Что такое АИ и чем отличается 92-й бензин от 95-го
АИ-92 и АИ-95 — самые распространенные в России марки бензина. Чем они отличаются друг от друга? Какой бензин лучше? Ответы на эти и другие актуальные вопросы о выборе «правильного» топлива — в нашей статье.
Российские АЗС предлагают 4 марки автомобильного топлива, сделанные по ГОСТу: АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98.
Аббревиатура «АИ» расшифровывается следующим образом:
- буква «А» означает, что топливо предназначено только для автотранспорта
- буква «И» — это информация о том, что октановое число было проверено в лаборатории исследовательским методом
Цифры в маркировке указывают на октановое число бензина.
Например, АИ-95 — топливо для автомобилей (заправить самолет им точно не получится), имеющее октановое число 95, и это проверено исследовательским методом.
Октановое число — основной показатель детонационной стойкости бензина. Чем выше цифра, тем лучше бензин противостоит самопроизвольному воспламенению. Но это вовсе не значит, что АИ-95 качественнее и лучше, чем АИ-92. Они просто предназначены для разных типов двигателей.
Это высокооктановое топливо, предназначенное для двигателей карбюраторного типа. Такие двигатели функционируют при большой величине сжатия. Бензин 92-й обеспечивает высокий уровень стойкости к детонации и стабильную работу мотора.
АИ-92 — самая распространенная марка бензина в России и СНГ, а вот в странах Европейского союза заправиться таким топливом не получится: там его уже давно не производят, как, собственно, и карбюраторные двигатели. Многие российские автовладельцы отдают предпочтение именно этой марке бензина из-за ее более низкой стоимости и минимального количества присадок в составе.
Относится к премиальным маркам топлива с улучшенными характеристиками. Подходит для современных автомобилей с инжекторным типом двигателя. АИ-95 по сравнению с 92-м бензином содержит больше противодетонирующих присадок, количество которых строго контролируется стандартами качества. Весомое преимущество 95-го бензина класса экстра — отсутствие свинца в составе. Однако его розничная цена гораздо выше стоимости традиционной марки топлива.
АИ-95 обладает низким уровнем токсичности выхлопного газа, поэтому является основным видом топлива за рубежом. В России его чаще всего используют владельцы иномарок, хотя большинство отечественных заводов-изготовителей уже давно рекомендуют заправлять наши современные автомобили топливом с октановым числом не менее 95.
Что будет, если заливать «неправильное» топливо
«Правильным» бензином считается тот, который указан в паспорте вашего автомобиля в качестве основной марки. Если завод-изготовитель рекомендует использовать АИ-95, не стоит пренебрегать данным требованием. Это никак не связано с желанием увеличить продажи 95-го бензина в нашей стране. Все гораздо проще: выбирать нужно то, что подходит двигателю вашего авто. Тем более если машина находится на гарантии. Ведь в случае поломки, связанной с бензином, вам придется оплачивать ее дорогостоящий ремонт самостоятельно.
Если в инструкции к вашему автомобилю АИ-95 рекомендован в качестве основного вида топлива, а АИ-92 — в качестве резервного, отдайте предпочтение 95-му. Вы обязательно заметите плюсы во время езды: мощность двигателя увеличится, а расход топлива снизится.
Так как разница между 92-м и 95-м бензином незначительная — всего 3 октановых числа, многие автовладельцы, желая сэкономить, заправляют своего «железного коня» 92-м бензином, лишь изредка «балуя» его более дорогой маркой, не догадываясь о последствиях.
92-й вместо 95-го
Если вы используете топливо с меньшим октановым числом, чем рекомендовано заводом-изготовителем, то детонация (воспламенение) будет происходить гораздо раньше положенного времени, вредя двигателю, поршням и кольцам. Если это единичная ситуация (например, на ближайшей заправке не было нужного АИ-95), то ничего страшного с одного раза не произойдет. Главное, израсходуйте весь бензин до конца для предотвращения смешивания и в следующий раз заправьте автомобиль нужным топливом.
