Теперь и термостаты, в том числе электронные
Термостат — это прибор, благодаря которому стрелка температуры двигателя держится на отметке 90 градусов и в мороз и в жару. А если серьезно, термостат решает минимум четыре задачи:
1. Регулирует и поддерживает рабочую температуру двигателя.
2. Ускоряет прогрев двигателя.
3. Предотвращает перегрев двигателя.
4. Повышает топливную экономичность.
Термостаты NRF. Фото: NRF
В этом материале мы расскажем о неисправностях термостата, о том как их правильно ставить, про термостаты с электронным управлением, а также про термостаты NRF и их преимущества.
Основные симптомы неисправного термостата
Термостат заклинил в полностью закрытом положении. Охлаждающая жидкость не может достичь основного радиатора, и ее охлаждение происходит в отопителе. Двигатель страдает от перегрева, что может привести к повреждению прокладки ГБЦ. Стрелка температуры на панели приборов будет в критической — красной зоне.
Термостат заклинил в полностью открытом положении. Когда термостат всегда открыт, двигатель долго прогревается или вообще не может достичь рабочей температуры. Это связано с тем, что охлаждающая жидкость все время циркулирует по большом контуру охлаждения и постоянно охлаждается радиатором. При этом отопитель не нагревается.
Утечка охлаждающей жидкости из корпуса термостата. Все работает, но уровень охлаждающей жидкости падает, приходится доливать. Обычно дело в прокладке: например, если она рассохлась. Но бывают случаи, когда повреждается корпус.
11 шагов успешной установки термостата
Гарантия аннулируется, если ремонт не проводится сертифицированным и обученным специалистом! Избегайте соблазна сократить время установки. Исключите вероятность последующих дорогостоящих операций.
1. Безопасность прежде всего. Специалист по установке отвечает за соблюдение всех национальных, региональных и местных нормативных требований. Надевайте защитные очки и перчатки. Не роняйте термостат. Несоблюдение надлежащих процедур установки может нанести вред здоровью и имуществу.
2. Перед обслуживанием дайте системе охлаждения остыть. Убедитесь, что зажигание автомобиля выключено, и не запускайте двигатель до завершения ремонта.
3. Слейте охлаждающую жидкость. Если система охлаждения содержит загрязнённый хладагент, то систему необходимо промыть. Обязательно утилизируйте охлаждающую жидкость с соблюдением требований по охране окружающей среды.
4. Снимите и осмотрите шланги. При необходимости замените их.
5. Снимите старый термостат и прокладку. Проверьте причину отказа старого термостата, чтобы убедиться, что новый термостат снова не выйдет из строя. Например, известковый налет или коррозия.
6. Очистите установочные поверхности прокладки. Будьте осторожны, не повредите установочные поверхности.
7. Установите новый термостат. Проследите, чтобы он стоял правильно.
8. Установите новую прокладку. Не используйте силикон или герметик.
9. Установите корпус термостата и равномерно затяните крепежные болты. Их необходимо затягивать с моментом затяжки, указанным производителем!
10. Залейте охлаждающую жидкость в систему и дайте двигателю прогреться до нормальной рабочей температуры примерно при 2000 об/мин. Проверьте все соединения на предмет утечек охлаждающей жидкости. Всегда используйте охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем автомобиля.
11. После того, как двигатель достигнет нормальной рабочей температуры, заглушите двигатель, дайте ему остыть и еще раз проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте охлаждающую жидкость. Убедитесь, что в системе нет воздуха. Воздух может отрицательно повлиять на эффективность работы системы охлаждения.
Термостаты с электронным управлением
Когда двигатель работает на полную мощность, температура в системе охлаждения повышается. Более высокие рабочие температуры могут иметь негативные последствия. Производители автомобилей могут использовать термостаты с электронным управлением, которые эффективно снижают температуру охлаждающей жидкости.
