Названы последствия для Европы из-за ограничения экспорта топлива из России
Введенное правительством РФ временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива ударит по потребителям в Европе из-за повышения цен и сокращения экспорта из Турции и Саудовской Аравии. Об этом рассказал «Известиям» 25 сентября руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард.
Эксперт напомнил, что после февраля прошлого года европейские страны, которые были основными покупателями бензина и дизельного топлива у РФ, перестали осуществлять покупки в рамках плана по диверсификации поставок и ухода от энергетической зависимости одного поставщика.
«Несмотря на это, экспортные поставки из РФ не были остановлены. Сменились направления поставок из Европы на рынки Турции, Бразилии и Саудовской Аравии», — уточнил он.
Как объяснил аналитик, эти три страны получили возможность высвободить топливо, произведенное на собственных нефтеперерабатывающих заводах, что позволило направить его на экспорт бывшим покупателям российского топлива в Европе.
«Введенные [российским правительством] ограничения на экспортные поставки [топлива и тяжелых дистиллятов] в конечном итоге ударят по потребителям в Европе из-за повышения цен и сокращения экспорта из таких стран, как Турция и Саудовская Аравия», — отметил Мейнхард.
При этом он не исключил, что Россия со своей стороны не может позволить себе слишком долго удерживать экспорт, так как это влияет на отечественные нефтяные компании, для которых экспортное направление всегда являлось наиболее прибыльным. Кроме того, косвенно это затронет и валютный рынок страны, так как недополученные валютные доходы приведут к снижению предложения валюты на внутреннем рынке РФ, добавил он.
«Россия уже сыграла ключевую роль в ужесточении мировых рынков дизельного топлива, сократив экспорт сырой нефти в тандеме с другими членами группы производителей нефти ОПЕК+, в первую очередь с Саудовской Аравией», — подчеркнул Мейнхард.
21 сентября правительство России ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. В тот же день в пресс-службе Минэнерго рассказали журналистам, что такие изменения позволят пресечь серый экспорт моторного топлива и насытить внутренний рынок. Там уточнили, что это временная мера.
Цены на топливо в Европе подскочили после запрета на экспорт из России
Цены на дизельное топливо в Европе подскочили на пять процентов, превысив тысячу долларов за тонну, пишет издание The Guardian.
Кроме того, по состоянию на 16:30 22 сентября цена на нефть марки Brent, по данным Лондонской фондовой биржи, с 21 сентября выросла на 1,18 процента, до 94,36 доллара за баррель.
Ранее правительство России временно запретило экспорт бензина и дизельного топлива во все страны, кроме Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как отметили в Кремле, такая мера будет способствовать насыщению внутреннего рынка, что приведет к снижению цен для российских потребителей. В Министерстве энергетики РФ добавили, что ограничения позволят также предотвратить «серый» экспорт моторного топлива.
Как пишет The Guardian со ссылкой на данные трейдеров Лондонской фондовой биржи, Россия уже сократила экспорт топлива почти на 30 процентов.
Какие страны затронет запрет на экспорт российского топлива
Из-за временного запрета на экспорт бензина и дизеля, который российские власти ввели 21 сентября, у Грузии, Турции и Бразилии могут возникнуть трудности с закупкой нефтепродуктов, сказал РБК управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Грузии будет труднее всех заместить поставки российского топлива, продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. За первое полугодие 2023 года эта страна импортировала 554,2 тыс. т нефтепродуктов, из них 81,1% пришлось на топливо из России. А Турции, которая за последний год резко нарастила закупки российского дизтоплива для удовлетворения нужд внутреннего рынка, чтобы собственный дизель продавать на экспорт, придется пересмотреть этот механизм и больше топлива оставлять в стране, добавляет эксперт аналитического агентства Kpler Виктор Катона.
Временный запрет не касается поставок нефтепродуктов в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), а также в Абхазию и Южную Осетию.
На фоне введения этой меры цены на дизель в Европе на бирже ICE выросли на 4,5%, превысив $1 тыс. за тонну. Решение о запрете экспорта может стать одним из факторов, который приведет к дальнейшему росту стоимости дизеля на европейском рынке, считает Митрахович. Страны ЕС 15 февраля ввели эмбарго на импорт нефтепродуктов из России, но все равно зависят от общей ситуации на мировом рынке.
Почему власти запретили экспорт бензина и дизеля
Запрет был введен на фоне почти не прекращающегося в России роста оптовых цен на топливо, который начался в мае, после того как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле президент Владимир Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. 12 сентября он признал, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. «Но это регулируемая позиция, <. > [теперь] производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — добавил он. Через неделю после этого вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры» для сдерживания оптовых цен на топливо, под которыми подразумевался временный запрет на экспорт.
Ожидания жестких мер властей уже привели к существенному падению оптовых цен. С 15 сентября по 22 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина АИ-92 упала на 20,6%, до 55,925 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 22,3%, до 59,362 тыс. руб. за тонну, дизтоплива — на 16,7%, до 61,431 тыс. руб. за тонну.
Какие страны покупали российские нефтепродукты
На фоне введения странами ЕС эмбарго на импорт российских нефтепродуктов Россия начала увеличивать поставки дизеля и бензина в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, что позволило Саудовской Аравии, ОАЭ и Турции увеличивать экспорт собственного сырья в Европу, говорят эксперты.
Франция отказалась от продажи бензина ниже себестоимости
Иллюстрация: thelocal.fr.
Французское правительство отказалось от плана разрешить продажу топлива по ценам ниже рентабельности. Мера, объявленная неделю назад, могла бы замедлить рост цен.
Французское правительство обсуждало выдачу разрешения на продажу топлива ниже себестоимости, но против выступили все дистрибьюторы. Поэтому от этой меры отказались, заявил президент Эммануэль Макрон в эфире France2 и TF1.
Премьер-министр Элизабет Борн, с другой стороны, попросит топливную промышленность на этой неделе «сделать продукцию доступной по себестоимости», сообщил президент.
Эммануэль Макрон также объявил о новой форме поддержки для компенсации высоких цен на топливо, которой могут воспользоваться работники с самыми низкими доходами. По словам президента, эта мера будет нацелена на «50% работников с низким доходом».
Продажа в убыток была запрещена во Франции с 1963 года. И сейчас из-за возможного временного лицензирования многие опасались, что супермаркеты будут слишком жестко конкурировать с небольшими независимыми автозаправочными станциями. Однако крупнейшие французские сети супермаркетов объявили, что не будут продавать топливо по убыточной цене, чтобы обуздать инфляцию, как предлагает правительство, а нефтяная компания Total указала, что она не опустит цены ниже текущей цены в € 1,99 за литр на своих АЗС.
Из 10−11 тыс. АЗС во Франции треть принадлежит TotalEnergies, а половина — супермаркетам. Независимые автозаправочные компании имеют около 2500 заправок.
Как сообщало EADaily , бессрочный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России вызвал рост оптовых цен в Европе. ЕС запретил импорт российских нефтепродуктов с 5 февраля. Однако они идут другим потребителям, которые могут возобновить закупки у поставщиков, которые обеспечивают сейчас Европу.