Какой реальный срок годности моторного масла?
Какой срок годности у моторного масла? Данный вопрос возникает у автолюбителей, которые привыкли приобретать расходные материалы к своим машинам про запас. А также, когда покупка масла, количество которого превышает одну заливку, происходит по акции. При этом использоваться купленная про запас канистра (две, три) масла будет через год (два, три). А что делать, если к этому времени срок годности масла подойдет к концу? Можно ли будет его использовать? Не нанесет ли оно вред мотору? Разберемся в данном вопросе.
Начнем с того, что любое моторное масло есть сложный по химическому составу продукт, компоненты которого составляют находящуюся в равновесии систему. До тех пор пока на нее не оказывается воздействие (масло не работает) заметного снижения эксплуатационных свойств и качеств масла не происходит. Длительность данного периода времени (читай срок хранения масла), определяет производитель смазочного материала. Гарантийный срок хранения масла указан на этикетке, которая наклеена на канистру или бочку, а также прописан в паспорте товара, который выдается на каждую произведенную партию. Данный документ (копия) должен быть у всех продавцов, которые легально торгуют товаром.
Например, компания ROLF Lubricants GmbH для своих смазочных материалов устанавливает гарантийный срок хранения моторных масел равный пяти годам с даты их производства. О чем говорит эта цифра? О том, что в течение данного срока масло, находящееся в закрытой (акцентируем на этом внимание) заводской таре (канистре или бочке), не потеряет свои свойства и качества. То есть даже спустя пять лет оно будет работать также эффективно, как и то, которое только что попало в канистру / бочку на заводской линии розлива.
А что произойдет с моторным маслом после того, как срок его хранения превысит пять лет? Если смазочный материал хранился в строгом соответствии с требованиями производителя, то ровным счетом ничего. Любой современный смазочный материал способен сохранять свои свойства и качества на протяжении гораздо большего времени, чем указано в гарантийных обязательствах. Это подтверждается многочисленными независимыми тестами, а также практикой продления срока хранения смазочных материалов, которые находятся длительное время на складах стратегического значения.
Если масло не пускается в продажу или на обслуживание техники после окончания его гарантированного срока хранения, то проводится анализ проб из взятых выборочно бочек или канистр, с передачей их в лабораторию для подтверждения того, что свойства и качества смазочного материала соответствуют паспортным. На какой период времени можно продлить срок хранения масла, зависит от его первоначальных характеристик и состава. Каждый продукт имеет свой «запас прочности». При этом однозначно утверждать, что масла на синтетической основе будут более стабильны при длительном хранении, чем изготовленные на частично-синтетической основе, нельзя. Многое зависит и от характеристик пакета присадок, который был применен при изготовлении каждого конкретного смазочного материала.
Еще раз подчеркнем – главным критерием сохранения первоначальных свойств и качеств моторных масел, которые находятся на длительном хранении, являются условия, в которых они находятся и транспортируются. Оптимальными условиями хранения моторных масел являются: проветриваемые помещения, в которых поддерживается стабильная температура (резкие перепады недопустимы), влажность и чистота воздуха, отсутствует прямое воздействие солнечного излучения и атмосферных осадков, нет открытых источников тепла.
Не менее важна ориентация тары. Так, канистры должны быть ориентированы пробками вверх. А бочки, особенно если речь идет об их хранении на открытых площадках, и существует риск попадания на них дождя или снега, должны быть уложены либо в горизонтальное положение, при котором их пробки и клапана будут находиться ниже уровня масла, либо дном вверх. Тем самым исключается процесс газообмена и обводнение масла. При транспортировке масел важно исключить их перегрев на солнце, а также вымораживание, что может произойти при их размещении на открытых платформах.