В отличие от стандартного термостата, термостат с электронным управлением может быть открыт в заданное время. По этой причине в управляемом термостате используется специальный нагревательный элемент. Это позволяет определять степень открытия такого термостата в зависимости от текущей нагрузки двигателя и обеспечить оптимальную рабочую температуру двигателя.
Термостат NRF с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Фото: NRF
Основная механическая конструкция, а также функции термостата c электронным управлением аналогичны традиционному термостату. В управляемом термостате в расширительный элемент встроен специальный нагревательный элемент, который составляет единое целое с корпусом термостата. Корпус термостата изготавливают из пластика или алюминия. А внутренняя часть соединена с электрическим разъемом, который питает нагревательную катушку, которая соединена с расширительным элементом. Когда электронный блок управления считывает температуру охлаждающей жидкости и температуру двигателя по датчику температуры, он включает нагревательную катушку в электронном термостате. По току, протекающему к нагревательной катушке, определяется степень открытия термостата с электронным управлением на основе графика технических характеристик температуры, которые есть в электронном блоке управления двигателем (ЭБУ).
Термостат NRF с электронным управлением. Фото: NRF
Недостатки электронных термостатов. Помимо причин, по которым традиционные термостаты могли выходить из строя, появились и новые. В электронном термостате есть проводка, резисторы и контактные соединения. Они могут окислиться.
Существуют и внешние причины выхода из строя термостатов: например, отказ датчиков. Поэтому неисправность электронных термостатов лучше выявлять с помощью компьютерной диагностики.
Вот некоторые из возможных кодов неисправностей. Действительны для автомобилей VAG-группы, BMW, MINI, Mercedes, Cadillac и Chevrolet:
P0597 — Управление нагревателем термостата, обрыв цепи
P0598 — Управление нагревателем термостата, низкий уровень сигнала
P0599 — Управление нагревателем термостата, высокий уровень сигнала
P1619 — Цепь управления термостатом охлаждающей жидкости двигателя, низкий уровень сигнала
Термостаты NRF
Как и все изделия, термостаты с электронным управлением проходят всесторонние испытания и тесты в нашем техническом отделе NRF на предмет правильной установки, высокой производительности и длительного срока службы.
Термостаты NRF спроектированы и изготовлены в соответствии со спецификациями оригинальных производителей. Поэтому они работают, как оригинальные. Практически все термостаты NRF комплектуются EASY FIT, а значит все необходимое для установки — в комплекте. Это гарантирует идеальную установку и быструю замену детали.
Термостат с установочным комплектом EASY FIT. Фото: NRF
NRF предлагает широкий ассортимент обычных термостатов типа «картридж» и термостатов в сборе с корпусом, в том числе и термостаты с электронным управлением. Весь модельный ряд проверен с использованием оригинальных деталей и испытан на эксплуатационные характеристики. Поэтому термостаты NRF — идеальный выбор запасных частей высокого качества.
Термостат с подогревом как работает
Смотрел тут всякую всячину и попался интересный девайс. Я понимаю, что он как то связан с турбиной и воздухом, НО при рассмотрении, корпус подходящий и клапан присутствует с хорошим проходным отверстием.
Возможно, что это решение исполнительного механизьма термостата.
Я в английском не силён, поглядите в орригинале, почитайте про него.
Вот ссылочка на диалэкстрим.
Управляемый термостат. Или «нет, это не датчик, это подогрев»
Здесь надо сделать усилие и признать откровенную вторичность поста — этот вопрос объясняет миллион источников в сети. Но когда меня это удерживало? Пусть и мое слабое перо создаст, а гугл проиндексирует очередной ответ на запрос "чоэта за разъем на термостате".
Попробуем в форме "вопрос-ответ".
1) Что за разъем?
Это подогрев термостата. Да, там два вывода всего. А внутри термостата — нагревательная спираль, такой маленький ТЭН.
2) Как он работает?