Другое дело, если регулярно и не по назначению использовать низкооктановое топливо. Преждевременная детонация приведет к раннему износу и перегреву двигателя, повреждению стенок цилиндров и поршней. Кроме этого, топливо будет сгорать не полностью и может догорать уже в нейтрализаторе, приводя к оплавлению элементов выхлопной системы. Вы обязательно заметите увеличение расхода топлива, ухудшение динамики и падение мощности автомобиля.
95-й вместо 92-го
Если использовать топливо с большим октановым числом, чем предусмотрено конструкцией, машина от этого быстрее не поедет, хотя первое время вам будет казаться, что двигатель стал работать гораздо мягче и тише. Но из-за более длительного горения бензина элементы двигателя будут перегреваться, особенно сильно это скажется на деталях клапанного механизма. Увеличится расход масла, а двигатель будет работать на износ.
Поэтому, если вы действительно бережливый человек, не экономьте на бензине и не заправляйте автомобиль «неправильным» топливом. Следуйте требованиям завода-изготовителя и выбирайте только качественное топливо АЗС «Ресурс-Ойл».
Что означают буквы АИ в названии бензина?
Сорта бензина маркируются по-разному. Раньше были распространены топлива под названием А-55, А-72, А-76, А-80 и т. д. С начала 90-х годов прошлого века их место заняли другие сорта, обозначающиеся аббревиатурами: АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98. И если цифры в этих кодах соответствуют октановому числу топлива, то буквы определяют сорт бензина, его предназначение и тип сертификации.
Бензин для грузовиков
Октановое число характеризует детонационную стойкость бензина, от которой зависит способность топлива сопротивляться детонациям на пиковых нагрузках при работе двигателя. Однако октановое число — это не стандартная величина, а относительная. Она определяется различными методами, в зависимости от которых меняется и само октановое число.
Первый способ принято называть моторным.
Для определения октанового числа в этом случае используется специальные одноцилиндровые лабораторные установки УИТ-65 или УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия в камере сгорания.
Мотор раскручивают до 900 оборотов на исследуемом топливе при температуре всасываемой смеси 149 гр. Цельсия и с переменным углом опережения зажигания. Этот характер работы мотора больше похож на специфику эксплуатации грузовых машин. Нагрузка всегда высока, но обороты мотора изменяются несильно. Примерно так же мотор работает, когда машина идет с грузом в гору при частичном дроссельном ускорении. До 80-х годов прошлого века бензины разрабатывались в основном для грузовиков, и октановое число определялось моторным способом. Такие сорта бензина имели в названии литеру А, то есть «автомобильный» (А-72, А-76, А-80).
Бензин для легковых машин
С развитием легкового транспорта понадобились сорта бензина для небольших малолитражных моторов. Работали они с меньшей загрузкой, но в гораздо большем диапазоне оборотов. В СССР был разработан новый стандарт испытаний топлива, имитирующий функционирование мотора при малых нагрузках и при частой смене ступеней коробки передач. То есть имитировались режимы езды на легковом автомобиле.
В государственном стандарте для сортов топлива, разработанных специально для использования на легковых машинах, к букве «А» (автомобильный) добавилась еще одна литера «И», которая указывает на исследовательский метод определения октанового числа (ОЧ).
Тем самым АИ-92 расшифровывается как автомобильный бензин с ОЧ 92, определенный по исследовательскому методу.
Между тем код АИ далеко не единственный. Существуют и иные маркировки бензина.
Сорта российских авиационных бензинов маркируются по ГОСТ 1012-72 как Б-91/115 и Б-95/130, где Б — бензин, а цифры — это октановые числа при обедненной и обогащенной смесях.
В нефтяной промышленности применяются также технологические бензины БР-1 и БР-2, где БР — это бензин-растворитель.