А как изменится срок хранения масла, если канистру или бочку открывали с целью отбора из нее необходимого количества смазочного материала, например, для доливки в мотор? Так как герметичность заводской тары нарушается, и освободившийся объем заполняет воздух, содержащаяся в нем влага может конденсироваться и попасть в масло, что приведет к запуску процессов окисления смазочного материала. Кроме того, нарушение герметичности тары приводит к возникновению процессов газообмена с описанными выше последствиями. Однако для современного моторного масла данный процесс не носит критического характера, если соблюдаются указанные выше условия хранения смазочных материалов. Разумеется, масло из открытой тары должно быть использовано в первую очередь.
Совсем другое дело, когда масло попадает в мотор. С первых минут работы ДВС свежий смазочный материал перемешавшись с остатками отработки, начинает интенсивно окисляться. Процесс его старения ускоряют несгоревшее топливо, водяной конденсат (процесс обводнения), смытые со дна картера и стенок масляных каналов отложения и т.д. Иными словами происходит срабатывание пакета присадок. При этом даже если машина будет эксплуатироваться редко, запущенные процессы окисления уже невозможно остановить. Не случайно заводская инструкция по эксплуатации к автомобилю гласит, что масло необходимо менять либо по пробегу, либо по времени – раз в год вне зависимости от его наработки.
Перед тем как залить в мотор масло, которое длительное время хранилось на складе, необходимо привести его в «рабочее состояние». Несмотря на то, что в состав современных моторных масел входят высокоэффективные диспергирующие присадки, которые обеспечивают его однородность, при длительном его хранении в состоянии полного покоя концентрация присадок в верхних слоях (пусть и незначительно) может отличаться от концентрации присадок на нижнем – придонном уровне. Именно для того, чтобы нивелировать данное явление, бочки с маслом перед его использованием рекомендуется положить на бок и покатать. Этим самым будет достигнуто приведение пакета присадок во взвешенное состояние. Данная рекомендация прописана в ГОСТе. Что касается канистр малого объема, то их достаточно интенсивно встряхнуть в течение нескольких секунд. Вот и все.
В заключение разговора отметим, что купить просроченное масло в таре 1 и 4 литра, которое предназначено для индивидуальных пользователей (частных владельцев автомобилей) сегодня практически нереально. Моторные масла относятся к самым востребованным расходным материалам, которые пользуются устойчивым спросом, и само понятие просрочки по отношению к ним применить крайне сложно.
1. Срок годности моторных масел устанавливает их производитель.
2. Срок годности моторного масла указывается на этикетке, а также в паспорте продукта.
3. Современные моторные масла полностью сохраняют свои свойства и качества на протяжении всего гарантийного срока при соблюдении условий их хранения.
4. Продление сроков хранения масел производится на основании лабораторных исследований проб.
5. Масла из открытой тары должны быть израсходованы в первую очередь.
6. Срок службы моторного масла в двигателе ограничивается одним годом вне зависимости от его наработки.
Срок хранения моторного масла: правила хранения, использования и признаки просроченной продукции
Моторное масло имеет ограниченный срок хранения. По истечению срока хранения защитные функции смазочного материала снижаются, и масло может негативно повлиять на работу двигателя, поэтому важно обращать внимание на этот критерий.
Как определить срок хранения моторного масла
Внимание! Всегда проверяйте актуальность срока хранения моторного масла перед его заливкой в двигатель.
Также, перед приобретением моторного масла всегда следует убедиться в том, что вы приобретаете товар с актуальным сроком хранения.
Как определить срок хранения моторного масла
Для определения срока, в течение которого следует использовать моторное масло по назначению, необходимо найти дату изготовления, указанную на упаковке продукции. Она расположена на этикетке или на обратной стороне канистры. Зарубежные и российские производители указывают дату изготовления по-разному. Российские компании на упаковке указывают обычный формат даты — «10.11.22». Зарубежные производители могут «спрятать» дату изготовления в серийный номер партии, где первая цифра – год, а вторая – месяц.