Если к разъему ничего не подключать — термостат работает как самый обычный термостат, но с температурой открытия 105 градусов (говорю про автомобиль Opel Astra и мотор A16LET, на других марках-моделях цифры могут отличаться). Если подключить соответствующий разъем — блок управления при определенных условиях будет подавать ток на нагреватель, когда температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигнет 95 градусов. В этом случае ТЭН подогреет активный элемент термостата, и термостат откроется до достижения ОЖ номинальной температуры. ОЖ пойдет в радиатор. Дальше работа системы охлаждения не будет отличаться ничем от системы, где установлен "обычный" термостат с температурой открытия 95 градусов.
3) При каких условиях блок управления открывает термостат раньше?
Упрощенно, но близко к истине:
— на ХХ — блок управления не вмешивается, термостат открывается на 105 градусах;
— в движении — блок управления включает подогрев по достижении 95 градусов и поддерживает такой температурный режим.
Уверен, если когда-нибудь нам откроется истинный алгоритм, то мы ахнем от тысячи условий и калибровочных поправок, но в целом конечный результат именно такой, как описан.
4) Зачем такая высокая температура на ХХ?
Опять же, без особого углубления в тему — это позволяет минимизировать содержание вредных веществ в выхлопе и уложиться в какие-то из норм "Евро-x".
5) Почему нельзя всегда держать 105 градусов?
При такой температуре уже на ХХ не очень легко приходится мотору, маслу, уплотнительным резинкам и т.п. Если к этому прибавить повышенные обороты и нагрузку (а именно они появляются в движении) — будет совсем плохо.
6) Но указатель температуры на приборной панели показывает 90, и стрелка даже не дергается
Вот уже как лет 15 даже на подавляющем большинстве машин указатель температуры ОЖ не работает напрямую от датчика. Показания с датчика поступают на блок управления. Этот же блок управления командует приборной панели, что конкретно показывать. Это очень хорошо видно, если сканером на уровне Autocom подключиться и запустить тест приборной панели. И вообще, это вам еще очень сильно повезло, если у вас в машине такой указатель есть — частенько нет и этого.
Говоря приближенно, софт написан так, что при температуре ОЖ в диапазоне 80-110 градусов стрелка указателя температуры будет показывать 90 градусов, или то самое деление, которое "строго посередине". А в сторону "красных" значений сместится только при превышении тех самых 110 градусов, а то и чуть повыше.
Настоящую температуру ОЖ в таких системах можно узнать только с помощью диагностического сканера. Радует, что необязательно продвинутого — достаточно ELM327 в любой его ипостаси.
7) Ломается ли эта система?
Еще как. Для тех же Opel Astra это прямо таки типовая болячка, почти как утечки антифриза откуда только можно. Внешнее проявление на Astra J — сообщение об ошибке на приборке+звуковое "дилинь-дилинь" в салоне+включение вентилятора охлаждения на полную скорость. Ну и еще какая-то соответствующая ошибка в память пишется, но кроме сканера, ее ничем не прочитать.
Блок управления постоянно мониторит сопротивление этой самой ниточки-ТЭН, если оно выходит за рамки заданного — то и играет тревогу с описанными выше симптомами.
8) Ну ошибка понятно, а нафига вентилятор включать?
Вопрос, которым я долго задавался сам — вроде температура относительно в норме, зачем судорожно молотить.
Частичное объяснение см. в пункте 5 — нельзя держать такую температуру в мощностных режимах. Сюда же добавлю пункт 3 — про наверняка существующую тысячу условий и калибровочных поправок.
Если коротко — в этом случае блок управления пытается спасти мотор от работы на недопустимо высокой температуре. Об истинных целях остается только догадываться, но мне нравится такая его самоотверженная и заботливая роль.
9) На каких машинах это есть?
В уютный сервис с таким приезжают только Opel Astra. Такого полно на Mercedes/BMW/VAG, но представители этой тройки в наши гаражные ебеня ездить не очень любят. Среди бюджетных автомобилей это вроде пока не особо распространено.
