Рынок моторных масел: петербургский автобизнес настроен оптимистично
Российский рынок смазочных материалов продолжает свою трансформацию, связанную с уходом ведущих иностранных производителей, появлением многочисленных подделок и ростом спроса на отечественную продукцию.
С розничного и оптового рынка РФ официально исчезли крупнейшие зарубежные производители смазочных материалов, которые также перестали поддерживать сервисы подтверждения подлинности своей продукции для РФ. Рынок также покинули лидеры рынка присадок, вынудив российских производителей масел и смазок оперативно искать выходы из сложившейся ситуации и корректировать свои формуляции. В продаже появилось большое количество ранее неизвестных российских и зарубежных производителей смазочных материалов, накладывающих на потребителя дополнительную нагрузку по изучению и оценке качества таких продуктов и поиску отзывов других клиентов, которых зачастую нигде нет.
Какие выходы видит бизнес в связи со сложившейся ситуацией? Представители автосалонов и сервис-центров северной столицы видят не только сложности, но и перспективы.
«С конца весны 2022 года мы в течение полугода были вынуждены использовать масла-аналоги с характеристиками и свойствами оригинальных масел с соответствующими спецификациями и одобрениями, — говорит Леонид Вейцер, сеть автоцентров «ИАТ Парнас». — Клиенты с осторожностью реагировали на такие нововведения и «эксперименты». Для убеждения в качестве продуктов приходилось на постоянно демонстрировать сертификаты, декларации соответствия».
Заполнить нишу, оставленную иностранными компаниями, поспешили не только российские производители и представители дружественных стран, но и многочисленные производители контрафакта, изготавливаемых в России, Китае, Индии, Турции и других странах. По некоторым данным, объем контрафактной продукции на рынке смазочных материалов составляет до 50% от его общего объема. Что наиболее опасно для потребителя, под видом параллельного импорта может реализовываться как залитый в канистры и крупную тару более дешёвый продукт, так и откровенный суррогат, способный привести к серьезным последствиям для автомобилей и выходу двигателя из строя.
«Сегодня на маркетплейсах под видом популярных брендов продаются огромные объемы некачественных масел и подделок, — уверен Альберт Габдулин, сеть центров по замене масла SPOT. — Недобросовестные продавцы научились качественно обходить механизмы верификации и проверки подлинности».
Многие участники рынка признаются: перед тем, как начать работать с новым поставщиком или брендом, они в обязательном порядке проводят исследование образцов в лаборатории, и только получив положительное заключение, принимают решение о дальнейшей работе.
В связи с изменившимся спросом возникла необходимость формирования новых исследовательских продуктов, замещающих недоступные сегодня тесты в зарубежных испытательных центрах:
«Как ответ на внешние обстоятельства мы разработали и внедрили новые комплексы испытаний, — говорит Александр Антонов, технический директор «МИЦ ГСМ». — Такие как комплекс лабораторных испытаний «Подтверждение соответствия» OilGarant®. Он предоставляет потребителю необходимую информацию для принятия взвешенного решения о соответствии предлагаемого смазочного материала требованиям классификаций API, ACEA и т.д. Комплекс включает в себя проведение испытаний моторных и трансмиссионных масел по большинству лабораторных тестов, предусмотренных в указанных классификациях».
В то же время эксперты настроены оптимистично. Внешнеполитическая обстановка последних лет стала стимулом для развития внутреннего производства. Потерянные объемы на рынке во многом компенсировали нарастившие производство российские предприятия. Активизировались и ранее локализованные иностранные бренды, которые вместо того, чтобы устраивать показательный демарш, воспользовались открывшимися возможностями.
В числе таких продуктов — хорошо известные россиянам моторные масла линеек ROLF, производство которых налажено в Калужском регионе в технопарке United Petrochemicals. Производитель не только не покинул рынок, напротив, продолжает наращивать продуктовый портфель, предлагая продукцию топ-уровня как для розничных потребителей, так и для бизнеса.
«Конечно, клиенты хорошо знают именитые импортные бренды, которые были много лет на слуху, поэтому важно постепенно донести до автовладельцев, что есть произведённые в России масла, которые легко заменяют зарубежные без потери качества, — считает Алексей Ершов, сеть СТО «Автостолица». — Хорошие моторные, трансмиссионные масла найти можно — качественные отечественные и локализованные зарубежные бренды практически полностью закрыли эту потребность».
Российские производители тоже воспользовались ситуацией на рынке и усилились, пересмотрев продуктовые портфели и добавив специализированные масла, которые ранее, в основном, приобретались автолюбителями из ассортимента импортных брендов. Например, SINTEC Lubricants выпустила на рынок сразу несколько интересных новинок, одна из которых — SINTEC Professional — специализированная линейка смазочных материалов для СТО с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Масла соответствуют всем общепринятым стандартам API, ACEA, а также стандартам ОЕМ и автопроизводителей, и полностью закрывают спрос на российском рынке, сформированный уходом зарубежных брендов.
Таким образом, несмотря на уход лидеров мирового рынка с рынка российского, отечественный потребитель не потерял возможности приобретать качественный товар. А сместив фокус с сомнительных и дорогостоящих масел «параллельного импорта» на российские и локализованные у нас смазочные материалы, автолюбители могут не только сэкономить на покупке (и на ремонте автомобиля вследствие использования контрафакта), но и получить продукт, обладающий свойствами, аналогичными характеристикам масел ушедших брендов.
К чему приведет трансформация рынка моторных масел?
Российский рынок смазочных материалов претерпел серьезные изменения. Однако процесс трансформации еще не завершен. Эксперты разных компаний – игроков рынка смазочных материалов, с которыми мы ведем диалог, дают свои прогнозы на будущее.
Их мнения подчас полярные. Одни – уверены в том, что рынок стабилизируется, другие, напротив, пророчат период турбулентности. Однако, и у тех, и у других есть точки соприкосновения, по которым их прогнозы совпадают.
Например, нынешнее время многие эксперты отрасли оценивают, как наилучшее для продвижения российских брендов. И с ними сложно не согласиться. Судите сами. Не так давно на рынке наблюдалась жесткая конкуренция, в которой российским производителям масел приходилось бороться за покупателя с именитыми западными конкурентами, которые многие годы проводили довольно агрессивную политику по завоеванию сегмента.
Это находило отражение не только в прямой рекламе, которая шла по линии средств массовой информации (журналы, сайты, телевидение, социальные сети), но и в борьбе за место на полках магазинов.
Не менее остро обстояли дела в сегменте снабжения сервисных центров и автопарков, где также наблюдалась сильная конкурентная борьба поставщиков смазочных материалов. Новым игрокам пробиться с малоизвестным в России брендом масла была крайне сложная и затратная по финансам задача. Потребители по большей части ориентировались на уже раскрученные и завоевавшие наш рынок марки, соответственно, за них они и голосовали рублем.
Что происходит на рынке моторных масел в 2023 году
Сегодня, когда западные лидеры покинули наш рынок, отечественные производители смазочных материалов, а также некогда числившиеся в аутсайдерах иностранные бренды получили шанс не просто занять пустующие позиции, но и прочно закрепиться на них. Подвинуть их, не прикладывая больших усилий, уже не получится.
Козыри нынешних лидеров рынка, а это прежде всего российские компании, а также западные фирмы, которые выпускают свою продукцию на контрактной основе, используя имеющиеся в РФ заводы – приличное качество продукции, относительно невысокая стоимость, а главное, минимальное количество подделок.
Сегодня это очень важно, так как на рынке продается много фальсификата, маскируемого под ушедшие именитые бренды. Применение таких смазочных материалов в моторах, агрегатах трансмиссии, гидравлическом оборудовании грозит выходом их из строя. А владельцам техники колоссальными убытками, связанными с ее простоем и необходимостью проведения ремонта после применения поддельного автомасла.
Появление новых игроков на рынке моторных масел: плюс или минус?
Однако, у каждой медали есть и обратная сторона. Так, помимо малоизвестных европейских брендов на наш рынок приходят совсем неизвестные ранее для нас игроки. Они ранее вели бизнес на территории своих стран и не планировали проводить экспансии, тем более на такой рынок как российский, имеющий очень большую емкость. Так вот, к качеству их продукции у экспертов имеются вопросы.
В частности, связанные с несоответствием заявленных в сопроводительных документах и реальных, полученных путем лабораторных исследований проб, свойств и качеств. Также имеются сомнения и по актуальности задекларированных допусков автопроизводителей. Словом, по продукции новых игроков много неизвестного и непонятного.
Как отличить контрафактное масло
Как не ошибиться с выбором продукции «темных лошадок»? Рецепт один – ориентироваться на рекомендации поставщиков и, самое главное, требовать от них гарантии. Это позволит сразу отсечь бренды, по которым нет достоверной информации.
Скажем больше, как показала практика, компании, которые ранее плотно работали с маслами брендов, покинувших нас в связи с санкциями, сделали ставку на отечественных производителей, зарубежных игроков, которые несмотря ни на что продолжили работу, а также на локализованные продукты. Они, как мы уже отметили, изготавливаются по оригинальным рецептурам на мощностях российских партнеров.
А вот здесь возникает серьезный вопрос – как работающие на рынке России производители смазочных материалов решили вопрос с сырьем? И если с базовыми маслами вопрос успешно решен, то как обстоят дела с пакетами присадок, которые необходимы для изготовления смазочных материалов высоких классов качества? А именно такие необходимы для обслуживания автомобилей последних поколений. Здесь, имеются ввиду, легковые автомобили, грузовики и автобусы возрастом не более трех-пяти лет.
Решение данного вопроса, по ряду причин, не может быть достигнуто за счет только параллельного импорта. Ситуацию частично удается выправить за счет поставок аналогов, произведенных в дружественных нам странах.
В частности, речь идет о продукции ряда известных предприятий из Китая. Скажем прямо, они выпускают пакеты присадок достойного качества, однако, в ряде случаев изготовленные на них смазочные материалы необходимо тестировать в наших условиях. Или, как вариант, сокращать интервалы замены масел.
Компании, которые раньше даже не мечтали попасть на российский рынок, сегодня получили шанс на нем работать и получать сверхприбыли
PS. Приглашаем экспертов выразить свою точку зрения по состоянию рынка смазочных материалов. Мы открыты для сотрудничества.
Цены растут, производство падает: что происходит с рынком автомобильных масел в России Версия для печати
Частичное импортозамещение технологий, рост себестоимости и риск снижения качества продукции — эти и другие вызовы рынка обсуждались в Москве на международной конференции «Рынок смазочных материалов России — 2022».
Рынок смазочных материалов в России переживает непростые времена. Санкции, уход многих зарубежных компаний, приостановка работы локализованных производств оказали сильнейшее влияние на общую ситуацию. Поставщики компонентов и производители смазочных материалов ищут понимание, как вести бизнес в новой реальности. Неудивительно, что участники рынка сочли нынешнюю конференцию «Рынок смазочных материалов России», организованную компанией RPI, самым важным мероприятием за долгие работы в отрасли. Давайте послушаем, что говорят эксперты.
На рынке растет интерес к аудиту масляного хозяйства и подбору нового портфеля продуктов.
КОМТРАНС — ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ
«Больше и лучше» — под таким девизом последние годы в России развивалось потребление автомобильных смазочных материалов. Принимая во внимание, что индекс промышленного производства в 2021 году достиг 106 пунктов, а коммерческие грузоперевозки по сравнению с 2020‑м выросли на 3 %, можно безошибочно определить, кто является главным потребителем такой продукции. В прошлом году из реализованных 1718 тыс. тонн смазочных материалов (против 1670 тыс. тонн в 2020 г.) на долю коммерческого транспорта пришлось 655 тыс. тонн, то есть 38 %, что на 16 % больше, чем в 2020 году. Вместе с тем нельзя не отметить высокую долю импорта в потреблении, составляющую 22 %.
Правда, теперь все это в прошлом. С февраля произошли существенные изменения, повлиявшие на сбыт. При обсуждении общей отраслевой ситуации Ольга Полтавская, управляющий партнер консалтинговой компании B2X, отметила три ключевых вызова настоящего времени: уход с рынка или приостановка деятельности международных игроков — поставщиков готовых продуктов и их компонентов, отзыв лицензий и одобрений российских производителей и включение крупнейших мировых брендов в перечень товаров параллельного импорта.
В 2021 году на долю коммерческого транспорта пришлось 655 тыс. тонн смазочных материалов.
«Вместе с игроками, заявившими об уходе, исчез не только ассортимент, но, на наш взгляд, самое важное, что ушел уровень сервиса и уровень работы с конечными потребителями. Безусловно, российские производители очень сильно выросли в плане сервиса за последние 10 лет, особенно в сегменте В2В, но тренды работы с конечными потребителями задавали международные компании. Соответственно, вместе с этими компаниями ушла и эта компетенция. И это на самом деле развилка на текущий момент, — говорит Ольга Полтавская. — Мы можем рассматривать это как проблему, а можем рассматривать как возможность».
Очень важный контекст, который следует принимать во внимание, — экономические санкции, часть которых, кстати, еще не вступили в силу. Снижение деловой активности стало ощущаться со второго полугодия нынешнего года. Речь идет о снижении объема перевозок автомобильным транспортом по причине сокращения и изменения внешнеторговых направлений на фоне геополитических ограничений, уменьшения объемов производства в автомобильной промышленности, которая зависит от импортных комплектующих, материалов и оборудования. На плаву держится разве что сельское хозяйство, а еще строительный сектор, главным образом благодаря поддержке государства.
В такой ситуации спрос на смазочные материалы для коммерческого транспорта сокращается и качественно меняется. По прогнозам В2Х, объем потребления в этом сегменте с 655 тыс. тонн в прошлом году снизится на 3 % — до 635 тыс. тонн в году текущем.
Вдобавок ко всему наблюдается дефицит предложения малозольных масел с высокими эксплуатационными свойствами. Потребители демонтируют с подвижного состава чувствительные к содержанию сульфатной золы, фосфора и серы системы нейтрализации DPF и EGR и переходят на полнозольные масла Full SAPS. Кроме того, происходит переход с синтетических масел на минеральные с сокращением сервисного интервала.
Нельзя не заметить ярко выраженные поведенческие группы потребителей, из которых примерно 10 % покупают импортные продукты по высокой цене, около 20 % переходят на недорогие импортные аналоги, тогда как 70 % начали использовать доступные российские масла. А еще растет интерес к аудиту масляного хозяйства и подбору нового портфеля продуктов. Эти компетенции сегодня называют «одними из самых горячих».
ИМПОРТ РУХНУЛ, ПРОИЗВОДСТВО В МИНУСЕ
Предполагается, что отечественное производство готовых масел в 2022 году из-за снижения спроса и прекращения производства компаниями Shell (завод в Торжке сменил вывеску на Teboil) и Total уменьшится на 7 % — до 1743 тыс. тонн против 1882 тыс. тонн в 2021 году. Обращает на себя внимание, что загрузка производственных мощностей вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых изготовителей увеличилась. У ряда российских производителей наблюдается дефицит мощностей смешения. Высокий интерес проявляется к покупке активов или организации производства со стороны новых игроков.
Загрузка производственных мощностей ВИНК и независимых изготовителей увеличилась.
Ожидается, что импорт по итогам года сократится на 27 %. Во втором квартале импорт готовых масел восстановился до уровня 25 тыс. тонн в месяц. Сейчас этот показатель держится стабильно, но сократилась доля брендов в импорте. Тем временем азиатские импортеры укрепили позиции. Лидерами стран роста импорта стали Корея, Турция и страны Юго-Восточной Азии. Кроме этого, прибалтийские страны — Литва и Эстония — продолжают импорт в РФ.
По мнению коммерческого директора ООО «Титан-СМ» Евгения Горянского, негативное влияние на экспорт оказывает крепкий курс рубля. «Экспорт сильно вырос в 2021 году. Тогда курс нацвалюты позволял реализовывать продукцию за рубеж очень хорошо, но сейчас обратная ситуация. Очень крепкий курс рубля не позволяет конкурировать на внешних рынках с местной продукцией даже в странах ЕАЭС, хотя потребление смазочных материалов там осталось на прежнем уровне», — сказал Евгений Горянский.
Отдельная тема — присадки. Тренд текущего года — переход российских блендинговых производств на альтернативные импортные присадки. «Еще в 2020–2021 годах более 60 % спроса на присадки обеспечивалось за счет импорта, рост рынка присадок вызван увеличением продаж премиальных смазочных материалов, а две трети рынка составляют пакеты присадок. Но уже весной 2022 года производители использовали складские запасы и начали переход на новые рецептуры и испытания. Потеря официальных одобрений ОЕМ, связанная с переходом на альтернативные рецептуры, привела к переходу ответственности за заявляемые характеристики полностью на производителя. Но уже нынешним летом импорт восстановился вслед за увеличением плана производства, ростом логистического плеча и страхового запаса присадок», — комментирует Ольга Полтавская (В2X).
Вместе с игроками, заявившими об уходе, исчез не только ассортимент, но и уровень сервиса. С одной стороны, это проблема, а с другой — новые возможности.
Евгений Горянский («Титан-СМ») считает главной проблемой дефицита присадок и загустителей для моторных масел санкционное давление. Ведущими мировыми производителями таких компонентов являются глобальные компании Lubrizol, Infineum, Oronite и Afton — они, кстати, контролируют порядка 90 % мирового рынка присадок для смазок. «Пальма первенства в производстве загустителей принадлежит Lubrizol, Infineum, Evonik industries. Среди российских производителей присадок и загустителей можно отметить такие компании, как «Квалитет», Новокуйбышевский завод масел и присадок, ООО «Пластнефтехим», ООО «МАКС-НН», ОАО ЕЗСК. Правда, их возможности ограничены и не позволяют полностью удовлетворить потребности отечественного рынка», — говорит эксперт.
Та же беда со сложными базовыми маслами четвертой группы, которые создаются на основе ПАО и являются основой для высококачественной синтетики. До недавнего времени здесь доминировали иностранные ExxonMobil, Neste Oil и Ineos. Сейчас им противостоит лишь российская Taif Lubricants, предприятие группы компании «Таиф». При таком сценарии критичным становится само наличие продукта. Качество и соответствие требованиям — вторичны. «Это все приводит к тому, что опять мы откатываемся на несколько десятилетий назад и будем делать масла минеральной и полусинтетической группы, пока не найдем альтернативы», — рассуждает Евгений Горянский.
Эксперт также обратил внимание на официальную приостановку действия всех сертификатов АРI. С марта 2022 года сертификаты смазочных материалов российского производства находятся в реестре API со статусом inactive «неактивный». При этом стендовых (моторных) испытаний масел с измененными формулами в России не проводилось. «Это колоссальная проблема. Никто не знает, как будут срабатывать эти присадки при наработке 10, 15 тыс. км в сравнении с теми же европейскими маслами, которые мы сейчас пытаемся заменить», — говорит Евгений Горянский.
По факту сервисные интервалы нужно сокращать, вследствие этого вырастет потребность в маслах, а значит, увеличится объем производства, добавляет личный прогноз эксперт.
Несколько слов о ценах. В 2021 году произошел значительный рост отпускных цен внутренних производителей моторного масла. Основная причина — как говорилось выше, дефицит базовых масел в результате пандемии, локдаунов, сбоев логистических и производственных цепочек.
На среднюю цену влияют структура продуктового портфеля и стоимость логистики. Самая высокая цена в сентябре 2022 года зафиксирована в СЗФО. В 2022 году усилилась ценовая дифференциация между продуктами разных спецификаций. С опережением рыночных растут цены брендов, объявивших об уходе либо приостановивших поставки в Россию.
Касаясь перспектив российского рынка, можно сказать, что доля импортной продукции составит 30,4 %. Более 69 % импортного объема моторных масел поступало из стран, которые ввели санкции, не исключена возможность появления новых конкурентов — представителей рынка Азии, возможно сокращение интервалов технического обслуживания автомобилей на фоне снижения платежеспособности населения.
В кулуарах участники конференции обсуждали вопрос создания российской системы сертификации, отечественного аналога международных систем API и АСЕА, способного создать некий ориентир для производителей и потребителей. Но без помощи государства этот вопрос не решить.
Какие проблемы ждут рынок автомобильных масел. Они уже подорожали на 80%
Цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы для двигателей современных иномарок — на 82%, следует из данных B2X Consulting. Autonews.ru разобрался, что теперь будет с ценами на масла в текущем году и стоит ли доверять новым, непривычным брендам.