Особенности срока годности у разных видов моторного масла
Обычно, производители моторного масла гарантируют соответствие требованиям стандарта качества, определенным для данного товара в течение 5 лет с даты изготовления при соблюдении потребителем условий хранения в соответствие с ГОСТ 1510-84:
Масло должно храниться в отдельной емкости или канистре пробкой вверх, которая плотно и герметично запечатана
Емкость/канистра должна быть защищена от попадания в нее влаги, пыли и прямых солнечных лучей;
В месте хранения моторного масла должны отсутствовать перепады температур;
Срок хранения масла после вскрытия заводской тары
После вскрытия заводской тары, на моторное масло продолжают распространяться гарантийные обязательства завода изготовителя в пределах срока гарантии на данную партию масла, исчисляемого с даты производства, при условии соблюдения потребителем правил хранения, указанные выше.
Когда нужно менять моторное масло в двигателе, если автомобиль не эксплуатируется.
Обычно замена моторного масла требуется через определенный интервал пробега, установленный производителем автомобиля, но не реже одного раза в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Если автомобиль не эксплуатируется, масло в картере двигателя следует обновлять не реже чем раз в год. Это связано с тем, что несмотря на то, что масло, находясь в картере не учувствует в процессах смазки двигателя в полном объеме (отсутствует нагрев, контакт с картерными газами, нет нагрузок сдвига и др), оно в любом случае контактирует со средой через систему вентиляции картера. При длительном контакте с кислородом воздуха, поверхностями деталей двигателя, пылью и влагой моторное масло со временем окисляется и теряет свои эксплуатационные свойства. Попадание в масло воды, в свою очередь приводит к потере моторным маслом своих антикоррозионных свойств.
Что делать с просроченным смазочным материалом
Заливать в двигатель масло с истекшим сроком хранения производители не рекомендуют. Но если условия хранения строго соблюдались, а срок годности закончился недавно, то его можно использовать. Утилизация необходима, когда масло полностью утратило свои первоначальные свойства и использовать по назначению его нельзя. При утилизации нужно соблюдать следующие правила:
Не выливать на землю, в канализацию
Просроченный смазочный материал можно оставить для бытового применения или сдать на переработку
Самостоятельное определение просроченного продукта
Чтобы понять можно ли заливать моторное масло в двигатель по истечении гарантийного срока, прежде всего, необходимо провести визуальный осмотр. Внешние признаки, указывающие на непригодность моторного масла:
наличие пены или пузырьков
неоднородный цвет, консистенция
присутствие сгустков, вкраплений
В случае, если отмеченные выше отклонения не наблюдаются, следует отобрать пробу моторного масла и передать ее на анализ в соответствующую лабораторию, имеющую технические возможности для проверки соответствия параметров пробы моторного масла, параметрам, указанным в паспорте качества для данной партии моторного масла.
При положительных результатах проверки масла в лабораторных условиях, моторное масло может быть использовано в двигателе в течение дополнительного года, исчисляемого от даты окончания срока хранения товарного масла.
Срок годности моторного масла
Моторное масло, даже если вы храните его в закрытой таре из металла или пластика, тоже может «испортиться». У этого продукта имеются установленные сроки годности (обычно о них информирует потребителя производитель). Длительность хранения может и изменяться — на нее влияют такие факторы, как состав, вид тары и соблюдение/несоблюдение потребителем определенных требований.
Срок хранения современной синтетики/полусинтетики — примерно пять лет, минералки — до трех.
Можно ли пользоваться просроченным маслом? Что оказывает влияние на срок и свойства состава и как поступить, если вы приобрели «некондиционную» смазку? Расскажем в этой статье.
Почему полезно знать сроки годности
Информация о сроках годности смазок необходима в двух ситуациях:
- у вас осталось неиспользованное масло, купленное 2 или 3 года назад, возможно, в неповрежденной упаковке;
- вы собираетесь использовать для движка остатки масла — долить, заменить, но не знаете, не повредит ли это «сердцу» вашего автомобиля.
Моторное масло является технической, а не пищевой жидкостью, так что период его хранения обычно мало кого интересует. Но пренебрегать сроком годности этого продукта не рекомендуется, а чтобы рассчитать его, нужно узнать дату производства.