Термостат с подогревом как работает
Вам слишком жарко? Тогда вам захочется охладиться. Вам слишком холодно? Значит нужно согреться. Наши тела — это удивительные саморегулирующиеся механизмы, которые могут постоянно приспосабливаться, чтобы поддерживать температуру в пределах 37 ° C. Но остальной мир не так устроен. Если мы хотим, чтобы в наших домах поддерживалась более или менее постоянная температура, мы должны постоянно включать и выключать обогреватели — или, в качестве альтернативы, полагаться на умные устройства, называемые термостатами, которые сделают эту работу за нас. Что они собой представляют и как работают? Заглянем внутрь!
На фото: простой механический термостат, устанавливаемый в шкафах управления и автоматики для контроля температуры нагрева воздуха от обогревателей ОША. На нем демонстрируется текущая температура в градусах Цельсия. После того, как вы установили температуру, термостат должен включать и выключать обогрев по мере необходимости, чтобы поддерживать в шкафу нужную температуру. На практике такой термостат не включается и не выключается при одной температуре, а переключается между небольшим диапазоном температур по обе стороны от установленного вами значения.
Что такое термостат?
Наверняка вы где-либо уже видели терморегулятор, размещенный на стене или бытовой технике для управления системой отопления . И хотя на самом устройстве указывается температура, это не термометр . Это называется термостатом , современным словом на основе два древних греческих: термо- (значение тепла ) и Статос (что означает стоячие и связанный с такими словами , как стаз, статус — кво, и статическим электричеством, означающим оставаться таким же). Уже по названию мы можем сказать, что термостат — это то, что «сохраняет тепло одинаково»: когда температура контролируемого отопления или технологического процесса слишком низкая, термостат включает отопление, поэтому температура быстро повышается; как только температура достигает установленного нами уровня, термостат отключает нагрев. Для контроля охлаждения термостат работает аналогично: пока температура больше установленной, охладители работают, как только достигается граничное значение, они отключаются.
Давайте просто проясним разницу: термометр — это то, что измеряет температуру; термостат — это то, что пытается поддерживать температуру (поддерживать ее примерно такой же).
На фото: электронный термостат STC-1000 с цифровым показанием температуры. Этот работает немного иначе, чем механический на верхнем фото. Дисплей является частью программатора. Данные о температуре поступают с термопары, которая постоянно измеряет температуру в контролируемой среде, а затем терморегулятор включает и выключает нагрев или охлаждение, чтобы поддерживать его в пределах 1 ° C от установленной вами температуры.
Как работают термостаты
Так как же работает термостат? Большинство вещей становятся больше при нагревании и меньше при остывании (заметным исключением является вода : она расширяется при нагревании и при замерзании). Механические термостаты используют эту идею (которая называется тепловым расширением) для включения и выключения электрической цепи. В двух наиболее распространенных типах используются биметаллические ленты и газонаполненные сильфоны.
Биметаллические термостаты
Традиционный термостат состоит из двух частей, состоящих из разных металлов, скрепленных вместе, образуя так называемую биметаллическую полосу (или биметаллическую пластину). Пластина работает как мост в электрической цепи, подключенной к вашей системе нагрева. Обычно «мост не работает», пластина пропускает электричество по цепи, и нагрев включен. Когда пластина нагревается, один из металлов расширяется больше, чем другой, поэтому вся полоса очень немного изгибается. В конце концов, он так сильно изгибается, что разрывает цепь. «Мост установлен», мгновенно отключается электричество, отключается нагрев, и температура начинает снижаться.
Но что происходит потом? По мере охлаждения пластина тоже остывает и возвращается к своей первоначальной форме. Рано или поздно он снова включается в цепь и снова заставляет электричество течь, и нагрев снова включается. Регулируя шкалу температуры, вы изменяете температуру, при которой контур включается и выключается. Поскольку металлической полосе требуется некоторое время для расширения и сжатия, нагрев не включается и выключается постоянно каждые несколько секунд, что было бы бессмысленно (и весьма раздражающе). К примеру, при отоплении дома, в зависимости от того, насколько хорошо изолирован ваш дом и насколько холодно на улице, может потребоваться час или больше, чтобы термостат снова включился после того, как он выключился. А встроенные терморегуляторы в обогревателях шкафов управления ОША, которые служат для поддержания температуры нагревателя в безопасном диапазоне, могут включаться чаще.
