс., в Псковской области — на 5 тыс. В Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тыс. машин, в Тюменской области — на 5,3 тыс., в Татарстане — на 2 тыс., на Камчатке — на 1 тыс.
Рекордсменом стало Приморье, где за год на учет встало дополнительно 15 тыс. легковых машин. В 2022 году, сообщал ранее “Ъ”, физлица ввезли через Владивосток в Россию почти 200 тыс. подержанных авто, в основном японских и корейских.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге. В действительности многие автовладельцы снимают машины с учета и продолжают на них ездить (транспортные средства исчезают из баз ГИБДД и больше не отражаются в отчетности). «Люди сейчас пытаются экономить на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге,— пояснил он “Ъ”.— Поэтому, к примеру, в Москве из-за огромного количества камер наблюдается такое серьезное сокращение зарегистрированных легковых машин». Встречи с инспектором ГИБДД, считает Антон Шапарин, таких водителей не пугают.
Но президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такую версию маловероятной. Если водитель не сдает номера в ГИБДД при прекращении регистрации, то они объявляются в розыск. При проверке такой машины инспектором оформляется материал за управление с подложными госрегзнаками (чревато лишением прав до полугода). Поэтому господин Травин склоняется к другой версии: он напоминает, что в прошлом году многие россияне покинули страну из-за начала военной операции и объявления частичной мобилизации. Многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте.
Из Москвы миграция в 2022 году была самая значительная, добавляет координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, но многие автовладельцы продавали свои машины в другие регионы.
Отчасти этим объясняется прирост автопарка в некоторых субъектах. Виктор Травин не исключает, что среди снятых с учета авто может быть много внедорожников: по законодательству государство в оговоренных случаях может изымать полноприводные авто во время мобилизации. В связи с этим, предполагает господин Травин, многие автовладельцы прекращали регистрацию в ГИБДД.
Продажи машин в России упали на 63% по итогам января
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы сообщили “Ъ”, что в 2022 году ежедневно на дороги города выезжало 2,97 млн машин — на 140 тыс. меньше (на 4,9%), чем в 2021 году. «Большая часть автомобилистов вернулись или впервые пришли в городской транспорт, а также чаще стали пользоваться такси,— говорят в ЦОДД.— Все больше москвичей предпочитает метро, МЦД, трамваи и электробусы для ежедневных поездок на работу. В 2022 году пассажиры совершали в рабочий день более 15 млн поездок, на 580 тыс. больше, чем в 2021 году».
Обновление автопарка идет гораздо медленнее из-за резкого сокращения продаж новых авто, добавляет Антон Шапарин. В 2023 году в Россию, по его прогнозам, будет ввезено гораздо больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году рынок новых авто упал на 59%, до 687 тыс. В ассоциации ожидают, что в 2023 году рынок вырастет на 12%, до 0,77 млн.
Число легковых автомобилей впервые сократилось более чем в пяти регионах России
По итогам 2022 года в органах ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн механических транспортных средств. Это всего на 312 000 автомобилей (или 0,5%) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах автопарк рос на 1,4–1,9% ежегодно. Как минимум в шести российских регионах легковой автопарк впервые за много лет пошел на убыль, а рекордсменом по приросту числа регистраций стало Приморье — на учет за год дополнительно встало 15 000 легковых машин, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику ГИБДД.
К концу 2022 года в России было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин. Самым массовым сегментом остаются машины с двигателями «Евро-4» (15,8 млн) и с двигателями, класс которых не установлен (15 млн). На 61% увеличился парк электромобилей (всего 23 700), на 51% — гибридов (138 500).
Количество зарегистрированных легковых автомобилей сократилось в десяти регионах: в Москве — на 16 600, в Московской области — на 11 100, в Санкт-Петербурге — на 11 000, в Саратовской области — на 7900, в Краснодарском крае — на 7300, в Псковской области — на 5000. В Калининградской области легковой автопарк вырос на 9000 машин, в Тюменской области — на 5300, в Татарстане — на 2000, на Камчатке — на 1000.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге. По его словам, многие автовладельцы снимают машины с учета и продолжают на них ездить, тем самым экономя на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такую причину сокращения автопарка маловероятной. Управление машиной с подложными государственными регистрационными знаками наказывается лишением прав до полугода, отметил Травин.
Собеседник газеты добавил, что в прошлом году многие россияне покинули страну, многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что миграция из Москвы в 2022 году была самая значительная, но многие автовладельцы продавали свои машины в другие регионы. Этим можно, по его словам, объяснить прирост автопарка в некоторых регионах.
Виктор Травин не исключил, что среди снятых с учета автомобилей может быть много внедорожников. По законодательству государство в оговоренных случаях может изымать полноприводные машин во время мобилизации, сказал правозащитник. Он предположил, что многие автовладельцы прекращали регистрацию в ГИБДД из-за этого.
Обновление автопарка идет гораздо медленнее из-за резкого сокращения продаж новых авто, сказал Шапарин. В 2023 году в Россию, по его прогнозам, будет ввезено гораздо больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году рынок новых машин упал на 59%, до 687 000. В АЕБ ожидают, что в 2023 году рынок вырастет на 12%, до 0,77 млн.