О стандартах
К моторному маслу существуют требования, регламентированные ГОСТ. Нас интересуют следующие:
- 1-2015. Тут можно ознакомиться с классами (зимними и летними), группами по сфере использования, классами вязкости, способами тестирования и результатами для конкретной продукции. Этот пункт принял МГС 10 декабря 2015 г.;
- 12337-84. Из него можно узнать о технических условиях для масел, предназначенных для дизелей, марках, различных требованиях, правилах приемки, способах и результатах тестирования различных смазок, гарантии производителя и хранении;
- 10541-78. Содержит аналогичные сведения, но касающиеся маркировки, перевозки, хранения. Здесь также есть данные о гарантии производителя.
Где искать срок годности
На упаковке любого типа для хранения смазки можно обнаружить этикетку, наклеенную сзади. Срок годности отсчитывается с даты, когда продукцию изготовили, залили в емкость и маркировали ее перед поступлением в продажу.
Способ указания даты производства отличается в зависимости от страны, где работает бренд:
- отечественные производители указывают на этикетке стандартную дату: день, месяц, год;
- дата изготовления зарубежной продукции зашифрована в номере партии – эта маркировка наносится на производстве после того, как продукцию разольют по упаковкам.
Синтетика и минеральное масло в закрытой таре: срок годности
Период времени, в какой можно применять упакованную жидкость, зависит от его компонентов и бренда.
Синтетика отличается от минералки:
- Срок хранения синтетических и полусинтетических масел большинства известных брендов — не менее 5 лет. Отсчитывается с даты розлива жидкости в заводских условиях по емкостям для хранения. Но есть и исключения, способные прослужить только 3-4 года.
- Срок службы минеральных составов короче — до 3 лет. Их структура быстрее изменяется, следовательно, ухудшается качество и утрачиваются нужные для корректной эксплуатации характеристики и свойства.
Лишь производитель может сообщить точные сроки службы продукции своего бренда. К тому же на пригодность смазки влияют сроки хранения, тип тары и наличие/отсутствие ее герметичности. Если условия хранения нарушены, теоретически срок службы масла способен сократиться в 1,5-2 раза.
Чтобы сохранить заявленный рабочий ресурс жидкости, следите за целостностью и герметичностью тары, защищайте ее содержимое от контакта с атмосферным воздухом и лучами солнца, берегите от перепадов температур и вибраций.
Моторные масла бренда Shell хранятся в закрытой оригинальной канистре до 4 лет.
Срок годности во вскрытой канистре
В ГОСТах 1510-84 и 10541-78 обозначено время хранения смазки при вскрытой таре — 3 года. В этот временной период техническая жидкость хранится и используется по потребностям движка.
Если вы вскрыли «дизельную» смазку, она «проживет» меньше — не более 2 лет. Если она хранится дольше, то неизбежно контактирует с воздухом и светом, а в результате окисляется. Причина такого краткого срока службы простая: масло для дизелей имеет сложный химический состав, оно насыщено присадками, а они легко «портятся» и распадаются на отдельные компоненты.
Если вы хотите сохранить прежний срок годности, но тара уже вскрыта, поменяйте ее:
- на металлическую — она надежно защитит жидкость от нежелательных контактов с внешней средой;
- на пластиковую или металлическую бочку небольшого объема (чем выше литраж, тем больше в ней окажется воздуха, портящего продукт), бочку храните в заполненном до краев виде.
В пластиковых бутылках хранить техническую жидкость нежелательно: они обычно прозрачны, к тому же полимер может взаимодействовать с компонентами смазки.
Заметьте, что производители, обозначающие 2–3-летний срок хранения в открытой таре, не советуют пользоваться открытым маслом уже спустя год после вскрытия упаковки. В иных случаях вся ответственность лежит на владельце автомобиля.