Как биметаллический термостат включается и выключается
- Внешний диск позволяет установить температуру, при которой термостат включается и выключается.
- Циферблат соединен цепью с датчиком температуры (биметаллическая полоса, показанная здесь красным и синим), который включает и выключает электрическую цепь путем изгиба.
- Биметаллическая («двухметаллическая») пластина состоит из двух отдельных металлических полос, скрепленных между собой: кусок латуни (синий) прикручен к железному элементу (красный).
- При нагревании железо расширяется меньше, чем латунь, поэтому биметаллическая полоса изгибается внутрь при повышении температуры.
- Биметаллическая пластина образует часть электрической цепи (серый путь). Когда полоска остыла, она прямая, поэтому она действует как мост, по которому может течь электричество. Включен контур и нагрев. Когда полоса более горячая, она изгибается и разрывает цепь, поэтому электричество не может течь. Теперь цепь отключена.
Газонаполненный сильфон
Проблема с биметаллическими пластинами заключается в том, что они долго нагреваются или охлаждаются, поэтому они не быстро реагируют на изменения температуры. Альтернативная конструкция термостата определяет изменения температуры быстрее с помощью пары металлических дисков с газонаполненным сильфоном между ними. Диски имеют большую площадь поверхности, поэтому они быстро реагируют на тепло, и они гофрированы (на них есть выступы), что делает их упругими и гибкими. Когда контролируемая среда нагревается, газ в сильфоне расширяется и раздвигает диски. Внутренний диск нажимает на микровыключатель в центре термостата, выключающий электрическую цепь (и нагрев). По мере охлаждения помещения газ в сильфоне сжимается, и металлические диски снова сжимаются. Внутренний диск отходит от микровыключателя, включение электрической цепи и повторное включение нагрева. Вы также можете найти термостаты с гофрированными сильфонами в других областях применения (например, в старых автомобилях), и вместо газа они иногда заполняются летучей (низкокипящей) жидкостью, такой как разбавленный спирт; точное химическое вещество внутри зависит от диапазона температур, в котором они должны работать.
Фото: термостат регулирует температуру с помощью пары металлических дисков, разделенных газонаполненными сильфонами, которые нажимают на микровыключатель. При повороте шкалы температуры диски перемещаются ближе или дальше от микровыключателя в центре. Это означает, что газовый сильфон должен более или менее расшириться, чтобы включить или выключить электричество, эффективно повышая температуру, при которой срабатывает переключатель (и комнатную температуру).
Восковые термостаты
Подводя итог тому, что мы уже определили, вы можете увидеть, что все механические термостаты (все неэлектронные) используют вещества, которые изменяют размер или форму с повышением температуры. Таким образом, битметаллические термостаты полагаются на расширение металлов по мере их нагрева, в то время как газовые сильфоны работают за счет расширения газов. Некоторые термостаты идут дальше и используют изменение состояния вещества с жидкости на газ. Восковые термостаты, вероятно, являются наиболее распространенным примером, и вы найдете их в домашних радиаторных клапанах, автомобильных двигателях и душевых смесителях.. Они используют маленькую пробку воска внутри запечатанной камеры. При изменении температуры воск плавится (меняет состояние с твердого на жидкое), сильно расширяется и выталкивает стержень из камеры, который включает или выключает что-то (управление системой охлаждения двигателя в автомобиле или регулирование смеси горячего и холодной воды в душе, чтобы тело не закипело, как омар). Восковые термостаты имеют тенденцию быть более надежными и долговечными в экстремальных условиях внутри двигателя автомобиля.
Фото1: Как работает восковой термостат. Воск (синий) находится внутри запечатанной камеры (серый), в которой находится металлическая игла (серебряная). При повышении температуры воск плавится, расширяется и выталкивает иглу из камеры (желтые стрелки). Поднимающаяся стрелка включает или выключает любое устройство, которым управляет термостат. Пружина (не показано) тянет весь механизм снова, когда температура падает. Фото2: вот внутренняя часть регулятора душа со смесителем, показывающая, как на самом деле выглядит восковой термостат. Маленький черный цилиндр посередине — это восковой термостат, который перемещается внутрь и наружу, регулируя подачу горячей и холодной воды, поддерживая более или менее постоянную температуру смешанной воды (выходящей из душевой лейки). На этой фотографии показана пружина, которая отводит термостат назад, когда температура падает, а восковой термостат снова сжимается.
Термостатические радиаторные клапаны
На фото: этот термостатический клапан регулирует поток горячей воды через радиатор, предотвращая перегрев помещения. Если в комнате становится слишком жарко, срабатывает восковой термостат, который приводит в действие клапан, перекрывая поток воды через радиатор до тех пор, пока температура снова не упадет.
Температурные клапаны, установленные на радиаторах центрального отопления, обычно используют восковые термостаты. Когда радиаторы нагреваются до установленного вами уровня, восковые клапаны расширяются и уменьшают поток воды через радиатор, пока температура снова не упадет. В сочетании с комнатными термостатами такие клапаны могут защитить ваш дом от перегрева — и это хороший способ как сэкономить энергию и деньги, так и внести свой вклад в борьбу с глобальным потеплением .
Цифровые электронные термостаты
Более современные цифровые терморегуляторы не имеют подвижных частей, измеряющих температуру, и вместо этого они опираются на данные электронных температурных датчиков сопротивления – термопар.
Электронные терморегуляторы имеют жидкокристаллический дисплей, на который выводится температура текущая и запрограммированные параметры. Некоторые из них имеют кнопки для настройки или же сенсорный экран.
Для управления нагревом и охлаждением в цифровых электронных терморегуляторах используется реле или полупроводник, к примеру, симистор. Датчики температуры (термопары) обычно идут в комплекте с цифровыми терморегуляторами.
Недорогим и в то же время достаточно качественным примером цифрового терморегулятора является популярный современный терморегулятор STC-1000. Он очень прост в настройке, имеет жк дисплей и 4 кнопки для программирования параметров. Данные температуры поступают от термопары, которая также входит в комплект.
Есть терморегуляторы, которые функционируют на основе не одного, а нескольких термодатчиков, анализируя показатели температуры с них. К примеру, если вам нужно контролировать температуру радиатора для отопления в комнате, один из термодатчиков может быть настроен на поддержание батареи на определенном уровне температуры, а второй на определенную температуру воздуха в самой комнате. Таким образом можно не допустить как перегрева батареи, так и оптимальной температуры воздуха.
На сайте компании Элемаг вы найдете большой выбор терморегуляторов как механического, так и цифрового типов. Для подбора наиболее подходящего термостата для вашей системы нагрева или охлаждения обращайтесь к нашим специалистам по телефону и получите бесплатную квалифицированную консультацию по данной теме.
Термостат с подогревом как работает
Смотрел тут всякую всячину и попался интересный девайс. Я понимаю, что он как то связан с турбиной и воздухом, НО при рассмотрении, корпус подходящий и клапан присутствует с хорошим проходным отверстием.
Возможно, что это решение исполнительного механизьма термостата.
Я в английском не силён, поглядите в орригинале, почитайте про него.
Вот ссылочка на диалэкстрим.
Управляемый термостат. Или «нет, это не датчик, это подогрев»
Здесь надо сделать усилие и признать откровенную вторичность поста — этот вопрос объясняет миллион источников в сети. Но когда меня это удерживало? Пусть и мое слабое перо создаст, а гугл проиндексирует очередной ответ на запрос "чоэта за разъем на термостате".
Попробуем в форме "вопрос-ответ".
1) Что за разъем?
Это подогрев термостата. Да, там два вывода всего. А внутри термостата — нагревательная спираль, такой маленький ТЭН.
2) Как он работает?