Санкции и уход популярных брендов
Причина роста цен на автомобильные масла — наложенные на Россию санкции. Еще весной 2022 года под запрет со стороны Европы попал экспорт ряда категорий моторных масел. В первую очередь тех, которые предназначены для грузовых автомобилей. Однако уже тогда с российского рынка ушли основные мировые игроки: Total, Shell, Mobil и Castrol, напомнил в беседе с Autonews.ru член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Действительно, весной 2022 года стало известно о том, что новым собственником завода по производству масел Shell в Торжке стала компания «ЛУКОЙЛ». В то же время компания Total объявила о закрытии своего производства в Калуге. Правда, источник Autonews.ru в сфере экспертизы качества моторного масла утверждает, что масло с калужского предприятия Total продолжает поступать в розничные сети. Похожая ситуация, по данным источника, сложилась и с немецким брендом Fuchs: марка прекратила поставки в Россию, но предприятие, также расположенное в Калуге, пока работает на российском сырье.
Кроме того, под запрет попали и поставки в Россию из Европы присадок, позволяющих местным производителям делать масла для современных автомобилей, включая иномарки.
Однако, как заявил Autonews.ru Плисов, к тотальному дефициту эти меры не привели.
«Европейские компании второго эшелона продолжали везти к нам масла для легковых машин, кроме того появились каналы импорта через так называемые прокси-страны, что позволяло обходить санкционные запреты, — сказал эксперт. — Так, в перечень товаров, разрешенных для параллельного ввоза Минпромторгом, со временем добавились марки Shell, Total ExxonMobil и Texaco».
Проблема с присадками для отечественных масел также была довольно быстро решена, отмечает директор B2X Consalting Ольга Полтавская.
«Поставки недостающих компонентов для производства масел были восстановлены и приобрели системный, отлаженный характер к концу 2022 года», — сказала она.
В итоге, если в 2021 году самой продаваемой маркой масла в России была Shell, то в 2022 году в лидеры вышел Lukoil, а в топ-10 впервые вошли такие бренды, как Rolf, Sintec и две марки от «Газпром нефти»: Gazpromneft и G-Energy.
Нужный расходник подорожал на 20–80%
Моторные масла — один из основных видов расходных материалов в современном автомобиле. Производители рекомендуют разные интервалы межсервисного пробега для замены масла, но почти все требуют делать это не реже одного раза в год. Это обязательное условие надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания.
Те, кто последний раз покупал масло год назад, теперь цены не узнают. С 18 февраля 2022 года по конец января 2023 года четырехлитровая канистра ходового масла 5W 40 класса SN по API подорожала на 72% и теперь стоит в среднем 4230 руб. против 2456 руб. годом ранее. Это масло имеет, в частности, рекомендации к применению в автомобилях Mercedes и Volkswagen.
Еще сильнее подорожало масло 5W 30 категории C3 по ACEA — оно обязательно для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей. Средняя цена на канистру такого масла с февраля 2022 года по конец января 2023 года увеличилась на 82%, с 2560 до 4816 руб.
Совсем простое минеральное масло с вязкостью 10W 40 категории API SG выросло в цене заметно меньше, всего на 20%, с 1081 до 1297 руб. за стандартную четырехлитровую канистру. Но оно не подходит для современных двигателей и годится только для подержанных отечественных машин родом из прошлого века.
Категория масла | Цена на 18 февраля 2022 года | Цена на 20 января 2023 года | Разница |
10W 40 API SG | 1081 руб. | 1297 руб. | 20% |
10W 40 API SL/SN, ACEA A3/B4 | 1639 руб. | 2762 руб. | 69% |
5W 40 API SN | 2456 руб. | 4230 руб. | 72% |
5W 30 ACEA C3 | 2650 руб. | 4816 руб. | 82% |
5W 30 ACEA A5/B5 | 2365 руб. | 4240 руб. | 79% |
* Данные B2X Consulting на основе мониторинга цен на масла в четырехлитровых канистрах разных брендов в 23 торговых точках Москвы |
Цены при этом росли неравномерно. Более всего подорожали импортные масла: к осени 2022 года цена канистры 5W 40 категории SN превысила 6 тыс. руб. Отечественные аналоги поначалу дорожали не так сильно, но летом прошлого года рост их цен ускорился. Только с июня по сентябрь стоимость канистры отечественного масла для современных двигателей выросла на 20%, хотя импортные аналоги в этот период уже не дорожали.