Срок годности масла в моторе
Смена смазки, рекомендуемая производителями и масел, и машин, должна производиться ежегодно — или после каждых 10 тыс. км. Спустя год или после такого пробега структура продукта и качество присадок меняются. Масло постепенно утрачивает смазывающий эффект, то есть становится практически бесполезным. Следовательно, оно служит примерно 12 месяцев после того, как вы залили его в мотор. Причем «я почти никуда не ездил» в этой ситуации не аргумент. Даже если автомобиль все это время стоял в гараже, масло потребуется сменить. Оно так или иначе испорчено нежелательными контактами — например, с чем-либо загрязняющим.
Что случится с маслом от долгого хранения
Бытует мнение о производителях, намеренно снижающих срок годности, чтобы стимулировать продажи. Ничего подобного не существует, а реальность такова, что длительное хранение ухудшает нужные для эксплуатации свойства продукта: оно не смазывает, не служит защитой от коррозии и т. д. Портится масло даже в закрытых емкостях — просто со временем изменяются его химические свойства.
Просрочка имеет следующие серьезные последствия:
- Первоначальные характеристики жидкости ухудшаются или утрачиваются полностью.
- Присадки выпадают в осадок — полностью или частично.
- Ухудшаются вязкость и температура застывания.
- Сульфатная зольность — уже не оптимальные 1,5-2 %.
- Масляный фильтр загрязняется отложениями.
- Горючее может преждевременно воспламеняться, выпускающие клапаны прогорают.
- Удельный вес продукта уже не прежний.
Свойства ухудшаются не одновременно и не моментально после завершения срока годности. Деградация характеристик идет постепенно, и предсказать возникновение критической ситуации практически невозможно.
Но этот процесс может начаться значительно раньше, если вы храните жидкость неправильно. Если не обратить внимания на требования и долить в мотор «просрочку», смешав ее с новой жидкостью, ничего ужасного не случится. Но перед доливкой проверьте старую смазку — есть ли осадок, изменились ли оттенок, запах, вязкость, плотность.
Главный неприятный момент при доливке старого масла в мотор — это повышение угара.
Что делать с просроченным моторным маслом
Любой продавец в автосалоне, не говоря уже о консультантах производителя или завода-изготовителя автомобилей, не посоветует вам пользоваться просроченным маслом именно из-за ухудшившихся рабочих качеств.
Но если продукт качественный, а просрочен он ненамного, стоит проверить его по следующим параметрам:
- приглядитесь к продукту, не выпал ли осадок, — это нехороший признак;
- оцените текстурные характеристики — рабочая жидкость не должна быть мутной или с пузырями.
Если ничего не осаждается, не помутнело и не пузырится, можете доливать масло в двигатель. Но если планируется полная замена масла, обязательно приобретите свежее.
Известно несколько случаев, когда смазка умудрялась сохранять рабочие качества спустя 6-10 лет. Вероятно, владельцы добились таких результатов, четко соблюдая абсолютно все правила хранения, указанные производителем, но такая ситуация — все же исключение из правил.
Если масло хранили в открытом виде, после истечения срока не стоит применять его: велик риск, что изначальные рабочие качества утрачены и оно не сможет выполнять функцию защиты вашего мотора. Это касается любой смазки, не сумевшей пройти вышеуказанные тесты. Жидкость мутная? Неприятно пахнет? Дно емкости почернело от осадочных отложений? Отправьте масло на утилизацию.
Куда девать просрочку, уже непригодную к использованию по прямому назначению? Есть варианты:
- Передайте ее на перерабатывающее предприятие, чтобы дать ей «вторую жизнь», если такое есть в вашем регионе.
- Передайте в специальную компанию, занимающуюся переработкой отходов.
- Используйте для бытовых нужд. Просрочкой можно защитить деревянные конструкции, пустить ее на обогрев помещений, смазывать механизмы или использовать как антикоррозийный состав.
Чего делать категорически не рекомендуется — это сжигать просроченную рабочую жидкость, а также сливать ее на землю или в воду. Это наносит вред природе, и к тому же за подобные действия могут оштрафовать.