Что такое бензин, виды бензина и расшифровка АИ
Бензин – самый популярный тип топлива для транспортных средств. Существует распространенное ошибочное мнение о том, что это вещество с четкой структурой. Это не так – материал состоит из смеси углеводородов, определяющих как название, так и молекулярный состав. На выходе получаются разные физические и химические свойства, определяющие совместимость с конкретными моделями авто и сферами применения.
При заправке владелец транспортного средства или спецтехники, оснащенной бензиновым двигателем внутреннего сгорания, должен четко придерживаться требований производителя о совместимости. Правильно подобранные автомобильные бензины способствуют продлению эксплуатационного срока мотора, доводя пробег до значения, установленного техническим паспортом.
Применение
Бензин – топливо, используемое для приведения в работу двигателя внутреннего сгорания путем поджигания в камере сгорания. Некоторые разновидности ориентированы исключительно на заправку транспортных средств. Нефтеперерабатывающие компании предлагают на выбор разные марки топлива, отличающиеся преимущественно по октановому числу, присутствию, и, соответственно, типу, процентному соотношению присадок из общей массы. Существуют отдельные виды бензинов, предназначенных для зимней и летней эксплуатации. Отличительная особенность первой категории – добавление веществ, предотвращающих замерзание и загустевание, способное нарушить нормальную работу насоса высокого давления, магистралей.
Для заправки летательных средств разработаны отдельные категории продукции. Также выпускают бензин, используемый в химической промышленности, включая производство этилена, парафина. В качестве добавки горючее применяется в процессе производства:
- лака;
- краски;
- мастики;
- растворителя;
- клеевого состава для резины;
- защитного состава, способного создавать прочную поверхностную пленку;
- конденсаторов.
Марки топлива
Для выполнения функции топлива для двигателей внутреннего сгорания бензин должен соответствовать ряду требований, к примеру:
- образовывать минимальное количество нагара;
- испаряться;
- гореть (впрочем, это и так понятно);
- проявлять окислительную активность;
- быть склонным к детонации.
Чтобы получить топливо, соответствующее регламентированному качеству, производители добавляют ряд активных компонентов в определенных пропорциях. Это нужно, чтобы использовать свойства с повышенной эффективностью, но не в ущерб конструкции двигателя. Основными показателями продукта являются устойчивость к детонации и фракционный состав.
В маркировке присутствует буква «А», указывающая на сферу применения (для автомобилей), дополненная октановым числом. Определение последнего происходит посредством моторного или исследовательского метода. Жители северо-восточных и северных населенных пунктов пользуются строго зимними бензинами, в то время как остальные регионы параллельно получают летние марки.
Вследствие ужесточения требований экологической безопасности, начиная с 2003 года российские производители не выпускают топливо на основе этилового спирта. Подобная практика давно распространена на территории Европейского Союза.
Перед получением конечной продукции происходит переработка сырой нефти. Полученный товар проверяют на предмет соответствия требованиям ГОСТ 2084-77. Альтернативный нормативный акт – ГОСТ 51105-97. Его отличительная особенность заключается в повышенных требованиях к качеству и уровню экологической безопасности, но здесь маркировка дополнена несколько иной терминологией.
Начать рассмотрение того, какой бензин есть, следует с марки Нормаль 80. Этот продукт ориентирован на эксплуатацию в грузовом автомобильном транспорте. Продукт отличается рядом особенностей.
- В одну литру горючего добавляют Агидон-1 – присадку, предотвращающую окисление притирающихся элементов внутри двигателя.
- В составе отсутствует монометиланилин – химическое вещество, способное ускорить развитие опухолевых процессов в человеческом организме, параллельно причиняя вряд природе.
- Для определения точного октанового числа используется исследовательский метод.
- В составе отсутствуют тяжелые металлы, включая свинец.
Показатель серы составляет 8,2 миллиграмма на килограмм отработанных газов. Постепенное снижение рассматриваемого показателя стало причиной увеличения длительности срока эксплуатации двигателей, поскольку внутренние элементы не покрываются нагаром. Большой пробег – главное требование к грузовому транспорту, выполняющему магистральные грузоперевозки.