Дефицит и контрафакт
Все тот же источник Autonews.ru на рынке подтверждает, что ввоз масел ушедших марок по параллельному импорту продолжается, но новые санкции могут его затруднить. Теперь, по его мнению, европейские чиновники станут не просто следить за тем, чтобы санкционная продукция не направлялась в Россию напрямую. Как ожидает источник, они будут обращать внимание на избыточные поставки в третьи страны, через которые осуществляется параллельный импорт. В Европе сейчас как раз обсуждается введение уголовной ответственности за обход санкций против России.
Это, в свою очередь, создает благоприятную среду для преступной деятельности, напоминают эксперты.
«Повышенный спрос на дефицитные масла всегда приводит к росту криминальной составляющей, в частности увеличению числа подделок, — говорит Плисов. — В России давно существуют производители фирменной упаковки для брендированных масел, и преступники просто заливают в эти канистры и банки масла более дешевых категорий. Потом клиенты жалуются, что современные моторы стали ненадежными. Но дело может быть не в двигателях, а как раз в поддельном масле».
По словам источника, и прежде отмечались случаи, когда поддельное масло могло заливаться в двигатели свежих, находящихся на гарантии автомобилей даже на официальных сервисах крупных автомобильных брендов. Однако представительства ведущих химических компаний старались бороться с такими ситуациями, а клиент перед тем, как менять масло, мог позвонить по горячей линии производителя и уточнить, были ли вообще поставки продукции в конкретный автосервис или магазин.
Теперь такой возможности у покупателя масла любого из ушедших из России брендов нет.
«Сложные способы доставки через третьи страны увеличили затраты и цены на эти масла, повысили риски покупки неоригинальных масел, поскольку контроля со стороны производителей в настоящий момент нет», — признает Полтавская.
Что будет с ценами и есть ли смысл в закупке впрок
До сих пор в магазинах можно встретить автомобильные масла ушедших марок. Это остатки старых запасов, а также продукция, ввезенная по параллельному импорту. Цены выросли, но острого дефицита пока не наблюдается.
Однако с ростом санкционного давления купить масло, попавшее под запрет, станет сложнее. И у владельцев машин, которые не собираются менять их в ближайшие годы, может возникнуть желание закупить масло сразу на несколько ТО вперед.
Так с рынком уже было, напоминает Плисов.
«Основной пик роста цен пришелся на весну 2022 года, когда, с одной стороны, топовые европейские бренды стали уходить с рынка, а с другой — напуганные покупатели начали приобретать запчасти и масла впрок.
16 декабря вышел очередной пакет европейских санкций, который полностью запрещает прямой импорт всех моторных масел и затрудняет их ввоз через другие страны. Это приведет к росту цен на масла европейских марок на 10–20%, а если люди вновь станут закупаться впрок, то возможен и более серьезный скачок», — считает эксперт.
В таких условиях логичным, по словам экспертов, выглядит переход на масла отечественных брендов. Тем более что российские производители уже нашли поставщиков необходимых присадок в азиатских странах. Однако именно такие масла в 2023 году могут подорожать.
«За последние десять лет российские производители научились делать масла, по качеству покрывающие примерно 98% потребностей автомобильного рынка. Пока их стоимость в целом остается прежней, однако сокращение числа игроков всегда вызывает у оставшихся соблазн воспользоваться ситуацией и повысить цены», — резюмирует Плисов.
Однако, по мнению Полтавской, рынок уже отреагировал на внешние изменения и в 2023 году серьезного роста цен не будет.
«В освободившихся рыночных нишах будут конкурировать текущие лидеры рынка и новые либо малоизвестные на сегодняшний день бренды российских и азиатских производителей», — считает эксперт. По ее словам, рост цен на масла будет на уровне общей инфляции. Напомним, что по итогам года в России этот показатель составил 11,9%. В 2023 году, по прогнозу Банка России, инфляция составит 12–13%.