Признаки просрочки
Просроченную смазку вы легко узнаете по следующим визуально заметным признакам:
- Вид осадка. Если отложения не объемные, еле заметны — ничего страшного. Но если осадок плавает в жидкости кусками в 1 мм или более, или толстым слоем, как ил в грязной реке, лежит на дне емкости — эту продукцию применять нельзя, если не хотите испортить двигатель.
- Помутнение. Оттенок жидкости отличается: местами темный, местами светлый.
- Наличие пузырей, особенно крупных и/или многочисленных. В жидкости воздух, такое масло непригодно к использованию.
Чтобы четко увидеть все подробности, потребуется воспользоваться прозрачной тарой, хотя бы пластиковой бутылью. На свету вы сразу увидите состояние масла.
Правильное хранение моторного масла в летнее и зимнее время
Выбирая хранилище, необходимо помнить, что эта техническая жидкость обладает способностью впитывать влаги и является легковоспламеняемым веществом.
Чтобы свойства масла сохранились при хранении, создайте ему следующие условия:
- Температурный режим: от +18 до +40 °C. Оптимально хранить при 20-22 °C.
- Уровень влажности воздуха — 25-60%.
- Исключите контакт технической жидкости с воздухом и УФ-лучами.
- Защитите ее от проникновения воды и любых других сторонних жидкостей. Достаточно одной капли, чтобы испортить всю упаковку.
- Защитите содержимое тары от загрязнений. Попадание в смазку посторонних предметов, даже если они мельчайшие (песчинки, кусочки гравия, мелкий мусор) совершенно недопустимо. В будущем могут пострадать трущиеся элементы мотора — на них появятся задиры и зазубрины, и поломка станет вопросом времени.
Если вы храните смазку в зимний период, появляются дополнительные условия:
- Вам не нужны перепады температур. Если хранение смазки гаражное, поддерживайте температуру 20-24 °C. Если отапливать или утеплить гараж невозможно, перенесите упаковку в дом, квартиру или техническое помещение с отоплением.
- Оберегайте смазку от замораживания. Если от холода она кристаллизуется, а затем разморозится, часть характеристик жидкости будет утрачена. Произойдет расслоение присадок, а после заливки ее в мотор последствия могут быть непредсказуемы.
- Если масло долго пробыло в условиях пониженной температуры, обязательно взболтайте его перед заливкой — это предотвратит образование осадка.
Если следовать вышеуказанным рекомендациям, масло сохранит свой рабочий ресурс на весь заявленный производителем срок.
Масло для двухтактных моторов: сколько оно прослужит
Если у вас есть мототехника или моторная лодка, а также иная техника с двухтактным движком, вас заинтересует, сколько хранится масло для этих моторов. Оно сохраняется 5 лет, если упаковка сохраняет герметичность. Условия хранения аналогичные — никаких скачков температуры, солнца, воздуха и влаги, мусора в таре. Также срок годности смазки укорачивает ее микс с бензином. Но если уже смешали — поддерживайте те же условия при хранении.
Для упаковки используйте емкость из стали с плотно закрывающейся крышкой или держите смазку с бензином в бачке сельскохозяйственной техники для сада. Перед применением техническую жидкость, хранящуюся в отдельной емкости, встряхните, чтобы предотвратить или устранить начавший образовываться осадок. Если смесь уже «перестояла», осадок загустеет и намертво прикипит к дну емкости. В этом случае — только утилизация, это уже негодная жидкость.
Выводы
Срок годности моторного масла является важным параметром, определяемым с учетом лабораторных тестов и опыта его практического применения. Может показаться, что ограничения навязываются производителями искусственно, но в реальности цель ограничений иная: защитить и моторы, и автолюбителей.