Регулярный, АИ-92
Эту марку топлива рекомендуется использовать владельцам инжекторных и карбюраторных автомобилей. Продукт отличается:
- отсутствием вредных присадок, уменьшающих эксплуатационный срок топливной системы;
- стандартизацией по строгому классу экологичности (К5);
- широким разбросом температур кипения (+32. +200 градусов Цельсия).
Как и в бензине 80-й марки, здесь также отсутствует монометиланилин. В разное время года доступны специальные виды топлива на АЗС – летние и зимние. Отличительной особенностью последней категории является увеличенная концентрация углеводородов низкокипящего типа. Помимо заправки авто, продукт можно использовать в процессе производства парафина и растворителя для выведения жирных пятен из ткани.
Бензин 95-й марки
95 – это бензин с увеличенным октановым числом, изготовленным на основе бензина, добытого в процессе каталитического крекинга, дистиллятного сырья и различных добавок – газового бензина, ароматических присадок. Конечный продукт полностью лишен токсичного тетраэтилсвинца, концентрация аренов и серы сведена к минимуму. Продукт разработан в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов качества. В структуре присутствуют присадки, предотвращающие чрезмерную детонацию внутри двигателя.
Есть отдельная категория – Экстра АИ-95. За основу взят 95 бензин, из массовой доли которой удалили до 30% свинца. Повышение эффективности сгорания стало возможным благодаря добавлению компонентов, обогащенных кислородом. Результат – равномерность распределения детонационного усилия на поршень при сгорании, облегчение запуска мотора с параллельным снижением износа, экономичность расхода. Рассматриваемая категория подходит для заправки авто зарубежного производства.
АИ-98 Супер
Основным компонентом, повышающим октановое число, выступает МТБЭ – метил-трет-бутиловый эфир. Компонент обеспечивает полноту сгорания внутри двигателя, параллельно выводит нагар и иные виды отложений с мотора.
Химический состав продукции разработан с учетом экологических требований стандартов Евро-3, Евро-4 и Евро-5. В структуре нет метанола, олефиновых углеводородов и металлических присадок. Техническим регламентом допускается использование изопентана, изооктана и толуола.
Нестандартные марки топлива
Есть такие виды бензина, которые можно встретить в порядке исключения, либо не встретить в принципе. Подробнее о таких категориях далее.
- Бензин 72 марки. Снят с производства, использовался для моторов, степень сжатия в которых не превышала 7,0.
- 93 бензин. Это старое обозначение, потерявшее актуальность после вступления в силу ГОСТ Р 54283–2010. Многие задаются вопросом, услышав о аи 93, что за бензин. Это усредненный вариант для старых авто зарубежного и отечественного (в том числе советского) происхождения. Если в инструкции по эксплуатации прямо написано, что нужно заправлять 93-ю марку, можно пользоваться 92-й. При возникновении характерной детонации необходимо перевести угол опережения зажигания в более позднее положение и переходить на 95-й.
- 97 бензин. Продукт, разработанный по аналогии с предыдущим представителем, который также потерял актуальность из-за изменения ГОСТа. Подбор аналогов ведется между 95-й и 98-й маркой.
- Бензин 102. Топливо, используемое в спортивных автомобилях, базирующихся на основе высокофорсированных двигателей.
- Бензин 105. Спортивное топливо для двигателей с очень высокой степенью сжатия. Главными, если не единственными потребителями, выступают турбированные двигатели.
- Бензин 109. Неэтилированное спортивное горючее, отличительная особенность которого заключается в значительно большей концентрации кислородосодержащих веществ. Используется для двигателей мощностью от 1000 лошадиных сил.
Что означает в бензине АИ (расшифровка)
Пожалуй, главный вопрос, который задают начинающие (а в некоторых случаях и не совсем начинающие) водители – что такое АИ в бензине. Не нужно полагать, что АИ бензин – это специальное топливо для ограниченного круга потребителей. Все гораздо проще.
АИ бензин – это аббревиатура, первая буква которой указывает на применение (автомобильный – следовательно, для транспортных средств). Вторая буква из аббревиатуры устанавливает тип исследовательского метода, которым воспользовался производитель для определения октанового числа.
Принцип методики сводится к тестированию горючего на небольшой и средней нагрузке, которым свойственна температура подаваемого воздуха на уровне 52 градусов с углом опережения зажигания 13 градусов и переменной степенью сжатия. Проведение проверки осуществляется при частоте вращения коленвала 600 оборотов в минуту. Это более щадящий метод по сравнению с моторным, где воздух практически в три раза горячее, а частота вращения коленчатого вала – в полтора раза больше.
Примечательно, что экспортный аи 80 бензин, как и 92-я марка, не содержат в аббревиатуре «АИ». Но почему тогда она все-таки упомянута? Дело в том, что для определения октанового числа задействован исследовательский метод.
Специфика и технология производства
Разобравшись с тем, что такое бензин и какие марки продукции существуют, невозможно не упомянуть процесс изготовления. Для получения конечного продукта проводится перегонка с постоянной высокотемпературной обработкой, чтобы отделить горючие вещества от сырой нефти. Некоторые производители используют оборудование, выполняющее низкотемпературное воздействие. Как только заканчивается первичная обработка, необходимо ввести в состав специальные присадки, способствующие повышению качества продукции.
Основным производственным сырьем для топлива является сырая нефть. Есть альтернативные варианты, предусматривающие переработку природного газа и угля, но их практического применения, как такового, нет. Причина – сложность технологии и повышенные расходы на изготовление.
Само изготовление бензина – довольно сложная процедура. Перед перегонкой сотрудники нефтеперерабатывающего комплекса берут из каждой партии небольшую пробу и отправляют в лабораторию. Здесь проводится оценка концентрации серы и солей в составе. Параллельно измеряют объем легких фракций.
Самым простым способом производства выступает атмосферно-вакуумная перекачка, после выполнения которой легкие фракции отлетают от сырья. На следующем этапе проводится очистка от серы и солей, способных уменьшить эксплуатационный период двигателя внутреннего сгорания, параллельно ухудшая экологию. Концентрация рассматриваемых веществ не является одинаковой на всех месторождениях. Российская нефть обогащена серой, поэтому рыночная стоимость оценивается даже меньше продукции, добываемой на территории Азербайджана.
После очистки все равно остается большое количество фракций, от которых надо избавиться. Проводится повторная перегонка с частичным каталитическим крекингом. Следующий этап – комплексный каталитический риформинг.
Когда сырье нагревают до температуры около 700 градусов Цельсия, молекулярные цепочки начинают разрываться, высвобождая вторичные продукты. Наиболее распространена высокотемпературная обработка, позволяющая получить до 70% полезного сырья из общей массы нефти. Низкотемпературная обработка позволяет получить 20% сырья, и то в лучшем случае.
После получения продукта происходит дополнительная обработка внутри газофракционирующего оборудования. Параллельно специалисты добавляют ряд компонентов, позволяющий придать бензину конечные свойства. Завершающим этапом является перекачка в цистерны для транспортировки готового топлива.
Виды бензина, маркировка и расшифровка
Что такое бензин? Как написано в Wikipedia, бензин — легковоспламеняющаяся жидкость на основе смеси легких углеводородов плотностью 0,71–0,77 г/см2. Температура ее замерзания –60 0С, кипения — в пределах 33–205 0С. Основная область применения — моторное топливо разных марок, сырье для органического синтеза, изготовления этилена и парафина. На ее основе производят: краски, лаки, растворители, мастики, другие вещества.
Основные характеристики
Какие бензины есть? В России производится несколько видов бензинов, отличающихся характеристиками и составом. Ключевым параметром для определения типов бензина является октановое число — ОЧ. Немаловажная роль при этом отводится количеству примесей. Основным составляющими горючей жидкости являются изооктан с гептаном, от которых зависит способность к детонации топлива в закрытом объеме. Их соотношение в готовом продукте определяет октановое число конкретного вида бензина.
Разновидности
Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:
-
изготавливается согласно ГОСТ 32513-2013: бензин-80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102. Для справки — в СССР производился бензин-56, -66, -72, -74, -76 и -93.
- Авиационное топливо изготавливается согласно ГОСТ 1012-2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным горючим оно отличается высоким ОЧ, хорошей стабильностью химической структуры и лучшими характеристиками. В таком топливе минимум примесей. В первую очередь, это касается легких фракций, формирующих паровые пробки, повышающих коррозию, образование нагара.
- Растворители применяются для химической отрасли. С их помощью осуществляется экстрагирование — извлечение нужных компонентов из растительного масла, озокерита или канифоли. В быту растворители используются для удаления разных пятен, разведения лака, краски, обезжиривания, других нужд.
- Лигроин (нафта). Фракции нефти на основе нормальных парафинов с температурой кипения до +180 0С. Основная сфера применения — сырье для производства этилена путем пиролиза.
Как выглядит бензин?
Бензин — это газ или жидкость? В обычном состоянии — это жидкость с характерным запахом. Для удобства различия, еще с советских времен принято при производстве топлива добавлять особые красители. Схема оттенков видов бензина выглядит так:
- АИ-66 имел зеленый цвет;
- АИ-72 отличался розовым тоном;
- АИ-76 изготавливали насыщенно-желтым;
- АИ-80 поставляется на АЗС желтого цвета;
- АИ-90 и АИ-95 различают по оранжево-красному оттенку;
- АИ- 98 производится с добавлением синего красителя.
Маркировка бензина и что обозначают цифры
Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента от 2011 года на территории РФ предусмотрена маркировка бензинов в виде двух буквенных символов и двух цифр. Дополнительно иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как в бензине расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы на таком примере: АИ-92/4.
- А — вид: автомобильное топливо;
- И — способ определения октанового числа: исследовательский. Если буква «И» отсутствует, значит, применялся моторный метод.
- 92 — величина октанового числа топлива;
- 4 — класс экологичности горючего может быть в диапазоне 2–5.
Методы определения ОЧ топлива
Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с освобождением энергии и распространением ударной волны. В качестве эталонов используются два углеводорода:
- Изооктан имеет октановое число, равное единице или 100%. Другими словами, он не самовоспламеняется независимо от степени сжатия.
- Н-гептан отличается ОЧ, равным нулю. Следовательно, он быстро самовоспламеняется при малейшем давлении.
Если в топливе доля изооктана равна 95%, а н-гептана — 5%, значит, октановая характеристика такого горючего равна 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего в технических документах указывается, как ОЧ (ОЧМ, ОЧИ).
На практике существует две технологии определения ОЧ с помощью одноцилиндрового двигателя двухтактного типа:
- Исследовательская. Это способ предполагает имитацию движения автомобиля на крейсерском режиме с нагрузками не выше средних, когда обороты коленвала равны 600 об/мин.
- Моторная. При таком способе имитируются максимальные нагрузки с оборотами 900 об/мин.
Основным методом для определения октанового числа топлива является исследовательский способ.
Детонационная стойкость топлива
Детонация — химическая реакция с воспламенением топлива, при которой выделяется определенное количество тепловой энергии вместе с ударной волной. Фактически, это мгновенный взрыв горючего в замкнутом пространстве (камере сгорания), превращающий смесь в газообразные продукты горения, которые совершают механическую работу, обеспечивая движение поршня вниз. Благодаря этому происходит вращение коленчатого вала двигателя.
Все модификации бензиновых моторов, проектируются для использования топлива с конкретным октановым числом. Использование нештатного горючего приводит к преждевременному либо позднему воспламенению, в результате которого образуются детонационные волны. Они пагубно воздействуют на элементы конструкции, провоцируя их разрушение и последующий выход из строя мотора.