Если к разъему ничего не подключать — термостат работает как самый обычный термостат, но с температурой открытия 105 градусов (говорю про автомобиль Opel Astra и мотор A16LET, на других марках-моделях цифры могут отличаться). Если подключить соответствующий разъем — блок управления при определенных условиях будет подавать ток на нагреватель, когда температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигнет 95 градусов. В этом случае ТЭН подогреет активный элемент термостата, и термостат откроется до достижения ОЖ номинальной температуры. ОЖ пойдет в радиатор. Дальше работа системы охлаждения не будет отличаться ничем от системы, где установлен "обычный" термостат с температурой открытия 95 градусов.
3) При каких условиях блок управления открывает термостат раньше?
Упрощенно, но близко к истине:
— на ХХ — блок управления не вмешивается, термостат открывается на 105 градусах;
— в движении — блок управления включает подогрев по достижении 95 градусов и поддерживает такой температурный режим.
Уверен, если когда-нибудь нам откроется истинный алгоритм, то мы ахнем от тысячи условий и калибровочных поправок, но в целом конечный результат именно такой, как описан.
4) Зачем такая высокая температура на ХХ?
Опять же, без особого углубления в тему — это позволяет минимизировать содержание вредных веществ в выхлопе и уложиться в какие-то из норм "Евро-x".
5) Почему нельзя всегда держать 105 градусов?
При такой температуре уже на ХХ не очень легко приходится мотору, маслу, уплотнительным резинкам и т.п. Если к этому прибавить повышенные обороты и нагрузку (а именно они появляются в движении) — будет совсем плохо.
6) Но указатель температуры на приборной панели показывает 90, и стрелка даже не дергается
Вот уже как лет 15 даже на подавляющем большинстве машин указатель температуры ОЖ не работает напрямую от датчика. Показания с датчика поступают на блок управления. Этот же блок управления командует приборной панели, что конкретно показывать. Это очень хорошо видно, если сканером на уровне Autocom подключиться и запустить тест приборной панели. И вообще, это вам еще очень сильно повезло, если у вас в машине такой указатель есть — частенько нет и этого.
Говоря приближенно, софт написан так, что при температуре ОЖ в диапазоне 80-110 градусов стрелка указателя температуры будет показывать 90 градусов, или то самое деление, которое "строго посередине". А в сторону "красных" значений сместится только при превышении тех самых 110 градусов, а то и чуть повыше.
Настоящую температуру ОЖ в таких системах можно узнать только с помощью диагностического сканера. Радует, что необязательно продвинутого — достаточно ELM327 в любой его ипостаси.
7) Ломается ли эта система?
Еще как. Для тех же Opel Astra это прямо таки типовая болячка, почти как утечки антифриза откуда только можно. Внешнее проявление на Astra J — сообщение об ошибке на приборке+звуковое "дилинь-дилинь" в салоне+включение вентилятора охлаждения на полную скорость. Ну и еще какая-то соответствующая ошибка в память пишется, но кроме сканера, ее ничем не прочитать.
Блок управления постоянно мониторит сопротивление этой самой ниточки-ТЭН, если оно выходит за рамки заданного — то и играет тревогу с описанными выше симптомами.
8) Ну ошибка понятно, а нафига вентилятор включать?
Вопрос, которым я долго задавался сам — вроде температура относительно в норме, зачем судорожно молотить.
Частичное объяснение см. в пункте 5 — нельзя держать такую температуру в мощностных режимах. Сюда же добавлю пункт 3 — про наверняка существующую тысячу условий и калибровочных поправок.
Если коротко — в этом случае блок управления пытается спасти мотор от работы на недопустимо высокой температуре. Об истинных целях остается только догадываться, но мне нравится такая его самоотверженная и заботливая роль.
9) На каких машинах это есть?
В уютный сервис с таким приезжают только Opel Astra. Такого полно на Mercedes/BMW/VAG, но представители этой тройки в наши гаражные ебеня ездить не очень любят. Среди бюджетных автомобилей это вроде пока не особо распространено.