Со временем свойства масел (как и многих химических веществ) изменяются, ранее указанные характеристики становятся неактуальными — они не соответствуют действительности. Просроченная продукция утрачивает эффективность, характерную для нее в течение обозначенного производителем срока эксплуатации. Но «преклонный возраст» смазки не несет серьезной угрозы вашему мотору — конечно, если в ней нет мусора или крупного осадка. Если вы будете использовать старую смазку, она просто не оправдает ваших ожиданий, ее применение окажется менее результативным.
Используя «свежий» товар, приобретенный у официального дилера, покупатель не разочаруется в его качестве и останется лоялен к бренду. Соблюдение сроков хранения открытых и закрытых емкостей с моторным маслом гарантирует его безопасное использование.
Сроки и правила хранения моторного масла до и после вскрытия
Здравствуйте, дорогие автомобилисты и автолюбители! Сегодня затронем такой вопрос как срок хранения моторного масла. Не все об этом задумываются, но на самом деле состав смазки для двигателя имеет очень сложную формулу и многокомпонентный состав. А заливка состава, срок годности которого уже вышел, грозит серьезными проблемами с ДВС.
В рамках этого материала предлагаю обсудить вопрос сроков и правил хранения моторной смазывающей жидкости. Вы сможете узнать, как долго можно держать у себя в гараже лубрикант, что с ним делать после вскрытия и к чему может привести неправильное хранение.
Обязательно смотрите на сроки годности, на дату производства, прежде чем покупать и особенно заливать жидкость в собственный двигатель. И не так важно, проводится экспресс замена масла или полное замещение состава в ДВС.
Стандартные сроки хранения
Тут важно понимать, что существует понятие хранения в заводской упаковке, а также длительность хранения после вскрытия канистры. Как именно поведет себя лубрикант, если упаковка открыта, зависит от целого ряда факторов.
Намного проще сказать о герметичных упаковках. Тут вопрос во многом зависит от конкретного производителя и состава. Думаю, вы знаете, что все лубриканты для моторов делятся на синтетические, минеральные и полусинтетические. Отдельной категорией считают еще и гидрокрекинговые масла. В самом лучшем случае у масла, согласно заводским рекомендациям, срок годности будет составлять около 5 лет. Это актуально для высококачественных синтетических продуктов и некоторых полусинтетических. Минеральные хранятся в упаковке не более 3 лет. Но обычно это даже 2 года. Это связано с составом и его реакцией при контакте с кислородом.
Тут во многом раскрывается вопрос продолжительности службы залитого в двигатель лубриканта. Из-за контакта с кислородом начинаются разного рода окислительные процессы. Это играют далеко не последнюю роль в утрате свойств и характеристик смазки.
Среди производителей масел есть распространенная практика искусственного ограничения периодов хранения. Потому на некоторой синтетике можно встретить срок службы 2-3 года.
Такой шаг вполне оправдан, поскольку моторные смазки должны поспевать за развитием двигателей. Ошибочно считать, что ДВС не развиваются и не модернизируются. Автокомпании используют новые материалы, передовые технологии и инновационные решения. Они заставляют производителей масел создавать более эффективные, стойкие и высококачественные продукты. Им нет смысла делать масла с огромным сроком службы, поскольку буквально через несколько лет они уже теряют свою актуальность. Вот и весь секрет. Если меняется двигатель, то и требования к смазке становятся серьезнее.
Не играет принципиальной роли то, хранится масло в бочке или в обычной канистре на 1-5 литров. Если масло вскрыто, оно вступает во взаимодействие с кислородом. Окислительные процессы необратимы. Большинство масел выдерживают 1-2 года в открытом состоянии и только при условии создания оптимальных условий хранения. Открытое масло, простоявшее в гараже даже несколько недель, порой лучше не заливать.
Что происходит после окончания срока годности
Основная масса автовладельцев сосредоточены на выборе полусинтетического, гидрокрекингового или синтетического масла. Многие говорят, что по истечению их срока годности они теряют определенные свойства и к дальнейшему применению уже не годятся.
Но это общие понятия. Нужно разобраться конкретнее в том, что же происходит и что меняется.
- Показатели зольности. Думая над тем, какой лубрикант лучше взять, на зольность редко обращают внимание. Но она имеет значение в компоненте срока службы. Зольность показывает объем горючих компонентов в масле. В норме это до 1,5-2%. Когда состав долго хранится, присадки начинают распадаться, из-за чего объем золы увеличивается. В итоге меняются свойства и ухудшаются характеристики лубриканта;
- Вязкость. Тут закономерность простая. Длительное хранение ведет к изменению вязкости, что обусловлено процессами распада присадок и проникновением даже в закрытую упаковку кислорода, воздействия солнечных излучений и пр. Вязкость может меняться в оба направления;
- Присадки. Большинство присадок имеют ограниченный период сохранения своей работоспособности. Если это время закончится, масло утратит свои заявленные характеристики.
Еще при длительном хранении может меняться удельный вес, температура застывания, параметры кинематической вязкости и многое другое.
Даже если масло изготовлено по ГОСТ, соблюдены все технологические особенности и требования, это не означает, что оно может храниться дольше заявленного срока.
Возможность использования просроченных масел
Для начала определим понятие просроченного лубриканта. У масла может просто закончиться его срок годности, указанный производителем. Либо же речь идет о нарушении правил хранения, после чего состав также считается непригодным.
Представим ситуацию, что вам на рынке попался вариант хорошего моторного лубриканта. Это может быть:
Спойлер на крышку багажника: какой выбрать, где купить, как крепить
- Elf;
- Hyundai;
- Castrol;
- Total;
- GM;
- Shell Helix Ultra;
- Мотюль;
- Лукойл;
- Идемитсу и пр.
Но есть один нюанс. Продают его по сниженной цене, что обусловлено завершенным сроком службы. Просрочка может составлять от нескольких дней до нескольких лет. Это не так важно. Самое главное понимать, что заливать в мотор подобный состав настоятельно не рекомендуется.
Даже при условии правильного хранения внутри уже могут происходить определенные процессы распада присадок, окисления, изменения рабочих характеристик и пр.
Никогда не используйте уже открытое масло, которое пролежало даже несколько дней. Сразу после контакта с кислородом начинаются окислительные процессы. Этим объясняется необходимость менять смазку через 10 тысяч км, даже если работает мотор хорошо.
Рекомендации по хранению
Багажник на крыше автомобиля — порядок регистрации и штрафы
Заметив, что после недавней замены давление масла в моторе повышается, появляются различные признаки неполадок в работе системы смазки двигателя, стоит взглянуть на канистру и проверить дату производства.
В теории масло может прожить 2-3 года даже после вскрытия. Это вариант для тех, кто стремится сэкономить, и покупает большую канистру, которой по факту хватит на 2 замены. Правильно подобрав масло по марке авто и вскрыв емкость, придерживайтесь нескольких строгих правил, чтобы в дальнейшем лубрикант был пригоден к использованию:
- максимально плотно закройте крышку;
- можно воспользоваться дополнительной прокладкой для крышки;
- исключите контакт емкость с солнечным светом;
- температура должна находиться в диапазоне от 18 до 30 градусов Цельсия;
- ни в коем случае не допускать перегрев и переохлаждение;
- даже капля попавшей в масло воды делает его непригодным к применению через некоторое время;
- исключите попадание загрязнений, мусора и пыли в жидкость.
Когда выполняется проверка уровня масла , можно обнаружить, что лубрикант уже износился и требует замены. Чтобы не создавать себе лишнюю головную боль с хранением, всегда покупайте такое количество смазки, которой хватит для одноразового использования.
Есть варианты, когда заказывается масло из другой страны. Тут покупать более 2-3 канистр не стоит. И только при условии, что срок годности составляет минимум 3 года с даты его получения, и вы планируете каждый год менять моторную смазку. Но поскольку в России представлено множество марок и смазочных составов, которые всегда доступны в продаже, закупать масло с запасом бессмысленно.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!