Поворот под стрелку направо кому уступать
Перейти к содержимому

Поворот под стрелку направо кому уступать

  • автор:

«ПДД на пальцах». Эпизод 9: поворот и разворот под стрелку — у кого приоритет?

Сегодня рассматриваем ситуацию, когда два автомобиля на перекрёстке совершают манёвр на разрешающую стрелку светофора, только одному надо развернуться, а второму — просто повернуть. Как вы считаете, кто в данном случае имеет приоритет?

Оба автомобиля собираются совершить свой манёвр под зелёную стрелку на дополнительной секции светофора

Правильный ответ мы как обычно опубликуем через неделю в этом же посте. Ещё не подписались на наш блог? Сейчас самое время — в октябре мы проведём среди подписчиков конкурс с призами!

Посмотрим на ситуацию внимательно: для водителя фиолетовой машины основной сигнал светофора — красный, а у оранжевой машины — зелёный. И это ключевой момент: пункт 13.5 ПДД говорит, что если вы поворачиваете на зелёную стрелку дополнительной секции при основном красном сигнале, вы обязаны пропустить все ТС, которые движутся с других направлений.

А что до установленных на перекрёстке знаков приоритета, то, согласно пункту 6.15 ПДД, при работающем светофоре и «в случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора». То есть знаки на перекрёстке ввиду наличия работающих светофоров в этом случае просто не имеют силы.

Таким образом, водитель фиолетовой машины должен сначала пропустить оранжевый автомобиль, который совершает разворот, и только затем поворачивать направо.

Правильный ответ: первым разворачивается водитель оранжевого автомобиля.

Бывают и другие комбинации светофоров. Например, у оранжевого авто основной сигнал светофора может быть тоже красный. В этом случае по светофорам обе машины должны друг друга пропустить. Водитель оранжевой может даже вспомнить правило помехи справа, но оно в данном случае не действует, так как перекресток по-прежнему регулируемый. В этом случае участники движения уступают друг другу до тех пор, пока один из них не проявит волю — не остановится. Тогда у другого пропадёт обязанность уступать по п. 13.5 ПДД и он сможет проехать первым.

На практике советуем не полагаться на безупречное знание ПДД другими участниками движения. Как правило, на таких перекрестках машины разъезжаются через одного с каждого направления. Лучше дождаться однозначного понимания другим водителем ситуации и только после этого закончить маневр.

Правила поворота под стрелку: кто может воспользоваться преимуществом и проехать первым

светофор, стрелка, поворот, зеленый

Фото: «CAR.RU»

При поворотах на «стрелку» правильно поступают не все водители. На возникшую ситуацию реагируют медленно, в результате возникает дорожно-транспортное происшествие. Так кто же должен проезжать первым, а кому нужно уступать?

Большинство водителей уверены, что приоритет движения в такой ситуации у тех, кто должны выполнить разворот. Другие утверждают, что главный тот, кто поворачивает на дополнительный сигнал светофора. В данном случае нужно обратиться к правилам. Согласно им, автомобиль, собирающийся развернуться, может перестроиться в любую полосу.

В России большинство дорог имеют две полосы в одну и две полосы в другую сторону. В результате разворачивающийся автомобиль перестраивается в крайнюю правую полосу, но на ту же полосу выезжает и автомобиль, который планирует повернуть на стрелку. Если оба водителя плохо знают правила дорожного движения, аварийной ситуации не избежать.

светофор, зеленый, стрелка

Фото: «CAR.RU»

В пункте 13.5 прописано, в процессе движения на зеленую стрелку водитель обязан пропускать всех, и направление движения автомобилей не имеет значения. Все потому, что главный светофор ограничивает движение красным, а зеленый в дополнительной секции загорается только в определенный момент.

В приоритете водители, планирующие разворот, они двигаются на зеленый свет, и в данном случае у них он основной. Если вы пытаетесь повернуть на стрелку, сначала пропустите тех, кто движется по главной, а потом уже в свою очередь начинайте движение.

Если на зеленую стрелку в дополнительной секции маневры совершают сразу два автомобиля, то здесь будет действовать другое правило из пункта 8.9 ПДД. Здесь действует всем известное правило «помеха с права». Автомобили, которых направляют загоревшиеся стрелки, приоритета не имеют, и не важно, кто двигается и как совершает разворот. Поэтому и начали говорить, это помеха справа, а значит нужно подождать.

Большинство ситуаций, что случаются на дорогах, не просты. Не все водители понимают или видят, под какую секцию пытается проехать тот или иной вид транспорта. Новичкам приходится особенно сложно. Только закончив автошколу, они не успевают набраться достаточно опыта, и первое время нарушают правила чуть ли не каждый день.

светофор, зеленый, стрелка, знак

Фото: «CAR.RU»

Где дороги оживлены, такие ситуации особенно актуальны. Здесь от водителей требуется не только знание правил дорожного движения, но и внимательность, аккуратность. Реакция – это еще один важный критерий. Вы должно понимать, произойти может все что угодно, поэтому нужно всегда быть начеку, и в случае чего давить на тормоз или уходить от столкновения.

Ну и, конечно, водитель должен быть грамотным. Недостаточно выучить все правила, нужно правильно трактовать и применять на практике. Это единственный способ, позволяющий избежать спорных ситуаций на дорогах с другими водителями.

Поворот под стрелку направо кому уступать

ПДД РФ, 13. Проезд перекрестков

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

(п. 13.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300)

(см. текст в предыдущей редакции)

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

(п. 13.11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?

Светофор со стрелками

В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.

Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.

Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.

Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких — нет:

Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.

Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях

Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:

  • на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
  • в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.

Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:

Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:

Светофор с дополнительной секцией

Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:

Светофор со стрелками на основной части

У приведенных выше светофоров есть сходство — на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.

В каком случае нужно уступать дорогу при повороте на стрелку?

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Таким образом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, нужно только при одновременном выполнении двух условий:

  1. Зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора.
  2. В основной секции светофора включен желтый или красный сигнал.

Во всех остальных случаях транспортные средства, движущиеся с других направлений, приоритета не имеют.

Примечание. Кроме того, не нужно забывать про пункт 13.4 правил дорожного движения, относящийся только к повороту налево и развороту. При повороте налево и развороте следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора

Ситуация Нужно ли уступить дорогу Комментарий
Зеленая стрелка и красный сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Красный сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и желтый сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Желтый сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и зеленый сигнал не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции зеленый сигнал
Зеленая стрелка не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции не включен красный или желтый сигнал

Зеленая стрелка в основной секции светофора

Ситуация Нужно ли уступить дорогу Комментарий
Зеленая стрелка в основной секции не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота Стрелка включена в основной части, а не в дополнительной секции

Таким образом, если на дороге Вы встретили светофор, на основной части которого нанесены стрелки, то при проезде перекрестка не нужно уступать дорогу транспортным средствам со всех остальных направлений. Единственной исключение — поворот под стрелку указывающую налево, при котором нужно уступить автомобилям со встречного направления, поворачивающим направо или едущим прямо.

Если же Вы встретили светофор со стрелкой в дополнительной секции, то уступить дорогу транспортным средствам с других направлений нужно только при наличии желтого или красного сигнала в основной части светофора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *